1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ –
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Разноцветный мир» модифицированная,
уровневая (стартовый, ознакомительный), учрежденческая, разновозрастная,
художественной направленности.
Настоящая программа разработана с учетом нормативных документов:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012)
-Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 г. No 629 г.
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
-Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до
2035 года от 11 апреля 2019 года № 185
-Стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара до
2030 года от 8 июля 2011 г. № 03/2011-61
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»)
-Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение, 2009.
-Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением
Правительства РФ от
29
мая 2015 года №996р)
-Устав муниципального учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Олимп» // Зарегистрирован
05.09.2019//
Типовых программ по направлению деятельности, разработанных с учетом
художественно-изобразительной специфики:
1. Дмух А.Н. Программа занятий художественной направленности «Юный
художник». – МБОУ ДО Бутурлиновский ДДТ, 2017 г. – 37 c.
2. Медведникова О.И. Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная
общеразвивающая
программа
«Изобразительное
искусство. Я рисую». – МУ ДО «ЦДОД «Орбита», 2022 г. – 80 с.
Автором данной программы были отобраны основные содержательные
элементы типовых программ по направлению деятельности, разработаны
авторские уроки по ИЗО грамоте, переработаны и расширены задания по
различными изобразительным техникам. Знакомство с ними предоставляет
учащимся широкий спектр возможностей реализации своего творческого
замысла, развивает координацию руки и глаза, творческие способности. Важно,
что в программе использ уются творческо-игровые задания, что делает
процесс обучения и проверки знаний частью творческого процесса. Для
освоения программы выбраны основные канцелярские принадлежности. На
занятия рекомендовано использовать пенал с инструментами (карандаш
простой, ластик, ножницы детские, клей-карандаш). Для наибольшей
эффективности и качества выполнения заданий рекомендуется использовать
качественную бумагу (ватман) и картон, в качестве основного инструмента для
работы с гуашью предпочтительны кисти «Синтетика» (№1,№ 5-6, круглый
кончик, №8-9, круглый или плоский кончик), для акварели кисти из натуральных
материалов (белка, пони, №1, 5-6, 8-12). Мелки восковые или детская масляная
пастель.
Актуальность программы «Разноцветный мир» определяется согласно
концепции развития дополнительного образования детей, основанной на
«формировании и развитии творческих способностей учащихся, выявлении,
развитии и поддержки талантливых учащихся», а также обусловлена большой
востребованностью среди учащихся младшей школы. Занятия построены таким
образом, что обучение ведется от простого к сложному, при этом учитываются
возрастные особенности, интересы современного ребенка. Программа
актуальна для родителей: включен план работы с семейными занятиями,
открытые уроки, подобран список литературы для помощи ребенку в освоении
программы, творческому развитию всей семьи, формированию доверительных
семейных отношений.
Отличительные особенности программы:
Региональная специфика. Программа направлена на социальноэкономическое и культурное развитие г. Сыктывкара и Республики Коми:
запланированы творческие задания на изучение природных и культурных
особенностей Республики Коми. Национальный компонент присутствует в
заданиях по цветовой гамме, в темах «Природа», «Животные леса», «Разные
праздники», которые позволят глубже понять уникальность природы и
культуры региона.
Принцип «рисуй-играй-познавай»: ребенок создает изображения, узнавая
новое о природе, искусстве, художниках, создает рисунки необычными
способами. Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не
основываясь на традиции. Неординарный подход к решению изображения
основан на развитии творческого мышления и воображения, поможет
учащемуся сохранить и приумножить способность к творчеству.
Использование «бросовых» материалы: картон от коробок, старые зубные
щетки, губки, целлофановые пакеты, втулки от бумаги и другие, что делает
процесс создания творческой работы необычным.
Адресат программы:
Данная программа является программой базового уровня, предназначена для
детей в возрасте 7-9 лет. На данную программу принимаются все учащиеся, не
имеющие медицинских противопоказаний, на основании письменного
заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних
учащихся.
Отчисление учащихся производится на основании локального акта,
разработанного в учреждении.
