Лоскутная пластика

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ –
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Флагманскими проектами Республики Коми являются «Art Team», «Культурное наследие коми». Достижение высокого уровня художественно-эстетической культуры населения, увеличение доли граждан, реализующих свой трудовой и творческий потенциал, являются приоритетными направлениями социально-экономического развития РК и г. Сыктывкар. Поэтому программа
«Лоскутная пластика» способствует реализации данной стратегической цели,
т.к. занятия по шитью игрушек стимулирует не только творческую активность, память, эмоции, но и способствует развитию художественных способностей, нестандартного мышления, художественно-эстетического вкуса и
склонностей к различным видам декоративно – прикладного творчества, образного мышления, творческого подхода.
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Лоскутная пластика» разработана с учетом:
- Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г.
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Проекта концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года;
- Стратегии социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года;
- Стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года;

- СанПин 2.4-3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления администрации МО ГО «Сыктывкара» от 29.12.2020
№12/3227 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО
«Сыктывкара» от 13.04.018 №4/1046»
- Приказа управления образования «Об утверждении муниципального плана
по реализации региональных проектов Республики Коми в рамках Национального проекта «Образование» от 03.02.2020 года № 95
- Устава МУДО «ЦДОД «Олимп»;
- Локального акта МУДО «ЦДОД «Олимп» «Положение о дополнительной общеобразовательной программе-дополнительной общеразвивающей программе».
Программа «Лоскутная пластика» имеет базовый уровень сложности,
направлена на:
- развитие интересов и навыков учащихся в области декоративно-прикладного творчества;
- формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности;
- формирование мотивации к познанию и творчеству;
- формирование специальных знаний и практических навыков;
-. приобщению к ценностям и традициям народной культуры.
Направленность программы – художественная.
Актуальность обусловлена тем, обучение технологиям изготовления изделий в лоскутной технике выступают как средство самореализации и творческого самовыражения учащихся. Учащиеся приобретают способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта.
В процессе изготовления изделий постепенно образуется система специальных умений и навыков. На занятиях по программе «Лоскутная пластика»
всегда присутствует новизна, творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.

При разработке содержания учитывались типовые (примерные) общеобразовательные программы по декоративно-прикладному творчеству, технологии,
учебные и методические пособия по рукоделию. Основное содержание программы базируется на учебно-методических пособиях Банакиной Л. А. Лоскутное шитье и Максимовой М. А, Кузьминой М. Н. Лоскутная мозаика.
Отличительная особенность программы заключается в том, что в образовательном процессе используются нестандартные формы проведения занятий
(мастер-классы, встреча с Народными мастерами Республики Коми, ярмарки
и т.д.) и методы работы с творчески одарёнными детьми, программа дополнена элементами свободного творчества. Программа является вариативной,
допускает выбор формы проведения занятий, учащимся предоставляется возможность выбора выполняемых изделий по желанию и собственному замыслу.
Отличие данной программы от типовой программы заключается в том, что в
ней предусматривается: применение игровой технологии, которая соответствует природе игровой деятельности ребенка, а также использование технологии творческой мастерской в целях развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся, создания условий для самопроявления и самореализации детей в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у них системы новых знаний, умений, навыков через самостоятельную исследовательскую, познавательную и творческую деятельность, при
этом учащиеся знакомятся с некоторыми профессиями, связанными с шитьём
(дизайнер одежды, швея, модельер и т.п.). Программа учитывает возрастные и
индивидуальные особенности детей, но при этом к освоению образовательного содержания допускаются учащиеся без предъявления требования к
уровню образования.
К занятиям по программе могут привлекаться дети с особыми возможностями здоровья, это группы детей 2 категории слабослышащие дети, дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи

и дети 5 категории с речевой патологией, т.к. сам процесс художественной деятельности, лежащими в основе программы, её содержании и применяемые
методы, формы и средства создают возможность организовать образовательный процесс по программе с учётом особенностей развития детей с ОВЗ.
Все созданные в рамках объединения «Лоскутная пластика» работы становятся доступными для просмотра в семье через группу в социальных сетях
"В контакте" http://vk.com/clubartliveclub. Это способствует укреплению отношений между родителями и детьми, и мотивирует учащихся на новую
творческую работу.
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Лоскутная пластика» адресована детям 7 –
9 лет.
Набор в группы осуществляется на основе письменного заявления родителей

(законных

представителей)

через

сайт

ПФДО

Коми

(https://komi.pfdo.ru/)
В объединение второго года обучения могут быть зачислены учащиеся,
не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование.
Срок освоения программы рассчитан на 2 года обучения. Общий объем часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для усвоения
программы, составляет 216 часа теоретических и практических занятий.
Объем программы. Всего 216 часа.
Год

Кол-во
часов

Продолжительность

Кол-во
занятий

Кол-во
недель

Всего
часов

в неделю

Занятий

в неделю

в году

в год

1 год

2

2×30 мин.

2

36

72

2 год

4

4×40 мин.

2

36

144

обучения

Форма обучения – очная.
Формы организации образовательного процесса – групповая.
Вид занятий – учебное занятие, онлайн занятие.
Режим занятий. Учащиеся имеют два занятия в неделю; продолжительность каждого занятия – два академических часа с 10-минутным перерывом
между ними. Длительность одного академического часа составляет 40 мин.,
что соответствует требованиям СП. 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Продолжительность онлайн-занятия, а также время самостоятельной работы младших школьников за компьютером, планшетом или другим электронным носителем не должно превышать 20 минут (для обучающихся 1-2 классов).
Образовательные платформы: Вконтакте, WhatsApp, Viber, Zoom.
В сообществах можно не только публиковать записи с важной информацией
и участвовать в обсуждениях, но и хранить учебные документы, конспекты,
учебники, создавать прямые трансляции лекций и занятий , записывать видео,
размещать учебные материалы: презентации, таблицы, картинки, аудио, видеофайлы и др.
Возможна записи занятий на цифровой носитель для формирования и
накопления «Банка видеозанятий» для дальнейшего использования его материалов в образовательном процессе.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся в процессе
освоения лоскутной техники.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с инструментами, материалами и техникой безопасностью работы с ними;
- познакомить с видами лоскутной техники;
- обучить технологии простейших ручных швов;
- познакомить с историей традиционной народной куклы России и Коми;
- познакомить с правилами раскроя деталей.
Развивающие:
- развить учебно-познавательный интерес к занятиям и избранному виду деятельности;
- развить адекватную самооценку, объективное отношение к себе и своим способностям;
- развивать художественно-творческие способности, фантазию, образное
мышление, воображение, инициативу, творческую активность.
Воспитательные:
- организовать свое рабочее место;
- воспитать трудолюбие, аккуратность выполнение изделий;
- способствовать формированию навыков работы в коллективе;
- формировать учебно-познавательный интерес к занятиям и избранному виду
деятельности.

1 год обучения
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с инструментами, материалами и техникой безопасностью
работы с ними;
- обучить технологии простейших ручных швов;
- познакомит с видами лоскутной техники;
- познакомить с правилами раскроя деталей;
- обучить технологии простейших ручных швов;
- познакомить с историей традиционной народной куклы России и Коми;
- научить лоскутной технике изготовления витражей;
- познакомить с видами лоскутной аппликации.
Развивающие:
- развивать умение организовывать рабочее место;
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству коми народа;
- развивать умение определять цель выполнения заданий на занятии.
Воспитательные:
- способствовать формированию представлений об основных моральных
нормах;
- формирование отношения учащихся к общечеловеческим ценностям и личностных качеств учащихся;
- вырабатывать позитивное отношение к занятиям по декоративно-прикладному творчеству;
формировать учебно-познавательный интерес к занятиям и избранному виду
деятельности.
- организовать свое рабочее место.

2 год обучения
Задачи:
Обучающие:
- научить технологии раскроя и составления узоров из лоскутов;
- научить технике «Пэчворк»;
- познакомить с видами орнаментов.
Развивающие:
- развивать умение определять план выполнения заданий на занятии,
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным педагогом,
оценивать результаты своей работы;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
- способствовать формированию представлений об основных моральных
нормах;
- развивать чувства товарищества;
- воспитать трудолюбие, аккуратность выполнение изделий;
- организовать свое рабочее место.

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
Название разделов, тем

1

Введение

Количество

Количество

часов 1 г.о.

часов 2 г.о.

