КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная
общеразвивающая
программа «Азбука
рисования» модифицированная,
базовая, учрежденческая, разновозрастная, художественной направленности.
Настоящая программа разработана с учетом нормативных
документов:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012)
-Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. No 196
г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
-Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до
2035 года от 11 апреля 2019 года № 185
-Стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара до
2030 года от 8 июля 2011 г. № 03/2011-61
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»)
-Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение, 2009.
-Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от
29
мая 2015 года №996р)
-Устав муниципального учреждения
дополнительного
образования
«Центр дополнительного образования детей «Олимп» // Зарегистрирован
05.09.2019//
Типовых программ по направлению деятельности, разработанных с
учетом художественно-изобразительной специфики:
1. Дмух А.Н. Программа занятий художественной направленности
«Юный художник». МБОУ ДО Бутурлиновский ДДТ, 2017 г. – 37 c.
2. Закирова Е.Н. Программа дополнительного образования по
изобразительному искусству «Мир красок». МОАУ ДОД «ЦДТ» Пыть-Ях,2012г.
– 30 c.
2. Методических пособий:
1. Михайленко Е.А. Учебно-методическое пособие «Изобразительное
творчество». - СПб.: СПБГУ «Центр содействия воспитанию», 2018.
При разработке программы были проанализированы программы,
методические пособия, материалы в области дополнительного образования
по художественно-эстетическому
направлению.
Автором
«Азбуки
рисования» были отобраны основные содержательные элементы, внесены
доработки и изменения. Программа учитывает возрастные и психологические
особенности, доступна для детей с любым видом и типом
психофизиологических особенностей, разной степенью развития, так как
включает универсальные и мобильные задания, нетрадиционные техники,
сложность которых может варьироваться.
Для освоения программы выбраны основные канцелярские
принадлежности. На занятия рекомендовано использовать пенал с
инструментами (карандаш простой, ластик, ножницы детские, клейкарандаш). Для наибольшей эффективности и качества выполнения заданий
рекомендуется использовать качественную бумагу (ватман) и картон, в
качестве основного инструмента для работы с гуашью предпочтительны
кисти «Синтетика» (№1,№ 5-6, круглый кончик, №8-9, круглый или плоский
кончик), для акварели кисти из натуральных материалов (белка, пони, №1, 56, 8-12). Мелки восковые или детская масляная пастель.
Актуальность программы определяется согласно концепции развития
дополнительного образования детей, основанной на «формировании и
развитии творческих способностей учащихся, выявлении, развитии и
поддержки талантливых учащихся», а также обусловлена большой
востребованностью среди учащихся младшей школы. Актуальность данной
программы заключается в возможности обучающимся создавать творческие
работы разного характера в процессе изучения разделов дисциплины, что
способствует развитию творческого мышления. Программа полезна и для
родителей: включает групповые занятия «Арт-семья», список литературы для
помощи обучающемуся в изучении дисциплины, формированию
доверительных семейных отношений.
Новизна данной программы:
-Оптимальное соотношение нетрадиционных и классических техник
рисования
-Региональная специфика. Программа направлена на социальноэкономическое и культурное развитие г. Сыктывкара и Республики Коми, так
как разработана с учетом региональной специфики: запланированы
творческие задания на изучение национальных художественных
особенностей искусства Республики Коми, природных и климатических
особенностей.
-Использование «бросовых» материалов. Картон от коробок, старые
зубные щетки, губки, упаковочные пакеты, втулки от бумаги на занятиях
становятся материалом для творческой работы.
Изучение предмета ведется в соответствии с учебно-тематическим
планом. Педагог может вносить изменения в программу в ходе контроля
учебного процесса, анализируя уровень подготовки и усвоения материала.
Педагогу предлагается творчески подойти к изложению той или иной темы.
Адресат программы:
Данная программа является программой ознакомительного уровня,
предназначена для детей в возрасте 7-9 лет, без специальной подготовки. Для
углубления знаний и отработки художественных приемов рекомендуется
продолжить обучение по программе «Творческая студия».
Объем программы:
Продолжительность образовательного цикла — 2 года обучения.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы — 36 ч.
Режим занятий:
Режим работы 1 года обучения для всех групп по 1 часу 1 раз в
неделю, продолжительностью одного занятия до 35 минут. Режим работы 2
года обучения для всех групп по 1 часу 1 раз в неделю, продолжительностью
одного занятия до 40 минут. Занятия проводятся в групповой форме.
