Барабанщики

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая

программа «Барабанщики» разработана с учетом следующих нормативных правовых актов и
государственных программных документов в области дополнительного образования:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской
Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
2.
Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. No 196 г. Москва
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3.
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035 года
от 11 апреля 2019 года № 185 https://clck.ru/TjJbM
4.
Стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030 года
от 8 июля 2011 г. № 03/2011-61 https://clck.ru/TjJea
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении концепции
развития дополнительного образования детей») [Электронный
ресурс]
–Режим
доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
7.
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении
концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://government.ru/news/45028/
8.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009.
9.
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении
стратегии развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://government.ru/docs/18312/
10.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением
Правительства
РФ от 29 мая 2015
года №996-р) [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
11.
Устав
муниципального
учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Олимп» // Зарегистрирован 05.09.2019//

Дополнительная
образовательная
программа
–
дополнительная
общеразвивающая программа «Барабанщики» составлена на основе типовой
образовательной программы дополнительного образования Российской Федерации
«Барабанщики», автор Комаров И.Н.
Актуальность и новизна Основной задачей системы общего и дополнительного
образования является воспитание всесторонне развитой гармоничной личности. Особую
важность приобретают учебные предметы и занятия в системе дополнительного
образования, которые формируют духовность подрастающего поколения, приобщают к

общечеловеческим ценностям, позволяют прикоснуться к миру прекрасного, созданному
человеком в течение веков, пробуждают в детях интерес к истории, культуре, традициям и
обычаям своей страны, своего народа.
Дополнительная общеразвивающая программа ориентирована на организацию
образовательного процесса в танцевально-строевом ансамбле с обучением игре на малом
барабане и предусматривает погружение детей в мир искусства движения, хореографии в
мир военно-маршевой музыки.
Развивающаяся личность эволюционирует в деятельности, которая по мере
взросления становится многосторонней. Ребенку уже на младшей ступени
обучения свойственно желание активно участвовать в жизни сверстников своего
класса, школы, проявлять готовность, развивать какую - либо деятельность;
искренне и увлеченно работать. Данная программа предполагает интегрированные
занятия искусством, знакомит с такими его видами: музыка, хореография, танец,
изобразительное искусство; она тесно связана с содержанием таких учебных
предметов, как: «история, литература, музыка, физкультура, математика,
технология». В гармоничном взаимодействии и можно сформировать личность
умеющую понимать прекрасное, способную к творчеству. Очень важно, что, таким
образом, мы решаем многие задачи воспитательной работы, прежде всего
патриотическое воспитание, нравственное и физическое.
Адресат программы. Предлагаемая программа предназначена для учащихся
классов младшего и среднего звена и рассчитана на 2 года обучения. Программа
первого года обучения рассчитана на 72 часа занятий при количестве учащихся не
менее 15 человек, второго года обучения - на 72 часа при количестве учащихся не
менее 15 человек. Отряд барабанщиков, является добровольным объединением учся 1-6 классов. Отряд создан на основе общих интересов детей для совместной
деятельности по пропаганде государственной символики, символики края, района.
Цель: формирование музыкально-двигательной культуры на основе
принципов органического слияния движения и музыки при игре на малом
барабане.
Задачи:
метапредметные:
- развивать эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазию,
воображение.
- дать определённый объём знаний о государственных церемониях, ритуалах,
символах, традициях
-сформировать знания и умения необходимые для социальной адаптации к
жизни в современном обществе,
предметные:
-дать правильные навыки игры на малом барабане;
-дать основы музыкальной грамоты
личностные:
-способствовать развитию детской инициативы,
-формировать у детей положительный социальный опыт, готовность к
общественной деятельности,
-формировать у подростков активную жизненную позицию, необходимые
качества характера,
-содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её

духовно-нравственных качеств.
Для успешной реализации программы требуется обеспечить учебный процесс следующими материалами и оборудованием:
- просторным помещением для занятий, стульями по количеству учащихся,
- танцевальным залом, оборудованным станками и зеркалами для занятий
хореографией, построения пространственных композиций и дефиле;
- барабанами и палочками;
- костюмами и обувью;
- аппаратурой для просмотра видеоматериалов.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Материально-техническая база данной программы: 4 малых барабана, 6 пар
барабанных палочек, электронный метроном , беспроводная колонка, форма
Форма аттестации: отчетный концерт объединения «Барабанщики».
Оценочные материалы находятся в приложении №1,№2

