1. Основные положения Настоящее Положение является локальным актом МУДО «ЦДОД «Олимп» и обязательно для исполнения каждым педагогом дополнительного образования МУДО «ЦДОД «Олимп». Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о дополнительном образовании, имеющем конкретизированные образовательные цель, задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты. Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа разрабатывается педагогом самостоятельно в соответствии со следующими основными нормативными документами: - Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Приказ Министерства образования и науки России от 22.09.2015 г. № 1040 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным муниципальным учреждениям»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 2 - Приложение к письму Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 27.01.2016 г. № 07-27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ»; - Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-педагогической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» от 29.03.2016 г. № ВК 641/09; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная 31.03.2022 г. № 678-р; - Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035 года; - Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030 года; СанПин 2.4-3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ управления образования от 22.03.2021 №299 «Об утверждении Типового положения по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в муниципальных образовательных организациях; Приказ управления образования «Об утверждении муниципального плана по реализации региональных проектов Республики Коми в рамках Национального проекта «Образование» от 03.02.2020 года № 95; - Устав МУДО «ЦДОД «Олимп»; - Должностная инструкция педагога дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа должна быть построена на принципах конкретности, точности, логичности, реальности; иметь официально-деловой стиль изложения с элементами научного, что предполагает использование современной педагогической терминологии; иметь оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией. Дополнительные общеобразовательные программы дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и взрослых (ст.75, п.2 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), направлены на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно- нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождаются повышением уровня образования (ст. 2, п.14 ФЗ от 29.12.2012 3 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Дополнительные общеобразовательные программы дополнительные общеразвивающие программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ст.75, п.1 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ст.75, п.3 ФЗ от 29.12.2012 N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); при реализации дополнительных общеобразовательных программ могут быть организованы и проведены массовые мероприятия, созданы необходимые условия для совместной деятельности учащихся и родителей (законных представителей) (п.14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196). Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа может реализовываться с использованием сетевой формы. При реализации программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, а также может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (техническая, физкультурно-спортивная, художественная, социально-гуманитарная, естественно-научная, туристско-краеведческая) в соответствии с Уставом МУДО «ЦДОД «Олимп». Дополнительные общеобразовательные программы дополнительные общеразвивающие программы могут быть следующих видов: модифицированные, типовые, авторские. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: комплексные, интегрированные, адаптированные, уровневые, разноуровневые, модульные. По уровням сложности содержания: стартовые (ознакомительные), базовые, продвинутые. Дополнительные общеобразовательные программы дополнительные общеразвивающие программы МУДО «ЦДОД «Олимп» могут иметь вариативный модуль, содержание которого определяется педагогом (досугово-развивающая деятельность, работа по собственному замыслу, самостоятельная работа и др.). 4 2. Содержание дополнительных общеобразовательных программдополнительных общеразвивающих программ Содержание дополнительных общеобразовательных программ дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной МУДО «ЦДОД «Олимп». Дополнительные общеобразовательные программы дополнительные общеразвивающие программы реализуются в условиях, не ограниченных образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ст.2, п.14). Содержание дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы должно быть направлено на: - формирование и развитие творческих способностей учащихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся; - выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию обучающихся; - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; - подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; - социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; - повышение доступности и качества дополнительного образования для учащихся, проживающих в удаленных территориях АМО ГО «Сыктывкар»; - профилактику девиантного поведения; - формирование общей культуры учащихся; - удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 5 3. Требования к структуре дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы Структура дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы включает комплекс основных характеристик программы (пояснительная записка; цель и задачи программы; содержание программы; планируемые результаты) и комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации (условия реализации программы; формы аттестации; оценочные материалы; методические материалы; список литературы). Проектирование дополнительных общеобразовательных программдополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в муниципальных образовательных организациях, осуществляется в соответствие с методическим конструктором по структурированию программы и примерному содержательному наполнению каждого ее компонента согласно Приложению № 1 к настоящему Положению. Титульный лист программы - первая страница, предваряющая текст программы (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы, название программы, уровень сложности содержания программы, направленность, адресат программы (возраст учащихся), срок ее реализации, ФИО, должностьразработчика (-ов) программы, город и год ее разработки) – Приложение № 2. 