КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Палитра» модифицированная, продвинутый
уровень, учрежденческая, разновозрастная, художественной направленности.
Дополнительная
общеобразовательная
–
дополнительная
общеразвивающая программа «Палитра» разработана на основе:
1. Нормативных правовых актов и государственных программных
документов в области дополнительного образования:
- Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г.
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Проекта концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года;
- Стратегии социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года;
- Стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года;
- СанПин 2.4-3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановления администрации МО ГО «Сыктывкара» от 29.12.2020 №12/3227
«О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Сыктывкара»
от 13.04.018 №4/1046»
- Приказа управления образования «Об утверждении муниципального плана по
реализации региональных проектов Республики Коми в рамках Национального
проекта «Образование» от 03.02.2020 года № 95
- Устава МУДО «ЦДОД «Олимп»;
- Локального акта МУДО «ЦДОД «Олимп» «Положение о дополнительной
общеобразовательной
программе-дополнительной
общеразвивающей
программе».
2.Типовых программ по направлению деятельности:
Программа составлена на основе типовой программы: Неменский, Н.Н.
Изобразительное искусство и художественный труд: Программа с краткими
методическими рекомендациями 1-8 классы. – М.: Просвещение, 2019.
Изобразительное искусство – важнейшее средство познания и отражения
действительности во всей ее сложности и многообразии. Занятия
2
изобразительным творчеством заключают в себе неиссякаемые возможности
для всестороннего развития детей. Встреча с искусством, обучение видению
прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого
ребенка, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу,
волю, обогащает духовный мир растущего человека.
Данная программа соответствует основным направлениям социальноэкономического развития города Сыктывкара и Республики Коми, таким как
содействие в формирование гармонично развитой личности и развитие
культурного, творческого потенциала через изучение творчества художников
Республики Коми, а также ознакомление и изображение природы, флоры и
фауны родного Края. Программа предусматривает также
народных
праздников Коми (1 год обучения), Коми орнамента (2, 3 год обучения), что
способствует реализации еще одной стратегической цели изучение, сохранение
и развитие традиционных для этнического народа Коми материального
культурного наследия.
Данная программа имеет продвинутый уровень, так как первоначальные
знания по основам изобразительного искусства и декоративно-прикладного
творчества учащиеся уже получили, освоив программу «Юный художник».
Программа «Палитра» дает углубленные знания по изобразительной
деятельности, изучаются более сложные новые техники и приемы работы с
живописными и графическими материалами.
Актуальность программы определяется согласно концепции развития
дополнительного образования детей «формирование и развитие творческих
способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых
учащихся», а также обусловлена большой востребованностью программы среди
учащихся средней школы.
Новизна данной программы:
- работа живописными и графическими материалами в различных техниках
изобразительного искусства;
- работа с тканью (фетр)
- проведение досуговых мероприятий;
-уделено особенное внимание приобщению учащихся к национальнорегиональному компоненту.
Отличительные особенности от базовых (типовых) программ
Базовые (типовые) программы
Программа «Палитра»
Изменения
в
программах
не Возможность изменений в процессе
предусмотрены
реализации программы на практике
Упор делается лишь на обучение
Единство воспитания и обучения
Не предусматривается работа с Разработан
план
работы
с
родителями
родителями
Реализация
программы за
1-2 Увеличение учебных часов в неделю
учебных часа в неделю
до 4.
Региональный
компонент
не Программа
дает
широкие
учитывается
возможности
для
проявления
индивидуальности учителя с учетом
3
особенностей
национального
регионального компонента.
Организационно – педагогические основы обучения.
Адресат программы
Программа продвинутого уровня, составлена для учащихся 11-15 лет,
рассчитана на 3 года обучения, прошедших обучение по программе базового
уровня
дополнительной
общеобразовательной-дополнительной
общеразвивающей программы «Юный художник».
Срок и объем освоения программы:
Продолжительность образовательного процесса 3 года обучения. Общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы - 216 ч:
Год
обучения
1
2
3
ВСЕГО
Количество часов
в неделю
Количество часов
в год
2
2
2
72
72
72
216
Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
Основным видом занятия является учебное занятие. Формы работы
учащихся на занятии – индивидуальные, групповые. Основной формой учебно
–воспитательного процесса является групповое учебное занятие.
Виды занятий – теоретические, практические, комбинированные. Виды
занятий по программе определяются содержанием программы и
предусматривают: беседы, игры, конкурсы, викторины, экскурсии,
самостоятельную работу, массовые воспитательные мероприятия.
Формы обучения:
Очная, очно-заочная, заочная (в период невозможности организации
образовательного процесса в очной форме: карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановке, актированных дней), может быть
организована с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
Режим занятий:
Режим работы 1,2,3 года обучения для всех групп по 2 часа 1 раз в
неделю, продолжительностью одного занятия 45 минут с 10 минутным
перерывом между занятиями. Занятия проводятся в групповой форме.
4
Год
обучения
Количество часов и раз в неделю
1
1 раз по 2 часа
Продолжительность
одного занятия в
академических часах
45
2
3
1 раз по 2 часа
1 раз по 2 часа
45
45
Цель и задачи программы
Цель: дальнейшее формирование и развитие творческого потенциала
учащихся через изучение изобразительного искусства.
Задачи программы:
Обучающие
- изучение различных техник и технологий работы различными
художественными и графическими материалами;
- изучение методики работы над выполнением различных видов учебных
заданий;
- обучение специальной терминологией;
- изучение растительного и животного мира Коми Края;
Воспитательные:
- воспитание терпения, аккуратности, внимательности.
- формирование интереса к искусству и традициям своего народа и
достижениям мировой культуры.
Развивающие:
- развитие художественно-творческих способностей;
- развитие умений и навыков работы различными художественными
материалами;
- развитие художественного вкуса, наблюдательности, фантазии.
- развитие умения выполнять учебные задания в соответствии с поставленной
творческой задачей.
- развитие умения анализировать результат своей работы над конкретным
заданием.
Задачи 1 года обучения:
Обучающие:
- повторение и углубление знаний об основных цветах, цветовой и тоновой
растяжке;
- изучение особенностей рисования животных Республики Коми;
- изучение народных праздников на территории Коми края и их воплощение в
творческих работах;
Воспитательные:
- воспитание терпения, аккуратности, внимательности.
- формирование интереса к искусству и традициям Республики Коми и России.
Развивающие:
- развитие художественно-творческих способностей;
5
- развитие умений и навыков работы различными художественными
материалами;
- развитие художественного вкуса, наблюдательности, фантазии.
Задачи 2 года обучения:
Обучающие:
- повторение и изучение видов линий, их графическое начертание и
применение в творческих работах;
- углубление знаний о понятиях «контраст», «нюанс»;
- изучение путей решения экологических проблем на территории Республики
Коми и их воплощение в творческих работах;
Воспитательные:
- воспитание терпения, аккуратности, внимательности.
- формирование интереса к искусству и традициям Республики Коми и России.
Развивающие:
- развитие художественно-творческих способностей;
-развитие умений и навыков работы различными художественными
материалами;
- развитие умения выполнять творческую работу по своему замыслу.
Задачи 3 года обучения:
Обучающие:
- изучение новых техник рисования «граттаж», «витраж»;
- углубление знаний о теплых и холодных цветах;
- изучение растительного мира Коми и выполнение графических зарисовок;
- изучение символики Республики Коми и гербов городов Коми, воплощение в
творческих работах;
Воспитательные:
- воспитание терпения, аккуратности, внимательности.
