1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной путь развития творческих способностей – включение в активную
продуктивную творческую деятельность.
Особое значение в творческом развитии ребёнка имеет игрушка,
выполненная своими руками. Изготовление мягких игрушек детьми - это
своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, память, эмоции,
стимулирует
творческую
активность,
способствует
развитию
изобразительных способностей, нестандартного мышления.
Флагманскими проектами Республики Коми являются «Art Team»,
«Культурное наследие коми». Достижение высокого уровня художественноэстетической культуры населения, увеличение доли граждан, реализующих
свой
трудовой
и
творческий
потенциал,
являются
приоритетными
направлениями социально-экономического развития РК и г. Сыктывкар.
Поэтому программа «Мягкая игрушка» способствует реализации данной
стратегической цели, т.к. занятия по шитью игрушек стимулирует не только
творческую активность, память, эмоции, но и способствует развитию
художественных способностей, нестандартного мышления, художественноэстетического вкуса и склонностей к различным видам декоративно –
прикладного творчества, образного мышления, творческого подхода.
Настоящая
дополнительная
общеобразовательная
программа
-
дополнительная общеразвивающая программа «Мягкая игрушка» разработана
с учетом:
- Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г.
Москва
«Об
утверждении
образовательной деятельности
Порядка
организации
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
и
осуществления
- Проекта концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года;
- Стратегии социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года;
- Стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года;
-
СанПин
2.4-3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановления администрации МО ГО «Сыктывкара» от 29.12.2020
№12/3227 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО
«Сыктывкара» от 13.04.018 №4/1046»
- Приказа управления образования «Об утверждении муниципального плана
по реализации региональных проектов Республики Коми в рамках
Национального проекта «Образование» от 03.02.2020 года № 95
- Устава МУДО «ЦДОД «Олимп»;
-
Локального
дополнительной
акта
МУДО
«ЦДОД
общеобразовательной
«Олимп»
«Положение
о
программе-дополнительной
общеразвивающей программе».
Программа «Мягкая игрушка» имеет базовый уровень сложности,
направлена на:
- освоение изобразительного вида деятельности, развитие интересов и
навыков учащихся в области декоративно-прикладного творчества;
- формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности;
- формирование общей функциональной грамотности учащегося;
- формирование специальных знаний и практических навыков, развитие
творческих способностей учащегося.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы.
Опрос родителей и учащихся, учителей начальных классов, который
ежегодно проводится в МУ ДО «ЦДОД Олимп», показывает, что программа
по декоративно-прикладному искусству является актуальной, так как дает
ребенку возможность самовыражения средствами декоративно-прикладного
творчества, самоопределения в будущей профессии, освоения социального
опыта. Шитье - увлекательный вид деятельности для детей в возрасте от 7 до
9 лет, что обеспечивает высокую мотивацию к освоению программы «Мягкая
игрушка».
Отличительная особенность данной программы заключается в том, в ней
присутствует практическая направленность, индивидуальный подход к
учащимся, развитие творческой личности, стремление к самореализации и
самоопределению, «ситуация успеха» для каждого учащегося.
За период обучения все учащиеся приобретают опыт собственной творческой
деятельности, участвуют выставках, показывают результаты на открытых
занятиях, конкурсах различных уровней.
Особенностью данной программы является ее гибкая структура, которая
позволяет менять местами разделы без ущерба для образовательного процесса;
дается обзор по каждому виду творчества и начальные знания по каждому
разделу программы, выполняются простейшие изделия.
Программный материал содержит региональный компонент прикладного
характера.
Программа является модифицированной, составлена на основе программы:
Кочеткова Н.В.
Мастерим игрушки сами/ Н. В. Кочетова. - М.: Учитель,
2011. – 141 с.
Адресат
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
–
дополнительная общеразвивающая программа «Мягкая игрушка» адресована
детям 7 – 9 лет.
Набор в группы осуществляется на основе письменного заявления
родителей
(законных
представителей)
через
сайт
ПФДО
Коми
(https://komi.pfdo.ru/)
В объединение второго года обучения могут быть зачислены учащиеся,
не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие
собеседование.
Срок освоения программы рассчитан на 2 года обучения. Общий объем
часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для усвоения
программы, составляет 216 часа теоретических и практических занятий.
Объем программы. Всего 216 часа.
Год
Кол-во Продолжительность Кол-во
обучения
часов
Занятий
занятий
в неделю
в неделю
1 год
2
2×30 мин.
2
2 год
4
4×40 мин.
2
Кол-во
недель
в году
36
36
Всего
часов
в год
72
144
Форма обучения – очная.
Формы организации образовательного процесса – групповая.
Вид занятий – учебное занятие, онлайн занятие.
Режим
занятий.
Учащиеся
имеют
два
занятия
в
неделю;
продолжительность каждого занятия – два академических часа с 10-минутным
перерывом между ними. Длительность одного академического часа составляет
40 мин., что соответствует требованиям СП. 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Продолжительность онлайн-занятия, а также время самостоятельной
работы младших школьников за компьютером, планшетом или другим
электронным носителем не должно превышать 20 минут (для обучающихся 12 классов).
Образовательные платформы: Вконтакте, WhatsApp, Viber, Zoom.
В сообществах можно не только публиковать записи с важной информацией
и участвовать в обсуждениях, но и хранить учебные документы, конспекты,
учебники, создавать прямые трансляции лекций и занятий , записывать видео,
размещать учебные материалы: презентации, таблицы, картинки, аудио,
видеофайлы и др.
Возможна записи занятий на цифровой носитель для формирования и
накопления «Банка видеозанятий» для дальнейшего использования его
материалов в образовательном процессе.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы
Развитие
свободной
творческой,
активной
личности
средствами
декоративно-прикладного творчества.
Задачи
Обучающие:
- познакомить с инструментами, материалами и техникой безопасностью
работы с ними;
- дать основные понятия о видах и техниках декоративно-прикладного
творчества, их истории; познакомить со специальной терминологией;
- познакомить с историей народного искусства и национальных традиций,
особенностями культуры Коми народа;
- обучить основным техникам и приемам работы по темам, предлагаемым
программой, и умению применять полученные навыки на практике;
Развивающие:
- развить учебно-познавательный интерес к занятиям и избранному виду
деятельности;
- развить адекватную самооценку, объективное отношение к себе и своим
способностям;
- развивать художественно-творческие способности, фантазию, образное
мышление, воображение, инициативу, творческую активность.
Воспитательные:
- организовать свое рабочее место;
- воспитать трудолюбие, аккуратность выполнение изделий;
- способствовать формированию навыков работы в коллективе;
- формировать учебно-познавательный интерес к занятиям и избранному виду
деятельности.
1 год обучения
Задачи:
Обучающие:
актуализировать знания о роли декоративно-прикладного творчества в жизни
человека, о терминологии (лекала, выкройки др.)
научить выполнять основные виды ручных швов.
Развивающие:
развивать умение организовывать рабочее место;
формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству коми народа;
развивать умение определять цель выполнения заданий на занятии.
Воспитательные:
способствовать формированию представлений об основных моральных
нормах;
формирование отношения учащихся к общечеловеческим ценностям и
личностных качеств учащихся;
вырабатывать позитивное отношение к занятиям по декоративноприкладному творчеству.
2 год обучения
Обучающие:
совершенствовать знания
о роли декоративно-прикладного творчества в
жизни человека, о терминологии (драпировка, долевая нить, изнанка др.);
познакомить с историей традиционной народной куклы России и Коми;
познакомить с типами и назначением традиционных коми народных кукол:
оберег, обрядовая, игровая и др.
Развивающие:
развивать умение определять план выполнения заданий на занятии,
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным педагогом,
оценивать результаты своей работы;
развивать коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
способствовать формированию представлений об основных моральных
нормах;
развивать чувства товарищества;
воспитать трудолюбие, аккуратность выполнение изделий.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Разделы
п/п
1 Введение.
2 Виды швов.
3 Построение игрушки из ткани. Плоские и
простейшие игрушки.
4 Игрушки из меха.
5 Комбинирование игрушки на проволочном каркасе.
6 Народные игрушки.