Планируемые результаты
По окончании обучения по Программе обучающиеся будут
-

знать:
устройство малого барабана и правила ухода за инструментом;
ноты, их сокращенную запись, соотношения длительностей нот ипауз;
основные музыкальные понятия: такт, сильная и слабая доли, простыеи сложные
размеры, легато, синкопа, форшлаг;
основные команды строевой подготовки;
основные упражнения для устойчивости корпуса, развития ритмичности и
пластичности;
основные правила движения с малым барабаном, правила сценического
поведения и безопасности во время занятий и выступлений;
построения и перестроения, рисунки дефиле;
основные приемы игры на малом барабане;
команды и правила выполнения строевых команд;
порядок выполнения строевых действий на месте и в движении;
базовые ритмические конфигурации.
уметь:

читать и разбирать несложные нотные записи;
выполнять ритмические упражнения на малом барабане;
передвигаться с барабаном, играть в движении;
исполнять ритмические конфигурации на малом барабане: (с пружиной, без
пружины (кронштейн отключен, по ободу барабана, покрепежному винту);
- выполнять сигналы тамбурмажора;
- четко, без ошибок исполнять композиции;
- выполнять действия по командам строевой подготовки;

-

- правильно выполнять комплекс хореографических упражнений инеобходимых в
дефиле движений и элементов танца;
владеть техникой игры на малом барабане и репертуаром ансамбля

Первый год обучения. Учебный план
№
Название раздела, блока, модуля
п/п
1 Вводное занятие
2 Знакомство с ударными инструментами
3 Государственные и календарные праздники.
4 Из истории ударных инструментов
5 Техника игры на барабане
6 Постановка осанки.
7 Обучение базовым упражнениям
8 Азбука музыкального движения
9 Пространственные упражнения
10 Музыкальная грамота
11 Обучение речёвкам
12 Учебные занятия по ходьбе и маршировке, строевая подготовка
13 Индивидуальная работа
14 Подготовка и участие в школьных, районных, краевых торжественных мероприятиях
15 Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Итого

4

Всего
Практи- Формы
Теория
часов
ка
контроля
1
1
0
индивидуальная
2
1
1
фронтальная
2
2
0
фронтальная
1
1
0
фронтальная
12
3
9
индивидуальная
6
1
5
индивидуальная
7
1
6
Групповая
5
1
4
Индивидуальная
5
1
4
Групповая
5
1
4
Индивидуальная
3
1
2
Фронтальная
6
1
5
Фронтальная
7
0
7
Индивидуальная
5
1
4
Групповая
4

0

4

72

16

56

групповая

Содержание программы
1. Вводное занятие

Проверка музыкального слуха, физических данных, эмоциональной мимики,
чувства ритма учащихся. Планирование работы кружка, цели и задачи обучения.
Составление расписания занятий. Инструктаж по технике безопасности. Понятие
ансамбля, виды ансамблей.
2. Знакомство с ударными инструментами
Ознакомление с видами ударных инструментов: малый барабан, большой
барабан, тарелки, литавры, ксилофон, металлофон, кастаньеты, тамбурин и др.
Сведения об их устройстве. История барабана, его устройство. Необходимость
умелого обращения с ними и бережного сохранения. Роль инструмента в оркестре.
Правила эксплуатации инструмента. Правила ухода за инструментом.
Практическая работа: устройство ударных инструментов, положение в
правой и левой руках, подбор барабанов для каждой воспитанницы.
3. Государственные праздники