Объем освоения программы:
Продолжительность образовательного цикла – 1 год обучения. Общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для
освоения программы – 72 ч.
Режим занятий:
Занятия проводятся два раза в неделю по 1 учебному часу (2 часа в неделю, 72
часа в год). Количество часов на одну учебную группу – 2 учебных часа в
неделю. Продолжительность одного занятия до 35 минут.
Год
Кол-во
обучения часов
в неделю
1 год
2
Продолжительность
занятий
До 40 минут
Кол-во
занятий
в неделю
2
Кол-во
недель
в году
36
Всего
часов
в год
72
Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
Основным видом организации образовательного процесса является учебное
занятие. Формы работы учащихся на занятии – индивидуальные, групповые.
Основной формой учебного занятия является групповое классно-урочное
занятие.
Виды занятий – теоретические, практические, комбинированные. Виды
определяются содержанием программы и предусматривают: беседы, игры,
конкурсы, самостоятельную работу, воспитательные мероприятия, творческие
задания.
Формы обучения:
Очная
1.2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - формирование художественного кругозора детей
посредством обучения рисованию
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить с основными терминами ИЗО
2. Познакомить с классическими и нетрадиционным
техниками изобразительного искусства;
3. Обучить детей работе с базовыми художественными
материалами
Развивающие:
1. Развивать воображение, художественно-творческую и
познавательную активность.
2. Развить эмоциональную сферу, наблюдательность и
воображение, ассоциативное мышление.
3. Развивать познавательный интерес и искусству
Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус;
2. Воспитывать трудолюбие, доброту, организованность
3. Приобщить обучающихся к системе ценностей, отражающих
богатство общечеловеческой культуры
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. Учебно-тематический план
Тема
№
п/п
1. Организационное занятие. Играбеседа «Безопасное рисование»
Общее
кол-во
часов
2
В том числе
Теория
Практика
1
1
12
2
10
3.
«Разноцветные краски».
Входящий контроль
«Волшебница графика»
12
2
10
4.
«Творим с кисточкой»
2
0
2
5.
«Волшебные техники»
8
2
6
6
«Фрукты и овощи»
4
0
4
7.
«Природа»
6
1
5
8.
9.
10.
11.
«Жители леса»
«Разные праздники»
«Иллюстрация к сказке»
«Рисуем человека»
6
8
2
4
2
2
1
1
4
6
1
3
2
2
0
1
2
1
2.
12. Рисунок на конкурс
13. Досугово-развивающая
деятельность
14. «Разноцветный мир»
Промежуточная
аттестация по итогам
года
ИТОГО:
2
1
1
72
16
56
1.3.2.Содержание учебно-тематического плана
1. Организационное занятие. Игра-беседа «Безопасное рисование»
Теория: техника безопасности и правила поведения на занятиях и
переменах.
Практика: рисунок по теме занятия
2. «Разноцветные краски». Входящий контроль
Теория: знакомство с цветами и красками. Интересные факты от цвете.
Практика: Основные цвета, вторичные цвета, повторение, теплые и холодные цвета,
черное и белое, «Цветная гусеница», рисунок «Планета красок»
3. «Волшебница графика»
Теория: знакомство с рисованием в графике «что умеет графика?»
Практика: линия, точка, пятно, рисование карандашами, фломастерами, в
смешанной технике
4. «Творим с кисточкой»
Практика: выполнение тематических работ.
отработка разных способ работы с кистью и красками. Кисть «Сырой след», «Посухому». Материалы: кисти (круглые, плоские, «веер»), пенал с
принадлежностями, альбом, краски, палитра.
5. «Волшебные техники»
Теория: необычное рисование, способы и техники, сказки о техниках
Практика: Знакомство с нетрадиционными художественными техниками
(тампонирование, кляксография/техника выдувания, техника отпечатка, техника
рисования надутыми и разложенными пакетами, пластмассовой вилкой, ватными
палочками, техника и другие)
6. «Фрукты и овощи»
Практика: рисование фруктов и овощей с помощью простых геометрических форм
(игра «На что похожи фрукты?..»)
