Чиполлино

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
–
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Чиполлино» модифицированная, уровневая
(стартовый, ознакомительный уровень), учрежденческая, разновозрастная,
художественной направленности.
1. Нормативных правовых актов и государственных программных
документов в области дополнительного образования:
Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г.
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Стратегии социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года;
- Стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года;
- СП 2.4-3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановления администрации МО ГО «Сыктывкара» от 29.12.2020
№12/3227 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО
«Сыктывкара» от 13.04.018 №4/1046»
- Приказа управления образования «Об утверждении муниципального плана
по реализации региональных проектов Республики Коми в рамках
Национального проекта «Образование» от 03.02.2020 года № 95
- Приказа управления образования от 22.03.2021 №299 «Об утверждении
Типового
положения
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ,
реализуемых в муниципальных образовательных организациях;
- Устава МУДО «ЦДОД «Олимп».
Дополнительная
общеобразовательная
–
дополнительная
общеразвивающая программа «Чиполлино» разработана на основе:
1
Приложение к письму Министерства образования,
науки
и
молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 0727/45
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеобразовательных дополнительных
общеразвивающих программ в Республике Коми».

программ: Завадской Т.Ф., Шевелевой Н.Н., ПерловоМ.Р. Художественное
чтение // Художественные кружки: Программы для внешкольных
учреждений и общеобразовательных школ. – М.: «Просвещение», 1981.
Рубиной Ю.И., Перельмановой Е.П., Яковлевой Т.Ф. Театральный кружок //
Художественные кружки: Программы для внешкольных
учреждений
и
общеобразовательных школ–М.«Просвещение», 1981.
Актуальность:
Использование театрализованной деятельности в педагогическом процессе
является актуальным в настоящее время. Так как эта деятельность позволяет
оптимально освоить мир социальных отношений и связей.
Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению
является дошкольный и младший школьный возраст. В этот период дети
легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные навыки
и умения.
-театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому
воспитанию
-обогащает новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе,
формирует диалогическую речь, активизирует словарь
- способность ребенка к идентификации с полюбившимся образом позволяет
через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на
детей.
-театрализованная деятельность помогает развиваться ребенку эмоционально
и физически
-учит думать, анализировать
- подбор специального репертуара формирует культуру межэтнического
общения среди сверстников.
Особенность:– заключается
в сочетании творческой специфики
театрального искусства с
особенностями музыкального
воплощения,литературы, живописи, хореографии,
что позволяет в
условиях дополнительного
образования
расширить
возможности
образовательной области.Компенсировать недостающие знания и потребности
в творчестве можно в системе дополнительного образования, занимаясь в
детском театральном коллективе. Занятия в детском театральном коллективе
развивают ребенка во всей его психофизической целостности. Обучение
актерскому мастерству обеспечивает
равномерные
физические,
интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и
физического и духовного здоровья.
Театр – коллективное искусство. Театральная постановка – «продукт»
совместной деятельности, требующей концентрации сил каждого учащегося.
Разнообразие постановочных задач дает возможность каждому ребенку
максимально реализовать свои возможности и способности. Театральное
творчество богато
ситуациями совместного
переживания которое
способствует эмоциональному сплочению коллектива.

Кроме того, занятия в детском театральном коллективе развивают речь,
память, наблюдательность, учат взаимодействию с собеседником, умению
выражать свои эмоции, снимают психологические зажимы, обогащают
внутренний мир.
Организационно – педагогические основы обучения.
Адресат программы:
На обучение по программе принимаются все желающие в возрасте 7-10 лет,
которые хотят заниматься театральным творчеством.
Набор в группу осуществляется на основе заявления родителей (законных
представителей) .
Срок и объем освоения программы:
Продолжительность образовательного процесса 2 года.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы - 288 ч
Год
обучения

Количество часов
в неделю

Количество часов
в год

1
2
ВСЕГО

2
2

144
144
288

Формы организации образовательного процесса и виды занятий.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий. Основным
видом занятия является учебное занятие. Формы работы учащихся на занятии
– индивидуальные, групповые, работа в парах. Основной формой учебно–
воспитательного процесса является групповое учебное занятие. Формы
занятий – теоретические, практические, комбинированные. Виды занятий по
программе определяются содержанием программы и предусматривают:
мастерские, тренинги, беседы, игры, конкурсы, экскурсии, самостоятельную
работу, массовые воспитательные мероприятия, социальные акции
Режим занятий:
Продолжительность занятия
перерывом.

2 академических часа с 10 минутным

Год
обучения

Количество часов и раз в неделю

Продолжительность
одного
занятия
в
академических часах

1

2 раза по 2 часа

30-40 мин.

2

2раза по 2 часа

40 мин

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Выявить и развивать познавательные и творческие способности
учащихся через театрализацию, игру, практические занятия по
сценическому мастерству.
Задачи программы:
Обучающие:
- получение представления о театре, работе актёров;
приобретение личного опыта самоорганизации, организации
совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;
формирование культуры и техники речи (речевое дыхание,
артикуляция);
получение первичного опыта в использовании театральной
терминологии;
- получение
первичного опыта выступления на сцене
- получение знаний о фольклоре, праздничной и игровой обрядности
народов, проживающих в республике.
сформировать первоначальные знания и навыки по театральному
творчеству и актерскому мастерству;
научить
и стимулировать интерес к творческой деятельности —
изготовлению костюмов и декораций с помощью родителей;
Воспитательные:
-воспитание устойчивого интереса к театральной деятельности; воспитание позитивного отношения к культуре и искусству;
- воспитание
нравственных
качеств:
трудолюбия,
доброты,
организованности, добросовестного отношения к делу,инициативности,
любознательности, взаимопомощи, умения работать в коллективе.
- формирование культуры поведения на сцене;
- формирование поведения в театре;
Развивающие:
развитие
зрительного
и
слухового
внимания,
памяти, наблюдательности, находчивости, воображения,
образного мышления;
- развитие логического и абстрактного мышления, пространственного
воображения;

- развитие эстетический вкус, творческие способности и фантазии
учащихся;
- развитие коммуникативных качеств личности учащихся (речевую
деятельность,
навыки сотрудничества) и
творческую
активность
и инициативу;
- развитие способностей к творческому анализу и синтезу;
- развитие стремлений к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких творческих результатов;
- развитие навыков самостоятельной работы и работы в группе при
выполнении практических творческих работ.
развить
навыки
правильного
дыхания,
произношения
и
интонирования чтения
Эти задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе с организационными создание детского коллектива; привлечение родителей и профессионалов к
сотрудничеству; объединение их на базе общей идеи; поддержка внутренней
энергии своего профессионального роста; подбор репертуара и создание
условий (укрепление материально-технической базы).
Задачи 1 года обучения:
Обучающие:
-получение знаний о театре, работе актера
- обучение технике речи
(речевое
дыхание, артикуляция);
-получение первичного опыта в
использовании театральной
терминологии;
- получение первичного опыта выступления на сцене
-получение знаний культуры поведения на сцене и в зале
- получение знаний о фольклоре, праздничной и игровой обрядности
народов, проживающих в республике.
Воспитательные:
-воспитание устойчивого интереса к театральной деятельности;
- воспитание позитивного отношения к культуре и искусству;
- воспитание
нравственных
качеств:
трудолюбия,
доброты,
организованности, добросовестного отношения к делу, инициативности,
любознательности, взаимопомощи, умения работать в коллективе.
-воспитание любви и уважения к культурному наследию
Развивающие:
- развитие зрительного
и
слухового внимания, памяти,
наблюдательности, находчивости, воображения, образного мышления;
- развитие коммуникативных качеств личности учащихся (речевую
деятельность,
навыки
сотрудничества) и
творческую активность
и инициативу;