Понятие государственного праздника, тематический календарный праздник,
роль и место барабанщиц в проведении торжественных мероприятий.
4. Из истории ударных инструментов
Создание инструмента. Исторические справки. Прослушивание записей звучания инструмента. Оркестровые записи. Записи современной музыки. Учебно-тренировочная работа.
5. Техника игры на барабане
Правила обращения с барабаном и его хранение.
Практическая работа: устройство барабана. Положение в правой и левой
руках. Постановка игры (положение корпуса, рук, ног). Одиночные удары. Упражнения для развития рук. Начальные упражнения и этюды. Соотношение удара палочкой правой руки на сильную долю такта. Группировка в различных соотношениях: дуоли, триоли, квартоли, квинтоли, сикстоли, пунктированный ритм, приемы
«двойки». Нотная запись партии на ударных инструментах.
6. Постановка осанки.
Изучение положения тела во время занятий, выступлений, отработка основных стоек, команд.
7. Обучение базовым упражнениям.
Выработка навыков по извлечению звука, основы держания барабанных палочек, изучение упражнений для разминки рук, упражнения на независимость рук,
парадитлы, триоли, развитие навыков кручения палочек, дыхание во время игры.
8. Азбука музыкального движения
Мелодия и движение. Понятия «темп», «быстро», «медленно», «умеренно».
Понятие «музыкальный размер»: 2/4, 4/4, %.
Контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная, ритмическая плавная, шутливая - серьезная.

5

Практическая работа: упражнения на построение ритмических рисунков в
разных темпах с помощью хлопков.
9. Пространственные упражнения Разучивание маршей, требования к игре.
Практическая работа: маршировка. Строевой шаг с вытянутым коленом.
Шаг с подъемом колена. Повороты. Маршировка по одному, в парах, расхождение
вправо и влево по одному, в парах, в четверках. Выполнение с носка, на пальцах, с
высоко поднятыми коленами. Ознакомление с понятиями: «линия», «колонна»,
«круг». Игра в движении.
10. Музыкальная грамота
Название нот и их расположение на нотном стане. Понятие о музыкальных
звуках по высоте. Название октав. Обозначение нот различной длительности: целая,
половинная, четвертная, восьмая. Знакомство с динамическими оттенками: тихо,
громко, очень тихо и очень громко. Ознакомление с основными музыкально-выразительными средствами: мелодией, гармонией, темпами, ритмами, размером, динамикой.
Практическая работа: обработка игры, целых, половинных, восьмых, шестнадцатых нот, соотношение удара палочкой правой рукой и сильной доли такта.
11. Обучение речёвкам.
Заучивание различных маршей через речёвки. Отработка чёткости исполнения маршей. Выработка навыков сдерживания заданного темпа. Выработка умения
твёрдо и уверенно вести свою партию.
12. Учебные занятия по ходьбе и маршировке.
Строевая подготовка. Упражнения для четкости движений. Отмашка рук.
Строевые приёмы, перестроения.
13. Индивидуальная работа
Отработка программного материала индивидуально с каждым кружковцем.
Развитие индивидуальных способностей.
14. Подготовка и участие в школьных, районных, краевых торжественных мероприятиях.
Наработка репертуара, выступление на мероприятиях.
15.
Мероприятия
воспитательно-познавательного
характера
Организация экскурсий, праздников. Участие в мероприятиях, проводимых в учреждении для кружковцев, сельских, школьных празднествах.
Итоговое занятие. Участие в открытии праздника, посвященного
Дню защиты детей.

6

Планируемые результаты
Метапредметные:
- смогут исполнять ритмические этюды и упражнения;
- будут работать со звуком (нюансировка)
- ориентироваться в пространстве
Предметные:
- будут знать нотную грамоту;
- смогут рассказать об устройстве ударных музыкальных инструментов;
- будут маршировать в колонне, выполнять повороты;
- смогут играть на инструментах в движении;
- будут правильно обращаться с барабанами;
- будут выполнять технику игры на барабане;
- смогут маршировать в колонне, выполнять повороты;
- будут играть на инструментах в движении.
Личностные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- оценивать правильность выполнения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

7

Контрольные материалы
Тест по теме «Нотная грамота»
Вопрос 1
Сколько нот в музыке?
Варианты ответов

 7
 8
 12
Вопрос 2

Как графически обозначается нота?
Варианты ответов

 квадрат
 овал
 треугольник
Вопрос 3
Как называется строка для нотной записи?
Варианты ответов

 нотоносец
 броненосец
 нотная строчка
Вопрос 4
Сколько линий составляют нотный стан?
Варианты ответов

