шахматы

1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
Направленность программы.
Данная дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Шахматы» (далее Программа) физкультурноспортивной направленности разработана в соответствии с действующими
нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года от
31.03.2022 г. № 678-р;
-Постановлением Правительства Республики Коми от 11.04.2019 № 185
«О стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период
до 2035 года»;
- Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 10.12.2019 №44/2019-619 «О
внесении изменений в решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от 08.07.2011
№03/2011-61 «О стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030 года» и других законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации и Республики Коми в области образования.
- Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018. № 298 «0б утверждении профессионального стандарта» Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные, (далее СП 2.4.3648-20);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4. 3598-20»;
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной
политики Республики Коми от 19 января 2019 г. № 07-13/631 «Рекомендации по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ (включая разно-уровневые и модульные)»;
- Устава МУ ДО «ЦДОД «Олимп» и др.
В Концепции развития дополнительного образования детей в Республике
Коми целью является повышение роли дополнительного образования детей в
самореализации личности ребенка, развитии его мотивации к познанию,
творчеству, труду и спорту, в личностном и профессиональном самоопределении
детей и подростков.
Работа
объединения
организована
по
физкультурно-спортивной
направленности и направлена на решение общественных важных задач,
например такой как социализация ребёнка в обществе. Занятия разделены на

теоретическую и практическую плоскости.
Программа направлена на:
Создание условий для успешного интегрирования учащихся в обществе.
- Привлечение интереса детей к настольным играм и решению различных
головоломок;
- Развитие умственных возможностей обучаемых;
- Обучение учащихся новому интеллектуальному виду развлечения;
- Времяпрепровождение и общение со сверстниками за шахматной доской;
- Формирование у учащихся интереса к интеллектуальным играм, живому
общению с другими учащимися воспитание нравственных и волевых качеств.
Уровень программы – базовый. Освоение программного материала
данного уровня предполагает обучение учащихся правилам игры шахматы, что
развивает их умственные качества, кроме того, благодаря занятиям учащиеся
налаживают способы общения друг с другом.
Актуальность программы.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как
формирование развитой личности сложная задача, преподавание шахмат через
структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный
целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Актуальность предлагаемой программы обусловлена и в развитии комплекса наиважнейших личностных качеств и потому с давних пор приобрела
особую социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных
видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
На занятиях дети учатся бережно относиться к инвентарю, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущих действий, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения задания.
Отличительные особенности программы.
Настоящая программа создана на основе типовой программы по шахматам
А.Н. Костьева (Костьев, А.Н. Программы для внешкольных учреждений/ А.Н.
Костьев. – М.: Просвещение, 1986. – 297с.). Программа модифицирована с учетом требований к обучению шахматам в системе дополнительного образования
и Устава МУ ДО «ЦДОД № 9».

Данная Программа охватывает ознакомительный процесс обучения – от
знакомства с шахматами до начальной профессиональной ориентации учащихся. Это дает огромные преимущества перед типовыми программами:
- программа не растянута по времени с целью не перегружать учащихся
непомерной дополнительной нагрузкой и не травмировать детей с пониженными способностями к шахматам; её сложность плавно возрастает, много времени
уделяется повторению пройденного материала, что позволяет освоить её ребёнку с любыми природными данными в удобном для него темпе.
- индивидуальный подход позволяет двигаться на пути к совершенствованию способным детям быстрее, чем их сверстникам, не заставляя их подстраиваться под темп движения группы.
Также, отличительной особенностью данной программы является больший
акцент на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации.
Программа «Шахматы» создана исходя из взглядов, принципов, теоретических знаний, игровой практики, Реализация программы связана с такими
школьными предметами как: физика, математика.
Своеобразие программы заключается в том, что это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное
средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий
- способности действовать в уме.
Занятия шахматами в полной мере способствуют:
- увеличению дисциплинированности ребёнка;
- развитию усидчивости ребёнка;
- развитию умения концентрировать внимание
- нравственному воспитанию учащихся;
- привитию навыков личной и общественной гигиены.
Данная программа позволяет развить логические способности учащегося.
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы» адресована учащимся в возрасте от 7 - 18 лет без уровня подготовленности или только с задатками и интересом к обучению шахматам, развитию логики и мышления. Количество учащихся в группе 15 человек. Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей (законных представителей) через сайт
ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/).
Программа учитывает возрастные и половые особенности групп учащихся
этого возраста. При этом акцентируется внимание на качественных изменениях,
происходящих в организме занимающихся, изменениях антропометрических
размеров тела.
В программу также включены такие формы работы, как:
- общешкольные массовые мероприятия;

- различные праздники.
Объем и срок освоения программы. Продолжительность образовательного цикла – 1 год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 144 ч.
Количество детей в группе – 15 человек.
Год
обучения
1 год

Кол-во
часов
в неделю
4

Продолжительность
Занятий
2 часа

Кол-во
занятий
в неделю
2

Кол-во
недель
в году
36

Всего
часов
в год
144

Эффективность обучения напрямую связана с систематичностью занятий,с
логически последовательным освоением материала, сформированностью
устойчивой мотивации к занятиям.
Обучение в группах строится с учетом возрастных особенностей учащихся, состояния их здоровья.
Формы обучения. Очная. В период невозможности организации учебного
процесса в очном формате: карантина, неблагоприятной эпидемиологической
обстановки, актированных дней, может быть организована с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Формы организации образовательного процесса.
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основными формами организации учебно-воспитательного
процесса на всех годах освоения программы являются теоретические и практические занятия.
Виды занятий. Основным видом организации учебно-воспитательного
процесса является учебное занятие. Так же применяются различные формы
проведения учебных занятий: решение этюдов, учебная игра, соревнования.
Важной частью подготовки учащихся является участие в различных мероприятиях различного уровня, а также, участие в массовых мероприятиях.
Режим занятий.
Расписание составляется в соответствии с требованиями Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» на основании «Календарного учебного графика на 2022 – 2023 учебный год» - Электронный
ресурс].
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10минутным перерывом, всего 144 часа в год.

1.2. Цели и задачи программы:
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального
развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
1. Обучающие:
- обучить правилам игры в шахматы;
- умение применять логическое мышление в жизни;
- сформировать начальные представления о законах логики и причинноследственных связей.
2. Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков воспитанников;
- развитие практических умений и навыков воспитанников, обеспечивающих положительную роль в их интеллектуальном развитии;
- развитие потребности в регулярном умственном развитии.
3. Воспитательные:
- воспитать коллектив взаимопомощи;
- формировать необходимость универсальных способов мыслительных
действий;
- воспитать потребность в здоровом образе жизни.
1.3. Содержание программы.
1.3.1. Учебный план.
Количество часов 1 г. о.
Всего
Т
П
16
11
5
37
11
26
42
17
25
49
49
144
39
105

Название разделов
Раздел: Основы правил шахмат.
Раздел: Детали игры в шахматы.
Раздел: Основы дебютов.
Раздел: Игровая практика.
Итого:

1.3.2. Учебный план 1 года обучения.
№ п/п

Название раздела, темы

1.

Название раздела «Основы
правил шахмат».
Тема: «Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ».
Тема: «Правила поведения
при игре в шахматы. Особенности игры».

1.1.
1.2.

Количество часов
Всего
Теория Практика
16

11

5

1

1

-

2

2

-

Формы аттестации/контроля

Тема: «Доска и фигуры.
Шахматная партия. Цель игры».
Тема: «Ходы фигур. Шах и
мат».
Тема: «Цель и результат
шахматной партии».
Тема: «Пат. Ничья».
Тема: «Рокировка. Превращение пешки».
Тема: «Взятие на проходе».

2

2

-

2

1

1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

1.9.

Педагогический
контроль.
По теме: «Основы правил
шахмат».

1

1

-

2.

