Вернисаж

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ –
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
образовательная
программа
«Вернисаж»
является
одногодичной общеразвивающей модифицированной уровневой (базовый
уровень) учрежденческой, разновозрастной программой художественной
направленности и предназначена для предоставления услуг по дополнительному
образованию детей на ступени начального общего образования.
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая
программа «Вернисаж» разработана на основе:
1.Нормативных правовых актов и государственных программных
документов в области дополнительного образования:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
2.
Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. No
629 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3.
Стратегия социально-экономического развития Республики
Коми до 2035 года от 11 апреля 2019 года № 185 https://clck.ru/TjJbM
4.
Стратегии
социально-экономического
развития
города
Сыктывкара до 2030 года от 8 июля 2011 г. № 03/2011-61 https://clck.ru/TjJea
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»)
[Электронный
ресурс]
–Режим
доступа:
http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

7.
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/45028/
8.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
– М.: Просвещение, 2009.
9.
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
10.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(утв. распоряжением
Правительства РФ от
29
мая
2015
года №996-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

11.
Устав
муниципального
учреждения дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей «Олимп» //
Зарегистрирован 05.09.2019//
12. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи» (утверждены положением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28)
13. Лицензия МУДО «ЦДОД «Олимп» г.Сыктывкар на образовательную
деятельность;
14. Образовательная программа «ЦДОД «Олимп» г.Сыктывкар
15. Конвенция о правах ребенка // Принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеей от 20 ноября 1989 года. Ратифицирована Постановлением
Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г. № 1559.1.
16. приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от
18.11.2 015 № 09-3242 «О направлении информации» (Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
программ (включая разноуровневые программы);
17. приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной
политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми».
2. Типовых программ по направленности деятельности:

Неменский, Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд:
Программа с краткими методическими рекомендациями 1-8 классы. – М.:
Просвещение, 2009.
Программа «Вернисаж» направлена на развитие творческих способностей
и воображения у младших школьников, посредством рисования в разных
техниках.
Концепция программы:
Знакомит детей с культурой и традициями русского и коми народа.
Знакомит с различными техниками рисования. Учит детей различным приемам
работы с цветными карандашами, гуашью, акварелью и другими материалами.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует
их воображение и фантазию.
Актуальность программы:
Обусловлена потребностью детей к самовыражению, созданию для учащихся
ситуации успеха, что способствует развитию заинтересованности и
увлечённости художественным творчеством. Таким образом рисование может
быть хорошей профилактикой гаджетозависимости.
Новизна данной программы:
- работа живописными и графическими материалами в различных техниках
изобразительного искусства;
- проведение досуговых мероприятий;
-уделено особенное внимание
региональному компоненту.

приобщению

учащихся

к

национально-

Отличительные особенности данной программы
Данная программа опирается на программу Неменского Н.Н. Изобразительное
искусство и художественный труд: Программа с краткими методическими
рекомендациями 1-8 классы.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий
и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей, возраста и степени
усвоения ими учебного материала. На занятиях используются разнообразные
техники и материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры,
крафтбумага, что позволяет поддерживать высокий уровень интереса у
учащихся на протяжении всего процесса обучения.
Включен блок культурного наследия Республики Коми.
Базовые (типовые) программы

Программа

«Вернисаж»
Изменения
в
предусмотрены

программах

Упор делается лишь на обучение
Не предусматривается
родителями

работа

На занятиях используются
изобразительных материала

не Возможность изменений в процессе
реализации программы на практике
Единство воспитания и обучения
с Разработан план работы с родителями
2-3 На занятиях более 3 изобразительных
материалов

Реализация программы за 1-2 учебных Увеличение учебных часов в неделю
часа в неделю
до 4.
Региональный
учитывается

компонент

не Программа
предоставляет
возможности
для
проявления
индивидуальности учителя с учетом
особенностей
национального
регионального компонента.

Новизна программы состоит в том, что программа знакомит учащихся с
разнообразными техниками и приёмами рисования (в том числе
нетрадиционного), а также их комбинирования. Это способствует развитию
творческих способностей, умению нестандартно мыслить. Уделено внимание
этнокультурному содержанию. Учащиеся закрепляют этот теоретический
материал на практике, что способствует приобщению к народной культуре.
Опираясь на интегрированный подход, программа содействует развитию
инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических
переживаний, увлеченности совместного творчества взрослого и ребенка, через
художественно-прикладную деятельность.
Организационно-педагогические основы обучения.
Адресат программы: подготовки
Данная программа предназначена для детей в возрасте 9-12 лет. Зачисляются в
объединение учащиеся не имеющие медицинских противопоказаний по
письменному заявлению родителей.
Оптимальное количество детей в группе - 12 человек (максимальное число
учащихся – 15 человек).
Срок и объем освоения программы:

