КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ –
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Юный вокалист» модифицированная,
уровневая (стартовый, ознакомительный уровень), учрежденческая,
разновозрастная, художественной направленности.
Дополнительная
общеобразовательная
–
дополнительная
общеразвивающая программа «Юный вокалист» разработана на основе:
1.
Нормативных
правовых
актов
и
государственных
программных документов в области дополнительного образования:
- ФедеральныйЗаконот29.12.2012№273-ФЗ«Обобразованиив
Российской Федерации»;
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми
на период до 2035 года от 11 апреля 2019 года № 185;
- Стратегия социально-экономического развития МО ГО
"Сыктывкар" до 2030 года от 8 июля 2011 г. № 03/2011-61;
- Санитарных
правил
СП
2.4.
3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 года № 28;
- Концепцияразвитиядополнительногообразованиядетейдо2030 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»)
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/45028/
ПриказМинистерствапросвещенияРоссииот09ноября2018г.№ 196
г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от
01.06.2018 года №214-п;
Приложение к письму Департамента государственной политики в
сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ
от18.11.2015№09-3242«Онаправленииинформации»(Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
программ (включая разноуровневые программы);
- Приложение к письму Министерства образования, науки и
молодёжнойполитикиРеспубликиКомиот27января2016г.№0727/45«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в
Республике Коми»;
- Устава МУДО «ЦДОД «Олимп»;
- Локального акта МУДО «ЦДОД «Олимп» «Положение о
дополнительной
общеобразовательной
программе-дополнительной
общеразвивающей программе».
2.Типовых программ по направлению деятельности:
Программы Масленникова В.В. Сольное пение // Художественные
кружки: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ. – М.: «Просвещение», 1981;
Программы «Певческая Школа» В. В. Емельянова и «Хоровое пение»
Е.В. Жарова.
3.Методических пособий:
«Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.
Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё
позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим,
скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно
преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым.
Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком, и чтобы рядом был
умный, талантливый, добрый взрослый.
Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий
большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного
развития учащихся, слух, без которого музыкальная деятельность просто не
возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память.
Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие
психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь,
учащийся учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение –
психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем,
таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно,
чтобы голосообразование было правильно, чтобы учащийся чувствовал себя
комфортно, пел легко и с удовольствием.
Данная программа соответствует основным направлениям Стратегии
социально-экономического развития города Сыктывкара и Республики Коми,
таким как содействие в формирование гармонично развитой личности и
развитие культурного потенциала через изучение музыкального искусства и
академического пения. Поэтому при эффективной работе с учащимися по
программе «Юный вокалист» формируются музыкальные способности,
мелодический слух, чувство движения, ритма, динамики, музыкальная
восприимчивость и память.
Опыт показал, насколько полезно вовлекать учащихся в самостоятельную
деятельность, воспитывать творческое отношение к музыке, развивать у них
интерес, фантазию, непосредственность действий, увлеченность, стремление
по-своему передать образ, импровизировать в пении, движении.
Данная программа стартового(ознакомительного)уровня так как
ориентирована на младший школьный возраст, как наиболее благоприятный в
плане развития средствами музыки и в то же время опирается на игровую
деятельность, как преобладающую в этом возрасте.
Содержание уровневой модифицированной программы организовано по
принципу дифференциации, по уровням сложности: «Ознакомительный
уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы. Реализация данной
программы стартового уровня предполагает два года обучения.
Настоящая программа составлена в соответствии с Типовыми
программами для внешкольных общеобразовательных школ по предмету
«Музыка». Эти программы имеют свою ценность: в одних предусматривается
знакомство с каким-то одним видом работы, другие помогли выстроить
систему занятий, спроектировать цели, задачи, ожидаемые результаты с учетом
уровневой специфики возраста учащихся.
Актуальность данной программы состоит в поиске создания условий
для развития мотивации к познанию и вокальному творчеству учащихся;
обеспечении эмоционального благополучия учащихся. Многие музыкальные
произведения несут в себе большой познавательный заряд, вооружают детей
новыми сведениями об окружающем мире, родном крае, о дружбе и
товариществе.
Отличительные
особенности
программы
заключаются
в
интегрированном характере и основана на модульной технологии обучения,
которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный
процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В образовательном
процессе программы используются инновационные технологии: групповой
деятельности, личностно-ориентированные, игровые технологии.
Организационно – педагогические основы обучения.
Адресат программы:
Данная программа является программой стартового, ознакомительного
уровня, предназначена для детей в возрасте 7-10 лет, без специальной
подготовки. Данная программа используется как первая ступень - переход к
базовой
дополнительной
общеобразовательной-дополнительной
общеразвивающей программе «Хоровое и сольное пение».
На данную программу принимаются все учащиеся, не имеющие
медицинских противопоказаний, на основании письменного заявления
родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся.
Отчисление учащихся производится на основании локального акта,
разработанного в учреждении.
Количество учащихся в группах до 15 человек.
Срок и объем освоения программы:
Продолжительность образовательного процесса 2 года обучения. Общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы - 144 ч:
Год
обучения
1
2
ВСЕГО
Количество часов
в неделю
2
2
Количество часов
в год
72
72
144
Формы обучения:
Очная, очно-заочная, заочная (в период невозможности организации
образовательного процесса в очной форме: карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановке, актированных дней), может быть
организована с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
Режим занятий:
Режим работы 1 и 2 года обучения для всех групп по 2 часа 1 раз в неделю
, продолжительностью одного занятия 30- 40 минут.