- формирование интереса к искусству и традициям Республики Коми и России.
Развивающие:
- развитие художественно-творческих способностей;
-развитие умений и навыков работы различными художественными
материалами;
- развитие умения выполнять творческую работу по своему замыслу
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план 1 год обучения
№
п\п
1
2
2.1.
2.2.
Раздел (тема)
Введение.
Графика.
Виды линий, Упражнения
Самостоятельная работа.
Общее
количест
во часов
2
4
2
2
В том числе
Теория
Практика
1
2
1
1
1
2
1
1
6
Графическое изображение
животных Коми края(НРК)
Основы цветоведения
6
2
4
3.1. Три основных цвета. Упражнения
2
1
1
3.
Цветовая и тоновая растяжка
4
1
3
Рисование с натуры
8
2
4
Самостоятельная работа. Букет
4
1
3
Натюрморт из 2-х бытовых
4
1
3
предметов
5 Мастерская Деда Мороза
12
12
5.1. Новогодняя сказка
6
6
Текущий контроль успеваемости
5.2. Новогодняя игрушка
4
4
5.3. Новогодняя открытка
2
2
6. Рождественские мотивы
6
1
5
6.1. Ангел
2
2
6.2. Многофигурная композиция
4
1
3
«Святочные гадания», «Колядки»
7 Страна безопасности
6
1
5
8 Народные праздники(НРК)
8
1
7
9 Город и его жители
12
3
9
9.1. Городской пейзаж
4
1
3
9.2. Интерьер комнаты-портрет ее
4
1
3
хозяина
9.3. Мой костюм-мой облик. Дизайн
4
1
3
современной одежды
10 Этот День Победы
4
1
3
11 Досугово-развивающая
2
2
деятельность
12 Промежуточная аттестация
2
1
1
Всего:
72
15
57
Содержание учебного плана 1 года обучения
1.
Введение.
Теория: Цели и задачи работы объединения на учебный год.
Практика: выполнение практической работы «Летний луг»
2.
Графика
2.1. Виды линий. Упражнения.
Теория: вводное занятие, цели и задачи на учебный год. Графика как вид
изобразительного искусства. Выразительные средства графики. Виды линий.
Практика: выполнение упражнений на различные виды линий.
2.2. Самостоятельная работа. Графическое изображение животных Коми
Края.
Теория: животные, обитающие на территории Коми Края Особенности
рисования животных разного вида и типа.
3.2.
4
4.1.
4.2.
7
Практика: графическое изображение любого животного (по выбору
учащегося)
3. Основы цветоведения.
3.1. Три основных цвета. Упражнения.
Теория: что изучает наука «цветоведение», основные и составные цвета,
смешение основных цветов.
Практика: упражнения на смешение основных цветов.
3.2. Цветовая и тоновая растяжка.
Теория: теплые и холодные цвета, смешение цветов с белым и черным,
цветовая и тоновая растяжка.
Практика: выполнение упражнений на смешение любого цвета (по выбору
учащегося) с черным и белым, получение цветовой, тоновой хроматической
растяжки.
4. Рисование с натуры.
4.1. Самостоятельная работа. Букет.
Теория: виды и форма букетов, назначение букетов, особенности работы с
натуры. Основные правила работы с натуры.
Практика: выполнение зарисовки с натуры букета в вазе.
4.2. Натюрморт из двух бытовых предметов.
Теория: понятие «натюрморт», виды натюрмортов, особенности рисования
натюрморта с натуры.
Практика: графическое изображение натюрморта из двух бытовых предметов.
5. Мастерская Деда Мороза
5.1. Новогодняя сказка.
Теория: праздник «Новый год», история происхождения, атрибутика. Текущий
контроль успеваемости учащихся.
Практика: выполнение иллюстрации к любой новогодней сказки (по выбору
учащегося), текущий контроль успеваемости учащихся.
5.2. Новогодняя игрушка.
Практика: выполнение игрушки на елку в технике «шитье из фетра» по
заданному образцу.
5.3. Новогодняя открытка.
Практика: выполнение новогодней открытки в смешанной технике.
6. Рождественские мотивы.
6.1. Ангел.
Практика: рисование ангела.
6.2. Многофигурная композиция «Святочные гадания», «Колядки»
Теория: Святочные гадания, виды гаданий, значения гаданий. Обряд
«Колядки» его особенности и значение. Особенности и принципы построения
многофигурной композиции.
Практика: выполнение многофигурной композиции «Колядки» или
«Святочные гадания» (по выбору учащегося).
7. Страна безопасности.
8
Теория: что такое безопасность, как не стать жертвой опасности, основные
правила безопасности в бытовой, городской среде. Безопасность на воде и в
лесу. Дорожная и пожарная безопасность.
Практика: выполнение творческий композиций на темы: «Огонь и дети»,
«Наш друг Светофорик», «Осторожно, тонкий лед» и др по выбору учащегося.
8. Народные праздники.
8.1. Масленица.
Теория: виды и особенности народных праздников. Масленица-праздник
проводов зимы. Символика «Чучела» Масленицы, масленица на территории
Коми Края
Практика: выполнение творческих композиций на темы «Чучело масленицы»,
«Где блины, там и мы» и др. по выбору учащегося.
8.2. Мамин день.
Практика: изготовление сувениров (по выбору учащегося) к международному
женскому дню.
9. Город и его жители.
9.1. Городской пейзаж.
Теория: понятие «пейзаж» в изобразительном искусстве, виды пейзажей.
Особенности рисования городского пейзажа.
Практика: создание творческой композиции на тему: «Город в котором я
живу».
9.2. Интерьер комнаты-портрет ее хозяина.
Теория: Понятие «интерьер», «экстерьер», «дизайн интерьера», роль
материалов, фактур и цветовой гаммы.
Практика: выполнение схематичных зарисовок своей комнаты.
9.3. Мой костюм-мой облик. Дизайн современной одежды.
Теория: мода и дизайн в современном мире, влияние моды на жизнь человека,
виды и назначение одежды.
Практика: выполнение костюмного комплекса на тему «Моя школьная
форма».
10. Этот День Победы.
Теория: праздник Победы, история, значение и атрибутика. Символы Победы.
Практика: выполнение творческой работы на тему «Спасибо Деду(прадеду) за
Победу».
11. Досугово-развивающая деятельность.
Практика: посещение отдела природы Национального музея Республики
Коми.
12 Промежуточная аттестация
Теория: выполнение теста
Практика: выполнение рисунка на тему «Мы рисуем дружбу».
Календарно-тематическое планирование
1. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения (Приложение №1)
9
Учебный план 2 год обучения
№
п\п
1
2
2.1
2.2.
3
Раздел (тема)
Введение.
Графика.
Виды линий, Упражнения
Драконы и динозавры.
Основы цветоведения
Общее
количест
во часов
2
4
2
2
6
В том числе
Теория
Практика
1
2
1
1
2
1
2
1
1
4
3.1. Контраст
4
1
1
Самостоятельная работа. Нюанс
Основы шрифтовой графики
Буква и ее строение.
Шрифтовой плакат
Мастерская Деда Мороза
Новогодняя сказка
Текущий контроль успеваемости
5.2. Новогодняя игрушка
5.3. Новогодняя открытка
6 Экология и мы (НРК)
7 Ты и твое здоровье. Здоровый
образ жизни.
8 На арене цирка
8.1. Цирковое представление
8.2. Веселые клоуны.