4. Требования к оформлению дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы Дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы должны быть оформлены в виде нормативного документа: - формат листа А-4, ориентация страницы книжная; - шрифт Times New Roman; размер 14, в таблице 12, обычный, полужирный; - междустрочный интервал одинарный; - поля: левое -2,5 см; правое – 1,5 см; верхнее – 2 см; нижнее – 1,5 см. 5. Порядок утверждения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы 5.1. В соответствии с Уставом МУДО «ЦДОД «Олимп», Положением о педагогическом совете устанавливается следующий порядок утверждения дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы: 1) Методический совет МУДО «ЦДОД «Олимп» рекомендует к 6 рассмотрению дополнительную общеобразовательную программу – дополнительную общеразвивающую программу педагогическому совету; 2) Педагогический совет МУДО «ЦДОД «Олимп» рассматривает и принимает дополнительную общеобразовательную программу – дополнительную общеразвивающую программу к утверждению (решение принимается коллегиально, открытым голосованием, большинствомголосов); 3) Директор МУДО «ЦДОД «Олимп» утверждает дополнительную общеобразовательную программу - дополнительную общеразвивающую программу на основании решения педсовета о принятии программы. 5.2. Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 5.3. Новая редакция дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы с изменениями и дополнениями проходит процедуру рассмотрения и утверждения согласно п. 5.1 данного Положения. 7 Приложение 1 Методический конструктор по проектированию дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ Раздел Титульный лист 1.1 Пояснительная записка Содержание раздела Комментарий Название ОО, гриф утверждения, См. Приложение 1 название программы, направленность, возраст (соответствие учебному плану), срок реализации, составители, город, год разработки), уровень сложности содержания программы (стартовый (ознакомительный), базовый, продвинутый) Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» Указание на соответствие - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской программы действующим Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru нормативным правовым актам: - приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/ ; - Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/Tq6qh - Постановление главного санитарного врача РФ от 28.сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656 - постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185 « О стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://clck.ru/TjJbM - Решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619 "О внесении изменений в решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 № 03/2011-61 "О Стратегии социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" до 2030 года" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJea В пояснительной записке Для обоснования использовать стр. 50-107 «Стратегии социально-экономического необходимо обосновать развития Республики Коми на период до 2035 года» соответствие программы основным направлениям социально-экономического развития города Сыктывкара и Республики Коми, в том числе уровня сложности программы (56 предложений). Например: Флагманскими проектами Республики Коми являются «Спорт – норма жизни», «Укрепление общественного здоровья». Достижение высокого уровня физической культуры населения, увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни являются приоритетными направлениями социально-экономического развития РК и г. Сыктывкар. Поэтому программа «Юный спортсмен» способствует реализации данной стратегической цели, т.к. игры на основе футбола, баскетбола и волейбола развивают не только физические качества, но и являются эффективным средством укрепления здоровья, обучения здоровьесберегающим навыкам, воспитывают потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, сознательном применении их во время тренировки и отдыха. Уровень программы (для понимания и использования в формулировании цели и задач программы). Каждый из трёх уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. 1. Стартовый (ознакомительный) – формирование мотивации к выбранному виду деятельности; освоение элементарной грамотности учащихся в избранном виде деятельности, через использование и реализацию педагогом общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность содержания программы; создание условий для адаптации и социализации. - Реализация программы на стартовом уровне направлена на (выбрать относящееся к программе) формирование и развитие творческих способностей учащихся в (какой предметной области), удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового образа жизни, мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству, на организацию их свободного времени. Например, ДОП-ДОП «ВЕБ-ДИЗАЙН». Уровень программы – стартовый. Освоение программного материала данного уровня предполагает получение учащимися первоначальных знаний в области сайтостроения. Данная программа знакомит учащихся с базовыми понятиями «Интернет», основами создания веб-страниц и веб-сайтов c помощью простого текстового редактора, с написанием HTML-кодов напрямую. Учащиеся изучают способы украшения вебстраниц сайта графикой и элементами мультимедиа, учатся связывать их с другими ресурсами Интернета. Изучаются приемы поиска и размещения веб-материалов в сети. 2. Базовый – формирование функциональной грамотности учащихся в избранном виде деятельности (т.