Бисероплетение

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ –
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая
программа «Бисероплетение»
модифицированная,
традиционная,
учрежденческая,
разновозрастная,
художественной
направленности.
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая
программа «Бисероплетение» разработана на основе:
1.Нормативных правовых актов и государственных программных
документов в области дополнительного образования:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании
в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://graphkremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
2.
Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018
27 июля 2022 г. N 629 г. Москва «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3.
Стратегия социально-экономического развития Республики
Коми до 2035 года от 11 апреля 2019 года № 185 https://clck.ru/TjJbM
4.
Стратегии социально-экономического развития города
Сыктывкара до 2030 года от 8 июля 2011 г. № 03/2011-61
https://clck.ru/TjJea
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №
678-р «Об утверждении концепции развития дополнительного
образования детей») [Электронный
ресурс]
–Режим
доступа:
http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
7.
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Об утверждении концепции развития дополнительного образования
детей»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://government.ru/news/45028/
8.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков
В.А. – М.: Просвещение, 2009.
9.
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р

«Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025
года»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://government.ru/docs/18312/
10.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(утв. распоряжением
Правительства РФ от
29
мая
2015
года №996-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
11.
Устав
муниципального
учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного образования
детей «Олимп» // Зарегистрирован 05.09.2019//
2.Типовых программ по направлению деятельности:
- Ручное ткачество // Культура быта: программы для внешкольных
учреждений и общеобразовательных школ-М: Просвещение.1986.С.7-12
- Русское кружево // Культура быта: программа для внешкольных
учреждений и общеобразовательных школ.-М.Просвещение,1986.С.34-40
из этой программы были взяты цели и задачи и адаптированы под
«Бисероплетение».
3.Методических пособий:
-«Азбука бисероплетения» Автор составитель : А.В. Романькова педагог
дополнительного образования. 09.11.2015
Настоящая программа ориентирована на приобщение учащихся к
бисероплетению – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое
распространение в России.
Бисерные работы, начиная с XVIII века, были популярны в стране и
охватывали разные социальные слои, включая и дворянскую знать. Если
проанализировать ассортимент изделий из бисера, выполненных в России,
то поражает огромное разнообразие бытовых вещей: среди них
разнообразные сумочки, кошельки, бумажники, коробочки, чехольчики,
сонетки, столешницы, картины, диванные подушки, трости, трубки, экраны,
даже обои Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме.
Все эти работы высокого художественного уровня. Только в
Историческом музее в Москве коллекция бисерных изделий насчитывает
около 2 тысяч единиц хранения. К сожалению, после войн начала ХХ века,
сначала мировой, а затем и гражданской, этот вид рукоделия практически
перестал развиваться.
Новый подъём интереса к бисероплетению наблюдается в настоящее
время. Изделия из бисера вошли в моду, появились специализированные
магазины, регулярно проводятся выставки высокохудожественных работ из
бисера, издаётся большое количество литературы, как по технике исполнения
изделий, так и по истории этого вида рукоделия.
Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества,
постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы
изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия. Бисер –

материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых
изделий он не теряет чистоту и звучности цвета с течением времени. Он
доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и
художественные пристрастия.
Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют
много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.
Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению
трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.
Работа учащихся по бисероплетению имеет большое воспитательное
значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству
своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.
По уровню программа «Волшебная кисточка» является – базовой, по
модели-« Уровневая дополнительная общеобразовательная программа»
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую
тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, опираясь при этом
на русскую традицию проведения досуга в семье.
Отличительные особенности программы программы заключается в
том, что она нацелена не столько на обучение азам бисероплетения, сколько
на достижение учащегося такого уровня, который позволит ему создавать
высокохудожественные изделия.
Организационно – педагогические основы обучения.
Адресат программы:
Данная программа является программой
базового
уровня,
предназначена для детей в возрасте 7-18 лет, без специальной подготовки.
На данную программу принимаются все учащиеся, не имеющие
медицинских противопоказаний, на основании письменного заявления
родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся.
Отчисление учащихся производится на основании локального акта,
разработанного в учреждении. Количество учащихся в группах до 15
человек.
Срок и объем освоения программы:
Продолжительность образовательного процесса 2 года обучения . Общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы - 144 ч:
Год обучения

Количество часов
в неделю

Количество часов
в год

1
2

4
4

144
144
288

ВСЕГО

Формы организации образовательного процесса и виды занятий.

