Я рисую

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ –
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Я рисую» модифицированная, уровневая
(стартовый),
учрежденческая,
разновозрастная,
художественной
направленности.
Настоящая программа разработана с учетом нормативных документов:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012)
-Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. No 196
г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
-Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до
2035 года от 11 апреля 2019 года № 185
-Стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара до
2030 года от 8 июля 2011 г. № 03/2011-61
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»)
-Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение, 2009.
-Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением
Правительства РФ от
29
мая 2015 года №996р)
-Устав муниципального учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Олимп» // Зарегистрирован
05.09.2019//
Типовой программы и методического пособия по направлению
деятельности, разработанных с учетом художественно-изобразительной
специфики:
1. Васильева
О.Д.
Рабочая
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Магия красок» обучения детей 5-6 лет. - МБУД
«Сафоновская ДШИ», Сафоново, 2020.

2. Загаринская С.В., Трушкина Л.М. Методическое пособие «Цветной
Мир». Сборник конспектов по изобразительной деятельности с
использованием нетрадиционных техник. - ДОУ "Теремок", 2017.
Автором данной программы были отобраны и дополнены основные
содержательные элементы типовых программ по направлению деятельности,
разработаны авторские уроки по цветовой грамоте, переработаны и расширены
задания по изучению изобразительных техник. Игровые занятия, включенные
в данную программу, сплачивают коллектив, способствуют лучшему усвоению
знаний, ведь игра – наиболее подходящая форма деятельности детей.
Многообразие способов изображения предоставляет воспитанникам широкий
спектр возможностей реализации своего творческого замысла. Важно, что
творческо-игровые
задания
могут
использоваться
в
проведении
аттестационных занятий, занятий-знакомств с искусством, что делает процесс
проверки и усвоения знаний частью творческого процесса.
Для
освоения
программы
выбраны
основные
канцелярские
принадлежности. На занятия рекомендовано использовать пенал с
инструментами (карандаш простой, ластик, ножницы детские, клей-карандаш).
Для наибольшей эффективности и качества выполнения заданий
рекомендуется использовать качественную бумагу (ватман) и картон, в
качестве основного инструмента для работы с гуашью предпочтительны кисти
«Синтетика» (№1, № 5-6, круглый кончик, №8-9, круглый или плоский кончик),
для акварели кисти из натуральных материалов (белка, пони, №1, 5-6, 8-12).
Мелки восковые или детская масляная пастель.
Актуальность программы «Я рисую» определяется согласно концепции
развития дополнительного образования детей, основанной на «формировании и
развитии творческих способностей учащихся, выявлении, развитии и
поддержки талантливых учащихся», а также обусловлена большой
востребованностью среди детей дошкольного возраста. Занятия построены
таким образом, что педагог направляет и обучает дошкольников на примерах,
педагогических показах и в процессе игры, при этом индивидуальное видение
ребенка сохраняется и развивается. Программа актуальна для родителей:
разработан план работы с ними, в который помимо традиционных форм
включены групповые занятия, подобран список литературы для помощи ребенку
в освоении программы, творческому развитию всей семьи, формированию
доверительных семейных отношений.
Отличительные особенности программы:
Региональная специфика. Программа направлена на социальноэкономическое и культурное развитие г. Сыктывкара и Республики Коми:
запланированы творческие задания на изучение природных и культурных
особенностей Республики Коми. Национальный компонент подразумевается в
заданиях по цветовой гамме, в темах «Природа», «Животные леса», «Творим и
украшаем», которые позволят глубже понять уникальность природы и культуры
региона.

Принцип «удивления»: ребенок создает изображения необычными
способами. Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не
основываясь на традиции. Это увлекательная деятельность, которая удивляет
и восхищает, а творческая игра – самая подходящая для детей данного возраста
форма обучения. Занятия проводятся под девизом «Я вижу, я чувствую, я
воображаю, я играю, я рисую!».
Доступные материалы и «бросовые» материалы. На занятиях активно
используются «бросовые» материалы: старые зубные щетки, губки,
целлофановые пакеты, втулки от бумаги и другие, что делает процесс рисования
удивительным.
Содержание программы позволяет адаптировать и организовать
образовательный процесс с учётом особенностей развития детей с ОВЗ: 2
категория слабослышащие дети, дети с частичной потерей слуха, тугоухостью
и различной степенью недоразвития речи, 5 категории с речевой патологией.
Адресат программы:
Данная программа является программой стартового уровня, предназначена для
детей в возрасте 5-6 лет. На данную программу принимаются все учащиеся, не
имеющие медицинских противопоказаний, на основании письменного
заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних
учащихся. Отчисление учащихся производится на основании локального акта,
разработанного в учреждении.
Объем освоения программы:
Продолжительность образовательного цикла – 1 год обучения. Общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для
освоения программы – 72 ч.
Режим занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 учебных часу (2 часа в неделю, 72
часа в год). Количество часов на одну учебную группу - 2 учебных часа в
неделю. Продолжительность одного занятия до 25 минут.
Год
Кол-во
обучения часов
в неделю
1 год
2