Продолжительность
Год
Количество часов и раз в неделю
одного занятия в
обучения
академических часах
1 раз по 2 часа
30
1
2 раза по 1 часу
1 раз по 2 часа
2
40
2 раза по 1 часу
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – формирование и развитие творческих способностей
учащихся через приобщение к искусству академического пения.
Задачи:
Обучающие:
- Способствование овладению учащимися академической манеры пения, как
фундамента и основы для других вокальных техник;
- Формирование основных певческих навыков: певческая установка, певческое
дыхание, звукообразование, музыкально-ритмических навыков;
- Формирование у учащихся навыков владения средствами образной
выразительности (мимики, жеста, свободного и непринужденного исполнения
музыкально-двигательных упражнений);
- Ознакомление учащихся со сценической культурой и этикой артиста;
Воспитательные:
- воспитание умения работать в коллективе;
- воспитание умения слушать и слышать педагога;
- воспитание интереса, любви к искусству академического пения;
Развивающие:
- Развитие слуха и голоса детей;
- Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкальнослуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона;
Задачи 1 года обучения:
Образовательная:
- научить основам академической манере пения
- научить основам сценического движения
Воспитательная:
- воспитать интерес к занятиям
Развивающая:
- развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Задачи 2 года обучения:
Образовательная:
- научить основам двухголосного пения;
Воспитательная:
- воспитать умение работать в коллективе, слушать и слышать своего партнера;
Развивающая:
- развитие голосового аппарата
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
Наименование тем, разделов
1
Введение.
1.1. Введение в предмет. Инструктаж.
История становления. Строение голосового
аппарата.
1.2.Прослушивание:ритм,лад,такт,музыкальн
ый слух
Вокальные навыки.
2.1. Основы певческого дыхания.
2.2. Атака звука.
2.3. Звукообразование и звуковедение.
2.4. Самостоятельная работа. Дикция.
Работа над произведениями.
3.1. Разучивание произведений.
3.2. Работа в ансамбле.
3.3. Работа с фонограммами.
3.4. Работа над выразительностью.
Работа с ТСО.
2
3
4
колво
часо
в
1 год
2
1
кол-во
часов
2 год
Всего
часов
2
1
4
2
1
1
2
18
6
4
4
4
28
6
6
6
10
10
20
6
4
4
5
24
6
6
6
6
12
38
12
8
8
9
52
12
12
12
16
22
5.1. Знакомство с носителями.
2
5.2. Работа с микрофонами
8
5 Актерское мастерство.
10
5.1. Сценическое действие.
10
6 Досугово-развивающая деятельность
2
7 Промежуточная аттестация
2
ИТОГО:
72
Содержание учебного плана
2
10
8
8
4
2
72
4
18
18
6
4
144
1 года обучения
№
Тема
Введение.
1.1. Введение в предмет. Инструктаж.
История становления. Строение
голосового аппарата.
1.2.Прослушивание:ритм,лад,такт,музы
кальный слух
2 Вокальные навыки.
2.1. Основы певческого дыхания.
2.2. Атака звука.
2.3. Звукообразование и звуковедение.
2.4. Самостоятельная работа.
Дикция.
3 Работа над произведениями.
3.1. Разучивание произведений.
Текущий контроль успеваемости
3.2. Работа в ансамбле.
3.3. Работа с фонограммами.
3.4. Работа над выразительностью.
4 Работа с ТСО.
4.1. Знакомство с носителями.
4.2. Работа с микрофонами
5 Актерское мастерство.
5.1. Сценическое действие.
6 Досугово-развивающая деятельность
7 Промежуточная аттестация
ИТОГО:
1
Количество часов
Всего
теория практика
2
1
1
1
1
-
1
-
1
18
6
4
4
4
4
1
1
1
1
14
5
3
3
3
28
6
-
28
6
6
6
10
10
2
8
10
10
2
2
72
3
2
1
1
1
1
10
6
6
10
7
7
9
9
2
1
62
1. Введение – (2 часа)
1.1. Введение в предмет. Инструктаж. История становления. Строение
голосового аппарат – (1 час)
Теория: Правила поведения на занятиях и переменах. Правила техники
безопасности и пожарной безопасности в классе и на сцене. Игра «Как тебя
зовут?»
Знакомство с учащихся с программой (использование презентации «Веселые
нотки»). Роль и значение музыки в нашей жизни. Знакомство с различными
школами вокального направления: народная, академическая, эстрадная,
джазовая.
Дать понятия «связки», «резонаторы», «гортань», «трахея». Основные
принципы работы голосового аппарата – (1час)
1.2. Прослушивание детей – (1час)
Практика: Практические задания по основам муз.грамоты: ритм, такт, лад,
музыкальный слух и видам вокального ансамбля – (1 час)
2. Вокальные навыки – (18 часов)
2.1. Основы певческого дыхания – (6 часов)
Теория:
Четыре типа дыхания: ключичное, грудное, нижнереберное.
Характеристика каждого типа – (1 час)
Практика: Отработка упражнений для развития певческого дыхания:
надувание живота не поднимая плеч, упражнения: «Цветочный магазин»,
«Насос», «Задуй свечу», «Снег», «Кораблики», «Футбол», «Косарь» - (4 часа)
2.2. Атака звука – (4 часа)
Теория: Что такое атака звука? Ее виды: твердая, мягкая, придыхательная. Их
характеристика – (1 час)
Практика: Отработка приемов развития голоса: работа в примарной зоне,
мягкая атака звука. Пение закрытым ртом звука «м». Речевая позиция – свобода
внешних мышц. Понятие «Маски», работа над собранностью звука – (3 часа)
2.3. Звукообразование и звуковедение – (4 часа)
Теория: Исполнение педагогом песни «Во-поле береза стояла» ( намеренно
искажая звучание и произношение). Беседа над правильностью
звукопроизношения - (1 час)
Практика:
Упражнения на
А_О_У_Э_И в сочетании с различными
согласными. Формирование в «маске», носовая соната. Выравнивание
округленных гласных в конкретных вокальных упражнениях – (3 часа)
2.4. Самостоятельная работа. Дикция – (4 часа)
Теория: Понятие артикуляции и артикуляционного аппарата. Ее роль в
вокализации – (1час)
Практика: Выработка подвижности артикуляционного аппарата (рот, губы,
зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее небо). Артикуляционная гимнастика.