Название раздела «Детали
игры в шахматы».
Тема: «Игра в дебюте».
Тема: «Миттельшпиль».
Тема: «Эндшпиль».
Тема: «Тактические приемы
и особенности их
применения».
Тема: «Внимательность при
выборе хода. Хладнокровие
в трудных позициях».
Тема: «Размен и его виды».
Тема: «Особенности фигур».
Тема: «Особенности расположения фигур».
Педагогический контроль.
По теме: «детали игры в
шахматы».

37

11

26

4
4
4
4

1
1
1
1

3
3
3
3

4

1

3

4
6
6

1
2
2

3
4
4

1

1

-

Название раздела «Основы
дебютов».
Тема: «Дебют в шахматах».
Тема: «Дебют Гроба».
Тема: «Гамбит Эванса».
Тема: «Славянская защита».
Тема: «Скандинавская защита».
Тема: «Итальянская партия».
Тема: «Защита двух коней».
Тема: «Защита Нимцовича».
Тема: «Королевский гамбит».
Педагогический контроль.
По теме: «Основы дебютов».

42

17

25

1
5
5
5
5

1
2
2
2
2

3
3
3
3

5
5
5
5

2
2
2
2

3
3
3
3

1

-

1

1.3.

1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

2.5.

2.6.
2.7.
2.8.
2.9.

3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.
3.10.

Текущий контроль,
уровень подготовленности учащихся/
Тест. (см. приложение).

Промежуточная
аттестация/
тест. (см. приложение).

Текущий контроль,
уровень подготов-

ленности учащихся/
Тест (см. Приложение).
4.
4.1.
4.2.

Итого

Название раздела «Игровая практика».
Тема: «Игра в шахматы».
Педагогический контроль:
по освоению программы.

49

-

49

47
2

-

47
2

144

39

105

Итоговый контроль/
практическое задание (см. приложение).

1.3.3. Календарный учебный график.
Календарный учебный график по года обучениям (см. Приложение № 1 к
программе).
1.3.4. Содержание учебного плана.
Раздел 1. «Основы правил шахмат».
Тема 1.1. «Вводное занятие. Инструктаж по ТБ».
Теория. Знакомство с режимом работы объединения. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1.2. «Правила поведения при игре в шахматы. Особенности игры».
Теория. Разбор правил поведения при игре в шахматы. Рассказ об истории
появления игры, традициях и основных вехах шахмат.
Тема 1.3. «Доска и фигуры. Шахматная партия. Цель игры».
Теория. Предназначение доски и фигуры. Разбор их особенностей. Знакомство с основами ведения шахматной партии. Разбор цели игры.
Тема 1.4. «Ходы фигур. Шах и мат».
Теория. Разбор способов перемещений фигур по доске во время игры. Разбор и объяснение понятий шах и мат.
Практика. Выполнение перемещений фигур в игре. Показ с помощью фигур определений шах и мат.
Тема 1.5. «Цель и результат шахматной партии».
Теория. Разбор цели и задач игры в шахматы. Возможные результаты
окончания игры.
Практика. Самостоятельное повторение учениками цели, задач и возможных результатов шахматной партии. Демонстрация подобных вариантов на
доске.
Тема 1.6. «Пат. Ничья».
Теория. Разбор понятий пат и ничья в шахматах, а также перечисление вариантов для их возможного осуществления.

Практика. Демонстрация на шахматной доске возможных вариаций для
достижения пата. Вывод игры в пат за несколько шагов с заведомо заготовленной расстановки на доске.
Тема 1.7. «Рокировка. Превращение пешки».
Теория. Разбор рокировки. Демонстрация превращения пешки в другую
фигуру.
Практика. Осуществление рокировки. Рассказ о её особенностях. Осуществление превращения пешки в другую фигуру.
Тема 1.8. «Взятие на проходе».
Теория. Разбор хода под названием взятие на проходе.
Практика. Осуществление во время моделирования определённой ситуации взятия на проходе.
Раздел 2. «Детали игры в шахматы».
Тема 2.1. «Игра в дебюте».
Теория. Разбор начальной стадии игры.
Практика. Отработка правильных ходов в начальной стадии игры.
Тема 2.2. «Миттельшпиль».
Теория. Разбор середины игры.
Практика. Отработка правильных ходов в ходе миттельшпиля.
Тема 2.3. «Эндшпиль».
Теория. Разбор конечной стадии игры.
Практика. Отработка правильных ходов в фазе игры с малым количеством
фигур.
Тема 2.4. «Тактические приёмы и особенности их применения».
Теория. Разбор тактических приёмов и их особенностей.
Практика. Отработка тактических приёмов по ходу игры с учётом особенностей их применения.
Тема 2.5. «Внимательность при выборе хода. Хладнокровие в трудных
позициях».
Теория. Объяснение необходимости соблюдать внимательность и концентрацию при выборе хода.
Практика. Отработка выхода из трудных позиций при помощи выбора
правильного хода.
Тема 2.6. «Размен и его виды».
Теория. Разбор видов размена в шахматах.
Практика. Отработка осуществления грамотных разменов в различных ситуациях.
Тема 2.7. «Особенности фигур».
Теория. Разбор различий и особенностей фигур в шахматах. Выделение их
слабых и сильных мест.
Практика. Отработка правильных ходов различными фигурами в различных игровых ситуациях.
Тема 2.8. «Особенности расположения фигур».
Теория. Разбор особенностей расположения фигур на шахматной доске.

Практика. Отработка расположения фигур на шахматной доске в определённых игровых ситуациях.
Раздел 3. «Основы дебютов».
Тема 3.1. «Дебют в шахматах».
Теория. Объяснение влияния выбранного дебюта на всю дальнейшую игру.
Тема 3.2. «Дебют Гроба».
Теория. Разбор достоинств и недостатков данного дебют. Демонстрация
дальнейшей тактики игры при выбранном дебюте.
Практика. Осуществление данного дебюта одним игроком и попытка противостояния ему другим игроком с последующей сменой ролей и оппонентов.
Тема 3.3. «Гамбит Эванса».
Теория. Разбор достоинств и недостатков данного дебют. Демонстрация
дальнейшей тактики игры при выбранном дебюте.
Практика. Осуществление данного дебюта одним игроком и попытка противостояния ему другим игроком с последующей сменой ролей и оппонентов.
Тема 3.4. «Славянская защита».
Теория. Разбор достоинств и недостатков данного дебют. Демонстрация
дальнейшей тактики игры при выбранном дебюте.
Практика. Осуществление данного дебюта одним игроком и попытка противостояния ему другим игроком с последующей сменой ролей и оппонентов.
Тема 3.5. «Скандинавская защита».
Теория. Разбор достоинств и недостатков данного дебют. Демонстрация
дальнейшей тактики игры при выбранном дебюте.
Практика. Осуществление данного дебюта одним игроком и попытка противостояния ему другим игроком с последующей сменой ролей и оппонентов.
Тема 3.6. «Итальянская партия».
Теория. Разбор достоинств и недостатков данного дебют. Демонстрация
дальнейшей тактики игры при выбранном дебюте.
Практика. Осуществление данного дебюта одним игроком и попытка противостояния ему другим игроком с последующей сменой ролей и оппонентов.
Тема 3.7. «Защита двух коней».
Теория. Разбор достоинств и недостатков данного дебют. Демонстрация
дальнейшей тактики игры при выбранном дебюте.
Практика. Осуществление данного дебюта одним игроком и попытка противостояния ему другим игроком с последующей сменой ролей и оппонентов.
Тема 3.8. «Защита Нимцовича».
Теория. Разбор достоинств и недостатков данного дебют. Демонстрация
дальнейшей тактики игры при выбранном дебюте.
Практика. Осуществление данного дебюта одним игроком и попытка противостояния ему другим игроком с последующей сменой ролей и оппонентов.
Тема 3.9. «Королевский гамбит».
Теория. Разбор достоинств и недостатков данного дебют. Демонстрация
дальнейшей тактики игры при выбранном дебюте.

