Поговорим о важном

1

Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
–
дополнительная
общеразвивающая программа «Поговорим о важном» имеет социально-педагогическую
направленность, разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2020
г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. №196 г.Москва
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Письмо Министерства образования и молодежной политики Республики Коми
от 27.01.2016 г. № 07-27/45 «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных – дополнительных общеразвивающих программ в
Республике Коми»;
 Письмо Министерства образования и молодежной политики Республики Коми
от 19.09.2019 г. № 07-13/631 «Рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, включая разноуровневые и
модульные программы».
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (№ ВК-53/09 от 19.01.2015г.).
Программа составлена на основе государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации» на 2022 - 2023 годы».
Актуальность программы обусловлена тем, что современный мир агрессивен по
отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными
коммерческими изданиями, телевизионными проектами, оказывает разрушительное
влияние на детскую психику детей, их нравственность и духовный мир. По данной
программе обучение проходят обучающие которые состоят на различных учетах, с
разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их
объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны.
Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков
искажено представление о роли мужчины в семье, а у девочки мало понимают
материнстве воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. В настоящее время эта
работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в семьях,
из дети поступают в центр, вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, к
сожалению, не считают важным.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации,
учащихся является изучение базовых национальных ценностей, хранимых в социальноисторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России,
передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в
современных условиях. Программа так же направлена на развитие проектной
деятельности учащихся.
Новизной программы является введение образовательного модуля «Достояние
России». Модуль формирует у подрастающего поколения представление о стране, в
которой они живут, знакомит с субъектами, входящими в состав России, дает
представление о народах, населяющих РФ и Республику Коми, с их культурой,
2

традициями и религией воспитывает патриотизм и бережное отношение к своей Родине,
Краю. Развивает духовно-нравственное воспитание, взаимодействует с родителями,
формирует компетентности института семьи.
Педагогическая целесообразность заключается в воспитании внутренних качеств
учащегося, способных преобразовать «бездуховность» окружающего мира.
Все тематические направления, отраженные в программе, представлены в единстве
познания и активного действия. Культурно - просветительское направление обеспечивает
информационное насыщение, интеллектуальное и культурное развитие, осознание своей
гражданско-патриотической позиции. Практические занятия, проекты, акции и
самостоятельные творческие задания способствуют лучшему усвоению и осмыслению
материала, а также формируют навык активной реализации своих знаний, умений и
убеждений в конкретной деятельности.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, его трудовых и
культурных традиций, устоев народа направлены на воспитание чувства любви к малой и
большой Родине.
Отличительной особенностью программы является то, что занятия ведутся в
гражданско-патриотическом направлении, включающим в себя правовое, духовное,
нравственное воспитание и организацию досуга, на укрепление традиционных российских
духовно-нравственному ценностей и единства многонационального народа России, на
межэтническую
и
межрелигиозную
стабильность,
формирования
культуры
межэтнического общения в молодежной среде
Адресат программы: в объединение принимаются именно учащиеся, состоящие
на различных видах учета, в возрасте от 7 до 18 лет,
Программа является модульной, линейной
Содержание программы выстроено в двух уровнях: 1 год обучения. Направлен на
заложение основных моральных ценностей, норм поведения учащихся и формирование
первых навыков патриотизма на основе положительной мотивации на учение. Данный
уровень предполагает минимальную сложность содержания программы.
Объем программы: срок реализации программы 1 год. Учащиеся занимаются 4
часов в неделю, всего 144 часов в год.
Срок освоения программы: Продолжительность образовательного цикла – 1 год
обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы – 144 ч. Количество детей в группе – 15 человек.
Год
обучения

Кол-во
часов
в неделю

1 год

4

Продолжительность
Занятий
2 часа

Кол-во
занятий в
неделю

Кол-во
недель в
году

Всего
часов в
год

2

36

144

Эффективность обучения напрямую связана с систематичностью занятий, с
логически последовательным освоением материала, сформированностью устойчивой
мотивации к занятиям.
Обучение в группах строится с учетом возрастных особенностей учащихся,
состояния их здоровья.
Особенности организации образовательного процесса: для реализации данной
программы используются такие формы как фронтальная, групповая и индивидуальная.
Данная программа носит деятельностный характер, так как предполагает
использование форм и методов работы, которые обеспечивают самостоятельную
творческую работу учащихся (поиск информации, метод импровизации, самостоятельная
постановка речей), установку на свободу выбора, самоконтроль и рефлексию собственных
достижений. В результате чего формируются следующие образовательные компетенции:
3

1. Ценностно-смысловая (воспитанник способен видеть и понимать целостность
окружающего мира).
2. Учебно-познавательная (воспитанник овладевает знаниями, умениями и
навыками, приемами исследовательской деятельности).
3. Коммуникативная (воспитанник овладевает навыками работы в группе с
различными социальными ролями).
4. Социально-трудовая (воспитанник овладевает этикой взаимоотношений с
другими воспитанниками, взрослыми, овладевает знаниями в области профессионального
самоопределения).
5. Компетенция личностного самосовершенствования (формируется культура
мышления и поведения).
Работа по данной программе обеспечивает ряд межпредметных связей: с
обществознанием, культурологией, историей Отечества, географией.
Адаптация программы проведена в соответствии с возрастом учащихся и теми
условиями, которые складываются на сегодняшний день
Цели и задачи программы
Цель программы: социальное становление личности ребенка, его патриотическое
воспитание и формирование активной гражданской позиции в процессе
интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовки к защите
Отечества.
Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:
Обучающие задачи 1 года обучения:
 сформировать знания об истории России с древности до начала XVIII в;
 приобщить к истокам героизма и самоотверженности российского народа;
 сформировать чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам,
в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
 сформировать знания о событиях, ставших основой государственных праздников и
памятных дат России;
 сформировать знания о правах и обязанностях человека и гражданина;
Развивающие задачи:
 развить высокие морально - психологические, деловые и организаторские качества;
 развить способность самостоятельно ставить учебную задачу любой сложности;
 развить умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,
умение эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации, умение работать в
группе;
 развить способность проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Воспитательные задачи:
 воспитать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и
обязанностям человека;
 воспитать социальную ответственность и компетентность;
 воспитать нравственные чувства и убеждения, этическое сознание;
 воспитать эстетическую, экологическую культуру, культуру здорового и безопасного
образа жизни;

4

Содержание программы
Учебный план
№ п/п

Наименование модулей

Кол-во часов
1 г.о.

Всего

1

История России

50

150

2

Достояние страны

50

150

3

Гражданин и государство

24

78

4

ЗОЖ

20

54

144

432

Итого объем программы

Формы контроля
Педагогическое
наблюдение,
диагностика, участие
акция
Педагогическое
наблюдение,
диагностика, участие
акциях
Педагогическое
наблюдение,
диагностика, участие
акциях
Педагогическое
наблюдение,
диагностика, участие
акциях

в

в

в

в

Содержание учебного плана
1 год обучения
Модуль 1 «История России»
Образовательная задача модуля: формирование представления о патриотизме.
Учебные задачи:
1. дать знания о защите территории и единении государства в исторических событиях
России с древности до начала XVIIIв.;
2. сформировать представление о том, что сила России в единстве народа;
3. ввести понятия: Родина, патриот;
4. дать представление о религии, объединившей русский народ на заре возникновения
нового государства Русь;
5. сформировать представление об историческом значении освобождения Руси от ига
Золотой Орды;
6. продемонстрировать образец героизма и сплочённости всего народа на примере
народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского;
7. дать знания о начале обороноспособности, с момента создания княжеской дружины
до формирования профессионального войска;
8. сформировать у учащихся представление о полководце Петре I;
9. познакомить с историческими факторами (формирование территории),
повлиявшими на становление многонационального государства.
10. развить мотивацию к познанию важнейших духовно – нравственных ценностей,
отражающих специфику формирования и развития общества и государства,
национального самосознания;
Тематические рабочие группы и форматы:
- групповые (учебные занятия, игры, беседы, просмотр видео, просмотр презентаций,
дискуссии, наблюдение, коллективное общение в группах).
Модуль 2 «Достояние России»
5