Продолжительность
занятий
До 25 минут

Кол-во
занятий
в неделю
2

Кол-во
недель
в году
36

Всего
часов
в год
72

Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
Основным видом организации образовательного процесса является учебное
занятие. Формы работы учащихся на занятии – индивидуальные, групповые.
Основной формой учебного занятия является групповое классно-урочное
занятие.
Виды занятий – теоретические, практические, комбинированные. Виды
определяются содержанием программы и предусматривают: беседы, игры,
конкурсы, самостоятельную работу, воспитательные мероприятия, творческие
задания.

Формы обучения:
Очная
1.2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - развитие у детей творческих способностей и фантазии
посредство знакомства с разными способами рисования
Обучающие:
1. Познакомить учащихся с основными способами рисования;
2. Познакомить с различными нетрадиционными
техниками;
3. Обучить детей работе с базовыми художественными
инструментами и материалами
Развивающие:
1. Развивать эмоциональную сферу
2. Развивать художественно-творческую и познавательную
активность.
3. Развить глазомер, наблюдательность и воображение
Воспитательные:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
2. Воспитывать трудолюбие
3. Приобщить обучающихся к системе ценностей, отражающих
богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1.Учебно-тематический план
Тема

№
п/п

1. Организационное занятие. Играбеседа «Условия безопасной
работы»
Игра: «Знакомство с чудо
помощниками»
2. «Путешествие в мир рисования».
Входящий контроль
3. «Времена года»

Общее
кол-во
часов
2

В том числе
Теория
Практика
1

1

2

1

1

6

2

4

4.

«Гуашь»

8

2

6

5.

«Акварель»

6

2

4

6.

«Волшебные техники»

6

2

4

7.

«Творим с кисточкой»

6

0

6

«Творим и украшаем»
«Праздник»
«Природа»
«Жители леса»

4
4
6
6

2
1
2
2

2
3
4
4

12. «Рисуем сказку»
13. «Смешанная техника»
14. «Рисуем ветерок»

2
4
2

1
1
0

1
3
2

15. «Скоро лето»

4

1

3

16. «Я рисую»
Промежуточная
аттестация

4

2

2

72

22

8.
9.
10.
11.

ИТОГО:

50

1.3.2.Содержание учебно-тематического плана
1. Организационное занятие. Игра-беседа «Условия безопасной работы»

Игра: «Знакомство с чудо помощниками».
Теория:
Понятие изобразительного искусства, техника безопасности и правила поведения на
занятиях и переменах.
Практика:
Знакомство с материалами и инструментами в форме игры «Разрисуй карточки»
2. «Путешествие в мир рисования». Входящий контроль

Теория:
Продолжение знакомства с искусством и цветом
Практика:
Выполнение тематических работ цветными карандашами, фломастерами, мелками,
красками. «Что умеет линия?»
Практическое задание «Планета красок»
3. «Времена года»
Теория: признаки каждого времени года, изменения в природе
Практика: создание тематических работ по каждому времени года
Обсуждение примет-признаков осени. Рассматривание листочков разных деревьев.
Определение изменившихся признаков: изменился цвет, свойства - стали сухие,
хрупкие. Развивать оригинальность, нестандартность мышления. Игра-ассоциации:
на что стали похожи листья? Дети называют различные предметы, опираясь на
признаки (желтые как солнце, цыпленок, яблоко; красные как роза, помидор,
звездочка; сухие как высушенные цветы, страница книги; хрупкие как стекло…)
4. «Гуашь»
Теория: уточнение знаний по технике рисования гуашью, примеры работ.
Практика:
Выполнение рисунков на разные темы в технике гуаши. На усложнение.
5. «Акварель»
Теория: что умеет акварель? Способы рисования.
Практика: упражнения-игры в технике акварели (пятно-капля-заливка). «Образ из
пятна», акварель по-сухому, акварель по-сырому, акварель
Выполнение рисунков на усложнение («Снежинка», «Снеговик», «Елочка»).
6. «Волшебные техники»