Всего

Всего

Т

П

Всего

Т

П

2

1

1

2

1

1

4

Входящая диагностика.
2

Виды швов. Шаблоны

2

1

1

-

-

-

2

3

Лоскутная грамота. Виды лоскутной

14

4

10

-

-

-

14

техники
4

Лоскутная фантазия

16

4

12

-

-

-

16

5

Аппликация

8

2

6

-

-

-

8

6

Лоскутные букеты

6

2

4

-

-

-

6

7

Лоскутные куклы

16

4

12

-

-

-

16

8

Изготовление панно

6

2

4

-

-

-

6

9

Освоение техники «пэчворк»

-

-

-

24

6

18

24

10 Изготовление орнаментов

-

-

-

28

6

22

28

11 Милые вещи.

-

-

-

28

8

20

28

12 Схемы раппортов в технике «пэчворк»

-

-

-

24

4

20

24

13 Изготовление сувениров

-

-

-

18

4

14

18

4

4

6

6

10

9

Работа по собственному замыслу
(Вариативный модуль)

8

Досуговые мероприятия

2

2

4

4

6

9

Итоговое занятие

2

2

2

2

4

10 Промежуточная аттестация
Итого:

2

1

1

2

1

1

4

72

19

53

144

30

114

216

Учебно-тематический план
первого года обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема занятия

Введение
Виды швов. Шаблоны. Лоскутная картошка
Лоскутная грамота. Виды лоскутной техники
Лоскутная фантазия
Аппликация
Лоскутные букеты
Лоскутные куклы
Изготовление панно
Работа по собственному замыслу
(Вариативный модуль)
10 Досуговые мероприятия
11 Итоговое занятие
12 Промежуточная аттестация
Итого

Теория
1
1
2
4
2
2
4
2

1
19

Практика
1
1
8
10
6
4
10
4
4

Всего
2
2
10
14
8
6
14
6
4

2
2
1
53

2
2
2
72

Практика
1
18
22
20
20
14
12

Всего
2
24
28
28
24
18
12

4
2
1
114

4
2
2
144

Учебно-тематический план
второго года обучения
№
1
2
3
4
5
6
7

Разделы

Ведение
Освоение техники «пэчворк»
Изготовление орнаментов
Милые вещи.
Схемы раппортов в технике «пэчворк»
Изготовление сувениров
Работа по собственному замыслу
(Вариативный модуль)
8 Досуговые мероприятия
9 Итоговое занятие
10 Промежуточная аттестация
Итого

Теория
1
6
6
8
4
4

1
30

Содержание учебного плана
1 год обучения.
Вводное занятие.
Теория
Вводное занятие. Знакомство с кабинетом и его оборудованием, с коллективом, с режимом работы. Цели и задачи обучения, содержание учебной программы. Правила техники безопасности и поведения в МУ ДО «ЦДОД
«Олимп»; правила организации рабочего места. Экскурсия по Центру с посещением выставки детских работ.
Практика
Входящая диагностика
Виды швов.
Теория
Материалы, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. История
происхождения наперстка, ножниц. Полезные советы. Правила выполнения
различных швов.
Практика
Правила раскроя деталей. Учет направления нити, меха, ворса. Как отмерить
нить для работы. Как вдеть нить в иглу. Как завязать узелок. Как закрепить
нить на ткани: в начале шва, в конце шва. Работа с ножницами, иглой, нитками,
тканью.

Техника и выполнение ручных швов; «вперед иголку», «назад

иголку», «через край», «петельный», «потайной», «Вперёд иголка”, ”Назад
иголка”, ”Ручная строчка”, ”Потайной шов”, “Крестообразный”. Изготовление
шаблонов (трафаретов) для лоскутного шитья. Лоскутная картотека (подготовка лоскутков к шитью).

Лоскутная грамота. Виды лоскутной техники.
Теория
Технология составления узора из лоскутных полосок. Правила раскроя полосок. Основные способы соединения полосок. Технология составления узора
из квадратов. Правила раскроя квадратов. Основные способы изготовления
узоров из квадратов. Оформление работы. Технология составления узора из
треугольников. Правила раскроя треугольников. Основные способы соединения треугольников в узор. Технология составления и шитья узора
по спирали». Правила кроя и сборки спирального узора. Подбор лоскутов для
узора. Выкраивание деталей. Составление узора. Сборка узора. Заутюживание
припусков. Оформление работы. Разноцветная “Спираль”. Приём шитья из
разноцветных полок, диагональные полоски, “Бревенчатая изба”, весёлые
квадратики – «шахматка», двухцветная “шахматка” по диагонали, “мельница”- удивительные треугольники, “Звезда”, ”Кубики”, ”Забавные уголки”.
Практика
Набор из полосок. Набор из квадратов. Набор из треугольников. Набор из спирали. Раскрой полосок, составление узора, сборка полосок в узор, стачивание
полосок, сборка полосок в блоки, заутюживание. Раскрой лоскутных квадратов, составление узора, сборка узора; стачивание квадратов в ряды, блоки. Заутюживание припусков. Раскрой лоскутных треугольников. Составление
узора, сборка узора. Заутюживание припусков. Сборка лоскутных деталей в
блоки.
Лоскутная фантазия
Теория
Витражи. Многогранники. Пуфики. Лоскутные коврики.

Лоскутная техника изготовления витражей. Ознакомление с лоскутной техникой изготовления «пуфиков». Выбор ткани. Обучение изготовления из кусочков ткани объемных подушечек сшитых в одно полотно. Технология изготовления лоскутных ковриков.
Практика
Подбор ткани для работы. Выкраивание деталей для работы. Пошаговое изготовление витражей. Ознакомление с лоскутной техникой выполнения «многогранников, заготовка шаблонов-многоугольников. Выкраивание деталей по
шаблонам. Последовательное изготовление узора из многогранников. Выкраивание деталей из ткани и заутюживание уголков. Сборка узора из уголков на
основу. Живой уголок, тряпочные змеи черепаха. Изготовление салфеток,
грелка на чайник «Курочка».
Аппликация.
Теория
Лоскутная аппликация и ее виды. Игрушка-аппликация. История происхождения тканей. Самодельные работы из текстиля и бросового материала.
Распространенные способы изготовления аппликации.
Практика
Изготовление клееной лоскутной аппликации. Выкраивание деталей из лоскутов по выкройке. Работа с ножницами, клеем, тканями, тесьмой. Поэтапное
изготовление аппликации. Обучение изготовления игрушки. Подбор материала для работы.
Крой деталей из лоскутов и картона по шаблонам, изготовление и оформление.
Изготовление игрушек на основе цилиндра от туалетной бумаги, оклеивание
его лоскутами кусочками тесьмы и пряжи. Крой деталей, изготовление и соединение деталей. Оформление игрушки. Техника выполнения
аппликации. Изготовление шаблонов. Выкраивание из ткани по шаблонам.
Аппликация «грибок», «кленовый лист», ёлочка; снеговичок и т.д.

Лоскутные букеты.
Теория
Подготовка фона, подготовка рамки.
Практика
Пошаговое изготовление розы, листика. Ромашка, хризантема. Составление
композиции. Декорирование и оформление работы.
Лоскутные куклы.
Теория
История возникновения лоскутной куклы. Виды лоскутной куклы. Технология
изготовления лоскутных кукол.
Практика
Работа с эскизами и выкройками. Подбор материала для работы. Выкраивание
деталей головы куклы. Последовательное изготовление головы, утяжка лица.
Пришивание ушей, носа, изготовление глаз, волос из пряжи, рук, ног, туловища. Порядок изготовления, выкраивания деталей игрушки. Соединение деталей между собой швом «строчка». Последовательное выполнение работы.
Соединение готовых деталей набивка и оформление игрушки. Оформление
куклы. Изготовление одежды для куклы. Выкраивание деталей одежды, последовательное соединение деталей одежды, оформление украшающими элементами. Изготовление кукол: братья клоуны, мальчик и девочка.
Изготовление панно.
Практика
Поэтапное изготовление объёмного панно. Панно «Яблонька».
Работа по собственному замыслу.
Практика

Выполнение работ в техниках на выбор к праздникам – Новый Год, 23 февраля, 8 марта.
Досуговые мероприятия
Практика
Игра на знакомство «Снежный ком». Посвящение в кружковцы». Новогоднее
представление МУ ДО «ЦДОД «Олимп». Мероприятия в детском объединении: Конкурсная программа к 23 февраля; Конкурсная программа к 8 марта.
Итоговое занятие.
Практика
Подведение итогов работы объединения. Игра-тест «Чему мы научились».
Выставка работ обучающихся. Конкурс творческих работ.
Промежуточная аттестация.
Теория
Анализ выставочных работ.
Практика
Выставка работ за год.