Образовательная задача модуля: формирование представлений о достоянии России.
Учебные задачи:
1. дать представление о понятии «Российская Федерация»;
2. обосновать, что «РФ» - одна из выдающихся стран мира: территория, население,
природные богатства;
3. познакомить с субъектами, входящими в состав России;
4. дать представление о народах, населяющих РФ;
5. познакомить с культурой, традициями и религией народов, населяющих РФ;
6. познакомить с объектами культурного достояния России;
7. воспитать эстетическую культуру;
8. развить способность самостоятельно ставить учебную задачу любой сложности.
Тематические рабочие группы и форматы:
групповые (учебные занятия, игры, беседы, просмотр видео, просмотр презентаций,
дискуссии, наблюдение, коллективное общение в группах).
Модуль 3 «Гражданин и государство»
Образовательная задача модуля: формирование представления о гражданственности.
Учебные задачи:
1. раскрыть понятия: «государство», «гражданин», «гражданственность», «право»;
2. дать представление о задачах государства и его ветвей власти;
3. сформировать знания о Конституции РФ;
4. сформировать знания о правах, правилах и обязанностях граждан РФ;
5. обучить навыку реализации прав и обязанностей человека и гражданина;
6. воспитать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и
обязанностям человека;
7. воспитать социальную ответственность и компетентность.
Тематические рабочие группы и форматы:
групповые (учебные занятия, игры, беседы, просмотр видео, просмотр презентаций,
дискуссии, наблюдение, коллективное общение в группах).
Модуль 4 «Пропаганда ЗОЖ»
Образовательная задача модуля: обучить основным понятиям здорового образа жизни.
Учебные задачи:
1. обучить правилам ЗОЖ: гигиена, чистота, правильное питание, спорт, режим дня,
закаливание;
2. обучить правилам здорового питания;
3. обучить правилам оказании доврачебной помощи;
4. воспитать эстетическую, экологическую культуру, культуру здорового и безопасного
образа жизни.
Тематические рабочие группы и
форматы:
групповые (учебные занятия, игры, беседы, просмотр видео, просмотр презентаций,
дискуссии, наблюдение, коллективное общение в группах).
Тематическая программа:

№ п/п

Виды учебных
занятий, учебных
работ

Содержание

Кол
-во
часо
в

МОДУЛЬ 1 «История России»
6

№ п/п

1.1
«Вводное
занятие»

1.2
«Без истории
нет
будущего»

1.3.
«Крещение
Руси»

Кол
-во
Содержание
часо
в
Знакомство.
Игра
«Приятно
2
познакомится». Тренинг на сплочение
коллектива. Инструктаж по ТБ и при
Игра на знакомство,
работе на ПК. Знакомство с кабинетом.
беседа, просмотр
Просмотр видеофильма на тему «Моя
видеофильма,
Родина - Россия» инструктаж по ТБ,
инструктаж по ТБ.
Проведение рубежной диагностики в
форме беседы. Введение понятия: Родина,
гражданин, патриот.
Обсуждение: для чего надо знать историю
6
своей Родины? Учащиеся диспутируют и
делают вывод: все исторические события
(печальные, радостные, успешные или
неудачные) дают нам уроки жизни, чтобы
не совершать в дальнейшем подобные
исторические ошибки, учат уважению к
предкам, любви к Родине, чувству
Обсуждение.
патриотизма.
Просмотр
Тест на тему «Какие военные события
видеоматериала
знают обучающиеся». К середине IX века
тематическая беседа,
на севере европейской России сложился
тест, квест
союз восточнославянских, финно-угорских
и балтийских племён, образовавший под
властью династии Рюриковичей, после
присоединения в 882 году нижнего
Поднепровья, Древнерусское государство
– Киевскую Русь. С призвания варягов и с
началом княжения Рюрика в 862 году
принято
отсчитывать
начало
государственности России.
Педагог: «Нам предстоит изучение
4
истории России с позиции значения тех
событий, которые объединяют людей в
защите государства. Начнем с того
события, которое объединило русский
Беседа, просмотр
народ со времен Древней Руси – принятие
видеоматериала,
христианства.
Что
Вы
знаете
о
практикум по
христианстве? Учащиеся делятся своими
решению
знаниями: христианство принято в 988
познавательных
году князем Владимиром в Киеве. Педагог
задач, рассуждение,
раскрывает тему принятия христианства.
квест
Решение проблемы: какое значение оно
имело для русского народа?
Учащиеся делают выводы: укрепление
власти князя, объединение русского
народа,
повышение
международного
авторитета,
послужило
развитию
7
Виды учебных
занятий, учебных
работ

№ п/п

1.4
«Не даром
помнит вся
Россия»

1.5
«Куликовская
битва»

Виды учебных
занятий, учебных
работ

Содержание

образования и культуры.
Рассуждение учащихся на тему «Что было
бы, если бы Владимир принял бы другую
религию? Познавательный квест на
закрепление пройденного материала «Вехи
истории»
Ледовое сражение и его значение в
истории России. На примере героической
борьбы русского народа с иноземными
захватчиками это занятие позволяет
Беседа, просмотр
воспитывать патриотические чувства.
видеоматериала.
Педагог рассказывает о причине сражения.
Обсуждение.
Учащиеся,
после
просмотра
Работа с картами.
видеоматериала, в ходе обсуждения и
Блиц – опрос.
работы с картами, делают вывод о
Закрепление
значении победы Александра Невского:
пройденного
сохранение
независимости
Русского
материала
государства. Групповая работа
на тему «Исследование причин победы
русского воинства».
Закрепляем пройденный материал блиц –
опросом по теме занятия.
Данное занятие способствует воспитанию
у учащихся чувства патриотизма и
гордости за свой народ, вставший на
защиту Родины. Раскрытие понятия
«Татаро-монгольское нашествие» и его
роль в истории России.
На занятии преподаватель рассказывает о
деятельности Дмитрия Донского (1350Беседа, просмотр
1389 г.) и объясняет роль этого князя в
видеоматериала.
борьбе с Ордой. Учащиеся, работая с
Обсуждение.
картами, на основании полученных знаний
Работа с картами.
в ходе групповой работы анализируют два
Блиц – опрос.
основных столкновения этого периода:
Групповая работа.
Куликовскую битву и взятие Москвы
Анализ. Закрепление Тохтамышем. На основании проделанной
пройденного
работы, учащиеся делают вывод о том, что
материала
Дмитрий Иванович лучшим образом
отвечал духу той героической эпохи, в
которую ему выпало жить. Он сумел
понять ордынскую политику, найти ее
слабые стороны и нейтрализовать ее
губительное действие. Групповая работа
на тему «Роль Дмитрия Донского в
освобождении
Руси
от
татаромонгольского ига».

Кол
-во
часо
в

4

4

8

№ п/п

1.6
Стояние на
реке Угре

1.7
Минин и
Пожарский

1.8
«От
княжеской
дружины к
русской

Виды учебных
занятий, учебных
работ

Содержание

Закрепляем пройденный материал тестом
Педагог
дает
представление
об
историческом значении освобождения
Руси от ига Золотой Орды, о событиях, с
Просмотр
которыми связано освобождение Руси от
видеоматериала.
золотоордынского ига. Обсуждение: какой
Тематическая
значение имело данное событие? В ходе
беседа. Обсуждение.
обсуждения, учащиеся делают вывод о
Патриотическая игра
том, что главным итогом Стояния на Угре
Закрепление
1480
г.
является
окончательное
пройденного
освобождение Руси от ига. Патриотическая
материала
игра путешествие «Стояние на реке Угре»
В качестве закрепления пройденного
материала, проводится блиц - опрос
Педагог рассказывает обучающимися об
основных событиях Смутного времени,
периода в истории России, который
характеризовался
слабостью
государственной власти, самозванством,
гражданской
войной,
интервенцией,
разрухой и в тоже время стремлением
русского народа к независимости». Этот
период
привел
к
национальноосвободительному движению. 4 ноября
Тематическая
1612 г. воины народного ополчения под
беседа. Просмотр
предводительством Кузьмы Минина и
видеоматериала.
Дмитрия Пожарского штурмом взяли
Обсуждение.
Китай-город, освободив Москву от
Мозговой штурм
польских
интервентов
и
Закрепление
продемонстрировав образец героизма и
пройденного
сплочённости
всего
народа
вне
материала
зависимости
от
происхождения,
вероисповедания и положения в обществе
Работая в группе при мозговом штурме на
тему «Смутного времени», у учащихся
формируется
навык
применения
исторических знаний для осмысления
сущности современных общественных
явлений, развивается умение искать,
анализировать, сопоставлять и оценивать
информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего.
Просмотр
Занятие проводится с позиции этапов
видеоматериала.
формирования профессионального войска.
Тематическая
Педагог говорит о том, что ранее
беседа. Обсуждение. учащимися было рассмотрено народное
Самостоятельная
ополчение, состоящее из простого народа,