Теория: необычное рисование, способы и техники.
Практика: Знакомство с нетрадиционными художественными техниками
(тампонирование, кляксография/техника выдувания, техника отпечатка, техника
рисования надутыми и разложенными пакетами, пластмассовой вилкой, ватными
палочками, техника и другие)
7. «Творим с кисточкой»

Теория: виды кистей и способы работы с ними.
Практика: выполнение тематических работ «Цветы маме», «Первый снег»,
«Рябинка», «Волны». Отработка разных способ работы с кистью и красками.
Кисть «Сырой след», «По-сухому», «Следы невиданных зверей». Материалы:
кисти (круглые, плоские, «веер»), пенал с принадлежностями, ватманА4, краски,
палитры, материалы для уборки.
8. «Творим и украшаем»
Теория: Знакомство с прикладным искусством
Практика: выполнений упражнений, работа с узорами, орнаментами, трафаретами,
игровой урок «Рисуем масленицу»
9. «Праздник»
Теория: способы создания праздничных рисунков. Игра «Цвет и праздник»
Практика: поэтапное создание праздничного рисунка
10. «Природа»
Теория: особенности изображение природных форм, растений, цветов, грибов,
бабочек
Практика: изображение природных форма в изученных техниках
11. «Жители леса»
Теория: изображение животных в искусстве. Лесные животные коми края. Просмотр
и анализ иллюстративного материала. Игра «Послушай лес»
Практика: изображение разных животных. «Белая сова», белка, заяц и другие.
Коми мишка.
12. «Рисуем сказку»
Теория: иллюстрация для дошкольников. «Как нарисовать любимую сказку?»
Практика: рисование сказки (материал и техника подбирается педагогом)
13. «Смешанная техника»
Теория: дружба материалов. Просмотр видеопрезентации.
Практика: выполнение работ по образцу, выполнение творческих работ. Тема
работы и техника подбирается педагогом.
14. «Рисуем ветерок»
Теория: Знакомство с техникой выдувания. Игра «Статика, динамика».
Практика:
«Пейзаж в технике выдувания» создание динамики: осадков: (ветра, дождя..) с
помощью выдувания красок.
Дивергентные задачи
Мозговой штурм «Что будет, если…" "... дождь будет идти, не переставая." "... люди
научатся летать, как птицы."
15. «Скоро лето»

Теория: изображение лета великими художниками и любителями.
Практика: тематические рисунки (летние фрукты, пейзаж, насекомые, творческая
композиция).
16. «Я рисую». Промежуточная аттестация.
Теория: проверка знаний в форме лотереи.
Практика: выполнение творческого рисунка
Материалы: краски, кисти, пенал с принадлежностями, ватман А4
Календарно-тематическое планирование
1. Календарно-тематическое планирование (Приложение №1)
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании всего курса обучения учащиеся будут знать:
1.Последовательность выполнения рисунка;
2.Нетрадиционные способы рисования;
3.Основные способы работы с базовыми художественными инструментами и
материалами
Будут уметь:
1.Сооносить объект с определённой геометрической формой;
2.Работать в различных художественных техниках;
3.Работать с основными художественными материалами и инструментами
Метапредметные результаты
Регулятивные:
учащиеся научатся:
определять последовательность действий для достижения итогового результата;
анализировать свою работу;
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
использовать в общении правила вежливости;
работать индивидуально и в группе
Познавательные:
учащиеся научатся:
-различать изобразительные техники;
-работать поэтапно;
-использовать полученные знания при самостоятельной работе
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- потребность в саморазвитии;

- потребность в творческой и познавательной активности;
- духовные и эстетические потребности

2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО –ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Программа «Я рисую» реализуется на базе МУДО «ЦДОД «Олимп».
Занятия проходят в кабинете с естественным и искусственным освещением,
хорошей вентиляцией. Для хранения наглядных пособий есть отдельный шкаф.
Для просмотров презентаций и прослушивания музыки есть ноутбук и проектор.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Учебные столы.
Доска (с возможностью магнитного крепления)
Основные канцелярские принадлежности
Принадлежности для рисования и пед.показов
Выставочные стенды
Ноутбук и проектор
Наглядные пособия по ИЗО
Информационно-методическое обеспечение программы

№
п/п

Разделы

1

Вводное занятие (беседа)