 7
 5
 4
Вопрос 5
Как иначе называют скрипичный ключ?
Варианты ответов

 гаечный ключ
 ключ соль
 музыкальный ключ
Вопрос 6
На какой линии нотного стана располагается нота ми?
Варианты ответов

 на второй
 на пятой
 на первой
Вопрос 7
Интонационная характеристика мажорного лада
Варианты ответов

8

 грустный
 веселый
 жалобный
Вопрос 8
Какая нотная длительность по названию соответствует учебному периоду?
Варианты ответов

 половинная
 четвертная
 восьмая
Вопрос 9
Какое из определений соответствует быстрому темпу?
Варианты ответов

 адажио
 модерато
 аллегро
Вопрос 10

Определите динамический оттенок, соответствующий тихому звучанию
Варианты ответов





форте
пиано
диминуендо

9

Второй год обучения. Учебный план
№

Всего
часов

Содержание тем и виды работ

3.

Совершенствование и развитие исполнительской техники
Государственные церемонии, ритуалы,
традиции.
Учебно-тренировочная работа

4.

Обучение барабанной дроби.

5.

7.

Развитие и совершенствование навыков
ансамблевой игры
Учебные занятия по хореографии и
маршировке композиции.
Изучение маршей

8.

Индивидуальная работа

9.

Музыкальная грамота

10.

Азбука музыкального движения. Игра в
движении
Постановочная работа:
шествие, концертные дефиле и др.
Мероприятия
воспитательно-познавательного характера
Итого

1.
2.

6.

11.
12.

10

Теория Практика

6

2

4

1

1

0

8

3

6

4

1

3

6

0

5

4

0

4

4

1

3

6

0

5

5

2

3

10

2

8

15

4

11

4

0

4

72

16

56

Форма
контроля
Индивидуальная
Индивидуальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Индивидуальная
Индивидуальная
индивидуальная
Фронтальная
Групповая

Содержание программы
1. Совершенствование и развитие исполнительской техники
Теория. Повторение пройденного материала за первый год обучения.
Практическая работа: усложнение упражнений тренировки кистей рук. Упражнения на выразительность ритма. Усложнение ритма. Умение правильно распределить звучание инструмента, чисто интонировать, понимать содержание и
стиль исполняемого произведения.
распределить звучание инструмента, более чисто интонировать, понимать содержание и стиль исполняемого произведения.
2. Государственные церемонии, ритуалы, традиции.
Понятие государственных церемоний, роль и место церемониальных отрядов
в проведении государственных торжеств. Государственные символы и их значение в
проведении государственных церемоний.
3. Учебно-тренировочная работа
Строевые приемы барабанщика. Место барабанщика в строю.
Практическая работа: увеличение репетиции по времени. Сыгрывание ансамбля и разучивание программы для публичного выступления. Отработка программного материала.
4. Обучение барабанной дроби.
Обучение упражнениям для изучения дроби, Работа над извлечением звука.
5. Развитие и совершенствование навыков ансамблевой игры
Повторение и закрепление умений и навыков ансамблевой игры. Строй, ансамбль и звуковой баланс в ансамбле. Виды импровизации. Подчинение индивидуального исполнения общеансамблевому, направленному на раскрытие художественного образа. Работа над импровизацией. Сочинение небольших ритмических мотивов и дальнейшее их развитие. Настройка ансамбля, чистота исполнения, единство темпоритма.
6. Учебные занятия по хореографии и маршировке композиции.
Отработка маршей в движении, отмашка рук, изучение различных
перестроений. Дефиле под собственный аккомпанемент. Строевые приёмы с
барабаном, перестроение из «походного положения» в «боевое», маршировка в
«боевом положении». Маршировка в движении в «походном положении. Приёмы
перестроений в движении, движение в колонне, движение с отмашкой, без отмашки.
Маршировка на сценической площадке с различными перестроениями
7. Изучение маршей: «Суворовский», «Сбор» «Торжественный вынос
знамени». Заучивание маршей. Отработка маршей на барабане.
8. Индивидуальная работа
Совершенствование знаний и умений учащихся, подготовка солистов. Ин дивидуальная работа по хореографии и музыкальной грамоте. Подготовка к выступлению на сцене.
9. Музыкальная грамота
Повторение и закрепление музыкально-теоретического материала предыдущего года. Слуховой анализ. Построение голосом и определение на слух по разрешению тональной принадлежности характерных интервалов мажора и минора.
11