Кол
-во
часо
в
4

6

8

9

№ п/п
службе»

1.9
Петр I, как
полководец

Виды учебных
занятий, учебных
работ

Содержание

а
что
же
представляла
собой
профессиональная армия того времени?
Учащиеся делают вывод, что князя
защищала дружина, профессионализм
которой
рос
постепенно.
Педагог
рассказывает об истории преобразовании
дружины в регулярную армию. Учащиеся
анализируют различия между ополчением
и
профессиональными
войсками,
знакомятся с оружием и одеждой того
времени.
В
качестве
закрепления
материала, проводится интеллектуальная
игра по станциям.
Педагог рассказывает учащимся о Петре I
(1672-1725) как о великом полководце
России, основателем регулярной армии и
флота. Он создал регулярную армию с
введением ее воспитания и обучения.
Рассмотрение
ключевых
моментов
Северной войны со Швецией (17001721гг). Рассмотрение Полтавской битвы.
Главный итог войны - выход к
Балтийскому морю привел к созданию
Балтийского
флота
и
созданию
Тематическая
международной торговли с Европой. Петр
беседа, просмотр
I вел оборонительные и «малые войны»,
видеоматериала.
используя собственную тактику и форму
Обсуждение.
боя (не только на открытой местности, нои
Практикум по
в лесу), инженерную подготовку (система
решению
редутов).
Им
была
использована
познавательных
нетрадиционная
организация
задач.
взаимодействия на поле боя пехоты,
Патриотическая игра кавалерии и артиллерии. Война с Турцией
Закрепление
и Персидский поход.
пройденного
В процессе изучения биографии, перед
материала
учащимися ставится задача выяснить с
чего
берет
начало
военный
профессионализм Петра I. Учащиеся
делают вывод, что профессионализм берет
начало с разыгрывания подростковых
военных баталий, потешных войск,
получения военного обучения. Проводится
патриотическая игра на тему: «Эпоха
Петра».
Закрепление
пройденного
материала в виде теста. Текущая
диагностика по итогам прохождения
модуля.

Кол
-во
часо
в

работа.
Интеллектуальная
игра
Закрепление
пройденного
материала

6

10

Кол
-во
№ п/п
Содержание
часо
в
Периоды: Киевская Русь, Княжество
6
Московское,
Великое
княжество
Московское. Русское царство: расширение
земель
за
счет
присоединения и
1.10
консолидации Казанского, Астраханского,
«Формирован
Сибирского ханств и других княжеств.
Беседа, работа с
ие территории
Процесс покорения Сибири включал в
картой. Диагностика.
Русского
себя постепенное продвижение русских
государства»
казаков и служилых людей на Восток,
вплоть до их выхода к Тихому океану и
закреплению на Камчатке. Текущая
диагностика по итогам прохождения
модуля: квест «Русь изначальная».
Итого по модулю 1
50
МОДУЛЬ 2 «Достояние Страны»
Просмотр
Представление о понятии – «Российская
4
2.1
видеофильма,
Федерация». Обоснование, что «РФ» «Российская
беседа.
одна из выдающихся стран мира:
Федерация»
Познавательный
территория,
население,
природные
квест.
богатства, инженерные изобретения и т.д.
Преподаватель: «Ребята, мы с вами узнаем 18
о географическом расположении нашей
страны,
размерах
ее
территории.
Просмотр
Рассмотрим ее границы, узнаем, какими
видеосюжетов,
океанами и морями омываются ее берега, с
беседа, Работа с
какими странами она соседствует. Какие
картой
субъекты входят в состав России.
Групповая работа
Вспомним о чудесах и природных
Диспут
2.2
богатствах России, важных городах.
Презентация на тему
«Территория
Работая
с
картами,
просматривая
«Россия – Родина
РФ»
видеоматериал, обсуждая и дискутируя,
моя»
учащиеся делают вывод: «Россия –
Викторина
великая страна, которая имеет богатую и
Самостоятельная
славную
историю.
Мы
граждане
работа:
многонациональной
страны,
которые
«Географический
должны гордиться своей страной, её
кроссворд»
традициями,
культурным
наследием.
Любить и в минуты опасности защищать
свою Отчизну».
Просмотр
Учащиеся знакомятся с народностями, 12
видеоматериала,
живущими на территории России. Узнают,
дискуссия, просмотр какие исторические факторы повлияли на
2.3
иллюстраций,
становление
многонационального
«Национальн
Практикум по
государства. Перед учащимися ставится
ый состав»
решению
задача определить, какие исторические,
познавательных
культурные
факторы
повлияли
на
задач.
становление
межнациональных
11
Виды учебных
занятий, учебных
работ

№ п/п

Виды учебных
занятий, учебных
работ
мозговой штурм
интегрированный
урок на тему
Самостоятельная
подготовка и
просмотр
презентаций

2.4
Природные
богатства

Обсуждение, беседа,
презентация.

2.5
«Чудеса
России»

Просмотр
видеосюжета,
обсуждение
познавательная игра,
презентация

2.6
«Обычаи и

Просмотр
видеоматериала,

Содержание

Кол
-во
часо
в

отношений.
Учащиеся,
в
процессе
обсуждения, делают свои выводы.
Самостоятельная подготовка презентаций
на тему «Россия – многонациональное
государство»
Обсуждение: что означает выражение
«природные богатства»? Какое значение
имеют они для государства? Учащиеся
отвечают, что богатства - это полезные
ископаемые. Они показывают уровень
экономической
основы
государства.
потенциал.
Природно-ресурсный
потенциал России необычайно богатый и
разнообразный. Благодаря этому она
может обеспечить себе все необходимые
для внутреннего потребления ресурсы и
использовать их для экспорта. РФ
обеспечена на ближайшие 2-3 столетия.
запасами
угля,
калийных
солей,
фосфатного сырья и железной руды.
Россия стоит на первых местах по
количеству многих ископаемых в мировом
рейтинге. Она богата залежами угля, газа,
некоторых цветных металлов, руды и
практически всех ресурсов древесины,
водных и земельных ресурсов. В России
открыто
множество
месторождений
полезных ископаемых. По запасам нефти
РФ занимает седьмое место, а газа – 1-е
место в мире (2010). Важнейшим
фактором
укрепления экономической
независимости России является и будет
являться научно-технический потенциал,
сосредоточенный
в
её
военнопромышленном комплексе.
Победители Всероссийского независимого
конкурса: Озеро Байкал, Дворцовый
ансамбль в Петергофе, Долина гейзеров,
Природный
памятник
«Столбы
выветривания»,
Покровский
Собор,
Мамаев Курган и Родина Мать, Эльбрус.
Презентация на тему: «Какой я вижу свою
страну»
Обсуждение:
что
такое
традиции?
Учащиеся отвечают, что это привычки,

2

6

4
12

№ п/п
традиции
народов
России»

Виды учебных
занятий, учебных
работ

Содержание

которые передаются из поколения в
поколение (сказания и гадания, заговоры и
обряды, ритуалы и обычаи). У каждого
народа есть свои традиции, фольклор, свои
религиозные
праздники.
Русские
праздники:
«Пасха»,
«Масленица»,
«Крещение», «Иван Купала», «Чаепитие»,
«Гостеприимство».
Самостоятельная
подготовка сообщения о традициях разных
народов России на выбор.
2.7
викторина по теме «Достояние России».
Викторина
«Я живу в
Текущая
диагностика
по
итогам
Диагностика
России»
прохождения модуля.
Итого по модулю 2:
МОДУЛЬ 3 «Гражданин и государство»
Рассмотрение термина «государство».
Государство и право неразрывно связано
между собой. Право – это совокупность
правил поведения, выгодных государству
и одобренных им посредством принятия
законодательства. Государство не может
3.1
обходиться без права, которое служит
Викторина, показ
«Государство
своему государству, обеспечивает его
презентации
и право»
интересы. Государственное устройство
РФ. Основные задачи
государства:
внутренние (оборона, дипломатия) и
внешние (охрана порядка и организация
хозяйства). Ветви власти: законодательная,
исполнительная, судебная. Викторина
«Функции ветвей власти».
Обсуждение: какой главный закон страны
Презентация,
ты знаешь? Рассказ о Конституции.
3.2
обсуждение.
Конституция РФ и РК. История развития
«Конституци»
Конституции РФ и РК. День Конституции
РФ – 12 декабря.
Обсуждение: что такое права? Учащиеся
отвечают в общих чертах. Права - это
охраняемая, обеспеченная государством
естественная возможность что-то делать,
Обсуждение, беседа,
3.3
осуществлять.
Рассмотрение понятий
просмотр
«Права и
«гражданин», «гражданственность». Права
видеосюжета,
обязанности
и свободы гражданина и человека. Виды
дискуссия.
граждан РФ»
прав:
гражданские
(личные),
Диагностика.
политические,
социальные,
экономические, культурные. Взаимосвязь
обязанностей с правами и обязанностями.
Обсуждение: что значит жить по