Год
Кол-во
обучения часов
в неделю
1 год
1
2 год
1
Продолжительность
занятий
1 час
1 час
Кол-во
занятий
в неделю
1
1
Кол-во
недель
в году
36
36
Всего
часов
в год
36
36
Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
Основным видом занятия является учебное занятие. Формы работы
учащихся на занятии – индивидуальные, групповые. Основной формой
учебно–воспитательного процесса является групповое учебное занятие.
Виды занятий – теоретические, практические, комбинированные. Виды
определяются содержанием программы и предусматривают: беседы, игры,
конкурсы, викторины, экскурсии, самостоятельную работу, массовые
воспитательные мероприятия.
Формы обучения:
Очная
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы — формирование художественно-творческих
способностей детей посредством классических и нетрадиционных методов
обучения изобразительному искусству.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить учащихся с основными изобразительными терминами;
2. Обучить детей работе с базовыми художественными
техниками и материалами
3. Познакомить детей с нетрадиционными художественными
техниками
Развивающие:
1.Развить стремление к самопознанию и самоопределению;
2.Развить глазомер, зрительную память
3.Развить эмоциональную сферу, наблюдательность и воображение
Воспитательные:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
2. Воспитывать трудолюбие, организованность
3. Приобщить обучающихся к системе ценностей, отражающих
богатство общечеловеческой культуры
Задачи 1 года обучения:
Обучающие:
1. Познакомить с основными средствами изображения;
2. Познакомить с нетрадиционными техниками изображения
3. Знакомить с художественной терминологией
Развивающие:
1. Развивать глазомер, зрительную память
2. Развивать эмоциональную сферу
3. Развивать аккуратность;
Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус;
2. Воспитывать любовь к искусству
3. Воспитывать трудолюбие и усидчивость
Задачи 2 года обучения:
Обучающие:
1. Сформировать начальные знания по композиции;
2. Расширить знания об основных и нетрадиционных изобразительных
техниках, художественных инструментах;
3.Расширять художественную терминологию
Развивающие:
1. Развивать глазомер, цветоощущение;
2. Развивать аккуратность, усидчивость;
3. Развивать воображение, художественно-творческую активность.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к культуре и традициям;
2. Воспитывать целеустремленность в достижении творческого
результата;
3. Воспитывать культуру деятельности
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план 1 год обучения
№
п/п
Тема
1.
Организационное занятие. Играбеседа «Условия безопасной
работы»
Раздел 1. Игра:
«Знакомство с чудо
помощниками»
«Знакомство с изобразительным
искусством».
Входящий контроль
«Традиционные техники»
«Волшебные техники»
«Природа»
«Животные леса»
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Раздел 2. Досуговоразвивающая деятельность.
Раздел 3.«Летняя выставка»
Промежуточная аттестация
Итого
Общее
кол-во
часов
2
В том числе
Теория
Практика
1
1
4
2
2
6
8
6
6
2
2
2
2
4
6
4
4
2
1
1
2
1
1
36
13
23
Содержание учебно-тематического плана I года обучения
.
1.Организационное занятие. Инструктаж по ТБ на занятиях и переменах в
игровой форме.
Раздел 1. Игра «Знакомство с чудо помощниками». Понятие об
изобразительном искусстве. Знакомство с материалами и инструментами.
2.Знакомство с изобразительным искусством. Входящий контроль.
Теория (2 час): просмотр презентации, наглядного материала
Практика (2 часа): выполнение рисунка с шаблоном; творческого рисунка
деревьев
3.Традиционные техники
Теория(2 часа): виды изобразительных техник. Гуашь, акварель, карандаши,
фломастеры, мелки восковые.
Практика(4 часа):выполнение рисунков в данных техниках
4.Волшебные техники.
Теория(2 часа): особенности нетрадиционных техник, иллюстративный
материал, беседа по теме
Практика(6 часов): выполнение рисунков в нетрадиционных
техниках(тампонирование, рисование пакетами, монотипия, смешанные
техники, техника отпечатка и другие)
5.Природа
Теория (2 часа): времена года в искусстве, цвет и время года
Практика(4 часа): выполнение рисунков пейзажей, природных объектов
красками и в смешанной технике
6.Животные леса
Теория(2 часа): особенности строения животных (сравнение с
геометрическими фигурами)
Практика(4 часа): выполнение рисунков лесных животных в среде красками
Раздел 2. Досугово-развивающая деятельность
Теория(1 час): просмотр фильма о художниках/музеях
Практика(1 час): посещение Национальной галереи/Национального музея
Республики Коми.