7 Аппликация. Работа с различными видами тканей.
8 Самостоятельная работа. Изготовление сувениров.
9 Досугово-развивающая деятельность
10 Промежуточная аттестация
Итого:
Количество часов
Теория
Практика Всего
1
1
2
1
5
6
2
6
8
2
2
4
2
-
14
8
10
10
8
6
2
2
58
10
12
14
10
6
2
2
72
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
1 Вводное занятие
Тема занятий
Количество часов
Теория
Практика Всего
1
1
2
2
Объемные игрушки из меха
4
22
26
3
4
5
Объемные игрушки на каркасе
Милые вещи
Народная игрушка
6
6
6
22
20
22
28
26
28
6
7
8
9
Плоские игрушки
Самостоятельная работа.
Досугово-развивающая деятельность
Промежуточная аттестация
4
12
12
4
2
16
12
4
2
27
117
144
Итого:
Содержание учебного плана
1 года обучения
Введение.
Теория
Вводное занятие. Знакомство с коллективом, с режимом работы. Знакомство с
инструментами и техникой безопасностью работы с ними. Цели и задачи
обучения, содержание учебной программы. Правила техники безопасности и
поведения в МУ ДО «ЦДОД «Олимп»; правила организации рабочего места.
Экскурсия по Центру с посещением выставки детских работ.
Практика
Входящая диагностика
Виды швов.
Теория
История происхождения мягкой игрушки.
Практика
Основные навыки пользования иглой. Назначение нитковдевателя. Основные
виды швов: петельный, «иголка вперед», «иголка назад», «через край».
Изготовление игольниц.
Плоские и простейшие игрушки
Теория
Виды простейших игрушек из ткани. Правила подбора тканей. Правила
раскроя игрушек из ткани.
Практика
Подбор тканей по цвету и рисунку. Модели игрушек: мышка, еж, зайчик,
медвежонок, петушок, сова. Подбор тканей для их изготовления. Раскрой
игрушек. Пошив и набивка. Объединение деталей. Оформление, отделка".
Дидактическая игра «Шкатулка тканей». Контрольная работа " Виды швов".
Мини-выставка "Мои первые игрушки".
Игрушки из меха
Теория
Мех: назначение, разновидности, особенности использования в прикладном
творчестве.
Практика
Правила раскроя игрушек из меха. Подбор меха по направлению ворса.
Модели меховых игрушек: пингвин, собачка, кошечка, белка, попугай, гномик
и особенностей их изготовления. Раскрой игрушек. Пошив, набивка,
соединение деталей. Оформление и отделка работ. Контрольная работа "Виды
тканей и правила раскроя игрушки".
Комбинированные игрушки на каркасе.
Теория
Виды комбинированных игрушек. Виды каркасов: проволочный, поролон,
картон.
Практика.
Подбор и комбинирование меха и ткани. Правила раскроя из ткани и меха.
Модели игрушек: лиса, лягушка, ослик, львенок, тигренок, обезьянка.
Раскрой и пошив деталей. Установка каркаса. Обивка формы. Сборка игрушек.
Оформление и украшение.
Народная игрушка
Теория
Кукла - вид народной игрушки: история и назначение. Кукла из мочала - всем
куклам начало. Куклы - скрутки различных видов. Национальные костюмы
коми народа и повседневная одежда коми крестьян.
Изготовление кукол:
Практика
Игра
"Одень куклу в коми костюм". Экскурсия в национальный музей.
Посещение конкурса "Мастер года".
Аппликация.
Теория
Понятие об аппликации.
Практика
Работа с различными тканями, кожей, замшей, трикотажем. Подбор тканей
сочетающихся по замыслу, фактуре, наиболее ярко отражающих характер и
смысл данного произведения. Изготовление панно.
Самостоятельная работа.
Практика
Самостоятельная работа учащихся по изготовлению игрушек разных видов и
типов по желанию.
Досугово-развивающая деятельность.
Практика
Посещение виртуальных выставок Национального музея Республики Коми
Итоговое занятие
Практика
Промежуточная аттестация. Выставка работ учащихся.
Содержание учебного плана
2 года обучения
Вводное занятие.
Теория
Вводное занятие. Знакомство с кабинетом и его оборудованием, с
коллективом, с режимом работы. Цели и задачи обучения, содержание
учебной программы. Повторение правила техники безопасности и поведения
в МУ ДО «ЦДОД «Олимп»; правила организации рабочего места.
Практика
Входящая диагностика.
Объемные игрушки из меха
Теория
Знакомство с техникой изготовления игрушек из меха. Знакомство с
терминами.
Практика
Игрушки из меха: Зайчик, собака, медведь. Правила
раскроя
из
меха.
Выполнение выкроек. Лекала: уменьшение, увеличение. Подбор и раскрой
меха. Сшивание деталей игрушки. Соединение частей игрушки. Оформление
и отделка.
Объемные игрушки на каркасе
Теория
Виды объемных игрушек. Знакомство с животными Республики Коми.
Практика
Изготовление лекала игрушки. Подбор материала. Раскрой. Соединение
деталей. Оформление и украшение игрушки. Конструирование объемной
игрушки на изготовление игрушки по замыслу.
Милые вещи.
Теория
Игрушки в быту и интерьере. Игрушка - подарок.
Милые вещи: подушки - игрушки, забавные грелки на чайник, сумочки кошельки, шкатулки - карандашницы, сувенирные тапочки, рукавички,
прихватки. Демонстрация образцов
Практика
Выбор моделей. Подбор ткани по цвету и фактуре. Раскрой ткани. Сметывание
и пошив деталей. Оформление и отделка работ. Просмотр и оценка работ.
Контрольная работа: оформление и отделка. Конкурс на лучшую работу.
Народная игрушка.
Теория
Кукла в культуре и в традициях народов России и Коми. История
традиционной народной куклы. Сборка отдельных деталей куклы. Типы и
назначение кукол (оберег, обрядовая, игровая).
Практика
Основные
приемы
изготовления
коми
народной
лоскутной
куклы:
крупиничка, куколка на счастье, зольница.
Плоские игрушки
Теория
Виды плоских игрушек: петух, заяц, корова, солнышко, кошечка, обезьянка.
Практика
Зарисовка образцов. Подбор ткани и материалов, подготовка выкроек лекал.
Раскрой и пошив. Украшение и оформление. Проверка умений и навыков
изготовления игрушек.
Самостоятельная работа.
Практика
Самостоятельная работа учащихся по изготовлению игрушек разных видов и
типов по желанию.
Досугово-развивающая деятельность.
Практика
Посещение виртуальных выставок Национального музея Республики Коми
Итоговое занятие
Практика
Промежуточная аттестация. Выставка работ учащихся.
Календарно-тематическое планирование
1. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения(Приложение №1)
2. Календарно-тематическое планирование 2 года обучения(Приложение №2)
1.4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения данного курса у учащихся будут сформирована
следующая группа результатов:
Предметные:
- знать правила работы с инструментами, материалами и технику безопасности
при работы с ними;
- знать основные понятия о видах и техниках декоративно-прикладного
творчества, их истории; познакомить со специальной терминологией;
-
знать
историю
народного
искусства
и
национальных
традиций,
особенностями культуры Коми народа;
- знать основные техники и приемам работы по темам, предлагаемым
программой, и умение применять полученные навыки на практике.
Личностные:
- иметь мотивацию личности к познанию и творчеству:
- иметь учебно-познавательный интерес к занятиям и избранному виду
деятельности;
- иметь адекватную самооценку, объективное отношение к себе и своим
способностям;
- проявлять художественно-творческие способности, фантазию, образное
мышление, воображение, инициативу, творческую активность.
Метапредметные:
- организовывать свое рабочее место;
- уметь работать в коллективе;
- иметь уважительное отношение к труду;
1 год обучения
:
Предметные:
иметь знания о роли декоративно-прикладного творчества в жизни
человека, о терминологии (лекала, выкройки др.)
уметь выполнять основные виды ручных швов и применять их при
изготовлении изделий;
Личностные:
иметь интерес к декоративно-прикладному творчеству коми народа;
уметь определять цель выполнения заданий на занятии.