е. свободное самостоятельное использование навыков и умений), освоение содержания повышенной сложности, развитие интересов и навыков, формирование устойчивой мотивации, специальных знаний и практических навыков, творческих способностей, освоение проектной и учебно-исследовательской деятельности. - Реализация программы на данном уровне освоения предполагает удовлетворение познавательного интереса учащегося (по программе), расширение его информированности в определенной образовательной области, обогащение навыками общения (конкретно по программе) и умениями (конкретно по программе). Например, ДОП-ДОП «Юный спортсмен» (от 2 и более лет обучения), уровень сложности программы – базовый, т.е. элементарные знания и умения по спортивным играм учащиеся уже получили, освоив программу «Общефизическая подготовка». Программа «Юный спортсмен» закрепляет мотивацию к занятиям выбранных видов деятельности, усложняет тактические приёмы и т.д. 3. Продвинутый - уровень углубленного содержания программы, при котором используются формы организации материала, связанные, в том числе, с проведением профессиональных проб; выстраиванием индивидуальной траектории, дальнейшего личностного, творческого культурного и профессионального самоопределения; освоения компетентностей, уровень организации участия в исследовательской и творческой, продуктивной и поисковой деятельности. - Реализация программы на данном уровне освоения позволяет учащимся познакомиться (далее можно выбрать что-то одно) с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности людей (конкретно по программе), выявить свои личностные возможности и определиться в выборе профессии (указать какой); предусматривает достижение высоких показателей образованности в предметной области (указать какой). Например, ДОП-ДОП «Юный геймер», уровень сложности программы – продвинутый, т.е. учащиеся углубленно изучают программирование сред и программ (назвать какие среды и программы), связанных с разработкой компьютерных игр, самостоятельно разрабатывают собственные игры, используя специальные библиотеки для построения алгоритмов и т.д. Направленность Техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная Актуальность программы (3-4 - Своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени и в рамках предложения для мотивации данной направленности. родителей и учащихся на - Отвечает на вопросы: «Почему родитель должен привести своего ребенка на вашу программу) программу» и какие навыки освоит ребенок для своей будущей бытовой и профессиональной жизни; - ориентированность на решение наиболее значимых для дополнительного образования Отличительные программы детей проблем; - может базироваться на анализе социальных проблем, материалах научных исследований, анализе педагогического опыта, детского или родительского спроса, современных требований модернизации образования, потребностей общества и социальном заказе, потенциале образовательной организации и т.д. Например (выбрать): - актуальность программы (название) заключается в том, что …и благодаря этому …; - помимо этого, актуальность программы обусловлена также тем, что... ; - актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время...; - к числу наиболее актуальных проблем относится... Например: - актуальность программы (название) определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно- эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которых имеются только на базе нашего Центра; - в настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами детских общественных объединений; - актуальность ДОП-ДОП «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества. особенности Прописать название программ(ы), на основе которой спроектирована ваша программа. Указать, чем программа отличается от уже существующих в данной направленности. Обосновать своеобразие, уникальность программы, принципы отбора содержания, ключевые понятия. Отличия могут быть и в постановке образовательных задач, в построении учебнотематического плана, в содержании занятий, в использованной разработчиком литературе, изложенных основных идеях, на которых базируется программа. При традиционности направления деятельности могут использоваться оригинальные приемы, методы, педагогические технологии. В формулировках можно использовать отражающие степень новизны слова: «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено», кратко пояснять, что существенного разработчик внес в программу в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и формам реализации. Например: - к отличительным особенностям программы можно отнести ….; - программа построена на основе …; - основные идеи программы, отличающие ее от существующих программ, …; - преимущество данной программы выражено в …; - нельзя не упомянуть о том, что в программе затронуты … , раскрыты…, проработаны …; - в ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных - общеразвивающих программ …; - отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что... ; - специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена...; - практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники...; - программа ориентирована на применение широкого комплекса...; - в структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: теория, практика, проект, или «Содержание программы объединено в тематические модули, каждый из которых реализует отдельную задачу»; - все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать (авторские модели), или «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию ». Для того чтобы подвести учащихся …. лет, к освоению … , предлагается метод…; - предлагаемая программа является …; - она построена на основе … Адресат (учащиеся, категории Возрастной диапазон. Указать индивидуальные особенности (при необходимости) учащихся) детей, на которых рассчитана программа; информация об особой категории детей (с ограниченными возможностями здоровья, проявившие выдающиеся способности, находящиеся в ТЖС, состоящие на разных профилактических учётах и др.) Например: - ДОП-ДОП адресована детям от …до… лет. Дети …лет способны на (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания... - программа адресована учащимся… лет. Программа особенно будет интересна и полезна тем, кто… . Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей (законных представителей) через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/) или самого учащегося, достигшего возраста 14-ти лет. Условия набора учащихся: для обучения принимаются все желающие; принимаются дети, имеющие медицинское заключение (для программ физкультурно-спортивной направленности); существует отбор (для ДОП-ДОП базового и продвинутого уровня) на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, проектов, наличия базовых знаний в предметной области и т.д. Количество учащихся в группе... Срок освоения программы Определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризует продолжительность программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения. Например: реализация программы рассчитана на 1 год обучения. Общий объем часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для усвоения программы, составляет 144 часа теоретических и практических занятий. Или еще пример: Объем программы – 360 часов. Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения: 144 часа в год, 2 год обучения: 216 часов в год. Формы обучения Очная, очно-заочная, заочная (в период невозможности организации учебного процесса в очной форме: карантина, неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных дней), может быть организована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Формы организации Групповая, парная, индивидуальная. образовательного процесса Виды занятий Учебное занятие, семинар, экскурсия, круглый стол, мастер-класс, мастерская, деловая игра, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ и т.д.) Режим занятий - Периодичность и продолжительность занятий, общее количество часов в год; - количество часов и занятий в неделю (в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»). Например: Учащиеся имеют два занятия в неделю; продолжительность каждого занятия – два академических часа с 10-минутным перерывом между ними. Длительность одного академического часа составляет 40 мин., что соответствует требованиям СП. 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Например: Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между 1.1. Цель и задачи 1. Для традиционных программ (1,2,3 и более лет обучения) формулируем общую цель, обучающие, развивающие, воспитательные задачи. И на каждый год обучения формулируем обучающие, развивающие, воспитательные задачи. 2. Для модульных программ формулируем общую цель, обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Если модулей в программе несколько, то для каждого модуля формулируем образовательную и учебные (2-3) задачи. учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Например: (Для адаптированных ДОП-ДОП) Продолжительность одного академического часа - 30 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Цель программы - это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени. Цели могут быть направлены: на развитие ребенка в целом; на развитие определенных способностей ребенка; на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования; на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки; на воспитание учащихся в соответствии с высокими моральными ценностями; на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; - обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни; на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр. Для формулировки цели педагог может использовать отглагольные существительные: обеспечение, овладение, формирование, приобщение, укрепление, обучение, реализация, развитие и др. Задачи программы – конкретные, измеримые шаги по достижению цели программы. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие: оказать, отработать, освоить, организовать и т.д. Задачи – должны быть «измеряемы», из задач вытекают требования к учащимся (по годам обучения). Задачи подразделяются на группы: - обучающие задачи направлены на формирование теоретических представлений, практических умений учащихся (способствовать овладению…, обучить навыкам…, научить правильному.., сформировать систему знаний, умений, навыков по…, обучить тому- то..., ознакомить с …, получить представления о …, получить первичный личный опыт, приобщить к...); развивающие задачи направлены на формирование навыков адекватного 1.2. Содержание программы самооценивания и саморефлексии собственной учебной деятельности, гибких навыков и навыков проектной деятельности (развивать, формировать, освоить…); в том числе, направлены на развитие познавательного интереса, творческих способностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи и т.д.; - воспитательные задачи направлены на формирование отношения учащихся к общечеловеческим ценностям и личностных качеств учащихся (формировать способность учащихся к самооценке на основе морально-нравственных норм, прививать, вырабатывать позитивное отношение к …, формировать правильное…, развивать личностные качества: …, отношение к здоровому образу жизни: …, взаимодействовать). Пример употребления глаголов (несовершенного вида) для формулирования задач: акцентировать, активизировать, корректировать, мотивировать, знакомить, формировать, обеспечить, расширять, поддержать, предоставлять возможность, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять, ориентировать, осуществлять, передавать, побуждать, повышать, совершенствовать, стимулировать, удовлетворять и др. 1.3.1. Учебный план в виде Пример оформления учебного плана традиционной ДОП-ДОП: таблицы на весь период обучения № Название раздела, Количество часов Формы по годам, перечень разделов и п/п темы Всего Теория Практика аттестации/контроля тем, кол-во часов по каждому I. Название раздела 20 5 15 Текущий контроль, разделу и теме с разбивкой на «…» промежуточная теорию и практику, вводное, аттестация I.1. Тема: «…» 6 2 4 итоговое занятие. учащихся I.2. Тема: «…» 12 4 8 - Здесь необходимо включить II. Название раздела 22 8 14 информацию о внеаудиторной «…» работе (в случае карантина, II.1. Тема: «…» 2 1 1 актированных дней). II.2. Тема: «…» 4 2 2 - В учебный план может быть II.3. Самостоятельная 8 2 6 Творческий продукт включена самостоятельная работа (с учащегося работа в рамках реализации использованием очно-заочного обучения, ДОТ и ЭО) которую педагог включает либо Итого 144 40 104 отдельным разделом в учебный Пример оформления учебного плана модульной ДОП-ДОП: план (например, с использованием дистанционных Учебный план 1 года обучения и т.