2

Путешествие в мир
рисования

3

Природа, Животные леса

4

Гуашь, акварель

Наглядные пособия
Инструкция по ТБ., анкеты,
карточки
Презентация, примеры работ,
репродукции картин
1.Иллюстрации работ известных
художников.
2. Плакаты для развития детей
дошкольного возраста
3.Детские работы как примеры
выполнения творческих
заданий.
4.Фотографии и иллюстрации
животных.
Цветовая схема-рисунок
«Планета красок»
Цветовой круг 12-частный

5

Рисуем ветерок

6

Волшебные техники,
Смешанная техника

7

Рисуем сказку

8

Творим и украшаем

9

Скоро лето

10

Праздник

Видеофильм «Кляксография»
Иллюстрации работ, сделанных
в этой
технике.
Презентация «Волшебство
творчества»
Примеры иллюстраций, книга
сказок
Декоративно-прикладное
искусство, наглядные пособия
Тематические презентации.
Иллюстративный материал
Примеры живой натуры
(природный материал)
Примеры работ, символика
праздников

2.2.МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно – воспитательного процесса является
групповое учебное занятие. При подготовке к конкурсам и фестивалям возможны
занятия в малых группах по 2-5 человек.
Формы обучения:
- Игра-беседа, проверка теоретических знаний, вопросно-ответная формы,
выстраивание диалога с учащимися;
- Практические занятия, на которых изучаются различные техники
изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, работа с
различными живописными и графическими материалами.
Виды:
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать
практические
занятия,
мастер-классы,
выполнение
самостоятельной и коллективной работы.
Методы:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
- словесные (рассказ, беседа),
- наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ
технологических приемов наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами)
- практические (упражнения, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
- частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
- творческие (творческие задания по видам деятельности).
3) По степени самостоятельности:
- работа под непосредственным руководством педагога;
- совместная работа;
- самостоятельная работа.
Данная программа опирается на такие технологии как:

технология творческого саморазвития,

игровые технологии,




коллективные технологии
здоровьесберегающие технологии,

Образовательная
деятельность
строится
на
основе
системнодеятельностного подхода, основной результат применения которого – развитие
личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной
цели;
- выполнение учащимися определённых действий для приобретения
недостающихзнаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
- формирование у
учащихся умения
контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Технология системно-деятельностного подхода является
механизмом качественного достижения новых результатов образования и
включает в себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
7. Рефлексия.
Система дидактических принципов
Реализация технологии деятельностного метода в практическом
преподаванииобеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что учащийся, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей
учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует
в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию
его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями
и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом
возрастныхпсихологических особенностей развития детей.
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
началов образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта
творческойдеятельности.
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются
открытые учебные занятия.
На период актированных дней, карантинных мероприятий, отсутствием
учащегося по уважительным причинам предусмотрена самостоятельная работа,

которая выражается в выполнении творческих рисунков. По окончанию
актированных дней, карантина организуется консультаций с учащимися,
испытывающими затруднения при изучении учебного материала.
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане воспитательной
работы, которая планируется педагогом ежегодно (Приложение 4).
Воспитательная работа является неотъемлемой частью
учебного процесса и направлена на:
2) развитие личностных творческих способностей каждого ребёнка;
3) создание ситуации успеха для каждого учащегося;
4) создание условий для сплочения коллектива;
5) создание условий для социализации;
6)развитие коммуникативных навыков
Массовые мероприятия проводятся в период образовательного процесса и в
дни школьных каникул.
Продолжительность мероприятий обычно не превышает учебную нагрузку.
Конкурсы, выставки, экскурсии и т.д. проводятся в течение всего учебного
года по плану.
Для подготовки и проведения конкурсов, праздников, игровых программ
привлекаются старшие кружковцы и активисты, приглашаются родители.
Традиционными формами массовых мероприятий являются:
- новогодние представления;
- игровые программы;
- экскурсии;
- выставки.
Программа включает план работы с родителями (Приложение 5).
2.3. Особенности работы детей с ОВЗ в рамках программы
В группах для детей с ОВЗ необходимо применение соответствующих
возможностям и потребностям учащихся технологий, методов, приемов, форм
организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного и
дидактического материала. Важным компонентом является организация
занятий с использованием интерактивных форм деятельности детей,
направленных на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка,
реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни объединения,
формированию здоровой самооценки. Для эффективной реализации программы
создаются специальные условия, способствующие освоению детьми с ОВЗ
дополнительной программы:
 использование современных педагогических технологий, в том числе
ИКТ
 обеспечение здоровьесберегающих условий, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм;
 занятия в малых группах (до 5 человек);
 раздаточные материалы и дидактические материалы, отвечающие
особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;
 обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта (внимательное
корректное отношение, дозированная помощь; ровный тон голоса педагога);

