Азбука танца

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
программа–дополнительная
общеразвивающая программа «Азбука танца» модифицированная, уровневая
(стартовый, ознакомительный уровень), учрежденческая, разновозрастная,
имеет художественную направленность.
Дополнительная
общеобразовательная
программа–дополнительная
общеразвивающая программа «Азбука танца» разработана на основе:
1.Нормативных правовых актов и государственных программных
документов в области дополнительного образования:
- - Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 г.
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до
2035 года;
- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до
2030 года;
- СанПин 2.4-3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Локальный акт МУДО
«ЦДОД «Олимп» «Положение о
дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной
общеразвивающей программе»
2.Типовых программ по направлению деятельности:
-Бахто С.Е., Боголюбская М.С., Уральская В.И., Бархатов 3.А., Елинек
Ю.Е., Шмидт Л.Н. Бальный танец // Художественные кружки: Программы
для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.:
«Просвещение», 1981.
-Боголюбская М.С. Консультанты: Воронина И., Монякина О., Лихачева
Л. Хореографический кружок // Художественные кружки: Программы для
внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.:
«Просвещение», 1981.
-Батаен В.Г. Художественная гимнастика // Спортивные кружки и
секции: программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ. – М.: Просвещение, 1986.
3.Методических пособий:

-Шутиков Ю.Н. Учебно-методические рекомендации по организации
работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и
бальным танцам;
-Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать:
Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального
образования. – М.: Гум. Центр ВЛАДОС, 2003.
-документации, Всероссийской Федерации танцевального спорта и
акробатического рок-н-ролла (ВТСАРР), документации Федерации
танцевального спорта Республики Коми (ФТС РК) и личного опыта
педагогов коллектива.
Данная программа направлена на художественное воспитание ребенка,
обогащение его духовного мира, на развитие творческого потенциала
личности, устойчивого интереса к танцевальному искусству, активному
здоровому образу жизни.
По программе «Азбука танца» дети осваивают основы бального танца.
Изучают основные фигуры и позиции, технические приемы движения
бальных танцев, разучивают небольшие танцевальные композиции. Вместе с
этим развивают физические, музыкальные и артистические способности,
укрепляют здоровье и тренируют многие психические процессы. Дети учатся
танцевать в паре, пробуют себя в массовых мероприятиях.
Бальный танец – это группа различных танцев, которые исполняются в
паре. В наше время бальный танец можно подразделить на несколько видов.
*Историко-бытовой бальный танец– гавот, полонез, менуэт, вальс-мазурка и
другие. *Отечественный бальный танец – это полька, вальс-дружбы,
сударушка, русский-лирический, кадриль, вару-вару и т.д. *Массовый
(детский) бальный танец – это базовые и основные элементы спортивного
танца: медленный вальс, ритмический фокстрот, ча-ча-ча, самба. К этому же
виду относятся танцы современных произвольных композиций, такие как:
диско, буги-вуги, нон-стоп и множество других. *Спортивный бальный
танец (танцевальный спорт), куда относятся
5 танцев европейской
программы: медленный, венский вальс, танго, медленный и быстрый
фокстрот и 5 танцев латиноамериканской программы: самба, ча-ча-ча,
румба, пасадобль, джайв. В программе «Азбука танца» акцент идет на
отечественный и массовый бальный танец.
Данная программа разработана на основе типовых программ по
хореографии, бальному танцу и художественной гимнастики. А также
учебно-методических рекомендаций по организации работы по ритмике и
ритмопластике.
Изучение и переработка типовых программ, а также материалов и
трудов других
педагогов-хореографов и психологов легло в основу
программы «Азбука танца».
Новизна программы состоит в том, что расширена и конкретизирована
структура учебно-тематического плана, обновлен репертуар более
современными произведениями, а так же программа дополнена этапами

педагогического контроля, критериями ожидаемых результатов и
аттестацией учащихся.
Анализ типовых программ, взятых за основу данной программы,
позволил определить особенности данной программы:
1. Курс обучения сокращен до года.
2. Сокращено количество часов на изучение теоретического и практического
материала.
3. Определены ведущие методики отечественного и массового бального
танца.
4. Разработана система педагогического контроля.
В содержании программы:
 ориентировано на детей, обладающих разными природными задатками к
танцевальной деятельности;
 произведен отбор содержания в соответствии с ведущими методиками;
 содержание выстроено согласно сокращенному курсу обучения.
В последнее время широкое распространение и развитие бальной
хореографии показало повышенный интерес к этому виду творчества у детей
и родителей. Это объясняется высокой культурой и красотой его исполнения,
зрелищностью и большими возможностями. Человек, увлекающийся
бальными танцами, в течение всей жизни может хорошо владеть телом,
укреплять нервную и дыхательную системы, наслаждаясь при этом
прекрасной музыкой. Поэтому актуальность программы в том, что занятия
бальными танцами способствуют более глубокому эмоциональноосознанному восприятию себя в танце. Бальный танец играет немаловажную
роль в эстетическом и физическом воспитании детей. Это связано с
многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства
музыкального, пластического, спортивного, этического и художественноэстетического развития и образования. В процессе обучения все эти средства
взаимосвязаны, взаимообусловлены. Плавные, ритмичные и энергичные
движения под красивую и зажигательную музыку доставляют эстетическое
наслаждение детям, которые в силу своих возрастных наклонностей
особенно стремятся к движениям, к ритмике. Потребность в музыкальнопластических занятиях осуществляется уже с 5…6-летнего возраста, когда
психофизический аппарат ребенка предрасположен к занятиям такого рода и
нуждается в них. Задача бального танца с дошкольниками - это познакомить
учащихся с репертуаром, соответствующим их возрасту, дать им
первоначальную танцевальную подготовку, развить их физически и оказать
на них определенное воспитательное воздействие. Занятия танцами
положительно сказывается на физическом развитии детей: соразмерно
развивается
фигура,
устраняется
ряд
физических
недостатков,
вырабатывается правильная и красивая осанка, заметно улучшается
координация движения. Систематические занятия и участие в различных
концертах и конкурсах делают детей более крепкими и выносливыми.
Несомненно, занятия бальными танцами положительно сказываются на
эстетическом и моральном развитии учащихся. Вежливость, приветливость,

простота, внимание к партнеру, доброжелательность, ответственность – это
черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцами и в
дальнейшем становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Освоение
танцев различных направлений помогает воспитывать у детей чувство
патриотизма и национальной гордости, пробуждает интерес к национальной
культуре и искусству других народов. Танец имеет огромное значение как
средство воспитания национального самосознания.
Адресат программы
Дополнительная
общеобразовательная
–
дополнительная
общеразвивающая программа «Азбука танца» является стартовой,
ознакомительной и ориентирована на работу с детьми 5-6 лет, независимо
от наличия у них специальных физических данных.
После завершения курса обучения, по программе «Азбука танца»,
учащиеся могут продолжить свое обучение, по программе «Спортивные
бальные танцы» (базового уровня) в танцевально-спортивном коллективе
«Престиж» или по общеобразовательным программам Центра, связанным с
хореографическим искусством.
Набор в группы осуществляется на добровольной основе, т.е.
принимаются все учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний, на
основании письменного заявления родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся и справке о состояния здоровья ребенка.
Отчисление учащихся производится на основании локального акта,
разработанного в учреждении. Количество учащихся в группах до 12
человек.
Сроки объём освоения программы
Продолжительность образовательного процесса рассчитана на один год
обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы - 144 ч:
Год
обучения

Количество часов
в неделю

Количество часов
в год

1

2

72
72

всего

Формы организации образовательного процесса и виды занятий.
Формами организации образовательного процесса являются:
аудиторная форма – групповые учебные занятия, игры, мини-конкурсы,
игры-импровизации;
внеаудиторная форма – турниры-конкурсы, учебные сборы.
Формы занятий - теоретические, практические, комбинированные.
Формы работы учащихся на занятии индивидуальные, групповые, работа в
парах.
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и
предусматривают: тренинги, беседы, экскурсии, самостоятельная работа,
массовые воспитательные мероприятия и социальные акции. В организации

