Чиполлино (продвинутый)

КОМПЛЕКСОСНОВНЫХХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙОБЩЕО
БРАЗОВАТЕЛЬНОЙ–
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙПРОГРАММЫ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
программа
–
дополнительная
общеразвивающая
программа «Чиполлино»
модифицированная, уровневая
(стартовый, ознакомительный уровень), учрежденческая, разновозрастная,
художественной направленности.
Настоящая программа разработана с учетом нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на
период до 2035 года от 11 апреля 2019 года № 185;
Стратегия социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар"
до 2030 года от 8 июля 2011 г. № 03/2011-61;
Санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»)
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/45028/
Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №
196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики
Коми
«Об
утверждении
правил
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от
01.06.2018 года №214-п;

Приложение к письму Департамента государственной политики в
сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
программ (включая разноуровневые программы);
Приложение к письму Министерства образования, науки и
молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике
Коми»;
Актуальность:
Использование театрализованной деятельности в педагогическом процессе является
актуальным в настоящее время.Так как эта деятельность позволяет оптимально
освоить мир социальных отношений и связей.
Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является
дошкольный и младший школьный возраст.В этот период дети легче приобретают,
долго сохраняют и удерживают сформированные навыки и умения.
-театрализованная
деятельность
способствует
нравственно-эстетическому
воспитанию
-обогащает новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе,
формирует диалогическую речь,активизирует словарь
- способность ребенка к идентификации с полюбившимся образом позволяет через
театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
-театрализованная деятельность помогает развиваться ребенку эмоционально и
физически
-учит думать, анализировать
- подбор специального репертуара формирует культуру межэтнического общения
среди сверстников.
Особенность:–заключаетсявсочетаниитворческойспецификитеатральногоискусства с
особенностями музыкального
воплощения,литературы,
живописи,хореографии, чтопозволяет
вусловиях
дополнительногообразованиярасширитьвозможностиобразовательнойобласти.
Компенсировать недостающие знания и потребности в творчестве можно в системе
дополнительного образования, занимаясь в детском театральном коллективе. Занятия
в детском театральном коллективе развивают ребенка во всей его психофизической
целостности. Обучение актерскому мастерству обеспечивает
равномерные
физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и
физического и духовного здоровья.
Театр – коллективное искусство. Театральная постановка – «продукт» совместной
деятельности, требующей концентрации сил каждого учащегося. Разнообразие
постановочных задач дает возможность каждому ребенку максимально реализовать
свои возможности и способности. Театральное творчество богато
ситуациями
совместного
переживаниякоторое
способствует
эмоциональному
сплочению коллектива.

Кроме того, занятия в детском театральном коллективе развивают речь, память,
наблюдательность, учат взаимодействию с собеседником, умению выражать свои
эмоции, снимают психологические зажимы, обогащают внутренний мир.
Организационно–педагогическиеосновыобучения.
Адресатпрограммы:
На обучение по программе принимаются все желающие в возрасте 9-17 лет,
которые хотят заниматься театральным творчеством.
Набор в группу осуществляется на основе заявления родителей (законных
представителей).
Срокиобъемосвоенияпрограммы:
Продолжительностьобразовательногопроцесса1год.
Общее
количествоучебныхчасов,запланированныхнавесьпериодобучения,необходимыхдл
яосвоенияпрограммы-216часов
Год
обучения

Количество часов
в неделю

Количество часов
в год

6
216
Формы организации образовательного процесса и виды занятий.

Формы
организации образовательного процесса и виды занятий. Основным видом
1
занятия является учебное занятие. Формы работы учащихся на занятии –
индивидуальные, групповые, работа в парах. Основной формой учебно–
воспитательного процесса является групповое учебное занятие. Формы занятий –
теоретические, практические, комбинированные.Виды занятий по программе
определяются содержанием программы и предусматривают: мастерские, тренинги,
беседы, игры, конкурсы, экскурсии, самостоятельную работу, массовые
воспитательные мероприятия, социальные акции.
Режимзанятий:
Продолжительность занятия 3академических часа с 10 минутным перерывом.

Годобучен Количествочасовиразвнеделю
ия
1

2разапо3часа

Продолжительностьодн
огозанятияв
академическихчасах
35мин.

2.ЦЕЛИИЗАДАЧИПРОГРАММЫ
Цель:нравственно-эстетическое воспитание школьников через приобщению к
театральному искусству
Задачипрограммы:
• воспитать социально адекватную личность, способную к
активному творческому сотрудничеству;
• привить культуру осмысленного чтения литературных и
драматургических произведений;
• воспитать умение работать в команде, взаимовыручку и
поддержку в группе;
• воспитать художественный вкус;
• научить обучающихся корректно общаться друг с другом
в процессе коллективной деятельности.развивающие:
• развивать навыки творческого подхода к работе над
ролью;
• развивать пластические и речевые данные обучающихся;
• развивать воображение, фантазию и память.обучающие:
• Научить всему комплексу принципов и приёмов
необходимых для работы над ролью;
• Увлечь детей театральным искусством;
•
Расширить
знания
обучающихся
в
области
драматургии.Художественно-эстетическое
развитие
личности ребенка на основе приобретенных им в процессе
освоения программы театрально-исполнительских знаний,
умений и навыков.
Задачи 1 года обучения:
Обучающие:
-обучение технике речи
(речевое
дыхание, артикуляция);
-получение
опыта в
использовании театральной терминологии;
- получение
опыта выступления на сцене
-получение знаний культуры поведения на сцене и в зале
- получение знаний о фольклоре, праздничной и игровой обрядности народов,
проживающих в республике.

Воспитательные:
-воспитание устойчивого интереса к театральной деятельности;
- воспитание позитивного отношения к культуре и искусству;
- воспитание
нравственных
качеств:
трудолюбие,
доброта,
организованность,
добросовестноеотношения
к
делу,
инициативность,
любознательность, взаимопомощь, умение работать в коллективе.
-воспитание любви и уважения к культурному наследию
Развивающие:
- развитие зрительного
и
слухового внимания, памяти,
наблюдательности, находчивости, воображения, образного мышления;
- развитие коммуникативных качеств личности учащихся (речевую деятельность,
навыки
сотрудничества) и
творческую активность и инициативу;
- развитие навыков самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ.
-развитие музыкальных, хореографических способностей
- развитие логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- развитие эстетический вкус, творческие способности и фантазии учащихся;
- развитие коммуникативных качеств личности учащихся (речевую деятельность,
навыки
сотрудничества) и
творческую активность и инициативу;
- развитие способностей к творческому анализу и синтезу;
- развитие стремлений к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких творческих результатов;
- развитие навыков самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ.

3.СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ
Учебныйплан
№п/ Наименование тем, разделов
п
1.
2.
3.
4.
5.
6
7
8

Кол-во
часов
1 год
Введениевпредмет
7
Техникаикультураречи
26
Ритмопластика.Пластическийтренинг 30
Актерскоемастерство
63
Работанадпьесой.
65
Самостоятельная работа
2
Сценическая практика
20
Промежуточная аттестация
2
ИТОГО:
216

Содержаниеучебногоплана
1годаобучения
№п/ Разделы,темы
п
6.
7.
8.