Содержание учебного плана
2 год обучения.
Введение.
Теория
Вводное занятие. Знакомство с кабинетом и его оборудованием, с коллективом, с режимом работы. Цели и задачи обучения, содержание учебной программы. Правила техники безопасности и поведения в МУ ДО «ЦДОД
«Олимп»; правила организации рабочего места. Экскурсия по Центру с посещением выставки детских работ.
Практика
Входящая диагностика
Освоение техники «Пэчворк».
Теория
История техники «Пэчворк». Основные принципы техники «пэчворк».
Принадлежности для изготовления изделий. Подготовка к работе с «Пэчворк».
Практика
Раскрой ткани по шаблонам и без шаблонов. Сшивание и сборка частей.
Сборка слоев. Стежка вручную. Обработка краев. Декорирование и оформление изделия.
Изготовление орнаментов.
Теория
Определение термина «Орнамент». Предназначение орнамента. Виды орнамента: растительный, геометрический. Особенности национальных орнаментов.
Практика

Составление орнаментов. Составление узора «звезда». Обшивание блока
«звезда». Составление узора «мельница». Сшивание блока «мельница». Работа
с национальными орнаментами. Декорирование и оформление изделия.
Милые вещи.
Теория
Украшения и их роль в быту. Игрушки и сувениры. Функциональное назначение игрушек и сувениров. Как дарить подарки. Принципы декорирования
предметов.
Практика
Изготовление игрушек и сувениров. Разработка эскизов. Выбор ткани для изделия. Выкраивание деталей. Последовательность работы. Набивка. Правила
декорирования предметов. Декорирование и оформление изделия.
Схемы раппортов в технике «Пэчворк».
Теория
Определение «Раппорт», Виды раппортов.
Схемы раппортов.
Практика
Знакомство с узорами и подбор тканей по цвету и фактуре. Техника соединения кусочков тканей в раппорты. Декорирование и оформление изделия.
Изготовление сувениров.
Теория
Определение «сувенир». История сувениров. Виды сувениров. Обереги и их
назначение. Национальные сувениры Коми края.
Использование аппликации в работе с сувенирами. Правила подбора ткани для
аппликации: фактура, стиль, характер рисунка, сочетание цветов. Правила последовательности выполнения работы.
Практика

Разработка эскизов и выкроек для картин и панно разных жанров.
Поиск на тканевых рисунках нужных фрагментов для аппликации. Подготовка
тканей, фурнитуры и других материалов к работе. Оборудование для изготовления лоскутных картин. Выбор сюжетов и эскизов. Разработка и заготовка
выкроек. Нанесение эскиза на основу. Применение дополнительных предметов (тесьмы, бусин, кружев, ленточек). Изготовление сувенира. Декорирование и оформление изделия.
Работа по собственному замыслу.
Практика
Выполнение работ в техниках на выбор к праздникам – Новый Год, 23 февраля, 8 марта.
Досуговые мероприятия
Практика
Новогоднее представление МУ ДО «ЦДОД «Олимп». Мероприятия в детском
объединении: Конкурсная программа к 23 февраля; Конкурсная программа к
8 марта.
Итоговое занятие.
Практика
Подведение итогов работы объединения. Выставка работ обучающихся. Конкурс творческих работ.
Промежуточная аттестация.
Теория
Анализ выставочных работ.
Практика
Выставка работ за год.
Календарно-тематическое планирование
1. Календарно-тематическое планирование 1года обучения (Приложение №1)
2. Календарно-тематическое планирование 2года обучения (Приложение №2)

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения данного курса у учащихся будут сформирована следующая группа результатов:
Предметные:
- знать правила работы с инструментами, материалами и технику безопасности
при работы с ними;
- знать основные понятия о видах и техниках декоративно-прикладного
творчества, их истории; познакомить со специальной терминологией;
-

знать

историю

народного

искусства

и

национальных

традиций,

особенностями культуры Коми народа;
- знать основные техники и приемам работы по темам, предлагаемым
программой, и умение применять полученные навыки на практике.
Личностные:
- иметь мотивацию личности к познанию и творчеству:
- иметь учебно-познавательный интерес к занятиям и избранному виду деятельности;
- иметь адекватную самооценку, объективное отношение к себе и своим способностям;
- проявлять художественно-творческие способности, фантазию, образное
мышление, воображение, инициативу, творческую активность.
Метапредметные:
- организовывать свое рабочее место;
- уметь работать в коллективе;
- иметь уважительное отношение к труду;

1 год обучения
Предметные:
 уметь выполнять основные виды ручных швов и применять их при
изготовлении изделий;
 знать различные виды лоскутной техники;
 знать правила раскроя деталей;
 знать историю традиционной народной куклы России и Коми;
 уметь выполнять «Витраж» в лоскутной технике;
 знать виды лоскутной аппликации.
Личностные:
 иметь интерес к декоративно-прикладному творчеству коми народа;
 уметь определять цель выполнения заданий на занятии.
 способствовать формированию представлений об основных моральныхнормах;
 иметь позитивное отношения учащихся к общечеловеческим ценностям и личностных качеств учащихся;
 иметь позитивное отношение к занятиям по декоративно-прикладному
творчеству.
Метапредметные:
 уметь организовывать рабочее место;
 уметь работать в коллективе;
 иметь уважительное отношение к труду;

2 год обучения
Предметные:
 знать технологии раскроя и составления узоров из лоскутов;
 знать виды орнаментов.
Личностные:


уметь определять план выполнения заданий на занятии, соотносить
выполненное задание с образцом, предложенным педагогом, оценивать
результаты своей работы;

 способствовать формированию представлений об основных моральных
нормах;
Метапредметные:
 иметь коммуникативные умения и навыки;
 иметь чувства товарищества;
 иметь уважительное отношение к труду;

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа «Мягкая игрушка» реализуется на базе МУДО «ЦДОД
«Олимп»

(ул.Морозова,175 (МАОУ «СОШ №24»).
2.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально-техническое обеспечение
o

Кабинет для занятий площадью из расчета 2 кв.м. на одного
учащегося.

o

Столы - 8 шт. (соответствующие требованиям СаН.ПиН);

o

Стулья - 15 шт. (соответствующие требованиям СаН.ПиН);

o

Канцелярские принадлежности (ножницы, иголки и т.д.);

o

Магнитофон;

o

Аудиозаписи.
Педагогические кадры:
Педагог должен:



уметь использовать формы и методы активного обучения;



уметь самостоятельно разрабатывать методику предмета;



организовать диагностическую работу с детьми;



обеспечить устойчивый положительный результат в учебно-воспитательной
работе.
Занятия проходят в просторном кабинете (зале) с естественным и искусственным освещением, хорошей вентиляцией. Для хранения наглядных пособий
есть отдельный шкаф. Для просмотров видеофильмов и презентаций есть ноутбук и проектор.

Информационно-методическое обеспечение программы
№
п.п.
1. Введение
2. Виды швов.

Разделы

Наглядное пособие
Инструкция по ТБ.
Комплект таблиц по теме «Виды швов».

3.

Построение игрушки из ткани. Плоские и простейшие игрушки.

Папка с подбором детских работ по теме.
Демонстрационный материал.

4.

Игрушки из меха.

5.

Комбинирование игрушки на проволочном каркасе.

Папка с подбором детских работ по теме.
Демонстрационный материал.
Папка с подбором детских работ по теме.
Демонстрационный материал.

6.

Коми народные лоскутные куклы.

7.

Аппликация. Работа с различными видами тканей.

8.

Досуговые мероприятия.

Раздаточный материал.
Папка с подбором детских работ по теме.
Демонстрационный материал.
Раздаточный материал.
Папка с подбором детских работ по теме.
Демонстрационный материал.
Презентации по ТБ, Сценарии досуговой
деятельности.
Карточки «Физминутка»

2.3. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Формы работы ориентированы на применение технологий деятельностного
типа. Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают подготовительные упражнения, выполнение творческих заданий. Наряду
с приобретением знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному
творчеству, большое внимание уделяется воспитанию культуры труда, организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, воспитанию доброжелательного отношения детей друг к другу.
Для формирования у учащихся позитивного отношения к занятиям используются следующие методы работы:
1. Словесные методы:
- Беседа, для знакомства с новым материалом, закрепления пройденного.
-

Объяснение

нового

материала, технологии выполнения

работы, технических приемов.
2. Наглядные методы:
- демонстрация образцов, готовых работ, иллюстраций.
3.Практические методы:
- выполнение заданий, создание композиций.
Применение в образовательном процессе технологий личностно – ориентированного обучения позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении.
Личностно-ориентированные технологии деятельностного типа позволяют
осуществить выбор задания, объем материала с учетом сил, способностей и
интересов ребенка, создают ситуацию успеха для каждого учащегося, сотрудничества с другими членами коллектива и педагогом.
Образовательная деятельность

строится

на

основе

системно-

деятельностного подхода, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий

Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; выполнение

учащимися определённых

действий

для

приоб-

ретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
-

формирование

у

учащихся умения

контролировать свои

действия; - включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Технология системно - деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
Система дидактических принципов
Реализация

технологии

деятельностного

метода

в

практиче-

ском преподавании обеспечивается следующей системой дидактических
принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и
формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм,
активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному
успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3)Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе,
социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в
системе наук).
4)Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на

реализацию идей

педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.
Коллективная работа на учебном занятии:
Коллективные работы учат детей взаимопомощи, учат работать сообща. Совместная работа раскрывает индивидуальность детей, корректирует межличностные отношения. Совместная деятельность будет эффективна в том случае,
если произойдет понимание учащимися цели деятельности, как единой, значимой для всех, требующей объединения усилий.
Игровая технология
Выбор данной технологии обоснован тем, что игра - это вид деятельности в
условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного
опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Игровые технологии – уникальная
форма обучения, позволяющая сделать интересными и увлекательными занятия по любому направлению дополнительного образования. Занимательность
условного мира игры делает положительной деятельность по запоминанию,
повторению, закреплению, усвоению информации, формированию значимых
умений и навыков. Эмоциональность игрового действия активизирует познавательную деятельность.