Практика. Осуществление данного дебюта одним игроком и попытка противостояния ему другим игроком с последующей сменой ролей и оппонентов.
Раздел 4. «Игровая практика».
Тема 4.1. «Игра в шахматы».
Практика. Проведение игр между учащимися.
1.4. Планируемые результаты
1. Предметные.
- будут знать историю появления и развития шахмат;
- освоят правила игры в шахматы;
- овладеют первичными навыками анализа;
- поднимут собственный уровень интеллекта.
2. Личностные
- сформировано чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- сформирован навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- сформировано чувство доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- сформирован здоровый образ жизни.
3. Метапредметные
- овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах
умственной деятельности;
- овладеют навыками креативности, а именно способностями и готовностью разными путями выходить из различных ситуаций;
- овладеют навыками коммуникации.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Учебный процесс по программе организуется на базе МУ «ЦДОД «Олимп»
в учебном классе, соответствующем требованиям САН-ПиН и технике
безопасности.

Необходимым условием учебных занятий с учащимися является использование оборудования и инвентаря, отвечающего их возрасту и физическому развитию:
- Доска – 1 шт.
- Колонки – 1 пара.
- Комплекты шахматных фигур – 16 шт.
- Компьютерная мышь – 1 шт.
- Маркеры – 5 шт.
- Ноутбук – 1 шт.
- Парты – 16 шт.
- Проектор – 1 шт.
- Стулья – 32 шт.
- Шахматные доски – 16 шт.
- Экран – 1 шт.
2.2. Информационно-методическое обеспечение.
Интернет-ресурсы:
1. Видео правила шахмат. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=0jh6hRcTgSI
2. Международная федерация шахмат. - [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://www.fide.com/
3. Памятка игры в шахматы. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://chess-boom.online/pravila-igry-v-shahmaty/
4. Федерация шахмат России. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://ruchess.ru/
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
В учебно-воспитательном процессе используются элементы следующих
педагогических технологий:
- игровая технология;
- технология проблемного обучения;
- рефлексивная технология.
Воспитательные технологии:
- технология коллективного взаимо-обучения;
- технология создания ситуации успеха;
- здоровье сберегающие технологии.
Элементы педагогических технологий
Технология
проблемного обучения
Технология

Эффект использования технологий
- педагог создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на ее решение, организует поиск решения;
- обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения,
разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает
новые знания и овладевает новыми способами действия.
- улучшение процесса запоминания и освоения упражнений;

игрового обучения

Рефлексивная
технология

Элементы воспитательных технологий
Технология
коллективного
взаимо-обучения

Технология создания
успеха

- повышение эмоционального фона занятий;
- развитие мышления, воображения и творческих способностей;
- формирование коммуникативных качеств, социализация ребенка в коллективе.
- обеспечение субъект-субъектных отношений в процессе обучение;
- контроль и закрепление знаний учащихся;
- развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников;
- совместное обсуждение понятого, увиденного, проделанного на
занятиях и краткое резюме педагога в конце занятия.
Эффект использования технологий
- самостоятельность, взаимовыручка и коллективизм (все учат
каждого, и каждый учит всех),
- помощь товарищу при освоении упражнений;
- умение работать в микро-группах;
- воспитание общественно-активной личности;
- позитивная социализация учащихся.
- создание условий для успешного решения учащимся какой-либо
задачи;
- поддержание интереса учащимся к занятиям.

- использование технологии обеспечивает сохранность здоровья
учащихся при проведении занятий;
- организация каникулярного отдыха;
Здоровье сберегающая
- способствовать развитию мотивации позитивного отношения к
технология
здоровому образу жизни;
- создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого
ребенка.

Формы учебной работы:
- групповая;
- индивидуальная;
- фронтальная.
При групповой форме проведения учебных занятий, имеются хорошие
условия для создания соревновательного микроклимата в процессе занятия,
взаимопомощи учащихся при выполнении упражнений.
При индивидуальной форме, занимающиеся получают задание и выполняют его самостоятельно, при этом сохраняются оптимальные условия для индивидуального подбора заданий, воспитания у учащихся самостоятельности,
творческого подхода к занятиям.
При фронтальной форме группа учащихся одновременно выполняет одни
и те же упражнения. В этом случае педагог имеет возможность осуществлять
общее руководство группой и индивидуальный подход к каждому занимающемуся.
Методы обучения:
1. Организационные:

- словесный (беседа, устное объяснение и разъяснение проблемных вопросов);
- наглядный (показ выполнения различных ходов и элементов);
- практический (выполнение учащимися различных учебных элементов,
применение навыков в учебной игре и соревнованиях);
- частично поисковый метод (решение смоделированной проблемной ситуации с направлением учащегося к правильному ответу).
2. Мотивационные (убеждение, поощрение).
В основе образовательной деятельности лежит системно-деятельностный
подход, который подразумевает развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий.
Деятельностный подход к обучению подразумевает:
- мотивация к учебной деятельности;
- актуализация знаний;
- выявления места и причины затруднения;
- первичное закрепление с комментированием;
- рефлексия.
Структура занятия.
Занятие состоит из 3-х частей: подготовительной, основной, заключительной.
Задачи подготовительной части:
1. Организовать группу.
2. Поставить цель и задачи занятия.
3. Активизировать внимание учащихся, создать бодрое и рабочее настроение.
4. Подготовить организм учащихся к предстоящей работе, настрой центральной нервной системы, концентрирование внимания учащихся на выполнении заданий по ходу занятия. Для решения этих задач в подготовительной
части используются различные средства: устные вопросы по ранее пройденным
темам, решение простых логических задач. Упражнения, требующие высокой
концентрации и умственного напряжения учащихся в подготовительную часть
включать нецелесообразно, т.к. они могут снизить работоспособность детей в
основной части.
Задачи основной части:
В этой части занятия решаются ее главные задачи: развитие умственных и
логических навыков учащихся, совершенствование ранее пройденного материала и изучение новых элементов игры. Для решения этих задач в основной части занятия используется значительный объём упражнений. Средствами основной части занятия являются: решение этюдов, выполнение различных задач,
поставленных по ходу игры, реализация во время игры различных дебютов.
Задачи заключительной части:

В заключительной части занятия необходимо постепенно снижать умственную нагрузку, чтобы обеспечить нормальный переход учащихся к иной
деятельности или отдыху. Средствами, способствующими решению этих задач,
являются, повторение пройденного материала на уроке, проведение простых, не
требующих умственной нагрузки игр, упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные и т.п.).
Завершается занятие подведением итогов, рефлексией.
Мотивация к совершенствованию в учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» новых знаний. С
этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в
соответствии с принятыми нормами («надо»);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
- устанавливаются тематические рамки («могу»).
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации.
Во время работы по программе используются следующие формы контроля:
 игра (участие и самостоятельная организация);
 тестирование (теория);
 практическая работа;
 наблюдение в процессе практической деятельности.
Отслеживание результативности осуществляется методами педагогической
диагностики, включает оценку знаний, практических умений и навыков, достижений детей.
Важным звеном управления подготовкой юных шахматистов является система педагогического контроля, благодаря которой можно оценить эффективность выбранной направленности тренировочного процесса, того или иного
принятого решения. С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые стороны в подготовке юных шахматистов. Он используется для
оценки эффективности средств и методов учебных занятий.
Виды контроля
Тестирование
Тестирование

Цель

Содержание

Форма

Проверить уровень
освоения раздела
«Теоретическая подготовка»
Проверить уровень
освоения раздела «Детали игры в шахматы»

Определение
уровня освоения
материала

Написание теста

Определение
уровня освоения
материала

Написание теста

КИМы, критерии
См. приложение
№ 1.
См. приложение
№ 2.