учебной деятельности так же используются различные виды проведения
занятий: учебная игра, мини-конкурсы, игры-путешествия, театрализованные
представления, турниры, фиесты и учебные сборы.
Непременным
условием
при
проведении
занятий
является
дифференцированный подход к учащимся, а при подготовке к смотрам и
турнирам– индивидуальная работа с учащимися.
Режим занятий
Исходя, из санитарно-гигиенических норм продолжительность
академического часа занятий для учащихся дошкольного возраста (5-6 лет)
– 30 минут.
Режим работы обучения по 2 часа 1 раз в неделю. Продолжительность
одного занятия 30 минут с 10 минутным перерывом между занятиями.
Занятия проводятся в групповой форме.
II.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель - воспитание эстетической и хореографической культуры через
средства бальной хореографии.
Задачи:
обучающие
- формирование устойчивого интереса к танцевальному искусству и
приобщение детей к миру прекрасного;
- формирование устойчивого интереса к потребности в движении под
музыку;
- получение представление об элементах музыкальной грамотности и
музыкально-ритмического материала;
- приобретение начальных навыков в искусстве бального танца;
развивающие
- развитие первоначальных физических способностей;
- развитие познавательного интереса к бальному танцу;
- развитие мотивации к занятиям бальными танцами;
- развитие двигательных качеств и умений;
- содействовать развитию музыкальности и творческих способностей;
воспитательные
- воспитание нравственно-коммуникативных качеств личности;
- воспитание навыков трудолюбия, бережливости, уверенности в своих
силах и возможностях (ситуация успеха), терпения иобщения в коллективе;
- формирование позитивного отношения к истории и традициям своего
объединения;
- формирование дружеских отношений в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной поддержке;
- формирование способностей к рефлексии, самооценке, самореализации
в творческой деятельности;
- приобретение опыта участия в мероприятиях объединения, Центра,
города;

- формирование дружеских отношений в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной поддержке;
- выполнение правил здорового и безопасного образа жизни.
III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Учебный план
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
Итого

Кол-во
часов
1
9
12
10
14
14
12
72

Наименование разделов
Вводное занятие
Азбука музыкального движения
Пластическая гимнастика
Танцевальная азбука
Массовые и отечественные танцы
Основы спортивного танца
Организационная работа

Всего
1
18
24
20
28
28
24
72

2.Содержание учебного плана
№ п/п
1
1.1

2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
5
5.1
5.2
6
6.1
6.2
6.3
7
7.1

Часы
теории
Вводное занятие
1
Введение в предмет. Техника безопасности в
1
Центре и на занятиях

Часы
практики
-

Всего
часов
1
1

6
2
2
2
9
3
3

9
3
3
3
12
4
4

3

4

3
1
2

7
2
5

10
3
7

3
2
1
4
1
1
2
4
2

10
6
4
10
3
3
4
9
6

13
8
5
14
4
4
6
13
8

Название раздела, темы

Азбука музыкального движения
Общий характер музыки
Музыкально-танцевальные импровизации
Тренировка внимания и двигательной памяти
Пластическая гимнастика
Упражнение на развитие чувства ритма
Упражнения на гибкость и наращивание силы
мышц
Игровые упражнения на развитие реакции и
координации движений
Танцевальная азбука
Положения и направления движения частей тела.
Освоение
основных
видов
танцевальных
движений
Массовые и отечественные танцы
Массовые и отечественные танцы
Семинарская работа с парами
Основы спортивного бального танца.
Медленный вальс
Ча-ча-ча
Семинарская работа с парами.
Организационная работа
Постановочные
и
репетиционные
работы

3
1
1
1
3
1
1

7.2
7.3

Турниры, учебные сборы.
«Праздник наших успехов!»
Итого

2
21

1
2
51

3
2
72

Раздел 1. Вводное занятие - 1 час
Тема 1.1.Введение в предмет. Беседа по ТБ. (1 час)
Теория: знакомство - что такое бальный танец, отечественные и
массовые программы танцев. Планы коллектива на учебный год. Цели и
задачи программы. Внешний вид, форма одежды. Правила по технике
безопасности на занятиях и в центре.
Раздел 2. Азбука музыкального движения - 9 часов
Тема 2.1.Общий характер музыки (3 часа)
Теория: характер (веселый - грустный), жанр (песня-марш-танец)
музыки. Понятие ритма, темпа. Динамические оттенки (громко - тихо).
Практика: освоение характера и жанра музыки, ритма и темпа музыки
через музыкальные игры и упражнения. Освоение элементов танцев в
динамике.
Тема 2.2. Музыкально-танцевальные импровизации и этюды (3 часа)
Теория: что такое импровизация.
Практика: музыкально-танцевальные импровизации, игры и этюды с
педагогом и самостоятельно, под разнообразную музыку.
Тема 2.3.Тренировка внимания и двигательной памяти (3 часа)
Теория: что такое внимание и для чего нам нужна двигательная память.
Практика: запоминание предметов, звуков и движений, через
музыкальные и подвижные игры и танцы.
Раздел 3. Пластическая гимнастика - 12 часов
Тема 3.1. Упражнения на развитие чувства ритма (4 часа)
Теория: ритм и важность ритма в танце.
Практика: танцевальные упражнения на развитие чувства ритма.
Правила исполнения.
Тема 3.2.Упражнения на гибкость и наращивание силы мышц (4 часа)
Теория: значение пластической гимнастики в танцах. Правила
выполнения упражнений.
Практика: силовые упражнения, пластические упражнения, упражнения
для гибкости и выносливости.
Тема 3.3.Упражнения на реакцию и координацию движения (4 часа)
Теория: что такое реакция и координация, для чего нужна. Правила
выполнения упражнений.
Практика: игровые упражнения на развитие реакции и координации
движений.
Раздел 4. Танцевальная азбука - 10 часов
Тема 4.1. Положения и направления движения частей тела (3 часа).

Теория: правильное исполнение позиции рук, позиции ног, положение и
движение головы.
Практика: Движение рук по позициям: подготовительная, 1,2,3.
Положения и движения ног по позициям: 1,2,3,6, опорная нога, рабочая нога,
свободная нога, полупальцы. Положение головы по позициям.
Тема 4.2.Освоение основных видов танцевальных движений (7 часов)
Теория: правило исполнение танцевальных шагов, бега, прыжков.
Практика: различные виды шагов: бодрый шаг, тихий шаг, приставной
шаг, высокий шаг; различные виды бега, подскоков и прыжков: лёгкий бег,
бег ускорением, прыжки на двух ногах -на одной ноге, прыжки с одной ноги
на другую, подскоки с продвижением и наместе.
Раздел 5. Массовые и отечественные танцы - 14 часов
Тема 5.1.Массовые и отечественные танцы-игры и этюды (8 часов)
Теория: история происхождения и манера исполнения танцев. Техника
исполнения и характер танцев
Практика: разучивание основных и подготовительных шагов
танцевальных этюдов.
 танец Диско (приставной шаг в сторону с приставкой, двойной
приставной шаг в сторону с приставкой, поворот на трех шагах с
приставкой, комбинация для рук в стиле «диско»)
 танец Полька (галоп вправо-влево с приставкой, хлопки, подскоки, шаг
«польки»)
 танец Вальс дружбы (приставные шаги и хлопки руками в ритме
вальса)
Тема 5.2.Семинарская работа с парами (6 часов).
Теория: разбор и разработка танцев и этюдов: что получается, что не
получается, и почему.
Практика: работа над техникой и музыкальностью танцев, отработка
позиции в паре, исправление ошибок - отработка конкретных движений: рук,
ног, корпуса, головы. Отработка и повторение танцев и этюдов
Раздел 6. Основы спортивного бального танца - 14 часов
Тема 6.1.Медленный вальс (4 часа)
Теория: история происхождения, главная особенность, счет и ритм.
Практика: разучивание
-подготовительное движение подъем-снижение;
-закрытая перемена вперед;
-закрытая перемена назад;
-маленький квадрат;
-большой квадрат
Движения выполняются без музыки – под счет. Далее с музыкой: в пол
темпа, затем - в темп. Танцуем по одному, затем - встаем в пару. Отработка
схемы танца
Тема 6.2.Ча-ча-ча (4 часа)