Занятия с использованием игровой технологии становятся эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения
занятия и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся и развивают их способности. Учащиеся
качественно усваивают материал занятия, у них формируется исследовательское и творческое отношение к действительности; реализуются потребности
в самовыражении и самоопределении.
Основные принципы игровой технологии:
природосообразность и культуросообразность;
состязательность, организация здоровой конкурентности;
развитие умения моделировать, имитировать, драматизировать;
демократизация;
толерантность, конструктивность, свобода деятельности, эмоциональная приподнятость.
В ходе игры развивается творческая активность учащихся.
Усиливается мотивация к обучению и выражению своих мнений.
Использование игровой технологии позволяет учащимся получить опыт общения. Игра заставляет думать, искать нестандартные решения, предлагать новые идеи; во время игровой деятельности снижается уровень тревожности. В
непринужденной и легкой обстановке игры учащиеся легче запоминают новый материал.
Личностно-ориентированная
Выбор данной технологии обусловлен тем, что она позволяет использовать
сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств, позволяющих
создавать развивающую речевую среду на занятиях и во внеурочное время.
Сочетание традиционных и новых приёмов направлено на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков, на умения пополнять свои знания, помогать становлению личности путем организации познавательной деятельности.

На личностно-ориентированном занятии не просто создается благожелательная творческая атмосфера, но и постоянное обращение к собственному
опыту учащихся для создания ситуации успеха.
Создание комфортной психологической атмосферы на занятии, ситуация
успеха приносит не только пользу, но и радость общения между педагогом
и учащимся. Происходят изменения в структуре личности учащегося: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов. Интерес к занятию успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым
учащимся посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний.
Создание развивающей речевой среды на занятиях и во внеурочное время
направлено на развитие творческих способностей учащихся.
Практическую значимость приобретает опыт учащегося.
Помогает сформулировать креативные, продуктивные способности, самостоятельность. Помогает развить личностные качества.
Здоровьесберегающая технология.
Программа предусматривает применение здоровьесберегающих технологий. На учебных занятиях проводятся упражнения на разгрузку различных частей тела (глаз, мышц пальцев рук, спины, шеи и др.), игровые моменты, смена
видов деятельности и музыкотерапия (используется в целях создания положительного и эмоционального настроя).
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение применяется при обучении на расстоянии,
обычно в условиях индивидуального обучения, в работе с учащимися, пропустившими занятия по болезни, в актированные дни. В дистанционном обучении наиболее активно используются компьютерные технологии, то есть происходит усвоение учебного материала с помощью технических средств .
Компьютерная технология - одна из разновидностей программированного
обучения, главной особенностью которой является систематизация, хранение, воспроизведение и постоянное увеличение информации.

Образовательные компьютерные технологии предполагают знание основных
понятий информатики и вычислительной техники, умение выполнять различные действия.
Принципы программированного обучения:
обратная связь (передача информации и ее прием);
индивидуализация процесса обучения (темп, ритм, управление обучением);
оптимизация программного продукта (различные задания и программы).
Весь преподносимый материал подается в строго алгоритмическом (логически последовательном) порядке сравнительно небольшими порциями учебной информации (шаги, файлы, кадры)
Виды обучающих программ: линейные (последовательно сменяющиеся небольшие блоки информации с контрольным заданием);
разветвленные (учащемуся предоставляется дополнительная информация,
корректируются неправильные ответы);
адаптивные (учащемуся предоставляется возможность самому выбирать уровень сложности учебного материала)
комбинированные (включают фрагменты линейного, разветвленного и адаптированного программирования). Обычно дистанционное обучение состоит
из последовательно выполняемых блоков: информационный, тестово-информационный (проверка усвоенного), коррекционно-информационный, проблемный(выполнение заданий), проверочный.
Передача информации, консультирование, выполнение заданий решают
следующие задачи: оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем занятий; отработка умений и навыков; оказание помощи по углубленному изучению интересующих учащихся вопросов.
Учащимся нравится работать с сериями упражнений, тестов, которые содержат подсказки или меню, позволяющие обратиться к теоретическому материалу в случае допущенной ошибки.

Воспитательная работа

Воспитательная работа является неотъемлемой частью учебного процесса
и направлена на:
1) развитие личностных творческих способностей каждого ребёнка;
2) создание ситуации успеха для каждого учащегося;
3) создание условий для сплочения коллектива;
4) формирование у детей стремления радовать окружающих доступными им возможностями;
5) развитие умения общаться, культуры общения, умения организовать свой досуг и досуг друзей;
6) развитие интереса к предпрофессиональной и профессиональной подготовке;
Массовые мероприятия в объединении проводятся в дни школьных каникул,внутри детского объединения, в ЦДОД. Продолжительность мероприятий
обычно не превышает учебную нагрузку.
Конкурсы, выставки, экскурсии и т.д. проводятся в течение всего учебного года
по плану. Для подготовки и проведения конкурсов, праздников, игровых программ
приглашаются родители.
№

Название мероприятия

1. День открытых дверей в объединении «Знакомьтесь –
Олимп!»
2. Участие в городском фестивале
«День микрорайонов»
3. Участие в городских акциях
«Бумаге – вторую жизнь!»
«Крышечки добра»
4. Новогодний праздник в
объединении
5. Праздник окончания учебного
года «Радость творчества»

Примерные
Цели проведения мероприятия
сроки
Сентябрь,
Презентация объединения
1-ая
неделя
Сентябрь
Творческое взаимодействие с объедиМарт
нениями города
Декабрь
Приобщение к благотворительности,
воспитание способности к состраданию,
милосердию и деятельной помощи
нуждающимся
Декабрь
Организация
досуга. Формирование
сплоченного детского коллектива
Май
Формирование сплоченного детского
коллектива

Следует обратить внимание на решение воспитательных задач программы.
С учетом плана воспитательной работы возможно включение заданий по
участию учащихся программы «Лоскутная пластика» в социально значимых мероприятиях различного уровня, организованных в очном и дистанционном режиме. (Приложение №)
Работа с родителями:
-проведение родительского собрания в начале учебного года (знакомство с условиями МУ ДО «ЦДОД «Олимп», требованиями педагога);
- проведение совместных мероприятий в объединении, в центре;
- проведение совместного занятия учащихся и родителей «Вместе веселее»;
- анкетирование;
- проведение индивидуальных консультаций, бесед по необходимости и
желанию родителей;
-проведение собрания в конце учебного года (итоги проведенной работы за год).
№

Вид работы

Цели проведения данных видов работ

п/п
1.

Индивидуальные и коллективные кон- Совместное решение задач по воспитасультации для родителей, в том числе и нию и развитию детей.
через группу в социальных сетях "В контакте" http://vk.com/clubartliveclub

2.

3.

Приглашение родителей на выставку ра- Презентация достижений. Совместное
бот учащихся.

решение задач по воспитанию детей.