- развитие навыков самостоятельной работы и работы в группе при
выполнении практических творческих работ.
-развитие музыкальных, хореографических способностей
- развитие логического и абстрактного мышления, пространственного
воображения;
- развитие эстетический вкус, творческие способности и фантазии учащихся;
- развитие коммуникативных качеств личности учащихся (речевую
деятельность,
навыки
сотрудничества) и
творческую активность
и инициативу;
- развитие способностей к творческому анализу и синтезу;
- развитие стремлений к освоению новых знаний и умений, к достижению
более высоких творческих результатов;
- развитие навыков самостоятельной работы и работы в группе при
выполнении практических творческих работ.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6
7
8

Наименование тем, разделов

Кол-во Кол-во Общее
часов часов 2кол-во
1 год год
часов
7
Введение в предмет
15
Техника и культура речи
21
Ритмопластика.Пластический тренинг
45
Актерское мастерство
56
Работа над пьесой.
Самостоятельная работа
Досугово-развивающая деятельность
Промежуточная аттестация
ИТОГО:
144
144

Содержание учебного плана
1 года обучения
№
п/п

Разделы, темы

6.
7.

Введение в предмет
Техника и культура речи

Общее
кол-во
часов
7
13

В том числе
Теория
практика
6
1

1
12

8.
9.
10.
11
12
13

Ритмопластика.
Пластический
тренинг
Актерское мастерство
Работа над пьесой.
Самостоятельная работа
Досугово-развивающая деятельность
Промежуточная аттестация
ИТОГО:

21

3

18

43
55
2
2
1
144

13
15

30
40
2
2
1
106

38

1. Введение в предмет.7 часов
Теория: 6 часов
Знакомство с коллективом. Выявление уровня и объема знаний о
театрах Республики Коми .ТБ-2 часа
Требования
к нормам поведения. Инструктаж по
технике безопасности
Театр Древней Греции"-2 часа
Русский народный театр-2 часа
Практика: 1 час
Итоговое занятие
2. Техника и культура речи 15 часов
Теория: 1 час
Упражнения для языка, челюсти, губ.
Речевой тренинг. Дикция. Тон. Тембр.
Практика: 14 часов
Строение голосового аппарата. -2 часа
Постановка
дыхания-2
часа
Артикуляционная гимнастика. -2 часа
Упражнения для языка, челюсти, губ. Речевой тренинг. Дикция. Тон.
Тембр.-1 час
Интонация. Расширение диапазона голоса. -2 часа Упражнения на
развитие речевых характеристик голоса-2 часа Скороговорки. -2
часа
Итоговое занятие.- 1 час
3. Ритмопластика. Пластический тренинг- 21 час
Теория: 3 часа
Снятие зажимов и комплексов с помощью ритмопластики-2 часа
Сценическое действие -2 часа
Практика: 18 часов
Снятие зажимов и комплексов с помощью ритмопластики-1 час
Разминка, настройка, освобождение мышц, релаксация.- 10 часов
Коммуникабельность и избавление от комплексов. 2 часа
Развитие индивидуальности. Рождение пластического образа.- 2 часа
Музыка и движение. Пластический образ живой и неживой природы2
часа
Итоговое занятие-1 часа

4. Актерское мастерство 45 часов
Теория: 13 часов
"Внимание. Воображение. Память. Снятие зажимов и комплексов. ".-2 часа
Общеразвивающие и театральные игры и упражнения. Упражнения на
коллективность творчества. .- 2 часа
Элементы бессловесного действия.- 4 часа «Вес».
«Оценка». «Пристройка» .- 2 часа
Работа со зрителем: проведение конкурсов и игр. Изготовление
реквизита, костюмов.- 2 часа
Итоговое
занятие-1
час
Практика: 32 часа
Общеразвивающие и театральные игры и упражнения. Упражнения на
коллективность творчества. .- 2 часа
Действие - язык театрального искусства. Целенаправленность и логика
действия. Выбор драматического отрывка.- 2 часа
Этюдные пробы. Анализ. Показ и обсуждение. .- 2 часа
Новогоднее театрализованное представление. Работа над созданием образа
сказочных персонажей. .- 2 часа
Упражнения и этюды. Виды этюдов. .- 2 часа
Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. «Я в предлагаемых
обстоятельствах». .- 2 часа
Элементы бессловесного действия.- 4 часа «Вес».
«Оценка». «Пристройка» .- 6 часа
Практическое овладение логикой действия. Конкурсно – игровые программы.
-4 часа
Работа со зрителем: проведение конкурсов и игр. Изготовление реквизита,
костюмов.-4 часа
Итоговое занятие-2 час
5. Работа над пьесой- 56 часов
Теория: 15 часов
Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.
Определение темы пьесы.-2 часа
Анализ
сюжетной
линии.
Главные события, событийный
ряд.
Основной конфликт. «Роман жизни героя». -2 часа
Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. – 4часа.
Работа над созданием образа, выразительностью и характером
персонажа. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. Репетиции на
сценической площадке.-2 часа
Изготовление декораций, костюмов -2часа
Выбор музыкального оформления. Репетиции как творческий процесс и
коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков,
технических средств и таланта. -2часа
Анализ показа спектакля. -1 часа
Практика: 41 час
Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.

Определение темы пьесы.- 6 часов
Анализ
сюжетной линии.
Главные события, событийный
ряд.
Основной конфликт. «Роман жизни героя».-2 часа
Определение мотивов поведения,
целей героев. Выстраивание
логической цепочки.-2 часа
Творческие пробы. Показ и обсуждение. -2 часа
Работа над созданием образа, выразительностью и характером
персонажа. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. Репетиции на
сценической площадке. -2 часа
Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и
приемов. -4 часа
Изготовление декораций, костюмов -4часа
Оформление сцены. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. -4часа
Выбор музыкального оформления. Репетиции как творческий процесс
и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков,
технических средств и таланта. -4часа
Прогонные репетиции. -6 часа
Премьера. -2 часа
Творческие встречи. -2 часа Анализ
показа спектакля. -1 часа
Задачи 2 года обучения
Обучающие:
-закрепление и получение новых знаний и опыта
в
использовании
театральной терминологии;
- получение опыта выступления на сцене
- получение новых знаний о фольклоре, праздничной и игровой обрядности
народов, проживающих в республике.
-формирование навыков
владения средствами образной
выразительности (мимики, жеста,
свободного
и
непринужденного
исполнения хореографических, музыкальных упражнений).
-получение знаний творческого анализа и синтеза;
- получение навыков самостоятельной работы и работы в группе при
выполнении практических творческих работ.
научить и стимулировать интерес к творческой деятельности —
самостоятельному поиску художественного образа героев;
Воспитательные:
- воспитание устойчивого интереса к театральной деятельности;
- воспитание позитивного отношения к культуре и искусству;
-воспитание итереса и любви к культурному наследию
Развивающие:

- продолжать развитие зрительного
и
слухового внимания,
памяти, наблюдательности, находчивости, воображения, образного
мышления;
- продолжать
развитие коммуникативных качеств личности учащихся
(речевую деятельность, навыки
сотрудничества) и
творческую
активность и инициативу;
-развить навыки ведения диалогов, сценического произнесения монолога
-продолжать развитие навыков самостоятельной работы и работы в группе
при выполнении практических творческих работ.
- продолжать развитие музыкальных. хореографических способностей
- развитие логического и абстрактного мышления, пространственного
воображения;
- развитие эстетический вкус, творческие способности и фантазии учащихся;
- развитие коммуникативных качеств личности учащихся (речевую
деятельность,
навыки
сотрудничества) и
творческую активность
и инициативу;
- развитие стремлений к освоению новых знаний и умений, к достижению
более высоких творческих результатов;
- развитие навыков самостоятельной работы и работы в группе при
выполнении практических творческих работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п Разделы, темы
Общее
кол-во
часов
1.
Введение в предмет
6
2.
Техника и культура речи
24
3.
Ритмопластика
33
4.
Актерское мастерство
32
5.
Работа над пьесой и спектаклем 41
6.
Самостоятельная работа
4
7.
Досугово-развивающая
3
деятельность
8.
Промежуточная аттестация
1
ИТОГО:
144
СОДЕРЖАНИЕ
2 год обучения.

В том числе
Теория практика
6
3
8
10
16

41

0
21
25
22
25
4
3
1
103

1. Введение в предмет-6часов
Теория: 6 часов
Вводное занятие Основы театральной культуры. Виды театров. Театр
итальянского Возрождения.- 2 часа
"Театр итальянского Возрождения. История русского театра 19-20 век"- 2
часа
Итоговое занятие- 1 час
2. Техника и культура речи-28 часов
Теория: 3 часа
Техника речи. Речевой тренинг.-2 часа
Итоговое занятие-1 час
Практика: 25 часов
Техника речи. Речевой тренинг.-8 часа
Техника речи. Речевой тренинг.-4 часа
Работа над литературно-художественным произведением.-12 часа
Итоговое занятие.- 1 часа
3.Ритмопластика-33 часа
Теория: 8 часов
Пластический тренинг-4 часа
Сценическое действие-4 часа
Практика: 25 часов
Пластический тренинг-12 часа
Пластический образ персонажа- 8 часа
Сценическое действие-4 часа
Итоговое занятие-1 час
4.Актерское мастерство35 часов
Теория: 10 часов
Организация внимания, воображения, памяти-6 часов
Сценическое действие-2 часа
Самостоятельная творческая работа.-2 часа
Практика: 25 часов
Организация внимания, воображения, памяти-8 часа
Актерское мастерство-4 часа
Сценическое действие-8 часов
Самостоятельная творческая работа.-4 часа
Итоговое занятие-1 час
5. Работа над пьесой и спектаклем -42 часа
Теория: 16 часов
Работа над пьесой и спектаклем. Выбор и анализ пьесы.-8 часов
Углубленный анализ событий.-6 часов
Репетиции отдельных картин.-2 часа
Практика: 26 часов
Работа над пьесой и спектаклем. Выбор и анализ пьесы.-2 часа
Углубленный анализ событий.-2 часа
Изготовление декораций, костюмов-6 часов

Репетиции отдельных картин.-8 часов
Прогонные репетиции.-6 часов
Прогонные и генеральные репетиции. Показ и обсуждение спектакля-2 часа
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 года обучения
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для
личного развитиям
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с
помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всѐ получится», «Я
ещѐ многое смогу».
Познавательные:
Обучающийся научится:
•пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
•понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
•проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
Коммуникативные: Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения
партнѐров, отличные от собственных; обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения; предлагать помощь и
сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению; формулировать

собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
знает:
•Что собой представляет театр (зрительный зал, сцена, раздевалка,
гримерочная и т.д.)
•Люди, каких профессий работают в театре. (Директор, режиссер,
драматург, актер, художник, гример, композитор, костюмер и т.д.).
•О средствах выразительного чтения. •О
сценических движениях.
•О сценических чувствах актера.
умеет:
•Распознавать жанр пьесы;
•Выразительно читать художественные произведения, используя все
средства выразительного чтения.
•Двигаться в пространстве сцены.
•Читать, грамотно артикулируя;
•Общаться в коллективе сверстников, слушать и слышать партнера по
сцене, соблюдать дисциплину, правила культурного поведения.
Итоги обучения заключается в постановочной работе мини спектакля.
5.
ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ
Определение уровня освоения программы осуществляется в соответствии с
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации МУДО «ЦДОД «Олимп».
- Текущий контроль успеваемости включает в себя входящую диагностику,
контроль исходного уровня подготовленности ребенка в начале цикла
обучения по программе и тематический контроль.
Формы текущего контроля - комбинированная проверка (сочетание
практической и устной проверок с показательными формами);
Для определения фактического состояния образовательного уровня
проводится промежуточная аттестация в конце первого года обучения по
дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной
общеразвивающей программе и промежуточная аттестация по освоению
дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей
программы. Формы промежуточной аттестации - комбинированная проверка
(сочетание практической и устной проверок с показательными формами);
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития способностей
учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом программы. В
целях определения результатов и качества освоения программы необходима

система мониторинга, то есть систематического контроля уровня знаний,
умений, навыков и компетентностей учащихся.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить
развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для
их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно
коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся
в протоколы текущего контроля
и промежуточной аттестации.
Индивидуальный рост учащихся фиксируется в индивидуальной карточке
учета результатов обучения по дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе и
индивидуальной карточке оценки личностного развития учащегося в
процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы.

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
1 год
К концу первого года обучения учащиеся
должны: знать: что такое тема и идея и
сверхзадача.
уметь: выявлять главные слова в предложении, правильно произносить буквы, показывать различные эмоции, свободно
и естественно выполнять на сцене простые физические действия

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Периодичность Цель Содержание

Формы

Показатели, критерии

декабрь

Выявить умения работы над Показ мини
ролью в спектакле.
спектакля

ТЕОРИЯ:
Что
собой
представляет
театр
(зрительный зал, сцена, раздевалка,
гримерная и т.д.)
•О
средствах выразительного
чтения.
ПРАКТИКА
•Читать,
грамотно
артикулируя;
•Общаться
в
коллективе
сверстников, слушать
и слышать
партнера
по
сцене,
соблюдать
дисциплину, правила
культурного
поведения.
УРОВНИ:
Низкий- учащийся не справляется с
заданием – 1 - 2 -баллов
Средний- учащийся справляется с
заданием с помощью педагога-3-4

Конец второго Выявить умения работы над Показ
мини
года
ролью в спектакле.
спектакля

баллов
Высокий –учащийся справляется с
заданием самостоятельно. -4-5баллов
ТЕОРИЯ:
театральную терминологию выявить
тему, идею, сверхзадачу,
жанр
произведения
профессии
в
театре
ПРАКТИКА
•Двигаться в пространстве сцены.
Общаться в коллективе сверстников,
слушать
и
слышать
партнера
передавать
эмоциональный окрас
своего текста
свободно и естественно
выполнять
на
сцене
простые
физические действия
УРОВНИ:
Низкий –учащийся не справляется с
заданием – 1-2-баллов
Средний –учащийся справляется с
заданием с помощью педагога-3-4
баллов
Высокий –учащийся справляется с
заданием самостоятельно. -4-5 баллов

2 год
Виды
контроля
Входящий
(Сентябрь)

Цели.