Теория: история происхождения, главная особенность, счет и ритм.
Практика: разучивание
-шаги на месте под счет ча-ча-ча;
-шассе;
-тайм-степ;
-основное движение (чек, шассе)
Движения выполняются без музыки – под счет. Далее с музыкой: в пол
темпа, затем - в темп. Танцуем по одному, затем - встаем в пару. Отработка
схемы танца
Тема 6.3. Семинарская работа с парами (6 часов).
Теория: особенности техники танцевальных движений
Практика: работа над техникой танцев и позицией в паре,исправление
ошибок и отработка конкретных движений: рук, ног, корпуса, головы.
Повторение и отработка схемы танцев.
Раздел 7. Организационная работа - 12 часов
Тема 7.1.Постановочные и репетиционные работы (8 часов)
Теория: подборка концертных номеров, знакомство с историей танца, с
музыкальным материалом, с манерой исполнения.
Практика: освоение движений, поз, жестов, элементов; разучивание
вариаций, этюдов и комбинаций. Постановка, разводка и отработка
концертного номера.
Тема 7.2.Турниры, учебные сборы (3 часов)
Теория: психологический и эмоциональный настрой и подготовка
учащихся к конкурсной программе; рефлексия.
Практика: отработка конкурсных этюдов и вариаций. Участие.
IV.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития
ребенка является устойчивый интерес к самому процессу движения под
музыку.
1.Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
-способности к самооценке на основе критериев успешности творческой
деятельности;
-формирование эмоциональное отношение к искусству;
-формирование духовно-нравственных оснований;
-умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение
ориентироваться
в
культурном
многообразии
окружающей
действительности, участие в творческой жизни объединения, школы;
-развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
-овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;

-эмоциональное формирование этических чувств доброжелательности и
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
2.Метапредметные результаты
Регулятивные
-овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и
видах;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и ее условием;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
-самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели
занятия;
-выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с
искусством.
Познавательные
Учащиеся будут:
-использовать хореографические средства для решения задач;
-осуществлять поиск с помощью родителей необходимой информации
для выполнения учебных заданий с использованием интернет-ресурсов.
Коммуникативные
Учащиеся будут:
-участвовать в жизни микро- и макро-социума;
-уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о
танце и музыке;
-применять хореографические средства для решения коммуникативных
задач;
-приобретение умения высказывания о содержании, характере,
особенностях простых музыкальных произведений.
3.Предметные результаты
В итоге реализации программы учащийся:
знает:
-основы характеристики музыкального произведения (темп, ритм,
характер);
-названия движений массовых и отечественных танцев;
-правила и способы вариантов исполнения заданных упражнений и
основных движений танцев;
-элементарные виды рисунков и построений в зале;
-музыкальные упражнения, игры, этюды;
-требования по технике безопасности в танцевальном зале, правила
поведения в Центре и требования к танцевальной форме;

умеет:
-творчески выразить свои способности;
-исполнять движения на сильную и на слабую долю музыкального
сопровождения;
-ориентироваться в пространстве зала;
-различать особенности в манере и пластике исполнения танцевальной
лексики;
-исполнять не менее 3-х танцевальных вариаций бальных танцев;
-анализировать, проводить рефлексию, самооценку;
сформированы навыки:
-зрительной и моторной памяти в дублировании упражнения
(движения);
-музыкально-ритмической деятельности: согласованности движения с
музыкальным материалом, ритмичности и выразительности его исполнения;
-навыки общения в коллективе;
имеет опыт
-участия в мероприятиях объединения и Центра;
-участия в мероприятиях празднования Нового года, 8 марта, Дня
защитника отечества;
-совместной деятельности с родителями (законными представителями) в
жизни объединения, отдела, Центра
соблюдает правила культурного поведения, умеет общаться со
сверстниками;
проявляет интерес к коллективной деятельности для достижения
результата

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
I.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
1.Техническое обеспечение программы
Программа «Азбука танца» реализуется на базе Центра (ул. Морозова, 6).
- паркетный зал, зеркала;
- раздевалка
- музыкальный центр; ноутбук; колонки;
- спортивный инвентарь
Занятия проходят в просторном зале с естественным и искусственным
освещением, хорошей вентиляцией. Для хранения наглядных пособий,
костюмов и спортивного инвентаря есть отдельный шкаф. Для просмотров
видеофильмов и презентаций есть мультимедийный проектор.

2.Методическое
обеспечение
программы.
методическое обеспечение по разделам учебного план:
№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

Название разделов по
учебному плану

Информационно-

Наглядные пособия, спортивный инвентарь

- Методические разработки
- Краткая историческая справка
Вводное занятие
- Правила по ТБ (беседы, инструктажи, тесты,
мультимедийный материал)
-Методические
разработки,
музыкальный
Азбука
музыкального материал и танцевальные игры;
движения
-CD-диски и USB-носители с музыкальными
композициями;
- Методические разработки и правила
исполнения упражнений;
Спортивный
инвентарь:
скакалки,
Пластическая гимнастика
прорезиненные коврики, утяжелители,
спортивные резинки, гимнастические палки,
обручи.
- Методические разработки и учебники по
технике исполнения танцевальных движений;
Танцевальная азбука
- CD-диски и USB-носители с музыкальными
композициями;
- Методические разработки и учебники по
технике исполнения движений отечественных и
Массовые и отечественные
массовых танцев;
танцы
- CD-диски и USB-носители с музыкальными
композициями;
- Методические разработки и учебники по
технике исполнения движений и фигур
Основы спортивного танца
спортивных танцев;
- CD-диски и USB-носители с музыкальными
композициями;
- CD-диски и флеш-носители с музыкальными
композициями;
- Наглядные пособия, DVD-диски и USBносители с записями концертных выступлений,
КТД, гастролей, мастер-классов;
Организационная работа
- костюмы для концертной деятельности;
- сценарии театрализованных представлений,
концертов и конкурсов;
- контрольно-измерительные материалы (тесты,
кроссворды, анкеты для учащихся и родителей)

Учебно-методическое обеспечение:
-пакет нормативно-правовых документов;
-наличие утвержденной программы;
-методические разработки по отечественному и массовому танцу, по
спортивным бальным танцам;
-методические разработки по ритмике и пластической гимнастике;

-методические разработки по сценическому танцу и актерскому
мастерству;
-методические разработки по классическому и народному танцу;
-видеоматериал с выступлениями профессиональных танцоров и
чемпионов;
-специальная литература и видео материал.
Материально-техническое обеспечение:
-оборудованный танцевальный класс.
-стационарная аппаратура: СД магнитофон с USB
Организационное обеспечение:
-необходимый контингент учащихся;
-соответствующее требованиям расписание занятий;
-привлечение к работе специалистов (звукооператора);
-связь с общественностью, школами, детскими садами и др.
II.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ФОРМАТЫ
1.Методы и технологии обучения и воспитания.
Выбор форм и методов обучения, по программе «Азбука танца»
определяется с учетом возможностей учащихся - возрастных и
психофизических; с учетом специфики изучения предмета хореографии; с
учетом направления образовательной деятельности; возможностей
материально-технической базы обучения.
Учитывая вышеизложенное, можно выделить:
 словесные методы обучения
(объяснение, беседа, диалог,
консультация);
 практические методы (упражнения, тренинг, репетиция);
 активные методы (объяснение основных понятий, определений и
терминов; самостоятельная формулировка и последующее поэтапное
решение проблемы учащимися);
 художественные методы (использование в работе средств искусства:
музыки, хореографии, литературы, пантомимы, театрализации и т. д.).
Работа в детском коллективе диктует необходимость руководствоваться
принципами:
а) доступности (предложенная тематика и лексические решения
разучиваемых танцев должны быть доступными для различных возрастных
категорий обучающихся, учитывать их исполнительский уровень и
художественные возможности);
б) алгоритмизации (занятие должно соответствовать канону «от
простого к сложному»);
в) целостности (наличие единой тематики занятия, репетиции,
тренировки);
г) системности (периодичность занятий, репетиций и выступлений).
Основной формой организации учебного процесса является учебнотренировочное занятие. Оно строится так, чтобы учащиеся сами находили

нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Занятие проводится по традиционной схеме и состоит из трех частей:
подготовительной, основной, заключительной.
В подготовительную часть входит разминка, ее цель – разогреть
мышцы. Учащиеся выполняют комплекс упражнений на гибкость и
подвижность суставов, а также упражнения, непосредственно готовящие их к
основной части. Разминке посвящается 10-15 мин.
Основная часть занятия направлена на освоение техники движений и
подготовительных упражнений. Разучивание новых или отработка
пройденных танцевальных этюдов, вариаций, комбинаций движений и
фигур.
Заключительный этап занятия включает подведение итогов, релакс,
анализ работы на тренировке каждого воспитанника и всего коллектива,
делаются соответствующие выводы и рекомендации.
В основе программы – психолого-педагогический компонент, который
определяет формы и методы работы в зависимости от возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся, позволяет педагогически верно
регулировать и контролировать психологический климат в коллективе.
При разработке программы учтен и социально-общественный
компонент, который удовлетворяет потребность детей и молодежи в
общении, в здоровом образе жизни, рационально организует досуговую
деятельность и способствует накоплению социокультурного опыта.
С целью формирования навыков и расширения опыта самостоятельной
работы учащихся предусмотрены следующие формы деятельности: работа с
информационными интернет ресурсами, исследование, просмотр,
прослушивание, упражнения. В данной программе самостоятельные формы
работы предполагаются в следующих разделах (темах):
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане
воспитательной работы, которая планируется педагогом ежегодно.
(Приложение № 2)
Ежегодно к программе прилагается репертуарный план (Приложение № 3) и
ежегодный график мини-конкурсов и турниров (Приложение № 4)
III.ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ
Порядок аттестации учащихся регламентируется локальным актом
«Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся МУДО ЦДОД «Олимп».
Для определения фактического состояния образовательного уровня
учащихся проводится текущий контроль и промежуточная аттестация.

Цель аттестации - выявление уровня развития способностей учащихся и
их соответствия с прогнозируемым результатом образовательной программы.
В целях определения результатов и качества освоения образовательной
программы необходима
система
мониторинга,
то
есть
систематического контроля уровня знаний, умений, навыков и
компетентностей учащихся.
Аттестация учащихся включает в себя:
-текущий контроль успеваемости учащихся по программе, который
предусмотрен этапами педагогического контроля. Формы текущего
контроля: контрольное занятие, практическое занятие, тестирование,
открытое занятие, творческая фиеста, мини-турнир.
-промежуточную аттестацию по освоению программы проводится в
конце каждого года обучения. Формы промежуточной аттестации: турнир,
конкурс, отчетный концерт.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить
развитие каждого ребенка, каждой пары, выявить наиболее способных,
создать условия для их развития, определить степень освоения
образовательной программы и внести своевременно свои коррективы.
Результаты диагностики качества освоения образовательной программы
вносятся в протоколы, итоги турниров отмечаются в классификационных
книжках и индивидуальных карточках.
Индивидуальный рост учащихся так же фиксируется в индивидуальной
карточке
учета
результатов
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе и индивидуальной карточке оценки личностного развития
учащегося в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы.

1.Текущий контроль
Этапы педагогического контроля
Вид
Цель
контроля
Входящий Введение
в
деятельность
Входящая
диагностика

Текущий

Итоговый

Проверка
усвоения
материала
по
теме
занятия
или комплексу
занятий
Проверка
знаний
и
умений.
Конкурсноразвлекательная
программа

Содержание

Форма

Критерии

Определить
исходный уровень
подготовки
учащихся
на
начало учебного
года:
1.Уровень
музыкально–
двигательных
способностей.
2.Определить
организационно–
волевые,
ориентационные,
поведенческие
качества уч-ся в
начале года.
3.Определить
уровень
личностного
роста,
социализации
учащегося.
Определить
уровень
понимания
изучаемого
материала
и
уровень
приобретенных
Определить
умений и усвоения
навыков
уровень
образовательной
программы
за
полугодие

Комбинированная
Собеседование,
практические
задания

Смотреть
Приложение
№ 5, 6, 7

Комбинированная,
Наблюдение,
рефлексия,
тестирование,
практический
показ
Внутри клубные
мини- конкурсы и
викторины.

Смотреть
Приложение
№ 5, 6, 8

Смотреть
Приложение
№ 5, 6, 9, 10

2.Промежуточная аттестация
Периодич
Цель
ность
В конце
Выявить
первого года уровень
обучения
овладения
программой за
учебный год

Содержание

Формы

Уровень освоения
теоретическими знаниями
и практическими
умениями по разделам
программы; мониторинг
личности учащегося.

Минитурнир и
фестиваль
«Праздник
наших успехов!»

Показатели,
критерии
Смотреть
Приложение в
№ 5, 6, 7, 8

3.Оценочный материал
Комплекс диагностических методик, позволяющих определить
достижения учащимися планируемых результатов по дополнительной
общеобразовательной программе «Азбука танца» представлен в учебнометодическом комплексе в Приложение № 5 (Критерии оценки освоения
программы), Приложения № 7, № 8 и № 9 (Контрольные задания);
Приложения № 6 (Протокол аттестации) и в Приложение № 10
(Аттестация учащихся).
В диагностической карте представлены таблицы с критериями
направленности личности учащегося (Приложение № 11) и Протокол
определения уровня воспитанности учащегося (Приложение № 12)

IV.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Нормативно-провавые документы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании
в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://graphkremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
2.
Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г.
N 629 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
3.
Стратегия социально-экономического развития Республики
Коми до 2035 года от 11 апреля 2019 года № 185 https://clck.ru/TjJbM
4.
Стратегии социально-экономического развития города
Сыктывкара до 2030 года от 8 июля 2011 г. № 03/2011-61
https://clck.ru/TjJea
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №
678-р «Об утверждении концепции развития дополнительного
образования детей») [Электронный
ресурс]
–Режим
доступа:
http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
7.
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Об утверждении концепции развития дополнительного образования
детей»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://government.ru/news/45028/
8.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков
В.А. – М.: Просвещение, 2009.
9.
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025
года»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://government.ru/docs/18312/
10.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(утв. распоряжением
Правительства РФ от
29
мая
2015
года №996-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
11.
Устав
муниципального
учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного образования
детей «Олимп» // Зарегистрирован 05.09.2019//

2.Литература для педагога
1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. Методические указания. – СПб.:
«ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС». – 256 с., ил.
2. Бахто С.Е., Боголюбская М.С., Уральская В.И., Бархатов 3.А., Елинек
Ю.Е., Шмидт Л.Н. Бальный танец // Художественные кружки:
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
– М.: «Просвещение», 1981.
3. Боголюбская М.С. Консультанты: Воронина И., Монякина О., Лихачева
Л. Хореографический кружок // Художественные кружки: Программы для
внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.:
«Просвещение», 1981.
4. Ваганова А.Я. Основы классического танца: Учебник. 5-е изд. – Л.:
Искусство. 1980. – 192 с.
5. Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта.- М:
Искусство, 1983. – 237 с., ил.
6. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей
дошкольного и младшего школьного возраста: в 2 частях. Учебнометодическое пособие. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2001. – 112 с.: ноты и 104 с.:
ноты
7. Мур Алекс. Техника бальных танцев. – Англия: «Имперское общество
учителей» – 136 с.
8. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. – 688 с.
9. Шереметьевская Н.В. Танец на эстраде. – М: Искусство, 1985. – 416 с., ил.
3.Учебные пособия, методические рекомендации
1. Боголюбская
М.С.
Учебно-воспитательная
работа
в детских
самодеятельных хореографических коллективах. Учебно-методическое
пособие. – М.: ВНМЦ, 1982. – 101 с.
2. Буренина А.И. Коммуникативные танцы для детей. Учебное пособие. –
СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. – 36 с.
3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. Учебное
пособие для студентов. - М.: ГИЦ–ВЛАДОС, 2004. – 232 с.: ил., ноты.
4. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у
станка. Учебное пособие для студентов. - М.: ГИЦ–ВЛАДОС, 2003. – 208
с.: ил., ноты.
5. Скляр И.Г., Чисталев П.И. Коми народные танцы. – Сыктывкар: Коми
книжное издательство, 1990. – 188 с.: ил., ноты.
6. Иванова О.А., Шарабарова И.Н. Занимайтесь ритмической гимнастикой.
– М.: Советский спорт, 1988. – 64 с.: ил.
7. Кауль Н. Как научится танцевать. Спортивные бальные танцы. – Ростов
н/Дону: «Феникс», 2004. – 352 с.: фото.
8. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей
дошкольного и младшего школьного возраста: в 2 частях. Учебно-