Продолжительность образовательного цикла - 1 год обучения. Общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для
освоения программы - 144ч.
Год
Количество часов
Количество часов
обучения
в неделю
в год
1

ВСЕГО

4

144
144

Режим занятий:
Режим работы для всех групп по 2 часа 2 раза в неделю, продолжительностью
одного занятия до 45 минут с 10 минутным перерывом между занятиями.
Занятия проводятся в групповой форме.
Год
Количество часов и раз в неделю
Продолжительность
обучения
одного занятия в
академических часах
1
2 раза по 2 часа
до 45 минут
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Формирование устойчивой мотивации к занятиям изобразительным
искусством, развитие творческих способностей и художественных навыков.
Задачи программы:
Обучающие:
- актуализация знаний по цветоведению, техниках и приёмах работы с
акварелью и гуашью, о перспективе и натюрморте;
- приобретение знаний о народной (русской и коми) культуре, росписях,
традициях.
Развивающие:
- совершенствование мелкой моторики, глазомера;
- совершенствование умения подбирать гармоничные цветовые сочетания;
- развитие художественного вкуса и творческих способностей: воображения и
фантазии;
- развитие коммуникативных способностей: умение сотрудничать,
сопереживать, способность к самоконтролю.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к народным традициям и культуре;
- воспитание культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Содержание учебного плана
Общее

№

Раздел (тема)

В том числе

количество
часов

Теори
я

Прак
тика

1.

Вводное занятие. Инструменты и
материалы. ТБ

2

1

1

2.

Цветоведение: теория цвета, цветовой
круг Иттена, цветовые гармонии,
упражнения

12

6

6

Живопись

18

9

9

граттаж, градиентные заливки, сграффито,
монотипия, применение крафтбумаги в
портретах, живопись на цветном картоне

16

8

8

5.

Иллюстрация. Иллюстрация комисказки

6

1

5

6.

Образ зимы

12

6

6

п\п

-живопись акварелью:
3.

градиентные заливки, акварель по-сырому,
по-сухому, сухая кисть, размывка,
лессировка, эффект соли, (скетчинг).

4.

- живопись гуашью:

Новогодняя открытка, зимние образы
акварелью и гуашью
7.

Графика. Выразительные средства
графики

18

6

12

8.

Участие в тематических выставках:

8

-

8

8

3

5

Рисование на тему «День учителя», «8
марта», «День Победы», Пасха
9.

Перспектива

10. Натюрморт

10

11. Досугово-развивающая деятельность

6

12. Участие в конкурсах различного уровня

14

-

14

13. Региональный компонент

12

3

9

2

1

1

144

55

89

2

8
6

Коми народная роспись
Летние праздники коми народа
14. Промежуточная аттестация
Всего:

Содержание учебного плана
1.Вводное занятие.
Теория: Материалы и инструменты. Техника безопасности.
Практика: определение видов бумаги, кистей по материалу, номеру
2. Цветоведение
Теория: Теория цвета, цветовой круг Иттена. Цветовая гармония. Виды
гармоничных цветовых сочетаний. Тёмное на светлом, светлое на тёмном.
Смешение цветов с белым и черным, цветовая и тоновая растяжка.
Практика: Упражнения на смешение цветов, насыщенность, нахождение
гармоничных цветовых сочетаний, выполнение упражнений на смешение
любого цвета (по выбору учащегося) с черным и белым, получение цветовой,
тоновой хроматической растяжки, тёмное на светлом, светлое на тёмном.
3. Живопись
- живопись акварелью
Теория: Градиентные заливки. Приёмы работы с акварелью: по-сырому, сухая
кисть, размывка, лессировка. Скетчинг. Эффект соли в акварели.
Практика: Упражнение на заливку. Отработка приёмов работы с акварелью на
практике (рисование пейзажей, растений, животных).

4.Живопись гуашью
Теория: Граттаж, градиентные заливки в гуаши, сграффито, монотипия.
Применение крафтбумаги для рисования портретов, рисование на цветном
картоне.
Практика: Граттаж «Зимнее кружево», упражнения на заливку, пейзаж с
приёмом «Сграффито» и «Монотипия». Рисование портрета с применением
крафбумаги, рисование на цветном картоне.
5.Иллюстрация.
Теория: Что такое иллюстрация, законы и этапы иллюстрации.
Практика: Иллюстрирование комисказки.
6.Образ зимы
Теория: образ зимы; особенности изображения зимы акварелью, гуашью
Практика: Зимние пейзажи. Самостоятельная работа. Рисование новогодних
открыток для участия в конкурсах и выставках.
7. Графика
Теория: Выразительные средства графики: пятно, линия, точка, штрих. Виды
штриховки. Растяжка цвета карандашами. Создание фактуры.
Практика: Упражнения на штриховку, создание фактуры, рисование фрукта на
выбор, зентангл «Зима».
8. Участие в тематических выставках
Практика: тематическое рисование «День учителя», «8 марта», «День
Победы»
9. Перспектива.
Теория: Виды перспективы. Построение линейной перспективы с 1 , 2 ,3
точками схода
Практика: Упражнения на построение перспективы, рисование комнаты,
улицы.
10. Натюрморт.
Теория: Композиция. Построение эллипсов, цилиндров. Штриховка.
Штриховка различных форм. Светотень.
Практика: Рисование натюрморта карандашом.
11. Досугово-развивающая деятельность