д. Название Количество часов Формы образовательных технологий и электронного обучения), либо модуля Всего Теория Практика аттестации/контроля отражает ее в содержании Модуль 34 13 21 Текущий контроль, занятий. Здесь же необходимо 1 «…» промежуточная прописать ИКТ-средства, аттестация Модуль 38 6 32 платформы, мессенджеры и т.д., учащихся 2 «…» с получением итогового ИТОГО 72 19 53 продукта учащегося. - В учебный план или в Вариант оформления учебного плана на весь период обучения содержание занятий включается Учебный план Количество Количество Количество воспитательная работа с Название разделов и часов 1 г.о. часов 2 г.о. часов 3 г.о. включением тем Всего Т П Всего Т П Всего Т П профориентационной работы 1 (см. приложение №… План 2 воспитательной работы … объединения «…»). 144 216 216 Календарно-тематическое Итого: планирование (см. приложение Вариант оформления календарно-тематического плана №…) № Дата Раздел Тема занятия Всего Кол-во Кол-во пп проведения программы кол-во часов часов (число, часов Теория Практика месяц, год) 1.3.2.Содержание учебного плана должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения. Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме. Вариант оформления содержания традиционной ДОП-ДОП. Раздел 1. «Вводное занятие. Знакомство: Гражданская активность. Кто такой Доброволец?» Теория. Инструктаж по технике безопасности. Добровольчество в России. История вопроса. Нравственные ценностиподрастающего поколения и волонтерские практики. Форма информационного занятия: фронтальная беседа. Выявление качеств добровольца, обсуждение нравственных ценностей волонтерской деятельности. Раздел 2. «Лидер и его команда» Тема 2.1. «Кто такой лидер?» Теория: Прописывается содержание теоретических занятий Практика: Прописывается содержание практических занятий Самостоятельная работа: Необходимо прописать формы, ИКТ-средства для проведения самостоятельной работы и получения итогового продукта учащимся. 1.3. Планируемые результаты При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил: содержание составляется в соответствии с учебным планом; формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в учебном плане; необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (модулю); материал следует излагать назывными предложениями; содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно; в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.). Предметные, метапредметные, личностные результаты формулируются с учетом цели, задач и содержания программы. . … Раздел 5. «Гражданская активность. Добровольческая деятельность» Тема 5.1. «Особенности добровольчества» Теория: Понятие «Доброволец», «Волонтер». Нравственные ценности подрастающего поколения. … Тема 5.6. Раздел 6. «Промежуточная аттестация» Тестирование для проверки теоретических знаний учащихся. Защита проектов. Практическая работа. Раздел 7. «Итоговое занятие» Подведение итогов года, выставка, награждение. Вариант оформления содержания модульной ДОП-ДОП. Модуль 1: «Название модуля». Образовательная задача модуля: (для каждого модуля): Учебные задачи модуля: Тематические рабочие группы и форматы: №п/п Виды учебных занятий, Содержание Кол-во учебных работ часов Модуль 1. «…» Тема 1.1. "..." Тема 1.2. "..." Модуль 2. «…» Планируемые результаты – совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении ДОП-ДОП по ее завершению, и формулируются с учетом цели и содержания программы. Предметные результаты включают систему основных элементов знаний и систему формируемых действий; могут включать теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные программой. Возможные глаголы для формулирования: знают, умеют, оформляют, представляют, характеризуют, владеют навыком, освоили теоретические знания..; овладели основными приёмами в области….; знают основные правила и технические приемы….; приобрели предметные, практически навыки…. Например: по окончании первого (второго...) года обучения учащиеся: будут знать/понимать, иметь представление, овладеют понятиями, расширят представления, будет развита устойчивая потребность к самообразованию…; будут уметь, будут стремиться, получат навыки, научатся делать, будут развиты творческие способности…; Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированная общественная активность, культура общения и поведения; потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании; ценностные ориентации; сформированная способность учащихся к самооценке на основе морально-нравственных норм; эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия. Возможные глаголы для формулирования: понимают, проявляют, стремятся, осуществляют (самоанализ, рефлексию), осознают, оценивают, ответственно относятся, различают, оценивают, определяют, включают… - сформирована устойчивая потребность, воспитаны морально-волевые и нравственные качества, сформирована активная жизненная позиция…. Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (коммуникативные - строить высказывания, задавать вопросы, уметь общаться и т.д.; регулятивные - умение составить план, сравнивать и т.д.; познавательные - умение работать с информацией: искать, оценивать и т.