9 Мир профессий
10 День победы
11 Досугово-развивающая
деятельность
12 Промежуточная аттестация
Всего:
2
10
4
6
12
6
1
2
1
1
1
1
1
8
3
5
11
5
1
1
4
2
5
5
3.2.
4
4.1.
4.2.
5
5.1.
4
2
6
6
8
4
4
6
8
2
2
1
1
1
1
6
3
3
5
7
2
2
72
1
15
1
57
Содержание учебного плана 2 года обучения
1.
Введение.
Теория: Цели и задачи работы объединения на учебный год.
Практика: выполнение практической работы «Я и моя подружка»
2.
Графика.
2.1. Виды линий, упражнения.
Теория: понятие «графика», выразительные средства графики
Практика: выполнение упражнений на различные виды линий.
2.3. Драконы и динозавры.
Теория: кто такие драконы и динозавры, их особенности строения и
изображения.
Практика: графическое изображение дракона (по выбору учащегося) и
динозавра (по выбору учащегося).
3.
Основы цветоведения.
3.1. Контраст.
Теория: понятие «контраст», виды контрастов, цветовой и тоновой контраст,
контраст в композиции.
Практика: выполнение упражнений на различные виды контрастов.
3.2. Самостоятельная работа. Нюанс.
Теория: понятие «нюанс», роль нюанса в живописи.
Практика: выполнение упражнений, используя прием «нюанс».
4.
Основы шрифтовой графики.
4.1. Буква и ее строение.
Теория: Буква в изобразительном искусстве. Алфавит, виды алфавитов,
особенности их изображения.
Практика: изображение первой буквы своего имени в виде животного.
4.2. Шрифтовой плакат.
Теория: Понятие шрифта. Терминология. Шрифт как результат эволюционного
развития человечества. Принципы построения шрифтового плаката.
Практика: Создать шрифтовой плакат, используя любые известные шрифты на
свободную тему.
5. Мастерская Деда Мороза.
5.1. Новогодняя сказка.
Теория: праздник «Новый год», история происхождения, атрибутика, текущий
контроль успеваемости.
Практика: выполнение иллюстрации к любой новогодней сказки (по выбору
учащегося), текущий контроль успеваемости.
5.2. Новогодняя игрушка.
Практика: выполнение игрушки на елку в технике «шитье из фетра» по
заданному образцу.
5.3. Новогодняя открытка.
Практика: выполнение новогодней открытки в смешанной технике.
6.
Экология и мы.
11
Теория: понятие экология, экологические проблемы, пути решения
экологических проблем в Республике Коми.
Практика: выполнение композиции «Мы бережем природу»
7.
Ты и твое здоровье. Здоровый образ жизни.
Теория: понятие «здоровый образ жизни», как сохранить свое здоровье,
полезные и вредные привычки.
Практика: выполнение творческой работы на темы (по выбору учащегося): «Я
люблю спорт», «Полезные и вредные привычки», «Полезное питание –залог
здоровья!».
8.
На арене цирка.
8.1. Цирковое представление.
Теория: цирк и цирковое представление. Цирк в изобразительном искусстве.
Практика: выполнение творческой композиции (по выбору учащегося) «На
арене цирка», «Цирковое представление».
8.2. Веселые клоуны.
Теория: клоун как один из сатирических и комических персонажей цирка,
особенности изображения клоуна.
Практика: изображение портрета клоуна.
9.
Мир профессий.
Теория: мир профессий, профессии в изобразительном искусстве.
Практика: выполнение творческой композиции на тему: «Профессии моих
родителей».
10. День Победы.
Теория: праздник Победы, история, значение и атрибутика. Символы Победы.
Практика: выполнение творческой работы на тему «Салют Победы».
11. Досугово-развивающая деятельность
Практика: посещение Национальной галереи Республики Коми
12. Промежуточная аттестация
Теория: выполнение теста, проверка теоретических знаний.
Практика: выполнение творческой работы на тему «Я и моя семья»,
проведение промежуточной аттестации.
Календарно-тематическое планирование
1. Календарно-тематическое планирование 2 года обучения (Приложение №1.
2)
12
Учебный план 3 год обучения
№
п\п
Раздел (тема)
1 Введение.
2 Графика.
2.1 Графическое изображение
растений (НРК)
2.2. Граттаж
2.3. Самостоятельная работа.
Силуэт
3 Основы цветоведения
3.1. Мир цвета в природе.
Изображение декоративных
растений в теплой и холодной
гамме
3.2. Мир фантастических деревьев.
Контрасты холодного и теплого
4 Декоративная композиция.
Витраж
5 Мастерская Деда Мороза
5.1. Новогодняя композиция
Текущий контроль успеваемости
5.2. Новогодний сувенир
6 Орнаментальная композиция
6.1. Понятие орнамент, виды
орнамента
6.2. Фантастический орнамент
6.3. Геральдический орнамент(НРК)
6.4. Каллиграфический орнамент
7 День Победы
8 Досугово-развивающая
деятельность
9 Промежуточная аттестация
Всего:
Общее
количест
во часов
2
12
4
В том числе
Теория
Практика
1
3
1
1
9
3
4
4
1
1
3
3
8
2
6
4
1
3
4
1
3
6
1
5
12
6
12
6
6
22
4
6
18
3
4
1
6
6
6
6
2
1
1
1
5
5
5
6
2
2
72
1
12
1
60
13
Содержание учебного плана 3 года обучения
1.
Введение.
Теория: Цели и задачи работы объединения на учебный год.
Практика: проведение выполнение практической работы «Я и моя подружка»
2. Графика
2.1. Графическое изображение растений.
Теория: растения-сорняки на территории Коми края, их строение и
особенности, выразительные средства графики(повторение)
Практика: изображение цветка борщевик используя выразительные средства
графики.
2.2 Граттаж
Теория: что такое граттаж, основные особенности работы в технике граттаж.
Практика: выполнение творческой композиции «Космическое путешествие» в
технике граттаж.
2.4. Самостоятельная работа. Силуэт.
Теория: понятие силуэт, материалы для рисования силуэта, техники силуэта,
коллекционеры силуэта
Практика: выполнение силуэта танцующей фигуры.
3. Основы цветоведения
3.1. Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и
холодной гамме.
Теория: наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений
живописи. Теплые и холодные цвета.
Практика: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного
свободной широкой кистью фона, а на нем — причудливых очертаний
декоративных цветов и трав (на теплом фоне — изображение растений в теплой
гамме, на холодном — в холодной гамме).
3.2. Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого.
Теория :наблюдение живой природы, рассматривание произведений
живописи. Дополнительные цвета, которые являются контрастными по
отношению друг к другу: красный — зеленый, голубой — желтый,
фиолетовый — оранжевый.
Практика: изображение в контрастных сочетаниях силуэтов деревьев или
веток (в данном задании необходимо использовать знания о дополнительных
цветах).
4. Декоративная композиция.
Витраж.
Теория: понятие декоративная композиция, витраж как один из видов
декоративной композиции.
Практика: выполнение декоративной композиции в технике витраж по
замыслу учащегося.
5. Мастерская Деда Мороза.
5.1. Новогодняя композиция.
Практика: выполнение новогодней композиции по замыслу учащегося.
Текущий контроль успеваемости.
14
5.2. Новогодний сувенир.
Практика: выполнение новогоднего сувенира в технике шитье из фетра по
выбору учащегося.
6. Орнаментальная композиция.
6.1. Понятие орнамент. Виды орнаментов.