7. «Природа»
Теория: особенности изображение природных форм, растений, цветов, грибов,
бабочек, познавательное рисование
Практика: изображение природных форма в изученных техниках
8.«Жители леса»
Теория: изображение животных в искусстве. Лесные животные Коми края.
Просмотри анализ иллюстративного материала. Игра «Послушай лес»
Практика: изображение разных животных. «Белая сова», белка, заяц и другие.
Коми мишка.
9.«Разные праздники»
Теория: способы создания праздничных рисунков. Игра «Угадай праздник»
Практика: поэтапное создание праздничного рисунка
10«Иллюстрация к сказке»
Теория: понятие иллюстрации, примеры, самые известные иллюстраторы
Практика: рисование сказки (материал и техника подбирается педагогом)
11. «Рисуем человека»
Теория: понятие «портрет», самые известные портреты. Правила изображения
человеческого лица
Практика: поэтапное выполнение портрета мамы
12. Рисунок на конкурс
Практика: выполнение рисунка по условиям конкурса
13. Досугово-развивающая деятельность
Теория: просмотр фильма об искусстве
Практика: посещение картинной галереи «Пейзажи Севера»
14. «Разноцветный мир». Промежуточная аттестация.
Теория: проверка знаний в форме лотереи с ответами на вопросы
Практика: выполнение тематической композиции на основе иллюстративного
материала; выполнение рисунка необычного насекомого
Материалы: краски, кисти, пенал с принадлежностями, ватман А4 (1-2 листа)
Календарно-тематическое планирование
1. Календарно-тематическое планирование (Приложение №1)
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании всего курса обучения учащиеся будут знать:
1.Термины ИЗО на стартовом уровне
2.Основные техники рисования;
3.Способы работы с основными материалами и инструментами ИЗО
Будут уметь:
1.Использовать простейшую терминологию ИЗО;
2. Соотносить объекты с определённой геометрической формой;
3. Работать с основными художественными материалами
Метапредметные результаты
Регулятивные:
учащиеся научатся:
- работать по предложенному педагогом плану, схеме, инструкции;
- анализировать свою работу;
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
-вести диалог, используя правила вежливости;
-работать индивидуально и в группе
Познавательные:
учащиеся научатся:
-различать изобразительные средства;
-соотносить художественные материалы с ИЗО техникой
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- потребность в саморазвитии;
- потребность в творческой, познавательной, общественной активности;
- духовные и эстетические потребности
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО –ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Программа «Разноцветный мир» реализуется на базе МУДО «ЦДОД «Олимп».
Занятия проходят в кабинете с естественным и искусственным освещением,
хорошей вентиляцией. Для реализации программы есть все необходимые
материалы и оборудование.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Учебные столы.
Доска (с возможностью магнитного крепления)
Шкаф для пособий
Основные канцелярские принадлежности
Материалы для педагогического показа
Выставочные стенды
Ноутбук и проектор
Наглядные пособия по ИЗО
Музыкальное сопровождение на занятиях.
Информационно-методическое обеспечение программы
№
п/п
Разделы
1
Организационное занятие
2
«Разноцветные краски»
Наглядные пособия
Инструкция по ТБ.,
Карточки, наглядные пособия
Презентация, примеры работ,
Цветовая схема-рисунок
«Планета красок»
Цветовой круг 12-частный
3
«Природа», «Животные леса»
6
«Волшебные техники»
7
«Рисуем сказку»
8
«Рисуем человека»
9
«Фрукты и овощи»
10
«Разные праздники»
1.Иллюстрации работ известных
художников.
2. Плакаты для развития детей
дошкольного возраста
Детские работы как примеры
выполнения творческих
заданий.
Фотографии и иллюстрации
животных.
Иллюстрации работ, сделанных
в этой
технике.
Презентация «Волшебство
творчества»
Примеры иллюстраций, книга
сказок
Схемы изображения человека,
наглядные пособия
Иллюстративный материал,
натура
Примеры работ, атрибуты
праздника
2.2.МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно – воспитательного процесса является
групповое учебное занятие. При подготовке к конкурсам и фестивалям возможны
занятия в малых группах по 2-5 человек.