 включение в социальную активность с другими детьми (участие в
выставках и мероприятиях);
 наглядно-действенный характер содержания обучения и упрощение
системы учебно - познавательных задач, решаемых в процессе обучения;
 адаптация текстового, аудио и видео материала (увеличение шрифта,
выделение цветом, субтитры);
 соблюдение максимально допустимого уровня нагрузок в соответствии
с рекомендациями ПМПК;
 особые требования к диагностике и оцениванию результатов обучения
данных обучающихся
 нетрадиционные техники рисования
2.3.ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ,
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Определение уровня освоения программы осуществляется в соответствии
с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации МУДО «ЦДОД «Олимп».
Текущий контроль успеваемости включает в себя входящую диагностику,
контроль исходного уровня подготовленности ребенка в начале цикла обучения
по программе и тематический контроль.
Формы текущего контроля- комбинированная проверка (сочетание
практической и теоретической части с показательными формами);
Для определения
фактического
состояния
образовательного уровня проводится промежуточная аттестация в конце
каждого года обучения по дополнительной
общеобразовательной
программе дополнительной
общеразвивающей
программе
и
промежуточная аттестация по освоению дополнительной общеобразовательной
– дополнительной общеразвивающей программы. Формы промежуточной
аттестации – комбинированная проверка (сочетание практической и
теоретической части с показательными формами);
Цель
промежуточной аттестации – выявление
уровня
развития способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым
результатом программы. В
целях
определения
результатов
и
качества
освоения программы необходима система мониторинга, то есть
систематического контроля уровня знаний, умений, навыков и компетентностей
учащихся.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить
развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для их
развития, определить степень освоения программы и внести своевременно
коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся в
протоколы текущего контроля и промежуточной аттестации. Индивидуальный
рост учащихся фиксируется в индивидуальной карточке учета результатов
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
программе
–
дополнительной общеразвивающей программе и индивидуальной карточке
оценки личностного развития учащегося в процессе освоения им дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы.

Этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости
Этапы
Цель
аттестации
учащихся и
входящего
контроля
успеваемос
ти, сроки
проведения
Входящий Диагностика
контроль уровня
Сентябрь знаний,
умений и
навыков

Промежуто
чная
аттестация
Апрель

Проверка
усвоения
основных
понятий,
приемов
работы,
общий
уровень
обученности
на конец
учебного
года

Содержание

Диагностика
теории;
Практических
умений и
навыков на
начало года
Проверить:
основные ЗУН
за год обучения
Наблюдать:
Личностные
качества,
метапредметные
умения

Форма
проведения

Критерии

Теория: беседаопрос «Кисточкавсезнайка»
Практическая
работа:
выполнение
творческого
задания
Теория: опрослотерея
Практическая
работа:
выполнение
творческого
задания для
коллективного
работы

См.
Приложение
2.1

См.
Приложение
2

3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативная база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
2. Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. No 196 г.
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года от 11 апреля 2019 года № 185 https://clck.ru/TjJbM
4. Стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара до
2030 года от 8 июля 2011 г. № 03/2011-61 https://clck.ru/TjJea
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/566085656
6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении
концепции развития дополнительного образования детей») [Электронный
ресурс] –Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
7. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/45028/
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение, 2009.
9. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
10. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(утв. распоряжением
Правительства РФ от
29 мая 2015 года
№996-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
11.
Устав муниципального учреждения дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей «Олимп» //
Зарегистрирован 05.09.2019//