способствовать формированию представлений об основных
моральныхнормах;
иметь позитивное отношения учащихся к общечеловеческим
ценностям и личностных качеств учащихся;
иметь позитивное отношение к занятиям по декоративно-прикладному
творчеству.
Метапредметные:
уметь организовывать рабочее место;
уметь работать в коллективе;
иметь уважительное отношение к труду;
2 год обучения
Предметные:
иметь знания о роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека,
о терминологии (драпировка, долевая нить, изнанка др.);
знать историю традиционной народной куклы России и Коми;
знать типы и назначения традиционных коми народных кукол: оберег,
обрядовая, игровая и др.
Личностные:
уметь определять план выполнения заданий на занятии, соотносить
выполненное задание с образцом, предложенным педагогом, оценивать
результаты своей работы;
способствовать формированию представлений об основных моральных
нормах;
Метапредметные:
иметь коммуникативные умения и навыки;
иметь чувства товарищества;
иметь уважительное отношение к труду;
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа «Мягкая игрушка» реализуется на базе МУДО «ЦДОД
«Олимп»
(ул.Морозова,175 (МАОУ «СОШ №24»).
2.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое обеспечение
o
Кабинет для занятий площадью из расчета 2 кв.м. на одного
учащегося.
o
Столы - 8 шт. (соответствующие требованиям СаН.ПиН);
o
Стулья - 15 шт. (соответствующие требованиям СаН.ПиН);
o
Канцелярские принадлежности (ножницы, иголки и т.д.);
o
Магнитофон;
o
Аудиозаписи.
Педагогические кадры:
Педагог должен:
уметь использовать формы и методы активного обучения;
уметь самостоятельно разрабатывать методику предмета;
организовать диагностическую работу с детьми;
обеспечить устойчивый положительный результат в учебно-воспитательной
работе.
Занятия проходят в просторном кабинете (зале) с естественным и
искусственным освещением, хорошей вентиляцией. Для хранения наглядных
пособий есть отдельный шкаф. Для просмотров видеофильмов и презентаций
есть ноутбук и проектор.
Информационно-методическое обеспечение программы
№
Разделы
п.п.
1. Введение
2. Виды швов.
3. Построение игрушки из ткани.
Плоские и простейшие игрушки.
4. Игрушки из меха.
5.
6.
Комбинирование игрушки на
проволочном каркасе.
Коми народные лоскутные куклы.
7.
Аппликация. Работа с различными
видами тканей.
8.
Досуговые мероприятия.
Наглядное пособие
Инструкция по ТБ.
Комплект таблиц по теме «Виды швов».
Папка с подбором детских работ по теме.
Демонстрационный материал.
Папка с подбором детских работ по теме.
Демонстрационный материал.
Папка с подбором детских работ по теме.
Демонстрационный материал.
Раздаточный материал.
Папка с подбором детских работ по теме.
Демонстрационный материал.
Раздаточный материал.
Папка с подбором детских работ по теме.
Демонстрационный материал.
Презентации по ТБ, Сценарии досуговой
деятельности.
Карточки «Физминутка»
2.3. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Формы работы ориентированы на применение технологий деятельностного
типа. Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые
включают подготовительные упражнения, выполнение творческих заданий.
Наряду с приобретением знаний, умений и навыков по декоративноприкладному творчеству, большое внимание уделяется воспитанию культуры
труда,
организации
рабочего
места,
соблюдению
правил
техники
безопасности, воспитанию доброжелательного отношения детей друг к другу.
Для формирования у учащихся позитивного отношения к занятиям
используются следующие методы работы:
1. Словесные методы:
- Беседа, для знакомства с новым материалом, закрепления пройденного.
-
Объяснение
нового
материала, технологии выполнения
работы, технических приемов.
2. Наглядные методы:
- демонстрация образцов, готовых работ, иллюстраций.
3.Практические методы:
- выполнение заданий, создание композиций.
Применение
в
образовательном
процессе
технологий
личностно
–
ориентированного обучения позволяет найти индивидуальный подход к
каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха
в обучении. Личностно-ориентированные технологии деятельностного типа
позволяют осуществить выбор задания, объем материала с учетом сил,
способностей и интересов ребенка, создают ситуацию успеха для каждого
учащегося, сотрудничества с другими членами коллектива и педагогом.
Образовательная деятельность
строится
на
основе
системно-
деятельностного подхода, основной результат применения которого –
развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; выполнение
учащимися определённых
действий
для
приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего
осознанно применять приобретённые знания;
-
формирование
у
учащихся умения
контролировать свои
действия; - включение содержания обучения в контекст решения
значимых жизненных задач.
Технология системно - деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
Система дидактических принципов
Реализация
технологии
деятельностного
метода
в
практическом преподавании обеспечивается следующей
системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая
знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и
формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм,
активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному
успешному
формированию
его
общекультурных
и
деятельностных
способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик
с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3)Принцип целостности
–
предполагает
формирование
учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой
науки в системе наук).
4)Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на
уроках доброжелательной
атмосферы, ориентированной на
реализацию
идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.
Коллективная работа на учебном занятии:
Коллективные работы учат детей взаимопомощи, учат работать сообща.
Совместная
работа раскрывает индивидуальность детей, корректирует
межличностные отношения. Совместная деятельность будет эффективна в том
случае, если произойдет понимание учащимися цели деятельности, как
единой, значимой для всех, требующей объединения усилий.
Игровая технология
Выбор данной технологии обоснован тем, что игра - это вид деятельности в
условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного
опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление
поведением. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и
интенсифицирующими деятельность учащихся. Игровые
уникальная форма
увлекательными
технологии –
обучения, позволяющая сделать интересными и
занятия
по
любому
направлению
дополнительного
образования. Занимательность условного мира игры делает положительной
деятельность
по
запоминанию,
повторению,
закреплению,
усвоению
информации, формированию значимых умений и навыков. Эмоциональность
игрового действия активизирует познавательную деятельность.
Занятия с использованием игровой технологии становятся эффективным
средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного
построения занятия и введение игрового сюжета привлекают внимание
учащихся и развивают их способности. Учащиеся
качественно
усваивают
исследовательское
и
материал
занятия,
у
творческое
отношение
к
них
формируется
действительности;
реализуются потребности в самовыражении и самоопределении.
Основные принципы игровой технологии:
природосообразность и культуросообразность;
состязательность, организация здоровой конкурентности;
развитие умения моделировать, имитировать, драматизировать;
демократизация;
толерантность, конструктивность, свобода
деятельности, эмоциональная
приподнятость.
В ходе игры развивается творческая активность учащихся.
Усиливается мотивация к обучению и выражению своих мнений.
Использование игровой технологии позволяет учащимся получить опыт
общения. Игра заставляет думать, искать нестандартные решения, предлагать
новые идеи; во время игровой деятельности снижается уровень тревожности.
В непринужденной и легкой обстановке игры учащиеся легче запоминают
новый материал.
Личностно-ориентированная
Выбор данной технологии обусловлен тем, что она позволяет использовать
сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств, позволяющих
создавать развивающую речевую среду на занятиях и во внеурочное время.
Сочетание традиционных и новых приёмов направлено на развитие
творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков, на
умения пополнять свои знания, помогать становлению личности путем
организации познавательной деятельности.
На личностно-ориентированном занятии не просто создается
благожелательная творческая атмосфера, но и постоянное обращение
к собственному опыту учащихся для создания ситуации успеха.
Создание комфортной психологической атмосферы на занятии, ситуация
успеха приносит не только пользу, но и радость общения между педагогом
и учащимся. Происходят изменения в структуре личности учащегося: он
более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных
комплексов. Интерес к занятию успешно вырабатывается нестандартными
и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение
каждым учащимся посильной и интересной работы. Это повышает качество
знаний. Создание развивающей речевой среды на занятиях и во внеурочное
время направлено на развитие творческих способностей учащихся.
Практическую значимость приобретает опыт учащегося.
Помогает сформулировать креативные, продуктивные способности,
самостоятельность. Помогает развить личностные качества.
Здоровьесберегающая технология.