Практическое задание

Проверить уровень
освоения раздела «Основы дебютов»

Определение
умения использования навыков

Контрольный норматив

Проверить освоение
программы

Определение
уровня использования приобретённых навыков

Выполнение
одного из дебютов во время
игры против педагога
Итоговая игра

См. приложение
№ 3.

См. приложение
№ 4.

3. Список литературы.
3.1. Нормативно – правовые документы.
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-obobrazovanii.ru
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г.
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/ ;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://docs.cntd.ru/document/350163313
- Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. №
185 «О стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/553237768
- Стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара до
2035
года
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://docs.cntd.ru/document/438993064
- Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года
№214-п
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://docs.cntd.ru/document/550163236
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной
политики Республики Коми от 19 января 2019 г. № 07-13/631 «Рекомендации по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ (включая разно-уровневые и модульные)» [Электронный ресурс]. –
Режим
доступа:
http://ruoustkulom.ucoz.ru/proektirovanie_dopolnitelnykh_obrazovatelnykh_prog.pdf
- Постановление главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/566085656
- Устав Муниципального учреждения дополнительного образования
«ЦДОД «Олимп».
3.2. Список литературы для педагога
1. Голенищев В.Е. Программа подготовки шахматистов IV и III разрядов. –
М.: Русский шахматный дом, 2015. – 205 с.

2. Костьев А. Н. Уроки шахмат. - М.: ФиС, 1994. – 157 с.
3. Костьев А.Н. Программы для внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1986. – 77 с.
4. Крейчик Й.М. 13 детей Каиссы. Примерные и шаловливые дети шахматной музы. – М.: Русский шахматный дом, 2020. – 96 с.
5. Михайленко Г.К. Знакомьтесь – шахматы! – М.: Русский шахматный
дом, 2020. – 173 с.
6. Пожарский В.А. Шахматы. Начальная школа. – Ростов н/Д: Феникс,
2012. – 138 с.
7. Селиванов А.В. Мои миниатюры – М.: Русский шахматный дом, 2021. –
112 с.
8. Ткаченко С.Ю. Кузнец чемпионов – М.: Библиотека ФШР, 2021. – 192 с.
9. Трофимова, А.С. Секреты мастерства для юных шахматистов. – Ростов
н/Д: Феникс, 2016. – 65 с.
10. Трофимова, А.С. Учебник юного шахматиста. – Ростов н/Д: Феникс,
2016. – 108 с.
11. Трофимова, А.С. Шахматы для юных чемпионов– Ростов н/Д: Феникс,
2013. – 123 с.
3.3. Список литературы для учащихся.
1. Караваев И. А. Шахматы. Книга-тренер. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. –
204 с.
2. Романова И.Г. Шахматы для начинающих. - М.: ФиС, 2008. – 153 с.
3. Смирнов Д. Н. Шахматы. - М., ФиС, 2015. – 102 с.
4. Сухин И.В. Шахматы. Большой самоучитель для детей. – М.: АСТ, 2018.
– 209 с.
5. Чеваннес С. И. Шахматы для детей. – Спб., Нева, 2020. – 75 с.
4. Учебно-методический комплекс.
1. Календарный учебный график по годам обучения. (Приложение № 1).
2. Критерии оценки освоения программы (Приложение № 2).
3. Контрольно-измерительные материалы к ДОП - ДОП «Шахматы»
(приложение № 3).
4. Критерии определения уровня развития, воспитания и социализации
личности учащегося (Приложение № 4).
5. План мероприятий, в рамках реализации программы воспитания в МУ
ДО «ЦДОД «Олимп» на 2022-2023 учебный год (Приложение № 5).
6. План работы с родителями (Приложение № 6).
7. Система организации обучения с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Приложение № 7).

Приложение № 1
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Шахматы»

Календарный учебный график 1 года обучения
Дата проведения
КолКолзанятия
Раздел/ Тема занятия
во
Содержание
во чачасов
сов
план
факт
05.09.22
1. Основы правил шахмат.
- Знакомство с режимом работы объединения.
1
1
1.1. Вводное занятие. Инструктаж
Инструктаж по технике безопасности.
по ТБ.
05.09.22
1. Основы правил шахмат.
1
- Разбор правил поведения при игре в шахма1
1.2. Правила поведения при игре в
ты.
шахматы. Особенности игры.
09.09.22
1
- Рассказ об истории появления игры, традици1
ях и основных вехах шахмат.
09.09.22
1. Основы правил шахмат.
1
- Предназначение доски и фигуры. Разбор их
1
1.3. Доска и фигуры. Шахматная
особенностей.
партия. Цель игры.
12.09.22
1
- Знакомство с основами ведения шахматной
1
партии. Разбор цели игры.
12.09.22
1. Основы правил шахмат.
1
- Разбор способов перемещений фигур по дос1
1.4. Ходы фигур. Шах и мат.
ке во время игры. Разбор и объяснение понятий
шах и мат.
16.09.22
1
1
- Выполнение перемещений фигур в игре. Показ с помощью фигур определений шах и мат.
16.09.22
1. Основы правил шахмат.
1
1
- Разбор цели и задач игры в шахматы. Воз1.5. Цель и результат шахматной
можные результаты окончания игры.
партии.
19.09.22
- Самостоятельное повторение учениками це1
1
ли, задач и возможных результатов шахматной
партии. Демонстрация подобных вариантов на
доске.
19.09.22
4. Игровая практика.
1
- Проведение игр между учащимися.
1
4.1. Игра в шахматы.

Т

П

1

1
1
1
1
1

1
1
1

1

К

из
них
НРК

Дата проведения
занятия
Раздел/ Тема занятия
план
факт
23.09.22
1. Основы правил шахмат.
1.6. Пат. Ничья.

26.09.22

26.09.22
30.09.22

30.09.22
03.10.22
03.10.22
07.10.22
07.10.22

10.10.22
10.10.22
14.10.22

КолКолво
Содержание
во чачасов
сов
2
- Разбор понятий пат и ничья в шахматах, а
1
также перечисление вариантов для их возможного осуществления.
- Демонстрация на шахматной доске возмож1
ных вариаций для достижения пата. Вывод игры в пат за несколько шагов с заведомо заготовленной расстановки на доске.
1. Основы правил шахмат.
- Разбор рокировки. Демонстрация превраще1
1
1.7. Рокировка. Превращение пешния пешки в другую фигуру.
ки.
4. Игровая практика.
1
- Проведение игр между учащимися.
1
4.1. Игра в шахматы.
- Осуществление рокировки. Рассказ о её осо1. Основы правил шахмат.
1
1
бенностях. Осуществление превращения пешки
1.7. Рокировка. Превращение пешв другую фигуру.
ки.
4. Игровая практика.
1
- Проведение игр между учащимися.
1
4.1. Игра в шахматы.
1. Основы правил шахмат.
1
- Разбор хода под названием взятие на проходе.
1
1.8. Взятие на проходе.
4. Игровая практика.
1
- Проведение игр между учащимися.
1
4.1. Игра в шахматы.
1. Основы правил шахмат.
1
- Осуществление во время моделирования
1
1.8. Взятие на проходе.
определённой ситуации взятия на проходе.
1. Основы правил шахмат.
- Написание теста по усвоению пройденного
1
1
1.9. Педагогический контроль. По
материала.
теме: «Основы правил шахмат».
2. Детали игры в шахматы.
1
- Разбор начальной стадии игры.
1
2.1. Игра в дебюте.
1
2. Детали игры в шахматы.
2
- Отработка правильных ходов в начальной
2.1. Игра в дебюте.
1
стадии игры.