Введениевпредмет
Техникаикультураречи
Ритмопластика.

Общее
кол-во
часов
7
26
30

Втомчисле
Теория

практика

6
2
3

1
24
27

63
65
2
20
1
216

13
15

50
50
2
20
1
177

Пластический
9.
10.
11
12
13

тренинг
Актерскоемастерство
Работанадпьесой.
Самостоятельная работа
Сценическая практика
Промежуточная аттестация
ИТОГО:

39

1.Введениевпредмет.7часовТеория:6часов
Знакомствосколлективом.ВыявлениеуровняиобъемазнанийотеатрахРеспубликиКо
ми.ТБ-2часа
Требования
к нормам поведения. Инструктаж по технике
безопасности
ТеатрДревнейГреции"2часаРусскийнародныйтеатр2часаПрактика:1час
Итоговоезанятие
2.Техникаикультураречи26часовТеория:2час
Упражнения
дляязыка,челюсти,губ.Речевойтренинг.Дикция.То
н.Тембр.Практика:20часов
Строениеголосовогоаппарата.-2часаПостановка
дыхания-2часаАртикуляционнаягимнастика.2часа
Упражнениядляязыка,челюсти,губ.Речевойтренинг.Дикция.Тон.Тембр.-1час
Интонация.Расширение
диапазонаголоса.-

2часаУпражнениянаразвитиеречевыххарактеристик
голоса2часаСкороговорки.-2часа
Итоговоезанятие.-1час
3.Ритмопластика.Пластическийтренинг-30часТеория:3часа
Снятиезажимовикомплексов
спомощьюритмопластики-2часаСценическое
действие-2часа
Практика:18часов
Снятиезажимовикомплексов
спомощьюритмопластики1часРазминка,настройка,освобождениемышц,релаксация.10часовКоммуникабельностьиизбавлениеот комплексов.2часа
Развитиеиндивидуальности.Рождениепластическогообраза.2часаМузыкаидвижение.Пластическийобразживойинеживойприроды2
часа
Итоговоезанятие-1часа
4.Актерскоемастерство63часовТеория:13часо
в
"Внимание.Воображение.Память.Снятиезажимовикомплексов.".-2часа
Общеразвивающиеитеатральныеигрыиупражнения.Упражненияна
коллективностьтворчества..-2часа
Элементы
бессловесного
действия.4часа«Вес».«Оценка».«Пристройка».-2часа
Работасозрителем:проведениеконкурсовиигр.Изготовление
реквизита,костюмов.2часа
Итоговоезанятие1часПрактика:32часа
Общеразвивающиеитеатральныеигрыиупражнения.Упражненияна
коллективностьтворчества..-2часа
Действие-языктеатральногоискусства.Целенаправленностьилогика действия.Выбор
драматическогоотрывка.-2часа
Этюдныепробы.Анализ.Показиобсуждение..-2часа
Новогоднеетеатрализованноепредставление.Работанадсозданием
образасказочныхперсонажей..-2часа
Упражненияиэтюды.Видыэтюдов..-2часа
Связьпредлагаемыхобстоятельствсповедением.«Явпредлагаемыхобстоятельствах»..2часа
Элементыбессловесногодействия.4часа«Вес».«Оценка».«Пристройка».-6часа
Практическоеовладениелогикой действия.Конкурсно–игровыепрограммы.-4часа
Работасозрителем:проведениеконкурсовиигр.Изготовлениереквизита,
костюмов.4часа
Итоговоезанятие-2час
5.Работанадпьесой-65часовТеория:15часов
Работазастолом.Чтение.Обсуждениепьесы.Анализпьесы.Определениетемыпьесы.2часа
Анализсюжетнойлинии.Главныесобытия,событийныйряд.Основнойконфликт.«Роман
жизнигероя».-2часа
Анализпьесыпособытиям.Выделениевсобытиилиниидействий.–4часа.
Работанадсозданиемобраза,выразительностьюихарактером

персонажа.Закреплениемизансценотдельныхэпизодов.Репетициина
сценическойплощадке.-2часа
Изготовление декораций,костюмов-2часа
Выбормузыкальногооформления.Репетициикактворческийпроцессиколлективнаяраб
отанарезультатсиспользованиемвсехзнаний,навыков,техническихсредствиталанта.2часа
Анализпоказаспектакля.-1часаПрактика:41час
Работазастолом.Чтение.Обсуждениепьесы.Анализпьесы.Определениетемыпьесы.6часов
Анализсюжетнойлинии.Главныесобытия,событийныйряд.Основнойконфликт.«Роман
жизнигероя».-2часа
Определениемотивовповедения,
целейгероев.
Выстраивание
логическойцепочки.-2часа
Творческиепробы.Показиобсуждение.-2часа
Работанадсозданиемобраза,выразительностьюихарактером
персонажа.Закреплениемизансценотдельныхэпизодов.Репетициина
сценическойплощадке.-2часа
Работанадхарактеромперсонажей.Поисквыразительныхсредствиприемов.-4часа
Изготовление декораций,костюмов-4часа
Оформлениесцены.Изготовлениекостюмов,реквизита,декораций.4часаВыбормузыкальногооформления.Репетициикактворческийпроцесс
иколлективнаяработанарезультатсиспользованиемвсехзнаний,навыков,техническихс
редствиталанта.-4часа
Прогонныерепетиции.-6часаПремьера.2часа
Сценическая практика-20 час
Творческиевстречи.2часаАнализпоказаспектакля.-1часа

Целиизадачи1 годаобучения:
Цель:Формированиеиразвитиетворческихспособностейучащихсячерезприо
бщение ихк театральномутворчеству.
Обучающие:
- сформироватьизакрепитьнавыктеатральногоисполнительства;
- обучитьосновамтеоретическихзнанийпоисторииразвитиятеатральногоискус
ства,театральнойтерминологии;
- способствоватьосознаниюиовладениюдетьмисредствамиобразнойвыразит
ельности(художественное слово,мимика,жест,поза,пластика,танец)
- приобщитькзнаниямсценическихзаконов,режиссёрскихприемов,актерскойэтики
;
- сформироватьтеоретическиезнанияпоосноваммузыкальнойграмоты;
- сформировать практические знания в области: основ сценического
движения,
актерскогомастерства,партнерногоэкзерсиса,танцевальныхэлементов.
- сформироватьумениякоординироватьдвижениясмузыкой,создаватьобрази
передаватьегохарактер,распределятьсценическое пространство.
Развивающие:
- Развитьэмоциональнуюсферуипотребностьвтворческойдеятельности.
- Способствоватьразвитиютворческихспособностей,воображения,ф
антазии,самостоятельностимышленияребят.
- Развитькоммуникативныекачестваучащихся.
- Приобщить к ценностям сценической культуры и способствовать
формированиюхудожественноговкусачерезнавыкисамоанализа.

- Способствоватьразвитиюстремленияпостоянногосовершенствованияисполн
ительскойтехники,сценическойвыразительности,культурывыступления.
- Ориентироватьнапостоянноеповышениеобщего
культурногоуровняикультурыанализа театральныхвпечатлений.