Программа
предусматривает
применение
здоровьесберегающих
технологий. На учебных занятиях проводятся упражнения на разгрузку
различных частей тела (глаз, мышц пальцев рук, спины, шеи и др.), игровые
моменты, смена видов деятельности и музыкотерапия (используется в целях
создания положительного и эмоционального настроя).
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение применяется при обучении на расстоянии,
обычно в условиях индивидуального обучения, в работе с учащимися,
пропустившими занятия по болезни, в актированные дни. В дистанционном
обучении наиболее активно используются компьютерные технологии, то есть
происходит усвоение учебного материала с помощью технических средств .
Компьютерная технология - одна из разновидностей программированного
обучения, главной особенностью которой является систематизация,
хранение, воспроизведение и постоянное увеличение информации.
Образовательные компьютерные технологии предполагают знание основных
понятий информатики и вычислительной техники, умение выполнять
различные действия.
Принципы программированного обучения:
обратная связь (передача информации и ее прием);
индивидуализация процесса обучения (темп, ритм, управление обучением);
оптимизация программного продукта (различные задания и программы).
Весь преподносимый материал подается в строго алгоритмическом
(логически последовательном) порядке сравнительно небольшими порциями
учебной информации (шаги, файлы, кадры)
Виды обучающих программ: линейные (последовательно сменяющиеся
небольшие блоки информации с контрольным заданием);
разветвленные (учащемуся предоставляется дополнительная информация,
корректируются неправильные ответы);
адаптивные (учащемуся предоставляется возможность самому выбирать
уровень сложности учебного материала)
комбинированные (включают фрагменты линейного, разветвленного и
адаптированного программирования). Обычно дистанционное обучение
состоит из последовательно выполняемых блоков: информационный,
тестово-информационный (проверка усвоенного), коррекционноинформационный, проблемный(выполнение заданий), проверочный.
Передача информации, консультирование, выполнение заданий решают
следующие задачи: оказание помощи учащимся по самостоятельному
освоению отдельных тем занятий; отработка умений и навыков; оказание
помощи по углубленному изучению интересующих учащихся вопросов.
Учащимся нравится работать с сериями упражнений, тестов, которые
содержат подсказки или меню, позволяющие обратиться к теоретическому
материалу в случае допущенной ошибки.
Воспитательная работа
Воспитательная работа является неотъемлемой частью учебного процесса
и направлена на:
1) развитие личностных творческих способностей каждого ребёнка;
2) создание ситуации успеха для каждого учащегося;
3) создание условий для сплочения коллектива;
4) формирование у детей стремления радовать окружающих доступными им
возможностями;
5) развитие умения общаться, культуры общения, умения организовать свой
досуг и досуг друзей;
6) развитие интереса к предпрофессиональной и профессиональной подготовке;
Массовые мероприятия в объединении проводятся в дни школьных
каникул,внутри детского объединения, в ЦДОД. Продолжительность мероприятий
обычно не превышает учебную нагрузку.
Конкурсы, выставки, экскурсии и т.д. проводятся в течение всего учебного года
по плану. Для подготовки и проведения конкурсов, праздников, игровых программ
приглашаются родители.
№
Название мероприятия
1. День открытых дверей в
объединении «Знакомьтесь –
Олимп!»
2. Участие в городском фестивале
Примерные
сроки
Сентябрь,
1-ая
неделя
Сентябрь
Цели проведения мероприятия
Презентация объединения
Творческое взаимодействие с
«День микрорайонов»
3. Участие в городских акциях
«Бумаге – вторую жизнь!»
«Крышечки добра»
Март
объединениями города
Декабрь
Приобщение к благотворительности,
воспитание способности к состраданию,
милосердию и деятельной помощи
нуждающимся
4. Новогодний праздник в
Декабрь
Организация
досуга. Формирование
объединении
сплоченного детского коллектива
5. Праздник окончания учебного
Май
Формирование сплоченного детского
года «Радость творчества»
коллектива
Следует обратить внимание на решение воспитательных задач программы.
С учетом плана воспитательной работы возможно включение заданий по
участию учащихся программы «Мягкая игрушка» в социально значимых
мероприятиях различного уровня, организованных в очном и дистанционном
режиме. (Приложение №)
Работа с родителями:
-проведение родительского собрания в начале учебного года
(знакомство с условиями МУ ДО «ЦДОД «Олимп», требованиями педагога);
- проведение совместных мероприятий в объединении, в центре;
- проведение совместного занятия учащихся и родителей «Вместе
веселее»;
- анкетирование;
- проведение индивидуальных консультаций, бесед по необходимости и
желанию родителей;
-проведение собрания в конце учебного года (итоги проведенной
работы за год).
Вид работы
Цели проведения данных видов работ
№
п/п
1. Индивидуальные
и
коллективные
консультации для родителей, в том числе
и через группу в социальных сетях "В
контакте" http://vk.com/clubartliveclub
2. Приглашение родителей на выставку
работ учащихся.
3. Анкетирование «Удовлетворённость
результатами посещения ребёнком
занятий
объединения»
Совместное
решение
задач
воспитанию и развитию детей.
по
Презентация достижений. Совместное
решение задач по воспитанию детей.
Изучение
потребностей
родителей,
степени их удовлетворения результатами
объединения
(Приложение № )
2. 4 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Способы осуществления контроля освоения учебного материала при
дистанционном обучении
Возможные формы осуществления диагностики результатов обучения,
связанные с использованием возможностей дистанционного и электронного
обучения (онлайн, офлайн-опрос, офлайн-тестирование, фотоотчет, онлайнбеседа, офлайн-выставка).
Выявление входящего и промежуточного уровня теоретических знаний,
практических
умений
и
навыков,
их
соответствия
прогнозируемым
результатам программы осуществляется в соответствии с «Положением о
текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации учащихся МУ
ДО «ЦДОД «Олимп»».
Текущий контроль успеваемости осуществляется педагогом на каждом
занятии методом наблюдения.
Текущий контроль успеваемости включает в себя входящую диагностику
исходного уровня подготовленности ребенка в начале цикла обучения по
программе.
Входящая диагностика проводится в течение двух первых недель обучения
по
программе.
В
ходе
проведения
входящей
диагностики
педагог
осуществляет прогнозирование возможностей развития и успешного обучения
по программе. Формы проведения входящей диагностики: наблюдение,
собеседование, тестирование, практическая работа.
Промежуточная аттестация учащихся проводится по завершению года
обучения. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются
педагогом
в
таблице
общеобразовательной
программе.
этапов
программе
-
аттестации
к
дополнительной
дополнительной
общеразвивающей
Промежуточная аттестация по итогам освоения курса учащихся проводится с
целью подведения итогов обучения по дополнительной общеобразовательной
- дополнительной общеразвивающей программе
Аттестация учащихся Центра рассматривается педагогическим коллективом,
как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его
участникам оценить реальную результативность их совместной творческой
деятельности.
Порядок аттестации учащихся включает в себя:
- промежуточную аттестацию по окончании изучения разделов года обучения;
- промежуточную аттестацию по итогам освоения курса обучения по
дополнительной
общеобразовательной
программе
-
дополнительной
общеразвивающей программе.
В зачет аттестации входит участие и призовые места в выставках,
конкурсах, различного уровня.
Критерии оценки результатов
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы
осуществляется по 3 уровням: высокий, средний, низкий.
Низкий уровень: от 50 % освоения программного материала и менее,
удовлетворительное владение теоретической информацией по темам, умение
пользоваться полученными знаниями при выполнении работ, участие в
организации выставок, пассивное участие в беседах.
Средний уровень: от 51 % до 79 % освоения программного материала,
достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение
самостоятельно пользоваться полученными знаниями при выполнении работ,
участие в выставках, организации и проведении акций.
Высокий уровень: от 80% до 100 % освоения программного материала,
свободное
владение
теорией,
умение
самостоятельно
пользоваться
полученными знаниями при выполнении работ, умение выбирать материалы
и инструменты, соблюдать правила ТБ, участвовать в выставках и конкурсах,
применять полученную информацию на практике, помогать новичкам.
Периодичность
и
формы
проведения
аттестации
учащихся
представлены в таблицах «Этапы аттестации учащихся».