Т

П

К

1

1

1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1

из
них
НРК

Дата проведения
Колзанятия
Раздел/ Тема занятия
во
Содержание
план
факт
часов
14.10.22
4. Игровая практика.
1
- Проведение игр между учащимися.
4.1. Игра в шахматы.
17.10.22
2. Детали игры в шахматы.
1
- Отработка правильных ходов в начальной
2.1. Игра в дебюте.
стадии игры.
17.10.22
4. Игровая практика.
- Проведение игр между учащимися.
1
4.1. Игра в шахматы.
21.10.22
- Разбор середины игры.
2. Детали игры в шахматы.
3
21.10.22
2.2. Миттельшпиль.
- Отработка правильных ходов в ходе мит24.10.22
тельшпиля.
24.10.22
4. Игровая практика.
1
- Проведение игр между учащимися.
4.1. Игра в шахматы.
28.10.22
2. Детали игры в шахматы.
1
- Отработка правильных ходов в ходе мит2.2. Миттельшпиль.
тельшпиля.
28.10.22
4. Игровая практика.
1
- Проведение игр между учащимися.
4.1. Игра в шахматы.
31.10.22
- Разбор конечной стадии игры.
2. Детали игры в шахматы.
3
31.10.22
2.3. Эндшпиль.
- Отработка правильных ходов в фазе игры с
07.11.22
малым количеством фигур.
07.11.22
4. Игровая практика.
1
- Проведение игр между учащимися.
4.1. Игра в шахматы.
11.11.22
2. Детали игры в шахматы.
1
- Отработка правильных ходов в фазе игры с
2.3. Эндшпиль.
малым количеством фигур.
11.11.22
4. Игровая практика.
1
- Проведение игр между учащимися.
4.1. Игра в шахматы.
14.11.22
2. Детали игры в шахматы.
- Разбор тактических приёмов и их особенно2
2.4. Тактические приёмы и особенстей.
ности их применения.
- Отработка тактических приёмов по ходу игры
с учётом особенностей их применения.
18.11.22
2. Детали игры в шахматы.
1
- Отработка тактических приёмов по ходу игры
2.4. Тактические приёмы и особенс учётом особенностей их применения.

Колво часов
1

Т

П
1

1

1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

К

из
них
НРК

Дата проведения
занятия
план
факт
18.11.22
21.11.22

21.11.22
25.11.22

28.11.22
28.11.22
02.12.22

02.12.22
05.12.22
09.12.22
09.12.22
12.12.22
12.12.22
16.12.22

Раздел/ Тема занятия
ности их применения.
4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
2. Детали игры в шахматы.
2.4. Тактические приёмы и особенности их применения.
4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
2. Детали игры в шахматы.
2.5. Внимательность при выборе
хода. Хладнокровие в трудных позициях.
4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
2. Детали игры в шахматы.
2.5. Внимательность при выборе
хода. Хладнокровие в трудных позициях.
4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
2. Детали игры в шахматы.
2.6. Размен и его виды.
4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
2. Детали игры в шахматы.
2.6. Размен и его виды.
4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
2. Детали игры в шахматы.

Колво
часов

Содержание

Колво часов

Т

П

1

- Проведение игр между учащимися.

1

1

1

- Отработка тактических приёмов по ходу игры
с учётом особенностей их применения.

1

1

1

- Проведение игр между учащимися.

1

1

3

- Объяснение необходимости соблюдать внимательность и концентрацию при выборе хода.
- Отработка выхода из трудных позиций при
помощи выбора правильного хода.
- Проведение игр между учащимися.

1
1
1
1

1
1
1

1

- Отработка выхода из трудных позиций при
помощи выбора правильного хода.

1

1

1

- Проведение игр между учащимися.

1

1

3

- Разбор видов размена в шахматах.
- Отработка осуществления грамотных разменов в различных ситуациях.
- Проведение игр между учащимися.

1
1
1
1
1

1

1

- Отработка осуществления грамотных разменов в различных ситуациях.
- Проведение игр между учащимися.

1

1

3

- Разбор различий и особенностей фигур в

1

1

1
1

1

1
1
1
1

1

К

из
них
НРК

Дата проведения
занятия
план
факт

Раздел/ Тема занятия

Колво
часов

2.7. Особенности фигур.
16.12.22
19.12.22
19.12.22
23.12.22

23.12.22
26.12.22
26.12.22
30.12.22

09.01.23
09.01.23
13.01.23

16.01.23
16.01.23
20.01.23

20.01.23

4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
2. Детали игры в шахматы.
2.7. Особенности фигур.

1
3

Содержание
шахматах. Выделение их слабых и сильных
мест.
- Отработка правильных ходов различными
фигурами в различных игровых ситуациях.
- Проведение игр между учащимися.

Колво часов

1
1
1

- Разбор различий и особенностей фигур в
шахматах. Выделение их слабых и сильных
мест.
- Отработка правильных ходов различными
фигурами в различных игровых ситуациях.
- Проведение игр между учащимися.

1

- Разбор особенностей расположения фигур на
шахматной доске.
- Отработка расположения фигур на шахматной доске в определённых игровых ситуациях.
- Проведение игр между учащимися.

1

1

1

4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
2. Детали игры в шахматы.
2.8. Особенности расположения
фигур.

1

4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
2. Детали игры в шахматы.
2.9. Педагогический контроль. По
теме: «Детали игры в шахматы».
3. Основы дебютов.
3.1. Дебют в шахматах.

1

- Разбор особенностей расположения фигур на
шахматной доске.
- Отработка расположения фигур на шахматной доске в определённых игровых ситуациях.
- Проведение игр между учащимися.

1

- Написание теста.

1

1

- Объяснение влияния выбранного дебюта на
всю дальнейшую игру.

1

3

П

К

1
1
1
1

1
1
1

4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
2. Детали игры в шахматы.
2.8. Особенности расположения
фигур.

3

Т

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1

из
них
НРК

Дата проведения
занятия
Раздел/ Тема занятия
план
факт
23.01.23
3. Основы дебютов.
3.2. Дебют Гроба.

27.01.23
30.01.23
30.01.23
03.02.23

4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
3. Основы дебютов.
3.3. Гамбит Эванса.

Колво
Содержание
часов
5
- Разбор достоинств и недостатков данного дебюта.
- Демонстрация дальнейшей тактики игры при
выбранном дебюте.
- Осуществление данного дебюта одним игроком и попытка противостояния ему другим игроком с последующей сменой ролей и оппонентов.
1
- Проведение игр между учащимися.
5

06.02.23
10.02.23
10.02.23
13.02.23

4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
3. Основы дебютов.
3.4. Славянская защита.

1
5

17.02.23
20.02.23
20.02.23

4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.

1

Колво часов
1

Т
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

- Разбор достоинств и недостатков данного дебюта.
- Демонстрация дальнейшей тактики игры при
выбранном дебюте.
- Осуществление данного дебюта одним игроком и попытка противостояния ему другим игроком с последующей сменой ролей и оппонентов.
- Проведение игр между учащимися.

1

- Разбор достоинств и недостатков данного
дебюта.
- Демонстрация дальнейшей тактики игры при
выбранном дебюте.
- Осуществление данного дебюта одним игроком и попытка противостояния ему другим игроком с последующей сменой ролей и оппонентов.
- Проведение игр между учащимися.

1

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

1
1

1
1
1
1
1

П

1
1
1
1
1

К

из
них
НРК

Дата проведения
занятия
Раздел/ Тема занятия
план
факт
24.02.23
3. Основы дебютов.
3.5. Скандинавская защита.
4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
27.02.23
3. Основы дебютов.
3.5. Скандинавская защита.

Колво
Содержание
часов
1
- Разбор достоинств и недостатков данного дебюта.
1
- Проведение игр между учащимися.
4

03.03.23

06.03.23
06.03.23

4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
3. Основы дебютов.
3.6. Итальянская партия.

1
5

10.03.23

13.03.23

17.03.23
17.03.23
20.03.23
20.03.23

4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
3. Основы дебютов.
3.7. Защита двух коней.

1
3

Колво часов
1

Т

П

1

1

1

- Демонстрация дальнейшей тактики игры при
выбранном дебюте.
- Осуществление данного дебюта одним игроком и попытка противостояния ему другим игроком с последующей сменой ролей и оппонентов.
- Проведение игр между учащимися.