д.). Глаголы: формулируют, ставят проблему, аргументируют, проводят исследование, сравнение, высказывают, осознают, осуществляют, устанавливают, используют, проявляют, находят, оценивают… Например, приобретён опыт освоения универсальных компетенций: - критическое мышление - потребность, способность и готовность к анализу и принятию решений; - креативность - потребность, способность и готовность к созданию нового; - коммуникация – потребность, способность и готовность к общению; - коллаборация (сотрудничество) - потребность, способность и готовность к сотрудничеству, взаимодействию, ситуативной децентрализации общения и совместной деятельности; - самопрезетация - потребность, способность и готовность представить свое мнение, суждение, отношение и собственные результаты в процессе сотрудничества, 2.1. Условия реализации программы 2.2. Информационно методическое обеспечение 2.3. Методы и технологии обучения и воспитания публичное выступление. Если программа рассчитана более чем на 1 год, то необходимо прописать результаты для каждого года обучения. Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» Материально-техническое Для реализации ДОП-ДОП «…» помещение должно соответствовать следующим обеспечение (оборудование, характеристикам…(выбираем необходимое): помещения, материалы, - сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебном кабинете, инструменты, используемые при компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, реализации программы) спортивном или актовом зале и т.д.); - сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.); - перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.); - перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.); - перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, мультимедиапроекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.); - перечень технических, графических, чертѐжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.; - перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.; - учебный комплект на каждого учащегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.); - требования к специальной одежде обучающихся (спортивная форма, одежда для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.). См. Приложение № Перечень материалов, в том Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные компьютерные числе электронных, программы, информационные технологии. используемых при реализации Можно привести перечень имеющихся учебных и информационных ресурсов, программы. дидактических материалов, учебно-методической литературы, разработок из опыта работы педагога (сценариев, игр, бесед, конференций и т.д.). Соответствие заявленных Методические материалы включают в себя: технологий обучения (не более - описание методов обучения: трех) содержанию программы, методы обучения: словесный, наглядный, практический; достижению заявленных результатов, соответствие возрасту учащихся; обоснованность используемых методов и форм обучения; соответствие заявленных технологий воспитания (не более двух) содержанию программы и плану воспитательной работы (см. приложение №2 «План воспитательной работы в объединении «…»); - формы работы с родителями (34 предложения) (см. приложение №3… План работы с родителями объединения «…») 2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации Указать формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации на каждый год обучения для традиционной программы Указать формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации на каждый год обучения для модульной программы 2.5. Список литературы объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый, исследовательский; проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.; активные и интерактивные методы обучения; социоигровые методы. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др. Педагогические технологии: Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, разноуровнего обучения, проблемного обучения, дистанционного обучения, педагогической мастерской, ТРИЗ, игровой деятельности, критического мышления, проектной деятельности, учебно-исследовательской деятельности и др. Здоровьесберегающие технологии - как система мер, направленных на сохранение здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса. Специальные технологии (характерные для предметной области). Воспитательные технологии: - технология «Создание ситуации успеха»; - педагогика сотрудничества; - технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского; - технология КТД И.П. Иванова (коллективные творческие дела); - гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили и др. Виды Цель контроля Содержание Форма КИМы, критерии (см. приложение №…) №п/п Наименование Предмет Формы и Критерии Показатели Виды модуля оценивания методы оценивания оценивания контроля/ оценивания аттестации Если в организации проводится диагностика достижения метапредметных и личностных результатов, то к программе прикладывается пакет диагностического инструментария (приложение №…). Нормативные документы, 1. Нормативно – правовые документы: литература для ПДО, учащихся) - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- в соответствии с ГОСТ 7.0.1002018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (см. приложение 2) ФЗ [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/C7fwL - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009г. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TqJRH - Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/ - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf - ПРИКАЗ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/551785916 - ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/ - ПРИКАЗ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/ - ПРИКАЗ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года №467 «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/561232576 - Проект концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/RE9tR - Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035 года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM - ПРИКАЗ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года №214-п [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550163236 - Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики Приложения к программе Наличие обязательных приложений Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TqMbA - Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030 года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJea - Устав учреждения. 