- Развивать навыки самостоятельно ставить цель, планировать,
осуществлять своюдеятельность,оцениватьеѐрезультаты.
Воспитательные:
- Развитьосновынравственногостановленияличностичерезизучениетеа
тральнойкультуры.
- Удовлетворитьпотребностивнеформальномобщении
исобственнойполезнойзначимости.
- Воспитатьколлективединомышленниковсредиучащихсяиихродителей.
- Сформироватьстойкийпознавательныйинтерескискусствутеатра.

1.3. Планируемыерезультаты

Предметныерезультаты:
читать выразительно, оптимально эмоционально на уровне,
обусловленном творческим развитием обучающегося к настоящему
времени владением всеми актерскими навыками, и голосом в целом;
исполнять характерные произведения театрального образа, Читать
естественно, легко.
участвовать в театральных постановках, импровизировать движения
под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в
исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое
мастерство, участвовать активно в концертной и театральной
деятельности.
Должнызнать:
-отличительныеособенностижанровтеатральногоискусства;
театральнуютерминологию,театральныепрофессии,устройствосценыизритель
ногозала;
-сценическиетребованиякактеру,сценическаяформа,сценическийвид;
-приемыгримирования;изготовлениереквизита,костюмов;
-элементарныехарактеристикимузыкальныхпроизведений-темп,ритм;

- правилаисполненияихарактерзаданныхупражнений;
требованияпоТБврепетиционныхклассах,насценическойплощадке,правилапо
ведения в ЦДОД
Учащиесяумеют:
-

владеть средствами образной выразительности:
мимикой,

жестами,

позой,танцевальными,знаютэлементывокала;

- выполнятьзаданныесценическиедействия;
- выполнятьрольвсозданииреквизита, костюмов,оформлениисцены;
- умеютработатьвпареспартнером.
Личностныерезультаты:
- способностьвоспринимать,чувствовать,
пониматьпрекрасноевжизниивискусстве;
- умеютчувствоватьпричиныуспешности(неуспешности)собственнойтворческ
ойдеятельности;
- Развитиефантазии,воображения,умениевладетьсобой,снятиезажимов,комп
лексов,стрессовогосостояния;
- приобретениедетьминавыковактерскогомастерства,раскрытиеихтворчески
хспособностей;
-развитиеактивности,коллективизма,самостоятельности;
- приобщениеккультурнымценностямкискусству.
Метапредметныерезульт:

- формированиеуниверсальныхспособностейучащихся,проявляющися
впознавательнойипрактическойдеятельности;
- овладениеумениемтворческоговиденияспозицийактера,умениесра
внивать,анализировать,выделятьглавноеивторостепенное;
- умениепланироватьианализироватьсвоюдеятельностьвсоответствии
споставленнойзадачей:
- умениеправильнооцениватьрезультатысвоейработы.
- иметь опыт работы в группе и индивидуально для
достижения результата.Имеютопыт:
- участия в общественно-полезной
деятельности объединения,

подготовке

совместныхмероприятий,впроведениипраздников;
- совместной деятельности
сродителями(законнымипредставителями)вжизниобъединения.

УсловияреализацииПрограммы

Кадровое обеспечение – в реализации данной программы работает педагог
дополнительного образования и концертмейстер
Материально-техническоеобеспечение
- класс;
- магнитофон-1шт.
- баян – 1шт.
- ноутбук–1 шт.
- костюмы;
- реквизит;
- распечаткапьес,аудиозаписимузыкальногооформленияспектаклей
Информационно
еобеспечение
-

справочнаяучебнометодическаялитература;
- методическиепособия;

ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАМОСТИ
И
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ

УЧАЩИХСЯ
Определение уровня освоения программы осуществляется в соответствии с
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации МУДО «ЦДОД «Олимп».
- Текущий контроль успеваемости включает в себя входящую диагностику,
контроль исходного уровня подготовленности ребенка в начале цикла
обучения по программе и тематический контроль.
Формы текущего контроля - комбинированная проверка (сочетание
практической и устной проверок с показательными формами);
Для определения фактического состояния образовательного уровня
проводится промежуточная аттестация в конце первого года обучения по
дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной
общеразвивающей программе и промежуточная аттестация по освоению
дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей
программы. Формы промежуточной аттестации - комбинированная проверка
(сочетание практической и устной проверок с показательными формами);
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития способностей
учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом программы. В
целях определения результатов и качества освоения программы необходима
система мониторинга, то есть систематического контроля уровня знаний,
умений, навыков и компетентностей учащихся.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить
развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для
их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно
коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся
в протоколы текущего контроля
и промежуточной аттестации.
Индивидуальный рост учащихся фиксируется в индивидуальной карточке
учета результатов обучения по дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе и
индивидуальной карточке оценки личностного развития учащегося в
процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы.

ЭТАПЫПЕДАГОГИЧЕСКОГОКОНТРОЛЯ

1год
Кконцупервогогодаобученияучащиесядолжны:
знать: чтотакоетемаи идеяи сверхзадача.
уметь:выявлятьглавныесловавпредложении, правильно произносить буквы,показыватьразличныеэмоции, свободнои
естественно выполнятьнасцене простыефизическиедействия

ПРОМЕЖУТОЧНАЯАТТЕСТАЦИЯ
Периодичность ЦельСодержание

Формы

Показатели,критерии

декабрь

Показмини
спектакля

ТЕОРИЯ:
Чтособойпредставляеттеатр(зрительны
йзал,сцена,раздевалка,гримернаяит.д.)
•О
средствах выразительного
чтения.
ПРАКТИКА
•Читать,грамотноартикулируя;
•Общаться
в
коллективе
сверстников, слушать
и
слышатьпартнера
посцене,соблюдатьдисцип
лину,
правила
культурногоповедения.

Выявитьуменияработынад
рольюв спектакле.

УРОВНИ:
Низкий- учащийсянесправляетсяс
заданием–1-2-баллов
Средний- учащийсясправляетсяс
заданиемспомощьюпедагога-3-4

Конецвторогог
ода

Выявитьуменияработынад
рольюв спектакле.

Показмини
спектакля

баллов
Высокий–учащийсясп
заданиемсамостоятель
ТЕОРИЯ:
театральнуютерминол
у,идею,сверхзадачу,
жанрпроизведенияпро
ссиивтеатре ПРАКТИК
•Двигатьсявпространс
сявколлективесверстн
слушатьислышатьпарт
эмоцио
своеготекста
свободноиестественно
выполнять
на
с
физические действия
УРОВНИ:
Низкий–учащийсянесп
заданием–1-2-баллов
Средний–учащийсясп
заданиемспомощьюпе
Высокий–учащийсясп
заданиемсамостоятель

2.1. Методическоеобеспечение
Занятияпроводятсякакполнымсоставомгруппы,такииндивидуальнопомикрогруппам.
Упорделаетсянасистематичностьзанятий,которыеспособствуютприобретениюнео
бходимыхнавыковизнаний,чтоиграетважнуюрольврешениизадачнравственногоиэстети
ческоговоспитания,развитиетворческихспособностейучащихся.
Программа содержит в себе различные виды деятельности: упражнения по
сценической
речи,сценическомудвижению,тренинги,этюдынаразвитиеосновактерскогомастерства,р
азвитиюфантазии,воображения,игрыиупражнениянавнимание,сценическоедвижение,п
ростейшиеэлементытанца,упражнениянаразвитиеритма,динамикидвижения.