Теория: что такое орнамент, история происхождения орнамента, виды
орнаментов
Практика: выполнение зарисовок ленточных орнаментов.
6.2. Фантастический орнамент.
Теория: особенности изображения фантастического орнамента.
Практика: изображение несуществующего животного в стиле фантастического
орнамента.
6.3. Геральдический орнамент.
Теория: понятие «геральдика», составные части герба, символика цвета в
геральдике. Гербы городов Республики Коми.
Практика: рисование герба города или района Республики коми
6.4. Каллиграфический орнамент.
Теория: история возникновения каллиграфического орнамента.
Практика: выполнение первой буквы своего имени в стиле каллиграфического
орнамента.
7. День Победы.
Практика: выполнение творческой работы на тему «Победная весна».
8. Досугово-развивающая деятельность.
Практика: посещение отдела истории национального музея Республики Коми.
9. Промежуточная аттестация.
Теория: выполнение теста, проверка теоретических знаний
Практика: изображение своего знака зодиака в технике по выбору учащегося.
Проведение промежуточной аттестации.
Календарно-тематическое планирование
1. Календарно-тематическое планирование 3 года обучения (Приложение №1.
3)
15
Планируемые результаты
По окончании всего курса обучения учащиеся
будут знать:
особенности работы различными живописными и графическими
материалами;
специальную терминологию художника;
правила техники безопасности с живописными и графическими
материалами;
этапы выполнения творческой работы;
особенности рисования животного и растительного мира Республики
Коми;
особенности изображения гербов городов Республики Коми;
будут уметь:
свободно работать любыми живописными и графическими материалами;
создавать творческие работы на предложенную тему и по своему
замыслу;
образно мыслить и воображать;
подбирать художественные материалы, согласно своей творческой
задумке;
создавать творческие работы с использованием национального колорита.
Личностные результаты
формирование организационно-волевых качеств (воля, терпение,
самоконтроль);
формирование ориентационных качеств: положительной самооценки и
интереса к занятиям;
формирование поведенческих качеств.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной и
творческой деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой
деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
По окончании I года обучения, учащиеся будут знать:
что изображает художник, с помощью каких материалов;
названия главных цветов;
правила смешивания красок;
технические способы работы кистью, красками (разводить);
эмоциональные характеристики цвета;
16
особенности работы гуашью, акварелью, восковыми мелками, цветными
карандашами, фломастерами;
элементарные правила смешивания красок для получения составных
цветов.
будут уметь:
свободно работать карандашом, гуашью;
определять величину и расположение изображения в зависимости от
размера листа;
образно мыслить и воображать;
использовать элементы композиции;
Личностные результаты
формирование организационно-волевых качеств (воля, терпение,
самоконтроль);
формирование ориентационных качеств: положительной самооценки и
интереса к занятиям;
формирование поведенческих качеств.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной и
творческой деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой
деятельности;
умение
организовывать учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты
на
основе
согласования
позиций
и
учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
По окончании II года обучения, учащиеся будут знать:
понятия контраст и нюанс, их отличия;
основы шрифтовой графики;
правила смешивания красок;
технические способы работы кистью, красками (разводить);
эмоциональные характеристики цвета;
свойства цветов;
особенности работы гуашью, акварелью, восковыми мелками, цветными
карандашами, фломастерами;
элементарные правила смешивания красок для получения составных
цветов.
будут уметь:
свободно работать карандашом, гуашью;
определять величину и расположение изображения в зависимости от
размера листа;
17
образно мыслить и воображать;
использовать элементы композиции;
составлять различные композиции на заданные темы;
подбирать художественные материалы, согласно своей творческой
задумке.
Личностные результаты
формирование организационно-волевых качеств (воля, терпение,
самоконтроль);
формирование ориентационных качеств: положительной самооценки и
интереса к занятиям;
формирование поведенческих качеств.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной и
творческой деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой
деятельности;
умение
организовывать учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты
на
основе
согласования
позиций
и
учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
По окончании III года обучения, учащиеся будут знать:
- понятия граттаж, силуэт, витраж;
- виды орнаментов;
- правила построения орнаментальной композиции;
- свойства цветов (теплые, холодные);
- особенности рисования гербов городов и районов Коми;
- особенности работы гуашью, акварелью, восковыми мелками, цветными
карандашами, фломастерами;
- элементарные правила смешивания красок для получения составных
цветов.
будут уметь:
- составлять творческие композиции в техниках граттаж, витраж;
- составлять творческие композиции по своему замыслу на заданную тему;
- подбирать художественные материалы, согласно своей творческой
задумке;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения
окружающей жизни;
Личностные результаты
- формирование организационно-волевых качеств (воля, терпение,
самоконтроль);
18
- формирование ориентационных качеств: положительной самооценки и
интереса к занятиям;
- формирование поведенческих качеств.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения,
- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной и
творческой деятельности,
- развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой
деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
19
ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТЕСТАЦИИ И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение уровня освоения программы осуществляется в
соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля успеваемости, промежуточной аттестации МУДО «ЦДОД «Олимп».
Формы текущего контроля- комбинированная проверка (сочетание
практической и теоретической части с показательными формами);
Для определения фактического состояния образовательного уровня проводится
промежуточная аттестация в конце каждого года обучения по дополнительной
общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей
программе и промежуточная аттестация по освоению дополнительной
общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы. Формы
промежуточной аттестации - комбинированная проверка (сочетание
практической и теоретической части с показательными формами);
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития
способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом
программы. В целях определения результатов и качества освоения программы
необходима система мониторинга, то есть систематического контроля уровня
знаний, умений, навыков и компетентностей учащихся.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить
развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для
их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно
коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся в
протоколы текущего контроля и промежуточной аттестации. Индивидуальный
рост учащихся фиксируется в индивидуальной карточке учета результатов
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
программе
–
дополнительной общеразвивающей программе и индивидуальной карточке
оценки личностного развития учащегося в процессе освоения им
дополнительной общеобразовательной программы
– дополнительной
общеразвивающей программы.
20
Этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости
1 год обучения
Вид
аттестации,
сроки
проведения
Текущий
контроль
успеваемос
ти
Декабрь
Цель
Определить
усвоение
основных
понятий,
приемов
работы за
первое
полугодие
Промежуто Определить
чная
Уровень
аттестация достижения
творческой
Апрель
активности
учащихся к
концу
учебного
года.
Содержание
Проверить:
Теоретические
знания;
Практические
умения и
навыки
Проверить:
основные ЗУН
за II год
обучения.
Наблюдать:
Личностные
качества,
метапредметны
е умения
Форма
проведения
Теория: тест
открытого
типа
Практическ
ая работа:
выполнение
творческой
композиции
«Новогодни
й
серпантин»
Теория: тест
открытого
типа
Практическ
ая работа:
выполнение
творческой
композиции
«Мы рисуем
дружбу»
Критерии
См.
Приложение
2,3
См.
Приложение
2,3
21
Этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости
2 год обучения
Вид
аттестации,
сроки
проведения
Текущий
контроль
успеваемос
ти
Декабрь
Цель
Содержание
Форма
проведения
Критерии
Определить
усвоение
основных
понятий,
приемов
работы за
первое
полугодие
Проверить:
Теоретически
е знания;
Практически
е умения и
навыки
Теория: тест
открытого
типа
Практическ
ая работа:
выполнение
творческой
композиции
«Новогодняя
сказка»
Теория: тест
открытого
типа
Практическ
ая работа:
выполнение
творческой
композиции
«Я и моя
семья»
См.