Формы организации образовательного процесса и виды занятий. Основным
видом занятия является учебное занятие. Формы работы учащихся на занятии
– индивидуальные, групповые, работа в парах. Основной формой учебно–
воспитательного процесса является групповое учебное занятие. Формы
занятий – теоретические, практические, комбинированные. Виды занятий по
программе определяются содержанием программы и предусматривают:
мастерские, тренинги, беседы, игры, конкурсы, выставки, экскурсии, походы,
самостоятельную
работу,
массовые
воспитательные
мероприятия,
социальные акции
Режим занятий:
Режим работы 1,2 года обучения для всех групп по 2 часа 2раза в неделю в
неделю, продолжительностью одного занятия 35- 45 минут с 10 минутным
перерывом между занятиями. Занятия проводятся в групповой форме.
Год
обучения

Количество часов и раз в неделю

Продолжительность
одного занятия в
академических часах

1

2 раза по 2 часу

45

2

2 раза по 2 часу

45

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - является формирование у учащихся духовнокультурных ценностей через овладение искусством бисероплетения, развить
познавательную активность и творческую самореализацию.
Задачи:
обучающие:
-приобретение знаний об истории и развитии бисероплетения;
-- формирование знаний по основам цветоведения;
- формирование знаний по освоению техники бисероплетения;
- формирование знаний по основам композиции;
-формирование чувства ответственности за свои поступки;
-приобретение знаний по технологиям работы с бисером;
- приобретение знаний по работе на высоком художественном уровне.
развивающие:
-развитие памяти;
-развитие мышления, воображения;
-развитие умения планировать свою деятельность;
-развитие умения работать самостоятельно;
-развитие мелкой моторики рук.

воспитательные:
-привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного
творчества,
- воспитание эстетического отношения к действительности,
-воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения
довести начатое дело до конца,
-воспитание чувства взаимопомощи при выполнении работы,
-привитие основ культуры труда.
-воспитание культуры общения в коллективе.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п

Наименование тем, разделов

1.

Организация раб. места. Т.Б.
История бисера. Викторина
«Прозрачные бусинки»

2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9
10
11

Цветоведение
Плетение цепочек
Плетение плоских фигур
Плетение объемных фигур
Плетение цветов
Плетение на станке
Вышивка на канве
Бижутерия
Вышивка бисером
Плетение игрушек
ИТОГО:

кол-во
часов
1 год
2

кол-во
часов
2 год
2

Всего

4
24
18
20
16
22
14
24
144

4
52
34
14
22
16
144

8
24
18
72
16
56
14
38
22
16
288

4

Содержание учебного плана
1 года обучения
№
п/п

Тема

Общее
кол-во
часов

В том числе
Теория
Практика

1.

Организация раб. места. Т.Б.
История бисера. Викторина
«Прозрачные бусинки»

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Цветоведение
Плетение цепочек
Плетение плоских фигур
Плетение объемных фигур
Плетение цветов
Плетение на станке
Вышивка на канве
Бижутерия
ИТОГО:

2

1

1

4
24
18
20
16
22
14
24
144

1
6
7
4
2
3
2
16
30

3
18
11
16
14
19
12
20
114

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Т.Б. История бисера.
Теория(1час):
1. Организационное занятие. Вводная беседа: Знакомство с программой.
Правила техники безопасности при работе с ножницами и проволокой.
Знакомство с историей бисероплетения.
Практика(1час):
Викторина «Прозрачные бусинки» ( Устный опрос о том, что знают дети про
бисероплетение )
Педагогический контроль: определить знания и умения в области
бисероплетения.
2. Цветоведение
Теория(1час): Понятия: контраст, теплый, холодный цвет, гармоничное
сочетание цвета. Просмотр плакатов по Цветоведению.
Практика(3часа): Подбор бисера по принципу контраста, низание бисера
холодного и теплого цвета, низание гармоничного сочетания.( сочетания по
насыщенности цвета, такие сочетания, как желтый-синий, оранжевыйфиолетовый, белый-черный, подборка пастельных тонов.)
3.Плетение цепочек:
Теория(6часов):Чтение
схем.
Демонстрация
инструмента
для
бисероплетения, лесок, проволоки и ниток различной толщины. Просмотр
иллюстраций с изображениями различных цепочек. Образцы цепочек.
Практика(18часов): Низание бисера в одну и две нити. Низание цепочки в
одну нить«Пупырышки», низание «Пупырышек» из двух и более бисеринок.
Плетение цепочки «Зигзаг»
4.Плетение плоских фигур
Теория(7часов):
Чтение схем. Просмотр образцов. Рассказ о флоре и фауне Коми республике.
Просмотр иллюстраций с изображением плоских фигур.
Практика(11часов):
Подбор бисера по цвету и форме. Подбор лески к бисеру. Плетение фигур по
схеме, закрепление лески.

5.Плетение объемных фигур:
Теория(4часа): Просмотр образцов. Рассказ о животном мире Коми
республики Просмотр иллюстраций с изображением объемных фигурок из
бисера.
Практика(16часов):
Подбор бисера по цвету и форме, лески и проволоки. Плетение объемных
фигурок по схеме, закрепление
Педагогический контроль: проверить знания и умения полученные по этому
разделу.
6.Плетение цветов
Теория(2часа):
Просмотр образцов. Просмотр иллюстраций с изображениями цветов из
бисера. Просмотр схем. Опрос –какие цветы растут на территории Коми
республики.
Практика(14часов):
Подбор бисера по цвету, форме и размеру. Подбор проволоки, подбор
зеленых ниток для стебля. Плетение листочков цветка, листиков стебля,
тычинок . Соединение деталей, оплетение нитками стебля цветка.(Нарцисы,
ромашки , розы )
7.Плетение на станке
Теория(3часа):
:Просмотр изображений изделий выполненных на станке. Изучение работы
на станке. Техническое устройство станка. Просмотр схем плетения на
станке.
Практика(19часов):
Крепление ниток к гвоздикам, натяжение их. Подбор бисера, подбор иголки,
нитки или лески к иголке. Низание бисера по схеме. Составление схем с
именем.
8.Вышивка бисером на канве
Теория(2часа):
Просмотр иллюстраций с изображением вышивки на канве. Опрос: куда
можно применить вышивку с бисером.
Практика(12часов):
Перенос рисунка на канву. Подбор ниток ,иголки и бисера для вышивки.
Вышивка по рисунку. Вышивка с объемными цветами. Закрепление нитки.
9.Бижутерия
Теория(4часа):
Просмотр иллюстраций с изображением бус, кулонов, сережек, фенечек,
браслетов из бисера. Просмотр комплектов из бисера. Просмотр
Изделий из бисера. Цветовые сочетания от названия изделия.
Практика(20часов): Чтение схем. Разбор схем. Подбор бисера по цвету и
форме. Подбор застежек, креплений. Работа по схеме.
Пед. Контроль: проверить знания и умения полученные по этому разделу.
Содержание учебного плана

2 года обучения

№
п/п

Тема

1.

Организация раб. места. Т.Б. История
бисера. Викторина «Прозрачные
бусинки»

2.
3.
4.
5.
7.
8.