Этапы аттестации учащихся
1 год обучения
Виды аттестации,
сроки проведения
Текущий контроль
успеваемости.
Входящая
диагностика. Сентябрь
Текущий контроль
успеваемости на
каждом занятии. В
течение года
Промежуточная
аттестация. Апрель
Цель
Содержание
Определить
исходный уровень
подготовленности
учащихся
Определить
уровень
понимания
изучаемого
материала и
уровень
приобретенных
умений и навыков
Определить
уровень усвоения
программного
материала 1 года
обучения
Введение в
деятельность.
Входящая
диагностика.
Проверка
освоения
материала по
теме занятия
или
комплексу
занятий
Практические
и
теоретические
навыки,
умения.
Форма
проведения
Наблюдение
Сам.работа
КИМ
Приложение 5
в УМК
Наблюдение
Приложение 6
в УМК
Итоговая
выставка
работ
Приложение
7, 13 в УМК
2 год обучения
Виды аттестации,
сроки проведения
Текущий контроль
успеваемости.
Входящая
диагностика. Сентябрь
Текущий контроль
успеваемости на
каждом занятии. В
течение года
Цель
Содержание
Выявить уровень
знаний учащихся
по темам
прошедшего года
Определить
уровень
понимания
изучаемого
материала и
уровень
Введение в
деятельность.
Входящая
диагностика.
Проверка
освоения
материала по
теме занятия
или
комплексу
занятий
Форма
проведения
Наблюдение
Беседа.
Сам.работа
Наблюдение
КИМ
Приложение 8
в УМК
Приложение 6
в УМК
приобретенных
умений и навыков
Промежуточная
Определить
Основы
Итоговая
Приложение
аттестация. Апрель
уровень усвоения терминологии.
выставка
9, 13 в УМК
программного
Практические
работ
материала 2 года
навыки,
обучения
умения.
Критерии оценки результатов освоения программы учащимися с ОВЗ
Главный принцип психолого-педагогического мониторинга освоения
программы учащимися с ОВЗ - отслеживать сформированность предметных и
метапредметных достижений ребенка относительно самого себя, а не
сравнивать
результаты
относительно
возрастной
нормы
здоровых
сверстников.
№
Показатель
Минимальный уровень
1
Сформированность
навыков развития
мелкой моторики
Большинство
заданий вызывают
затруднения, необходима
помощь педагога. Не
умеет регулировать
мышечное напряжение
2.
Освоение основных
понятий и терминов,
жанров и видов
изобразительного
искусства
Ребёнок освоил понятия
не в полном объёме, не
всегда может объяснить
их значение.
Разбирается в жанрах и
видах изобразительного
искусства с помощью
педагога
3.
Уверенность в себе,
своих силах и
возможностях
Неадекватно оценивает
себя, не уверен в себе и
своих силах, нуждается в
поддержке взрослого.
Средний
уровень
Высокий
уровень
Ребёнок может с
Ребёнок ориентируется по
подсказками выполнить инструкции, правильно
работу, ориентируется по выполняет все задания.
инструкции, умеет
Проявляет
регулировать мышечное самостоятельность и
напряжение, но
инициативу при
некоторые задания
выполнении работ
Вызывают затруднения
Ребёнок освоил основные Свободно владеет
понятия, но не всегда
терминологией в
может объяснить их
практической
значение.
деятельности, может
Может определить
объяснить значение
некоторые жанры и виды понятия другим.
изобразительного
Самостоятельно
искусства
определяет некоторые
самостоятельно
жанры и виды
изобразительного
искусства
Адекватно оценивает
Адекватно оценивает себя,
свои возможности, но
уверен в своих силах и
самооценка ребёнка
возможностях
периодически нуждается
в педагогической
коррекции
4.
5.
Сформированность
коммуникативных
навыков, способов
конструктивного
взаимодействия
Испытывает трудности
взаимодействия с
учащимися, так и с
педагогом
Легко и свободно
общается в привычной
для него обстановке со
знакомыми людьми, но
испытывает трудности в
общении при смене
обстановки и окружения
Проявление
Мало проявляет
Ребёнок эпизодически
собственной
собственную творческую проявляет собственную
творческой
активность, ребёнку
творческую активность,
активности,
проще работать по
но способен
реализации своих идей образцу. Иногда способен реализовывать свои идеи
реализовывать свои идеи, только с помощью
прибегая к помощи
педагога
педагога
Способен выстраивать
диалог со взрослым и
сверстниками в процессе
обучения
Свободно проявляет
собственную творческую
активность, способен
самостоятельно
реализовывать свои идеи
2.5. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ
ПРОГРАММЫ
В группах для детей с ОВЗ необходимо применение адекватных
возможностям и потребностям учащихся технологий, методов, приемов, форм
организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного
материала, адаптация имеющихся и разработка необходимых учебных и
дидактических материалов. Важным компонентом является организация
занятий с использованием интерактивных форм деятельности детей,
направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка,
реализацию его потребности в самовыражении, участии жизни объединения,
а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их
достижений,
продуктов
их деятельности.
Используются
раздаточные
материалы, дидактические материалы, отвечающие особым
образовательным потребностям детей с ОВЗ, и позволяющие реализовать
содержание программы.
Для организации учебного процесса создаются специальные условия,
способствующие освоению детьми с ОВЗ дополнительной программы:
использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ
обеспечение здоровьесберегающих условий, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарногигиеничекских правил и норм.
занятия в малых группах;
включение в социальную активность с другими детьми на массовых
мероприятиях; предоставление различных видов дозированной помощи;
наглядно-действенный характер содержания обучения и упрощение системы
учебно - познавательных задач, решаемых в процессе обучения;
адаптация предлагаемого ребенку текстового материала (увеличение шрифта,
выделениецветом),
соблюдение максимально допустимого уровня нагрузок в соответствии с
рекомендациямиПМПК,
соблюдение комфортного режима образования;
обеспечение
обстановки
сенсорного
и
эмоционального
(внимательное отношение, ровный тон голоса педагога).
комфорта
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые документы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
2.
Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г.
No 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70731954/
4.
Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р
«Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/14644/
5.
Концепция развития дополнительного образования детей (утв.
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р)
[Электронный
ресурс].
–
http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
Режим
доступа:
6.
Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности гражданина России. //Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. –
М.: Просвещение, 2009.
7.
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
8.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) [Электронный
ресурс]. –Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pd
f
9.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:http://base.garant.ru/70183566/#ixzz45zZVrQVh
10.
Устав
дополнительного
муниципального
образования
«Центр
автономного
детского
учреждения
творчества»
//
Зарегистрирован 15.03.2018//
Список литературы для педагога
1. Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. М.:
Просвещение, 1990г.
2.Петухова В.И., Савельева Л.М., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. М.:
Ступень, 1995г
3.Соколова Ю. П., Сидорович Ю. А. Мягкая игрушка. – СПб.: Издательский
Дом « Литера»,2004.
4.Якубова А. А. Мягкая игрушка: Новые модели. – СПб.: Издательский Дом «
Литера», 2005
5.Проснякова Т. Н. Уроки мастерства: - Самара: Изд. «Учебная литература»,
2006.
6.Свистунова Т. А. Традиционная обрядовая кукла. Дополнительное
образование и воспитание. №9, 2013 г.
7.Войнатовская Е. «Авторская текстильная кукла», «СПб», П., 2015г
8.Волкова Я. «Детские куклы и обереги», «Хоббитека», М., 2017г
Список литературы для учащихся
1.Белова Н. Р. Игрушки к празднику. – М.: Изд. ЭКСМО, СПб: Домино,2005.
– 240.
2.Городкова Т. В., Нагибина М. И. Мягкая игрушка, мультяшка и зверюшка.М.,1996.
3.Деревянко Н. Мягкая игрушка. - СПб., 2001.
4.Зайцева И. Г. Мягкая игрушка. - Москва. Издательский Дом МСП, 2004.
5.Лихачева Т.Г. Моя подружка - мягкая игрушка.- Ярославль, академия
Холдинг, 2004..
6.Якубова А. А. Мягкая игрушка: Новые модели. – СПб.: Издательский Дом «
Литера», 2005.