методическое пособие. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2001. – 112 с.: ноты и 104 с.:
ноты
9. Кристи Г. Основы актерского мастерства. – М., 1971 // Библиотечка «В
помощь художественной самодеятельности».
10. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения. – Ярославль: Академия Холдинг, 2004. – 112 с., ил
11. Останко Л.В. Оздоровительная гимнастика для школьников. – СПб.:
Издательский дом «Литера», 2006. – 32 с.: ил.
12. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Учебное пособие. – СПб.:
СПбГУП, 2003. – 616 с., 4 с.ил.
13. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов
педагогических вузов и педагогических колледжей. – М: Педагогическое
общество России, 1998. – 640 с.
14. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать:
Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального
образования. – М.: Гум. Центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
15. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. – М., 1981 // Библиотечка «В
помощь художественной самодеятельности»
16. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. Учебное пособие в 7
частях. – СПб.: «Музыкальная палитра», 2004-2008 – по 44 с., ил.
17. Томпсон В.Калланетика для красоты и здоровья. – Ростов н/Д.:
издательство «Феникс», 2004. – 208 с., ил.
18. Филирева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая
гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов
дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006. –
352 с., ил.
19. Шутиков Ю.Н. Учебно-методические рекомендации по организации
работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и
бальным танцам: Учебно-методическое пособие. – СПб: изд. ООО
«Синус Пи», 136 с., ил.
4.Литература для учащихся и родителей
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселые праздники в школе и дома. – М:
ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006 – 256 с.
2. Вступление в балет. Фотоальбом/Сост. Жданов Л.Т. – М.: Изд.
«Планета», 1986. – 165 с., ил.
3. Государственный Ансамбль «Асъякыа»: Внешторгиздат, 1989. – 30 с., ил.
4. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей д/c и
родителей/ Cост. А.В. Кенеман, Т.Н.Осокина, 2-е изд., дораб. – М.:
Просвещение, ВЛАДОС, 1985. – 224 с., ил.
5. Иванова О.А., Шарабарова И.Н. Занимайтесь ритмической гимнастикой.
– М.: Сов.спорт, 1988. – 64 с., ил.// Физкультурная библиотечка
школьника.

6. Карташова Н.Н. Воспитание танцем. Заметки балетмейстера. –
Челябинск: Южно-Уральское кн.изд, 1976. – 111 с.
7. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду.
Популярное пособие для родителей и педагогов/ Худ. Думин М.В., Куров
В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил. –
(Серия:«Игра, обучение, развитие, развлечение»).
8. Нашхоев Р. Махмуд Эсамбаев – чародей танца. Документальная повесть.
– М.: «Миренго-Принт», 2001. -150 с.; 50 л.ил.
9. Пожидаев Г.А. Повесть о танце. – М.: «Мол.гвардия», 1972. – 176 с., с ил.
10. Рубштейн Н.В. Что нужно знать, что бы стать первым. Танцор. Пара. –
Севастополь: Экспресс-печать, 2007. – 196 с.
11. Слонимский Ю.И. Балетные строки Пушкина. – Л.: Искусство, 1974. –
184 с.; 4 л.ил.
5.Интернет-ресурсы
1.
2.
3.
4.
5.

https://nsportal.ru/Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
https://avidreaders.ru/book/balnye-tancy-metodicheskoe-posobie.html
Бальные танцы. Методическое пособие.
https://fdsarr.ru/ Всероссийская федерация танцевального спорта и
акробатического рок-н-ролла
https://sportschools.ru/page.php?name=balnye_tantsy
Бальные танцы.
Описание и виды.
https://razvitum.ru/articles/masters/2015-11-18-07-40-34
Ритмопластика
как элемент здоровьесберегающих технологий

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Приложение № 2
II.ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
на 2024-2025 учебный год
по программе «Азбука танца»
№
1

2

3

Раздел
Организация
досуга

Нравственное
воспитание

Патриотическое
воспитание

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Создать радостную атмосферу, сплотить ТЦ Северный рай,
коллектив
ТСК Ритм

Сентябрь

Карташева И.Н.

Создать радостную атмосферу, сплотить МАУК ДРКиИ
коллектив
Формировать личностные качества: ГОШИ;
терпение, ответственность, трудолюбие, ДТДиУМ
воля, стремление к победе. Создать
радостную
атмосферу,
сплотить
коллектив

декабрь

Карташева И.Н.

Декабрь
Февраль
Апрель
Май

Карташева И.Н.

Создать радостную атмосферу, сплотить Актовый зал СОШ март
коллектив
№36
Закрытие
танцевального Создать радостную атмосферу, сплотить Актовый зал
май
сезона. «Праздник наших коллектив
СОШ №36
успехов»
Беседа «Тепло семейного Воспитание любви и уважения к Актовый зал СОШ Декабрь
очага»
близким.
№36
Беседа «Человек - творец Воспитание любви и уважения к Актовый зал
Январь
своей судьбы», «О хорошем близким.
СОШ №36
и плохом»
Беседа «Наш дом - природа» Формирование у учащихся надежных Актовый зал СОШ Апрель
основ, ответственного отношение к №36
природе.
Презентация «Мы - граждане Познакомить учащихся с основным Актовый зал
Ноябрь
России», Гос. символы РФ
содержанием праздника 4 ноября – Днем СОШ №36
народного единства. Рассказать о
духовном значении праздника с целью

Карташева И.Н.

Открытие
танцевального
сезона:
Посвящение в
кружковцы
«Новогодний
серпантин»
игровая программа
Конкурс хореографических
коллективов
«Новогодний»;
«Зимний вальс»
«Апрельские ритмы»
«Восходящие звезды»
Творческая фиеста «23+8»

Цель

Место проведения

Карташева И.Н.
Карташева И.Н.
Карташева И.Н.
Карташева И.Н.
Карташева И.Н.

День
памяти.
Снятие
блокады Ленинграда
Беседа «Чтобы не случилась
беда»

Беседа «Колокола памяти»,
«Дети войны»
4

Здоровье

Беседа «ПДД - закон улиц и
дорог»
Учебно-тренировочные
сборы и семинары

Соревнования и турниры:

Беседа «Безопасность
железной дороге»

на

Презентация
«Осторожно,
тонкий лед!»
Беседа «Опасные игрушки»
День здоровья.
Беседа «Будь здоров!»

формирования у них гражданственности
и патриотизма.
Воспитание духовно- нравственных
чувств,
патриотизма
и
гражданственности.
Знакомство с правилами соблюдения
закона и порядка. Воспитание
гражданской ответственности,
повышение уровня знаний социальноправовых норм.
Формирование представлений о подвиге,
мужестве, долге, чести, ответственности,
нравственности.
Закрепление
правилами
дорожного
движения.
Формирование личностных качеств:
терпение, ответственность, трудолюбие,
воля, стремление к победе; формировать
осознанное позитивное отношение к
здоровью, здоровому образу жизни;
формирование личностных качеств:
терпение, ответственность, трудолюбие,
воля, стремление к победе; формировать
осознанное позитивное отношение к
здоровью, здоровому образу жизни;
Формирование культуры безопасного
поведения у дошкольников, в рамках
нахождения на железной дороге и
железнодорожном транспорте.
Дать понятие (закрепить) о безопасном
поведении на улице в зимний период
Закрепить
правила
использования
пиротехнических изделий
Укрепить здоровье. Сплотить коллектив

Актовый зал СОШ Январь
№36

Карташева И.Н.