Цветоведение
Объемное плетение
Бижутерия
Плетение игрушек
Плетение на станке
Вышивка бисером
ИТОГО:

Общее
кол-во
часов
2

4
52
14
16
34
22
144

В том числе
Теория
Практика
1

1

1
7
3
4
4
3
25

3
45
11
12
30
19
119

1.Организационное занятие
Теория(1час):
Вводная беседа: Знакомство с программой.
Правила техники безопасности при работе с ножницами и проволокой.
Правила поведения на уроках и переменах.
Практика(1час):
Викторина «Прозрачные бусинки»
Педагогический контроль: определить знания и умения в области
бисероплетения. (Всем раздается бисер и леска, нужно сплести цепочку.)
2. Цветоведение
Теория(1час): Понятя: контраст, теплый, холодный цвет, гармоничное
сочетание цвета.Просмотр плакатов по Цветоведению. Повтотрение,
закрепление пройденного материала.
Практика(3часа): Подбор бисера по принципу контраста, низание бисера
холодного и теплого цвета, низание гармоничного сочетания.( сочетания по
насыщенности цвета, такие сочетания, как желтый-синий, оранжевыйфиолетовый, белый-черный, подборка пастельных тонов.) 3
3.Плетение объемных фигур:
Теория(7часов): Просмотр образцов объемных фигур. Рассказ о животном
мире Коми республики Просмотр иллюстраций с изображением объемных
фигурок из бисера. Повторение пройденного материала. Просмотр схем.
Практика(45часов):
Подбор бисера по цвету и форме, лески и проволоки. Плетение объемных
фигурок по схеме, закрепление . Плетение «Ветка рябины», «Валентинки»,
«Пасхальное яйцо», «Радужный жгут», «Цветущая сакура», «Букетик
мимозы», коллективная работа «Зимняя сказка». Соединение деталей в
целое, закрепление лески , проволоки.
4.Бижутерия

Теория(3часа):
Просмотр иллюстраций с изображением бус, кулонов, сережек, фенечек,
браслетов из бисера. Просмотр комплектов из бисера. Просмотр
Изделий из бисера. Цветовые сочетания от названия изделия.
Практика(11часов): Чтение схем. Разбор схем. Подбор бисера по цвету и
форме. Подбор застежек, креплений. Работа по схеме. Самостоятельное
выполнение схем. Плетение браслетов, сережек, броши, бус «Розовый
дождь», женского гарнитура «Зима».
Пед.контроль: проверить знания и умения полученные по этому разделу.
5.Плетение игрушек:
Теория(4часа):
Чтение
схем.
Демонстрация
инструмента
для
бисероплетения, лесок, проволоки и ниток различной толщины. Просмотр
иллюстраций с изображениями различных игрушек. Образцы игрушек.
Практика(12часов): Чтение схем. Разбор схем. Подбор бисера по цвету и
форме. Подбор лески, проволоки. Плетение стрекозы, снежинки, ангелочка,
собачки. Соединение деталей.
7.Плетение на станке
Теория(4часа)
:Просмотр изображений изделий выполненных на станке. Изучение работы
на станке. Повторение технического устройства станка. Просмотр схем
плетения на станке. Изучение Коми орнаментов. Просмотр предметов быта с
орнаментами.
Практика(30часов):
Зарисовка элементов Коми орнамента. Составление схемы для гердана с
Коми орнаментом. Крепление ниток к гвоздикам, натяжение их. Подбор
бисера, подбор иголки, нитки или лески к иголке. Самостоятельное
составление схем для работы на станке. Плетение гердана с Коми
орнаментом, галстука, браслета, цветущей сакуры. Закрепление нитей после
завершения работы, привязка к креплениям.
Пед .контроль: определить полученные знания и умения поэтому разделу.
8.Вышивка бисером на канве
Теория(3часа):
Просмотр иллюстраций с изображением вышивки на канве. Опрос-куда
можно применить вышивку с бисером. Повторение техники вышивки
бисером на канве. Просмотр работ с использованием вышивки на разных
материалах: канве, коже, джинсовом материале…
Практика(19часов):
Перенос рисунка на канву. Подбор ниток ,иголки и бисера для вышивки.
Вышивка по рисунку. Вышивка с объемными цветами. Закрепление нитки.
Подбор кожи для вышивки. Вышивание «Анютиных глазок», по коже
(самостоятельно выбранный рисунок), ветки вербы. Оформление работ.
Календарно -тематическое планирование
1. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения(Приложение №1)
2. Календарно-тематическое планирование 2 года обучения(Приложение №2)