Речевой тренинг (скороговорки). Четкое произношение согласных в середине и
конце слова. Правильное формирование согласных – (3 часа)
3. Работа над произведениями – (28 часов)
3.1. Разучивание произведений – (6 часов)
Практика: Закрепление полученных навыков. Работа с учащимися над
конкретными произведениями. Разучивание слов, мелодии, их соединение – (6
часов)
3.2. Работа в ансамбле – (6 часа)
Практика: Понятие «ансамбль», его виды. Пение произведений в ансамбле.
Закрепление
полученных
навыков
на
конкретных
произведениях.
Выстраивание унисона. Выработка единообразных приемов пения. Закрепление
полученных навыков. Работа с учащимися над конкретными произведениями –
(6 часа)
3.3. Работа с фонограммами – (6 часа)
Практика: Беседа «Что такое фонограмма?», навык работы с фонограммами.
Закрепление полученных навыков. Работа с учащимися над конкретными
произведениями. – (6 часа)
3.4. Работа над выразительностью – (10 часа)
Практика: Определение характера произведения, работа над интонационной
выразительностью. Поиск «главных» слов. Оттачивание произведений для
дальнейшей концертной деятельности – (10 часа)
4. Работа с ТСО – (10 часов)
4.1. Знакомство с носителями – (2 часа)
Теория: Какие бывают носители? Их качества (CD, MD), магнитофон. Уметь
пользоваться ТСО. Бережное отношение к аппаратуре –(1 час)
4.2. Работа с микрофонами – (8 часов)
Теория: Виды микрофонов. Положительные и отрицательные стороны – (1 час)
Практика: Навык включения и выключения микрофона во время исполнения.
Уметь правильно держать микрофон. Закрепление полученных навыков.
Подготовка концертных номеров – (7 часов)
5. Актерское мастерство – (10 часов)
5.1. Сценическое действие – (10 часов)
Теория: Понятие о мускульной свободе. Мускульная свобода как
целесообразное распределение и расходование мышечной энергии. Законы
внутренней техники актерского искусства. Явление «Зажим» -(1 час)
Практика: Практические упражнения, направленные на снятие мышечных
зажимов: «Сон-пробуждение», «Расслабление по счету до10», «Расслабление и
зажим», «Расслабление тела кроме одной части тела», «Выполнить
определенные действия по счету». Находясь на сцене, реализовывать свои
творческие замыслы и держать внимание аудитории. Закрепление полученных
навыков. Подготовка концертных номеров – (9 часов)
6. Досугово-развивающая деятельность (2 часа)
Практика: посещение концертов различного уровня
7. Промежуточная аттестация (2 часа)
Теория: выполнение теоретического задания (см раздел «Этапы
педагогического контроля»)
Практика: выполнение практического задания (см раздел «Этапы
педагогического контроля»)
Календарно-тематическое планирование
1. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения (Приложение №1)
Содержание учебного плана
2 года обучения
№
1
Тема
Введение.
1.1. Введение в предмет. Инструктаж.
Количество часов
Всего
теория практика
2
1
1
1
1
-
История становления. Строение
голосового аппарата.
1.2.Прослушивание:ритм,лад,такт,музы
кальный слух
2 Вокальные навыки.
2.1. Основы певческого дыхания.
2.2. Атака звука.
2.3. Звукообразование и звуковедение.
2.4. Самостоятельная работа.
Дикция.
3 Работа над произведениями.
3.1. Разучивание произведений.
Текущий контроль успеваемости
3.2. Работа в ансамбле.
3.3. Работа с фонограммами.
3.4. Работа над выразительностью.
4 Работа с ТСО.
4.1. Знакомство с носителями.
4.2. Работа с микрофонами
5 Актерское мастерство.
5.1. Сценическое действие.
6 Досугово-развивающая деятельность
7 Промежуточная аттестация
ИТОГО:
1
-
1
20
6
4
4
6
4
1
1
1
1
16
5
3
3
5
24
6
-
24
6
6
6
6
12
2
10
8
8
4
2
72
2
2
6
6
6
10
1
1
1
9
10
7
7
4
1
63
1. Введение – (2 часа)
1.1. Введение в предмет. Инструктаж. История становления. Строение
голосового аппарата – (1 час)
Теория: Правила поведения на занятиях и переменах. Правила техники
безопасности и пожарной безопасности в классе и на сцене. Знакомство с
учащихся с программой на учебный год
1.2. Прослушивание детей – (1час)
Практика: Практические задания по основам муз.грамоты: ритм, такт, лад,
музыкальный слух и видам вокального ансамбля – (1 час)
2. Вокальные навыки – (20 часов)
2.1. Основы певческого дыхания – (6 часов)
Теория: Четыре типа дыхания: ключичное, грудное, нижнереберное.