Раздел 3. «Летняя выставка»
Промежуточная аттестация
Теория(1 час): опрос
Практика(1 час): творческая работа на заданную тему, просмотр работ
Учебный план 2 год обучения
№
п/п
Тема
1.
Раздел 1. Организационное
занятие. Игра-беседа
«Безопасное рисование»
2.
«Вспоминая лето».
Входящий контроль
«Волшебство цвета».
3.
«Волшебная графика»
«Природа».
«Портрет»
«Праздничная композиция»
«Яркий север»
Раздел 2. Досуговоразвивающая деятельность.
10. Раздел 3«Летняя выставка»
Промежуточная аттестация
ИТОГО:
4.
5.
6.
7.
8.
Общее
кол-во
часов
2
В том числе
Теория
Практика
1
1
2
1
1
6
2
4
6
4
4
4
4
2
2
1
2
1
2
1
4
3
2
3
2
1
2
1
1
36
14
22
Содержание учебно-тематического плана II года обучения
1. Организационное занятие.
Теория(1 час): Вводная беседа: Знакомство с программой. Игра-беседа
«Безопасное рисование», «Знакомство с чудо помощниками». Продолжение
знакомства с изобразительным искусством.
Практика(1 час): задания по игре
2. Вспоминая лето. Входящий контроль.
Теория(1 час): просмотр презентации, наглядного материала
Практика(1 час): рисование природных форм, практическое и творческое
задание.
3.Волшебство цвета.
Теория(2 час): просмотр презентации, понятие живописи, знакомство с
цветовым кругом просмотр иллюстративного материала, изучение
цветового круга
Практика(4 часа): выполнение практических заданий по цветовому
кругу.
Материалы: ватман заданного размера, пенал с принадлежностями, краски
(гуашь/акварель), кисти «Синтетика», палитры, необходимое для уборки
4.Волшебная графика
Теория(2 часа): просмотр презентации, понятие графики, просмотр
иллюстративного материала
Практика(4 часа): выполнение графических рисунков: линиями, линиями
и пятнами, «Зебра», рисунка на заданную тему «Ежик», штриховка.
Материалы: ватман (альбомный лист), карандаш простой, ластик, пенал с
принадлежностями
5.Природа
Теория(1 час): понятие пейзажа, примеры в искусстве
Практика(3 часа):
Выполнение рисунка пейзажа по фото. Определение изменившихся
признаков: изменился цвет, свойства - стали сухие, хрупкие. Развивать
креативность (оригинальность, нестандартность мышления). Обсуждение
примет-признаков осени. Рассматривание листочков разных деревьев.
Продолжение знакомства с техникой печатания листьями. Развитие
цветовосприятия. Смешивание красок прямо на листьях или тампоном при
печати. Основные понятия о композиции. Принципы композиции. Законы
композиции: смысловой центр, равновесие, пластическое единство, статика и
динамика и т.д.
При помощи художественных приемов выполнение работ в жанре пейзаж. А
так же использование природного материала (гербарий)- сушеные цветы,
листья, ягоды.
6.Портрет
Теория(2 час): понятие портрета, правила рисования портрета
Практика(2 часа): рисование портрета к женскому празднику
Материалы: краски (гуашь/акварель), кисти «Синтетика», палитры,
необходимое для уборки
7. Праздничная композиция
Теория(1 час): особенности праздничной композиции
Практика(3 часа): выполнение рисунков к различным праздникам.
Материалы: краски (гуашь/акварель), кисти «Синтетика», палитры,
необходимое для уборки
8.Яркий север
Теория(2 часа): презентации о природе и культуре Коми края
Практика (2 часа): просмотр презентаций/иллюстративного материала,
педагогические показы, выполнение тематических рисунков (Животные
красной книги РК, Коми носочки)
Классическими способами+включение нетрадиционных техник.
Материалы: ватман заданного размера, пенал с принадлежностями, краски
(гуашь/акварель), кисти «Синтетика», палитры, необходимое для уборки
Раздел 2. Досугово-развивающая деятельность.
Теория(1 час): просмотр фильма об искусстве для детей
Практика(1 час): посещение Национальной галереи Республики Коми,
организованный выход.
Раздел 3. «Летняя выставка». Промежуточная аттестация
Теория (1 час): кроссворд
Практика(1час):
Творческая работа на заданную тему. Составление летней композиции,
придумывание оригинального названия.