Назанятияхиспользуютсяследующиеметодыреализациипрограммы:
Метод
ы
Словесныйметод

Форм
ы
Объяснение,рассказ, диалог беседа,
обсуждение,

Практическийметод

тренинги,снятиенапряжения.
Тренинги,
гимнастические

упражнения,

музыкальноритмическиеигры,снимающиенапряжение,рел
аксация,

прослушивание,
наблюдение,представление,по

становкаэтюдовитанцев,импровизация,творче
ские
Наглядныйметод

Методопроса

Задания,спектакль,концертноевыступление.
Вовремязанятияизучаютсяновыедвижения,при
обязательнойдемонстрациидвиженийпедагого
миобъясненияметодикиисполнения.
Взаимодействиесдетьми,посредствомполучени
я
ответовнавопросы

Формызанятий
Форм
ы
Групповые

Виддеятельнос
ти
Объяснениеновогоматериала.
Тренинги.Упражнения.Артикуляционнаягимнастика.
Игрыпоактерскомумастерству
Репетиции.Показспектакля

Индивидуальные

Основыактерскогомастерства

Работапоподгруппам

Репетициипоэпизодамспектакля

Сводныезанятия
Групповые, сродителями

Припроведениирепетиций,воспитательныхмероприятий
Посещениетеатров,музеев,лыжныхпоходов

На своих занятиях я использую различныетехнологии в том числе и игровые.

Театр
–
этоигра,детиоченьлюбятиграть,каждоезанятияяначинаюсразминки,спроведенияигрнар
азвитие

памяти, внимания, наблюдательности, провожу викторины, где
детиугадывают из какой сказки илимультфильма данный герой,
изкакого
мультфильма
звучитта
или
иная
фраза
или
музыка.Этопомогаетдетямснятьтакназываемыезажимыираскрепоститьс
я.Всеэтооченьважнодляначинающего артиста. Здоровьесберегающие
технологии :гимнастика для глаз -10минут,дыхательныеупражнения–710минут,физическиеупражнения.

Технология,метод,

Образовательныесобытия

Показателиэффективности

прием

реализации

Игровая

Развитие

технология

наблюдательности

Технология

Постановка

творческойгруппо

литературных

войработы
Личностно-

памяти,

внимания, Снятиезажимов,скованностиудетей

инсценированных Умение работать в коллективе,
умениеобщатьсяс партнером,уважать
произведений, его.

спектаклей
Участиевконцертах,спектаклях

Умение

выражать

свои

эмоции

ориентированное

чувствовать,сопереживать.Отличатьп

обучение

охоеотхорошего.
санитарно- Вестиздоровыйобразжизни

Здоровьесбе

Соблюдение

регающиетех

гигиеническихправил,бережноеотно

нологии

шениексвоемуздоровьюи
здоровьюокружающих

Информационные

Использование интернета,

технологии

записьфонограммк
спектаклям

Умение

использовать

интернет

записьфонограммкспектаклям,вестисъ
емку.

Основнойформойработыявляютсяучебныезанятия.Занятиявключаютв
себятеоретическуючастьвформебеседспросмотромиллюстративногоматериала(с
использованиемкомпьютерныхтехнологий)ипрактическуюдеятельность
обучающихся.
Программа предусматривает
групповую,фронтальнуюииндивидуальнуюформыорганизацииу
чебнойработыс использованиемследующихметодов:
1)Поисточникупередачиивосприятиязнаний:
словесные(рассказ,беседа),
наглядные
(демонстрация
пособий,
иллюстраций,
показтехнологических
приемов
наглядными
пособиями, презентациями,видеоматериалами)
практические(упражнения,выполнениетворческойработы)2)
Похарактерупознавательной деятельности:
репродуктивные(воспроизводящий)
частично-поисковые
(выполнение
заданий
с
элементамитворчества);
творческие(творческиезаданияповидам деятельности).проблемные
3)Постепенисамостоятельности:
работаподнепосредственнымруководствомпедагога; совместнаяработа;
самостоятельнаяработа.
Длястимулированияуучащихсяположительногоотношениякзанятиямиуспешнойр
еализацииобразовательнойпрограммы,используютсяследующие
методы:
Методы стимулирования;
Исследовательский(творческийпоиск);
Рефлексия;
Создание на занятии ситуации занимательности (любопытные
примерыипарадоксальныефакты);
Образноеэмоциональноеизложениематериала;
Убеждение.Упражнение.Мотивация(поощрение);
Репродуктивный;
Объяснительно-иллюстративный.
Большойинтересназанятияхвызываетиспользованиеигровыхприемов.Игрыпроводят
сясцельюпроверкиусвоениятерминов,понятийивкачествепсихологическойразгрузки,
предлагаютсяспециальносоставленныекроссворды,

используютсясловесныеигры,загадки.Постоянныйпоискновыхформиметодоворганиза
цииучебногоивоспитательногопроцессапозволяетделатьработусдетьмиразнообразной,
эмоциональноиинформационнонасыщенной.

Условияреализациипрограммы
7.Материально-техническоеобеспечение
Программа«Чиполлино»реализуетсянабазе
«Олимп»(ул.Морозова,6)

МУДО«ЦДОД

НЕОБХОДИМЫЕУСЛОВИЯДЛЯРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАМММЕТОДИ
ЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
№п/ Разделы
п
1.
Вводноезанятие
Основытеатральной

Наглядныепособия
1.Презентация«театрДревнейГреции»1шт2.През
ентация«русскийнародныйтеатр»1шт3.Презента
ция«театральныепрофессии».1шт

культуры.
2.

Техникаикультура
речи

1.Презентация«Артикуляционнаягимнастика»1шт
2.Таблички-скороговорки.3шт

Речевойтренинг.
3.

Ритмопластика

Видеофильм«Сценическоедвижение.
Сценическоепадение»1шт

4.

Актерскоемастерство

Видеофильм«Актерскийтренинг»1шт

5.

Работанадпьесойи

1.Видеофильм«спектакль3поросенка»1шт2.Видеофильм«СпектакльВол
к и семеро козлят»1шт
3.Видеофильм«СпектакльКраснаяШапочка»1ш
т

спектаклем

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯБАЗА
Занятияпроходят на базе Центра дополнительного образования детей»Олимп»,
ул.Морозова,6впросторномкабинетесестественнымиискусственным
освещением,хорошейвентиляцией.Дляпросмотроввидеофильмовипрезентаций
естьноутбук
Для проведения партерного тренажа есть коврики, для распевок баян.

Списокиспользованнойлитературы.
Дляпедагога:
1.