Анкетирование «Удовлетворённость ре-

Изучение потребностей родителей, сте-

зультатами посещения ребёнком занятий пени их удовлетворения результатами
объединения»

объединения
(Приложение № )

2. 4 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Способы осуществления контроля освоения учебного материала при дистанционном обучении
Возможные формы осуществления диагностики результатов обучения, связанные с использованием возможностей дистанционного и электронного обучения (онлайн, офлайн-опрос, офлайн-тестирование, фотоотчет, онлайн-беседа, офлайн-выставка).
Выявление входящего и промежуточного уровня теоретических знаний,
практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам программы осуществляется в соответствии с «Положением о текущем
контроле успеваемости, промежуточной аттестации учащихся МУ ДО «ЦДОД
«Олимп»».
Текущий контроль успеваемости осуществляется педагогом на каждом занятии методом наблюдения.
Текущий контроль успеваемости включает в себя входящую диагностику исходного уровня подготовленности ребенка в начале цикла обучения по программе.
Входящая диагностика проводится в течение двух первых недель обучения
по программе. В ходе проведения входящей диагностики педагог осуществляет прогнозирование возможностей развития и успешного обучения по программе. Формы проведения входящей диагностики: наблюдение, собеседование, тестирование, практическая работа.
Промежуточная аттестация учащихся проводится по завершению года обучения. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются педагогом в
таблице этапов аттестации к дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей программе.
Промежуточная аттестация по итогам освоения курса учащихся проводится с
целью подведения итогов обучения по дополнительной общеобразовательной
- дополнительной общеразвивающей программе

Аттестация учащихся Центра рассматривается педагогическим коллективом,
как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его
участникам оценить реальную результативность их совместной творческой
деятельности.
Порядок аттестации учащихся включает в себя:
- промежуточную аттестацию по окончании изучения разделов года обучения;
- промежуточную аттестацию по итогам освоения курса обучения по дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей программе.
В зачет аттестации входит участие и призовые места в выставках, конкурсах, различного уровня.

Критерии оценки результатов
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы осуществляется по 3 уровням: высокий, средний, низкий.
Низкий уровень: от 50 % освоения программного материала и менее, удовлетворительное владение теоретической информацией по темам, умение
пользоваться полученными знаниями при выполнении работ, участие в организации выставок, пассивное участие в беседах.
Средний уровень: от 51 % до 79 % освоения программного материала, достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями при выполнении работ,
участие в выставках, организации и проведении акций.
Высокий уровень: от 80% до 100 % освоения программного материала,
свободное владение теорией, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями при выполнении работ, умение выбирать материалы и инструменты, соблюдать правила ТБ, участвовать в выставках и конкурсах, применять полученную информацию на практике, помогать новичкам.

Периодичность и формы проведения аттестации учащихся представлены в таблицах «Этапы аттестации учащихся».
Этапы аттестации учащихся
1 год обучения
Виды аттестации,

Цель

Содержание

сроки проведения
Текущий контроль
успеваемости. Входя-

Форма

КИМ

проведения
Определить исход- Введение в деный уровень под-

щая диагностика. Сен- готовленности уча-

ятельность.

Наблюдение

Приложение 5

Сам.работа

в УМК

Наблюдение

Приложение 6

Входящая ди-

тябрь

щихся

агностика.

Текущий контроль

Определить уро-

Проверка

успеваемости на каж-

вень понимания

освоения ма-

дом занятии. В тече-

изучаемого мате-

териала по

ние года

риала и уровень

теме занятия

приобретенных

или ком-

умений и навыков

плексу заня-

в УМК

тий
Промежуточная атте-

Определить уро-

Практические

Итоговая вы-

Приложение

стация. Апрель

вень усвоения про-

и теоретиче-

ставка работ

7, 13 в УМК

граммного матери-

ские навыки,

ала 1 года обуче-

умения.

ния

2 год обучения

Виды аттестации,

Цель

Содержание

сроки проведения

Форма

КИМ

проведения

Текущий контроль

Выявить уровень

Введение в де-

Наблюдение

Приложение 8

успеваемости. Входя-

знаний учащихся

ятельность.

Беседа.

в УМК

щая диагностика. Сен-

по темам прошед-

Входящая ди-

Сам.работа

тябрь

шего года

агностика.

Текущий контроль

Определить уро-

Проверка

успеваемости на каж-

вень понимания

освоения ма-

дом занятии. В тече-

изучаемого мате-

териала по

ние года

риала и уровень

теме занятия

приобретенных

или ком-

умений и навыков

плексу заня-

Наблюдение

Приложение 6
в УМК

тий
Промежуточная атте-

Определить уро-

Основы тер-

Итоговая вы-

Приложение

стация. Апрель

вень усвоения про-

минологии.

ставка работ

9, 13 в УМК

граммного матери-

Практические

ала 2 года обуче-

навыки, уме-

ния

ния.

Критерии оценки результатов освоения программы учащимися с ОВЗ
Главный принцип психолого-педагогического мониторинга освоения
программы учащимися с ОВЗ - отслеживать сформированность предметных и
метапредметных достижений ребенка относительно самого себя, а не
сравнивать

результаты

относительно

возрастной

нормы

здоровых

сверстников.
№

Показатель

Минимальный
уровень

Средний

Высокий

уровень

уровень

1

Сформированность Большинство

Ребёнок может с под- Ребёнок ориентируется

навыков развития

заданий вызывают за- сказками выполнить по инструкции, пра-

мелкой моторики

труднения, необхо-

работу, ориентиру-

вильно выполняет все

дима помощь педа-

ется по инструкции,

задания.

гога. Не умеет регули- умеет регулировать

Проявляет самостоя-

ровать мышечное

мышечное напряже- тельность и инициа-

напряжение

ние, но некоторые за- тиву при выполнении
дания

работ

Вызывают
затруднения
2. Освоение основных Ребёнок освоил поня- Ребёнок освоил оспонятий и терми-

тия не в полном объ- новные понятия, но

Свободно владеет терминологией в практи-

нов, жанров и ви- ёме, не всегда может не всегда может объ- ческой
дов изобразитель- объяснить их значе-

яснить их значение.

деятельности, может

ного искусства

Может определить

объяснить значение

ние.

Разбирается в жанрах некоторые жанры и

понятия другим.

и видах изобразитель- виды изобразитель-

Самостоятельно опре-

ного искусства с по- ного искусства само- деляет некоторые
мощью педагога

стоятельно

жанры и виды
изобразительного искусства

3. Уверенность в себе, Неадекватно оцени-

Адекватно оценивает Адекватно оценивает

своих силах и воз- вает себя, не уверен в свои возможности, но себя, уверен в своих
можностях

себе и своих силах,

самооценка ребёнка

нуждается в под-

периодически нужда-

держке взрослого.

ется в педагогической
коррекции

силах и возможностях

4. Сформированность Испытывает трудно- Легко и свободно об- Способен выстраивать
коммуникативных сти взаимодействия с щается в привычной диалог со взрослым и
навыков, способов учащимися, так и с

для него обстановке сверстниками в про-

конструктивного

со знакомыми

педагогом

взаимодействия

цессе обучения

людьми, но испытывает трудности в общении при смене обстановки и окружения

5. Проявление соб-

Мало проявляет соб- Ребёнок эпизодиче-

Свободно проявляет

ственной творче-

ственную творческую ски проявляет соб-

собственную творче-

ской активности,

активность, ребёнку

реализации своих

проще работать по об- активность, но спосо- собен самостоятельно

идей

разцу. Иногда

бен реализовывать

реализовывать свои

способен

свои идеи только с

идеи

реализовывать свои

помощью педагога

ственную творческую скую активность, спо-

идеи, прибегая к
помощи педагога

2.5. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
В группах для детей с ОВЗ необходимо применение адекватных возможностям и потребностям учащихся технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного материала,
адаптация имеющихся и разработка необходимых учебных и дидактических
материалов. Важным компонентом является организация занятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, направленной на раскрытие
творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности

в

самовыражении, участии жизни объединения,

а также использование адек-

ватных возможностям детей способов оценки их достижений, продуктов их
деятельности. Используются раздаточные материалы,

дидактические ма-

териалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей с ОВЗ,
и позволяющие реализовать содержание программы.
Для организации учебного процесса создаются специальные условия, способствующие освоению детьми с ОВЗ дополнительной программы:
 использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ
 обеспечение здоровьесберегающих условий, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно-гигиеничекских правил и норм.
 занятия в малых группах;
 включение в социальную активность с другими детьми на массовых
мероприятиях; предоставление различных видов дозированной помощи;
 наглядно-действенный характер содержания обучения и упрощение системы
учебно - познавательных задач, решаемых в процессе обучения;
 адаптация предлагаемого ребенку текстового материала (увеличение шрифта,
выделениецветом),
 соблюдение максимально допустимого уровня нагрузок в соответствии с
рекомендациямиПМПК,
 соблюдение комфортного режима образования;
 обеспечение

обстановки

сенсорного

и

эмоционального

(внимательное отношение, ровный тон голоса педагога).

комфорта

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые документы
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в

Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
2.

Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г.

No 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://base.garant.ru/70731954/
4.

Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р

«Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/14644/
5.

Концепция развития дополнительного образования детей (утв.

распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
6.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания лично-

сти гражданина России. //Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. –М.:
Просвещение, 2009.
7.

Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об

утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
8.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.

распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) [Электронный ресурс]. –Режим доступа:

http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pd
f
9.

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной

стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:http://base.garant.ru/70183566/#ixzz45zZVrQVh
10.

Устав муниципального автономного учреждения дополнитель-

ного образования «Центр детского творчества» // Зарегистрирован
15.03.2018//

Список литературы для педагога

1. Максимова М. В. Лоскутки/ М. В. Максимова, М. А. Кузьмина. – М.:
ЭКСМО, 2003 - 171 с.
2. Митителло К. Б. Большая книга подарков/ К. Б. Митителло. – М.:
ЭКСМО, 2005 – 190с.
3. Митителло К. Б. Картины в технике аппликации/ К. Б. Митителло. – М.
ЭКСМО, 2005 – 154с.
4. Банакина Л. В. Лоскутное шитье /Л. В. Банакина. – М.: АСТ ПРЕСС
КНИГА, 2006. – 203 с.
5. Митителло К. Б. Чудо – Аппликация/ К. Б. Митителло. – М.:ЭКСМО,
2006 – 100с.
6. Степанова Г. А. Лоскутное шитье/ Г. А. Степанова.- М.: АСТ, 2018 160с.

Список литературы для учащихся
1. Кулер Д. В. Лоскутное шитье/ Д. В. Кулер. – М.: Мир книги, 2005 –
102с.
2. Бержене Л. А. Пэчворк. Шьем из лоскутов/ Л. А. Бержене. – М.: БММ,
2008 – 120с.
3. Сапцина У. А. Волшебный пэчворк. Стильные проекты/ У. А. Сапцина.
– М.: Конконтент, 2012 – 173с.
4. Измайлова Т.В. Пэчворк. Самое полное и понятное пошаговое
руководство по лоскутному шитью для начинающих/ Измайлова Т.В. –
М.: Эксмо, 2019 - 208 с.
5. Гарднер С. Квилтинг и пэчворк. Декор из лоскутов/ С. Гарднер . – М.:
Иностранка, 2020 – 153с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематический план
к программе «Лоскутная пластика»
1 год обучения
№ п/п

Раздел, тема, содержание

1

Водное занятие.
 Правила по технике безопасности
труда при работе с колющими и режущими инструментами.
Основные виды швов.
 Шов «вперёд игла», шов «назад игла»,
петельный шов, шов «через край».
 Закрепление материала. Вышивка
«Осенний листок» швом «вперёд
игла».
Лоскутная грамота. Виды лоскутной техники.
 Правила и приемы составления узоров разных видов (полоски, квадраты,
треугольники).
 Раскрой ткани и приемы лоскутного
шитья. Приёмы шитья из разноцветных полосок, и диагональных полосок.
 Изготовление узоров «шахматка». Его
особенности.
 Изготовление узоров «двухцветная
шахматка». Его особенности.
Лоскутная фантазия.
 Основные приемы лоскутной фантазии. Витражи. Изготовление животных в лоскутной технике: живой уголок, змеи, черепаха (на выбор).
 Составление рисунка и перевод на
ткань. Подбор лоскутов нужного
цвета.
 Изготовление животных в лоскутной
технике: живой уголок.

2, 3

4, 5,
6, 7

8, 9,
10,
11,
12, 13

Теория

Практика Количество
часов

2

0

2

1

1

4

2

1

1
8

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

1

1
12

0,5

1,5

2
0,5

1,5

Средства
обучения



14,
15,
16,
17,
18, 19

20,
21,
22, 23

24,
25,
26, 27

Изготовление салфетки. Составление
рисунка и перевод на ткань. Подбор
лоскутов нужного цвета.
 Изготовление салфетки. Сбор рисунка
из лоскутов.
 Декорирование и оформление салфетки.
Лоскутная аппликация. Плоские игрушки –
аппликации.
 Плоские игрушки – аппликации.
 Аппликация и ее виды. Основные приемы выполнения лоскутной аппликации.
 Изготовление шаблонов. Выкраивание
из ткани по шаблонам.
 Изготовление аппликации «Милый
снеговичок». Выкраивание деталей из
лоскутов по шаблонам.
 Пришивание деталей к фону швом
«вперёд игла». Декорирование изделия
бусинами и пайетками.
 Оформление края салфетки атласной
лентой.
Лоскутные цветы.
 Изготовление сувениров к 8 Марта.
Цветы из ткани. Хризантемы.
 Изготовление цветов из ткани. Сборчатый цветок «Анютины глазки». Изготовление деталей по шаблонам.
 Изготовление цветов из ткани. Ромашки. Изготовление деталей по шаблонам. Компоновка цветов в букет.
 Декорирование и оформление букета
«Весенние цветы».
Лоскутная кукла.
 Из истории лоскутной куклы. Её особенности, виды кукол. Для чего они
предназначались. Классификация
народной куклы.
 Обереговые куклы. Их особенности.
Изготовление куклы-оберега «Куколка
на счастье».

2
0,5

1,5

12
0,5
1

1,5
1

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

1

1

0,5

1,5

0,5

1,5

8

8



28,
29,
30, 31

32,
33,34

35
36
Всего:

Обрядовые куклы. Их особенности.
Изготовление обрядовой куклы «Масленица».
 Игровые куклы. Их особенности. Изготовление игровой куклы «Сударушка».
Изготовление панно.
 Панно и его виды. Технология изготовления панно.
 Зарисовка эскиза на тему «Осенняя яблонька». Перевод рисунка на ткань.
 Изготовление панно «Осенняя яблонька». Подбор лоскутов по цвету.
Пошаговая сборка панно.
 Декорирование и оформление изделия.
Итоговое занятие.
 Выполнение самостоятельной работы
на выбор. Зарисовка эскиза. Подборка
лоскутов по цвету.
 Вырезание лекал. Выкройка деталей
по лекалам. Соединение деталей.
 Декорирование и оформление изделия.
 Подведение итогов за год. Выставка и
обсуждение работ учащимися.
Педагогический контроль.
 Тест-игра по темам.

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

8

2
0,5

1,5

6

2
2
1

1

2

0,5
19

1,5
53

2
72

Приложение 2
Календарно-тематический план
к программе «Лоскутная пластика»
2 год обучения
№ п/п

1

Раздел, тема, содержание

Повторение правила по технике безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами.
Повторение основных видов швов.

2

4

Шов «вперёд игла», шов «назад игла»,
петельный шов, шов «через край».
Закрепление материала. Вышивка
«Кленовый лист» швом «назад игла
игла».
Декорирование вышивки бусинами и
пайетками.

1

1

1

1

1

1

Аппликация из ткани. Плоские игрушки – аппликации.
 Аппликация «Осень». Выкраивание
листьев по шаблону. Пришивание деталей к фону.
 Подкрепление листьев при помощи
пайеток.
 Декорирование и оформление изделия.
 Аппликация « Матрёшка». Выкраивание деталей.
 Пришивание деталей к фону швом
«назад игла».
 Декорирование и оформление аппликации.
Лоскутные игрушки. Простейшие поделки
(из 2- деталей).
 Изготовление игрушки «Волшебная
лошадка». Изготовление лекал.
 Продолжение работы. Раскрой деталей
по лекалам из ткани.
 Соединение деталей петельным швом,
набивка изделия.

2

10

1

1




11,
12,
13,
14,
15,
16,
17,

2

2



5, 6,
7, 8,
9, 10

Практика Количество
часов

Вводное занятие.


2, 3, 4

Теория

6

12

2
2
1

1
2
2

4

18
22

1

1
2
2

Средства
обучения

18,
19,
20, 21

22,
23,
24,
25,
26,
27,
28, 29

30,
31,
32,
33,
34,
35,
36,
37,
38,
39,
40,
41, 42




Декорирование и оформление работы.
Простейшие поделки из флиса. Изготовление лекал к работе «Звёздочка
Кузя».
 Продолжение работы. Раскрой по лекалам из ткани.
 Продолжение работы. Соединение деталей петельным швом. Набивка изделия.
 Завершение работы. Декорирование и
оформление изделия.
 Украшение для мамы ко Дню Матери.
Брошь, колье, заколка «Хризантема.
Букет». Раскрой деталей по шаблонам.
 Соединение деталей.
 Декорирование и оформление работы
бисером, бусинами.
Работа с ворсовыми тканями (мех, велюр).
 Работа с ворсовыми тканями (мех, велюр).
 Продолжение работы. Правила раскроя. Соединение по направлению
ворса.
 Раскрой, соединение деталей петельным швом.
 Оформление и декорирование работы.
 Создание композиции «Сказочные
персонажи». Раскрой деталей по шаблонам.
 Продолжение работы. Соединение деталей швом «вперёд игла».
 Продолжение работы. Выворачивание
и набивка изделия.
 Продолжение работы. Декорирование
и оформление изделия.
Лоскутные игрушки. Объёмные игрушки на
каркасе (бумага, поролон, проволока).
 Открытка к Новому году в смешанной
технике. Изготовление основ для открытки.
 Соединение деталей. Оформление и
декорирование открытки.
 Поделки на каркасе. Виды каркасов
(Бумага, поролон, проволока). Изготовление лекал.
 Игрушка на каркасе из бумаги. Слоник, лошадка, Чебурашка (на выбор).
 Соединение деталей. Набивка изделия.
 Декорирование и оформление работы.