Актовый зал
СОШ №36

Карташева И.Н.

Февраль

Актовый зал СОШ Май
№36

Карташева И.Н.

Актовый зал
Сентябрь
Карташева И.Н.
СОШ №36
Актовый зал СОШ В период Карташева И.Н.
№36,
каникул

Сыктывкар,
Ухта,
Москва

В течении Карташева И.Н.
года

Актовый зал
СОШ №36

Октябрь

Карташева И.Н.

Октябрь

Карташева И.Н.

Декабрь

Карташева И.Н.

Декабрь

Карташева И.Н.

Январь

Карташева И.Н.

Актовый зал
СОШ №36
Актовый зал СОШ
№36
ТЦ
"Рублион",
боулинг
Закрепить знания детей о том, что Актовый зал
правила гигиены помогают человеку СОШ №36

Беседа «Осторожно, сход
снега!»
Беседа
«Здоровый образ
жизни -выбор молодых»,

Беседа «Безопасный отдых»
5

Работа
родителями

с Родительское

собрание.
Анкетирование, Беседы
Открытие
танцевального
сезона; Творческая фиеста
«23+8»;
Закрытие
танцевального
сезона:
«Праздник наших успехов»

быть здоровым, веселым, активным, что
в основе человеческой красоты лежит
опрятность, чистота.
Профилактика безопасного поведения в
весенний период.
Закрепить у учащихся понимание о том,
что является полезным и вредным для
человека; познакомить
с
понятием
«вредные
привычки»
и
дать
представление о неблагоприятных для
человека
последствиях;
способствовать
формированию
у
учащихся
стремления
приобретать
полезные привычки и избегать вредных.
Закрепление
правил
безопасного
поведения в повседневной жизни.
Привлечение родителей к творческой
деятельности детей
Приобщение детей и их родителей к
коллективной
деятельности,
организация совместного досуга детей и
родителей

Актовый зал СОШ Март
№36
Актовый зал
Март
СОШ №36

Карташева И.Н.
Карташева И.Н.

Актовый зал СОШ Май
Карташева И.Н.
№36
Актовый зал
В течении Карташева И.Н.
СОШ №36
года
Актовый зал СОШ Октябрь,
Карташева И.Н.
№36
март, май

Приложение № 4
IV.ГРАФИК СОРЕВНОВАНИЙ, ТУРНИРОВ
И УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ
на 2024-2025 учебный год
по программе «Азбука танца»
№
1
2
3
4
5
6

Сроки проведения
ноябрь
декабрь
февраль
март
апрель
май

Название турнира
Осенние учебно-тренировочные сборы.
Турнир по спортивным танцам «Новогодний»
Городской турнир по спортивным танцам «Зимний вальс»
Весеннее учебно-тренировочные сборы.
Городской турнир по спортивным танцам «Апрельские ритмы»
Турнир по спортивным танцам «Восходящие звезды»

Место проведения, организаторы
ЦДОД «Олимп»
СОШ 36
ТЦ «Северный рай», ТСК «Ритм»
ЦДОД «Олимп»
ТЦ «Северный рай», ТСК «Ритм»
ЦДОД «Олимп»

V.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Приложение № 5
Критерии оценки освоения программы
«Азбука танца»
Освоение программы учащимися оценивается по трем уровня: высокий, средний, недостаточный.
Высокий уровень - предполагает знание репертуара массовых и отечественных бальных танцев по программе, владение
теоретическим и практическим материалом по основам музыкальной грамотности, ритмопластики, массовым и бальным
танцам.
Средний уровень - предполагает знание материала по программе с ограниченной способностью.
Недостаточный уровень – предполагает знание материала, недостаточное для участия в мероприятиях объединения и
Центра.
Сумму баллов по теории и практике сверяем с таблицей (Приложение № 7, 8, 9) и результаты вносим в протокол
аттестации (Приложение № 6) . Подводим итоги в аттестационном листе (Приложение № 10)

Приложение № 6
ПРОТОКОЛ
Промежуточной аттестации учащихся
по дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей программе
«Азбука танца»
Дата проведения _____
Номер группы _____
Цель: Выявить уровень овладения программой. Уровень освоения теоретическими знаниями и практическими умениями
по разделам программы
Форма текущего контроля: комбинированная
№
п/п

Ф.И. учащегося

Теоретический
материал
(количество
баллов)

Практический
материал
(количество
баллов)

Итого
(количество
баллов)

Общий
уровень освоения
программы
(В, С, Н)

Оценки
результатов
(зачет, не зачет)

ИТОГО: общий уровень освоения программы в группе
«В» - ___ чел., ____ %
«С» - ___ чел., ____ %
«Н» - ___ чел., ____ %
По результатам итоговой аттестации:
___ учащихся ( ____ %) закончили обучение по программе «Азбука танца»
___ учащихся ( ____ %) оставлены на повторный курс обучения по программе.
/Карташева Ирина Николаевна
подпись пдо/расшифровка подписи

Приложение № 7
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 1
по программе «Азбука танца»
Вид контроля – тематический, входящая диагностика
Форма контроля – комбинированная
1.Теоретический материал
Собеседование.
Определение музыкально – ритмического слуха.
Используется простая музыка по форме и содержанию, музыкальный размер 2/4
1.Просчитать ритм музыкального отрывка
2.Определить темп музыки (быстро-медленно)
3.Определить характер музыки (лирическая, веселая, грустная)
За исполнение каждого задания начисляется 1 балл.
Критерии оценки теоретического материала в сумме баллов:
«В» - 3 балла
«С» - 2-1 баллов
«Н» - 0 баллов, не выполнено не одного задания
2.Практический материал
Практический показ.
Музыкально – ритмические задания:
1.Прохлопывание ритма данного музыкального отрывка
2.Протопывание ритма данного музыкального отрывка
3.Выделение хлопками сильных долей
№ п/п

Требования выполнения практического материала

Количество баллов

1.

2.

3.

Прохлопывание ритма музыкального отрывка. Дается музыкальный отрывок простой по форме и содержанию на
2/4 или 3/4
3
 исполнено уверенное прохлопывание ритма музыкального отрывка
2
 исполнено правильно, но не уверенно
1
 допускались ошибки в исполнении прохлопывания ритма музыкального отрывка
0
 не исполнено
Протопывание ритма музыкального отрывка. Дается музыкальный отрывок простой по форме и содержанию на
2/4 или 3/4
3
 исполнено уверенное протопывание ритма музыкального отрывка
2
 исполнено правильно, но не уверенно
1
 допускались ошибки в исполнении протопывания ритма музыкального отрывка
0
 не исполнено
Выделение хлопками сильной доли. Дается простой музыкальный отрывок на 2/4
3
 исполнено уверенно
2
 исполнено не уверенно, но правильно
1
 исполнено не уверенно или демонстрация без музыки.
0
 не исполнено

Каждый критерий оценивается по 3-х бальной системе
Критерии оценки практического материала в сумме баллов:
«В» - 7-9 баллов
«С» - 3-6 баллов
«Н» - менее 3 баллов
Всего сумма баллов по уровням освоения
теоретического и практического материала
по входящему контролю:
Теория

Практика

Всего баллов

3 балла
1-2 балла
0 баллов

7-9 баллов
3-6 баллов
менее 3 баллов

10-12 баллов
4-9 баллов
менее 3 баллов

Уровень освоения учебного
материала
В
С
Н

Приложение № 8
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 2
по программе «Азбука танца»
Вид контроля – тематический, текущий (за первое полугодие)
Форма контроля – комбинированная
1. Теоретический материал, ТБ
Тестирование
1.Что такое «темп» музыки?
а) это скорость музыки
б) тихо, громко
в) быстро, медленно
2.Назовите танцевальные позиции рук?
а) 1, 2, 3
б) подготовительная, 1, 2
в) подготовительная, 1, 2, 3
3.Назовите массовые и отечественные танцы?
а) Диско, Полька, Медленный вальс
б) Вальс дружбы, Полька, Диско
в) Диско, Медленный вальс, Ча-ча-ча
4.Главная особенность Медленного вальса?
а) это подъём и снижение
б) это «пружина»
в) это резко сгибать и разгибать ноги
5.Счет в танце Полька?
а) до 3
б) до 4
в) до 8
6. Какие правила техники безопасности вы знаете?
а) нельзя одевать украшения на занятия
б) нельзя бегать в танцевальном зале

в) нельзя трогать розетки
№ п/п
1.