12. Участие в конкурсах
13. Региональный компонент
Теория: Презентация по коми-праздникам «Гажа валяй», «Луд», «УстьЦилёмская горка»
Практика: Тематическое рисование. Многофигурная композиция.
14.Промежуточная аттестация
Календарно - тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование находится в разделе учебнометодического комплекса.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
- приобретут знания по цветоведению, гармоничных цветовых сочетаниях;
- приобретут знания о способах и приёмах работы с акварелью и гуашью;
- приобретут знания о народной коми культуре, росписях, традициях;
- приобретут знания о перспективе и натюрморте.
Метапредметные:
- совершенствуют мелкую моторику и глазомера;
- совершенствует умение подбирать гармоничные цветовые сочетания;
-разовьют художественный вкус и творческих способностей: воображение и
фантазию;
-разовьют коммуникативные способности: умение сотрудничать, сопереживать,
способность к самоконтролю.
Личностные:
- воспитают интерес и уважение к народным традициям и культуре;
- воспитают культуру труда.
5. ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Определение уровня освоения программы осуществляется в
соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля успеваемости, промежуточной аттестации МУДО «ЦДОД «Олимп».
Формы входящего контроля: тестирование, практическое задание. Для

определения фактического состояния образовательного уровня проводится
промежуточная аттестация по освоению дополнительной
общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы.
Формы промежуточной аттестации - комбинированная проверка (сочетание
практической и теоретической части с показательными формами);
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития
способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом
программы. В целях определения результатов и качества освоения программы
необходима система мониторинга, то есть систематического контроля уровня
знаний, умений, навыков и компетентностей учащихся.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить
развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для
их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно
коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся в
протоколы текущего контроля и промежуточной аттестации. Индивидуальный
рост учащихся фиксируется в индивидуальной карточке учета результатов
обучения по дополнительной общеобразовательной программе –
дополнительной общеразвивающей программе и индивидуальной карточке
оценки личностного развития учащегося в процессе освоения им
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы.

Входящий

Вид
контрол
я

Цель
Теория:
Проверка
знаний о
ТБ при
работе с
режущими
инструмен
тами,
бумагой;
виды
бумаги,
красок.
Практика:

Этапы педагогического контроля
Содержа Формы
Критерии
ние
Теория:
- Правила
техники
безопасн
ости с
ножница
ми,
бумагой
- Виды
бумаги
- Виды
красок
Практика
:

опрос
«Техника
безопасн
ости,
виды
бумаги,
красок и
кистей»
Практиче
ская
работа.

Теория:
Высокий уровень: учащийся
называет 15 и более требований
безопасности, может определить
7-8 видов бумаги, умеет
отличать гуашь и акварель,
называет все виды кистей
Средний уровень: учащийся
называет 10 требований
безопасности, может определить
5-6 видов бумаги, умеет
отличать гуашь и акварель,
называет 5 видов кистей

По
освое
нию
допол
нител
ьной
общео
бразо
ватель
ной допол
нител
ьной
общер
азвива
ющей
прогр
аммы

Выявить
развитие
мелкой
моторики,
глазомера,
аккуратно
сти,
самостоят
ельности

выполнен
ие
творческо
го
задания
«Дорисуй
половину
и укрась»
(ваза)

Выявить
уровень
овладения
программо
й

Уровень
освоения
теоретиче
скими
знаниями
и
практиче
скими
умениями
по
разделам
программ
ы

Достаточный уровень: учащийся
называет 7-9 безопасности,
может определить 4-5 видов
бумаги, 3 и менее видов кистей
Практика:
Выполнение творческого
задания. Оценивается развитие
мелкой моторики, аккуратности,
самостоятельности, глазомера
Баллы
1б- учащийся справляется с
заданием при небольшой
помощи педагога
2б-учащийся справляется с
заданием при небольшом
руководстве педагога
3б-учащийся справляется с
заданием самостоятельно
Уровни
Допустимый-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3
тест,
практиче
ское
задание,
педагоги
ческое
наблюден
ие