Раздел. Содержание

Формы

Выявить
Введение в предмет
знание
истории
возникновения
и
развития
театрального
искусства.

Беседа

Тематический
(Декабрь)

Определить
раскрепощённость
учащихся.

Ритмопластика

Показатели, критерии

ТЕОРИЯ:
Техника безопасности в
работе на сцене
Знание
истории
итальянского
театра возрождения
Знание терминологии.
Знание
театральных
жанров
УРОВНИ:
Низкий –учащийся
не
справляется с заданием –
1 - 1,5 -баллов
Средний –учащийся
справляется с заданием с
помощью педагога-1,62,5 баллов
Высокий –учащийся
справляется с заданием
самостоятельно. -2,6- 3
баллов
Показ
ТЕОРИЯ:
этюдов на Работа в спектакле
различную Этюд на взаимодействие
тематику
Чтение
наизусть
стихотворения
Знание терминологии

УРОВНИ:
Низкий –учащийся
не
справляется с заданием –
1 - 1,5 -баллов
Средний –учащийся
справляется с заданием с
помощью педагога-1,62,5 баллов
Высокий –учащийся
справляется с заданием
самостоятельно. -2,6- 3
баллов
К концу второго года обучения учащиеся должны
знать: время и место зарождения театрального искусства, первоначальный уровень развития спектаклей-зрелища.
уметь: свободно и естественно выполнять физические действия.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Периодичность Цель
Формы
Содержание
Конец первого Выявить умения работы над Показ
года
ролью в спектакле.
спектакля

Показатели, критерии
мини ТЕОРИЯ:
Что
собой
представляет
театр
(зрительный
зал,
сцена,
раздевалка, гримерочная и т.д.)
•О средствах выразительного чтения.
ПРАКТИКА
•Читать, грамотно артикулируя;
•Общаться в коллективе сверстников,

слушать и слышать партнера по сцене,
соблюдать
дисциплину,
правила
культурного поведения.

Конец
года

второго Выявить умения работы над Показ
ролью в спектакле.
спектакля

УРОВНИ:
Низкий –учащийся не справляется с
заданием – 1 - 1,5 -баллов
Средний –учащийся
справляется
с
заданием с помощью педагога-1,6-2,5
баллов
Высокий –учащийся справляется с
заданием самостоятельно. -2,6- 3
баллов
мини ТЕОРИЯ:
театральную терминологию
выявить тему, идею, сверхзадачу, жанр
произведения
профессии в театре
ПРАКТИКА
•Двигаться в пространстве сцены.
Общаться в коллективе сверстников,
слушать и слышать партнера
передавать
эмоциональный
окрас
своего текста
свободно и естественно
выполнять
на
сцене
простые
физические действия
УРОВНИ:
Низкий –учащийся не справляется с
заданием – 1 - 1,5 -баллов
Средний –учащийся
справляется
с

заданием с помощью педагога-1,6-2,5
баллов
Высокий –учащийся справляется с
заданием самостоятельно. -2,6- 3
баллов

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
6.Образовательные и учебные форматы
приёмы, педагогические технологии)

(формы,

методы,

Методологические основы обучения:
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия включают в себя
теоретическую часть в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала (с использованием компьютерных технологий) и практическую
деятельность обучающихся.
Программа предусматривает
групповую,
фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с
использованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний: словесные (рассказ, беседа),
наглядные
(демонстрация
пособий,
иллюстраций,
показ
технологических
приемов
наглядными
пособиями,
презентациями,
видеоматериалами)
практические (упражнения, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
репродуктивные (воспроизводящий)
частично-поисковые
(выполнение
заданий
с
элементами
творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
проблемные
3) По степени самостоятельности:
работа под непосредственным руководством педагога;
совместная работа;
самостоятельная работа.
Для стимулирования у учащихся положительного отношения к занятиям и
успешной реализации образовательной программы, используются следующие
методы:
Методы стимулирования;
Исследовательский (творческий поиск);
Рефлексия;
Создание на занятии ситуации занимательности (любопытные
примеры и парадоксальные факты);
Образное эмоциональное изложение материала;
Убеждение. Упражнение. Мотивация (поощрение);
Репродуктивный;
Объяснительно-иллюстративный.
Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов.
Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве
психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды,

используются словесные игры, загадки. Постоянный поиск новых форм и методов
организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми
разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Условия реализации программы
7.Материально-техническое обеспечение
Программа «Чиполлино» реализуется на базе МУДО «ЦДОД «Олимп» (ул.
Морозова,6)
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
п/п
1.

Разделы
Вводное

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММ

Наглядные пособия
занятие

Основы театральной

1. Презентация «театр Древней Греции» 1шт 2.
Презентация «русский народный театр» 1шт 3.
Презентация «театральные профессии». 1шт

культуры.
2.

Техника и культура
речи

1. Презентация «Артикуляционная гимнастика»
1шт
2. Таблички - скороговорки. 3шт

Речевой тренинг.
3.

Ритмопластика

Видеофильм «Сценическое движение.
Сценическое падение» 1шт

4.

Актерское мастерство

Видеофильм «Актерский тренинг» 1шт

5.

Работа над пьесой и

1. Видеофильм «спектакль -3 поросенка» 1шт
2. Видеофильм «Спектакль Волк и семеро
козлят» 1шт
3. Видеофильм «Спектакль Красная Шапочка»
1шт

спектаклем

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Занятия проходят в просторном кабинете с естественным и искусственным
освещением, хорошей вентиляцией. Для хранения наглядных пособий есть
отдельный шкаф. Для просмотров видеофильмов и презентаций есть ноутбук и
проектор.

Список использованной литературы.
Для педагога:
1.