Кол
-во
часо
в

обсуждение, встреча

4

50
8

6

10

13

№ п/п

Виды учебных
занятий, учебных
работ

Содержание
правилам?
Учащиеся
дискутируют.
Правила
поведения.
Регулирование
действий людей. Правила этикета и
хорошие манеры. Мораль. Текущая
диагностика тест на темы модуля
«Гражданин и государство».
Итого по модулю 3

МОДУЛЬ 4 «Пропаганда ЗОЖ»
4.1
«Основы
Беседа, обсуждение,
личной
показ презентации
гигиены»

4.2
«Здоровое
питание»

4.3
«Оказание
первой
помощи»

Просмотр
видеосюжета, беседа

4.4
«Береги
здоровье
смолоду»

Просмотр
видеосюжета,
обсуждение.
Диагностика.

Кол
-во
часо
в

24

История становления и актуальность ЗОЖ.
Правила.
Рекомендации.
Основы
закаливания. Задачи гигиены.

6

Здоровое питание обеспечивает рост,
нормальное развитие и жизнедеятельность
человека, способствует укреплению его
здоровья и профилактике заболеваний.
Соблюдение правил здорового питания в
сочетании с регулярными физическими
упражнениями
сокращает
риск
хронических заболеваний и расстройств,
таких как ожирение, сердечно-сосудистые
заболевания,
диабет,
повышенное
давление
и
рак.
Рекомендации.
Самостоятельная работа: приготовление в
домашних условиях блюда, относящегося
к здоровому питанию.
Доврачебная
помощь
комплекс
простейших мероприятий, направленных
на спасение жизни и сохранение здоровья
человека, проводимых до прибытия
медицинских
работников.
Порядок
действий.
Исключение вредных привычек. Факторы
риска для здоровья. Диагностика по
окончании обучения - самостоятельная
подготовка агитационного плаката на
выбранную тему модуля «Пропаганда
ЗОЖ».
Итого по модулю 4

6

4

4

20

Планируемые результаты
Предметные 1 год обучения
Сформировано представление:

14



о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в
жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских
ценностях;
 символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской
Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
 институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в
общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
 народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей
страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее
народов;
 религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского
государства, в истории и культуре нашей страны;
 возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека
компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
 нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении
творчества в жизни человека и общества;
 роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
 единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического,
нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и
школьного коллектива);
 влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья
окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
 важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования,
труда и творчества;
 активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
 к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
своему национальному языку и культуре;
 семье и семейным традициям;
 учебе, труду и творчеству;
 своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей
семьи, педагогов, сверстников;
 природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
 к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
 общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
 государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни
родного города;
 природе, природным явлениям и формам жизни;
 художественному творчеству.
Сформированы умения:
 устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на
взаимопомощи и взаимной поддержке;
 проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
 соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
 распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным
словам и действиям.
15

Уровни
результа
тов

1
уровень

2
уровень

Метапредметные результаты
Регулятивные:
-сформированное
умение
ставить
простую
учебную задачу;
-сформированное
умение
планировать
собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательных:
-сформированные
способности
учащегося
принимать и сохранять учебную цель и задачи;
Коммуникативные:
-сформированное
умение
сотрудничать
с
педагогом и сверстниками при решении учебных
проблем.
Регулятивные:
-сформированное умение
ставить сложную
задачу;
-сформированное умение контролировать и
оценивать свои действия, вносить коррективы в их
выполнение на основании оценки и учета
характера ошибок.
Познавательные:
-сформированное
умение
самостоятельно
преобразовывать
практическую
задачу
в
познавательную.
-сформированное
умение
осуществлять
информационный поиск, сбор и выделение
существенной
информации
из
различных
информационных источников.
Коммуникативные:
-сформированное умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблемы.
-сформированные
умения
организовывать
общение,
включающее
умение
слушать
собеседника, умение эмоционально сопереживать,
умение решать конфликтные ситуации, умение
работать в группе.

Личностные результаты
сформированные
социальные
знания
учащимся
об
общественных нормах, об
устройстве общества, о
социально
одобряемых
формах
поведения
в
обществе.

-учащимся получен опыт
переживания
и
позитивного отношения к
базовым
ценностям
общества,
ценностного
отношения к социальной
реальности в целом;
-сформированное умение
самостоятельного
общественного действия.

Комплекс организационно-педагогических условий. Формы контроля.
Календарно-тематическое планирование представлено в Приложении № 1.
Информационно-методическое обеспечение:
- помещение для занятий – зал со стульями,
- проектор, магнитная доска, компьютер, ноутбук, аудио и видеотека, методические
материалы, иллюстративный материал, канцелярские принадлежности и др.
- спортивный зал с необходимым оборудованием и инвентарем,
16

- медицинский набор для оказания первой медицинской помощи.
На стендах должны быть отражены основные разделы курса, а также должна быть
оформлена наглядная агитация по военно-патриотическому воспитанию молодежи и
пропаганде необходимости исполнения конституционного долга по защите Отечества.
Формы контроля
Оценка образовательных результатов учащихся по программе «Поговорим о
важном» носит вариативный характер:

реализационно-целевая и практически-результативный критерии (отражают
процесс работы по патриотическому воспитанию, деятельность, направленную на
формирование и развитие патриотизма у учащихся);

познавательный, мировоззренческий, мотивационный деятельностный,
(оценивающие важнейшие стороны, свойства, качества конкретной личности, группы,
являющиеся результатом работы по развитию у них патриотического сознания,
готовности и способности достойного служения Отечеству;

возможность на практике применить полученные знания и навыки.
К формам контроля относятся: педагогическое наблюдение, проведение
диагностики уровня воспитанности учащихся (для оценки личностных результатов),
проведение диагностики предметных результатов, участие в конкурсах творческих работ
и дискуссиях.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и
степень освоения им учебных задач на данном этапе. Формой промежуточной
аттестации
является
зачет.
Методом
контроля уровня достижения учащихся является. Формой проведения промежуточно
й аттестации является защита проекта или исследовательской работы.
Основное требование проекта презентация должнасоответствовать цели проекта.
Средства необходимые для реализации программы:
учебно – методическое обеспечение:
- методические материалы;
- видеоматериалы, плакаты, настольные, дидактические игры, литература;
- канцелярские принадлежности (карандаши, ручки, тетради, альбомы для рисования,
наборы цветной бумаги, краски, кисти, клей, ножницы и др.).
Материально – техническое обеспечение:
- столы, стулья, телевизор, компьютер, музыкальный центр, ноутбук, мультимедийное
оборудование (проектор, экран), магнитная доска и др.
Оценочные материалы (рубежные диагностики) позволяют определить
достижения учащимися планируемых результатов (ФЗ №273, ст.2, п.9; ст.47, п.5) и
оценить уровень личностного роста каждого учащегося.
Диагностики проводятся: в начале и в конце учебного года с целью определения
уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы и при
необходимости ее коррекции.
В качестве оценочных материалов педагоги используют:
- характеристика оценочных материалов ЗУН (приложение № 2);
- диагностика уровня воспитанности учащихся 7-18 лет (приложение № 3).
Методические материалы
Методы обучения:
- словесные методы (устное изложение изучаемого материала, беседа);
- наглядные методы (рассматривание иллюстраций, демонстрация фильмов);
- практические методы (выпуск газет, создание фильмов, марш-бросок, спектакли)
17