Теория:
Допустимый - учащийся
правильно ответил на 5-6
вопросов из 10
Средний - учащийся правильно
ответил на7- 8 вопросов из 10
Высокий - учащийся правильно
ответил на 10 вопросов из 10
Практика:
Высокий уровень – рисунок
выполнен
с
соблюдением
пропорций, построение куба
выполнено без ошибок, задание
выполнено самостоятельно
Средний уровень – имеется
небольшая
диспропорция
в
наброске животного/1 ошибка в
построении
куба,
задание
выполнено самостоятельно
Допустимый
уровень
–
выполнение задания требует
помощи педагога.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
6.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ФОРМАТЫ
(формы, методы, приёмы, педагогические технологии)
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно–воспитательного процесса является
групповое учебное занятие. При работе над коллективными работами, проектами
возможны занятия в малых группах по 2-5 человек.
Формы и методы обучения
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом,
работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Виды:
В процессе освоения программы применяются три вида заданий:
1)
тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с
иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются на этапе
освоения технологии.
2)
частично-поисковые, когда учащиеся должны самостоятельно выбрать
тот или иной известный им способ изготовления, или определить наиболее
подходящий материал для воплощения замысла, или выполнить декорирование
изделия;

Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно–воспитательного процесса является
групповое учебное занятие. При подготовке к конкурсам и фестивалям
возможны занятия в малых группах по 2-5 человек. Программа предполагает
фронтальные, групповые и мелкогрупповые формы занятий. Основной формой
Данная программа опирается на такие технологии как:

технология творческого саморазвития,

технология коллективного творческого дела

здоровьесберегающие технологии,
Данные
технологии
дают
возможность
программе «Вернисаж» быть
адаптированной к разнообразию интересов и запросов детей и родителей
(законных представителей), быть открытой и гибкой для коррекции на всех
этапах ее реализации.
Образовательная деятельность строится на основе системнодеятельностного подхода, основной результат применения которого – развитие
личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учащимися определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
- формирование у учащихся умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
7. Рефлексия.
Система дидактических принципов
Реализация технологии деятельностного метода в практическом
преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы

своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно
участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей,
общеучебных умений.
2) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе,
социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в
системе наук).
3) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
4) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию
решений в ситуациях выбора.
5) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются
открытые учебные занятия, выставки, участие в конкурсах.
На период актированных дней, карантинных мероприятий, отсутствием
учащегося по уважительным причинам предусмотрена самостоятельная работа,
которая выражается в выполнении комплекса упражнений, работа с текстами
песен. По окончанию актированных дней, карантина организуется консультаций
с учащимися, испытывающими затруднения при изучении учебного материала.
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане воспитательной
работы, которая планируется педагогом ежегодно. (Приложение № 3)
План воспитательной работы направлен на воспитание духовно-развитой,
творческой личности:
- работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы,
консультации) предполагают взаимопомощь в формировании целостных
личностных качеств у детей;
- используется воспитательная технология КТД И.П. Иванова
- используется технология создания ситуации успеха
- условием нравственного воспитания детей и молодежи в объединении
является общение на доверительных началах;
- создание дружеской атмосферы в коллективе;
- посещение выставок воспитывает художественно-эстетические качества
личности, художественный вкус.

Условия реализации программы
7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа реализуется на базе МУДО «ЦДОД «Олимп» (ул. Морозова. 6)
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий по
программе «Вернисаж»:
Учебные столы и стулья
Проектор
Гуашь
Акварель
Фломастеры
Восковые мелки
Цветные карандаши
Простой карандаш
Ластик

Кисти разных размеров
Ножницы
Клей
Крафтбумага
Цветной картон
Линейка
Альбом
Бумага для акварели/черчения

Методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплекс
I. Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
Интернет-ресурсы
(См. список литературы).
II. Материалы:
Дидактические материалы:
• Образцы рисунков.
• Презентации
• Разработка методики психолого-педагогической диагностики личности
учащихся. Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения
программы».
№
п.п.

Разделы

1. 1Вводное занятие (беседа)
. Инструменты и материалы. ТБ
2. 3Цветоведение
.
3. . Культура и традиции
4. Краеведение

Наглядное пособие
Инструкция по ТБ, образцы бумаги
Презентации по темам, инструкционные карты
по народным росписям, образцы рисунков,
рекомендованная литература для учащихся

5. Проектная деятельность
6. 3Аттестация
.
7. 4Досугово-развивающая
. деятельность.

Тесты
тексты бесед, настольные игры, сценарий игр

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Список литературы для педагога
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»
СанПиН 2.4.4.3172-14;
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие
образования" на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15
мая 2013 г. N 792-р).
- Конвенция о правах ребенка // Принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеей от 20 ноября 1989 года. Ратифицирована Постановлением
Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г. № 1559.1.
- Лицензия муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования детей «Дом детского творчества» г. Печора на
образовательную деятельность;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017
годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761.
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020
годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №
497
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
"Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности"
В.А.Грошенкова, Т.С.Шилова М.: ТЦ Сфера, 2012
Методическое пособие для воспитателей и педагогов» Т.Комарова Изд.
«Мозаика-синтез», М. 2008 г.