Приложение
2,3
Промежуто Определить
чная
Уровень
аттестация достижения
творческой
Апрель
активности
учащихся к
концу учебного
года.
Проверить:
основные
ЗУН за II год
обучения.
Наблюдать:
Личностные
качества,
метапредмет
ные умения
См.
Приложение
2,3
22
Этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости
3 год обучения
Вид
аттестации,
сроки
проведения
Текущий
контроль
успеваемос
ти
Цель
Определить
усвоение
основных
понятий,
приемов
Декабрь
работы за
первое
полугодие
Промежуто Определить
чная
Уровень
аттестация достижения
творческой
Апрель
активности
учащихся к
концу учебного
года.
Содержание
Форма
проведения
Теория: тест
открытого
типа
Практическ
ая работа:
выполнение
творческой
композиции
Проверить: Теория: тест
основные
открытого
ЗУН за III
типа
год обучения. Практическ
Наблюдать: ая работа:
Личностные выполнение
качества,
творческой
метапредмет композиции
ные умения «Мой знак
зодиака»
Проверить:
Теоретически
е знания;
Практически
е умения и
навыки
Критерии
См.
Приложение
2,3
См.
Приложение
2,3
23
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО –ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Образовательные и учебные форматы
(формы, методы, приёмы, педагогические технологии)
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно – воспитательного процесса является
групповое учебное занятие. При подготовке к конкурсам и фестивалям
возможны занятия в малых группах по 2-5 человек.
Формы обучения:
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами;
- Практические занятия, на которых изучаются различные техники
изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, работа с
различными живописными и графическими материалами.
Виды:
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать
практические
занятия,
мастер-классы,
выполнение
самостоятельной работы.
Методы:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
- словесные (рассказ, беседа),
- наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических
приемов наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами)
- практические (упражнения, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
- репродуктивные (воспроизводящий)
- частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
- творческие (творческие задания по видам деятельности).
- проблемные
3) По степени самостоятельности:
- работа под непосредственным руководством педагога;
- совместная работа;
- самостоятельная работа.
Данная программа опирается на такие технологии как:
технология проблемного обучение,
технология творческого саморазвития,
игровые технологии,
технология сотрудничества,
здоровьесберегающие технологии,
Образовательная деятельность строится на основе системнодеятельностного подхода, основной результат применения которого –
развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
24
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учащимися определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
- формирование у учащихся умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
7. Рефлексия.
Система дидактических принципов
Реализация технологии деятельностного метода в практическом
преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно
участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей,
общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с
учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки
в системе наук).
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.
25
Основной объективной оценкой
являются открытые учебные занятия.
эффективности
работы
педагога
На период актированных дней, карантинных мероприятий, отсутствием
учащегося по уважительным причинам предусмотрена самостоятельная работа,
которая выражается в выполнении эскизов к творческим композициям. По
окончанию актированных дней, карантина организуется консультаций с
учащимися, испытывающими затруднения при изучении учебного материала.
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане
воспитательной работы, которая планируется педагогом ежегодно.
(Приложение 4)
Воспитательная работа является неотъемлемой частью учебного
процесса и направлена на:
1) развитие личностных творческих способностей каждого ребёнка;
2) создание ситуации успеха для каждого учащегося;
3) создание условий для сплочения коллектива;
4) формирование у детей стремления радовать окружающих
доступными им возможностями;
5) развитие умения общаться, культуры общения, умения организовать свой
досуг и досуг друзей.
Массовые мероприятия проводятся на занятиях и в дни школьных
каникул.
Продолжительность мероприятий обычно не превышает учебную нагрузку.
Конкурсы, выставки, экскурсии и т.д. проводятся в течение всего учебного года
по плану.
Для подготовки и проведения конкурсов, праздников, игровых программ
привлекаются старшие кружковцы и активисты, приглашаются родители.
Традиционными формами массовых мероприятий являются:
- новогодние представления;
- игровые программы;
- выставки.
Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение
Программа «Юный художник» реализуется на базе МУ ДО «ЦДОД
«Олимп» по адресу: ул. Морозова, д. 6
А) оборудование: просторный кабинет с хорошим освещением, который
включает в себя: столы, шкафы для хранения материалов, мольберты, доска для
выполнения эскизов, инструкции по технике безопасности, образцы изделий
(свои, детей), мультимедиа проектор, компьютер;
Б) приспособления и инструменты: бумага ватман, бумага акварельная,
гуашевые краски, акварельные краски, цветные карандаши, пастель, пластилин,
соус, уголь, восковые мелки, баночки для воды, кисти, кнопки, тряпочки.
26
Информационно-методическое обеспечение
№
Разделы
Год
Наглядное пособие
п.п.
обу
чен
ия
1.
Вводное занятие (беседа)
1-3 Инструкция по ТБ., анкеты
2
Цветоведение.
1
Таблица «Цветовой круг», «Цветовая и
тоновая растяжка»
2
Наглядное пособие «Контраст, нюанс»
3
Рисование с натуры
1
Презентация «Натюрморт»,
«Рисование букета»
4
Пейзаж
1
Папка-передвижка «Городской
пейзаж»
5
Шрифтовая графика
2
Презентация «Шрифтовой плакат».
Учебное пособие «Шрифты»
6
Графика
3
Презентация «Силуэт», «Что такое
граттаж»
7
Витраж
3
Презентация «Витраж»
8
Орнамент
3
Презентация «Виды орнаментов»
27
Литература
Нормативная база
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
2.
Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. No
196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4-3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс].–Режим
доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/75093644/paragraph/1/doclist/47/showentries/0/hig
hlight/СанПиН%202.4-3648-20:1
4.
Проект концепции развития дополнительного образования детей до
2030
года
[Электронный
ресурс].–Режим
доступа:
http://dop.edu.ru/article/27148/proekt-kontseptsii-razvitiya-dopolnitelnogoobrazovaniya-detei-do-2030-goda
5.
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до
2035
года.
[Электронный
ресурс].–
Режим
доступа:
https://econom.rkomi.ru/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiyarespubliki-komi
6.
Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до
2030
года.
[Электронный
ресурс].–
Режим
доступа:
https://сыктывкар.рф/administration/ekonomika/strategicheskoeupravlenie/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya/strategiya-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-mo-go-syktyvkar-do-2030-goda
7.
Постановление администрации МО ГО «Сыктывкара» от 29.12.2020
№12/3227 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО
«Сыктывкара» от 13.04.018 №4/1046». [Электронный ресурс].– Режим
доступа: http://sykt-uo.ru/files/12-3227-29.12.2020.pdf
8.
Приказ управления образования «Об утверждении муниципального
плана по реализации региональных проектов Республики Коми в рамках
Национального проекта «Образование» от 03.02.2020 года № 95.
[Электронный ресурс].– Режим доступа: http://sykt-uo.ru/files/95----03.02.2020Prikaz-II.pdf
9.
Устав
муниципального учреждения дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей «Олимп» //
Зарегистрирован 05.09.2019
28
Для педагога
1. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. - М.: 1996.
3. Копцева Т. А. Природа и художник: художественно- экологическая
программа по изобразительному искусству для начальной школы 1 -4 классы.
М., 1999. - 96с.
4. Копцева Т.А. Природа – художник: Пособие для учителя. – М.: Интерпракс,
1994.
5. Кульчинская Н.Л. Ребенок в музее. – М.: Издательский дом «Подкова», 1999.