2.
3.
4.
5.

6.

Правильные ответы теоретического материала, ТБ
Что такое «темп» музыки?
а) это скорость музыки
в) быстро, медленно
Назовите танцевальные позиции рук?
в) подготовительная, 1, 2, 3
Назовите массовые и отечественные танцы?
б) Вальс дружбы, Полька, Диско
Главная особенность Медленного вальса?
а) это подъём и снижение
Счет в танце Полька?
б) до 4
в) до 8
Какие правила техники безопасности вы знаете?
а) нельзя одевать украшения на занятия
б) нельзя бегать в танцевальном зале
в) нельзя трогать розетки
Итого

Количество баллов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл
Критерии оценки в сумме теоретического материала:
«В» - 7-10 баллов
«С» - 4-6 баллов
«Н» - менее 4 баллов
2.Практический материал
Контрольный показ
1.Исполнить непрерывно 10 прыжков на скакалке под музыку.
2.Продемонстрировать основное движение танца Вальс Дружбы
3.Исполнить под счет и под музыку танцевальный этюд Диско
В практическом задании, возможна замена танца. Например, вместо Вальса дружбы, может быть Полька или вместо
Диско может быть Медленный вальс.
Каждый критерий оценивается по 3-х бальной системе

Критерии оценки в сумме практического материала:
«В» - 7-9 баллов
«С» - 3-6 баллов
«Н» - менее 3 баллов
№ п/п
1.

2.

3.

Требования выполнения практического материала
Исполнить непрерывно10 прыжков на скакалке под музыку
 Исполнено 10 прыжков под музыку
 Исполнено 5 прыжков под музыку
 Исполнено 5 или 10 прыжков, но демонстрация без музыки.
 Непрерывное исполнение прыжков на скакалке не исполнено.
Продемонстрировать основное движение танца
 Исполнение движений под музыку и техничный показ грамотный
 Допускались ошибки в демонстрации основного движения, но исполнение грамотное - под музыку, не
технично
 Демонстрация основного движения грамотное, но допускались ошибки в исполнении под музыку, и ошибки
в технике движения.
 Выполнение основного движения отсутствует или исполнение безграмотное - не под музыку, допускаются
грубые технические ошибки

Количество баллов
3
2
1
0
3
2
1
0

Исполнить под счет и под музыку танцевальный этюд
 Исполнение и техничный показ грамотный: танцевальная комбинация исполнена без ошибок, под музыку.
 Допускались ошибки в демонстрации комбинации, но исполнение грамотное - под музыку
 Демонстрация и техническое исполнение этюда грамотное, но допускались ошибки в просчетах ритма.
 Выполнение танцевального этюда отсутствует или исполнение не грамотное - не под музыку, допускаются
грубые технические ошибки, не правильно просчитан ритм

3
2
1
0

Всего сумма баллов по уровням освоения
теоретического и практического материала
по тематическому контролю за полугодие:
Теория

Практика

Всего баллов

Уровень освоения учебного
материала

7-10 баллов

7-9 баллов

14-19

В

4-6 баллов
менее 4 баллов

3-6 баллов
менее 3 баллов

7-13
менее 7

С
Н

Приложение № 9
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 3
по программе «Азбука танца»
Вид контроля – промежуточная аттестация, итоговый (за учебный год)
Форма контроля – комбинированная
1. Теоретический материал
Тестирование
1.Что такое «ритмопластика»
а) это движение под музыку
б) это танцевальное искусство
в) это система физических упражнений, выполняемых под музыку
2.Назовите танцевальные позиции ног?
а) 1, 2, 3
б) подготовительная, 1, 2, 3
в) 1 не выворотная, 2, 3, 6
3.Какие бывают «динамические оттенки»?
а) тихо, громко
б) высоко, низко
в) быстро, медленно
4.Какие фигуры относятся к танцу Ча-ча-ча?
а) тайм-степ, чек
б) маленький квадрат, перемена
в) шассе, большой квадрат
5.К музыкальному жанру относиться?
а) только марш

б) песня, танец, марш
в) песенная музыка и танцевальная музыка
6.Назовите спортивные бальные танцы?
а) Ча-ча-ча, Самба, Вальс
б) Медленный вальс, Ча-ча-ча
в) Вальс дружбы, Полька, Диско
№ п/п
Правильные ответы теоретического материала, ТБ
1
Что такое «ритмопластика»
а) это движение под музыку
в) это система физических упражнений, выполняемых под музыку
2
Назовите танцевальные позиции ног?
в) 1 не выворотная, 2, 3, 6
3
Какие бывают динамические оттенки?
а) тихо, громко
4
Какие фигуры относятся к танцу Ча-ча-ча?
а) тайм-степ, чек
5
К музыкальному жанру относятся?
б) песня, танец, марш
в) песенная музыка и танцевальная музыка
6

Назовите спортивные бальные танцы?
а) Ча-ча-ча, Самба, Вальс
б) Медленный вальс, Ча-ча-ча
Итого

Количество баллов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл
Критерии оценки в сумме теоретического материала:
«В» - 7-9 баллов
«С» - 4-6 баллов
«Н» - менее 4 баллов
2. Практический материал
Контрольный показ, мини-конкурс
1.Продимонстрировать массовые танцы: Диско и Польку

2.Игра «Угадай танец». Включается мелодия, надо станцевать и просчитать танец, который соответствует данной музыке
3.Исполнить спортивные бальные танцы: Медленный вальс и Ча-ча-ча
Каждый критерий оценивается по 3-х бальной системе:
Критерии оценки в сумме баллов практического материала:
«В» - 7-9 баллов
«С» - 3-6 баллов
«Н» - менее 3 баллов
№ п/п
1.

2.

3.

Требования выполнения практического материала
Продемонстрировать массовые танцы
 Исполнение танцев под музыку и техничный показ грамотный
 Допускались ошибки в демонстрации танцев, исполнение грамотное - под музыку, но не технично
 Демонстрация танцев грамотная, но допускались ошибки в исполнении под музыку и ошибки в технике
движений.
 Выполнение отсутствует или исполнение безграмотное - не под музыку, допускаются грубые технические
ошибки
Игра «Угадай танец».
Угадывает танец, исполняет танец и просчитывает
Угадывает танец, но не сразу. Исполняет танец, но не просчитывает
Долго думает, сомневается, угадывает со второго или с третьей попытки. Исполняет танец, но не
просчитывает
Не угадывает
Исполнить спортивные бальные танцы
 Исполнение и техничный показ грамотный: танцевальные комбинации исполнены без ошибок, под музыку.
 Допускались ошибки в демонстрации танцев, но исполнение грамотное - под музыку
 Демонстрация и техническое исполнение грамотное, но допускались ошибки в исполнении под музыку.
 Выполнение танцевального этюда отсутствует или исполнение не грамотное - не под музыку, допускаются
грубые технические ошибки

Всего сумма баллов по уровням освоения материала
по промежуточной аттестации за год обучения:

Количество баллов
3
2
1
0

3
2
1
0
3
2
1
0

Теория

Практика

Всего баллов

7-9 баллов
4-6 баллов
менее 4 баллов

7-9 баллов
3-6 баллов
менее 3 баллов

14-18
7-13
менее 7

Уровень освоения учебного
материала
В
С
Н

Приложение № 10
Аттестация учащихся
по программе «Азбука танца»
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10

Фамилия и имя
учащегося

Дата
Вывод аттестационной комиссии
Результат
зачет
зачет
зачет
зачет
зачет
зачет
зачет
зачет
зачет
зачет

Завершено обучение. Материал освоен в полном объеме.
Завершено обучение. Материал освоен в полном объеме.
Завершено обучение. Материал освоен в полном объеме.
Завершено обучение. Материал освоен в полном объеме.
Завершено обучение. Материал освоен в полном объеме.
Завершено обучение. Материал освоен в полном объеме.
Завершено обучение. Материал освоен в полном объеме.
Завершено обучение. Материал освоен в полном объеме.
Завершено обучение. Материал освоен в полном объеме.
Завершено обучение. Материал освоен в полном объеме.