«О детском рисовании» М.Озёрова Изд.студии А.Лебедева 2017г.
«Обучение рисованию. Рисуем по образцу и фантазируем» . Потнер Изд.
«Стрекоза» 2010г.
Грибова Л.С. «Декоративно-прикладное искусство народов коми» М., 1980 г.
Земцова И.В. «Пижемская роспись» Практическое пособие Сыктывкар, 2009
Королева Н.С. «Народное искусство пермских финно-угров (коми, комипермяков, удмуртов) XIX-XXвв.» Автореф.канд.дис. …искусств. Наук. М.,1969
г.
Постникова Н.В. « Мезенская роспись: учебно-методическое пособие для
студентов специализации «Декоративная роспись» , ФГБОУ ВПО «Удмуртский
государственный университет»,2011. - 36 с. , с ил.
Шелег В.А. «Крестьянские росписи Севера» Русский Север: Ареалы и
культурные традиции, Л.,1992 г.
Интернет ресурсы:
https://ourreg.ru/2021/01/06/samobytnaja-rospis-verhnej-vychegdy/
https://www.youtube.com/@AzbukaR

Список литературы для учащихся:
Ольга Шматова «Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс-курс:
учимся рисовать с нуля шаг за шагом.»Эксмо.2023 г.
Харт Кристофер «Учимся рисовать фигуру человека. Простые шаблоны для
рисования головы и тела» Эксмо 2024 г.
Ольга Шматова «Самоучитель по рисованию цветными карандашами» АСТ
2023 г.
Марк Бёрджин «Школа рисования. Перспектива» Питер.2023 г.
«Рисуем голову и фигуру человека»
Полный курс рисования АСТ, 2021г.
Палмэр Метью. «Акварель для всех. Пошаговый курс для начинающих и
продвинутых художников»
Бомбора, 2022г.
Смит Дункан «Рисунок простым карандашом. Школа рисования» Питер.
2022г.
Хамм Джек «Как рисовать животных» Попурри, 2022 г.
Чернов Д. «Школа рисования. Форма, объем, пропорции» Попурри 2021 г.
Интернет-ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=yfyY0Veceik&list=PLimHs35MQcuP_AKQXMXx1xPRGKGvS38bw&index=95&pp=gAQBi
AQB

https://www.youtube.com/watch?v=C2vbYpaAWk&list=PLimHs35MQcuP_AKQXMXx1xPRGKGvS38bw&index=15&pp=gAQBiAQB
https://www.youtube.com/watch?v=zlA4KHDAZLE&list=PLimHs35MQcuP_AKQXMXx1xPRGKGvS38bw&index=17&pp=gAQ
BiAQB

Приложение 1
Учебно - методический комплекс
Календарно – тематическое планирование
Календарно-тематический план

№

Раздел программы
Тема занятия

1.

Вводное занятие. Инструменты и
материалы. Виды бумаги и кистей. Техника
безопасности
Цветоведение. Теория цвета. Цветовой круг
Иттена
Упражнение на смешение цветов
Упражнение на насыщенность
Цветовая гармония. Аналоговая ,
расщеплённо-аналоговая, контрастная схемы.
Упраженения
Цветовая гармония. Контрастная триада,
классическая триада, тетрада, прямоугольная
схема. Упраженения
Темное на светлом, светлое на тёмном,
упражнения
День учителя
Живопись акварелью:
Градиентные заливки
Акварель по-сырому

Всего Теори
часов
я

Практик
а

2

1

1

2

1

1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2

1

1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

10. Акварель по-сухому

2

1

1

11. Техника «Размывка»
12. Скетчинг

2
2

1
1

1
1

Скетчинг
Лессировка
Лессировка
Эффект соли при рисовании акварелью
Иллюстрация. Что такое иллюстрация, этапы
и законы иллюстрации; наброски
18. Работа над эскизом

2
2
2
2
2

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

19. Работа над иллюстрацией комисказки

2

2.
3.
4.
5.

6.

7.
8.

9.

13.
14.
15.
16.
17.

2

-

2
-

2

20. Образ зимы.
Образ зимы. Особенности изображения зимы
различными материалами. Рисование зимних
деревьев акварелью, гуашью, карандашами.
21. Особенности изображения человека зимой.
Рисование зимних забав на формате А5
22. Новогодняя открытка. Выбор темы.
Выполнение наброска

2

1

1

2

1

1

2

1

1

23. Новогодняя открытка. Рисование эскиза

2

-

2

24. Новогодняя открытка, цветовое решение.
Работа над открыткой

2

1

1

25. Работа над открыткой

2

-

2

26. Графика. Выразительные средства графики:
линия. Рисование предмета простой формы
27. Выразительные средства графики: штрих.
Виды штриховки. Создание фактуры.
Упражнения
28. Выразительные средства графики: штрих.
Рисование предмета простой формы
29. Выразительные средства графики: точка, пятно
Рисование предмета простой формы
30. Выполнение графической работы
31. Цветные карандаши: растяжка цвета
32. Выполнение графической работы
33. Региональный компонент
Пижемская роспись, изготовление календаря с
пижемской росписью
34. Изготовление календаря с пижемской
росписью

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2
2
2
2

1
1

2
1
2
1

2

-

2

35. Досугово-развивающая деятельность

2

-

2

36. Живопись гуашью. Градиентные заливки
37. Граттаж, Сграффито

2
2

1
1

1
1

38. Монотипия.