АгаповаИ.А.Школьныйтеатр. «ВАКО»2006

2.ГрачеваЛ.В.Актерскийтренинг: теорияи практика .СПБ.: Речь, 2013.3.КипнисМ.Актерскийтренинг.Более100игр,упражненийиэтюдо
в,
которыепомогутвамстатьпервокласснымактером/МихаилКипнис.—М.:
ACT:ACTМОСКВА,СПб.Прайм-ЕВРОЗНАК,2012
4.
МорозоваГ.В.Бытовойэтикетиманерыповедениявстранах
ЗападнойЕвропы(X-XI,XVI-XIXвв.):
Пособиедляактеров,режиссерови
студентовтеатральныхшкол.-(«Явхожувмирискусств»),2014
5.
Э.СарабьянАктерскийтренингпосистеме
Станиславского.Актерскийтренингпо
системеСтаниславского.Настрой.Состояния.Партнер.Ситуации»:АСТ;Москва;
2011
6.
Электронныйресурсhttp://lib-drama.narod.ru/
7.
Электронныйресурсhttp://biblioteka.teatr-obraz.ru/text
Дляучащихся:
1.КуприяновБ.В.Организацияиметодикапроведение игрсподростками.2004
2.Электронныйресурсhttp://www.livelib.ru/selection/120352.Элект
ронныйресурсhttp://www.razumniki.ru/stihi.html

ПРИЛОЖЕНИЯ
Индивидуальнаякарточкаучетарезультатовобученияподополнительн
ойобразовательнойпрограмме.
Фамилия,имяребенка______________________Группа_
__________________________________Объединение__
____________________________Ф.И.Опедагога______
______________________Датаначаланаблюдения_____
_______________
Срокидиагностики/ Показатели
Годобучения
Конецуч.года
1.Теоретическаяподготовкаребенка:
Высокийуровеньобладаетполнымобъемомзнанийпредусмотреннымна
данныйучебныйгод
Среднийуровеньобладает1/2объемазнанийпредусмотреннымна
данныйучебныйгод
Низкийуровеньобладаетменее1/2объемазнанийпредусмотреннымна
данныйучебныйгод
2.Практическаяподготовкаребенка:
Высокийуровеньобладаетполнымобъемомзнанийпредусмотреннымна
данныйучебныйгод
Среднийуровеньобладает1/2объемазнанийпредусмотреннымна
данныйучебныйгод
Низкийуровеньобладаетменее1/2объемазнанийпредусмотреннымна
данныйучебныйгод
3.Учебныеуменияинавыкиребенка:
3.1.Учебно-коммуникативныеумения:
-Умениераскрыватьтему,основнуюмысль;
-Находитьматериалк высказыванию;
-Систематизироватьматериалсобранныйк
высказыванию;
-Строитьвысказываниявопределённой
композиционнойформеправильно,точно,ясноиповозм
ожностиярко;
-Определятьавторскуюпозицию;
-Высказыватьсобственноеотношение.

3.2.Учебно-организационныеуменияинавыки:
-Организоватьсвоерабочее место;
-Планироватьтекущуюработу;
Нацелитьсебянавыполнениепоставленнойзада
чи;
-Осуществлять
самоконтрольисамоанализучебнойдеятельности;
-Вестипознавательнуюдеятельностьвколлективе,
сотрудничатьприрешенииучебныхзадач
(умение
объяснять,оказыватьпомощь,приниматьпомощьтова
рищаит.п.).
4.Предметные достиженияучащегося:
4.1.Участиявмероприятиях(конкурсах,фестивалях,разногоуровня)
-науровнедетскогообъединения;
-науровнецентра(полиниидоп.образования);
-науровнерайона,города;
-нареспубликанскомуровне;
-международномуровне
Индивидуальнаякарточкаоценкиличностногоразвитияучащегосявпроцессео
своенияимдополнительной
общеразвивающейпрограммы.
Фамилия,имяребенка______________________Группа_
__________________________________Объединение__
____________________________Ф.И.Опедагога______
______________________Датаначаланаблюдения_____
_______________
Срокидиагностики/ Показатели
1.Организационно-волевыекачества:
1.1.Терпение
1.2.Воля
1.3Самоконтроль
2.Ориентационныекачества:
2.1Самооценка
2.2Интереск
занятиямвдетском
объединении
3.Поведенческиекачества

Годобучения
Конецуч.года

3.1Конфликтность
3.2Типсотрудничества

Терминологическийсловарькпрограмме«Чиполлино»
»
АВАНСЦЕНА—передняячастьсцены(междузанавесомирампой).АКТ

—

законченнаячастьдраматическогопроизведенияили
театральногопредставления;тоже,чтои действие.
АКТЕР(актриса)—исполнитель(исполнительница)ролей.
АМПЛУА—сходныепохарактеруроли,соответствующиедарованиюивнешним
даннымопределенногоактера.
АНТРАКТ—перерыв
междудействиями(актами)спектакля,междуотделениямиконцерта.
АНТРЕПРЕНЕР—
владелец,содержатель,арендаторчастноготеатра.АНТРЕПРИЗА—
частныйтеатр.
БАЛАГАН—
театральноепредставлениекомическогохарактера,показываемоенаярмарка
хинародныхгуляньях(вРоссиисXVIIIв.).
БАЛКОН—
меставзрительномзале,расположенныеамфитеатромвразличныхярусах.
БУТАФОР—
театральныйработник,ведающийбутафорией.Изготовляетеехудожник
-бутафор.
БУТАФОРИЯ—предметы,специальноизготовляемыеиупотребляемые
вместонастоящихвещейвтеатральныхпостановках.
ГАСТРОЛИ—выступлениеактеровнавыездев
главноедействующеелицовспектакле.
ГРИМ—

другихтеатра.ГЕРОЙ—

1)искусствоизменениявнешностиактера(преимущественнолица)спомощьюспец
иальныхкрасок,наклеек,парика,прическиидр
ГРИМЕР—
специалист,занимающийсягримировкойактеров.ДЕКОРАЦИЯ—
художественноеоформление

места

действияна

театральной сцене,создающеезрительныйобразспектакля.
ДРАМАТУРГ—автордраматическихпроизведений.
ЖАНР-Родпроизведенийвпределахкакогон.искусства,отличающийсяособыми,только
емусвойственнымисюжетными, стилистическимипризнаками
ИДЕЯ-Основная,главнаямысль,замысел,определяющий
содержание.КОНФЛИКТСтолкновение,серьёзноеразногласие,спор,переломный
момент.
КОМИК—амплуаактера,исполняющегокомедийныероли.КУЛИСЫ—
плоскиечастидекорации(мягкие,натянутыенарамы),
располагаемыепобокамсцены.
КООРДИНАЦИЯ-процессы

согласованияактивности

мышцтела,направленныенауспешноевыполнениедвигательнойзадачи.
ЛИРИК—амплуаактера,играющеголирическиеперсонажи.МАРИОНЕТКА—
театральнаякукла,которуюкукловодприводитв
движениеприпомощинитей.МИМ
—актерпантомимы.
МИМИКА—
одинизважныхэлементовискусстваактера,выразительноедвижение
мышцлица.
МОНОЛОГ—речь

актера,обращеннаяк

слушателямилисамомусебе.ПАНТОМИМА—видсценическогоискусства,в
котором
художественныйобразсоздается
безпомощислов,средствамивыразительногодвижения,жеста,мимики.
ПАРТЕР—
плоскостьполазрительногозаласместамидлязрителей,обычнонижеуровнясцен
ы.