- «кейс-метод» (анализ конкретных ситуаций);
- дискуссионный метод;
- ИКТ метод;
- проблемный метод (решение сложных вопросов и проблем с помощью методов
«дерево решений», «мозговой штурм»).
Методические материалы используются с учетом значимости и степени влияния их на
содержание Программы:
- учебные пособия для организации работы по направлению общего характера
(гражданско-патриотическое) и тематические в соответствии с содержанием
Дополнительной общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая
программа «Поговорим о важном»;
- учебные разработки в помощь к подготовке и проведению занятий.
Формы организации учебного занятия:
- беседа, выставка, экскурсии, встречи, спектакли, игра, квест, аудио-видео занятия,
благотворительные акции (день добрых дел, день пожилого человека, ветеран живет
рядом), шевство над ветеранами ВОВ.
Дидактические материалы:
- СПИЛС (учебно-игровое пособие по изучению административно-территориального
устройства Российской Федерации) карта РФ, таблицы, сценарии мероприятий, аудио и
видео материалы, тематические схемы и плакаты.
Работа с родителями
Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по
праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только
стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит
уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего
патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов
Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от
умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без
их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение
различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей, равнодушных
к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу
семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность,
гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям.
Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени
обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы
Формы работы:
 составление родословной «Пишем родословную своей семьи»;
 спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
 сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой
Отечественной войне;
 «Загляните в семейный альбом»;
 встречи за круглым столом « Как молоды мы были…»;
 родительское собрание
«Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;

18

Список литературы
Литература для педагогов:
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. – Веселые праздники в школе и дома – Москва, 2006 г.
2. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. – СПб., 1994. – 390 с.
3. Басов А.Н. История военно-морских флагов. – СПб., 2004. – 310 с.
4. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военриотическое воспитание детей и подростков как
средство социализации. – М., 2006. – 192 с.
5. Борсякова С.И. Жиренко О.Е. Классный час в 10-11 классе: Сценарии на основе
современных технологий. – М., 2007. – 160 с.
6. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и
правовому воспитанию: 5-11 классы. – М., 2006. – 2004 с.
7. Голованова М.П. Герб, флаг, гимн России. – М., 2005. – 47 с.
8. Государственная символика РФ. – М., 2006. – 64 с.
9. Государственные
символы
Республики
Коми:
Официальное
издание
Государственного Совета Республики Коми. – Сыктывкар, 2001. – 80 с.
10. Год Великой Победы в дневниках фотографиях, воспоминаниях и документах. –
Санкт -Петербург 2010 – 186 с.
11. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. – Ростов н/Д, 2005. –
160 с.
12. Доценко В.Д., Гетманец Г.М. Флот в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. –
М., 2005. – 624 с.
13. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. – Волгоград, 2007. – 80 с.
14. Жеребцов И.Л. Где ты живешь: Населенные пункты Республики Коми. Историкодемографический справочник. – Сыктывкар, 2000. – 448 с.
15. Жеребцов И.Л., Столповский П.М. Рассказы для детей об истории Коми края. –
Сыктывкар, 2005. – 325 с.
16. Земное величие солдата. Книга-фотоальбом «Фронтовая летопись» / Авт-сост. Иванов
Г.Л. – Ухта, 2000. – 383 с.
17. И помнит мир спасенный… / Сост. Орехова Г.А. – Волгоград, 2006. – 176 с.
18. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: метод. пособие. – М., 2006. –
64 с.
19. Кильдюшов И.Н. Фронтовики Республики Коми. Документальный фотоальбом
«Память огненных лет». Книга первая. – Тверь, 1995. – 277 с.
20. Классные часы. 8 класс. Выпуск 2. / Сост. Морозова Л.П. – Волгоград, 2007. – 112 с.
21. Книга памяти города Ухты / Сост. Р.А. Лапина, Е.Г. Булдакова, Л.В. Кочеткова, А.Н.
Козулин, О.А. Сизоненко. – Ухта, 2005. – 383 с.
22. Книга памяти Республики Коми. Афганистан 1979-1989 / Сост. В.М. Котельников,
А.М. Климова. – Сыктывкар, 2000. – 1024 с.
23. Козулин А.Н. На ветрах истории. Город Ухта. Хроника. – Киров, 2004. – 504 с.
24. Конституция Республики Коми: Официальное издание Государственного Совета
Республики Коми. – Сыктывкар, 2001. – 112 с.
25. Костров А.М. Гражданская оборона. – М., 1991. – 64 с.
26. Кулинич Г.Г. Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников (5-11
классы). – М., 2006. – 208 с.
27. Максимова И.П. Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоупрограмм для средней школы. – Ростов н/Д., 2007. – 352 с.
28. Мир школьных праздников: 5-11 классы. Планирование воспитательной работы,
сценарии мероприятий / Сост. Савченко Е.В., Жиренко О.Е. – М., 2007. – 192 с.
29. Народное искусство Коми / Сост. Ваксул И.О., Зеновская В.П., Уткина И.М. – М.,
2002.
19

30. Не о прошлом: Воспоминания и фотоматериалы жителей Республики Коми –
ветеранов боевых действий. Серия «Моя война …»: Книга первая. – Сыктывкар, 2006.
– 304 с.
31. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: Методическое пособие / Авт.сост. О.А. Антуфьева, Ф.Т. Анатольевна, Л.А. Обухова. – Воронеж, 2006. – 166 с.
32. «Три цвета угрозы.Безопасность в ваших руках» – Сыктывкар, 2013 – 19 с.
33. Сборник воспоминаний «Память о войне длинною в жизнь» – Ухта 2013 – 426 с.
34. Первая в Коми АССР,первая в Советском союзе. Приложение к сборнику
воспоминаний «Память о войне длинною в жизнь» Сыктывкар, Ухта 2014 – 59 с.
35. «Народная память» /В. М.Лебедев –Сыктывкар: «Коми республиканская
типография»,2016.
Литература для учащихся:
1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. – СПб., 1994. – 390 с.
2. Басов А.Н. История военно-морских флагов. – СПб., 2004. – 310 с.
3. Голованова М.П. Герб, флаг, гимн России. – М., 2005. – 47 с.
4. Государственная символика РФ. – М., 2006. – 64 с.
5. Государственные символы Республики Коми: Официальное издание Государственного
Совета Республики Коми. – Сыктывкар, 2001. – 80 с.
6. Год Великой Победы в дневниках фотографиях, воспоминаниях и документах.– Санкт Петербург 2010 – 186 с.
7. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. – Ростов н/Д, 2005. – 160
с.
8. Доценко В.Д., Гетманец Г.М. Флот в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – М.,
2005. – 624 с.
9. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. – Волгоград, 2007. – 80 с.
10.Жеребцов И.Л. Где ты живешь: Населенные пункты Республики Коми. Историкодемографический справочник. – Сыктывкар, 2000. – 448 с.
11.Жеребцов И.Л., Столповский П.М. Рассказы для детей об истории Коми края. –
Сыктывкар, 2005. – 325 с.
12.Земное величие солдата. Книга-фотоальбом «Фронтовая летопись» / Авт-сост. Иванов
Г.Л. – Ухта, 2000. – 383 с.
13.И помнит мир спасенный… / Сост. Орехова Г.А. – Волгоград, 2006. – 176 с.
14.Кильдюшов И.Н. Фронтовики Республики Коми. Документальный фотоальбом
«Память огненных лет». Книга первая. – Тверь, 1995. – 277 с.
15.Книга памяти города Ухты / Сост. Р.А. Лапина, Е.Г. Булдакова, Л.В. Кочеткова, А.Н.
Козулин, О.А. Сизоненко. – Ухта, 2005. – 383 с.
16.Книга памяти Республики Коми. Афганистан 1979-1989 / Сост. В.М. Котельников,
А.М. Климова. – Сыктывкар, 2000. – 1024 с.
17.Книга памяти Республики Коми. Честь и Слава героям. Сост. В.А.Торлопов,
А.Ф.Сметанин, А.А.Соколов. – Сыктывкар, 2007. – 573 с.
18.Козулин А.Н. На ветрах истории. Город Ухта. Хроника. – Киров, 2004. – 504 с.
19.Конституция Республики Коми: Официальное издание Государственного Совета
Республики Коми. – Сыктывкар, 2001. – 112 с.
20.Костров А.М. Гражданская оборона. – М., 1991. – 64 с.
21.Мы еще в строю память огненных лет. Сборник биографий участников ВО войны,
проживающих в РК. – Сыктывкар, 2014 – 407с.
22.Народное искусство Коми / Сост. Ваксул И.О., Зеновская В.П., Уткина И.М. – М., 2002.
23.Не о прошлом: Воспоминания и фотоматериалы жителей Республики Коми – ветеранов
боевых действий. Серия «Моя война …»: Книга первая. – Сыктывкар, 2006. – 304 с.
24.«Три цвета угрозы. Безопасность в ваших руках» – Сыктывкар, 2013 – 19 с.
20

25.Сборник воспоминаний «Память о войне длинною в жизнь» – Ухта 2013 – 426 с.
Первая в Коми АССР, первая в Советском союзе. Приложение к сборнику воспоминаний
«Память о войне длинною в жизнь» Сыктывкар, Ухта 2014 – 59 с.
26.«Народная память» /В. М. Лебедев – Сыктывкар: «Коми республиканская
типография»,2016.