Практическая работа: упражнения по совершенствованию отработки игры
различной длительности.
10. Азбука музыкального движения. Игра в движении Совершенствование
строевых приемов барабанщиц, место в строю. Практическая работа: упражнения
на обучение ритмичности. Построение группы по кругу, шеренгой, «стойкой».
Ходьба равными четвертями, ходьба с хлопками (различные ритмические сочетания
шагов и хлопков). Упражнения на пластику рук, ног. Воспитание осанки и походки.
Упражнения на двигательную координацию. Подчинение движений характеру
музыки и текста. Отмашка руки. Отработка четкости шага барабанщика во время
собственной игры.
11. Постановочная работа: шествие, концертные дефиле и др. Составление
комбинаций для шествий, дефиле. Работа над репертуаром, репетиции. Исполнение
маршей и хореографических композиций под фонограмму. Отработка маршей в
движении с хореографическим рисунком. Исполнение маршей под фонограмму.
участие в конкурсах, торжественных мероприятиях, концертах.
12. Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Проведение совместных праздников, экскурсий, выездов на природу. Участие
в мероприятиях, проводимых в учреждении для отдыха кружковцев. Проведение
лекций и бесед по этике и эстетике и другой тематике.

12

Планируемые результаты
Метапредметные:
- знать символику страны, края, района.
- знать правила церемониала.
- понимать строевую терминологию, команды и технику строя, предварительные и исполнительные команды.
- знать правила построения танца и применять их в постановочном процессе.
Предметные:
-знать музыкальную грамоту
-знать азбуку музыкального движения
- стили игры на ударных инструментах, различать стили игры на барабане.
-выполнять все виды ударов с ритмическими фигурациями и соотношениями
-четко и красиво двигаться в колонне, линиях
-свободно и непринужденно исполнять музыкально-двигательные упражнения
-уметь манипулировать палочками
-добиваться четкого унисона звучания барабанов
Личностные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- оценивать правильность выполнения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

13

Контрольные материалы
Тест по теме: СИМВОЛИКА РОССИИ
1 вариант
1. Конституция РФ была принята:
1. 12 декабря 1998 г.
2. 12 декабря 1993 г.
3. 22 августа 2000 г.
4. 12 июня 1991 г.
2. Вставьте пропуск в текст ст.1 Главы 1 Конституции РФ:
Россия есть демократическое
правовое государство с
республиканской формой правления.
3. Наука о гербах
1. нумизматика
2. генеалогия
3. геральдика
4. фалеристика
4. Когда двуглавый орел становится символом Московского государства?
1. при Дмитрии Донском
2. при Иване III
3. при Иване Калите
4. при Петре I
5. На груди двуглавого орла на гербе РФ изображен(ы)
1. Георгий Победоносец
2. Александр Невский
3. Николай Чудотворец
4. Кирилл и Мефодий
6. Верны ли следующие суждения?
А. Все субъекты РФ равноправны
В. Среди субъектов РФ больше полномочий имеют республики
1. верно только А
2. верно только В
3. оба суждения верны
4. оба суждения неверны
7. В 2000 году к Государственному флагу России приравнен(о)
1. Андреевский флаг
2. президентский штандарт
3. Олимпийский флаг
4. Знамя Победы
8. Современный гимн РФ с текстом С.В. Михалкова положен на музыку
1. гимна СССР А.В. Александрова
2. «Патриотической песни» М.И. Глинки
3. Интернационала
4. Марсельезы
9. Расшифруйте значение цветов Государственного флага РФ.
10. Расшифруйте термины: патриот, республика, демократия.
14