Характеристика каждого типа – (1 час)
Практика: Отработка упражнений для развития певческого дыхания по
методике Е.Емельянова - (6 часов)
2.2. Атака звука – (4 часа)
Теория: Повторение и закрепление знаний об атаке звука и ее видах– (1 час)
Практика: Отработка приемов развития голоса: работа в примарной зоне,
мягкая атака звука. Пение закрытым ртом звука «м». Речевая позиция – свобода
внешних мышц. Понятие «Маски», работа над собранностью звука – (3 часа)
2.3. Звукообразование и звуковедение – (4 часа)
Теория: Исполнение педагогом песни «Во-садуле, в огороде…» ( намеренно
искажая звучание и произношение). Беседа над правильностью
звукопроизношения - (1 час)
Практика:
Упражнения на
А_О_У_Э_И в сочетании с различными
согласными. Формирование в «маске», носовая соната. Выравнивание
округленных гласных в конкретных вокальных упражнениях – (3 часа)
2.4. Самостоятельная работа .Дикция – (6 часов)
Теория: закрепление понятий артикуляция и артикуляционного аппарата.
– (1час)
Практика: продолжение выработка подвижности артикуляционного аппарата
(рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее небо). Артикуляционная
гимнастика. Речевой тренинг (скороговорки). Четкое произношение согласных
в середине и конце слова. Правильное формирование согласных – (5 часов)
3. Работа над произведениями – (24 часа)
3.1. Разучивание произведений – (6 часов)
Практика: Закрепление полученных навыков. Работа с учащимися над
конкретными произведениями. Разучивание слов, мелодии, их соединение – (6
часов) Текущий контроль успеваемости
3.2. Работа в ансамбле – (6 часов)
Практика: Пение произведений в ансамбле. Закрепление полученных навыков
на конкретных произведениях. Выстраивание унисона. Выработка
единообразных приемов пения. Закрепление полученных навыков. Работа с
учащимися над конкретными произведениями – (6 часов)
3.3. Работа с фонограммами – (6 часов)
Практика: Беседа «Что такое фонограмма?», навык работы с фонограммами.
Закрепление полученных навыков. Работа с учащимися над конкретными
произведениями. – (6 часов)
3.4. Работа над выразительностью – (6 часов)
Практика: Определение характера произведения, работа над интонационной
выразительностью. Поиск «главных» слов. Оттачивание произведений для
дальнейшей концертной деятельности – (6 часа)
4. Работа с ТСО – (12 часов)
4.1. Знакомство с носителями – (2 часа)
Теория: Какие бывают носители? Их качества (CD, MD), магнитофон. Уметь
пользоваться ТСО. Бережное отношение к аппаратуре –(2 час)
4.2. Работа с микрофонами – (10 часов)
Практика: Закрепление полученных навыков по работе с микровонами.
Подготовка концертных номеров – (10 часов)
5. Актерское мастерство – (8 часов)
5.1. Сценическое действие – (8 часов)
Теория: Понятие о мускульной свободе. Мускульная свобода как
целесообразное распределение и расходование мышечной энергии. Законы
внутренней техники актерского искусства. Явление «Зажим» (1 час)
Практика: Практические упражнения, направленные на снятие мышечных
зажимов. Находясь на сцене, реализовывать свои творческие замыслы и
держать внимание аудитории. Закрепление полученных навыков. Подготовка
концертных номеров – (7 часов)
6. Досугово-развивающая деятельность
Практика: посещение концертов различного уровня
7. Промежуточная аттестация
Теория: выполнение теоретического задания (см раздел «Этапы
педагогического контроля»)
Практика: выполнение практического задания (см раздел «Этапы
педагогического контроля»)
Календарно-тематическое планирование
1. Календарно-тематическое планирование 2 года обучения (Приложение №2)
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- способности к самооценке на основе критериев успешности творческой
деятельности;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя
народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю.
- формирование эмоциональное отношение к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(индивидуального) музицирования;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни объединения, школы, города и др.;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Метапредметные результаты
регулятивные:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах
музыкальной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в
процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее
эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные:
- участвовать в жизни микро - и макросоциума;
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о
музыке;
- применять знаково-символические и речевые средства для решения
коммуникативных задач;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных
эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и
коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие
музыкальные
программы,
цифровые
образовательные
ресурсы,
мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты
знают:
Правила поведения, технику безопасности и пожарной безопасности в
МУДО «Олимп»;
Правила поведения на занятии, во время посещения театров,
филармоний, концертных залов;
Основные правила охраны голоса;
Основы вокального исполнительства;
Поэтические тексты песен;
Основы звуковедения;
Основы музыкальной грамоты: терминология, фразеология, метроритм,
средства музыкальной выразительности
умеют
Петь легко, свободно, без напряжения;
Следить за правильным дыханием; чисто петь в заданном диапазоне;
удерживать интонацию;
Солировать художественно-образно и выразительно; передавать характер
произведения
Позитивно относится к индивидуальному и коллективному вокальному
творчеству;
Вести себя в социуме и на сценической площадке во время
репетиционных тренировок и выступлений;
Планируемые результаты 1 года обучения
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- способности к самооценке на основе критериев успешности творческой
деятельности;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя
народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю.
- формирование эмоциональное отношение к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(индивидуального) музицирования;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни объединения, школы, города и др.;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
Метапредметные результаты
регулятивные:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах
музыкальной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в
процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее
эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные:
- участвовать в жизни микро - и макросоциума;
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о
музыке;
- применять знаково-символические и речевые средства для решения
коммуникативных задач;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных
эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и
коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие
музыкальные
программы,
цифровые
образовательные
ресурсы,
мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.)
Предметные:
Знают:
- правила техники безопасности на занятиях и мероприятиях;
- основные типы дыхания;
- правила работы голосового аппарата;
- тексты песен, согласно репертуара 1 года обучения;
Умеют:
- исполнять песни, согласно репертуару;
- правильно вести себя на сцене и на концертных площадках;
- работать с микрофонами на репетициях и концертах
Планируемые результаты 2 года обучения:
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- способности к самооценке на основе критериев успешности творческой
деятельности;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя
народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю.