7.Войдинова Н. М. Мягкая игрушка. – М.: Эксмо, 2007 – 160 с.
8.Деревянко Н. С., Трошкова А. Ю. Мягкая игрушка: Игрушки в подарок. –
М.: Изд. ЭКСМО; СПб.: Валерии СПД, 2015.
9. Версо Э. 50 детских улыбок. Шьём игрушки. С шаблонами в натуральную
величину. – М.: Эксмо, 2020, 144, илл.
10. Гурылёва Е.В. Текстильная кукла от макушки до пяточек. – М.: Хоббитека.,
2021.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематический план
к программе «Мягкая игрушка»
1 год обучения
№ п/п
Раздел, тема, содержание
1
Вводное занятие.
Правила по технике безопасности
труда при работе с колющими и
режущими инструментами.
Основные виды швов.
Шов «вперёд игла», шов «назад
игла», петельный шов, шов «через
край».
Закрепление материала. Вышивка
«Кленовый лист» швом «вперёд
игла».
Аппликация из ткани.
Перевод деталей по шаблонам.
Вырезание элементов из ткани.
Соединение деталей с фоном швом
«вперёд игла».
Обработка края салфетки петельным
швом.
Простейшие поделки (из 2- деталей).
Изготовление игольницы
«Сердечко». Раскрой, соединение
деталей, набивка изделия.
2, 3
4, 5, 6
7,8,9,
10,11,
12, 13
Теория
Практика
Количество
часов
2
0
2
1
1
4
2
1
1
6
2
2
1
1
14
1
1
Средства
обучения
14,
15,
16,
17,18
19,20,
21
22,
23,
24,25
Игрушка «Снеговичок новогодний».
Изготовление лекал. Раскрой деталей
по лекалам.
Соединение деталей швом «вперёд
игла», набивка изделия.
Декорирование и оформление
работы.
Простейшие поделки (из 4- деталей).
Игрушки из носков. На выбор:
щенок, зайчик. Изготовление лекал.
Раскрой деталей по лекала.
Соединение деталей.
Набивка изделия. Декорирование и
оформление работы
Работа с различными видами ткани.
Изготовление шариков из ткани.
Коллективная работа «Гусеничка».
Изготовление шариков-звеньев,
соединение деталей. Декорирование
работы.
Вышивка пайетками салфетки
«Снежинка».
Оформление края салфетки.
Изготовление открытки к 23 февраля
из готовых основ в смешанной
технике.
Объёмные игрушки.
На выбор: щенок, лисёнок. Раскрой
элементов по лекалам.
Соединение деталей петельным
швом. Набивка изделия.
Декорирование и оформление
работы.
Лоскутные цветы.
Изготовление сувениров к 8 Марта.
Цветы из ткани. Хризантемы.
Изготовление цветов и з ткани.
Георгины. Изготовление деталей по
шаблонам.
Изготовление цветов из ткани.
Ромашки. Изготовление деталей по
шаблонам. Компоновка цветов в
букет .
Декорирование и оформление панно
«Весенние цветы».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
6
1
1
1
0,5
1,5
0,5
1,5
1
1
2
1
4
1
0,5
1,5
0,5
1,5
3
1
5
1
0,5
1,5
0,5
1,5
1
1
10
6
8
26,
27,
28,
29,30
31,
32,
33,
34, 35
36
Всего:
Лоскутные куклы.
Из истории лоскутной куклы. Её
особенности, виды кукол. Для чего
они предназначались.
Классификация народной куклы.
Обереговые куклы. Их особенности.
Изготовление куклы-оберега
«Куколка на счастье».
Обрядовые куклы. Их особенности.
Изготовление обрядовой куклы
«Масленица».
Игровые куклы. Их особенности.
Изготовление игровой куклы
«Сударушка».
Изготовление игровой соломенной
куклы «Многоручка». Особенности
соломенной куклы.
Итоговое занятие.
Подведение итога года. Выполнение
самостоятельной работы на выбор.
Разработка эскиза изделия.
Вырезание лекал. Вырезание
элементов из лоскутов по лекалам.
Соединение деталей.
Набивка изделия. Декорирование и
оформление работы.
Подведение итогов за год. Выставка
и обсуждение работ учащимися.
Педагогический контроль.
Тест по пройденным темам
1
1
10
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
2
1,5
1
1
1
1
2
14
58
72
10
Приложение 2
Календарно-тематический план
к программе «Мягкая игрушка»
2 год обучения
№ п/п
Раздел, тема, содержание
1
Вводное занятие.
Правила по технике безопасности
труда при работе с колющими и
режущими инструментами.
Основные виды швов. Повторение техники
выполнения основных видов швов.
Шов «вперёд игла», шов «назад
игла», петельный шов, шов «через
край».
Закрепление материала. Вышивка
«Кленовый лист» швом «назад игла».
Выполнение графических работ в альбоме.
Заготовка и хранение выкроек-лекал
Для чего нужен альбом. Как им
пользоваться.
2, 3
4, 5, 6
Теория
Практика
Количество
часов
1
1
2
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
4
6
Средства
обучения
7, 8,
9, 10,
11,
12,
13,
14,15
16,
17,
18,
19,
20,
21,
22,
23,
24,
25,
26, 27
Изготовление конверта для хранения
выкроек – лекал.
Зарисовка эскизов на выбранную
тему.
Аппликация из ткани.
Аппликация «Слонёнок». Перевод
деталей по шаблонам. Вырезание
элементов из ткани.
Соединение деталей с фоном швом
«вперёд игла».
Обработка края салфетки петельным
швом.
Аппликация «Птица». Перевод
деталей по шаблонам. Вырезание
элементов из ткани.
Соединение деталей с фоном швом
«вперёд игла».
Обработка края салфетки атласной
лентой.
Аппликация «Тигрёнок». Перевод
деталей по шаблонам. Вырезание
элементов из ткани.
Соединение деталей с фоном швом
«назад игла».
Обработка края салфетки тесьмой
(бахромой)
Простейшие поделки (из 2- деталей).
Изготовление игольницы
«Сердечко». Раскрой, соединение
деталей, набивка изделия.
Декорирование изделия бусинами,
пайетками. Оформление работы
Игрушка «Снеговичок новогодний».
Изготовление лекал. Раскрой деталей
по лекалам.
Соединение деталей швом «вперёд
игла», набивка изделия.
Декорирование и оформление
работы.
Простейшие поделки (из 4- деталей).
Игрушки из носков. Щенок.
Изготовление лекал.
Раскрой деталей по лекала. Набивка
изделия.
Соединение деталей. Декорирование
и оформление работы
Игрушки из носков. Зайчик.
Изготовление лекал
Раскрой деталей по лекала. Набивка
изделия.
2
0,5
1,5
18
2
2
0,5
1,5
2
2
0,5
1,5
2
2
1
1
2
0,5
1,5
2
1
1
0,5
1,5
2
2
1
1
2
24
28,
29,
30,
31,
32,
33,
34,
35,
36,
37,
38, 39
40,
41,
42,
43,
44,
45,
46,
47, 48
Соединение деталей.
Декорирование и оформление
работы.
Объёмные игрушки. Игрушки на каркасе из
бумаги, поролона, проволоки.
Игрушка на каркасе из бумаги
«Поросёнок». Изготовление лекал
Раскрой элементов по лекалам.
Соединение деталей потайным швом.
Декорирование и оформление
работы.
Игрушка на каркасе из поролона
«Лисёнок». Изготовление лекал.
Раскрой элементов по лекалам.
Соединение деталей потайным швом.
Декорирование и оформление
работы.
Игрушка на каркасе из проволоки
«Львёнок». Изготовление лекал.
Раскрой элементов по лекалам.
Соединение деталей потайным швом.
Декорирование и оформление
работы.
Игрушка на каркасе на выбор.
Изготовление лекал.
Раскрой элементов по лекалам.
Соединение деталей потайным швом.
Декорирование и оформление
работы.
Русская народная игрушка
Из истории народной куклы. Её
особенности, виды кукол. Для чего
они предназначались.
Классификация народной куклы.
Обереговые куклы. Их особенности.