1

2
1
2
2
2
2

1

1

2
2
2
1

14
1
16
2
2

1

2
1

2
2
2
6

20

1

1

2
2

1

1

1
2
2
1

26



43,
44, 45

46,
47,
48,
49,
50,
51, 52

53,
54,
55,
56,
57, 58

Поделки на каркасе (поролон). Слоник. Выкраивание элементов.
 Соединение деталей. Набивка и декорирование изделия.
 Поделки на каркасе из проволоки. Зайчик.
 Соединение деталей петельным швом.
Набивка изделия.
 Декорирование и оформление работы.
 Объёмные игрушки из ткани и меха.
Выкраивание деталей. Соединение деталей.
 Набивка изделия. Декорирование и
оформление работы.
Лоскутная мозаика. Изготовление сувениров.
Цветы из ткани.
 Изготовление сувениров к 8 Марта.
Цветы из ткани. Хризантемы, розы.
 Изготовление цветов из ткани. Георгины, ромашки. Изготовление деталей
по шаблонам.
 Компоновка цветов в букет. Декорирование и оформление панно «Весенние цветы».
Лоскутные куклы.
 Из истории лоскутной куклы. Её особенности, виды кукол. Для чего они
предназначались. Классификация
народной куклы.
 Обереговые куклы. Их особенности.
Изготовление куклы-оберега «Берегиня».
 Изготовление куклы-оберега «Домовушка».
 Обрядовые куклы. Их особенности.
Изготовление обрядовой куклы
«Зольница».
 Изготовление обрядовой куклы «Крупеничка».
 Игровые куклы. Их особенности. Изготовление игровой куклы «Столбушка».
 Изготовление игровой куклы «Барыня».
Подготовка к работе с «пэчворк». Освоение
техники «пэчворк».
 Что такое «пэчворк?» Знакомство с
техникой лоскутного шитья « пэчворк». Виды техники «пэчворк», их
особенности.

2
1

1
2

1

2
1
2
2

2

4

1

1

1

1

6

2

2

0

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

14

12

59,
60,
61,
62,
63,
64,
65, 66

67,
68,
69,
70, 71

Изготовление салфетки в технике
«Шахматка». Укладывание квадратов
из лоскутов в шахматном порядке.
 Сшивание «шахматных» блоков.
Оформление края салфетки.
 Изготовление салфетки в технике
«Бревенчатая изба». Выкройка и сшивание полос по кругу. Оформление
изделия.
 Изготовление салфетки в технике
«Крэйзи - пэчворк». Сшивание полос
любого размера в произвольном порядке. Оформление края салфетки.
 Изготовление салфетки в технике
«Лоскутные уголки».
Складывание уголков из квадратов.
 Сшивание уголков в полосы. Сшивание салфетки.
Изготовление сувениров.
 Вышивка атласными лентами. Освоение техники вышивки атласными лентами на примере цветов.
 Плоские цветы: Ромашка, хризантема,
подсолнух, георгины. Особенности
вышивки плоских цветов из атласных
лент.
 Декорирование вышивки и оформление работы в рамку. Готовая открытка.
 Объёмные цветы: Роза-паутинка,
маки, незабудки, пионы. Особенности
вышивки объёмных цветов из атласных лент.
 Декорирование вышивки и оформление работы в рамку. Готовая открытка.
 Изготовление сумочки, кошелька,
чехла для телефона (на выбор) с вышивкой из атласных лент. Изготовление лекал. Выкраивание деталей по лекалам.
 Вышивка атласными лентами цветов
на изделии.
 Сборка деталей изделия. Декорирование работы.
Итоговое занятие.
 Подведение итога года. Выполнение
самостоятельной работы на выбор.
Разработка эскиза изделия.
 Вырезание лекал. Вырезание элементов из лоскутов по лекалам.
 Соединение деталей.

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

2

1

1

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

2
1,5

0,5

1,5

0,5

1,5
2
1,5

0,5

16

10



72

Всего:

Набивка изделия. Декорирование и
оформление работы.
Подведение итогов за год. Выставка и
обсуждение работ учащимися.
Педагогический контроль.
Тест по пройденным темам.

1

1

1

1

2

30

114

144

Приложение 3
Контрольно - измерительные материалы
1 год обучения
Входящая диагностика

Цель: Определение уровня исходной подготовки учащихся.
Время выполнения работы:
1. Вводный инструктаж педагога об особенностях работы – 5 минут;
2. Практическая, самостоятельная работа –40 минут;
3. Совместное оценивание работ – 15 минут.
На выполнение всей работы отводится – 60 минут.
Подготовлены рабочие места для учащихся: Ткань 20*20 см, иголка, нитки,
ножницы, схема выполнения различных видов швов. Учащиеся садятся на
свои рабочие места.
1. Практическая работа. Форма – самостоятельная работа.
Задание 1 – учащимся предлагается выполнить по схемам различные виды
швов).
Задание 2 – выполнив на ткани различные виды швов, вышить одним из способов бабочку. Работы вывешиваются на доску. Обсуждение работ по критериям. Запись в листе контроля, подведение итогов.
Лист контроля

Фамилия, имя учащегося

Критерии
Сформированность самостоятельности

1.

Сформированность специальных ЗУНов

Итог

2.

Критерии
Сформированность самостоятельности:
1 – Низко самостоятельный, все время ждет помощи, одобрения, не видит
своих ошибок.
2 – Средне самостоятельный, выполняет задание сам, а при проверке ориентируется на других детей и делает так, как у них.
3 – Высоко самостоятельный ребёнок сам берется за выполнение любого
задания.

Сформированность специальных ЗУНов:
1 – Низкий уровень знаний: ребенок не разбирается в инструментах и материалах для рисования.
2 – Средний уровень знаний: ребенок разбирается в использовании инструментов и материалов только с помощью педагога.
3 – Высокий уровень знаний: ребенок с легкостью использует по назначению инструменты и материалы изобразительной деятельности.

Итог:
2 балла – Низкий уровень: ребенок не готов к дальнейшему обучению по
программе.
3-4 балла – Средний уровень: ребенок готов к дальнейшему обучению по
программе, но нуждается в помощи педагога.
5-6 баллов – Высокий уровень: ребенок в полной мере готов к дальнейшему обучению по программе.

Приложение 4
Текущий контроль успеваемости на каждом занятии
Цель: Определение уровня понимания изучаемого материала и уровня
приобретенных умений и навыков.
Форма: наблюдение.
Универсальный лист контроля.
Ф. И. учащегося

Теоретические знания

Практические умения и
навыки

Итог

Уровни оценивания работы:
3 – высокий;
2 – средний;
1 – низкий.
Итог:
5 – 6 баллов – высокий уровень;
3 – 4 балла – средний уровень;
2 и менее балла – низкий уровень.
Критерии
Теоретические знания
3 – учащийся употребляет специальные термины осознанно и в полном
соответствии с их содержанием;
2 – учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой;
1 – учащийся знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять.
Практические умения и навыки
3 – учащийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными занятием;
2 – объем усвоенных учащимся умений и навыков составляет более ½;

1 – учащийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков.