Агапова И.А. Школьный театр. «ВАКО» 2006

2.
Грачева Л. В. Актерский тренинг: теория и практика .- СПБ.: Речь, 2013. 3.
Кипнис М.Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов,
которые помогут вам стать первоклассным актером / Михаил Кипнис. —
М.: ACT: ACT МОСКВА, СПб. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012
4.
Морозова Г.В. Бытовой этикет и манеры поведения в странах
Западной Европы (X-XI, XVI-XIX вв.): Пособие для актеров, режиссеров
и студентов театральных школ. - («Я вхожу в мир искусств»), 2014
5.
Э. Сарабьян Актерский тренинг по системе Станиславского.
Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер.
Ситуации»: АСТ; Москва; 2011
6.
Электронный ресурс http://lib-drama.narod.ru/
7.
Электронный ресурс http://biblioteka.teatr-obraz.ru/text
Для учащихся:
1. Куприянов Б.В. Организация и методика проведение игр с подростками. 2004
2.Электронный ресурс http://www.livelib.ru/selection/12035 2.
Электронный

ресурс

http://www.razumniki.ru/stihi.html

ПРИЛОЖЕНИЯ
Индивидуальная карточка учета результатов обучения по
дополнительной образовательной программе.
Фамилия,
имя
ребенка______________________
Группа___________________________________
Объединение______________________________ Ф.И.О
педагога____________________________ Дата начала
наблюдения____________________
Сроки диагностики/ Показатели
Год обучения
Конец уч. года
1. Теоретическая подготовка ребенка:
Высокий уровень-обладает полным объемом знаний
предусмотренным на данный учебный год
Средний уровень- обладает 1/2 объема знаний
предусмотренным на данный учебный год
Низкий уровень- обладает менее 1/2 объема знаний
предусмотренным на данный учебный год
2. Практическая подготовка ребенка:
Высокий уровень-обладает полным объемом знаний
предусмотренным на данный учебный год
Средний уровень- обладает 1/2 объема знаний
предусмотренным на данный учебный год
Низкий уровень- обладает менее 1/2 объема знаний
предусмотренным на данный учебный год
3. Учебные умения и навыки ребенка:
3.1.Учебно- коммуникативные умения:
- Умение раскрывать тему, основную мысль;
- Находить материал к высказыванию;
- Систематизировать материал собранный к
высказыванию;
Строить
высказывания
в
определённой
композиционной форме правильно, точно, ясно и по
возможности ярко;
- Определять авторскую позицию;
- Высказывать собственное отношение.

3.2.Учебно- организационные умения и навыки:
- Организовать свое рабочее место;
- Планировать текущую работу;
- Нацелить себя на выполнение поставленной
задачи;
- Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной
деятельности;
- Вести познавательную деятельность в коллективе,
сотрудничать при решении учебных задач (умение
объяснять, оказывать помощь, принимать помощь
товарища и т.п.).
4. Предметные достижения учащегося:
4.1.Участия в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, разного уровня)
- на уровне детского объединения;
-на уровне центра (по линии доп. образования);
- на уровне района, города;
- на республиканском уровне;
- международном уровне
Индивидуальная карточка оценки личностного развития учащегося в
процессе освоения им дополнительной
общеразвивающей программы.
Фамилия,
имя
ребенка______________________
Группа___________________________________
Объединение______________________________ Ф.И.О
педагога____________________________ Дата начала
наблюдения____________________
Сроки диагностики/ Показатели
1. Организационно- волевые качества:
1.1. Терпение
1.2. Воля
1.3 Самоконтроль
2. Ориентационные качества:
2.1 Самооценка
2.2 Интерес к занятиям в детском
объединении
3. Поведенческие качества

Год обучения
Конец уч. года

3.1 Конфликтность
3.2 Тип сотрудничества

Терминологический словарь к программе «Основы театрального
искусства»
АВАНСЦЕНА — передняя часть сцены (между занавесом и рампой). АКТ —
законченная часть драматического произведения или
театрального представления; то же, что и действие.
АКТЕР (актриса) — исполнитель (исполнительница) ролей.
АМПЛУА — сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и
внешним данным определенного актера.
АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля, между
отделениями концерта.
АНТРЕПРЕНЕР — владелец, содержатель, арендатор частного театра.
АНТРЕПРИЗА — частный театр.
БАЛАГАН

—

театральное

представление

комического

характера,

показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).
БАЛКОН — места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в
различных ярусах.
БУТАФОР

—

театральный

работник,

ведающий

бутафорией.

Изготовляет ее художник-бутафор.
БУТАФОРИЯ — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо
настоящих вещей в театральных постановках.
ГАСТРОЛИ — выступление актеров на выезде в других театра. ГЕРОЙ
— главное действующее лицо в спектакле.
ГРИМ — 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с
помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др
ГРИМЕР

—

специалист,

занимающийся

гримировкой

актеров.

ДЕКОРАЦИЯ — художественное оформление места действия на

театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.
ДРАМАТУРГ — автор драматических произведений.
ЖАНР- Род произведений в пределах какого-н. искусства,
отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными,
стилистическими признаками
ИДЕЯ- Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание.
КОНФЛИКТ- Столкновение, серьёзное разногласие, спор, переломный
момент.
КОМИК — амплуа актера, исполняющего комедийные роли. КУЛИСЫ —
плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы),
располагаемые по бокам сцены.
КООРДИНАЦИЯ - процессы согласования активности мышц тела,
направленные на успешное выполнение двигательной задачи.
ЛИРИК

—

амплуа

актера,

играющего

лирические

персонажи.

МАРИОНЕТКА — театральная кукла, которую кукловод приводит в
движение

при

помощи

нитей.

МИМ — актер пантомимы.
МИМИКА — один из важных элементов искусства актера,
выразительное движение мышц лица.
МОНОЛОГ — речь актера, обращенная к слушателям или самому себе.
ПАНТОМИМА — вид сценического искусства, в котором
художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного
движения, жеста, мимики.
ПАРТЕР — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей,
обычно ниже уровня сцены.
ПРЕМЬЕРА — первый (или один из первых) публичный платный показ нового
спектакля.
ПРИМАДОННА — актриса, исполняющая главные роли.
ПРОСТАК

—

амплуа

актера,

исполняющего

простодушного

человека.

РЕЖИССЕР — постановщик спектаклей, на основе собственного
замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров,
художника, композитора.
РЕКВИЗИТ — предметы, используемые в театральных постановках.
РЕПЕТИЦИЯ — основная форма подготовки театрального
представления.
РЕПЕРТУАР — совокупность произведений, исполняемых в театре.
РЕПЛИКА — краткое высказывание, произносимое одним актером в
ответ на слова другого.
СПЕКТАКЛЬ

—

театральное

представление.

Создается

на

основе

драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с
замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.
СВЕРХЗАДАЧА- Главная проблема, задача, подчиняющая себе все
остальные
СЦЕНА-1) Специальная площадка, на которой происходит театральное
представление; 2) Отдельная часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе.
СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО- Промежуток на сцене между чемнибудь, место.
ТЕАТР — род искусства, специфическим средством выражения которого
является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед
публикой.
ТЕАТР КУКОЛ — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы,
управляемые актерами-кукловодами.
ТЕАТР МИНИАТЮР — вид театра, в котором ставятся произведения так
называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи).
ТЕАТР ТЕНЕЙ — вид театрального зрелища, основанный на использовании
плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или
накладываются на него.
ТЕМА- это основной вопрос, который ставит перед собой автор, или

основное утверждение, которое он доказывает на протяжении целого текста.
ТРУППА — актерский состав театра.
ФИНАЛ — завершающая часть спектакля.
ЭПОХА- Длительный промежуток времени, выделяемый по какому-н.
характерному явлению, событию.
ЭТЮД — в современной театральной педагогике упражнение для
развития и совершенствования актерской техники.

ПРИЛОЖЕНИЕ Методические рекомендации
Программа предполагает следующие методы:
1.

Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью

различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ
театрального искусства:
-культуры речи;
-сценического движения;
-работы над художественным образом; вокальное исполнение.
2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над
исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка»
сцен.
3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа,
вокальным исполнением или танцевальным номером.
4.

Показ

выступление.