Список литературы для педагога:
1. Вислоушкин В.И. «Мои уроки экспресс - рисования» в 2-х книгах. –
Сыктывкар, 1984.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
Педагогика,1997.
3. Грибовская А.А. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное
творчество.-М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192с.
4. Данилова Е. А. Я собираю гербарий. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. –32 с.
5. Дорожин Ю.Г. Акварельные цветы. – Учебное издание, «Искусство детям»
2007. –32 с.
6. Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А. Методические рекомендации по
особенностям организации дополнительного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по
направленностям ДОП программ (художественная, техническая,
естественнонаучная, физкультурно-спортивная, туристко-краеведческая,
социально-педагогическая). – М.: Российский университет дружбы народов, 2020.
7. Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.–92с
8. Иттен И. Искусство цвета. – М.: Д. Аронов, 2001. – 95 с
9. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
10. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение: Учебная
литература, 1996. - 160 с.
11. Лобанова В. Необыкновенное рисование. – М.: Издательство «МозаикаСинтез» 2007. – 16с.
12. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд.
Программы общеобразовательных учреждений: с краткими методическими
рекомендациями: 1-9 кл. – М.: Просвещение,2008. . - 160 с.
13. Носова Т. В. Методическое пособие. Рисуем вместе: Пошаговое выполнение
пейзажей. 2013.- 32с.
14. Постригай А.И. Большое искусство детям: от барокко до Ван Гога. –Аст, 2021.
– 208с.
15. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории
«Проблемы общей психологии». М.: Педагогика, 1973.
16. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: 2011. – 126
с.
17. Селютин И. Ю.«Как рисовать природу» . – М.: Сталкер, 2007. . – 72с.
20.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. Виды и жанры
изобразительного искусства. Книга для семейного чтения и творческого
досуга. – М.: Астрель, 2009.-141с.
21.Чибрикова О.В. Нескучный дом . – М. : Эксмо, 2008. – 72с.
22.Шалаева Г.П. «Учимся рисовать человека». – М.:Эксмо, 2007. – 152с.
23. Шалаева Г.П. «Учимся рисовать растения». – М.: Эксмо, 2007.. – 172с.

24. Шалаева Г.П. «Учимся рисовать машины и дома». –М.: Эксмо, 2007г. –

160 с.
25. Шматова О. В. Самоучитель по рисованию акварелью. – М.: Эксмо, 2010.80с.
26. Шматова О. В.Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс курс: учимся
рисовать с нуля шаг за шагом. – М.: Эксмо, 2010.-80с.
Для родителей и обучающихся:
1. Барб-Галль Франсуаза. Как говорить с детьми об искусстве.
СПб.: Арка, 2007. – 192 с.
2. Данилова Е. А. Я собираю гербарий. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. –32с.
3. Дорожин Ю.Г. «Акварельные цветы». Учебное издание, «Искусство
детям»,2007 г. – 160 с.
4. Праделла Р., Ханне Т. Веселая школа рисования. Для детей от 3-х лет.
Ниола-пресс, 2007. – 79 с.

4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№
зан.
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Тема

Количество часов
Всего
1

1

Практ
ика
0

Игра: «Знакомство с чудо
помощниками»
«Путешествие в мир рисования» 1 ч

1

0

1

1

1

0

«Путешествие в мир рисования»
Входящий контроль
«Времена года». Теория 1 ч
«Времена года». Теория 2 ч
«Времена года». Практика 1 ч
«Времена года». Практика 2 ч
«Времена года». Практика 3 ч
«Времена года». Практика 4 ч
Гуашь. Теория 1 ч
Гуашь. Теория 2 ч
Гуашь. Практическое задание 1 ч
Гуашь. Практическое задание 2 ч
Гуашь. Творческое задание 1 ч
Гуашь. Творческое задание 2 ч
Гуашь. Итоговая работа 1 ч
Гуашь. Итоговая работа 2 ч
Акварель. Теория 1 ч
Акварель. Теория 2 ч
Акварель. Практическое задание 1 ч.
Акварель. Практическое задание 2ч.
Акварель. Творческое задание
Акварель. Итоговая работа
Волшебные техники. Теория 1 ч
Волшебные техники. Теория 2 ч
Волшебные техники. Практическое
задание 1 ч
Волшебные техники. Практическое
задание 1 ч
Волшебные техники. Творческое
задание
Волшебные техники. Итоговая работа
Творим с кисточкой. Упражнения

1

0

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
0
0
0
0
1
1
0
0
0
0
0
0
1
1
0
0
0
0
1
1
0

0
0
1
1
1
1
0
0
1
1
1
1
1
1
1
0
1
1
1
1
0
0
1

1

0

1

1

0

1

1
1

0
0

1
1

Организационное занятие. Игра- беседа
«Условия безопасной работы»