4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- способности к самооценке на основе критериев успешности творческой
деятельности;
- формирование эмоциональное отношение к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение
ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни объединения, школы;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
- овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
–эмоционально формирование этических чувств доброжелательности нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
Метапредметные результаты
регулятивные:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах
музыкальной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в
процессе познания содержания музыкальных образов;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные:
- участвовать в жизни микро - и макросоциума;
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о
музыке;
- применять знаково-символические и речевые средства для решения
коммуникативных задач;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений
разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами
коммуникации;
познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников.
Предметные результаты
знают :

правила техники безопасности при пользовании ножницами и иголками..
-разновидности бисера
-разновидности плетения цепочек.
-правила чтения схем.
-методы крепления к фурнитуре.
-знает правила поведения в коллективе.
-правила плетения плоских и объемных фигур.
-Коми орнаменты
-флору и фауну родного края
-правила работы на станке для бисера
-цветовую гамму: холодную, теплую.
-контраст
-гармоничное сочетание
умеют:
-работать по схеме.
-подбирать бисер по форме и цвету
-умеет плести цепочки, плоские и объемные фигуры
-вышивать на канве
-работать на станке
-плести из бисера бижутерию
-наращивать нити и леску
-плести цветы и деревья
-составлять схемы
-самостоятельно крепить фурнитуру
-вышивать на коже и джинсовой ткани
-работать самостоятельно и в группах
-выполнять работу аккуратно
5. ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТЕСТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ
Определение уровня освоения программы осуществляется в
соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля успеваемости, промежуточной аттестации МУДО «ЦДОД
«Олимп».
- Текущий контроль успеваемости включает в себя входящую диагностику,
контроль исходного уровня подготовленности ребенка в начале цикла
обучения по программе и тематический контроль.
Формы текущего контроля- комбинированная проверка (сочетание
практической и устной проверок с показательными формами);
Для определения фактического состояния образовательного уровня
проводится промежуточная аттестация в конце первого года обучения по
дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной
общеразвивающей программе и промежуточная аттестация по освоению
дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей

программы. Формы промежуточной аттестации - комбинированная проверка
(сочетание практической и устной проверок с показательными формами);
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития
способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом
программы. В целях определения результатов и качества освоения
программы необходима система мониторинга, то есть систематического
контроля уровня знаний, умений, навыков и компетентностей учащихся.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить
развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для
их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно
коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся
в протоколы текущего контроля
и промежуточной аттестации.
Индивидуальный рост учащихся фиксируется в индивидуальной карточке
учета результатов обучения по дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе и
индивидуальной карточке оценки личностного развития учащегося в
процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Виды контроля
Входящий

Цели
Выявить уровень
знаний и умений в
области
бисероплетения

Содержание
История
бисероплетения

Формы
Викторина
«Прозрачные
бусинки»

Показатели, критерии
ТЕОРИЯ
- Что такое бисероплетение;
- Что такое разновидности бисера;
-Что такое низание;
- Что такое проволока и леска;
ПРАКТИКА
-Отличает различный по цвету и
форме бисер;
-Пользуется инструментами для
бисера;
-Низает простейшие изделия;
БАЛЛЫ
1б-учащийся не справляется с
заданием
2б-учащийся справляется с
заданием при небольшой помощи
взрослого
3б-учащийся справляется с
заданием самостоятельно
УРОВНИ
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3

Текущий

Определить
уровень
полученных знаний
и умений учащихся

Разделу «Объемное
плетение»-плетение
снеговика.