2. Список литературы для педагогов. 3. Список литературы для учащихся. Список литературы–это перечень основной и дополнительной литературы: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии; - справочные пособия: словари, справочники; - ссылки на интернет-ресурсы; - наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы. Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса педагогов, учащихся. Списки литературы должны быть представлены в количестве не менее 5 источников, с обязательным включением информационных источников современных авторов (год издания - не менее 5 лет), и ссылок на интернет-ресурсы. Описание составляется по правилам, предписанными государственными стандартами. В настоящее время действуют: - ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления; - ГОСТ 7.0.100-2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления; - ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления; - ГОСТ Р 7.0.12-2011. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила; - ГОСТ 7.11-2004 (ИСО 832:1994). Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках. ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». - план воспитательной работы на каждый учебный год (приложение №..); - календарно-тематический план; - план работы с родителями/законными представителями (приложение №…); - КИМы (оценочные и контрольно-измерительные материалы для осуществления диагностики уровня освоения программы на каждый год) (приложение(я)№…); - пакет диагностического инструментария (приложение(я)№…); - наличие репертуара на каждый год обучения (приложение №…). Приложение № 2 Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Олимп» (МУДО «ЦДОД «Олимп») «Олимп» челядьлысодтӧдтӧдӧмлунсетаншӧрин» содтӧдтӧдӧмлун сетанмуниципальнӧй учреждение («Олимп» ЧСТСШ» СТСМУ) РЕКОМЕНДОВАНО: Методическим советом МУДО «ЦДОД «Олимп» Протокол № ___ от «_____»_______20__ г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МУДО«ЦДОД» Олимп» __________ Е.А.Некрасова от «_____»________20___г. ПРИНЯТО: Педагогическим советом МУДО «ЦДОД «Олимп» Протокол №___ от «______»_____20___ г. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Веселые нотки» (базовый уровень) Направленность: Художественная Для учащихся 6-8 лет 2 года обучения Составитель: Каширина Анна Юрьевна, педагог дополнительного образования Сыктывкар 2022 24 Приложение 3 Таблица 1. Вариант оформления учебного плана на каждый год обучения Учебный план 1 года обучения Название разделов и тем Общее количеств о часов 1Вводное занятие. 2. «Игралочка» 2 18 2.1. Развитие мелкой моторики рук 2.2. Творческие и дидактические игры … 8. Самостоятельная работа 9.Познавательно-досуговая деятельность 10. Промежуточная аттестация Итого: 5 5 … 2 2 1 72 в том числе теоретичес практиче к с их ких 1 1 1 17 … 1 9 5 5 … 1 2 1 63 Таблица 2. Вариант оформления учебного плана на весь период обучения Учебный план Название разделов и тем Количество часов 1 г.о. Всего Т П Количество часов 2 г.о. Всего Т П Количество часов 3 г.о. Всего Т П 1 2 … 72 9 63 72 10 62 144 19 125 Итого: Приложение 4 Вариант 1 Календарно-тематический план №пп Дата проведения (число, месяц, год) Раздел программы Тема занятия Всего кол-во часов Кол-во часов Теория Кол-во часов Практика 25 26 Вариант 2 Календарно-тематический план №пп Дата проведения Раздел программы (число, месяц, год) Тема занятия Всего кол-во часов Кол-во часов Теория Кол-во часов Практика Приложение 5 Вариант оформления содержания программы: Содержание программы 1 года обучения 1. Введение – (2 часа) 1.1.Введение в предмет. Инструктаж. История становления. Строение голосового аппарат – (1 час) Теория: Правила поведения на занятиях и переменах. Правила техники безопасности и пожарной безопасности в классе и на сцене. Игра «Как тебя зовут?» Знакомство с учащихся с программой (использование презентации «Веселые нотки»). Роль и значение музыки в нашей жизни. Знакомство с различными школами вокального направления: народная, академическая, эстрадная, джазовая. Дать понятия «связки», «резонаторы», «гортань», «трахея». Основные принципы работы голосового аппарата – (1час) 1.2. Прослушивание детей – (1час) Практика: Практические задания по основам муз.грамоты: ритм, такт, лад, музыкальный слух– (1 час) 2. Игралочка – (18 часов) 2.1. Развитие мелкой моторики рук – (5 часов) Практика: пальчиковая гимнастика, гимнастику на кисти рук- (6 часа) 2.2. Творческие и дидактические игры–(5 часов) Практика:Игры на развитие внимания, памяти, мышления. Обучающие(познавательные) игры. Игры, нацеленные на эмоциональное раскрепощение и обогащение детей, позволяющие снять напряжение и дискомфорт ребенка– (5 часа) 2.3…. 27 Раздел 8. Самостоятельная работа Теория: Подготовка сообщения (презентация) о видах, типах хоров; о составе голосов Практика: Подбор песенного репертуара к внутриучрежденческим мероприятиям, внутри объединения. 9.Познавательно-досуговая деятельность – (2 ч.) Практика: Игра "Музыкальная угадай-ка"; просмотр концертных номеров профессиональных хоровых коллективов; мероприятия в рамках объединения, учреждения 10. Промежуточная аттестация – (1 ч.) Практическое задание по выполнению упражнений и тренингов по вокально-хоровой работе, по репертуару (сюжет, образы). Практика: Прослушивание, тест 28 Приложение 6 Этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости I год обучения Виды аттестации, сроки проведения Текущий контроль успеваемости. Входящая диагностика. Сентябрь Цель Содержание Форма Определить исходный уровень подготовленнос ти учащихся Введение в деятельность. Входящая диагностика. Комбинированная Теория: Музыкальная викторина(Основы Контрольноизмерительные материалы Критерии Приложения в УМК 1,2 муз.