- формирование эмоциональное отношение к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(индивидуального) музицирования;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни объединения, школы, города и др.;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
Метапредметные результаты
регулятивные:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах
музыкальной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в
процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее
эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные:
- участвовать в жизни микро - и макросоциума;
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о
музыке;
- применять знаково-символические и речевые средства для решения
коммуникативных задач;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных
эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и
коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие
музыкальные
программы,
цифровые
образовательные
ресурсы,
мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Знают:
- правила техники безопасности на занятиях и мероприятиях;
-основные приемы звукоизвлечения, голосоведения, правильное использование
их на практике;
-правила одноголосного и двухголосного пения;
Умеют:
- самостоятельно разучивать музыкальные произведения, согласно репертуару
2 года обучения;
-исполнять одноголосные и двухголосные музыкальные произведения;
-правильно вести себя на сцене и на концертных площадках;
5. ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Определение уровня освоения программы осуществляется в соответствии
с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации МУДО «ЦДОД «Олимп».
- Текущий контроль успеваемости включает в себя тематический контроль.
Формы текущего контроля- комбинированная проверка (сочетание
практической и устной проверок с показательными формами);
Для определения фактического состояния образовательного уровня
проводится промежуточная аттестация в конце первого года обучения по
дополнительной
общеобразовательной
программе
дополнительной
общеразвивающей программе и промежуточная аттестация по освоению
дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей
программы. Формы промежуточной аттестации - комбинированная проверка
(сочетание практической и устной проверок с показательными формами);
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития
способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом
программы. В целях определения результатов и качества освоения программы
необходима система мониторинга, то есть систематического контроля уровня
знаний, умений, навыков и компетентностей учащихся.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить
развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для
их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно
коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся в
протоколы текущего контроля и промежуточной аттестации. Индивидуальный
рост учащихся фиксируется в индивидуальной карточке учета результатов
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
программе
–
дополнительной общеразвивающей программе и индивидуальной карточке
оценки личностного развития учащегося в процессе освоения им
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Этапы педагогического контроля
Вид контроля
Текущий 1 года
обучения
Цель
Выявление всех
вокальных
навыков через
упражнения.
Содержание
Уровень овладения
теоретическими
знаниями и
практическими
умениями основных
вокально-хоровых
навыков
Формы
Практическое
занятие(опрос,
практические
задания)
Текущий 2 года
обучения
Выявить
уровень
овладения
Уровень освоения
теоретическими
знаниями и
Творческий
отчет
(итоговый
Критерии
ТЕОРИЯ
- Что такое унисон;
- Что такое ансамбль, разновидности;
ПРАКТИКА
- Исполнять ритмическое упражнение
для вокального ансамбля;
- Соответствие «ауфтатка»,
«снятия»,звуков темпу и характеру
произведения:
- Работа над одинаковым
артикуляционным движением;
-Работа над идентичностью фонетики
БАЛЛЫ
1б-учащийся не справляется с заданием
2б-учащийся справляется с заданием
при небольшой помощи взрослого
3б-учащийся справляется с заданием
самостоятельно
УРОВНИ
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3
ТЕОРИЯ
-Технику безопасности в МУДО
«Олимп»;
программой
практическими
умениями по разделам
программы
концерт)
-Правила поведения на занятии, во
время посещения театров, филармоний,
концертных залов;
-Основные правила охраны голоса;
-Особенности
и
возможности
певческого голоса;
-Понятия
артикуляция
и
артикуляционный аппарат;
-Понимание по требованию педагога
слов-петь мягко,нежно, легко;
-Типы и виды дыхания;
-Что такое унисон;
-Что такое ансамбль, разновидности
-ТСО;
-Поведение певца до выхода на сцену и
во время концерта;
ПРАКТИКА
-Правильно дышать: делать небольшой
спокойный вдох, не поднимая плеч;
-Петь короткие фразы на одном
дыхании;
-В подвижных песнях делать быстрый
вдох;
-Петь
учебно-тренировочные
упражнения в разных тональностях;
-Петь легким звуком, без напряжения;
-Петь достаточно чистым по качеству
звуком, легко, мягко, непринужденно;
-Правильность интонирования звука
-Правильно произносит звук при
пении;
-Повторяет ритмический рисунок;
-Определяет лад;
-Передавать характер произведения и
ее динамические оттенки;
-Петь в ансамбле: чисто и слаженно в
унисон;
-Соответствие «ауфтатка», «снятия»;
-Спеть выразительно, осмысленно, в
спокойном темпе фразу с ярко
выраженной конкретной тематикой
-Анализировать
исполняемые
произведения;
дать
критическую
оценку своему исполнению;
БАЛЛЫ
1б-учащийся не справляется с заданием
2б-учащийся справляется с заданием
при небольшой помощи взрослого
3б-учащийся справляется с заданием
самостоятельно
УРОВНИ
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Периодичность
Цель
Конец первого
Выявить уровень
года обучения
овладения программой
за год
Содержание
Уровень
освоения
теоретически
ми знаниями
и
практически
ми умениями
по разделам
программы
Формы
Музыкальный
коктейль.
(Степень
овладения
вокальнохоровыми
З,У,Нами).