21

Приложение № 1
к ДОП «Поговорим о важном»

Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
2 занятия в неделю по 2 часа – 144 часов в год
Дата проведения
по
по плану
факту

№
модуля
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2

Тема урока
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
День знаний. Рекорды России
Диспут: для чего надо знать
историю своей Родины? День
знаний. Рекорды России
Просмотр видеоматериала на тему
«Древняя Русь»
Познавательный
квест
на
закрепление пройденного материала
Просмотр видеоматериала на тему:
«Крещение Руси»
Решение познавательных задач
«Не даром помнит вся Россия»
Групповая
работа
на
тему
«Исследование
причин
победы
русского воинства».
«Куликовская битва»
Групповая работа на тему «Роль
Дмитрия Донского в освобождении
Руси от татаро-монгольского ига».
Стояние на реке Угре.
Патриотическая игра путешествие
«Стояние на реке Угре»
Минин и Пожарский
Мозговой штурм на тему «Смутное
время»
Закрепление пройдённого материала
«От княжеской дружины к русской
службе»
Самостоятельная работа
Интеллектуальная игра
Закрепление пройденного материала
Петр I, как полководец
Практикум
по
решению
познавательных задач
Патриотическая игра на тему
«Эпоха Петра»
Формирование
на
территории
Русского государства
Работа с картами. Мозговой штурм.
Текущая диагностика по итогам
прохождения модуля.
Представление
о
понятии
–
«Российская Федерация»
Познавательный
квест,
показывающий
уровень
осведомленности детей
Работа
с
картой.
Страна,
занимающая 1/6 суши
Работа с картой и викторина на тему

Колво
часов

Т

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
2

2

К

из
них
НРК

2

2
2

П

2
2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
2
2

2
2
2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

22

2
2
2
2
2
2
2
2
2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

Крупнейшие реки. Озера. Вершины
Игра – обсуждение на тему
Климатические зоны.
Диспут на тему Природа и полезные
ископаемые
Подготовка презентаций на тему
«Россия – Родина моя»
Просмотр презентаций
Презентация на тему «Кладовые
природы»
Викторина
«Знаешь
ли
ты
географию своей страны»
Самостоятельная
работа:
«Географический кроссворд»
Какие
народности
живут
на
территории Республики Коми
Практикум
по
решению
познавательных задач
Мозговой штурм на тему «Какие
исторические факторы повлияли на
становление
многонационального
государства»
Обсуждение на тему Религиозные
конфессии
Диспут на тему Межнациональные
отношения
Самостоятельная
подготовка
презентаций на тему «Россия –
многонациональное государство»
Природные богатства
«Чудеса России»
Природные памятники
Памятники культуры
Обычаи и традиции народов России
и Республики Коми
Самостоятельная работа
«Я живу в России»
Викторина по пройденной теме
«Достояние России»
Показ презентации «Гражданин и
государство»
Просмотр
видеосюжета
«Мои
главные ценности»
Государственное устройство РФ
Ветви власти
Презентация на тему «Конституция
РФ»
История развития
Самостоятельная работа
Презентация на тему « Права и
обязанности граждан РФ»
Рассмотрение понятий Гражданин
Гражданственность
Права и свободы граждан
Дискуссия
Диагностика

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
2
2
2

2
2
2
2

2

2

2
2

2
2

2

2

2

2

2

2

2
2

2
2

2

2

2
2

2

2

2

2

2

2
2
2

2
2

2

2

23

4
4
4
4
4
4
4
4
4
4

История становления и актуальность
ЗОЖ.
Беседа на тему «Основы личной
гигиены»
Показ
презентации
«Основы
закаливания»
Здоровое питание
Соблюдение
правил
здорового
питания в сочетании с регулярными
физическими упражнениями
Самостоятельная работа
Просмотр
видеосюжета
«Экстремальные
ситуации
и
безопасность человека»
Практическое занятие
Факторы риска для здоровья
подростка
Самостоятельная подготовка на
выбранную
тему
модуля
«Пропаганда ЗОЖ»
Итого

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
2

2
2

2
2

2
2

2
144

2
102

42

24

Приложение № 2
к ДОП «Поговорим о важном»
ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЗУН

№
п\п

1.

2.

3.

4.

Предмет
оценивания

Заинтересов
анность
учащихся в
гражданскопатриотиче
ском
воспитании

Формы и
методы
оценивани
я

Беседа,
педагогич
еское
наблюден
ие

Характеристика
оценочных
материалов

Показатели
оценивания

Критерии оценивания

Сроки
проведе
ния
рубежно
й
диагност
ики

1 балл - учащийся не
заинтересован в
занятиях, отвечает
вяло, безынициативно;

педагог
интересуется
любит ли
учащийся свою
Родину, хочет ли
ее защищать

Теоретически
е знания и
предпочтения

Педагог ведет
диалог с учащимся

Уровень
теоретически
х знаний и
практических
навыков при
устном
опросе

Патриотизм

Беседа

История
России

Беседа,
практичес
кая
работа,
педагогич
еское
наблюден
ие

Педагог
предлагает

Уровень
теоретически
х знаний и
практических
навыков при
устном
опросе

Достояние
России

Беседа,
практичес
кая
работа,
педагогич
еское
наблюден
ие

Педагог
предлагает
учащимся
ответить на
вопросы

Уровень
теоретически
х знаний и
практических
навыков при
устном
опросе

2 балла – учащийся
заинтересован, любит
свою Родину, но не
владеет терминами;
3 балла – учащийся
любит сою Родину,
видит себя ее
защитником.

Начало
1 г.о.

1 балл – учащийся не
знает термина;
2 балла – учащийся
имеет представление,
но затрудняется в
формулировке;
3 балла – учащийся
свободно формулирует
свои мысли.
1 балл – учащийся не
может назвать ни
одного исторического
события;
2 балла – учащийся
знает много
исторических событий,
но путается, допускает
ошибки;
3 балла – учащийся
свободно
ориентируется в
истории России.
1 балл – учащийся не
может объяснить
значение термина и
привести примеры;
2 балла – учащийся
может объяснить
значение термина, но
путается в приведении
примеров;
3 балла – учащийся
уверенно объясняет
значение термина,

Начало
1 г.о.

начало 1
г.о.
конец 1
г.о.

конец 1
г.о.

25

№
п\п

5.

Предмет
оценивания

Гражданин
и
государство

Формы и
методы
оценивани
я

Характеристика
оценочных
материалов

Показатели
оценивания

Беседа,
практичес
кая
работа,
педагогич
еское
наблюден
ие

Педагог
предлагает
учащимся
ответить на
вопросы

Уровень
теоретически
х знаний и
практических
навыков при
устном
опросе

Уровень
теоретически
х знаний и
практических
навыков при
устном
опросе

Уровень
теоретически

6.

Российская
Федерация

Практичес
кая работа

Педагог
предлагает
учащимся
ответить на
вопросы

7.

ЗОЖ

Практичес
кая работа

Педагог
предлагает

Критерии оценивания

приводит примеры,
объясняет общую
значимость.
1 балл – учащийся не
может объяснить
значение терминов
гражданин,
гражданственность, не
знает значение
гражданских прав и
обязанностей,
2 балла – учащийся
знает значение
терминов гражданин,
гражданственность,
знает гражданские
права и обязанности, но
отвечает с подсказкой
педагога;
3 балла – учащийся
уверенно рассуждает о
гражданственности,
ориентируется в правах
человека и гражданина
1 балл – учащийся
структуры не может
объяснить значение
терминов (государство,
Российская Федерация,
государственное
устройство, функции
государства, не знает
структуру
государственной
власти;
2 балла – учащийся
структуры может
объяснить значение
терминов (государство,
Российская Федерация,
государственное
устройство, функции
государства, знает
структуру
государственной
власти, но пользуется
подсказками педагога;
3 балла – учащийся
уверенно объясняет
значение терминов и
всей политической
системы РФ.
1 балл – учащийся не
имеет представления о

Сроки
проведе
ния
рубежно
й
диагност
ики

конец 1
г.о.