Теория

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Творим с кисточкой. Практическое
задание 1 ч
Творим с кисточкой. Практическое
задание 2 ч
Творим с кисточкой. Практическое
задание 3 ч
Творим с кисточкой. Творческое
задание
Творим с кисточкой. Итоговая работа
Творим и украшаем. Теория 1 ч
Творим и украшаем. Теория 2 ч
Творим и украшаем. Практическое
задание 1 ч
Творим и украшаем. Практическое
задание 2 ч
Праздник. Теория
Праздник. Практическое задание 1 ч
Праздник. Практическое задание 2 ч
Праздник. Творческое задание
Природа. Теория 1 ч
Природа. Теория 2 ч
Природа. Практическое задание 1 ч
Природа. Практическое задание 2 ч
Природа. Творческое задание
Природа. Итоговая работа
Жители леса. Теория 1 ч
Жители леса. Теория 2 ч
Жители леса. Практическое задание 1 ч
Жители леса. Практическое задание 2 ч
Жители леса. Творческое задание
Жители леса. Итоговая работа
Рисуем сказку. Теория
Рисуем сказку. Творческое задание
Смешанная техника. Теория
Смешанная техника. Практическое
задание 1 ч
Смешанная техника. Практическое
задание 2 ч
Смешанная техника. Творческое
задание
Рисуем ветерок. Практическое задание
Рисуем ветерок. Творческое задание
Скоро лето. Теория
Скоро лето. Практическое задание 1 ч
Скоро лето. Практическое задание 2 ч
Скоро лето. Творческое задание
Я рисую. Теория 1 ч
Я рисую. Практическая работа

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1
1
1
1

0
1
1
0

1
0
0
1

1

0

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
0
0
0
1
1
0
0
0
0
1
1
0
0
0
0
1
0
1
0

0
1
1
1
0
0
1
1
1
1
0
0
1
1
1
1
0
1
0
1

1

0

1

1

0

1

1
1
1
1
1
1
1
1

0
0
1
0
0
0
1
0

1
1
0
1
1
1
0
1

71
72

Я рисую. Промежуточная аттестация 1
ч
Я рисую. Промежуточная аттестация 2
ч
Итого

1

1

0

1

0

1

72

22

50

Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы
Входящий контроль
Цель: диагностика полученных знаний на входящих занятиях.
Теория: педагог дает первому учащемуся кисточку «Всезнайку» и задает вопрос.
Далее по очереди передается кисточка другому учащемуся и задается
следующий вопрос.
На ответ дается 3-5 мин. Вопросы могут повторятся.
1.Назови три основных цвета.
2.Для чего нужна палитра?
3.Как нужно взять лист, если рисуешь растущее вверх дерево?
Критерии оценки теоретических знаний:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (ответы сформулированы верно и
самостоятельно)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме
(ответы сформулированы частично верно или с помощью педагога)
1 балл – не усвоил материал (два неверных или нет верных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческое задание на тему «Радуга».
Материалы: формат А4, пенал, гуашь, палитра, кисти,
непроливайка, материалы для уборки
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 25 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Работа в формате;
- Цветовое решение работы;
- Аккуратность;
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической работы:
3 балла – работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
критерии
2 балла – работа выполнена с частичной помощью педагога
(присутствует 1 ошибка в одном из критериев)
1 балл – работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем
критериям за теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов) – показаны отличные знания, умения и навыки;
Средний (3-4 балла) – допущены ошибки при ответе на вопрос
или при выполнении практической работы;
Низкий (1-2 балла) – допущены ошибки при ответе на вопрос
и выполнении практической работы.

Промежуточная аттестация
Цель: Проверка усвоения основных понятий, приемов работы, общий уровень
обученности на конец учебного года
Теория: ребята достают картинки из коробочки(пакета), по очереди показывают
и отвечают на вопрос, соответствующий картинке (педагог задает вопрос в
соответствии с картинкой на карточке).
На ответ дается 3-5 мин. Вопросы могут быть переформулированы.
1.Как смешать оранжевый цвет?
2.С каким материалом «дружат» восковые мелки?
3.Опиши своими словами, что изображено на картинке?
Критерии оценки теоретических знаний:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (ответы сформулированы верно и
самостоятельно)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме
(ответы сформулированы частично верно или с помощью педагога)
1 балл – не усвоил материал (два неверных или нет верных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческое задание на тему «Летняя поляна».
Материалы: формат А4, пенал, гуашь, палитра, кисти,
непроливайка, материалы для уборки
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 25 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Грамотный рисунок;
- Цветовое решение работы;
- Аккуратность;
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение
практической работы:
3 балла – работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
критерии
2 балла – работа выполнена с частичной помощью педагога
(присутствует 1 ошибка в одном из критериев)
1 балл – работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем
критериям за теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов) – показаны отличные знания, умения и навыки;
Средний (3-4 балла) – допущены ошибки при ответе на вопрос
или при выполнении практической работы;
Низкий (1-2 балла) – допущены две и более ошибки при ответе на вопрос
и выполнении практической работы.