Показатели, критерии
ТЕОРИЯ
- Типы. Виды дыхания;
- Понятие артикуляция, артикуляционного
аппарата;
- Что такое атака звука, виды атаки;
ПРАКТИКА
- Использует правильное дыхание при
пении, поет короткие фразы на одном
дыхании;
- Правильно интонирует звук;
- Правильно произносит звук при пении;
- Поет легким звуком;
- Поет выразительно, осмысленно
Баллы
1б-учащийся не справляется с заданием
2б-учащийся справляется с заданием при
небольшой помощи взрослого
3б-учащийся справляется с заданием
самостоятельно
Уровни
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Периодичность
Цель
Конец второго
Выявить уровень
года обучения
овладения программой
за год
Содержание
Уровень
освоения
теоретически
ми знаниями
и
практически
ми умениями
по разделам
программы
Формы
Проверка
теоретических
знаний
Проверка
практических
умений и навыков
Показатели, критерии
ТЕОРИЯ (ответить на вопросы)
- Назвать основные приемы двухголосного
пения?
- Назвать основные упражнения для
развития артикуляционного аппарата?
- Назвать основные правила работы с
микрофонами?
ПРАКТИКА (исполнить куплет песни)
- Использует правильное дыхание при
пении, поет короткие фразы на одном
дыхании;
- Правильно интонирует звук;
- Правильно произносит звук при пении;
- Поет легким звуком;
- Поет выразительно, осмысленно
Баллы
1б-учащийся не справляется с заданием
2б-учащийся справляется с заданием при
небольшой помощи взрослого
3б-учащийся справляется с заданием
самостоятельно
Уровни
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
6. Образовательные и учебные форматы
(формы, методы, приёмы, педагогические технологии)
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно–воспитательного процесса является
групповое учебное занятие.
Формы обучения:
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются музыкальными примерами, наглядными пособиями,
презентациями, видеоматериалами;
- Практические занятия, где учащиеся осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни современных композиторов;
- Репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские
способности детей;
- Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится
для самих учащихся, педагогов, гостей;
- Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов,
фестивалей.
- Дистанционная-реализуется во время актированных дней, карантинов.
Виды:
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать
практические
занятия,
мастер-классы,
выполнение
самостоятельной работы, концерты, творческие отчеты.
Методы:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
- словесные (рассказ, беседа),
- наглядные
(демонстрация
пособий,
иллюстраций,
показ
технологических приемов наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами)
- практические (упражнения, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
- репродуктивные (воспроизводящий)
- частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
- творческие (творческие задания по видам деятельности).
- проблемные
3) По степени самостоятельности:
- работа под непосредственным руководством педагога;
- совместная работа;
- самостоятельная работа.
Данная программа опирается на такие технологии как:
технология проблемного обучение,
технология творческого саморазвития,
игровые технологии,
технология сотрудничества,
здоровьесберегающие технологии
электронные технологии и технологии дистанционного обучения.
Данные технологии дают возможность программе «Юный вокалист» быть
адаптированной к разнообразию интересов и запросов детей и родителей
(законных представителей), быть открытой и гибкой для коррекции на всех
этапах ее реализации.
Образовательная деятельность строится на основе системнодеятельностного подхода, основной результат применения которого – развитие
личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учащимися определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
- формирование у учащихся умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
7. Рефлексия.
Система дидактических принципов
Реализация технологии деятельностного метода в практическом
преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно
участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей,
общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с
учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки
в системе наук).
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога
являются открытые учебные занятия, концертная деятельность.
На период актированных дней, карантинных мероприятий, отсутствием
учащегося по уважительным причинам предусмотрена самостоятельная работа,
которая выражается в выполнении комплекса упражнений, работа с текстами
песен. По окончанию актированных дней, карантина организуется
консультаций с учащимися, испытывающими затруднения при изучении
учебного материала.
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане
воспитательной работы, которая планируется педагогом ежегодно.
(Приложение № 3)
Воспитательная работа является неотъемлемой частью учебного
процесса и направлена на:
1) развитие личностных творческих способностей каждого ребёнка;
2) создание ситуации успеха для каждого учащегося;
3) создание условий для сплочения коллектива;
4) формирование у детей стремления радовать окружающих
доступными им возможностями;
5) развитие умения общаться, культуры общения, умения организовать свой
досуг и досуг друзей.
Массовые мероприятия проводятся на занятиях и в дни школьных
каникул.
Продолжительность мероприятий обычно не превышает учебную нагрузку.
Конкурсы, выставки, экскурсии и т.д. проводятся в течение всего учебного года
по плану.
Для подготовки и проведения конкурсов, праздников, игровых программ
привлекаются старшие кружковцы и активисты, приглашаются родители.
Традиционными формами массовых мероприятий являются:
- новогодние представления;
- игровые программы;
-участие в концертной деятельности воспитывает ответственность перед
коллективом, самостоятельность и веру в свои силы; прививают навыки
общения друг с другом, сплачивают коллектив, раскрывают творческие
возможности ребят;
-посещение концертов воспитывает художественно-эстетические качества
личности, музыкальный вкус.
Ежегодно к программе прилагается
репертуарный план по годам
обучения. (Приложение № 5)
Условия реализации программы
7. Материально-техническое обеспечение
Программа «Юный вокалист» реализуется на базе МУДО «ЦДОД
«Олимп» (ул. Коммунистическая,74 (МАОУ «СОШ №38»)
1.Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Электроаппаратура.
Занятия проходят в просторном кабинете (зале) с естественным и
искусственным освещением, хорошей вентиляцией. Для хранения наглядных
пособий есть отдельный шкаф. Для просмотров видеофильмов и презентаций
есть ноутбук и проектор.
Методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение программы
№
п.п.
1.
1.
2.
5.
6.
Разделы
Вводное занятие (беседа)
Вокальные навыки.
Работа над произведениями.