спектакля

(других форм

театрализации)

–

публичное

5. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров,
совместные праздники, вечера отдыха. Индивидуальная работа с родителями –
беседы, консультации, приглашения на выступления.
Различные

формы

работы

дружный,

работоспособный

направлены

на

сплочение

творческий

состав,

что

ребят

в

один

предполагает

разноуровневое общение в атмосфере творчества.

Раздел «Основы театральной культуры» – направлен на ознакомление
с историей возникновения театра, профессиональной терминологией, культурой
восприятия искусства.
Сюда входят темы:
o

«Театр как вид искусства», «Виды театрального искусства»,

«Театральные жанры»;
o

«Зарождение искусства», «Театр Древней Греции», «Русский народный

театр»,

«История

русского

театра.18

век»,

«Театр

итальянского

Возрождения», «Театр Шекспира», «История русского театра.19-20 век»;
o

«Театральное закулисье», «Театр и зритель».

Для знакомства с историей театрального движения в родном городе, области
в программу включена тема «На театральных перекрестках Мурома», где
учащиеся знакомятся с историей родного города, созданием первого театра,
развитием театрального движения, известными театральными деятелями.
Для успешного усвоения материала используются: беседа, наглядный
материал, аудио и видео материалы, посещение спектаклей, экскурсии.
Форма оценки знаний проходит в виде тестов, викторин, конкурсов. Раздел
«Техника и культура речи» – включает в себя работу над
техникой речи в виде речевого тренинга и работу над литературнохудожественным

текстом.

В работу над техникой речи входит освоение приемов снятия мышечных
зажимов голосового аппарата, постановка правильного дыхания, работа над
дикцией, выстраивание логико-интонационной структуры речи. Для этого
используются специальные упражнения и тренинги. Занятия проводятся в
групповой форме.
Речевой тренинг включает в себя:
Игры и упражнения на речевое дыхание «Поклонение солнцу»,
«Игра со свечой», «Мяч и насос» и др.
Артикуляционная гимнастика: для губ, языка, челюсти.
Речевая гимнастика (Тон, тембр, высота звучания, интонация,
диапазон)
Скороговорки.
При работе над литературным текстом проводятся индивидуальные занятия.
На

занятиях

используются

произведения

фольклора,

стихотворения,

произведения русских и зарубежных авторов. Форма контроля – конкурсы,
творческие показы.
Раздел «Ритмопластика» – направлен на обучение навыкам
освобождения мышц, снятия зажимов, развития пластичности.
«Звезда», «Мокрые котята», «Деревянные куклы», «Зеркало», «Кактус и Ива»,
«Релаксация» и др.), пластические импровизации (на заданную тему).
Упражнения тренинга направлены на максимальное развитие возможностей
человеческого тела, учат саморегуляции, концентрации и расслаблению.
Учащиеся должны уметь передать пластическую форму живой природы и
неживого мира, коллективно и индивидуально передавать заданный ритм.
Упражнения тренинга построены по индивидуально-групповому методу
обучения. На занятиях используются музыкальные произведения, которые
помогают погрузиться в собственный мир воображения, освободить свое тело
от

зажимов

и

перейти

к

рождению

движения.

Занятие по ритмопластике состоит из следующих блоков:
o
o

Психофизическая разминка (тренинг)
Содержательная часть, включающая в себя созерцание,

импровизацию, этюды.
o

Подведение итогов.

Полученные навыки в работе над освобождением мышц и пластической
выразительностью тела применяются детьми в работе над созданием образа
персонажа. А также в гармонизации взаимодействия своего тела, рационального
и эмоционального аппарата. Форма контроля знаний – творческие показы.
Раздел «Актерское мастерство» - направлен на освоение навыков
актерского мастерства.
Основные темы этого блока:
«Организация внимания, воображения, памяти»
«Сценическое действие»
«Творческая мастерская
«Самостоятельная творческая работа».
Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в
течение первого года обучения помочь детям направить свое внимание в
творческое русло, снять зажимы и комплексы, подготовить учащихся для
работы в творческом коллективе. Открыть для учащихся и подростков
поведение (действие) как основной материал актерского поведения. В процессе
всего обучения используются Общеразвивающие
игры, Специальные театральные игры и упражнения, направленные на
развитие внимания, воображения, памяти, логики действия и поведения актера.
Большинство

упражнений

выполняется

коллективно,

часто

в

кругу.

Упражнения от занятия к занятию варьируются, вводятся новые.
Упражнения и игры, применяемые на занятиях: «Знакомство – дразнилка»,
«На слуховое восприятие», «Снежный ком», «Поймай хлопок», «Невидимая
нить»,

«Большое

зеркало»,

«Суета»,

«Зернышко»,

«Чудо

– юдо из

яйца», «Поводырь», «Диспетчер», «Тень», «Профессионалы», «Картина»,
«Скульптура», «Стеклянный шар», «Рецепты», «На действия с
воображаемыми предметами», «Оправдай позу» и др.
От упражнений на развитие внимания, воображения

учащиеся

переходят к освоению законов сценического действия на примере
этюдов. Этюд считается азбукой искусства. Это небольшой отрезок
сценической жизни, созданный воображением «Если бы».
Этюды делятся на: одиночные, дуэтные, массовые. Начинается обучение с
этюдов «Я в предлагаемых обстоятельствах». Этюды бывают: на смену
психофизического состояния, на вынужденное молчание, на вынужденное
общение, на органическое молчание, этюд- импровизация.
Именно на этюдах и в специальных упражнениях отрабатываются логика
словесных и бессловесных действий, логика общения и взаимодействия.
Задача педагога сделать эти упражнения приемлемыми для данного возраста
учащихся и вложить в эти этюды мысль о необходимости самостоятельного
детского анализа. Тогда этюд принимает еще и статус социальной игры. Эта
игра имеет огромное значение в социальном созревании учащихся, так как она
является главным источником социального опыта.
В эту игру вступают те или иные социальные отношения, действуют различные
социальные чувства – и это расширяет и обогащает внутренний мир ребенка.
Все упражнения направлены на освоение главного языка сцены - языка
действия. Теоретические знания усваиваются через практические задачи. Все
учащиеся проходят путь от упражнения, этюда – к участию в творческой
постановке.
Занятие по актерскому мастерству состоит из следующих блоков:
Тренинг (упражнения на внимание, воображение).
Содержательная часть, включающая в себя специальные
упражнения,

этюды

по

освоению

темы

занятия.

Подведение итогов.
В программе отдельно выделена тема «Творческая мастерская»,где
учащиеся имеют возможность для творческого поиска и работы над
самостоятельной

творческой

темой.