Практическое
занятие

ТЕОРИЯ
- Знает разновидности бисера;
-Знает правила пользования
колюще-режущими предметами;
- Что такое плоское плетение;
-Что такое объемное плетение;
ПРАКТИКА
-Подбирает бисер по форме и
цвету;
-Работает по схеме;
-Пользуется инструментами для
бисера;
БАЛЛЫ
1б-учащийся не справляется с
заданием
2б-учащийся справляется с
заданием при небольшой помощи
взрослого
3б-учащийся справляется с
заданием самостоятельно
УРОВНИ
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3

Тематический

Выявить уровень
овладения
программой

Уровень освоения
теоретическими
знаниями и
практическими
умениями по разделам
программы

Практическое
занятие

ТЕОРИЯ

Технику безопасности в МУДО
«ЦДОД «Олимп»;
-Правила поведения на занятии, во
время посещения выставок;
-Понятия: контраст, теплый,
холодный цвет, гармоничное
сочетание цвета;
-Чтение схем.
-Инструменты для
бисероплетения, лесок, проволоки
и ниток различной толщины.
-Образцы различных цепочек;
-Флору
и
фауну
Коми
республики;
-Плоское плетение;
-Цветы
произрастающие
на
территории Коми республики;
-Техническое устройство станка
по плетению бисером:
-Схемы по плетению на станке;
-Вышивки на канве бисером, где
применить ее;
-Понятие «бижутерия» из бисера,
их различия;

ПРАКТИКА
-Подбирать бисера по принципу
контраста, низание бисера
холодного и теплого цвета,
низание гармоничного сочетания;
-Низать бисер в одну и две нити;
-Низать цепочки в различной
технике;
-Низать плоские фигуры
животных;
-Закреплять леску;
-Подбирать бисер по форме и
цвету;
-Плести объемные фигуры
животных;
-Плести объемные цветы;
-Соединять детали цветка из
бисера стебли ,листики и цветы ;
-Крепить нитки к станку по
плетению бисером;
-Плести на станке для бисера;
-Переносить рисунок на канву;
-Вышивать бисером на канве;
-плести бижутерию из бисера.

БАЛЛЫ
1б-учащийся не справляется с
заданием
2б-учащийся справляется с
заданием при небольшой помощи
взрослого
3б-учащийся справляется с
заданием самостоятельно
УРОВНИ
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Периодичность

Цель

Формы

Показатели, критерии

Содержание
Конец первого
года обучения

Выявить уровень
овладения программой
за 1- ый год обучения

Контрольное
Уровень
занятие
освоения
(Степень
теоретически овладения
ми знаниями техникой
и
бисероплетения
практически З,У,Нами).
ми умениями
по разделам
программы

ТЕОРИЯ
-Различные виды плетения;
-Понятие «бижутерия»;
-Проблемы, возникающие при работе с
бисером;
ПРАКТИКА
-Использует различные виды бисера;
-Использует различные техники плетения;
-Умеет пользоваться схемами;
-Низает бисер аккуратно;
-Плетет плоские фигуры самостоятельно;
Баллы
1б-учащийся не справляется с заданием
2б-учащийся справляется с заданием при
небольшой помощи взрослого
3б-учащийся справляется с заданием
самостоятельно
Уровни
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Виды контроля
Входящий

Цели
Выявить уровень
знаний по
программе
«Бисероплетение»

Раздел, содержание
Вводное занятие
«Прозрачные
бусинки»

Формы
Викторина

Показатели, критерии
Теория:
Знает
исторю
бисера,
разновидности
бисера,
разновидности изделий из бисера,
правила работы с инструментом,
правила поведения на уроках и в
коллективе.
Практика:
Умеет подобрать бисер по форме
и цвету, плести по схеме
пупырышки из двух и более
бисерин, аккуратно выполнять
работу.
Баллы
1б-обучающийся не справляется с
заданием
2б-обучающийся справляется с
заданием при небольшой помощи
взрослого
3б-обучающийся справляется с
заданием самостоятельно
Уровни
Низкий-1-1,5

Тематический

Определить
уровень
полученных
знаний и умений .