1

1

- Разбор достоинств и недостатков данного дебюта.
- Демонстрация дальнейшей тактики игры при
выбранном дебюте.
- Осуществление данного дебюта одним игроком и попытка противостояния ему другим игроком с последующей сменой ролей и оппонентов.
- Проведение игр между учащимися.

1

- Разбор достоинств и недостатков данного дебюта.
- Демонстрация дальнейшей тактики игры при
выбранном дебюте.
- Осуществление данного дебюта одним игроком и попытка противостояния ему другим игроком с последующей сменой ролей и оппонентов.

1

1
1
1

1
1
1

1

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

1
1

1
1

1
1

К

из
них
НРК

Дата проведения
занятия
Раздел/ Тема занятия
план
факт
24.03.23
3. Основы дебютов.
3.7. Защита двух коней.

27.03.23
27.03.23

4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
3. Основы дебютов.
3.8. Защита Нимцовича.

КолКолво
Содержание
во чачасов
сов
1
2
- Осуществление данного дебюта одним игроком и попытка противостояния ему другим иг1
роком с последующей сменой ролей и оппонентов.
1
- Проведение игр между учащимися.
1
- Разбор достоинств и недостатков данного дебюта.
- Демонстрация дальнейшей тактики игры при
выбранном дебюте.
- Осуществление данного дебюта одним игроком и попытка противостояния ему другим игроком с последующей сменой ролей и оппонентов.
- Проведение игр между учащимися.

1

1

1

- Разбор достоинств и недостатков данного дебюта.
- Демонстрация дальнейшей тактики игры при
выбранном дебюте.
- Осуществление данного дебюта одним игроком и попытка противостояния ему другим игроком с последующей сменой ролей и оппонентов.
- Выполнение практического задания.

1

- Проведение игр между учащимися.

1

5

31.03.23

03.04.23

07.04.23
07.04.23

4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
3. Основы дебютов.
3.9. Королевский гамбит.

1
5

10.04.23

14.04.23

17.04.23

3. Основы дебютов.
3.10. Педагогический контроль.
По теме: «Основы дебютов».
4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.

Т

1
1
1
1
1

1

1
1

1
1
1
1

К

1
1

1
1
1

П

1
1
1
1

1

1

1

из
них
НРК

Дата проведения
занятия
Раздел/ Тема занятия
план
факт
21.04.23
4. Игровая практика.
4.1. Игра в шахматы.
24.04.23

Колво
Содержание
часов
17
- Проведение игр между учащимися.

28.04.23
05.05.23
08.05.23
12.05.23
15.05.23
19.05.23
22.05.23
26.05.23

4. Игровая практика.
4.2. Педагогический контроль: по
освоению программы.
Итого

2

144

- Проведение контрольных игр.

Колво часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

144

Т

П

К

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

39

105

из
них
НРК

Приложение № 2
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Шахматы»

Критерии оценки освоения программы.
В теоретических разделах оценивается правильность ответов.
Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
При самостоятельном решении задач оцениваются:
1. Соответствие результата необходимым требованиям.
2. Правильность выполнения.
3. Соблюдение ТБ.
При выполнении практических заданий оценивается:
Высокий уровень освоения – учащийся внимательно продумывает свои
ходы, допускает небольшое количество ошибок, не допускает грубых ошибок,
старается пользоваться ошибками соперника, грамотно располагает фигуры на
шахматном поле, ведёт себя уверенно, без паники даже в тяжёлых ситуациях.
Средний уровень освоения – учащийся продумывает свои ходы, допускает среднее количество ошибок, малое количество серьёзных ошибок, часто
упускает возможность воспользоваться ошибками оппонента, расстановка фигур в целом грамотная, но допускаются помарки, ведёт себя уверенно, немножко нервничает в тяжёлых ситуациях.
Низкий уровень освоения – учащийся не продумывает свои ходы, допускает большое количество ошибок, в том числе и много серьёзных ошибок,
упускает возможности пользоваться ошибками оппонента, расстановка фигур
на шахматной доске непродуманная, с большим количеством слабых мест. В
тяжёлых ситуациях начинает нервничать.

Приложение № 3
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Шахматы»

Контрольно-измерительные материалы
к ДОП - ДОП «Шахматы» 1 года обучения.
Контрольные задания № 1.
Цель: определить уровень усвоения учащимися теоретической части программы.
Тест «Основы правил шахмат».
Выбери один правильный ответ.
1. Как ходит и делает взятие ладья?
а) по диагонали;
б) по горизонтали и вертикали;
в) как хочет.
2. Как ходит и делает взятие слон?
а) по диагонали;
б) по горизонтали и вертикали;
в) как хочет.
3. Как ходит и делает взятие ферзь?
а) по диагонали;
б) по горизонтали и вертикали;
в) как хочет.
4. Как ходит и делает взятие конь?
а) по диагонали;
б) по горизонтали и вертикали;
в) буквой г.
5. Шахматные слоны бывают:
а) плохие и хорошие;
б) белопольные и чернопольные;
в) злые и добрые.
Оценочные результаты:
Высокий уровень освоения – 0 ошибок
Средний уровень освоения – 1 ошибка
Низкий уровень освоения – 2 ошибки

Контрольные задания № 2.
Цель: определить уровень усвоения учащимися теоретической части программы.
Тест «Детали игры в шахматы».
1. Какая страна родина шахмат?
А) Россия;
Б) Китай;
В) Индия;
Г) Коми.
3. Найди среди фигур тяжелую фигуру:
А) Конь;
Б) Слон;
В) Ладья;
Г) Пешка.

2. Сколько полей на шахматной доске?
А) 48;
Б) 64;
В) 50;
Г) 16.
4. Назови среди фигур фигуру, которая ходит
только вперед:
А) Король;
Б) Конь;
В) Пешка;
Г) Ферзь.
5. Назови среди фигур единственную фигуру, 6. Нападение на короля называется:
которая может перепрыгивать через свои и А) Мат;
чужие фигуры:
Б) Ничья;
А) Слон;
В) Пат;
Б) Конь;
Г) Шах.
В) Пешка;
Г) Ферзь.
7. Как называется шах, от которого нет защи- 8. Какая шахматная фигура равноценна слоты:
ну:
А) Ничья;
А) Пешка;
Б) Рокировка;
Б) Ферзь;
В) Пат;
В) Ладья;
Г) Мат.
Г) Конь.
9. Ценность ферзя примерно равна:
А) Слону и коню;
Б) Ладье и двум пешкам;
В) Двум ладьям;
Г) Пяти пешкам.

Оценочные результаты:
Высокий уровень освоения – 2 ошибки и менее
Средний уровень освоения – 3-4 ошибки
Низкий уровень освоения – 5 ошибок

Контрольные задания № 3.
Цель: определить уровень усвоения учащимися пройденного материала и
навыки его применения на практике.
Практическое задание «Основы дебютов».
Выполнение учениками по ходу тренировочной партии против педагога
одного из пройденных по программе дебютов. В конечном итоге расстановка
шахмат должна соответствовать тому, что показано на картинках.
Дебют Гроба:

Гамбит Эванса

Славянская защита

Итальянская партия

Защита двух коней

Защита Нимцовича

Контрольные задания № 4.
Цель: определить уровень усвоения учащимися пройденного материала и
навыки его применения на практике.
Практическое задание «Игровая практика».
Проведение контрольных игр между учащимися. Анализ игры учащихся
против разных оппонентов.