Приложение 5
Промежуточная аттестация
Выставка работ
Цели: Определить уровень усвоения программного материала 1 года обучения. Проследить творческий рост учащихся; проанализировать умения использовать полученные знания при выполнении работ. Проанализировать результаты работы за год.
Уровни:
3 – высокий;
2 – средний;
1 – низкий.
Итог (сложение баллов по критериям):
20 – 24 баллов – высокий уровень;
15 – 19 баллов – средний уровень;
15 и менее баллов – низкий уровень.
Критерии
Знание терминологии
3 – знание терминологии в полной мере;
2 – знание терминологии в достаточной мере;
1 – знание терминологии в недостаточной мере.
Знаниеклассификации лоскутной пластики
3 – знание классификации лоскутной пластики в полной мере;
2 – знание классификации лоскутной пластики в достаточной мере;
1 – знание классификации лоскутной пластики в недостаточной мере.
Знание техник, анализ работ
3 – знание техник, их названий, умение анализировать работы в полной
мере;
2 –знание техник, их названий, умение анализировать работы в достаточной мере;
1 – знание техник, их названий, умение анализировать работы в недостаточной мере.
Знание определенных профессий, связанных с шитьём
3 – знание определенных профессий, связанных с шитьём, их определение в полной мере;

2 – знание определенных профессий, связанных с шитьём, их определение в достаточной мере;
1 – знание определенных профессий, связанных с шитьём, их определение в недостаточной мере.
Применение различных видов швов
3 – умение применять различные виды швов в зависимости от изделия в
полной мере;
2 – умение применять различные виды швов в зависимости от изделия в
достаточной мере;
1 – умение применять различные виды швов в зависимости от изделия
недостаточной мере.
Владение приемами и техниками
3 – работы выполнены в соответствии с изученными приемами техниками
без ошибок;
2 – работы выполнены с некоторыми ошибками;
1 – работы выполнены со значительными ошибками.
Самостоятельность
3 – умение работать самостоятельно;
2 – умение работать самостоятельно не в полной мере, с частичной помощью педагога;
1 – неумение работать самостоятельно, работа только с помощью (значительной) педагога.

Приложение 6

Самостоятельность

Практический
материал
(кол-во баллов)
Владение приемами и техниками

Теоретический материал
(кол-во баллов)

Применение выразительных средств
изобразительного
искусства

Ф.И.
учащегося
Знание выразительных средств
изобразительного
искусства

№
п/п

Знание
терминологии
изобразительного
искусства
Знание
классификации
изобразительного
искусства
Знание техник,
анализ работ
Знание определенных профессий,
связанных с
изо.деятельностью

Дата проведения:

Протокол _________________ аттестации учащихся
по дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей
программе «_____________»
Год обучения
№ группы

Итог
(сумма
баллов)

Общий уровень Результаты вхоДинамика
освоения продящей диагно(увеличена,
граммы
стики
снижена,
(Высокий, сред- (Высокий, средстабильна)
ний, низкий)
ний, низкий)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

ИТОГО: общий уровень освоения программы в группе
«В» - чел., %
«С» - чел., %
«Н» - чел., %
По результатам промежуточной аттестации:
учащихся ( %) окончили курс обучения по программе.
Подпись педагога дополнительного образования _____________

Расшифровка подписи (ФИО)

____________________

Приложение 7
2 год обучения
Входящая диагностика
Форма контроля: Беседа. Наблюдение. Самостоятельная работа
Цель: Определение уровня подготовки учащихся на начало учебного года по
темам, пройденным в прошлом учебном году.
Время выполнения работы:
1. Вводный инструктаж педагога об особенностях работы – 5 минут;
2. Теоретическая часть – 10 минут;
3. Практическая, самостоятельная работа – 30 минут;
4. Совместное оценивание работ – 15 минут.
На выполнение всей работы отводится – 60 минут.
Подготовлены рабочие места для учащихся: ткань 20*20 см. с изображением платья, иголка, нитки, схема «Виды швов». Учащиеся садятся на свои
рабочие места. Каждому учащемуся выдается ткань 20*20 см для практической работы.
1. Теория. Форма контроля – беседа, вопросник.
Задание
Учащимся предлагается отвечать на вопросы. Кто знает ответ на вопрос –
поднимает руку и дает ответ. Педагог фиксирует правильные ответы учащихся. Обсуждение правильных и ошибочных ответов.
Вопросы:
1. Что такое «стежок»? (расстояние между двумя проколами иглы.)
2. Что такое швейный шов? (последовательный ряд стежков на
материале)
3. Как называется Специалист, по производству изделий из тканей, кожи
и других материалов («швея»)
4. Как называют специалиста, разрабатывающего эскизы новых
моделей одежды? («дизайнер одежды»)
5. Как называется измерительная лента в шитье? («метр»)
2. Практическая работа. Форма контроля – самостоятельная работа.
Задание
Придумать и декорировать элемент одежды предложенными швами
Работы вывешиваются на доску. Обсуждение работ по критериям. Запись в
листе контроля, подведение итогов.

Фамилия, имя учащегося

Лист контроля
Критерии
СформированСформированность
ность самостоя- специальных ЗУНов
тельности

Итог

Сформированность самостоятельности:
1 – Низко самостоятельный, все время ждет помощи, не может ответить
на заданные вопросы.
2 – Средне самостоятельный, неуверенно отвечает на заданные вопросы,
боится дать неправильный ответ.
3 – Высоко самостоятельный ребёнок уверенно отвечает на вопросы, не
боится дать неправильный ответ.

Сформированность специальных ЗУНов:
1 – Низкий уровень знаний: учащийся не ориентируется в техниках, изученных в прошлом учебном году, инструментах и материалах для рисования.
2 – Средний уровень знаний: учащийся ориентируется в техниках, изученных в прошлом учебном году, использует инструменты и материалы для
рисования только с помощью педагога.
3 – Высокий уровень знаний: учащийся с легкостью различает техники,
изученные в прошлом учебном году, умеет использовать по назначению инструменты и материалы изобразительной деятельности.
Итог:
2 балла – Низкий уровень: учащийся не готов к дальнейшему обучению
по программе.
3-4 балла – Средний уровень: учащийся готов к дальнейшему обучению
по программе, но нуждается в помощи педагога.
5-6 баллов – Высокий уровень: учащийся в полной мере готов к дальнейшему обучению по программе.

Приложение 8
Промежуточная аттестация
Выставка работ
Цели: Определить уровень усвоения программного материала 1 года обучения. Проследить творческий рост учащихся; проанализировать умения использовать полученные знания при выполнении работ. Проанализировать результаты работы за год.
Уровни:
3 – высокий;
2 – средний;
1 – низкий.
Итог (сложение баллов по критериям):
20 – 24 баллов – высокий уровень;
15 – 19 баллов – средний уровень;
15 и менее баллов – низкий уровень.
Критерии
Знание терминологии
3 – знание терминологии в полной мере;
2 – знание терминологии в достаточной мере;
1 – знание терминологии в недостаточной мере.
Знаниеклассификации лоскутной пластики
3 – знание классификации лоскутной пластики в полной мере;
2 – знание классификации лоскутной пластики в достаточной мере;
1 – знание классификации лоскутной пластики в недостаточной мере.
Знание техник, анализ работ
3 – знание техник, их названий, умение анализировать работы в полной
мере;
2 –знание техник, их названий, умение анализировать работы в достаточной мере;
1 – знание техник, их названий, умение анализировать работы в недостаточной мере.
Знание определенных профессий, связанных с шитьём
3 – знание определенных профессий, связанных с шитьём, их определение в полной мере;
2 – знание определенных профессий, связанных с шитьём, их определение в достаточной мере;
1 – знание определенных профессий, связанных с шитьём, их определение в недостаточной мере.
Применение различных видов швов

3 – умение применять различные виды швов в зависимости от изделия в
полной мере;
2 – умение применять различные виды швов в зависимости от изделия в
достаточной мере;
1 – умение применять различные виды швов в зависимости от изделия
недостаточной мере.
Владение приемами и техниками
3 – работы выполнены в соответствии с изученными приемами техниками
без ошибок;
2 – работы выполнены с некоторыми ошибками;
1 – работы выполнены со значительными ошибками.
Самостоятельность
3 – умение работать самостоятельно;
2 – умение работать самостоятельно не в полной мере, с частичной помощью педагога;
1 – неумение работать самостоятельно, работа только с помощью (значительной) педагога.

Приложение 6

Самостоятельность

Практический
материал
(кол-во баллов)
Владение приемами и техниками

Теоретический материал
(кол-во баллов)

Применение выразительных средств
изобразительного
искусства

Ф.И.
учащегося
Знание выразительных средств
изобразительного
искусства

№
п/п

Знание
терминологии
изобразительного
искусства
Знание
классификации
изобразительного
искусства
Знание техник,
анализ работ
Знание определенных профессий,
связанных с
изо.деятельностью

Дата проведения:

Протокол _________________ аттестации учащихся
по дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей
программе «_____________»
Год обучения
№ группы

Итог
(сумма
баллов)

Общий уровень Результаты вхоДинамика
освоения продящей диагно(увеличена,
граммы
стики
снижена,
(Высокий, сред- (Высокий, средстабильна)
ний, низкий)
ний, низкий)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

ИТОГО: общий уровень освоения программы в группе
«В» - чел., %
«С» - чел., %
«Н» - чел., %
По результатам промежуточной аттестации:
учащихся ( %) окончили курс обучения по программе.
Подпись педагога дополнительного образования _____________

Расшифровка подписи (ФИО)

____________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».