VI.ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Приложение № 11
Критерии направленности личности учащегося

Оптимальный
( 15-21 балл )

Уровень

К
материальным
благам
Работает
самостоятельно
и инициативно

К
коллективу
Легко
идёт
на
контакт с другими
людьми,
дружелюбен
и
бескорыстен

В преодолении Охотно трудится в
трудностей
коллективе,
настойчив
активно содействуя
его
успеху,
приходит
на
помощь товарищам
по работе

В
своей
деятельности
всегда стремится
к
новому
и
разнообразному

Толерантен,
прислушивается к
мнению
окружающих.
Умеет общаться с
различными
категориями:
(дети, подростки,
взрослые,
противоположный

Отношение (мотивация) воспитанника
К
К культуре
К здоровому
социуму
и искусству
образу жизни
имеет навыки
Бережного
отношения
к
своему
рабочему месту,
природе
и
окружающей
среде
Проявляет
бережное
отношение
к
истории
и
традициям
семьи, города,
республики
Коми, России.
Имеет активную
гражданская
позиции.
Отрицательно
относится
к
нарушениям
социальных и
этических норм

К
самовоспитанию

К конкурентоспособности

Знает и бережно
относится
к
истории
и
традициям Центра

Владеет
Осознаёт
свои Лидер,
навыками
недостатки
и организатор
личной
и критически к ним творческих дел,
общественной
относится
имеющий
гигиены
активную
жизненную
позицию

С
интересом
изучает
основы
мировой
и
национальной
культуры

Не
имеет Готов
к
вредных
самоконтролю и
привычек
и самоограничению
пропагандирует
ЗОЖ

Всегда
имеет Подвижен,
творческий
физически
подход к делу и развит
любит
импровизировать

Обладает
чувством
ответственности за
взятые
перед
собой
обязательства

Никогда
не
останавливается
на достигнутом,
твёрдо идёт к
поставленной
цели.

Постоянно
совершенствует
свои знания и
умения.

пол)
Баллы

Допустимый
( 8-14 баллов )

Уровень

Баллы

3 балла

К
материальным
благам
Работает
добросовестно ,
не
всегда
самостоятельно.
Очень
редко
проявляет
инициативу.
Пытается
преодолеть
трудности,
только с чьей-то
помощью

3 балла

К
коллективу
Легко идёт на
контакт
с
другими людьми,
дружелюбен
и
бескорыстен

Трудно
устанавливает
отношения
с
другими людьми,
иногда
при
помощи
педагога,
товарищей
,
родителей.
Редко стремится В
коллективе
разнообразить
работает
без
свой
вид особого
деятельности
интереса,
равнодушен
к
конечному
общему
положительному
результату.
2 балла
2 балла

3 балла

3 балла

3 балла

Отношение (мотивация) воспитанника
К
К культуре
К здоровому
социуму
и искусству
образу жизни
Безучастное
отношение
к
своему
рабочему месту,
природе
и
окружающей
среде

3 балла

3 балла

К
самовоспитанию

К конкурентоспособности

Знает историю,
знаком
с
традициями
Центра

Владеет
навыками
общественной и
личной
гигиены, но не
всегда чист и
опрятен

Не
всегда
согласен
с
критикой
окружающих , но
старается
исправить
имеющиеся
недостатки

Принимает
участие
в
мероприятиях,
но собственной
инициативы не
проявляет.

Владеет
Знает основы
информацией
мировой
и
об истории и национальной
традициям
культуры
семьи, города,
республики,
России.

Не
имеет
вредных
привычек,
но
безучастно
относится
к
тому , у кого
они есть

С
пониманием
относится
к
общественному
порицанию

Не
ставит
определённой
цели
перед
собой,
свои
достижениями
удовлетворён.

Обладает
Подвижен , но
и способностью к только
по
творчеству,
необходимости.
импровизации,
но делает это
крайне редко

Не
всегда
относится
ответственно
к
порученному делу

Периодически
совершенствует
свои знания и
умения.

2 балла

2 балла

Соблюдает
социальные
этические
нормы

2 балла

2 балла

2 балла

Критический
( 1-7 баллов )

Уровень

Баллы

К
К
материальным
коллективу
благам
Безынициативен Закрыт
для
и
общения
,
несамостоятелен тяжело идёт на
контакт
В преодолении
трудностей не
проявляет
настойчивость

К
коллективному
делу относится
безответственно,
иногда
даже
мешает ему

За порученное
дело берётся без
особого
желания, всегда
пытается найти
минусы
и
недостатки

Не
прислушивается
к
мнению
окружающих.
Не
умеет
общаться
с
различными
категориями:
(дети,
подростки,
взрослые)
1 балла

1 балла

Оптимальный – 21-15 балл
Допустимый – 14-8 баллов
Критический – 7-1 баллов.

Отношение (мотивация) воспитанника
К
К культуре
К здоровому
социуму
и искусству
образу жизни
Потребительское
отношение
к
своему рабочему
месту, природе и
окружающей
среде
Безучастное
отношение
к
истории
и
традициям
семьи, города,
республики,
России.
Не
соблюдает
социальные
и
этические
нормы

1 балла

К
самовоспитанию

К конкурентоспособности

Не опрятен ,не
к владеет
и навыками
общественной
и
личной
гигиены
Нет интереса к Есть вредные
изучению основ привычки, не
мировой
и пытается
национальной
работать над их
культуры
устранением

Не осознаёт свои
недостатки
и
критически к ним
относится

Не
имеет
активной
жизненной
позиции,

Не
имеет
творческий
Малоподвижен
подход к делу и и неактивен
не
может
импровизировать

Не
обладает
чувством
ответственности
за взятые перед
собой
обязательства

Нет
желания
совершенствовать
свои
знания и
умения.

1 балла

1 балла

Безучастное
отношение
истории
традициям
Центра

1 балла

1 балла

Не готов
к Не
имеет
самоконтролю и конечной цели ,
самоограничению не ведёт работу
над собой

Приложение № 12
Протокол определения уровня воспитанности учащихся
дополнительной общеобразовательной – дополнительной общеразвивающей программы
«Азбука танца»
Дата проведения: _____________________________
Год обучения, № группы _______________________
К
конкурен
тно
способнос
ти

К
самовосп
и
танию

К
здоровому
образу
жизни

К
культуре
и
искусству

К
социуму

Отношение (мотивация) воспитанника

К
коллекти
ву

Ф.И.учащегося
полностью

К
труду

№
п/п

1.
2.
3
4
5
6
7
8
9
10
Итого
Средний показатель
группы

о=
д=
к=

о=
д=
к=

о=
д=
к=

о=
д=
к=

о=
д=
к=

о=
д=
к=

о=
д=
к=

Сумма в
баллах

Общий
уровень
(О, Д, К)

ИТОГО: общий уровень освоения программы в группе
«О» - … чел., … %
«Д» - … чел., … %
«К» - … чел., … %
______________________ Карташева И.Н.

Оптимальный – 21-15 балл
Допустимый – 14-8 баллов
Критический – 7-1 баллов.
Средний показатель группы = Общее количество баллов
Количество учащихся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».