Формы обучения:
- Игра-беседа, проверка теоретических знаний, вопросно-ответная формы,
выстраивание диалога с учащимися;
- Практические занятия, на которых изучаются различные техники
изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, работа с
различными живописными и графическими материалами.
Виды:
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать
практические
занятия,
мастер-классы,
выполнение
самостоятельнойи коллективной работы.
Методы:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
- словесные (рассказ, беседа),
- наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ
технологических приемов наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами)
- практические (упражнения, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
- частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
- творческие (творческие задания по видам деятельности).
3) По степени самостоятельности:
- работа под непосредственным руководством педагога;
- совместная работа;
- самостоятельная работа.
Данная программа опирается на такие технологии как:
технология творческого саморазвития,
игровые технологии,
коллективные технологии
здоровьесберегающие технологии,
Образовательная
деятельность
строится
на
основе
системнодеятельностного подхода, основной результат применения которого – развитие
личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной
цели;
- выполнение учащимися определённых действий для приобретения
недостающихзнаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
- формирование у
учащихся умения
контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Технология системно-деятельностного подхода
является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
7. Рефлексия.
Система дидактических принципов
Реализация технологии деятельностного метода в практическом
преподаванииобеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что учащийся, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей
учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует
в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию
его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями
и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом
возрастныхпсихологических особенностей развития детей.
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
началов образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта
творческой деятельности.
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются
открытые учебные занятия.
На период актированных дней, карантинных мероприятий, отсутствием
учащегося по уважительным причинам предусмотрена самостоятельная работа,
которая выражается в выполнении творческих рисунков. По окончанию
актированных дней, карантина организуется консультаций с учащимися,
испытывающими затруднения при изучении учебного материала.
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане воспитательной
работы, которая планируется педагогом ежегодно (Приложение 4).
Воспитательная работа является неотъемлемой частью
учебного процесса и направлена на:
2) развитие личностных творческих способностей каждого ребёнка;
3) создание ситуации успеха для каждого учащегося;
4) создание условий для сплочения коллектива;
5) создание условий для социализации;
6)развитие коммуникативных навыков
Массовые мероприятия проводятся в период образовательного процесса и в
дни школьных каникул.
Продолжительность мероприятий обычно не превышает учебную нагрузку.
Конкурсы, выставки, экскурсии и т.д. проводятся в течение всего учебного
года по плану.
Для подготовки и проведения конкурсов, праздников, игровых программ
привлекаются старшие кружковцы и активисты, приглашаются родители.
Традиционными формами массовых мероприятий являются:
- новогодние представления;
- игровые программы;
- экскурсии;
- выставки.
Программа включает план работы с родителями (Приложение 5).
2.3. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ,
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Определение уровня освоения программы осуществляется в соответствии
с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации МУДО «ЦДОД «Олимп».
Текущий контроль успеваемости включает в себя входящую диагностику,
контроль исходного уровня подготовленности ребенка в начале цикла обучения
по программе и тематический контроль.
Формы текущего контроля- комбинированная проверка (сочетание
практической и теоретической части с показательными формами);
Для определения
фактического
состояния
образовательного уровня проводится промежуточная аттестация в конце
каждого года обучения по дополнительной
общеобразовательной
программе дополнительной
общеразвивающей
программе
и
промежуточная аттестация по освоению дополнительной общеобразовательной
– дополнительной общеразвивающей программы. Формы промежуточной
аттестации – комбинированная проверка (сочетание практической и
теоретической части с показательными формами);
Цель
промежуточной аттестации – выявление
уровня
развития способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым
результатом программы. В
целях
определения
результатов
и
качества
освоения программы необходима система мониторинга, то есть
систематического контроля уровня знаний, умений, навыков и компетентностей
учащихся.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить
развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для их
развития, определить степень освоения программы и внести своевременно
коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся в
протоколы текущего контроля и промежуточной аттестации. Индивидуальный
рост учащихся фиксируется в индивидуальной карточке учета результатов
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
программе
–
дополнительной общеразвивающей программе и индивидуальной карточке
оценки личностного развития учащегося в процессе освоения им дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы.
Этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости
Этапы
Цель
аттестации
учащихся и
входящего
контроля
успеваемос
ти, сроки
проведения
Входящий Диагностика
контроль уровня
Сентябрь знаний,
умений и
навыков
Содержание
Форма
проведения
Критерии
Диагностирова
ть
теоретические
знания;
Практические
умения и
навыки
Теория:
беседа-опрос
«Кисточкавсезнайка»
Практическая
работа:
выполнение
творческого
задания
См.
Приложение
2
Промежуто
чная
аттестация
Апрель
Проверка
усвоения
основных
понятий,
приемов
работы,
общий
уровень
обученности
на конец
учебного
года
Проверить:
основные ЗУН
за год обучения
Наблюдать:
Личностные
качества,
метапредметны
е умения
Теория: опрос- См.
лотерея
Приложение
Практическая 2
работа:
выполнение
творческого
задания для
коллективного
работы
3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативная база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
2. Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. No 196 г.
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года от 11 апреля 2019 года № 185 https://clck.ru/TjJbM
4. Стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара до
2030 года от 8 июля 2011 г. № 03/2011-61 https://clck.ru/TjJea
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/566085656
6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении
концепции развития дополнительного образования детей») [Электронный
ресурс] –Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
7. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/45028/
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение, 2009.
9. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
10. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(утв. распоряжением
Правительства РФ от
29 мая 2015 года
№996-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
11.
Устав муниципального учреждения дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей «Олимп» //
Зарегистрирован 05.09.2019//
Список литературы для педагога:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
Педагогика, :1997.
2. Величкина Г.А. Дымковская игрушка. Искусство детям / Величкина Г.А
Шпикалова Г.А. – Мозаика-Синтез, 2020. – 24с.
3. Грибовская А.А. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное
творчество.-М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192с.
4.Данилова Е. А. Я собираю гербарий. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. –32 с.
5. Дорожин Ю.Г. Акварельные цветы. – Учебное издание, «Искусство детям»
2007. . –32 с.
6. Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.–92с
Иттен И. Искусство цвета. – М.: Д. Аронов, 2001. – 95 с
7.Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника . – М.: Просвещение: Учебная
литература, 1996. - 160 с.
8.Лобанова В. Необыкновенное рисование. – М.: Издательство «МозаикаСинтез» 2007. – 16с.
9.Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд.
Программы общеобразовательных учреждений: с краткими методическими
рекомендациями: 1-9 кл. – М.: Просвещение,2008. . - 160 с.
10.Носова Т. В. Методическое пособие. Рисуем вместе: Пошаговое выполнение
пейзажей. 2013.- 32с.
11.Постригай А.И. Большое искусство детям: от барокко до Ван Гога. –Аст, 2021.
– 208с.
12.Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории
«Проблемы общей психологии». М.: Педагогика, 1973.
13.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: 2011. – 126 с.
14.Селютин И. Ю. «Как рисовать природу» . – М.: Сталкер, 2007.– 72с.
15.Шалаева Г.П. «Учимся рисовать растения». – М.: Эксмо, 2007. – 172с.
16.Шматова О. В. Самоучитель по рисованию акварелью. – М.: Эксмо, 2010.-80с.
17.Шматова О. В. Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс курс: учимся
рисовать с нуля шаг за шагом. – М.: Эксмо, 2010.-80с.
1.
2.
3.
4.
5.
Для родителей и обучающихся:
Барб-Галль Франсуаза. Как говорить с детьми об искусстве.
СПб.: Арка, 2007. – 192 с.
Данилова Е. А. Я собираю гербарий. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. –32с.
Дорожин Ю.Г. «Акварельные цветы». Учебное издание, «Искусство
детям»,2007 г. – 160 с.
Праделла Р., Ханне Т. Веселая школа рисования. Для детей от 3-х лет.
Ниола-пресс, 2007. – 79 с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. Виды и жанры
изобразительного искусства. Книга для семейного чтения и творческого
досуга. – М.: Астрель, 2009.-141с.