Обсуждение творческих воплощений и полученной коллективной работы.
Анализ выполненной работы.
«Летняя выставка» по итогам самостоятельной творческой работы.
Календарно-тематическое планирование
1. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения (Приложение
№1)
2. Календарно-тематическое планирование 2 года обучения (Приложение
№1.2.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании всего курса обучения учащиеся будут знать:
1. Выразительные средства живописи и графики;
2. Основные способы работы гуашью, акварелью, восковыми мелками,
цветными карандашами, фломастерами;
3. Художественную терминологию на базовом уровне
Будут уметь:
1. Работать с основными художественными материалами и
инструментами в соответствии с художественной задачей;
2. Использовать нетрадиционные техники в творчестве;
3. Использовать художественную терминологию на базовом уровне
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- потребность в саморазвитии;
- потребность в творческой активности;
- духовные и эстетические потребности
Метапредметные результаты
Регулятивные:
учащиеся научатся:
- определять последовательность действий для достижения
итогового результата;
- анализировать свою работу;
Коммуникативные:
учащиеся научатся:
- умение вести диалог
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
- взаимодействовать в коллективе;
Познавательные:
учащиеся научатся:
-различать изобразительные техники;
-работать поэтапно
-использовать полученные знания в беседах об искусстве
По окончании 1 года обучения, учащиеся будут знать:
способы построения изображения;
способы работы красками и графическими материалами
понятие натюрморта и пейзажа;
будут уметь:
работать в основных техниках, пройденных за время 1 года обучения
выстраивать изображение на элементарном уровне, соблюдать
поэтапность в работе;
смешивать краски, получать вторичные цвета
1. Метапредметные результаты
Регулятивные:
-учиться работать по предложенному педагогом плану, схеме,
инструкции;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
корректно исправлять недочеты и ошибки;
Коммуникативные:
учащиеся научатся:
- отвечать и задавать вопросы для уточнения непонятного;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми
Познавательные:
учащиеся научатся:
- владеть теоретическими знаниями по изо на начальном уровне
- определять технику рисунка
По окончании 2 года обучения, учащиеся будут знать:
правила композиции;
способы создания рисунка в пройденных техниках;
понятие портрета
будут уметь:
выстраивать композицию на стартовом уровне;
работать в основных техниках и материалах, пройденных за время 2 года
обучения
творчески решать поставленную задачу
1. Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- положительная мотивация и познавательный интерес
к занятиям ИЗО
- воспитание уважительного отношения к индивидуальной
и коллективной работе;
2. Метапредметные результаты
Регулятивные:
-учиться работать по предложенному учителем (или составленному
самостоятельно) плану, схеме, инструкции;
Коммуникативные:
учащиеся научатся:
- комментировать последовательность действий;
- выстраивать диалог
Познавательные:
учащиеся научатся:
- Работать поэтапно
- осуществлять задачу с помощью художественной техники;
- использовать базовую терминологию ИЗО;
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО –ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Программа «Азбука рисования» реализуется на базе МУДО «ЦДОД
«Олимп».
Занятия
проводятся
в
МАОУ
«СОШ
№38»
(ул.
Коммунистическая,74).
Занятия проходят в просторном кабинете с естественным и
искусственным освещением, хорошей вентиляцией. Для хранения наглядных
пособий есть отдельный шкаф. Для просмотров видеофильмов и презентаций
есть ноутбук и проектор.
Информационно-методическое обеспечение программы
№
п/п
1.
2.
Разделы
Знакомство с
изобразитель
ным
искусством
Волшебные краски
Наглядные пособия
1.Иллюстрации работ известных художников.
2.Плакаты по живописи и графике
3.Видеофильм «Детям об искусстве.»
1. Таблица «Хроматические цвета.
2. Таблица «Ахроматические цвета»
3.Цветовой круг
1. Иллюстрации
2. Презентации
3.
Природа, пейзаж,
натюрморт
4
Животные
3. Иллюстрации
4. Презентации
5
Волшебные техники
6
Праздничная
композиция
7
Яркий север
1.Иллюстрации.
1. Иллюстрации работ, сделанных в этой
2. технике.
5. Презентация «Волшебство творчества»
1. Примеры работ
2. Композиционные схемы
3.Праздничная атрибутика
1. Народное искусство Коми
2. Иллюстрации
3.Презентация
2.2.МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно – воспитательного процесса
является групповое учебное занятие. При подготовке к конкурсам и
фестивалям возможны занятия в малых группах по 2-5 человек.