2

1

1

39. Живопись на цветном картоне. Часовая башня

2

1

1

40. Живопись на цветном картоне. Поезд
41. Живопись на цветном картоне. Поезд

2
2

1
1

1
1

42. Применение крафтбумаги в портретах
Мужской портрет. Пропорции в портрете
43. Живопись на цветном картоне. Котёнок

2

1

1

2

1

1

44. Фигура человека. Пропорции взрослого и
ребёнка. Эскиз фигуры
45. Фигура человека в движении. Эскиз
многофигурной композиции
46. Работа над многофигурной композицией

2

1

1

2

1

1

2

-

2

47. Выполнение работ для участия в конкурсе

2

-

2

48. Выполнение работ для участия в конкурсе
49. Выполнение работ для участия в конкурсе

2
2

-

2
2

50. Выполнение работ, посвящённых 8 марта

2

1

1

51. Досугово-развивающая деятельность
52. Выполнение работ для участия в конкурсе
53. Выполнение работ для участия в конкурсе

2
2
2

-

2
2
2

54. Комирегиональный компонент
55. Коми праздники Гажа валяй, Луд, УстьЦилёмская горка. Выбор сюжета для
тематической работы
56. Тематическое рисование. Многофигурная
композиция.

2
2

1
1

1
1

2

-

2

57. Тематическое рисование. Многофигурная
композиция.

2

-

2

58. Выполнение работ, посвящённых Дню
Победы
59. Выполнение работ, посвящённых Дню Победы
60. Линейная перспектива с единой точкой схода
61. Линейная перспектива с 2 точками схода

2

-

2

2
2
2

1
1

2
1
1

62. Линейная перспектива с 3 точками схода
63. Линейная перспектива с 3 точками схода
64. Натюморт. Композиция. Осевые линии.
Построение элипсов.
Набросок натюрморта
65. Штриховка различных форм, светотень
Работа над эскизом

2
2
2

1
1

1
2
1

2

1

1

66. Работа над натюрмортом

2

-

2

67. Работа над натюрмортом

2

-

2

68. Работа над натюрмортом

2

-

2

69. Выполнение работ для участия в конкурсе
70. Выполнение работ для участия в конкурсе

2
2

-

2
2

71. Промежуточная аттестация
72 Досугово-развивающая деятельность

2

1

1

2

-

2

144

47

97

Всего

Контрольно- измерительные материалы.
1 год обучения.
Приложение 2
Входящая диагностика
Теория: опрос на предмет знания техники безопасности работы с ножницами,
клеем, бумагой.

Практика: по предложенным образцам определить вид бумаги (альбомная,
цветная односторонняя, двусторонняя, для черчения, для акварели, тетрадная,
для принтеров, крепбумага, папирусная, картон); определить вид красок
(акварель, гуашь), определить вид кисти (щетина, синтетика, белка, колонок,
нейлон, круглая, плоская, веерная).
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в закрытом виде.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в
стороне от лезвия.
10. Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Техника безопасности при работе с клеем
С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве
воды.
По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Техника безопасности при работе с бумагой и картоном
1. Помни, что края бумаги острые и об них можно порезаться.
2. Используй бумагу экономно.
3. Разметку делай на изнаночной стороне простым карандашом.
4. Ненужные обрезки скомкай и выкини в контейнер

Промежуточный контроль
Приложение 3
Теория: тест
Практика: практическое задание (построение и штриховка куба)

Теория: тестирование
Практика: рисунок на тему «Герои любимой сказки»
Тест
1.Отметь основные цвета
а). белый б). жёлтый в). синий г). розовый д). красный
2. Отметь тёплые цвета
а). зелёный б). жёлтый в). синий г). розовый д). красный
е). оранжевый
3. Отметь цвета вторичной триады (составные)
а). зелёный б). жёлтый в). синий г). розовый д). красный
е). оранжевый ж). фиолетовый з). коричневый
4. Отметь несуществующие цветовые гармонии
а). круговая б). ромбическая в). контрастная триада г). аналоговая триада
д).контрастная триада е). тетрада
5. Какая их этих росписей самая простая
а). пижемская б). удорская г).вычегодская
6. Отметь летние коминародные праздники
а). Гажа-валяй, б). День защиты детей в). Луд г). День города
7. Подпиши виды перспективы (с 1, 2мя точками схода)

8.