Изготовление куклы-оберега
«Берегиня».
Изготовление куклы-оберега
«Домовушка».
Обрядовые куклы. Их особенности.
Изготовление обрядовой куклы
«Зольница».
Изготовление обрядовой куклы
«Крупеничка».
Игровые куклы. Их особенности.
Изготовление игровой куклы
«Столбушка».
Изготовление игровой куклы
«Барыня».
Соломенная кукла. Изготовление
тела, одежды.
0,5
2
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
2
0,5
1,5
0,5
1,5
24
2
0,5
1,5
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
2
18
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
49,
50,
51,
52,
53,
54,
55,
56,
57,
58,
59,
60,
61, 62
Декорирование и оформление
изделия.
Изготовление сувениров. Лоскутные
картины, панно, коллажи.
Подбор ткани и работа с
фрагментами.
Обучение подбора ткани для
аппликации по фактуре, стилю,
характеру рисунка, сочетанию
цветов. Обучение отыскивать на
тканевых рисунках нужные
фрагменты для аппликации.
Выполнение аппликации, подбирая к
фоновой ткани фрагменты,
вырезанные из других лоскутов по
цвету и фактуре. Сочетание
«соседства» между тяжелыми и
легкими тканями.
Простая сумочка из разноцветной
тесьмы. Подготовка элементов из
тесьмы и выбор ткани для сумочки.
Изготовление деталей для сумочки
по выкройкам. Пришивание тесьмы к
готовым элементам.
Сборка сумочки швом «назад игла».
Декорирование и оформление
работы.
Аппликация из разных видов ткани.
Выбор сюжета. Подборка лоскутов.
Изготовление выкроек.
Обработка краев сыпучих
материалов. Нанесение эскиза на
основу.
Обучение закладывать складки и
сборки на ткани, обыгрывать сюжет
в аппликации с помощью
дополнительных предметов (тесьмы,
бусин, кружев, ленточек).
Обработка края аппликации.
Декорирование и оформление
изделия.
Изготовление сувениров к 8 Марта.
Коллективное панно «Весенние
цветы». Цветы из ткани.
Хризантемы. Изготовление деталей
по шаблонам. Сборка цветка.
Изготовление цветов из ткани.
Георгины. Изготовление деталей по
шаблонам. Сборка цветка.
Изготовление цветов из ткани.
Ромашки. Изготовление деталей по
шаблонам. Компоновка цветов в
букет.
2
1
1
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
2
2
1
1
0,5
1,5
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
2
28
63,
64,
65, 66
67,
68,
69,
70, 71
72
Всего:
Декорирование и оформление панно
«Весенние цветы».
Элементы композиций из различных
игрушек.
Куклы-морячки. Вырезание основы
из поролона. Выкраивание головы и
рук.
Вырезание по шаблонам одежды.
Соединение сторон игрушки.
Соединение сторон игрушки.
Соединение деталей одежды.
Оформление лица куклы,
декорирование одежды.
Итоговое занятие.
Подведение итога года. Выполнение
самостоятельной работы на выбор.
Разработка эскиза изделия.
Вырезание лекал. Вырезание
элементов из лоскутов по лекалам.
Соединение деталей.
Набивка изделия. Декорирование и
оформление работы.
Подведение итогов за год. Выставка
и обсуждение работ учащимися.
Педагогический контроль.
Тест по пройденным темам.
1
1
8
2
2
2
0,5
1,5
0,5
1,5
10
2
2
2
1
1
2
27
117
144
Приложение 3
Контрольно - измерительные материалы
1 год обучения
Входящая диагностика
Цель: Определение уровня исходной подготовки учащихся.
Время выполнения работы:
1. Вводный инструктаж педагога об особенностях работы – 5 минут;
2. Практическая, самостоятельная работа –40 минут;
3. Совместное оценивание работ – 15 минут.
На выполнение всей работы отводится – 60 минут.
Подготовлены рабочие места для учащихся: Ткань 20*20 см, иголка, нитки,
ножницы, схема выполнения различных видов швов. Учащиеся садятся на
свои рабочие места.
1. Практическая работа. Форма – самостоятельная работа.
Задание 1 – учащимся предлагается выполнить по схемам различные виды
швов).
Задание 2 – выполнив на ткани различные вимды швов, вышить одним из
способов листочик Работы вывешиваются на доску. Обсуждение работ по
критериям. Запись в листе контроля, подведение итогов.
Лист контроля
Фамилия, имя учащегося
Критерии
Сформированность
Сформированность
самостоятельности
специальных ЗУНов
Итог
1.
2.
Критерии
Сформированность самостоятельности:
1 – Низко самостоятельный, все время ждет помощи, одобрения, не видит
своих ошибок.
2 – Средне самостоятельный, выполняет задание сам, а при проверке
ориентируется на других детей и делает так, как у них.
3 – Высоко самостоятельный ребёнок сам берется за выполнение любого
задания.
Сформированность специальных ЗУНов:
1 – Низкий уровень знаний: ребенок не разбирается в инструментах и
материалах для рисования.
2 – Средний уровень знаний: ребенок разбирается в использовании
инструментов и материалов только с помощью педагога.
3 – Высокий уровень знаний: ребенок с легкостью использует по
назначению инструменты и материалы изобразительной деятельности.
Итог:
2 балла – Низкий уровень: ребенок не готов к дальнейшему обучению по
программе.
3-4 балла – Средний уровень: ребенок готов к дальнейшему обучению по
программе, но нуждается в помощи педагога.
5-6 баллов – Высокий уровень: ребенок в полной мере готов к
дальнейшему обучению по программе.
Приложение 4
Текущий контроль успеваемости на каждом занятии
Цель: Определение уровня понимания изучаемого материала и уровня
приобретенных умений и навыков.
Форма: наблюдение.
Универсальный лист контроля.
Ф. И. учащегося
Теоретические знания
Практические умения и
навыки
Итог
Уровни оценивания работы:
3 – высокий;
2 – средний;
1 – низкий.
Итог:
5 – 6 баллов – высокий уровень;
3 – 4 балла – средний уровень;
2 и менее балла – низкий уровень.
Критерии
Теоретические знания
3 – учащийся употребляет специальные термины осознанно и в полном
соответствии с их содержанием;
2 – учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой;
1 – учащийся знает отдельные специальные термины, но избегает их
употреблять.
Практические умения и навыки
3 – учащийся овладел практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными занятием;
2 – объем усвоенных учащимся умений и навыков составляет более ½;
1 – учащийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков.
Приложение 5
Промежуточная аттестация
Выставка работ
Цели: Определить уровень усвоения программного материала 1 года
обучения. Проследить творческий рост учащихся; проанализировать умения
использовать полученные знания при выполнении работ. Проанализировать
результаты работы за год.
Уровни:
3 – высокий;
2 – средний;
1 – низкий.
Итог (сложение баллов по критериям):
20 – 24 баллов – высокий уровень;
15 – 19 баллов – средний уровень;
15 и менее баллов – низкий уровень.
Критерии
Знание терминологии
3 – знание терминологии в полной мере;
2 – знание терминологии в достаточной мере;
1 – знание терминологии в недостаточной мере.
Знаниеклассификации лоскутной пластики
3 – знание классификации лоскутной пластики в полной мере;
2 – знание классификации лоскутной пластики в достаточной мере;
1 – знание классификации лоскутной пластики в недостаточной мере.
Знание техник, анализ работ
3 – знание техник, их названий, умение анализировать работы в полной
мере;
2 –знание техник, их названий, умение анализировать работы в
достаточной мере;
1 – знание техник, их названий, умение анализировать работы в
недостаточной мере.
Знание определенных профессий, связанных с шитьём
3 – знание определенных профессий, связанных с шитьём, их определение
в полной мере;
2 – знание определенных профессий, связанных с шитьём, их определение
в достаточной мере;
1 – знание определенных профессий, связанных с шитьём, их определение
в недостаточной мере.
Применение различных видов швов
3 – умение применять различные виды швов в зависимости от изделия в
полной мере;
2 – умение применять различные виды швов в зависимости от изделия в
достаточной мере;
1 – умение применять различные виды швов в зависимости от изделия
недостаточной мере.