конец 1
г.о.

конец 1
г.о.

26

№
п\п

Предмет
оценивания

Формы и
методы
оценивани
я

Характеристика
оценочных
материалов
учащимся
ответить на
вопросы

Показатели
оценивания

х знаний и
практических
навыков при
устном
опросе

Критерии оценивания

Сроки
проведе
ния
рубежно
й
диагност
ики

ЗОЖ;
2 балла – учащийся
знает правила личной
гигиены, здорового
питания, физического
развития, но пользуется
подсказками педагога;
3 балла – учащийся
знает все правила ЗОЖ.
2 балла – учащийся
знает правил строевой
подготовки,
ориентирования,
правила медицинской
помощи, но делает
ошибки;
3 балла - учащийся
уверенно может
пользоваться знаниями
по строевой
подготовке, по
ориентированию, по
вооружению и
Вооруженных Силах
РФ, по медицинской
помощи.

Результаты рубежной диагностики образовательных результатов вносятся в
сводную таблицу:
На начало 1 год обучения

ФИО
учащегося

Заинтересованност
ь учащихся в
гражданскопатриотическом
воспитании

Патриотизм

История России

баллы

уровень

Каждому уровню соответствует определенное количество баллов:
- допустимый уровень: от 3 до 5 баллов;
- средний уровень: от 6 до 7 баллов;
- высокий уровень: от 8 до 9 баллов.
Каждому уровню соответствует определенное количество баллов:
- допустимый уровень: от 6 до 10 баллов;
- средний уровень: от 11 до 14 баллов;
- высокий уровень: от 15 до 18 баллов.
.
27

Сводная таблица мониторинга уровня освоения дополнительной
общеобразовательной программы «Поговорим о важном»
(Итоговая аттестация)
ФИ учащегося
Иванов
Петров

1 г.о.

Средний показатель по итогам
года
Вопросы к рубежной диагностике на конец 1 г.о.
1. Как ты думаешь, что такое Патриотизм?
2. Как ты думаешь, какими чертами должен обладать патриот?
3. Что значат термины:
- Долг и ответственность;
- Конституция;
- Национальное самосознание?
4. Покажи границы нашей страны на карте.
5. Назови два правила техники безопасности при занятии по сборке автомата.

28

Приложение № 3
к ДОП «Поговорим о важном»
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся 7-18 лет
(составлена на основании диагностики М.И. Шиловой)

К обществу

Отно
шени
е

Показате
ли
воспитан
ности

Долг и
ответстве
нность

Бережлив
ость

К труду

Дисципли
нированн
ость

Ответстве
нное
отношени
ек
учению

К людям

Коллекти
визм и
товарище
ство

Доброта
и
отзывчив
ость
Честност
ьи
правдиво

Признаки проявления воспитанности
Ярко
проявляются

Проявляются

Слабо
проявляются

Не проявляются

Выполняет
общественные
поручения охотно,
ответственно и с
желанием, требует
такого же
отношения от
других

Выполняет
общественные
поручения охотно,
ответственно, но не
требует этого от
других

Неохотно выполняет
поручения, а только
при условии контроля
со стороны учителей
и товарищей

Уклоняется от
общественных
поручений,
безответственен

Сам бережлив, но не
интересуется,
бережливы ли его
товарищи

Проявляет
бережливость, если
чувствует контроль
со стороны педагогов,
старших товарищей

Небережлив, наносит
ущерб школьному
имуществу и
восстанавливает его
лишь после
настоятельных
требований

Хорошо ведет себя
независимо от
наличия или
отсутствия контроля,
но не требует
хорошего поведения
от других

Соблюдает правила
поведения при
условии
требовательности и
контроля со стороны
взрослых или
товарищей

И при наличии
требований со
стороны педагогов и
товарищей нарушает
дисциплину, слабо
реагирует на
внешние воздействия

Учится в полную
силу, проявляет
интерес к знаниям,
хорошо учится сам,
но товарищам
помогает лишь тогда,
когда поручают или
просят

Учится не в полную
силу, сам не
проявляет интереса к
учению, требует
постоянного
контроля,
безразличен к учебе
товарищей

Несмотря на
контроль, не
проявляет Интереса к
учению и
прилежанию, плохо
учится

Общительный,
считается с
интересами
коллектива, охотно
выполняет
поручения, но сам не
организует полезные
дела

Не очень
общительный,
отзывается на
просьбы товарищей,
но в делах коллектива
участвует неохотно

Необщительный,
эгоистичный

Сам добрый,
отзывчивый, всегда
поможет в трудную
минуту, но других на
добрые дела не
мобилизует

Помогает другим,
если поручает педагог
или коллектив

Недоброжелателен,
груб с товарищами

Верен своему слову,
правдив с педагогами,
товарищами,

Не всегда выполняет
обещания, не сразу
признается в своих

Часто неискренен,
обманывает
педагогов, старших

Бережет школьное
имущество,
призывает к этому и
других
Примерно ведет
себя, соблюдает
правила поведения в
Центре, на улице (в
общественных
местах), дома,
требует этих качеств
и от других
Учится в полную
силу, проявляет
интерес к знаниям,
трудолюбив и
прилежен,
добивается хороших
результатов в
учении, участвует в
конкурсах
Общительный,
уважает интересы
коллектива, сам
охотно отзывается
на просьбы
товарищей,
организует полезные
дела коллектива
Добрый,
заботливый, охотно
помогает всем, кто
нуждается в его
помощи, побуждает
на добрые дела
товарищей
Верен своему слову,
правдив с
педагогами,

29

Показате
ли
воспитан
ности
сть

Культурн
ый
уровень

Признаки проявления воспитанности
Ярко
проявляются

Проявляются

товарищами,
добровольно
признается в своих
проступках и того
же требует от других
Много читает,
охотно посещает
культурные центры.
Разбирается в
музыке, живописи.
Охотно делится
своими знаниями с
товарищами.
Привлекает их к
культурной жизни

признается в своих
проступках, но не
требует честности и
правдивости от
других
Любит читать.
Посещает культурные
центры. Проявляет
интерес к музыке,
живописи, но
интересуется всем
этим только для себя.
Не привлекает
товарищей к
культурной жизни

Слабо
проявляются

Не проявляются

проступках, а лишь
после осуждения
старшими или
товарищами

Читает. Иногда
посещает культурные
центры (музеи,
выставки), но все это
делает по совету или
настоянию взрослых:
педагогов, родителей

Не хочет читать
художественную
литературу,
отказывается
посещать культурные
центры

Диагностика воспитанности проводится в конце каждого учебного года.
При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо
пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:
3 балла – ярко проявляется
2 балла – проявляется
1 балл – слабо проявляется
0 баллов – не проявляется
Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на
11).
2,8 – 3 – высокий уровень (в)
2,5 – 2,7 – хороший уровень (х)
1,9 – 2,4 – средний уровень (с)
1 – 1,8 – низкий уровень (н)
Сводный лист диагностики воспитанности учащихся 7-18 лет
Объединение __________________________________________ Группа __________
Руководитель _______________________
Ф.И. учащегося
Показатель

Средний
балл

К культуре

Отно
шени
е

Отношение к
обществу
Долг и ответственность
Бережливость
Отношение к труду
Дисциплинированность

30

Показатель

Средний
балл

Ф.И. учащегося

Ответственное
отношение к учению
Отношение к
общественнополезному труду
Отношение к людям
Коллективизм и
товарищество
Доброта и
отзывчивость
Честность и
справедливость
Отношение к себе.
Простота и скромность
Отношение к
культуре. Культурный
уровень
Средний балл