6. Левин С.Д. Беседы с юным художником. – М.: Просвещение ,1998
7. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. – М.: Школа-Пресс,
1996.
8. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.:
Знание, 1993.
9. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.:
Искусство в школе, 1995.
10. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение 1997.
11. Неменский, Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд:
Программа с краткими методическими рекомендациями 1-8 классы. – М.:
Просвещение, 2009.
12. Полунина В.Н. Искусство и дети. – М.: Просвещение, 1992.
13. Современный словарь-справочник по искусству. – М.: Олимп: ООО
«Фирма-издательство АСТ», 1999.
Для учащихся
1.Журнал «Юный художник» 2010-2012 г
2. 100 великих архитекторов. – М., 2001.
3.. Арган Дж. К. История итальянского искусства. – М., 2000
Для родителей
1. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. – М.: Просвещение, 1990.
2. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 2000.
Интернет ресурсы:
1.
http://stranamasterov.ru- Страна Мастеров
29
Приложение 1
Календарно-тематический план на I год обучения.
№
за
н
1
Название темы, раздела
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Графика, виды линий, упражнения.
Графическое изображение животных
Основы цветоведения. 3 основных цвета. Упражнения
Основы цветоведения. Цветовая и тоновая растяжка
Основы цветоведения. Цветовая и тоновая растяжка
Рисование с натуры. Букет.
Рисование с натуры. Букет. Завершение.
Рисование с натуры. Натюрморт и 2-х бытовых предметов.
Рисование с натуры. Натюрморт и 2-х бытовых предметов.
Мастерская Деда Мороза. Новогодняя сказка. Текущий
контроль успеваемости.
Новогодняя сказка
Новогодняя сказка
Новогодняя игрушка
Новогодняя игрушка. Завершение.
Новогодняя открытка
Рождественские мотивы. Ангел.
Многофигурная композиция «Святочные гадания»,
«Колядки»
Многофигурная композиция «Святочные гадания»,
«Колядки». Завершение.
Страна безопасности
Страна безопасности
Страна безопасности
Народные праздники. Масленица.
Народные праздники. Масленица.
Мамин день. Изготовление сувениров.
Мамин день. Изготовление сувениров.
Городской пейзаж
Городской пейзаж
Интерьер комнаты-портрет ее хозяина
Интерьер комнаты-портрет ее хозяина
Мой костюм-мой облик. Дизайн современной одежды
Мой костюм-мой облик. Дизайн современной одежды
Этот День Победы
Этот День Победы
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Введение.
Количество часов
Все Теори Прак
го
я
тика
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
2
2
1
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
1
2
1
2
30
35 Досугово-развивающая деятельность
36 Промежуточная аттестация
Всего
2
2
72
1
15
2
1
57
31
№
за
н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Приложение 1.2.
Календарно-тематический план на II год обучения
Название темы, раздела
Количество часов
Все Теори Прак
го
я
тика
Введение. Проведение входящей диагностики.
2
1
1
Графика, виды линий, упражнения.
Драконы
Динозавры
Основы цветоведения. Контраст
Самостоятельная работа. Нюанс. Упражнения
Основы шрифтовой графики. Буква и ее строение.
Основы шрифтовой графики. Буква и ее строение.
Основы шрифтовой графики. Шрифтовой плакат
Основы шрифтовой графики. Шрифтовой плакат
Основы шрифтовой графики. Шрифтовой плакат
Мастерская Деда Мороза. Новогодняя сказка
Новогодняя сказка
Новогодняя сказка
Новогодняя игрушка
Новогодняя игрушка. Завершение.
Новогодняя открытка
Экология и мы
Экология и мы
Экология и мы
Ты и твое здоровье. Здоровый образ жизни.
Ты и твое здоровье. Здоровый образ жизни.
Ты и твое здоровье. Здоровый образ жизни.
На арене цирка. Цирковое представление.
На арене цирка. Цирковое представление.
На арене цирка Веселые клоуны.
На арене цирка Веселые клоуны.
Мир профессий
Мир профессий
Мир профессий
День Победы
День Победы
День Победы
День Победы
Досугово-развивающая деятельность
Промежуточная аттестация
Всего
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
72
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
2
1
1
1
2
1
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
2
1
1
1
1
2
1
2
1
2
2
1
2
2
1
2
1
56
32
№
за
н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Приложение 1.3.
Календарно-тематический план на III год обучения
Название темы, раздела
Количество часов
Все Теори Прак
го
я
тика
Введение.
2
1
1
Графика. Графическое изображение растений.
Граттаж
Граттаж. Завершение работы
Самостоятельная работа. Силуэт
Самостоятельная работа. Силуэт. Завершение работы.
Мир цвета в природе. Изображение декоративных
растений в теплой гамме
Изображение декоративных растений в холодной гамме
Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и
теплого
Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и
теплого
Мастерская Деда Мороза. Новогодняя композиция.
Мастерская Деда Мороза. Новогодняя композиция.
Мастерская Деда Мороза. Новогодняя композиция.
Новогодний сувенир.
Новогодний сувенир
Новогодний сувенир
Декоративная композиция. Витраж
Декоративная композиция. Витраж
Декоративная композиция. Витраж
Орнаментальная композиция. Понятие орнамент.
Виды орнамента
Фантастический орнамент
Фантастический орнамент
Фантастический орнамент
Геральдический орнамент
Геральдический орнамент
Геральдический орнамент
Каллиграфический орнамент
Каллиграфический орнамент
Каллиграфический орнамент
День Победы
День Победы
День Победы
День Победы
Досугово-развивающая деятельность
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
33
36 Промежуточная аттестация
Всего
2
72
1
12
1
60
34
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы
Текущий контроль 1 год обучения
Цель: проверить знания, умения и навыки по окончании 1 полугодия.
Проверка теоретических знаний осуществляется в форме открытого теста.
Инструкция: учащимся раздаются листочки с вопросами. Учащиеся отвечают
на вопрос, записывая ответ.
Время выполнения: 15 минут:
1.
Назовите 3 основных цвета? (красный, желтый, синий)
2.
Охарактеризуйте понятие «тоновая растяжка»? (Тоновая растяжка это когда плавный переход идет от светлого тона к темному тону чаще всего
одного цвета, например, от светлого зеленого к темному зеленому. Или
наоборот от темного к светлому. Растяжки иногда называют градиентной
заливкой или градиентной отмывкой.)
3.
Что такое рисование с натуры? (Рисовать с натуры — это значит уметь
изображать предметы такими, каковы они в действительности, как их видит
рисующий глазом.)
Критерии оценки теоретических знаний общий балл за выполнение теста:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (3 правильных ответов)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (2 правильных ответов)
1 балл – не усвоил материал (1 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческую композицию на тему «Новогоднее ассорти».
Материалы: гуашь, формат А 3
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 45 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
-Цветовой колорит работы.
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
1балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
35
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
Промежуточная аттестация 1 год обучения.
Цель: проверить полученные знания, умения и навыки по окончании 1 года
обучения.
Проверка теоретических знаний осуществляется в форме открытого теста.
Инструкция: учащимся раздаются листочки с вопросами. Учащиеся отвечают
на вопрос, записывая ответ.
Время выполнения: 30 минут:
1. Как называются цвета, которые получаются при смешивании основных
цветов? (дополнительные);
2. Чем отличается цветовая растяжка от тоновой? (цветовая растяжка
выполняется в 2 цвета, тоновая-одним)
3. Что изучает наука «цветоведение»? (Цветоведение - это комплексная
наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных
физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен
цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории
искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как
явление культуры.)