4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№
зан.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Тема
Количество часов
Всего
Организационное занятие
Организационное занятие. Играбеседа «Безопасное рисование»
«Разноцветные краски». Теория
«Разноцветные краски». Теория
«Разноцветные краски». Входящий
контроль
«Разноцветные краски». Практика
«Разноцветные краски». Практика
«Разноцветные краски». Практика
«Разноцветные краски». Практика
«Разноцветные краски». Практика
«Разноцветные краски». Практика
«Разноцветные краски». Практика
«Разноцветные краски». Практика
«Разноцветные краски». Итоговая
работа
«Волшебница графика». Теория
«Волшебница графика». Теория
«Волшебница графика». Практика
«Волшебница графика». Практика
«Волшебница графика». Практика
«Волшебница графика». Практика
«Волшебница графика». Практика
«Волшебница графика». Практика
«Волшебница графика». Практика
«Волшебница графика». Практика
«Волшебница графика». Практика
«Волшебница графика». Практика
«Волшебница графика». Итоговая
работа
«Творим с кисточкой» 1 ч
«Творим с кисточкой» 2 ч
«Волшебные техники». Теория
«Волшебные техники». Теория
«Волшебные техники». Практика
«Волшебные техники». Практика
«Волшебные техники». Практика
«Волшебные техники». Практика
Теория
1
1
1
0
Практ
ика
0
1
1
1
1
1
1
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
1
1
0
0
0
0
1
1
0
0
1
1
1
1
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
«Волшебные техники». Практика
«Волшебные техники». Итоговая
работа
«Фрукты и овощи». Практика
«Фрукты и овощи». Практика
«Фрукты и овощи». Практика
«Фрукты и овощи». Практика
«Природа». Теория
«Природа». Практика
«Природа». Практика
«Природа». Практика
«Природа». Практика
«Природа». Практика
«Жители леса». Теория
«Жители леса». Теория
«Жители леса». Практика
«Жители леса». Практика
«Жители леса». Практика
«Жители леса». Практика
«Разные праздники». Теория
«Разные праздники». Теория
«Разные праздники». Практика
«Разные праздники». Практика
«Разные праздники». Практика
«Разные праздники». Практика
«Разные праздники». Практика
«Разные праздники». Практика
«Иллюстрация к сказке». Теория
«Иллюстрация к сказке». Практика
«Рисуем человека». Теория
«Рисуем человека». Практика
«Рисуем человека». Практика
Рисунок на конкурс 1 ч
Рисунок на конкурс 2 ч
Досугово-развивающая деятельность
1ч
Досугово-развивающая деятельность
2ч
«Разноцветный мир». Промежуточная
аттестация
«Разноцветный мир». Промежуточная
аттестация
Итого
1
1
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
1
0
0
0
0
1
1
0
0
0
0
0
0
1
0
1
0
0
0
0
1
1
1
1
1
0
1
1
1
1
1
0
0
1
1
1
1
0
0
1
1
1
1
1
1
0
1
0
1
1
1
1
0
1
0
1
1
1
0
1
0
1
72
16
56
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы
Входящий контроль
Цель: диагностика полученных знаний на входящих занятиях.
Теория: педагог дает первому учащемуся кисточку «Всезнайку» и задает вопрос.
Далее по очереди передается кисточка другому учащемуся и задается
следующий вопрос.
На ответ дается 3-5 мин. Вопросы могут повторятся.
1.Назови три основных цвета.
2.Как называется инструмент художника для смешивания красок?
3.Как нужно взять лист, если рисуешь растущее вверх дерево?
Критерии оценки теоретических знаний:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (ответы сформулированы верно и
самостоятельно)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме
(ответы сформулированы частично верно или с помощью педагога)
1 балл – не усвоил материал (два неверных или нет верных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческое задание на тему «Радуга».