Как распределяется свет и тень на предмете? Соотнеси цифры на рисунке и ответ

Варианты ответов




1-тень, 2-свет, 3-рефлекс, 4- блик, 5- падающая тень
1- блик, 2- свет, 3-полутень, 4- тень, 5- падающая тень
1- блик, 2- рефлекс, 3- тень, 4- свет, 5-падающая тень

9. Подпиши техники рисования гуашью
(Граттаж, монотипия, сграффито)

10.Соотнесите каждый из приемов работы с акварелью с его описанием. Расставьте
стрелки.

Смягчение
границ по
сухому
(растушевы
вание)

По мокрому

Смягчение
границ по
мокрому

Использова
ние соли

Применени
е штампов

Мокрое по
мокрому

Способность этого вещества впитывать влагу используется для
получения различных эффектов в акварели. Видимый результат
проявляется не сразу, оценить полностью эффект можно только
после высыхания краски.

Использование этого приема добавляет в работу цвет. Высохший
слой краски размачивается чистой водой. После этого наносится
слой густой краски, которая растекается по воде. Таким образом,
граница двух цветовых пятен становится мягкой и сколь угодно
протяженной. Этот метод используется для работы в слоях для
проработки объемов.
Этот прием сглаживает границы цветовых пятен, чаще всего
используется для исправления ошибок.
Мягкий переход создается в местах границ двух цветовых пятен с
помощью проведения в них влажной кисточкой, расплющенной в
лопаточку. Кисть должна быть влажной, но не мокрой. Бумага
должна оставаться сухой. Влажной кистью в одном и том же
направлении проводят несколько раз. Нажим на кисть должен быть
легким, иначе можно стереть слои краски до бумаги. Если кисть
слишком мокрая, вокруг цветового пятна образуются разводы.
Эта техника создает интересные цветовые эффекты и позволяет
использовать растекание акварели.
Рисунок карандашом делают до смачивания бумаги.
Бумагу мочат с двух сторон, погружая в емкость с чистой водой.
Бумагу можно смачивать влажной губкой, а также кистью или
пульверизатором. Влажность бумаги играет большую роль. От
влажности зависят скорость растекания краски по бумаге и
неровность краев пятна.
В этом случае краска ляжет на слой другой краски. Бумага
смачивается сильно разведенной краской, на которую наносится
более густая — более темная. Более густая краска течет в сторону
более жидкой. Большее количество краски течет в сторону
меньшего.
Способ нанесения оттисков, одинаковых по площади, форме и
цвету. Оттиск, соответствующий замыслу, наносится на чистый лист

бумаги или же поверх уже нарисованного слоя. Можно применять и
для мазков.

Приложение 4
ЛИСТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
Диагностическая карта промежуточной аттестации
ПОКАЗАТЕЛИ
Фамилия, имя

КРИТЕРИИ

1.
2.
3.
Оценка знаний:
Оценка умений:
Высокий - знания сформированы и являются устойчивыми;
Высокий – умение проявляется во всех видах деятельности;
Средний - знания сформированы, но не являются устойчивыми; Средний - умение проявляется не во всех видах деятельности;
Допустимый - знания сформированы частично.
Допустимый - умение проявляется частично.

Размывка

Акварель по-сухому

Скетчинг

Акварель по-сырому

Монотипия

Граттаж

Графика

использование техник рисования

Натюрморт

сочетания

Гармоничные цветовые

Фигура человека

Перспектива

применение знаний

Градиентные заливки

учащегося

Портрет

№

Индивидуальный уровень учащегося

Обучающие (предметные) результаты

Приложение 5

Диагностическая карта №1 (Формирование метапредметных и личностных качеств)
№

ФИ учащегося

Мелкая

Творческие

Художественны

моторика

способност

й вкус

и

и

Фантазия

Культура

Интерес к

труда

народным
традициям и

глазомер

культуре

1

Диагностическая карта №2 (Культура труда)
№

ФИ учащегося

Трудовая дисциплина

Организация рабочего

Планирование

места

деятельности

полугодие

полугодие

полугодие
I

II

I

II

1

Диагностическая карта №3 (Формирование коммуникативных способностей)
№

ФИ обучающегося

Умение сотрудничать

Самоконтроль

полугодие
I
1

полугодие
I

I

II

I

II

Приложение 6
Критерии оценки к диагностической карте №1 (Формирование метапредметных и личностных качеств)