Приложение № 4
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Шахматы»

Критерии определения уровня развития, воспитания и социализации
личности учащегося
К материальным
благам

К коллективу

Работает
самостоятельно
и
инициативно

Легко идёт
на контакт
с другими
людьми,
дружелюбен и бескорыстен

В преодолении
трудностей
настойчив

Охотно
трудится в
коллективе,
активно
содействуя
его успеху,
приходит
на помощь
товарищам
по работе

В
своей
деятельности всегда
стремится к
новому
и
разнообразному

Толерантен,
прислушивается к мнению окружающих.
Умеет общаться
с
различными категориями:
(дети, подростки,
взрослые,
противоположный
пол)
3 балла

Высокий
(15-21 балл)

Уровень

Баллы

3 балла

Отношение (мотивация) учащихся
К социуму К культуре К здоровои искусму образу
ству
жизни

К самовоспитанию

К конкурентноспособности
Лидер, организатор
творческих
дел, имеющий активную жизненную позицию

Имеет
навыки бережного
отношения
к
своему
рабочему
месту, природе
и
окружающей среде
Проявляет
бережное
отношение
к истории и
традициям
семьи, города, республики
Коми, России.
Имеет активную
гражданская позиции.
Отрицательно относится к
нарушениям
социальных
и
этических
норм

Знает и бережно относится к
истории и
традициям
Центра
и
Школы.

Владеет
навыками
личной
и
общественной гигиены

Осознаёт
свои недостатки
и
критически
к ним относится

С интересом изучает
основы мировой
и
национальной культуры

Не
имеет
вредных
привычек и
пропагандирует
ЗОЖ

Готов к самоконтролю и самоограничению

Никогда не
останавливается
на
достигнутом, твёрдо
идёт к поставленной
цели.

Обладает
чувством
ответственности
за
взятые перед собой
обязательства

Постоянно
совершенствует свои
знания
и
умения.

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

Всегда
Подвижен,
имеет твор- физически
ческий
развит
подход
к
делу и любит импровизировать

3 балла

Уровень

К материальным
благам

Средний
(8-14 баллов)

Работает
добросовестно, не
всегда самостоятельно.
Очень редко
проявляет
инициативу.
Пытается
преодолеть
трудности,
только
с
чьей-то помощью

Редко стремится разнообразить
свой
вид
деятельности

Баллы

2 балла

К коллективу

Отношение (мотивация) учащегося
К социуму К культу- К здороворе и исму образу
кусству
жизни

К самовоспитанию

К конкурентноспособности
Легко идёт Безучастное Знает ис- Владеет
Не всегда Принимает
на контакт отношение к торию,
навыками
согласен с участие в
с другими своему ра- знаком с обществен- критикой
мероприялюдьми,
бочему ме- традиция- ной и личокружаютиях,
но
дружелюсту, природе ми Центра ной гигие- щих,
но собственбен и беси окружаю- и школы.
ны, но не
старается
ной иницикорыстен
щей среде
всегда чист исправить
ативы
не
и опрятен
имеющиеся проявляет.
недостатки
Трудно
Владеет инЗнает осНе
имеет С понима- Не ставит
устанавли- формацией
новы ми- вредных
нием отноопределёнвает отно- об истории ровой
и привычек,
сится к обной
цели
шения
с и традициям национо
без- щественно- перед
содругими
семьи, горо- нальной
участно от- му порица- бой,
свои
людьми,
да, респуб- культуры
носится к нию
достиженииногда при лики, Ростому, у кого
ями удовлепомощи
сии.
они есть
творён.
педагога,
товарищей, родителей.
В коллекСоблюдает
Обладает
Подвижен,
Не всегда Периодичетиве рабо- социальные способно- но только относится
ски совертает
без и этические стью
к по необхо- ответствен- шенствует
особого
нормы
творчедимости.
но к порусвои знания
интереса,
ству, имченному
и умения.
равнодупровизаделу
шен к коции,
но
нечному
делает это
общему
крайне
положиредко
тельному
результату.
2 балла
2 балла
2 балла
2 балла
2 балла
2 балла

Низкий
(1-7 баллов)

Уровень

Баллы

К материальным
благам

К коллективу

Безынициативен и несамостоятелен

Закрыт для
общения,
тяжело
идёт
на
контакт

В преодолении трудностей не проявляет
настойчивость

За порученное
дело
берётся без
особого желания, всегда пытается
найти
минусы
и
недостатки

1 балла

Отношение (мотивация) учащегося
К социуму К культуК здороворе и исму образу
кусству
жизни

Потребительское
отношение к
своему рабочему месту, природе
и окружающей среде
К коллекБезучастное
тивному
отношение к
делу отно- истории и
сится безтрадициям
ответсемьи, гороственно,
да, респубиногда
лики, Росдаже ме- сии.
шает ему
Не при- Не соблюдает социслушиваи
ется
к альные
этические
мнению
нормы
окружающих.
Не умеет
общаться с
различными категориями:
(дети, подростки,
взрослые)
1 балла
1 балла

К самовоспитанию

К конкурентноспособности
Не осозна- Не
имеет
ёт свои не- активной
достатки и жизненной
критически позиции,
к ним относится

Безучастное отношение к
истории и
традициям
Центра и
Школы.

Не опрятен,
не владеет
навыками
общественной и личной гигиены

Нет интереса
к
изучению
основ мировой
и
национальной
культуры

Есть вредные
привычки,
не
пытается
работать над
их устранением

Не готов к
самоконтролю и
самоограничению

Не
имеет
конечной
цели,
не
ведёт работу над собой

Не имеет
творческий подход к делу
и не может
импровизировать

МалопоНе облададвижен
и ет
чувнеактивен
ством ответственности
за
взятые перед собой
обязательства

Нет желания совершенствовать
свои
знания
и
умения.

1 балла

1 балла

1 балла

1 балла

Протокол определения уровня воспитанности учащихся
по итогам обучения по ДОП-ДОП «Шахматы».
Дата проведения:

К коллективу

К социуму

К Культуре и
искусству

К Здоровому
образу жизни

К самовоспитанию

К конкурентно способности

Количество человек в
группе

Отношение (мотивация) учащегося

К труду

№ Ф.И.
учащегося полноп стью
/
п

№ группы

ВС–
Н–
чел.

ВС–
Н–
чел.

ВС–
Н–
чел.

ВС–
Н–
чел.

ВС–
Н–
чел.

ВС–
Н–
чел.

ВС–
Н–
чел.

Сум
ма в
баллах

ИТОГО: общий уровень отношения (мотивации) учащегося
«В» - … чел., … %
«С» - … чел., … %
«Н» - … чел., … %

Подпись педагога

Расшифровка подписи (ФИО

Общий
уровень
(в, с,
н)

Приложение № 5
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Шахматы»

План мероприятий, в рамках реализации программы воспитания
в МУ ДО «ЦДОД «Олимп» на 2022- 2023 учебный год
Задачи:
- формирование культуры поведения в МУ ДО «ЦДОД «Олимп»;
- формирование представления о традициях, событиях, фактах истории
своего объединения, Центра и школы;
- формирование уважительного отношения к событиям, фактам и традициям города, Республики, Страны, ценностного отношения к своей семье, достоинствам другого человека;
- формирование позитивного отношения к творчеству и труду;
- формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
- формирование активной позиций родителей (законных представителей) в
жизни детей через вовлечение в совместную деятельность объединения, Центра;
- расширение у родителей (законных представителей) психологопедагогических, правовых знаний, знаний в области безопасного и здорового
образа жизни;
- формирование основ безопасного образа жизни и поведения при пожаре,
чрезвычайных ситуациях, на водных объектах в осеннее - зимний и весеннелетний периоды, на улицах и дорогах, в сети интернет;
- формирование представлений о личной гигиене, санитарной безопасности;
- профилактика асоциальных форм поведения;
- профилактика вирусных заболеваний;
- формирование представлений об основах финансовой грамотности (экономики);
- развитие познавательного интереса к экономике и формирование правильного отношения к деньгам, бережного отношения к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей;
- воспитание положительного отношения к богатству как результату труда
человека;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки;
- воспитание трудолюбия и экономической ответственности.