ПРЕМЬЕРА—
первый(илиодинизпервых)публичныйплатныйпоказновогоспектакля.
ПРИМАДОННА—актриса,исполняющаяглавныероли.
ПРОСТАК—амплуа

актера,исполняющегопростодушногочеловека.

РЕЖИССЕР—постановщик спектаклей,наосновесобственного
замысласоздаетновуюсценическуюреальность,объединяяработуактеров,
художника,композитора.
РЕКВИЗИТ—
предметы,используемыевтеатральныхпостановках.РЕПЕТИЦИЯ—основная
формаподготовкитеатрального
представления.
РЕПЕРТУАР—
совокупностьпроизведений,исполняемыхвтеатре.РЕПЛИКА—краткое
высказывание,произносимоеоднимактеромв
ответнаслова другого.
СПЕКТАКЛЬ—театральноепредставление.Создаетсянаоснове
драматическогоилимузыкально-сценическогопроизведениявсоответствиис
замысломрежиссерасовместнымиусилиями актеров,художникаидр.
СВЕРХЗАДАЧА-Главнаяпроблема,задача,подчиняющаясебевсе остальные
СЦЕНА-1)Специальнаяплощадка,накоторойпроисходиттеатральное
представление;2)Отдельнаячастьдействия,эпизодвпьесе,повести,романе.
СЦЕНИЧЕСКОЕПРОСТРАНСТВО-Промежутокнасценемеждучемнибудь,место.
ТЕАТР—
родискусства,специфическимсредствомвыражениякоторогоявляетсясценическое
действие,возникающеевпроцессеигрыактерапередпубликой.
ТЕАТР

КУКОЛ—видтеатральногозрелища,в

котором

действуют

куклы,управляемыеактерами-кукловодами.
ТЕАТРМИНИАТЮР—видтеатра,в

которомставятсяпроизведения

называемыхмалыхформ(одноактныепьесы,пародии,сценки,скетчи).
ТЕАТРТЕНЕЙ—видтеатральногозрелища,основанныйна
использованииплоскихкукол,которыенаходятсямеждуисточником
светаиэкраномилинакладываютсянанего.

так

ТЕМА-этоосновнойвопрос,который

ставитпередсобойавтор,или

основноеутверждение,котороеондоказываетнапротяжениицелоготекста.
ТРУППА—актерскийсоставтеатра.
ФИНАЛ—завершающаячасть спектакля.
ЭПОХА-Длительныйпромежуток

времени,выделяемыйпокакому-

н.характерномуявлению,событию.
ЭТЮД—всовременнойтеатральнойпедагогикеупражнение для развитияи
совершенствованияактерскойтехники.

ПРИЛОЖЕНИЕМетодическиерекомендации
Программапредполагаетследующиеметоды:
1.

Мастер–класс–

этозанятиявигровойформе,гдеспомощьюразличныхсредствметодатеатрализации
будетпроходитьизучениеосновтеатральногоискусства:
-культуры речи;
-сценического движения;
-работынадхудожественнымобразом;

-

вокальноеисполнение.
2.Репетиция–разборсюжетнойлинии.Определениерядасцен,работа
надисполнительскимпланом,работанадсценическимдвижением–«разводка» сцен.
3.Индивидуальныезанятия–работанадхудожественнымвоплощением
образа,вокальнымисполнениемилитанцевальнымномером.
4.

Показспектакля(другихформтеатрализации)

выступление.

–публичное

5.Воспитательныеформыработы–беседы,посещениетеатров,
совместныепраздники,вечераотдыха.Индивидуальнаяработасродителями–
беседы, консультации,приглашениянавыступления.
Различныеформыработынаправленынасплочениеребятводиндружный,
работоспособный

творческий

состав,

что

предполагаетразноуровневоеобщениеватмосферетворчества.

Раздел«Основытеатральнойкультуры»–направленнаознакомление
систориейвозникновениятеатра,профессиональнойтерминологией,культуройвос
приятияискусства.
Сюдавходяттемы:
o«Театркаквидискусства»,«Видытеатральногоискусства»,«Театральны
ежанры»;
o«Зарождениеискусства»,«ТеатрДревнейГреции»,«Русскийнародныйтеатр»,
«Историярусскоготеатра.18век»,«ТеатритальянскогоВозрождения»,«Теат
рШекспира»,«Историярусскоготеатра.19-20век»;
o«Театральноезакулисье»,«Театризритель».
Длязнакомствасисториейтеатральногодвижениявродномгороде,областивпрогр
аммувключенатема«НатеатральныхперекресткахМурома»,гдеучащиесязна
комятсясисториейродногогорода,созданием
первоготеатра,развитиемтеатральногодвижения,известнымитеатральнымидея
телями.
Дляуспешногоусвоенияматериалаиспользуются:беседа,наглядныйматериал,а
удиоивидеоматериалы,посещениеспектаклей,экскурсии.
Формаоценкизнанийпроходитввидетестов,викторин,конкурсов.Раздел«Тех
никаикультураречи»–включаетвсебяработунад
техникойречиввидеречевоготренингаиработунадлитературнохудожественнымтекстом.

Вработунадтехникойречивходитосвоениеприемовснятиямышечных
зажимовголосовогоаппарата,постановкаправильного дыхания,работанад
дикцией,выстраиваниелогико-интонационной
структурыречи.Дляэтогоиспользуютсяспециальныеупражненияитренинги
.Занятияпроводятсявгрупповойформе.
Речевойтренингвключаетвсебя:
Игрыиупражнениянаречевое
дыхание«Поклонениесолнцу»,«Играсосвечой»,«Мячинасос»идр.
Артикуляционнаягимнастика:длягуб,языка,челюсти.
Речеваягимнастика(Тон,тембр,высотазвучания,интонация,
диапазон)
Скороговорки.
Приработенадлитературнымтекстомпроводятсяиндивидуальные
занятия.Назанятияхиспользуютсяпроизведения
фольклора,стихотворения,произведениярусскихизарубежныхавторов.Формак
онтроля–конкурсы,творческиепоказы.
Раздел«Ритмопластика»–направленнаобучениенавыкам
освобождениямышц,снятиязажимов,развитияпластичности.
«Звезда»,«Мокрыекотята»,«Деревянныекуклы»,«Зеркало»,«КактусиИва»,«Рела
ксация»идр.),пластическиеимпровизации(назаданнуютему).
Упражнениятренинганаправленынамаксимальноеразвитиевозможностейчелове
ческоготела,учатсаморегуляции,концентрацииирасслаблению.Учащиесядолжн
ыуметьпередатьпластическуюформуживойприроды
инеживогомира,коллективноииндивидуальнопередаватьзаданныйритм.
Упражнениятренингапостроены

поиндивидуально-

групповомуметодуобучения.Назанятияхиспользуютсямузыкальныепроизведени
я,которые

помогаютпогрузитьсявсобственный

мирвоображения,освободитьсвоетелоотзажимовиперейтик рождениюдвижения.