Развитие мелкой моторики рук и глазомера
Чёткость и уверенность линий, правильные геометрические формы, ориентация на листе, соразмерность деталей
Высокий уровень – развиты все 5 параметров
Средний уровень – развиты 3-4 параметра
Допустимый уровень – развиты 2 параметра или 3 на среднем уровне
Художественный вкус, фантазия, творческие способности
Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью, гармонично подобрана цветовая гамма,
пропорции, художественное решение
Средний уровень – работы выполнены по образцу, имеются проявления индивидуальности; имеется некоторая
дисгармония по 1 из параметров (цветовой гамме/пропорциям/художественному решению)
Допустимый уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы; имеется некоторая
дисгармония по 2 из параметров (цветовой гамме/пропорциям/художественному решению)
Интерес к народным традициям и творчеству
- Высокий уровень – учащийся внимателен, высоко мотивирован на познание нового материала
- Средний уровень – учащийся внимателен, мотивирован на протяжении большей части занятия

- Допустимый уровень – учащемуся требуется дополнительная мотивация
Критерии оценки к диагностической карте №2 (Культура труда)
Трудовая дисциплина
Учащийся работает:
- аккуратно
- уверенно и самостоятельно
- рационально использует материал
Высокий уровень – развиты все 3 параметра
Средний уровень – развиты 2 параметра
Допустимый уровень – развит 1 параметр или 2 на среднем уровне
Организация рабочего места
Высокий уровень – рабочее место содержится в порядке и используется рационально на протяжении всего занятия
Средний уровень – рабочее место содержится в порядке, используется рационально на протяжении большей части занятия
Допустимый уровень – рабочее место содержится в порядке, используется не рационально
Планирование деятельности
Высокий уровень – учащийся самостоятельно планирует деятельность на протяжении всего занятия
Средний уровень – учащийся самостоятельно планирует деятельность на протяжении большей части занятия
Допустимый уровень – учащемуся требуется помощь в планировании деятельности

Критерии оценки к диагностической карте №3 (Формирование коммуникативных способностей)
Умение сотрудничать
Учащийся:
- дружелюбен
- легко находит общий язык с другими учащимися
- стремится продуктивно работать в группе (паре)
- стремится деликатно критиковать
- стремится предлагать варианты решения
- стремится к бесконфликтному общению
Высокий уровень – присутствуют 5-6 параметров
Средний уровень –присутствует 4-5 параметров
Допустимый уровень – присутствует 3-4 параметра
Умение сопереживать
Учащийся:
- умеет чувствовать настроение другого
- стремится помочь, успокоить товарища, если это требуется
- стремится к эмпатии со всеми учащимися группы

Высокий уровень – ярко выражены 3 параметра
Средний уровень – присутствуют 2 параметра/3 параметра (слабо выражены)
Допустимый уровень – присутствует 1 параметр/2 параметра (слабо выражены)
Самоконтроль
Учащийся:
- придерживается общепринятых правил и норм поведения
- хорошо владеет собой
- умеет сгладить конфликтную ситуацию
Высокий уровень – ярко выражены 3 параметра
Средний уровень – присутствуют 2 параметра/3 параметра (слабо выражены)
Допустимый уровень – присутствует 1 параметр/2 параметра (слабо выражены)

Приложение 7
План воспитательной работы
Месяц
сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Содержание
Беседа «Правила поведения и техника безопасности на
занятиях и мероприятиях»
Беседа «Безопасность на улице и дома»
Беседа «Безопасность в сети Интернет»
Беседа «Осторожно ,гололёд!»
Беседа «Профилактика гриппа и ОРВИ»
Беседа «Традиции Россиян»
Беседы «Осторожно, елка»
Беседа «Опасные игрушки»
Беседа «Семейный очаг»
Беседа «Все мы разные»
Беседа «Экология – это все, что нас окружает»
Беседа «Закон обо мне, мне о законе»
Беседа «Осторожно, сход снега!»
Беседа «Мое здоровье – в моих руках»
беседа «Осторожно, тонкий лед»
Беседы «Безопасный отдых», «Безопасность на воде»

В течение года Участие в конкурсах различного уровня.

Приложение 8
1. План работы с родителями
Месяц
сентябрь

январь
апрель

в течение
учебного года

Содержание
Организационное родительское собрание, знакомство с общим содержанием
образовательной программы, с перспективами на учебный год, с расписанием
занятий, с правилами поведения в Центре и в объединении, знакомство с Уставом
Центра заполнение заявления-анкеты;
- выбор родительского комитета.
- Анкетирование родителей
Родительское собрание «Наши первые результаты»:
- результаты обучения за 1-е полугодие;
- отчет родительского комитета.
Родительское собрание «Подведем итоги»:
- результаты обучения за год;
- отчет родительского комитета за год;
- награждение активных родителей
1. Привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий, открытых
занятий, пополнению материально-технической базы объединения.
2. Консультирование родителей по вопросам воспитаниядетей.
3. Посещение родителями учебных занятий.
4. Общение с родителями по телефону и месенжерам по различным вопросам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».