Сентябрь

Ме
сяц

Модуль
программы
«Воспитание»
«Традиции
Центра»

«Гражданин
России»

«Азбука безопасности»
«Зеленая
планета»
«Традиции
Центра»

Октябрь

«Гражданин
России»

«Азбука
безопасности»

«Семья»

Декабрь

Ноябрь

«Традиции
Центра»
«Азбука безопасности»
«Зеленая
планета»
«Традиции
Центра»
«Азбука

Дата
проведения

Мероприятие
(название, форма)
День открытых дверей «Открой
мир творчества!», посвященный
началу нового учебного года
(история, традиции, символика,
детские коллективы Центра).
Акция «Запишись в объединение».
День солидарности в борьбе с
терроризмом 3 сентября. Акция
«Белый журавлик».
Участие в забеге в рамках празднования дней

Кол-во
участников /
Категория
15 чел. /
8-13 лет

15 чел. /
8-13 лет
15 чел. /
8-13 лет
15 чел. /
8-13 лет

Акция «Автобус безопасности» в
15 чел. /
рамках Всемирного Дня без ав8-13 лет
томобилей (22 сентября)
Экологический десант «Мой лю15 чел. /
бимый школьный двор».
8-13 лет
Участие в театрализованном
15 чел. /
представление: «Шоу-реклама:
8-13 лет
твой мир увлечений».
Профилактические беседы с
15 чел. /
8-13 лет
учащимися (по плану взаимодействия советами профилактики МУ ДО «СОШ № 24», МОУ
СОШ № 38», МОУ «Сош № 36»)
Профилактическое мероприятие
15 чел. /
«Внимание-дети!» совместно с
8-13 лет
ГИБДД г. Сыктывкара и МОУ
«СОШ № 38», МОУ «СОШ № 36»
Интерактивная игра «Терроризм
15 чел. /
– угроза обществу!»
8-13 лет
Общее родительское собрание
Учащиеся,
«Территория хорошего настроепедагоги, родители
ния».
Участие в праздничной про15 чел. /
8-13 лет
грамме «С праздником, милые
мамы!» Фотовыставка глазами
детей.
Профилактическое мероприятие
15 чел. /
«Правила поведения людей в пе8-13 лет
риод ледостава».
Участие в акции «Птичья столо15 чел. /
вая».
8-13 лет
«Новогодний турнир по баскет15 чел. /
8-13 лет
болу», в рамках проведения
праздничных новогодних мероприятий.
Беседа «Осторожно - Пиротех15 чел. /

Кто проводил
(подпись)

Январь

безопасности»
«Традиции
Центра»
«Азбука безопасности»
«Семья»

Февраль

«Гражданин
России»

Акция по сбору макулатуры «Зеленый листок».
Участие в спортивно-семейном
празднике «Папа может, папа
может все что угодно!»

«Гражданин
России»

Участие в Конкурсе творчества
«Крымская весна», посвященная
Дню присоединения Крыма к
РФ.
Профилактическое мероприятие
«Безопасное поведение людей на
водных объектах в весенний период».
День здоровья «Весенняя подзарядка» (пропаганда ВФСК «Готов к труду и обороне»).
Участие в экологической акции
«Час земли».
Спортивный праздник «Мама
наша капитан»
Участие в отчетном мероприятии «Весне навстречу!» в рамках
празднования дня рождения
Центра.

Март

«Здоровье
поколение»
«Зеленая
планета»
«Семья»

Апрель

Квест-игра «Путь мужества и
славы» (героические страницы
истории России, подвиги Российской армии, защитников
Отечества).
Беседа «Мы против коррупции!»

«Зеленая
планета»
«Семья»

«Азбука безопасности»

Май

ника!»
Участие в благотворительной
акции «Подарок от всего сердца!»
Профилактическое мероприятие
«Световозвращатель – моя безопасность!»
Спортивный праздник «Папа,
мама, Я - спортивная семья!»

«Традиции
Центра»

«Традиции
Центра»
«Гражданин
России»

Митинг памяти «Поклонимся
великим тем года», посвященный Дню Победы в ВОВ 19411945 годов!
Участие в фото-параде «День
Победы в лицах» в рамках
празднования Дня Победы «Этот
День Победы!».

8-13 лет
15 чел. /
8-13 лет
15 чел. /
8-13 лет
Учащиеся 813 лет, родители
15 чел. /
8-13 лет

15 чел. /
8-13 лет
15 чел. /
8-13 лет
Учащиеся и
родители (команды с каждого объединения)
15 чел. /
8-13 лет
15 чел. /
8-13 лет
15 чел. /
8-13 лет
15 чел. /
8-13 лет
15 чел. /
8-13 лет
15 чел. /
8-13 лет

15 чел. /
8-13 лет
15 чел. /
8-13 лет

«Здоровье
поколение»
«Зеленая
планета»

«Семья»

Благотворительная акция «Поздравление ветерану!» в рамках
празднования Дня Победы.
День здоровья с проведением
кросса по легкой атлетики
«Майский забег!».
Акция «Наш любимый школьный двор!» по организации экосубботников на территориях, закрепленных за МУ ДО «ЦДОД
«Олимп».
Культурно-познавательная программа «Мы одна семья!», посвященная Международному
дню семьи (15 мая).

15 чел. /
8-13 лет
Учащиеся
всего
Центра по
желанию.
Учащиеся
всего
Центра по
желанию.
Учащиеся
всех возрастных групп,
родители

Приложение № 6
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Шахматы»

План работы с родителями.
№
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Содержание работы
Сроки
Родительское собрание "Знакомство с программой, обсуждение совсентябрь
- октябрь
местных мероприятий на учебный год, заполнение анкет, график участия на соревнованиях". Знакомство с локальными актами, правилами
учащихся.
Приглашение и активное общение с родителями в группе ВК.
сентябрь – май
Соревнования: участие в соревнованиях на учрежденческом уровне, ноябрь - демуниципальном уровне и т.д. (Родители помогают с поездкой детей).
кабрь
Открытые занятия для родителей.
ноябрь
Консультации для родителей.
по плану
Посещение на дому.
по плану
Привлечение родителей к посильной помощи в объединении.
по плану
Родительское собрание "Промежуточные итоги умений и навыков,
декабрь
отчёт об итогах соревнований, поздравление победителей".
Поход-прогулка на лыжах.
январь
январь - февРодительское собрание «Неделя безопасности».
раль
Чаепитие: поздравление с 23 февраля и 8 марта.
февраль - март
Родительское собрание по итогам года.
май
1. Знакомство с инструкциями по пожарной безопасности детей и по
правилам безопасного поведения на водоемах.
2. Подведение итогов года. Вручение благодарственных писем родителям. План работы на лето. Планирование работы на следующий
учебный год.
3. Инструктаж «Правила дорожного движения».

Приложение № 7
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Шахматы»

Система организации обучения
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий по программе «Шахматы».
Условия для
реализации
образовательного
процесса

Ресурсы

Формы
реализации
образовательного
процесса

Режим
занятий

- интернетбраузер и подключение к сети
интернет;
- комплект технического программного обеспечения
(skype.cоm,
zoom.us);
- микрофон, динамики (наушники), веб-камера.

Giseo. rkomi.ru,
мессенджер WhatsApp,
соц. Сеть ВКонтакте.

видео-лекция,
онлайн консультация,
самостоятельно
созданные обучающие задания
(видео фрагменты,
упражнения, тесты и т.п).

- в смешанном
виде.

Способы информирования учащихся,
родителей (законных представителей)
несовершеннолетних
учащихся
1. о переходе образовательного процесса с
применением ЭО и
ДОТ;
2. с расписанием на
данный период (ГИС
ЭО, официальный
сайт МУ ДО «ЦДОД
«Олимп»);
3. о работе горячей
телефонной линии и
технической поддержки учащихся.
Пункт 1-3: сайт Центра, группа Центра в
ВК, ГИСЭО, телефонная связь, смссообщение.
4. о видах получения
обратной связи с родителями и учащимися (группа объединения ВК).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».