Тест по теме: СИМВОЛИКА РОССИИ
2 вариант
1. Конституция РФ была принята:
1. 12 декабря 1998 г.
2. 12 декабря 1993 г.
3. 22 августа 2000 г.
4. 12 июня 2010 г.
2. Вставьте пропуск в текст ст.1 Главы 1 Конституции РФ:
Россия есть демократическое федеративное правовое государство
с
формой правления.
3. На гербе РФ изображен орел, который держит в лапах
1. державу и меч
2. скипетр и державу
3. пучок молний
4. меч и скипетр
4. В каком веке двуглавый орел становится символом Московского государства?
1. XIV
2. XV
3. XVI
4. XVIII
5. Верны ли следующие суждения?
А. Государственный герб РФ изображается на официальных знаменах страны,
денежных знаках, государственных наградах.
В. Закон предусматривает ответственность за неуважительное отношение к
Государственному гербу или надругательство над ним.
1. верно только А
2. верно только В
3. оба суждения верны
4. оба суждения неверны
6. Официальная эмблема государства, города, семейного рода:
1. штандарт
2. герб
3. флаг
4. бармы
7. День российского флага отмечается
1. 12 июня
2. 4 ноября
3. 1 мая
4. 21 августа
8. Историческая дисциплина, которая изучает все виды флагов, знамен, их
происхождение, историческую роль, изменения знаменной символики и цвета
1. геральдика
2. вексиллология
3. нумизматика
15

генеалогия
9. Авторами современного гимна РФ являются:
1) А.В. Александров и С.В. Михалков
2) А.Ф. Львов и В.А. Жуковский
3) А.В. Александров и Г.А. Эль-Регистан
4) П. Дегейтер и А.Я. Коц
10. Расшифруйте термины:
Патриотизм
федерация
правовое государство
Ответы к тесту по теме:
СИМВОЛИКА РОССИИ
1 вариант
1. 2
2. федеративное
3. 3
4. 2
5. 1
6. 1
7. 4
8. 1
9. белый – чистота и святость, синий – вера и верность, красный – храбрость,
удаль, кровь, пролитая за Отечество.
10. патриот –
республика –
демократия 2 вариант
1. 2
2. республиканской
3. 2
4. 2
5. 3
6. 2
7. 4
8. 2
9. 1
10. патриотизм –
федерация –
правовое государство 4.

16

Литература для педагогов
1. Вперед, пешеходы Гайс И. - Журнал «Физкультура и здоровье», 1986, № 1. стр.

41-43
2. Иванова О. А, Шарабарова И. И. Занимайтесь ритмической гимнастикой. - М.,

Советский спорт, стр. 17-18.
3. Каргин А.С. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструмен-

тов. – М.: Музыка, 1982
4. Крунтяева Т.С., Молокова Н.В., Ступель А.М. / Словарь иностранных музы-

кальных терминов. – 4-е изд. – Л.: Музыка, 1984.
5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие. -

Ярославль, Академия развития, 1996.
6. Маталаев Л.Н. Основы дирижерской техники: Методическое пособие. – М.: Сов.

композитор, 1986.
7. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: 1988.
8. Оркестр ударных инструментов Карла Офра под ред.Л.А.Баренбойма Л.1970

9.Педагогика. Учебное пособие для студентов пед.вузов и пед.колледжей. под ред.
П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
10. Попова Т.В. Пути к музыке. М., «Знание», 1973.
11. Тихомиров Г.В. Инструменты русского народного оркестра – 3-е изд. – М.:

Музыка, 1983.
12. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К.Офра.М.»Астрель» 2000
13. Фридкин Г.А. Музыкальная грамота. М., «Сов. Россия», 1970
14. Хайрова Ю. Босиком за здоровьем. - Журнал «Физкультура и здоровье», 1986, №

1, стр. 43-45

17

Литература для детей
1. Ибрагимов Т. Еще раз о ходьбе. - Журнал «Физкультура и здоровье», 1986, №1,
стр. 45.
2. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для
детей. - М., Тандем, 1998.
3. Медушевский В.В., Очаковская О.О.. Энциклопедический словарь юного музыканта. Библиотечная серия. – М.: Педагогика, 1985.
Литература для родителей
1. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Раздел
«Ударные инструменты». -М.: Просвещение, 1986.
2. Программа работы кружков в пионерском лагере. - Кишинев: Лумина,
1980.
3. Толстых В.И. Эстетическое воспитание. - М.: Высшая школа, 1984.
4. Роздрабудов А. Школа игры на ударных инструментах: Учебное пособие. - М.:
Издательство ИД Катанского, 2010.
5. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. -М.: Просвещение, 1990.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».