Материалы: формат А4, пенал, гуашь, палитра, кисти,
непроливайка, материалы для уборки
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 25 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Работа в формате;
- Цветовое решение работы;
- Аккуратность;
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической работы:
3 балла – работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
критерии
2 балла – работа выполнена с частичной помощью педагога
(присутствует 1 ошибка в одном из критериев)
1 балл – работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем
критериям за теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов) – показаны отличные знания, умения и навыки;
Средний (3-4 балла) – допущены ошибки при ответе на вопрос
или при выполнении практической работы;
Низкий (1-2 балла) – допущены ошибки при ответе на вопрос
и выполнении практической работы.
Промежуточная аттестация
Цель: Проверка усвоения основных понятий, приемов работы, общий уровень
обученности на конец учебного года
Теория: ребята достают картинки из коробочки(пакета), по очереди показывают
и отвечают на вопрос, соответствующий картинке (педагог задает вопрос в
соответствии с картинкой на карточке).
На ответ дается 3-5 мин. Вопросы могут быть переформулированы.
1.Как смешать оранжевый цвет?
2.С каким материалом «дружат» восковые мелки?
3.Опиши своими словами, что изображено на картине?
Критерии оценки теоретических знаний:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (ответы сформулированы верно и
самостоятельно)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме
(ответы сформулированы частично верно или с помощью педагога)
1 балл – не усвоил материал (два неверных или нет верных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческое задание на тему «Летняя поляна».
Материалы: формат А4, пенал, гуашь, палитра, кисти,
непроливайка, материалы для уборки
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 25 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Грамотный рисунок;
- Цветовое решение работы;
- Аккуратность;
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической работы:
3 балла – работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
критерии
2 балла – работа выполнена с частичной помощью педагога
(присутствует 1 ошибка в одном из критериев)
1 балл – работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем
критериям за теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов) – показаны отличные знания, умения и навыки;
Средний (3-4 балла) – допущены ошибки при ответе на вопрос
или при выполнении практической работы;
Низкий (1-2 балла) – допущены две и более ошибки при ответе на вопрос
и выполнении практической работы.
Приложение 3
Диагностика уровня обученности
Год обучения
_
Вид диагностики
_
Оценочная таблица диагностики теоретических знаний по программе
«Разноцветный мир»
№1
Балл
№ Ф.и учащегося
1
2
3
Оценочная таблица проверки умений и навыков по программе
«Разноцветный мир»
№2
Критерии оценки практической работы
№ Ф.и
Общи
учащегос
й балл
Последовател Работа
в Аккуратнос Цветовой
я
ьное
формате
ть
колорит
соблюдение
работы,
всех этапов
фантазия
работы
1
2
3
Итоговая оценочная таблица проверки знаний, умений и навыков учащихся по
программе «Разноцветный мир»
№
1
2
3
Ф.И учащегося
Общий балл
Общий балл Итоговый
за
за
балл
теоретические практические
знания
умения и
навыки
Уровень
обученности
Приложение 4
План воспитательной работы
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Содержание
Беседа: «Правила поведения и техника безопасности на
занятиях и мероприятиях»
Беседа «Безопасность на улице и дома»
Беседа: «Безопасность в сети Интернет»
Беседа: «Осторожно, гололёд!»
Беседа: «Профилактика гриппа и ОРВИ»
Беседа: «Традиции Россиян»
Беседы: «Осторожно, елка»
Беседа: «Опасные игрушки»
Беседа: «Семейный очаг»
Беседа: «Все мы разные»
Беседа: «Экология – это все, что нас окружает»
Беседа: «Закон обо мне, мне о законе»
Беседа: «Осторожно, сход снега!»
Беседа: «Мое здоровье – в моих руках»
Беседа «Осторожно, тонкий лед»
Беседы: «Безопасный отдых», «Безопасность на воде»
В течение года Участие во внутриучрежденческих мероприятиях, конкурсах
различного уровня
Приложение 5
План работы с родителями
Месяц
Сентябрь
Содержание
Организационное родительское собрание
Ноябрь
Открытое занятие «Рисуем всей семьей»
Январь
Родительское собрание «Первые творческие результаты»:
Май
Родительское собрание «Творческие итоги»:
В течение -Привлечение родителей к подготовке и проведению
учебного года мероприятий, открытых занятий
-Консультирование родителей по вопросам обучения детей.
-Выставки рисунков