Учащиеся

и

подростки

получают

теоретические знания и практические навыки в работе над театрализованными
представлениями, конкурсно-игровыми программами, что позволяет расширить
диапазон творческой деятельности учащихся и подростков.
Итог данной деятельности представлен в конкретном выходе на детскую
аудиторию в Центре внешкольной работы (традиционные конкурсно-игровые
программы

на

школьных

каникулах,

новогодние

театрализованные

представления и игровые программы у елки, проведение тематических
конкурсных программ для школ города, Дней Театра).
Изучение раздела «Актерское мастерство» взаимосвязано с изучением
других разделов программы. Усваивая материал на практике, получая
теоретические сведения по мере возникновения в них необходимости,
участники театрального коллектива учатся действию и взаимодействию в
сценических условиях.
Степень творческого развития учащихся определяется по их активности,
умению выстроить логику поведения на сценической площадке, органичности
поведения в условиях вымысла, развитости фантазии и воображения.
Для оценки результатов обучения используются: творческие показы,
конкурсы, открытые занятия, участие в спектаклях.
Раздел «Работа над пьесой и спектаклем» - завершает учебный
процесс и является своеобразным итогом в применении полученных умений и
навыков в работе над спектаклем.
Основной источник для постановок – произведения художественной
литературы отечественных и зарубежных авторов, пьесы для учащихся и

подростков. Для выбора постановочного материала важно привить детям
хороший художественный вкус.
Постановка спектакля является итогом творческой работы коллектива. От
текста – к действию на сценической площадке, от действия к последующему,
более глубокому анализу пьесы, к наблюдениям, анализу аналогичных
жизненных явлений и возвращение к творческим пробам – путь работы над
сценическим воплощением пьесы. Основная форма работы - репетиционная.
Главная цель этого раздела – ввести учащихся в атмосферу пьесы,
пробуждая фантазию и воображение, научить определять событийный ряд и
выстраивать логику поведения персонажа.
Работая над спектаклем, учащиеся пробуют себя в самых различных видах
деятельности: изготавливают декорации, костюмы, учатся работать с
музыкальной аппаратурой.
Участие учащихся в показах спектакля, театральных фестивалях позволяет
показать не только результат работы коллектива, но и познакомиться с работой
и творчеством других творческих коллективов.

Календарно-тематический план 1 года
№

Всег

заняти

о

т

я

Наименование раздела, темы

часов

1

Техника безопасности на занятиях "Чиполлино"

1

1

2

Техника безопасности на занятиях "Чиполлино"

1

1

3

Знакомство с коллективом. Беседы о театре

1

1

4

Театры Древней Греции

1

1

5

Русские народные театры

1

1

6

Итоговое занятие

1

1

7

Упражнения для языка ,челюсти. Губ

1

8

Строение голосового аппарата

1

9

Строение голосового аппарата

1

10

Постановка дыхания

1

11

Постановка дыхания

1

12

Артикуляционная гимнастика

1

13

Артикуляционная гимнастика

1

14

Упражнения для языка,челюсти, губ.Дикция. Тон

1

15

Интонация.Расширение диапазона голоса

1

16

Интонация.Расширение диапазона голоса

1

17

Упражнения на развитие речевых характеристик

1

голоса
18

Упражнения на развитие речевых характеристик

1

голоса
19

Скороговорки

1

20

Скороговорки

1

21

Итоговое занятие

1

22

Снятие

зажимов

и

комплексов

с

помощью

1

п

ритмопластики
23

Снятие

зажимов

и

комплексов

с

помощью

1

ритмопластики
24

Сценическое действие

1

25

Сценическое действие

1

26

Снятие

зажимов

и

комплексов

с

помощью

1

ритмопластики
27

Разминка

1

28

Разминка

1

29

Разминка

1

30

Разминка

1

31

Разминка

1

32

Разминка

1

33

Разминка

1

34

Разминка

1

35

Разминка

1

36

Разминка

1

37

Коммуникабельность.Избавление от комплексов

1

38

Коммуникабельность.Избавление от комплексов

1

39

Развитие индивидуальности. Музыка и движени.

1

Пластический образ живой и неживой природы
40

Развитие индивидуальности. Музыка и движени.

1

Пластический образ живой и неживой природы
41

Итоговое занятие

1

42

Внимание.Воображение.Память.Снятие зажимов и

1

комплексов
43

Внимание.Воображение.Память.Снятие зажимов и
комплексов

1

44

Общеразвивающие

и

театральные

игры

и

1

и

театральные

игры

и

1

упражнения
45

Общеразвивающие
упражнения

46

Элементы бессловестного действия

1

47

Элементы бессловестного действия

1

48

Элементы бессловестного действия

1

49

Элементы бессловестного действия

1

50

Вес.Оценка.Пристройка

1

51

Вес.Оценка.Пристройка

1

52

Работа со зрителем. Изготовление реквизитов,

1

костюмов
53

Работа со зрителем. Изготовление реквизитов,

1

костюмов
54

Итоговое занятие

55

Общеразвивающие

1
и

театральные

игры

и

1

и

театральные

игры

и

1

искусства.Выбор

1

искусства.Выбор

1

упражнения
56

Общеразвивающие
упражнения

57

Действие-язык

театрального

драматического отрывка
58

Действие-язык

театрального

драматического отрывка
59

Этюдные пробы. Показ и обсуждение

1

60

Этюдные пробы. Показ и обсуждение

1

61

Новогоднее театрализованное представление..Работа

1

над созданием образа сказочныхперсонажей
62

Новогоднее театрализованное представление..Работа

1

над созданием образа сказочныхперсонажей
63

Упражнения и этюды

1

64

Упражнения и этюды

1

65

Связь предлагаемых обстоятельств с поведением.

1

66

Связь предлагаемых обстоятельств с поведением.

1

67

Элементы бессловестного действия

1

68

Элементы бессловестного действия

1

69

Элементы бессловестного действия

1

70

Элементы бессловестного действия

1

71

Вес.Оценка.Пристройка

1

1

72

Вес.Оценка.Пристройка

1

1

73

Вес.Оценка.Пристройка

1

74

Вес.Оценка.Пристройка

1

75

Вес.Оценка.Пристройка

1

76

Практическое

овладение

логикой

1

логикой

1

логикой

1

логикой

1

Работа со зрителем. Изготовление реквизитов,

1

действия.Конкурсно-игровые программы
77

Практическое

овладение

действия.Конкурсно-игровые программы
78

Практическое

овладение

действия.Конкурсно-игровые программы
79

Практическое

овладение

действия.Конкурсно-игровые программы
80

костюмов
81

Работа со зрителем. Изготовление реквизитов,

1

костюмов
82

Работа со зрителем. Изготовление реквизитов,
костюмов

1

83

Работа со зрителем. Изготовление реквизитов,

1

костюмов
84

Итоговое занятие

1

85

Итоговое занятие

1

86

Итоговое занятие

1

87

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

88

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

89

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

90

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

91

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

92

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

93

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

94

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

95

Работа над созданием образа.Работа на сценической

1

площадке
96

Работа над созданием образа.Работа на сценической

1

площадке
97

Изготовление декораций. Костюмов

1

98

Изготовление декораций. Костюмов

1

99

Выбор музыкального оформления Репетиция как

1

творческий процесс
100

Выбор музыкального оформления Репетиция как

1

творческий процесс
101

Анализ пьесы по событиям

1

102

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

103

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

104

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

105

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

106

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

107

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

108

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

109

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

110

Определение

мотивов

поведения

1

поведения

1

героев.Выстраивание логической цепочки
111

Определение

мотивов

героев.Выстраивание логической цепочки
112

Творческие пробы. Показ и выступления

1

113

Творческие пробы. Показ и выступления

1

114

Работа над созданием образа.Работа на сценической

1

площадке
115

Работа над созданием образа.Работа на сценической

1

площадке
116

Работа

над

характером

персонажей.Поиск

1

персонажей.Поиск

1

персонажей.Поиск

1

персонажей.Поиск

1

выразительных средств
117

Работа

над

характером

выразительных средств
118

Работа

над

характером

выразительных средств
119

Работа

над

характером

выразительных средств
120

Изготовление декораций. Костюмов

1

121

Изготовление декораций. Костюмов

1

122

Изготовление декораций. Костюмов

1

123

Изготовление декораций. Костюмов

1

124

Оформление сцены. Создание декораций.