грамоты: ритм, метр, такт, лад) Практическая работа: Прослушивание (рапевки) Текущий контроль успеваемости. Декабрь Определить уровень усвоения пройденного материала по темам Уровень овладения теоретическим и знаниями и практическим и умениями основных вокальнохоровых навыков Комбинированная Теория: Музыкальная викторина (Основы Приложения в УМК 1,3 муз.грамоты: ритм, метр, такт, лад); унисон; разновидности ансамбля Практическая работа: Прослушивание (музыкальное произведение из репертуарного плана) Промежуточная аттестация Май Определить уровень усвоения программного материала 1 года обучения Основы терминологии. Практические навыки, умения. Комбинированная Теория: Музыкальная викторина Практическая работа: Прослушивание (музыкальное произведение из репертуарного плана) Приложения в УМК 1,2,3 29 Приложение 7 Форма описания контрольно-измерительных материалов программы: № Предмет оценивания Формы и методы оценивания Характеристика Показатели оценочных оценивания материалов Критерии оценивания Виды аттестации 1 2 3 4 Приложение 8 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 20__ – 20__ УЧЕБНЫЙ ГОД Педагог:__________ Объединение: « » № Раздел 1. Организация досуга Название мероприятия Место проведения Сроки Ответств енные …..концерты ……соревнования ….утренники 2. Нравственное воспитание Цель Чаепития, дни рождения …выставки «Моя семья» «В кругу семьи «Один за всех, все за одного» Создать радостную атмосферу, сплотить коллектив Развитие доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи к своим близким. Достижение гармонии идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями. «Добрые поступки». «Твои права и обязанности» Ознакомление учащихся с некоторыми аспектами законодательства «Прозвенел звонокприглашает на урок» 3. Патриотическое воспитание «Геральдические символы РФ» «Мужество, доблесть, слава» Формирование у учащихся гражданственности и патриотизма. Обогащение знаний о Родине, воспитания патриотических чувств. «Гордимся славою героев» 30 «Поможем природе» Формирование у учащихся воспитания любви и заботливому отношению к природе. «Берегите родную природу!» Здоровье «Безопасная дорога» 4. «Пожарная безопасность» «Осторожно ,гололёд!» обеспечение безопасности жизни и жизнедеятельности учащихся. обеспечение безопасности жизни и жизнедеятельности учащихся. Закрепление правил безопасного поведения в повседневной жизни. «Опасные игрушки» «Осторожно, сход снега» «Безопасный отдых» 5. Работа с Собеседование, диагностика несовершеннолет ними учащимися, стоящими на Мероприятия МУДО «ЦДОД различных видах «Олимп» учета Выявление уровня развития и потребностей обучающихся Привлечение детей и родителей к мероприятиям . В течении года 6. Работа с родителями Привлечение родителей к творческой деятельности детей В течении года Родительское собрание В течении года 31 Приложение 8 Список литературы Нормативно – правовые документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176 2. Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. No 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4-3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/75093644/paragraph/1/doclist/47/showentries/0/hig hlight/СанПиН%202.4-3648-20:1 4. Проект концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://dop.edu.ru/article/27148/proekt-kontseptsii-razvitiya-dopolnitelnogoobrazovaniya-detei-do-2030-goda 5. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035 года. [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://econom.rkomi.ru/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiyarespubliki-komi 6. Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030 года. [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://сыктывкар.рф/administration/ekonomika/strategicheskoeupravlenie/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya/strategiya-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-mo-go-syktyvkar-do-2030-goda 7. Постановление администрации МО ГО «Сыктывкара» от 29.12.2020 №12/3227 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Сыктывкара» от 13.04.018 №4/1046». [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://sykt-uo.ru/files/12-3227-29.12.2020.pdf 8. Приказ управления образования «Об утверждении муниципального плана по реализации региональных проектов Республики Коми в рамках Национального проекта «Образование» от 03.02.2020 года № 95. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://sykt-uo.ru/files/95----03.02.2020Prikaz-II.pdf 9. Устав муниципального учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Олимп» // Зарегистрирован 05.09.2019// 32 Список литературы для педагогов 1. «Антология советской детской песни» - (выпуск 3,4) - Москва, 1998 год. 2. А.Г.Менабени «Методика обучения сольному пению» Уч. Пособие для студентов пед. Институтов. М.: Просвещение, 1987 год 3. «Будем песни петь» / составитель П.Сорокин – М.: «Музыка», 1998 г. 4. В.П. Морозов "Тайны вокальной речи". М.1967 5.Гонтаренко Н.Б. Уроки сольного пения: вокальная практика/ Н.Б.Гонтаренко.-Изд.3-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2016 6. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца». Книга для учителя(сост. В.И.Викторов)-М.:Просвещение, 1981год. 7. Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе». М: «Академия», 1988 год. 8. Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в школе». Москва: «Просвещение», 1991 9.Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – Спб.: ООО «Издательство «Детство», 2013г. 10. О.А.Апраксина «Музыкальное воспитание в школе» - выпуск 16. Москва: «Музыка», 1995 год. 10. Р.А.Тельгарова «Уроки музыкальной культуры» - книга для учителей. Москва: «Просвещение», 1991 год. Список литературы для учащихся 1.Гусева С.И. Путешествие в музыкальную страну. Мелодия и ритмы.Творческая тетрадь для детей.- Серия «Мои первые ноты», Ростов н/Дону : Феникс,2016 2. Егоров А.М. "Гигиена голоса и его физиологические основы". Из-во "Медгиз", Л.1970 3. Михайлов М.П. Развитие музыкальных способностей детей -Ярославль, 1997г. 4. Петрушин В.И. «Музыкальная психология» - учебное пособие. М.: «Владос», 1997 год 5. Станиславский К.С, "Работа актера над собой", Письма. Л.1980 33