Плетение на станке
«Гердан с Коми
орнаментом»

Практическое
занятие

Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3
Теория :
Знает правила техники
безопасности при пользовании
ножницами и иголками Знает
разновидности бисера. Знает
Коми орнаменты, технологию
работы на станке для
бисероплетения.
Практика:
Умеет работать по схеме,
работать на станке для
бисероплетения, составлять
схему, переносить рисунок на
схему, подбирать бисер по цвету
и форме , крепить фурнитуру,
аккуратно выполнять работу.
Баллы
1б-обучающийся не справляется с
заданием
2б-обучающийся справляется с
заданием при небольшой помощи
взрослого
3б-обучающийся справляется с
заданием самостоятельно
Уровни
Низкий-1-1,5

Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
Периодичность

Цель
Содержание

Формы

По освоению
дополнительной
общеобразовател
ьнойдополнительной
общеразвивающе
й программы

Уровень освоения теоретическими
знаниями и практическими
умениями по разделам программы

Практическое
занятие

Показатели, критерии
Теория:
Знает
правила техники безопасности при пользовании
ножницами и иголками..
-разновидности бисера
-разновидности плетения цепочек.
-правила чтения схем.
-методы крепления к фурнитуре.
-знает правила поведения в коллективе.
-правила плетения плоских и объемных фигур.
-Коми орнаменты
-флору и фауну родного края
-правила работы на станке для бисера
-цветовую гамму: холодную, теплую.
-контраст
-гармоничное сочетание
Практика:

Умеет:
-работать по схеме.
-подбирать бисер по форме и цвету
-умеет плести цепочки, плоские и объемные фигуры
-вышивать на канве
-работать на станке
-плести из бисера бижутерию
-наращивать нити и леску
-плести цветы и деревья
-составлять схемы
-самостоятельно крепить фурнитуру
-вышивать на коже и джинсовой ткани
-работать самостоятельно и в группах
-выполнять работу аккуратно
Баллы
1б-обучающийся не справляется с заданием
2б-обучающийся справляется с заданием при
небольшой помощи взрослого
3б-обучающийся справляется с заданием
самостоятельно
Уровни
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО –ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
6.Образовательные и учебные форматы
(формы, методы, приёмы, педагогические технологии)
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно–воспитательного процесса
является групповое учебное занятие.
Формы обучения:
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами;
- Практические занятия, где учащиеся осваивают приемы бисероплетения,
читают схемы;
- Выставки – показы ,где можно поделиться опытом и перенять нововедения
в сфере бисероплетения.
- Заключительное занятие с демонстрацией изделий. Проводится для самих
учащихся, педагогов, гостей;
- Выездное занятие – посещение выставок, праздников, конкурсов,
фестивалей.
Виды:
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать практические занятия, мастер-классы, выполнение
самостоятельной работы, выставки - ярмарки, творческие отчеты.
Методы:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
- словесные (рассказ, беседа),
- наглядные
(демонстрация
пособий,
иллюстраций,
показ
технологических приемов наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами)
- практические (упражнения, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
- репродуктивные (воспроизводящий)
- частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
- творческие (творческие задания по видам деятельности).
- проблемные
3) По степени самостоятельности:
- работа под непосредственным руководством педагога;
- совместная работа;
- самостоятельная работа.
Данная программа опирается на такие технологии как:

технология проблемного обучение,

технология творческого саморазвития,

игровые технологии,

технология сотрудничества,

здоровьесберегающие технологии,
Данные технологии дают возможность программе «Бисероплетения» быть
адаптированной к разнообразию интересов и запросов детей и родителей
(законных представителей), быть открытой и гибкой для коррекции на всех
этапах ее реализации.