1

125

Оформление сцены. Создание декораций.

1

126

Оформление сцены. Создание декораций.

1

127

Оформление сцены. Создание декораций.

1

128

Оформление сцены. Создание декораций.

1

129

Прогонные репетиции

1

130

Прогонные репетиции

1

131

Прогонные репетиции

1

132

Прогонные репетиции

1

133

Прогонные репетиции

1

134

Прогонные репетиции

1

135

Прогонные репетиции

1

137

Прогонные репетиции

1

138

Премьера

1

139

Премьера

1

140

Творческие встречи

1

141

Премьера

1

142

Анализ показа спектакля

1

143

Анализ показа спектакля

1

144

Творческие встречи

1
144

Всего

8

13
6

Календарно-тематический план 2 года
№

Всег

заняти

о

т

я

Наименование раздела, темы

часов

1

Техника безопасности на занятиях "Чиполлино"

1

1

2

Техника безопасности на занятиях "Чиполлино"

1

1

3

Основы театральной культуры.Виды театров

1

1

4

Театр эпохи Возрождения.

1

1

5

История русского театра 19-20 век

1

1

6

Итоговое занятие

1

1

7

Теория.Техника речи. Речевой тренинг

1

1

8

Речевой тренинг

1

9

Итоговое занятие

1

10

Практика Техника речи. Речевой тренинг

1

11

Постановка дыхания

1

12

Артикуляционная гимнастика

1

13

Артикуляционная гимнастика

1

14

Упражнения для языка,челюсти, губ.Дикция. Тон

1

15

Интонация.Расширение диапазона голоса

1

16

Интонация.Расширение диапазона голоса

1

17

Упражнения на развитие речевых характеристик

1

голоса
18

Упражнения на развитие речевых характеристик

1

голоса
19

Скороговорки

1

20

Скороговорки

1

21

Итоговое занятие

1

22

Работа

над

литературно-художественным

1

п

1

произведением
23

Работа

над

литературно-художественным

1

литературно-художественным

1

литературно-художественным

1

литературно-художественным

1

литературно-художественным

1

литературно-художественным

1

литературно-художественным

1

литературно-художественным

1

литературно-художественным

1

литературно-художественным

1

литературно-художественным

1

литературно-художественным

1

произведением
24

Работа

над

произведением
25

Работа

над

произведением
26

Работа

над

произведением
27

Работа

над

произведением
28

Работа

над

произведением
29

Работа

над

произведением
30

Работа

над

произведением
31

Работа

над

произведением
32

Работа

над

произведением
33

Работа

над

произведением
34

Работа

над

произведением
35

Теория Пластический тренинг

1

36

Пластический тренинг

1

37

Пластический тренинг

1

38

Пластический тренинг

1

39

Пластический тренинг

1

40

Сценическое действие

1

41

Сценическое действие

1

42

Сценическое действие

1

43

Сценическое действие

1

44

Практика Пластический тренинг

1

45

Пластический тренинг

1

46

Пластический тренинг

1

47

Пластический тренинг

1

48

Пластический тренинг

1

49

Пластический тренинг

1

50

Пластический тренинг

1

51

Пластический тренинг

1

52

Пластический тренинг

1

53

Пластический тренинг

1

54

Пластический тренинг

1

55

Пластический тренинг

1

56

Пластический тренинг

1

57

Пластический образ персонажа

1

58

Пластический образ персонажа

1

59

Пластический образ персонажа

1

60

Пластический образ персонажа

1

61

Пластический образ персонажа

1

62

Пластический образ персонажа

1

63

Пластический образ персонажа

1

64

Пластический образ персонажа

1

65

Сценическое действие

1

66

Сценическое действие

1

67

Сценическое действие

1

68

Сценическое действие

1

69

Итоговое занятие

1

70

Теория Организация внимания,воображения, памяти

1

71

Организация внимания, воображения, памяти

1

72

Организация внимания, воображения, памяти

1

73

Организация внимания, воображения, памяти

1

74

Организация внимания, воображения, памяти

1

75

Организация внимания, воображения, памяти

1

76

Организация внимания, воображения, памяти

1

77

Сценическое действие

1

78

Сценическое действие

1

79

Самостоятельная творческая работа

1

80

Самостоятельная творческая работа

1

81

Практика. Организация внимания, воображения,

1

памяти
82

Организация внимания, воображения, памяти

1

83

Организация внимания, воображения, памяти

1

84

Организация внимания, воображения, памяти

1

85

Организация внимания, воображения, памяти

1

86

Организация внимания, воображения, памяти

1

87

Организация внимания, воображения, памяти

1

88

Организация внимания, воображения, памяти

1

89

Актерское мастерство

1

90

Актерское мастерство

1

91

Актерское мастерство

1

92

Актерское мастерство

1

93

Сценическое действие

1

94

Сценическое действие

1

95

Сценическое действие

1

96

Сценическое действие

1

97

Сценическое действие

1

98

Сценическое действие

1

99

Сценическое действие

1

100

Сценическое действие

1

101

Самостоятельная творческая работа

1

102

Самостоятельная творческая работа

1

103

Самостоятельная творческая работа

1

104

Самостоятельная творческая работа

1

105

Итоговое занятие

1

106

Теория.Выбор и анализ пьесы

1

107

Выбор и анализ пьесы

1

108

Выбор и анализ пьесы

1

109

Выбор и анализ пьесы

1

110

Выбор и анализ пьесы

1

111

Выбор и анализ пьесы

1

112

Выбор и анализ пьесы

1

113

Выбор и анализ пьесы

1

114

Углубленный анализ событий

1

115

Углубленный анализ событий

1

116

Углубленный анализ событий

1

117

Углубленный анализ событий

1

118

Углубленный анализ событий

1

119

Углубленный анализ событий

1

120

Репетиции отдельных картин

1

1

121

Репетиции отдельных картин

1

122

Практика.Работа над пьесой и спектаклем

1

123

Работа над пьесой и спектаклем

1

124

Углубленный анализ событий

1

125

Углубленный анализ событий

1

126

Изготовление декораций, костюмов

1

127

Изготовление декораций, костюмов

1

128

Изготовление декораций, костюмов

1

129

Изготовление декораций, костюмов

1

130

Изготовление декораций, костюмов

1

131

Изготовление декораций, костюмов

1

132

Репетиции отдельных картин

1

133

Репетиции отдельных картин

1

134

Репетиции отдельных картин

1

135

Репетиции отдельных картин

1

137

Репетиции отдельных картин

1

138

Репетиции отдельных картин

1

139

Репетиции отдельных картин

1

140

Прогонные репетиции

1

141

Прогонные репетиции

1

142

Прогонные репетиции

1

143

Прогонные репетиции

1

144

Показ и обсуждение спектакля

1
144

Всего

8

13
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».