4. Что такое натюрморт? Перечислите виды натюрмортов (Натюрморт - это
жанр живописи, в котором художниками изображаются обиходные и
неодушевленные предметы, такие как предметы быта и дары природы.
По цвету, по освещенности, по времени исполнения, по месту
расположения).
5. Что такое «пейзаж»? Какие виды пейзажей вы знаете? (Пейзаж-это
изображение природы. Виды: сельский, городской, индустриальный,
морской)
6. Чем отличаются понятия «интерьер» от «экстерьера»? (интерьер- внутри
помещения, экстерьер- снаружи)
Критерии оценки теоретических знаний общий балл за выполнение теста:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (6 правильных ответов)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (5 правильных ответов)
1 балл – не усвоил материал (3 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческую композицию на тему «Мы рисуем дружбу».
Материалы: гуашь, формат А3
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 45 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
36
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
-Цветовой колорит работы.
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
1балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
Личностные и метапредметные результаты отслеживаются методом
наблюдения и заносятся в таблицы 4 и 5 соответственно (см приложение 3)
37
Приложение 2.1.
Текущий контроль 2 год обучения
Цель: проверить знания, умения и навыки по окончании 1 полугодия.
Проверка теоретических знаний осуществляется в форме открытого теста.
Инструкция: учащимся раздаются листочки с вопросами. Учащиеся отвечают
на вопрос, записывая ответ.
Время выполнения: 15 минут:
1 Что такое шрифтовой плакат? (Шрифтовой художественный плакат это явление искусства, возникающее на стыке жанров шрифта
и плаката, уникальное благодаря скрытому в нём противоречию.
Под плакатом как таковым принято понимать иллюстративную
крупноформатную композицию агитационного или информационного
содержания с минимумом текста (шрифта))
2 Назовите, чем отличается контраст от нюанса (контраст-яркое
изображение,
используются
противоположные
цвета,
нюансиспользуется один цвет. Но разные оттенки)
3 Что такое буква? (Бyквa – этo гpaфичecкий знaк в cocтaвe aлфaвитa
дaннoгo языкa, cлyжaщий для oбoзнaчeния нa пиcьмe звyкoв (фoнeм) и иx
paзнoвиднocтeй (вapиaнтoв фoнeм))
Критерии оценки теоретических знаний общий балл за выполнение теста:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (3 правильных ответов)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (2 правильных ответов)
1 балл – не усвоил материал (1 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческую композицию на тему «Иллюстрация к
новогодней сказке» (по выбору учащегося).
Материалы: гуашь, формат А 3
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 45 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
-Цветовой колорит работы.
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
1балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
38
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
Промежуточная аттестация 2 год обучения.
Цель: проверить полученные знания, умения и навыки по окончании 2 года
обучения.
Проверка теоретических знаний осуществляется в форме открытого теста.
Инструкция: учащимся раздаются листочки с вопросами. Учащиеся отвечают
на вопрос, записывая ответ.
Время выполнения: 30 минут:
1. Перечислите виды алфавитов? (русский алфавит, английский алфавит)
2. Назовите известные картины, в которых художники изображают цирк?
(Марк Шагал «Цирковая лошадка», П. Пикассо «Девочка на шаре» и др)
3.
Критерии оценки теоретических знаний общий балл за выполнение теста:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (6 правильных ответов)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (5 правильных ответов)
1 балл – не усвоил материал (3 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческую композицию на тему «Я и моя семья».
Материалы: гуашь, формат А3
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 45 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
-Цветовой колорит работы.
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
1балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
39
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
Личностные и метапредметные результаты отслеживаются методом
наблюдения и заносятся в таблицы 4 и 5 соответственно (см приложение 3)
40
Приложение 2.2.
Текущий контроль 3 год обучения
Цель: проверить знания, умения и навыки по окончании 1 полугодия.
Проверка теоретических знаний осуществляется в форме открытого теста.
Инструкция: учащимся раздаются листочки с вопросами. Учащиеся отвечают
на вопрос, записывая ответ.
Время выполнения: 15 минут:
1.
Что такое граттаж? (Граттаж — это метод выполнение рисунка с
помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой
фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные
композиции.)
2.
Дайте
определение
понятию
витраж?
(Витражами
называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или
на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях,
фонарях.)
3.
Дайте определение понятию «силуэт»? (Силуэт — плоскостное однотонное изображение профилей фигур и предметов. Разновидность графической
техники, исполняется как правило тушью на светлом фоне или белилами на
тёмном, либо вырезается из бумаги. Распространён в искусстве портрета)
Критерии оценки теоретических знаний общий балл за выполнение теста:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (3 правильных ответов)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (2 правильных ответов)
1 балл – не усвоил материал (1 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческую композицию на тему «Иллюстрация к
новогодней сказке» (по выбору учащегося).
Материалы: гуашь, формат А 3
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 45 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
-Цветовой колорит работы.
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
41
1балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
Промежуточная аттестация 3 год обучения.
Цель: проверить полученные знания, умения и навыки по окончании 3 года
обучения.
Проверка теоретических знаний осуществляется в форме открытого теста.
Инструкция: учащимся раздаются листочки с вопросами. Учащиеся отвечают
на вопрос, записывая ответ.
Время выполнения: 30 минут:
1. Как называются цвета, которые получаются при смешивании основных
цветов? (дополнительные).
2. Назовите теплые цвета? (красный, оранжевый, желтый)
3. Назовите холодные цвета? (синий, фиолетовый, розовый, голубой)
4. Назовите
виды
орнаметов?
(геральдический,
каллиграфический,
растительный, зооморфный)
5. Дайте определение понятию Геральдика? (Геральдика-наука о гербах и
эмблемах)
Критерии оценки теоретических знаний общий балл за выполнение теста:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (6 правильных ответов)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (5 правильных ответов)
1 балл – не усвоил материал (3 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческую композицию на тему «Мой знак зодиака».
Материалы: гуашь, формат А3
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 45 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
-Цветовой колорит работы.
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
42
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
1балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
Личностные и метапредметные результаты отслеживаются методом
наблюдения и заносятся в таблицы 4 и 5 соответственно (см приложение 3)
43
Приложение 3
Диагностика уровня обученности
Год
обучения__________________________________________________________
Вид диагностики__________________________________________________
Оценочная таблица проверки теоретических знаний по программе
«Палитра»
№1
№ Ф.и
Номер вопроса
Общий
учащегося
балл
1
2
3
4
1
2
3
Оценочная таблица проверки умений и навыков по программе
«Палитра»
№2
№ Ф.и
Критерии оценки практической работы
Общи
учащегос Последовательн
Проявлен Аккуратнос Цветово й балл
я
ое соблюдение
ие
ть
й
всех этапов
фантазии
колорит
работы
в работе
работы.
1
2
3
Итоговая оценочная таблица проверки знаний, умений и навыков
учащихся по программе «Палитра»
№
Ф.И
учащегося
Общий балл
Общий балл Итоговый
Уровень
за
за
балл
обученности
теоретические практические
знания
умения и
навыки
1
2
3
44
Таблица наблюдений личностных результатов развития учащегося
№4
Фамилия, имя
ребёнка____________________________________________________
Возраст____________________________________________________________
Объединение______________________________________________________
Дата начала
наблюдения___________________________________________________
Сроки
диагностики/
Показатели
Первый год
обучения
Начало Конец
уч. года
уч.