Образовательная деятельность строится на основе системнодеятельностного подхода, основной результат применения которого –
развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учащимися определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего
осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у учащихся умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в
себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
7. Рефлексия.
Система дидактических принципов
Реализация технологии деятельностного метода в практическом
преподавании обеспечивается следующей системой дидактических
принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая
знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и
формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм,
активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному
успешному формированию его общекультурных и деятельностных
способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик
с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом

себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой
науки в системе наук).
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на
творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся
собственного опыта творческой деятельности.
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога
являются открытые учебные занятия, концертная деятельность.
На период актированных дней, карантинных мероприятий, отсутствием
учащегося по уважительным причинам предусмотрена самостоятельная
работа, которая выражается в выполнении комплекса упражнений, работа с
текстами песен. По окончанию актированных дней, карантина организуется
консультаций с учащимися, испытывающими затруднения при изучении
учебного материала.
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане воспитательной
работы, которая планируется педагогом ежегодно. (Приложение № 3)
План воспитательной работы направлен на воспитание духовноразвитой, творческой личности:
- работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные
беседы, консультации) предполагают взаимопомощь в формировании
целостных личностных качеств у детей;
- условием нравственного воспитания детей и молодежи в
объединении является общение на доверительных началах;
- создание дружеской атмосферы в коллективе;
- участие в концертной деятельности воспитывает ответственность
перед коллективом, самостоятельность и веру в свои силы; прививают
навыки общения друг с другом, сплачивают коллектив, раскрывают
творческие возможности ребят;
- посещение выставок воспитывает художественно-эстетические
качества личности, художественный вкус.
Ежегодно к программе прилагается репертуарный план по годам обучения.
(Приложение № 4)

Условия реализации программы
7.Материально-техническое обеспечение
Программа «Бисероплетение» реализуется на базе МУДО «ЦДОД
«Олимп» ( ул. Коммунистическая,74 (МАОУ «СОШ №38»).
1.Наличие специального кабинета .
2. Наличие шкафа, для хранения бисера и поделок из него.
3. Станки по бисероплетению
4. Компьютер.
5. Электроаппаратура.
6.Наличие схем по бисероплетению и образцы.
Занятия проходят в просторном кабинете (зале) с естественным и
искусственным освещением, хорошей вентиляцией. Для хранения наглядных
пособий есть отдельный шкаф. Для просмотров видеофильмов и презентаций
есть ноутбук и проектор.
Методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение программы
№
Разделы
п/п
1. Вводное занятие.
2.

Цветоведение

3.

Плетение цепочек

4.

Плетение плоских
фигур

5.

Плетение объемных
фигур

6.

Плетение цветов

7.

Вышивка на канве

Наглядные пособия
1. Иллюстрации.
2. Наглядные пособия
1. Плакат по основным и дополнительным
цветам.
2. плакаты по основным и дополнительным
цветам. Контрасту.
(2 шт.).
1. Иллюстрации
2. Наглядные пособия
3. Схемы плетения различных цепочек
1.Образцы
2.Схемы
3.Иллюстрации
1. Образцы
2Схемы.
3.Иллюстраци
1. Иллюстрации
2Образцы
3. Схемы плетения различных цветов
1.Образцы

8.

Плетение игрушек

9.

Бижутерия

2.Схемы
3.Иллюстрации
4.Пяльцы
1.Образцы
2.Схемы
3.Иллюстрации
1. Образцы
2Схемы.
3.Иллюстраци
4.Образцы фурнитуры
8.Список литературы:
Для педагога:

СП. Истории обыкновенных вещей. - М., 1992.
6. Божко Л. Бисер. - М., 2000.
7. Божко Л. Бисер, уроки мастерства. - М., 2002.
8. Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. - Ростов-на-Дону, 2000.
9. Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. - СПб., 2000.
10. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. - СПб., 2000.
11. Гринченко А. С. Вышивка бисером. – М., 2006. 1. Аполозова Л.М.
Бисероплетение. - М., 1997.
2. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. - М., 1993.
3. Белякова Н. Пасхальные яйца. - СПб., 2000.
4. Берлина Н.А. Игрушечки. - М., 2000.
5. Богданов В.В., Попова
12. Гусева Н. А. 365 фенечек из бисера. - 2004.
13. Журнал "Бисероплетение".
14. Игрушечки из бисера. Сост. Лындина Ю. - М., 2006.
Для родителей и учащихся:
Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера.
Плетение на леске. - Ростов-на-Дону, 2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».