Приложение 2.1
Критерии оценки результатов освоения программы учащимися
с ОВЗ
Главный принцип психолого-педагогического мониторинга освоения
программы учащимися с ОВЗ – отслеживать сформированность предметных и
метапредметных достижений ребенка индивидуально, не сравнивать результаты с
возрастной нормой сверстников со стандартными показателями здоровья.
Показатель

Низкий
уровень
Учащийся освоил
понятия не в полном
объеме, не может
сформулировать ответы
самостоятельно на
большинство вопросов

Средний
уровень
Учащийся освоил
понятия не в
полном объеме,
может
сформулировать
ответы
самостоятельно на
среднее количество
вопросов

Освоение
практических
знаний

Работа
выполнена
качественно с помощью
педагога, соблюдены все
этапы работы

Работа выполнена
качественно
с
частичной
помощью педагога,
соблюдены
все
этапы работы

Сформированно
сть навыков
развития мелкой
моторики
Творческая
активность
и реализация

Неумение использовать
художественный
инструмент

Умение
использовать с
помощью педагога

Справляется
самостоятельн
о

Низкое проявление или
отсутствие активности,
регулярное
использование образцов

Периодическое
проявление
активности,
частичное
использование
образцов

Высокое
проявление
творческой
активности,
способность
самостоятельн
о реализовать
свои идеи

Освоение
теоретических
знаний

Высокий
уровень
Учащийся
освоил
понятия в
полном
объеме,
может
сформулирова
ть ответы
самостоятельн
о на все
вопросы
Работа
выполнена
качественно,
самостоятельн
о
или
с
частичной
помощью
педагога,
соблюдены все
этапы работы

Приложение 3
Диагностика уровня обученности
Год обучения
_
Вид диагностики
_
Оценочная таблица диагностики теоретических знаний по программе
«Я рисую»
№1
Балл
№ Ф.и учащегося
1
2
3
Оценочная таблица проверки умений и навыков по программе
«Я рисую»
№2
№

Ф.и
учащегося

Критерии оценки практической работы
Последователь
Работа
Аккуратност Цветовой
ное
в формате
ь
колорит
соблюдение
работы,
всех этапов
фантазия
работы

Общий
балл

1
2
3
Итоговая оценочная таблица проверки знаний, умений и навыков учащихся по
программе «Я рисую»
№

1
2
3

Ф.И учащегося

Общий балл
Общий балл Итоговый
за
за
балл
теоретические практические
знания
умения и
навыки

Уровень
обученности

Итоговая оценочная таблица проверки знаний, умений и навыков
учащихся с ОВЗ
по программе «Я рисую»
№ Ф.И
Общий балл Общий
учащегося за
балл за
теоретическ практичес
ие знания кие
умения и
навыки
1
2
3

Мотивация к
обучению,
творческая
активность

Итоговый Уровень
балл
обученности

Приложение 4
План воспитательной работы
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Содержание
Беседа: «Правила поведения и техника безопасности на
занятиях и мероприятиях»
Беседа «Безопасность на улице и дома»
Беседа: «Безопасность в сети Интернет»
Беседа: «Осторожно, гололёд!»
Беседа: «Профилактика гриппа и ОРВИ»
Беседа: «Традиции Россиян»
Беседы: «Осторожно, елка»
Беседа: «Опасные игрушки»
Беседа: «Семейный очаг»
Беседа: «Все мы разные»
Беседа: «Экология – это все, что нас окружает»
Беседа: «Закон обо мне, мне о законе»
Беседа: «Осторожно, сход снега!»
Беседа: «Мое здоровье – в моих руках»
Беседа «Осторожно, тонкий лед»
Беседы: «Безопасный отдых», «Безопасность на воде»

В течение года Участие во внутриучрежденческих мероприятиях, конкурсах
различного уровня

Приложение 5
План работы с родителями
Месяц
Сентябрь
Ноябрь
Январь

Содержание
Организационное родительское собрание:
Открытое занятие «Рисуем всей семьей»

Родительское собрание «Первые творческие результаты»:
результаты обучения за 1-е полугодие;
отчет родительского комитета.
Май
Родительское собрание «Творческие итоги»:
результаты обучения за год;
отчет родительского комитета за год;
награждение активных родителей
В течение -Привлечение родителей к подготовке и проведению
учебного года мероприятий, открытых занятий
-Консультирование родителей по вопросам обучения детей
-индивидуальные консультации с родителями учащихся с ОВЗ
-Выставки рисунков


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».