31

Приложение № 4
к ДОП «Поговорим о важном»
Анкета «Патриот»
рубежная диагностика на начало обучения
Ф. И. ___________________ Возраст ________
Пол ________
I. Как вы для себя определяете понятие «патриот»?
_____________________________________________________________________________
II. Считаете ли вы себя патриотом?
1. Да;
2. Нет;
3. Частично;
4. Не знаю.
III. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших
патриотических чувств?
1. Школа; 2. Родители; 3. Окружающие люди, друзья;
4. СМИ;
5. Органы власти; 6. Другое ______________________
IV. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие
«патриотизм»?
1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;
2. Непримиримость к представителям других наций и народов;
3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других
наций и народов в интересах своей Родины – России;
4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию
ради ее блага или спасения;
5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре,
традициям, укладу жизни;
6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в
котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;
8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;
9. Другое ________________________________________
V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных
ценностей человека.
1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное
подчеркните).
2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности
сформированы у вас.
– активная деятельная жизнь
– жизненная мудрость
– здоровье (физическое и психическое)
– интересная работа
– красота природы и искусства
– любовь (духовная и физическая)
– материальное обеспечение жизни
– наличие хороших и верных друзей
– общественное признание
– познание (образование, кругозор)
– продуктивная жизнь
– развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование)
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
– счастливая семейная жизнь
32

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей,
всего народа, человечества в целом)
– творчество (возможность творческой деятельности)
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий)
– аккуратность (чистоплотность)
– воспитанность (хорошие манеры)
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
– чуткость (заботливость)
– жизнерадостность
– исполнительность
– независимость
– образованность
– непримиримость к недостаткам в себе и других
– ответственность (чувство долга, умение держать слово)
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные,
рациональные решения)
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и
заблуждения)
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы,
обычаи, привычки)
– честность (правдивость, искренность)
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше
всего?
1. Умение ценить настоящую дружбу;
2. Готовность помочь другу в трудную минуту;
3. Взаимопонимание;
4. Честность, порядочность, принципиальность;
5. Приятная внешность;
6. Хорошие манеры;
7. Умение модно одеваться;
8. Сила воли;
9. Смелость;
10. Решительность;
11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;
12. Интерес к политике;
13. Способности
14. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;
15. Наличие денег на всякие расходы.
VII. Закончите предложения.
1. Каждый из нас верит
2. Каждый из нас имеет
3. Каждый из нас готов
4. Подвиги героев заставили нас задуматься
5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и
6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то
7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть
33

Приложение № 5
к ДОП «Поговорим о важном»
Известный писатель, психолог и педагог Дейл Карнеги в книге «Как перестать
беспокоиться и начать жить» предлагает читателям следующие советы:
Ваши заботы должны быть направлены только на сегодняшний день, поскольку мы не
можем точно предугадать будущее или изменить прошлое.
«Будьте заняты. Человек, страдающий от беспокойства, должен полностью забыться в
работе, иначе он иссохнет от отчаяния».
«Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть.
Помните, что «жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки»».
«Изучите факты. Спросите себя: «Каковы шансы по закону больших чисел, что событие,
из-за которого я беспокоюсь, когда-либо произойдет?»».
«Считайтесь с неизбежным».
«Пусть прошлое хоронит своих мертвецов. Не пилите опилки».

34

План воспитательной работа
№

Раздел
Организация досуга

Название мероприятия

Чаепития, дни рождения
Выставки «Новогоднее
мастерство», викторина
«Мир увлечений» ,игра «Как
здорово, что все мы здесь
сегодня собрались», игратренинг «Золотой ключик»,
экскурсий в музей.

Нравственное
воспитание

«Поговорим о доброте»

«Культура каждого народа
неповторима»
Патриотическое,
гражданское,
правовое воспитание

«Что такое герб?»

«Можно

и нельзя»

«Мужество»

Цель

Место проведения

Сроки

Ответственн
ые

Создать радостную атмосферу,
сплотить коллектив
Создать радостную
атмосферу, сплотить
коллектив, развивать у детей
умение вдохновлено
рассказывать о своих
увлечениях
Воспитывать уважительное
отношение к людям,
наследием которых были и
есть благие дела и поступки,
связанные с увлечением

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Достижение гармонии
идеалов и поступков с
общечеловеческими
ценностями.
Обогащение знаний о Родине,
воспитания
патриотических
чувств.
Развитие интереса к истории и
культуре своей страны,
формирование представлений
о государственных символах
России.
Ознакомление учащихся с
некоторыми аспектами
законодательства.
Сформировать представление

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Октябрь

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Ноябрь

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Октябрь

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Декабрь

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Февраль

Шарыпова

МУДО «ЦДОД «Олимп»

В течение года Шарыпова
А.А.
В течение
Шарыпова
года
А.А.

35

«Герои мирной жизни»

Здоровый образ жизни

«Здоровье беречь, себя
уважать»
«Здоровые привычки»

Профориентация

«Какие бывают профессии»
«Мужественные профессии»

Школа жизни,
экстремальные
ситуации

«Безопасная дорога»

о мужестве, долге, чести,
ответственности,
нравственности, понимание
того, что быть патриотом –
это долг каждого гражданина
своей страны.
Знакомство с героями России
и их подвигами, воспитание
чувства патриотизма,
гордости за страну,
стремление показать
причастность каждого
россиянина к судьбе своей
Родины.
Приобщение детей к
здоровому образу жизни,
питанию, гигиене.
Формирование представления
о здоровом образе жизни,
формирование любви к
спорту.
Расширить представления
учащихся о профессиях и их
важности для людей.
Знакомство с
«мужественными»
профессиями. Формировать
представления о людях
мужественных профессий.
Знакомство с правилами
безопасного поведения на
дорогах.

А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Апрель

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Сентябрь

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Ноябрь

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Октябрь

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Май

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Сентябрь

Шарыпова
А.А.

36

«Пожарная безопасность»

Знакомство с правилами
пожарной безопасности.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Октябрь

«Осторожно, гололёд!»

Закрепление правил безопасного
поведения в повседневной
жизни.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Октябрь

«Опасные игрушки»

Знакомство учащихся с
вопросами противопожарной
безопасности по темам:
«Осторожно пиротехника»,
«Предупреждение пожаров от
неосторожного обращения с
огнем взрослых и детей»,
«Правила пожарной
безопасности при проведении
новогодних праздников».
Знакомство учащихся с
правилами поведения при
угрозе, связанной с падением
снежных масс и наледи.
Знакомство учащихся с
мерами безопасности при
выездах на природу, в лес».

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Декабрь

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Март

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Май

Шарыпова
А.А.

«Безопасный интернет и мы»

Знакомство учащихся с
основными правилами работы в
сети Интернет.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Ноябрь

Шарыпова
А.А.

«Семья в моей жизни»

Развитие
доброжелательности,
терпимости, внимания,
взаимопомощи к своим
близким.
Развитие
доброжелательности,
терпимости, внимания,
взаимопомощи к своим

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Ноябрь

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Ноябрь

Шарыпова
А.А.

«Осторожно, сход снега»

«Безопасный отдых»

7.

Семейные
отношения

«Я и моя семья»

Шарыпова
А.А.
Шарыпова
А.А.

37

близким.
8.

Экология

«Зелёные « привычки»:
сохраним планету для
будущих поколений»
«Разрушаем планету разрушаем себя»

9. Работа с детьми
группы риска

«Культура общения»

«Отношения в коллективе
объединения»

«Семейные ценности.
Взаимоотношения в семье»
10. Работа с родителями

Игра «Звездный час»
совместно с родителями
«Значение эмоций для
формирования
положительного
взаимодействия ребёнка
с окружающим миром»
Круглый стол «Моя семья»

Формирование у учащихся
воспитания любви и
заботливому отношению к
природе.
Формирование у учащихся
воспитания любви и
заботливому отношению к
природе.
Формирование культуры
поведения, умения видеть
себя со стороны,
анализировать своё поведение.
Формирование у детей
внутригруппового
сотрудничества, создание
психологического
раскрепощения на занятии в
коллективе
Формирование понятия, что
такое семья, члены семьи,
цель создания семьи, значения
семьи в жизни человека.
Привлечение родителей и
детей к творческой
деятельности.
Обсуждение с родителями
значения в жизни человека
положительной
эмоциональной сферы.
Показать важную роль

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Январь

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Январь

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Февраль

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Март

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Апрель

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Март

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Март

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»
38

совместно с родителями
Родительское собрание
«Перелистывая страницы
учебного года». Итоги года.

ценностей в каждой семье,
создать ситуацию успеха
каждой семье.
Привлечение родителей к
творческой деятельности
детей.
Подвести итоги года,
совместной деятельности
родителей и педагога.
Методическая помощь
родителей
в подготовке учащихся к
учебному году.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Май

Шарыпова
А.А.

МУДО «ЦДОД «Олимп»

Май

Шарыпова
А.А.

39

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».