Занятиепоритмопластикесостоитизследующихблоков:
oПсихофизическаяразминка(тренинг)
oСодержательнаячасть,включающаявсебясозерцание,импровизаци
ю,этюды.
oПодведениеитогов.
Полученныенавыкивработенадосвобождениеммышципластическойвыразительн
остьютелаприменяются

детьмивработенадсозданиемобраза

персонажа.Атакжевгармонизациивзаимодействиясвоеготела,рациональногоиэмо
циональногоаппарата.Формаконтролязнаний–творческиепоказы.
Раздел«Актерскоемастерство»-направленнаосвоениенавыков
актерскогомастерства.
Основныетемыэтого блока:
«Организациявнимания,воображения,памяти»
«Сценическоедействие»
«Творческаямастерская
«Самостоятельнаятворческаяработа».
Последовательностьраспределенияматериалазаключаетсявтом,чтобы
втечениепервогогодаобученияпомочьдетямнаправить
своевниманиевтворческоерусло,снятьзажимыикомплексы,подготовитьучащихс
ядля

работы

втворческомколлективе.Открытьдляучащихсяиподростковповедение(действие)
как

основной

материалактерскогоповедения.Впроцессе

всегообученияиспользуютсяОбщеразвивающие
игры,Специальныетеатральныеигрыиупражнения,направленныенаразвитиев
нимания,воображения,памяти,логикидействияиповеденияактера.Большинствоу
пражненийвыполняетсяколлективно,частов
кругу.Упражненияотзанятиякзанятиюварьируются,вводятсяновые.
Упражненияиигры,применяемыеназанятиях:«Знакомство–
дразнилка»,«Наслуховоевосприятие»,«Снежныйком»,«Поймайхлопок»,«Невиди

маянить»,«Большоезеркало»,«Суета»,«Зернышко»,«Чудо–юдоиз

яйца»,«Поводырь»,«Диспетчер»,«Тень»,«Профессионалы»,«Картина»,
«Скульптура»,«Стеклянныйшар»,«Рецепты»,«Надействияс
воображаемымипредметами»,«Оправдайпозу»идр.
Отупражненийнаразвитиевнимания,воображения
переходят

косвоениюзаконовсценического

этюдов.Этюд

учащиеся
действиянапримере

считаетсяазбукойискусства.Этонебольшойотрезок

сценическойжизни,созданныйвоображением«Если бы».
Этюдыделятсяна:одиночные,дуэтные,массовые.Начинаетсяобучение
сэтюдов«Явпредлагаемыхобстоятельствах».Этюдыбывают:насменупсихофизич
ескогосостояния,навынужденноемолчание,навынужденное
общение,наорганическоемолчание,этюд-импровизация.
Именнонаэтюдахивспециальныхупражненияхотрабатываютсялогика
словесныхибессловесныхдействий,логикаобщенияивзаимодействия.
Задачапедагогасделатьэтиупражненияприемлемымидляданноговозрастаучащи
хсяивложитьвэтиэтюды

мысльонеобходимости

самостоятельного

детскогоанализа.Тогдаэтюдпринимаетещеи

статус

социальнойигры.Этаиграимеетогромноезначениевсоциальномсозреванииучащ
ихся,так как онаявляетсяглавнымисточникомсоциальногоопыта.
Вэтуигрувступаюттеилииные

социальныеотношения,действуютразличные

социальныечувства–иэторасширяетиобогащаетвнутренниймирребенка.
Всеупражнениянаправленынаосвоениеглавного

языкасцены-языка

действия.Теоретическиезнанияусваиваютсячерезпрактическиезадачи.Все
учащиесяпроходятпутьотупражнения,этюда–кучастиювтворческойпостановке.
Занятиепоактерскомумастерствусостоитизследующихблоков:
Тренинг(упражнениянавнимание,воображение).
Содержательнаячасть,включающаявсебяспециальные
упражнения,этюдыпоосвоениютемызанятия.

Подведениеитогов.
Впрограммеотдельновыделенатема«Творческаямастерская»,где
учащиесяимеютвозможностьдлятворческогопоискаиработы

над

самостоятельнойтворческойтемой.Учащиесяиподросткиполучаюттеоретические
знанияипрактическиенавыкивработенадтеатрализованнымипредставлениями,ко
нкурсноигровымипрограммами,чтопозволяетрасширитьдиапазонтворческойдеятельност
иучащихсяиподростков.
Итогданнойдеятельностипредставленв

конкретномвыходена

детскую

аудиториювЦентревнешкольнойработы(традиционныеконкурсноигровыепрограммынашкольныхканикулах,новогодниетеатрализованные
представленияиигровыепрограммыуелки,проведениетематических
конкурсныхпрограмм дляшколгорода,ДнейТеатра).
Изучениераздела«Актерскоемастерство»взаимосвязаносизучением
другихразделовпрограммы.Усваивая материалнапрактике,получая
теоретическиесведенияпо
меревозникновениявнихнеобходимости,участникитеатральногоколлектив
аучатсядействиюивзаимодействиюв сценическихусловиях.
Степеньтворческогоразвитияучащихсяопределяетсяпоихактивности,умениювыс
троитьлогикуповедениянасценическойплощадке,органичностиповедениявуслов
ияхвымысла,развитостифантазииивоображения.
Дляоценкирезультатовобученияиспользуются:творческиепоказы,конкурсы,о
ткрытыезанятия,участиевспектаклях.
Раздел«Работанадпьесойиспектаклем»-завершаетучебный
процессиявляетсясвоеобразнымитогомвпримененииполученныхуменийинавы
коввработенадспектаклем.
Основнойисточник

дляпостановок–

произведенияхудожественнойлитературыотечественныхизарубежныхавтор
ов,пьесыдляучащихсяи

подростков.Длявыборапостановочногоматериалаважнопривитьдетям
хорошийхудожественныйвкус.
Постановкаспектакля

являетсяитогомтворческойработыколлектива.Оттекста–к

действиюнасценическойплощадке,отдействиякпоследующему,болееглубокомуанализупьесы,кн
аблюдениям,анализуаналогичных

жизненныхявленийивозвращениек

творческимпробам–

путьработынад сценическимвоплощениемпьесы.Основная формаработы-репетиционная.
Главнаяцельэтогораздела–ввестиучащихсяватмосферупьесы,пробуждая
фантазиюивоображение,научитьопределять
событийныйрядивыстраиватьлогикуповеденияперсонажа.
Работаянадспектаклем,учащиесяпробуютсебявсамыхразличныхвидахдеятельности:изготав
ливаютдекорации,костюмы,учатсяработать с музыкальнойаппаратурой.
Участиеучащихсявпоказахспектакля,театральныхфестиваляхпозволяетпоказатьнетолькорезуль
татработыколлектива,ноипознакомиться сработойитворчествомдругихтворческихколлективов.