Наглядное пособие
Инструкция по ТБ., анкеты
Информационный материал (УМК)
Тексты песен,
Записи аудио, видео, формат CD, MP3,
Записи выступлений, концертов,
Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
Пение основного репертуара Тексты песен,
Записи аудио, видео, формат CD, MP3,
Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
Воспитательная работа.
Презентации по ТБ, Сценарии
досуговой деятельности
8. Список литературы:
Нормативно–правовые документы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
2.
Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г.
No 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3.
Стратегия
социально-экономического
развития
РеспубликиКоми до 2035 года от11апреля2019года №185 https://clck.ru/TjJbM
4.
Стратегии
социально-экономического
развития
города
Сыктывкарадо2030годаот8июля2011г.№03/2011-61 https://clck.ru/TjJea
5.
ПостановлениеГлавногогосударственногосанитарноговрачаРФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:http://docs.cntd.ru/document/566085656
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от31 марта2022 г. № 678-р
«Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»)
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
7.
РаспоряжениеПравительстваРФот31марта2022г. №678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/45028/
8.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
– М.: Просвещение, 2009.
9.
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
10.
Стратегия развитиявоспитания в РФ напериод до 2025 года(утв.
распоряжением
Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
11.
Устав
муниципального
учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей
«Олимп» // Зарегистрирован 05.09.2019//
Для педагога:
1. «Антология советской детской песни» - (выпуск 3,4) - Москва, 1998
год.
2. А.Г.Менабени «Методика обучения сольному пению» Уч. Пособие
для студентов пед. Институтов. М.: Просвещение, 1987 год
3. «Будем песни петь» / составитель П.Сорокин – М.: «Музыка», 1998 г.
4. В.П. Морозов "Тайны вокальной речи". М.1967
5.Гонтаренко Н.Б. Уроки сольного пения: вокальная практика/
Н.Б.Гонтаренко.-Изд.3-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2016
6. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца». Книга для
учителя(сост. В.И.Викторов)-М.:Просвещение, 1981год.
7. Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального
воспитания в школе». М: «Академия», 1988 год.
8. Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в школе». Москва:
«Просвещение», 1991г
9.Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки,
музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD Учебнометодическое пособие для педагогов ДОУ. – Спб.: ООО «Издательство
«Детство», 2013г.
10. О.А.Апраксина «Музыкальное воспитание в школе» - выпуск 16.
Москва: «Музыка», 1995 год.
10. Р.А.Тельгарова «Уроки музыкальной культуры» - книга для
учителей. Москва: «Просвещение», 1991 год.
Для родителей и учащихся:
1.Гусева С.И. Путешествие в музыкальную страну. Мелодия и ритмы.
Творческая тетрадь для детей.- Серия «Мои первые ноты», Ростов н/Дону :
Феникс,2016
2. Егоров А.М. "Гигиена голоса и его физиологические основы". Из-во
"Медгиз", Л.1970
3. Михайлов М.П. Развитие музыкальных способностей детей Ярославль, 1997г.
4. Петрушин В.И. «Музыкальная психология» - учебное пособие. М.:
«Владос», 1997 год
5. Станиславский К.С, "Работа актера над собой", Письма. Л.1980
Интернет – ресурсы:
http://www.ermolov.ru/- персональный сайт композитора А. Ермолова
http://kolmagorova.ru/ персональный сайт композитора Колмагоровой
http://voskresensky.ksdk.ru/audio.php- персональный сайт композитора
Д. Воскресенского
http://avarlamov.ru/- персональный сайт композитора А. Варламова
http://urokymusiki.ucoz.ru/ тематический сайт
http://www.uchportal.ru/load/133- тематический сайт
http://musuroki.ucoz.ru/publ/programma_dlja_1_klassov/1-1-0-5тематический сайт
http://svetlana-plus.ucoz.com/load/uchim_uchimsja/8- тематический сайт
http://muzruk.info/?p=15- тематический сайт
Приложения
Приложение 1
Календарно-тематический план на 1 год обучения.
№
за
н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Название темы, раздела
Раздел 1. Введение. Инструктаж. Прослушивание: ритм,
лад, такт, музыка
Раздел 2. Вокальные навыки. Основы певческого
дыхания.
Вокальные навыки. Основы певческого дыхания.
Вокальные навыки. Основы певческого дыхания.
Атака звука
Атака звука
Звукообразование
Звуковедение
Самостоятельная работа. Дикция
Самостоятельная работа. Дикция
Раздел 3. Работа над произведениями. Разучивание
произведений
Разучивание произведений
Разучивание произведений. Педагогический контроль
Работа в ансамбле
Работа в ансамбле
Работа в ансамбле
Работа с фонограммами
Работа с фонограммами
Работа с фонограммами
Работа над выразительностью
Работа над выразительностью
Работа над выразительностью
Работа над выразительностью
Работа над выразительностью
Раздел 4. Работа с ТСО. Знакомство с носителями.
Работа с микрофонами
Работа с микрофонами
Работа с микрофонами
Работа с микрофонами
Раздел 5. Актерское мастерство. Сценическое действие
Сценическое действие
Сценическое действие
Сценическое действие
Количество часов
Всег Теори Прак
о
я
тика
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
2
1
2
2
2
34 Сценическое действие
35 Раздел 6. Досугово- развивающая деятельность
36 Раздел 7. Промежуточная аттестация
Всего
2
2
2
72
1
10
2
2
1
62
Приложение 2
Календарно-тематический план на 2 год обучения.
№
за
н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Название темы, раздела
Раздел 1. Введение. Инструктаж. Прослушивание: ритм,
лад, такт, музыка
Раздел 2. Вокальные навыки. Основы певческого
дыхания.
Вокальные навыки. Основы певческого дыхания.
Вокальные навыки. Основы певческого дыхания.