года
Второй год
обучения
Начало Конец
уч. года
уч.
года
Третий год
обучения
Начало Конец
уч. года
уч.
года
1.Организационноволевые качества:
1.1. Терпение
1.2. Воля
1.3. Самоконтроль
2.Ориентационные
качества:
2.1. Самооценка
2.2.Интерес
к
занятиям в детском
объединении
3.Поведенческие
качества:
3.1.Конфликтность
3.2.Тип
сотрудничества
4. Личные
достижения
учащегося(участие
в конкурсах
различного
уровня)
Критерии оценки личностных результатов(используемый методнаблюдение)
0 баллов-показатель не проявляется;
1 балл-показатель проявляется периодически;
2 балла- показатель проявляется постоянно.
45
Таблица наблюдений метапредметных результатов
№5
Фамилия, имя
ребёнка____________________________________________________
Возраст____________________________________________________________
Объединение______________________________________________________
Дата начала
наблюдения___________________________________________________
Сроки диагностики/
Показатели
Первый год
Второй год
Третий год
обучения
обучения
обучения
Начало
Начало
Начало
Конец
Конец
Конец
уч.
уч.
уч.
уч.
уч.
уч.
года
года
года
года
года
года
Умение самостоятельно
определять цели своего
обучения
Ставить и
формулировать для себя
новые задачи в
познавательной и
творческой
деятельности
Развивать мотивы и
интересы
своей
познавательной
и
творческой
деятельности
Умение
организовывать учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
педагогом и
сверстниками
Работать
индивидуально и в
группе
Умение слушать и
слышать педагога
Критерии оценки личностных результатов (используемый методнаблюдение)
0 баллов-показатель не проявляется;
46
1 балл-показатель проявляется периодически;
2 балла- показатель проявляется постоянно.
47
Приложение 4
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел
Название мероприятия
Конкурсн
ые
мероприя
тия
Участие в городских
конкурсах в рамках
городского фестиваля
«Юное
дарование»(согласно
книге положений ДТД
и УМ)
Участие в городском
конкурсе «Безопасность
глазами детей»
Участие в интернетконкурсах
Организа Творческая Мастерская
ция
«Мастерская Деда
досуга
Мороза»
Школа
жизни
Самая красивая
Валентинка (конкурс
Валентинок внутри
объединения)
Беседа «Школа
дорожных наук»
Беседа «Пожарная
безопасность»
Государс Беседа «Моя Россия »
твенные
традиции Беседа «Традиции
русского народа»
Семейны
е
отношен
ия
Нравстве
нное
воспитан
«Семья- главная
ценность в моей жизни»
«Я и моя семья»
Беседа «О законах
нравственности»
Беседа «Дорогою
Цель
Выявление и
поддержка
одаренных детей
Место
проведени
я
ДТД и УМ
Выявление и
ДТД и УМ
поддержка
одаренных детей
Выявление и
поддержка
одаренных детей
Организация досуга.
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
Организация досуга.
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
Формирование
ЦДОД
правильного
«Олимп»
поведения на
Морозова
дорогах.
,6
Уважение и
почитание
государственных
традиций
Воспитание любви
и уважения к
близким
Формирование
правильного
поведения в
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
Сроки
Декабрь
Апрель
Март
В течение
года
декабрь
февраль
Сентябрьоктябрь
ноябрь
декабрь
январь
48
ие
добра».
обществе
,6
Правовое Беседа «Можно и
воспитан нельзя»
ие
Беседа «Правила для
учащихся- это закон»
Формирование
правильного
поведения в
обществе
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
февраль
Здоровье Беседа «Сохрани свое
здоровье»
Здоровьесбережени
е. Формирование
здорового образа
жизни.
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
март
Формирование
бережного
отношения к
природе
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
апрель
Воспитание любви
к родному краю.
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
май
Беседа «Твое здоровье»
Экология Беседа «Экология и мы»
Беседа «Учимся беречь
природу»
Патриоти
ческое
воспитан
ие
Экстрема
льные
ситуации
«Мужество»
«О патриотизме. О
Родине.»
«Осторожно, гололёд!»
«Опасные игрушки»
«Осторожно, сход снега»
«Безопасный отдых»
Работа с Собеседования
детьми
состоящи
ми на
различны Анкетирование.
х учетах
Мероприятия ЦДОД
Работа с Родительское собрание
родителя «Знакомство с планом
ми
работы объединения на
новый учебный год».
Собеседования.
Формирование
правил поведения
и тб в
экстремальных
ситуациях
Вовлечение
Кабинет
трудных детей в
СОШ
объединения
№38,
центра.
№36
Изучение
Кабинет
потребностей
СОШ
данной группы
№38,
детей.
№36
Раскрытие и
Актовый
развитие
зал СОШ
способностей детей. №38,№36
Привлечение
ЦДОД
родителей к
«Олимп»
творческой
Морозова
деятельности детей
,6
Приобщение
ЦДОД
родителей к
«Олимп»
учебному году,
Морозова
октябрь
декабрь
март
май
В течении
года
В течении
года
В течении
года
В течении
года
В течении
года
49
Анкетирование.
Родительское собрание
«Подведение итогов
года»
решение
воспитательных
проблем.
Изучение
потребностей
родителей в
занятости детей.
Знакомство с
творческими
достижениями
каждого учащегося.
,6
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
В течении
года
В течении
года
50
Приложение 5
План работы с родителями
Месяц
сентябрь
январь
апрель
в течение
учебного года
Содержание
родительское
собрание
Организационное
«Давайте
познакомимся»:
- знакомство с общим содержанием образовательной
программы, с перспективами на учебный год, с
расписанием занятий, с правилами поведения в
Центре и в объединении, знакомство с Уставом
Центра заполнение заявления-анкеты;
- знакомство с перечнем материалов, необходимого для
занятий;
- выбор родительского комитета.
Родительское собрание «Наши первые результаты»:
- результаты обучения за 1-е полугодие;
- отчет родительского комитета.
Родительское собрание «Подведем итоги»:
- результаты обучения за год;
- отчет родительского комитета за год;
- награждение активных родителей
1. Привлечение родителей к подготовке и проведению
мероприятий, открытых занятий, пополнению материальнотехнической базы объединения.
2. Консультирование родителей по вопросам воспитания
детей.
3. Посещение родителями учебных занятий.
4. Общение с родителями по телефону по различным
вопросам.
51
Приложение 6
Перечень материалов, необходимых для занятия в объединении
«Юный художник» (ДОП «Палитра»)
1. Гуашь 12 цветов (фирма «Гамма» или «Мастер-класс»)
2. Акварельные краски 12 цветов (любая фирма лучше «Ленинград»)
3. Набор кисточек: для гуаши-3 шт. (синтетика,щетина), для акварели-3 шт.
(белка, колонок, пони)
4. Бумага (на выбор): ватман-5 шт, папка для черчения форматом А3 (на
полугодие)
5. Карандаш ТМ (НВ)
6. Ластик (мягкий)
7. Палитра с ячейками (любая)
8. Цветные карандаши (набор 12 цветов)
9. Фломастеры (набор 12 цветов)
10. Черная гелевая ручка
11. Тряпочка или полотенце для рук
12. Фартук
52
Приложение 7
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
в дополнительной общеобразовательной программе –
дополнительнойобщеразвивающей программе
№
изм
.
Номер и название
раздела учебного плана
программы, в который
внесены изменения
Основан
ие
Наименован
Дата
ие
документа
Номер
53