Календарно-тематический план 1 года
№

Всего

т

занятия

Наименование раздела, темы

часов

1

Техника безопасности на занятиях "Чиполлино"

1

1

2

Техника безопасности на занятиях "Чиполлино"

1

1

3

Знакомство с коллективом. Беседы о театре

1

1

п

4

Театры Древней Греции

1

1

5

Русские народные театры

1

1

6

Итоговое занятие

1

1

7

Упражнения для языка ,челюсти. Губ

1

8

Строение голосового аппарата

1

9

Строение голосового аппарата

1

10

Постановка дыхания

1

11

Постановка дыхания

1

12

Артикуляционная гимнастика

1

13

Артикуляционная гимнастика

1

14

Упражнения для языка,челюсти, губ.Дикция. Тон

1

15

Интонация.Расширение диапазона голоса

1

16

Интонация.Расширение диапазона голоса

1

17

Упражнения на развитие речевых характеристик

1

голоса
18

Упражнения на развитие речевых характеристик

1

голоса
19

Скороговорки

1

20

Скороговорки

1

21

Итоговое занятие

1

22

Снятие

зажимов

и

комплексов

с

помощью

1

и

комплексов

с

помощью

1

ритмопластики
23

Снятие

зажимов

ритмопластики
24

Сценическое действие

1

25

Сценическое действие

1

26

Снятие

зажимов

и

комплексов

с

помощью

1

ритмопластики
27

Разминка

1

28

Разминка

1

29

Разминка

1

30

Разминка

1

31

Разминка

1

32

Разминка

1

33

Разминка

1

34

Разминка

1

35

Разминка

1

36

Разминка

1

37

Коммуникабельность.Избавление от комплексов

1

38

Коммуникабельность.Избавление от комплексов

1

39

Развитие индивидуальности. Музыка и движени.

1

Пластический образ живой и неживой природы
40

Развитие индивидуальности. Музыка и движени.

1

Пластический образ живой и неживой природы
41

Итоговое занятие

1

42

Внимание.Воображение.Память.Снятие зажимов и

1

комплексов
43

Внимание.Воображение.Память.Снятие зажимов и

1

комплексов
44

Общеразвивающие

и

театральные

игры

и

1

и

театральные

игры

и

1

упражнения
45

Общеразвивающие
упражнения

46

Элементы бессловестного действия

1

47

Элементы бессловестного действия

1

48

Элементы бессловестного действия

1

49

Элементы бессловестного действия

1

50

Вес.Оценка.Пристройка

1

51

Вес.Оценка.Пристройка

1

52

Работа со зрителем. Изготовление

реквизитов,

1

реквизитов,

1

костюмов
53

Работа со зрителем. Изготовление

костюмов
54

Итоговое занятие

55

Общеразвивающие

1
и

театральные

игры

и

1

и

театральные

игры

и

1

искусства.Выбор

1

искусства.Выбор

1

упражнения
56

Общеразвивающие
упражнения

57

Действие-язык

театрального

драматического отрывка
58

Действие-язык

театрального

драматического отрывка
59

Этюдные пробы. Показ и обсуждение

1

60

Этюдные пробы. Показ и обсуждение

1

61

Новогоднее театрализованное представление..Работа

1

над созданием образа сказочныхперсонажей
62

Новогоднее театрализованное представление..Работа

1

над созданием образа сказочныхперсонажей
63

Упражнения и этюды

1

64

Упражнения и этюды

1

65

Связь предлагаемых обстоятельств с поведением.

1

66

Связь предлагаемых обстоятельств с поведением.

1

67

Элементы бессловестного действия

1

68

Элементы бессловестного действия

1

69

Элементы бессловестного действия

1

70

Элементы бессловестного действия

1

71

Вес.Оценка.Пристройка

1

1

72

Вес.Оценка.Пристройка

1

1

73

Вес.Оценка.Пристройка

1

74

Вес.Оценка.Пристройка

1

75

Вес.Оценка.Пристройка

1

76

Практическое

овладение

действия.Конкурсно-игровые программы

логикой

1

77

Практическое

овладение

логикой

1

логикой

1

логикой

1

реквизитов,

1

реквизитов,

1

реквизитов,

1

реквизитов,

1

действия.Конкурсно-игровые программы
78

Практическое

овладение

действия.Конкурсно-игровые программы
79

Практическое

овладение

действия.Конкурсно-игровые программы
80

Работа со зрителем. Изготовление
костюмов

81

Работа со зрителем. Изготовление
костюмов

82

Работа со зрителем. Изготовление
костюмов

83

Работа со зрителем. Изготовление
костюмов

84

Итоговое занятие

1

85

Итоговое занятие

1

86

Итоговое занятие

1

87

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

88

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

89

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

90

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

91

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

92

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

93

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

94

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

95

Работа над созданием образа.Работа на сценической

1

площадке
96

Работа над созданием образа.Работа на сценической

1

площадке
97

Изготовление декораций. Костюмов

1

98

Изготовление декораций. Костюмов

1

99

Выбор музыкального оформления Репетиция как

1

творческий процесс
100

Выбор музыкального оформления Репетиция как

1

творческий процесс
101

Анализ пьесы по событиям

1

102

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

103

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

104

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

105

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

106

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

107

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

108

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

109

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

110

Определение

мотивов

поведения

1

поведения

1

героев.Выстраивание логической цепочки
111

Определение

мотивов

героев.Выстраивание логической цепочки
112

Творческие пробы. Показ и выступления

1

113

Творческие пробы. Показ и выступления

1

114

Работа над созданием образа.Работа на сценической

1

площадке
115

Работа над созданием образа.Работа на сценической

1

площадке
116

Работа

над

характером

персонажей.Поиск

1

персонажей.Поиск

1

персонажей.Поиск

1

характером

1

выразительных средств
117

Работа

над

характером

выразительных средств
118

Работа

над

характером

выразительных средств
119

Работа

над

персонажей.Поисквыразительных средств

120

Изготовление декораций. Костюмов

1

121

Изготовление декораций. Костюмов

1

122

Изготовление декораций. Костюмов

1

123

Изготовление декораций. Костюмов

1

124

Оформление сцены. Создание декораций.

1

125

Оформление сцены. Создание декораций.

1

126

Оформление сцены. Создание декораций.

1

127

Оформление сцены. Создание декораций.

1

128

Оформление сцены. Создание декораций.

1

129

Прогонные репетиции

1

130

Прогонные репетиции

1

131

Прогонные репетиции

1

132

Прогонные репетиции

1

133

Прогонные репетиции

1

134

Прогонные репетиции

1

135

Прогонные репетиции

1

137

Прогонные репетиции

1

138

Премьера

1

139

Премьера

1

140

Творческие встречи

1

141

Премьера

1

142

Анализ показа спектакля

1

143

Анализ показа спектакля

1

144

Творческие встречи

1

Всего

144

8

136

Репертуарный план
№п/п

Авторпроизведения,
постановщик

Наименованиепроизведения,жанр

1.

Детские рассказы коми
писателей

Инсценированиепроизведений детских коми
писателей

2.

Сказка «Красная
шапочка»

Музыкальная сказка по произведению Ш.Пьеро

1.

Сказка «Муха Цокотуха2

Музыкальная сказка по произведению
К.Чуковского

2.

Сказка «Морозко»

Музыкальная сказка

3.

«Экзамены и магия»

Спектакль

4.

Басни Крылова

ИнсценированиебасенИванаКрылова
«ВоронаиЛиса»,«Стрекозаиму
равей»,»Мартышкаиочки».

5.

Сказка «Снежная королева.

Музыкальная сказка по произведению
Г.Х.Андерсена

6.

«Золотой ключик»

По мотивам сказки сказки А. Толстого «
Приключения Буратино»

7

«Приключения
Электроника»

Спектакль

8

Сказки А.С. Пушкина

Инсценировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».