Владение приемами и техниками
3 – работы выполнены в соответствии с изученными приемами техниками
без ошибок;
2 – работы выполнены с некоторыми ошибками;
1 – работы выполнены со значительными ошибками.
Самостоятельность
3 – умение работать самостоятельно;
2 – умение работать самостоятельно не в полной мере, с частичной
помощью педагога;
1 – неумение работать самостоятельно, работа только с помощью
(значительной) педагога.
Приложение 6
Протокол _________________ аттестации учащихся
по дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей
программе «_____________»
Теоретический материал
(кол-во баллов)
Практический
материал
(кол-во баллов)
Владение
приемами и
техниками
Самостоятель
ность
Ф.И.
учащегося
№ группы
Знание
выразительных
средств
изобразительно
го искусства
Знание
терминологии
изобразительно
го искусства
Знание
классификации
изобразительно
го искусства
Знание техник,
анализ работ
Знание
определенных
профессий,
связанных с
изо.деятельност
ью
№
п/п
Год обучения
Применение
выразительных
средств
изобразительного
искусства
Дата проведения:
Итог
(сумма
баллов)
Общий уровень
Результаты
Динамика
освоения
входящей
(увеличена,
программы
диагностики
снижена,
(Высокий,
(Высокий,
стабильна)
средний, низкий) средний, низкий)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ИТОГО: общий уровень освоения программы в группе
«В» - чел., %
«С» - чел., %
«Н» - чел., %
По результатам промежуточной аттестации:
учащихся ( %) окончили курс обучения по программе.
Подпись педагога дополнительного образования _____________
Расшифровка подписи (ФИО)
____________________
Приложение 7
2 год обучения
Входящая диагностика
Форма контроля: Беседа. Наблюдение. Самостоятельная работа
Цель: Определение уровня подготовки учащихся на начало учебного года по
темам, пройденным в прошлом учебном году.
Время выполнения работы:
1. Вводный инструктаж педагога об особенностях работы – 5 минут;
2. Теоретическая часть – 10 минут;
3. Практическая, самостоятельная работа – 30 минут;
4. Совместное оценивание работ – 15 минут.
На выполнение всей работы отводится – 60 минут.
Подготовлены рабочие места для учащихся: простой карандаш,
фломастеры, лист бумаги формата А4 с изображением медвежонка.
Учащиеся садятся на свои рабочие места. Каждому учащемуся выдается лист
формата А4 с изображением медвежонка для практической работы.
1. Теория. Форма контроля – беседа, вопросник.
Задание
Учащимся предлагается отвечать на вопросы. Кто знает ответ на вопрос –
поднимает руку и дает ответ. Педагог фиксирует правильные ответы
учащихся. Обсуждение правильных и ошибочных ответов.
Вопросы:
1. Что такое «стежок»? (расстояние между двумя проколами иглы.)
2. Что такое швейный шов? (последовательный ряд стежков на
материале)
3. Как называется Специалист, по производству изделий из тканей, кожи
и других материалов («швея»)
4. Как называют специалиста, разрабатывающего эскизы новых
моделей одежды? («дизайнер одежды»)
5. Как называется измерительная лента в шитье? («метр»)
2. Практическая работа. Форма контроля – самостоятельная работа.
Задание
Побыть на занятии в роли дизайнера одежды. Придумать и нарисовать
необычную одежду для медвежонка.:
Работы вывешиваются на доску. Обсуждение работ по критериям. Запись в
листе контроля, подведение итогов.
Лист контроля
Фамилия, имя учащегося
Критерии
Итог
Сформированнос Сформированность
ть
специальных ЗУНов
самостоятельност
и
Сформированность самостоятельности:
1 – Низко самостоятельный, все время ждет помощи, не может ответить
на заданные вопросы.
2 – Средне самостоятельный, неуверенно отвечает на заданные вопросы,
боится дать неправильный ответ.
3 – Высоко самостоятельный ребёнок уверенно отвечает на вопросы, не
боится дать неправильный ответ.
Сформированность специальных ЗУНов:
1 – Низкий уровень знаний: учащийся не ориентируется в техниках,
изученных в прошлом учебном году, инструментах и материалах для
рисования.
2 – Средний уровень знаний: учащийся ориентируется в техниках,
изученных в прошлом учебном году, использует инструменты и материалы
для рисования только с помощью педагога.
3 – Высокий уровень знаний: учащийся с легкостью различает техники,
изученные в прошлом учебном году, умеет использовать по назначению
инструменты и материалы изобразительной деятельности.
Итог:
2 балла – Низкий уровень: учащийся не готов к дальнейшему обучению
по программе.
3-4 балла – Средний уровень: учащийся готов к дальнейшему обучению
по программе, но нуждается в помощи педагога.
5-6 баллов – Высокий уровень: учащийся в полной мере готов к
дальнейшему обучению по программе.
Приложение 8
Промежуточная аттестация
Выставка работ
Цели: Определить уровень усвоения программного материала 1 года
обучения. Проследить творческий рост учащихся; проанализировать умения
использовать полученные знания при выполнении работ. Проанализировать
результаты работы за год.
Уровни:
3 – высокий;
2 – средний;
1 – низкий.
Итог (сложение баллов по критериям):
20 – 24 баллов – высокий уровень;
15 – 19 баллов – средний уровень;
15 и менее баллов – низкий уровень.
Критерии
Знание терминологии
3 – знание терминологии в полной мере;
2 – знание терминологии в достаточной мере;
1 – знание терминологии в недостаточной мере.
Знаниеклассификации лоскутной пластики
3 – знание классификации лоскутной пластики в полной мере;
2 – знание классификации лоскутной пластики в достаточной мере;
1 – знание классификации лоскутной пластики в недостаточной мере.
Знание техник, анализ работ
3 – знание техник, их названий, умение анализировать работы в полной
мере;
2 –знание техник, их названий, умение анализировать работы в
достаточной мере;
1 – знание техник, их названий, умение анализировать работы в
недостаточной мере.
Знание определенных профессий, связанных с шитьём
3 – знание определенных профессий, связанных с шитьём, их определение
в полной мере;
2 – знание определенных профессий, связанных с шитьём, их определение
в достаточной мере;
1 – знание определенных профессий, связанных с шитьём, их определение
в недостаточной мере.
Применение различных видов швов
3 – умение применять различные виды швов в зависимости от изделия в
полной мере;
2 – умение применять различные виды швов в зависимости от изделия в
достаточной мере;
1 – умение применять различные виды швов в зависимости от изделия
недостаточной мере.
Владение приемами и техниками
3 – работы выполнены в соответствии с изученными приемами техниками
без ошибок;
2 – работы выполнены с некоторыми ошибками;
1 – работы выполнены со значительными ошибками.
Самостоятельность
3 – умение работать самостоятельно;
2 – умение работать самостоятельно не в полной мере, с частичной
помощью педагога;
1 – неумение работать самостоятельно, работа только с помощью
(значительной) педагога.
Приложение 9
Протокол _________________ аттестации учащихся
по дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей
программе «_____________»
Теоретический материал
(кол-во баллов)
Практический
материал
(кол-во баллов)
Владение
приемами и
техниками
Самостоятель
ность
Ф.И.
учащегося
№ группы
Знание
выразительных
средств
изобразительно
го искусства
Знание
терминологии
изобразительно
го искусства
Знание
классификации
изобразительно
го искусства
Знание техник,
анализ работ
Знание
определенных
профессий,
связанных с
изо.деятельност
ью
№
п/п
Год обучения
Применение
выразительных
средств
изобразительного
искусства
Дата проведения:
Итог
(сумма
баллов)
Общий уровень
Результаты
Динамика
освоения
входящей
(увеличена,
программы
диагностики
снижена,
(Высокий,
(Высокий,
стабильна)
средний, низкий) средний, низкий)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ИТОГО: общий уровень освоения программы в группе
«В» - чел., %
«С» - чел., %
«Н» - чел., %
По результатам промежуточной аттестации:
учащихся ( %) окончили курс обучения по программе.
Подпись педагога дополнительного образования _____________
Расшифровка подписи (ФИО)
____________________