Атака звука
Атака звука
Звукообразование
Звуковедение
Самостоятельная работа. Дикция
Самостоятельная работа. Дикция
Самостоятельная работа. Дикция
Раздел 3. Работа над произведениями. Разучивание
произведений
Разучивание произведений
Разучивание произведений. Педагогический контроль
Работа в ансамбле
Работа в ансамбле
Работа в ансамбле
Работа с фонограммами
Работа с фонограммами
Работа с фонограммами
Работа над выразительностью
Работа над выразительностью
Работа над выразительностью
Раздел 4. Работа с ТСО. Знакомство с носителями.
Работа с микрофонами
Работа с микрофонами
Работа с микрофонами
Работа с микрофонами
Работа с микрофонами
Раздел 5. Актерское мастерство. Сценическое действие
Количество часов
Всег Теори Прак
о
я
тика
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
1
31
32
33
34
35
36
Сценическое действие
Сценическое действие
Сценическое действие
Раздел 6. Досугово- развивающая деятельность
Досугово- развивающая деятельность
Раздел 7. Промежуточная аттестация
Всего
2
2
2
2
2
2
72
2
2
2
2
2
9
63
Приложение 3
План воспитательной работы на 1 год обучения
Месяц
сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Содержание
- Участие в школьном концерте «Здравствуй, школа!»
- Беседа: «Правила поведения и техника безопасности на
занятиях и мероприятиях»
- Участие в школьном концерте «С днем Учителя»,
- Беседа: «Комендантский час»
- Участие в школьном концерте «День народного единства»
- Беседа: «Профилактика гриппа и ОРВИ»
- Участие в новогодних утренниках
- Беседы: «Осторожно, елка», «Осторожно, пиротехника»
- Беседа: «Моя семья»
- Участие в концерте, посвященном Дню Защитника
Отечества
- Беседа: «О доблестях, о подвигах, о славе…»
- Участие в концерте, посвященном международному
Женскому дню.
- Беседа: «Здоровый образ жизни»
Апрель
Май
- беседа «Осторожно, тонкий лед»
- Итоговый концерт «Здравствуй, лето!»
- Беседы: «Безопасный отдых», «Безопасность на воде»
В течение года -Участие в городском фестивале-конкурсе «Юное
дарование»;
- Участие в выездных концертах по заявкам приглашающей
стороны;
- Участие в конкурсах различного уровня.
План воспитательной работы на 2 год обучения
Месяц
сентябрь
Октябрь
Содержание
- Участие в школьном концерте «Здравствуй, школа!»
- Беседа: «Правила поведения и техника безопасности на
занятиях и мероприятиях»
- Участие в школьном концерте «С днем Учителя»,
- Беседа: «Школа дорожных наук»
Ноябрь
- Участие в школьном концерте «День народного единства»
- Беседа: «Профилактика гриппа и ОРВИ»
Декабрь
- Участие в новогодних утренниках
- Беседы: «Осторожно, елка», «Осторожно, пиротехника»
Январь
- Беседа: «Ты и твое здоровье»
Февраль
- Участие в концерте, посвященном Дню Защитника
Отечества
- Беседа: «Мужество»
Март
- Участие в концерте, посвященном международному
Женскому дню.
- Беседа: «Любимая семья»
Апрель
- Беседа «Тонкий лед-это опасно»
Май
- Итоговый концерт «Здравствуй, лето!»
- Беседы: «Безопасный отдых», «Безопасность на воде»
В течение года -Участие в городском фестивале-конкурсе «Юное
дарование»;
- Участие в выездных концертах по заявкам приглашающей
стороны;
- Участие в конкурсах различного уровня.
Приложение 4
План работы с родителями
Месяц
сентябрь
январь
апрель
в течение
учебного года
Содержание
родительское
собрание
Организационное
«Давайте
познакомимся»:
- знакомство с общим содержанием образовательной
программы, с перспективами на учебный год, с
расписанием занятий, с правилами поведения в
Центре и в объединении, знакомство с Уставом
Центра заполнение заявления-анкеты;
- выбор родительского комитета.
Родительское собрание «Наши первые результаты»:
- результаты обучения за 1-е полугодие;
- отчет родительского комитета.
Родительское собрание «Подведем итоги»:
- результаты обучения за год;
- отчет родительского комитета за год;
- награждение активных родителей
1. Привлечение родителей к подготовке и проведению
мероприятий, открытых занятий, пополнению материальнотехнической базы объединения.
2. Консультирование родителей по вопросам воспитания
детей.
3. Посещение родителями учебных занятий.
4. Общение с родителями по телефону по различным
вопросам.
Приложение 5
Репертуар
1 год обучения
- "Колыбельная" (музыка:Ген.Гладков, слова: Ю.Ким )
- "Антошка" (музыка:В.Шаинский, слова: Ю.Энтин )
- "В траве сидел кузнечик" (музыка:В.Шаинский, слова: Н.Носов )
- "Песня друзей" (Ничего на свете лучше нету) (музыка:Ген.Гладков, слова:
Ю.Энтин)
- "Теперь мы первоклашки" (музыка:А.Ермолов, слова: В. Борисов)
2 год обучения
- "Когда мои друзья со мной" (музыка:В.Шаинский, слова: М.Пляцковский)
- "Скучно взрослым быть" (музыка:Ю.Мазан, слова: Е.Кравченко)
- "Осень" (музыка: Р.Гуцалюк, слова: Н.Соловьева)
- "Лягушка" (аранжировка И.Теньков)
- "Шалунишки" (cлова и музыка: Жанны Колмагоровой)
- " Круглая песенка" (музыка: Марина Ланда, слова: Сергей Васильев)