Формы обучения:
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами;
- Практические занятия, на которых изучаются различные техники
изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, работа с
различными живописными и графическими материалами.
Виды:
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать практические занятия, мастер-классы, выполнение
самостоятельной и коллективной работы.
Методы:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
- словесные (рассказ, беседа),
- наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических
приемов наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами)
- практические (упражнения, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
- частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
- творческие (творческие задания по видам деятельности).
3) По степени самостоятельности:
- работа под непосредственным руководством педагога;
- совместная работа;
- самостоятельная работа.
Данная программа опирается на такие технологии как:
технология творческого саморазвития,
игровые технологии,
коллективные технологии
здоровьесберегающие технологии,
Образовательная деятельность строится на основе системнодеятельностного подхода, основной результат применения которого –
развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учащимися определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего
осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у
учащихся
умения контролировать свои
действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
7. Рефлексия.
Система дидактических принципов
Реализация технологии деятельностного метода в практическом
преподавании обеспечивается следующей системой
дидактических
принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно
участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей,
общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с
учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога
являются открытые учебные занятия.
На период актированных дней, карантинных мероприятий, отсутствием
учащегося по уважительным причинам предусмотрена самостоятельная
работа, которая выражается в выполнении эскизов к творческим композициям.
По окончанию актированных дней, карантина организуется консультаций с
учащимися, испытывающими затруднения при изучении учебного материала.
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане воспитательной
работы, которая планируется педагогом ежегодно (Приложение 6).
Воспитательная работа является неотъемлемой частью учебного процесса
и направлена на:
1) развитие
личностных
творческих
способностей
каждого
ребёнка;
создание ситуации успеха для каждого учащегося;
2) создание условий для сплочения коллектива;
3) формирование у детей стремления радовать
окружающихдоступными им возможностями;
4) развитие умения общаться, культуры общения, умения организовать
свойдосуг и досуг друзей.
Массовые мероприятия проводятся на занятиях и в дни школьных
каникул.
Продолжительность мероприятий обычно не превышает учебную нагрузку.
Конкурсы, выставки, экскурсии и т.д. проводятся в течение всего учебного
года по плану.
Для подготовки и проведения конкурсов, праздников, игровых программ
привлекаются старшие кружковцы и активисты, приглашаются родители.
Традиционными формами массовых мероприятий являются:
- новогодние представления;
- игровые программы;
- экскурсии;
- выставки.
2.3.ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ,
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Определение уровня освоения программы осуществляется в
соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля
успеваемости,
промежуточной
аттестации
МУДО
«ЦДОД«Олимп».
Формы педагогической аттестации – комбинированная проверка
(сочетание практической и теоретической части с показательными формами);
Для определения фактического состояния образовательного уровня
проводится промежуточная аттестация в конце каждого года обучения по
дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной
общеразвивающей программе и промежуточная аттестация по освоению
дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей
программы. Формы промежуточной аттестации - комбинированная проверка
(сочетание практической и теоретической части с показательными формами);
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития
способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом
программы. В целях определения результатов и качества освоения
программы необходима система мониторинга, то есть систематического
контроля уровня знаний, умений, навыков и компетентностей учащихся
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить
развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для
их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно
коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся
в протоколы текущего контроля и промежуточной аттестации.
Индивидуальный рост учащихся фиксируется в индивидуальной карточке
учета результатов обучения по дополнительной общеобразовательной
программе
–
дополнительной
общеразвивающей
программе
и
индивидуальной карточке оценки личностного развития учащегося в
процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной
общеразвивающей
программы.
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Этапы
Цель
аттестации
учащихся и
входящего
контроля
успеваемос
ти, сроки
проведения
Входящий Диагностика
контроль уровня
Сентябрь знаний,
умений и
навыков
Промежуто
чная
аттестация
Апрель
Проверка
усвоения
основных
понятий,
приемов
работы,
общий
уровень
обученности
на конец
учебного
года
Содержание
Форма
проведения
Критерии
Диагностирова
ть
теоретические
знания;
Практические
умения и
навыки
Теория:
беседа-опрос
Практическая
работа:
выполнение
творческого
задания
См.
Приложение
3
Проверить:
основные ЗУН
за год обучения
Наблюдать:
Личностные
качества,
метапредметны
е умения
Теория: опрос- См.
лотерея
Приложение
Практическая 3
работа:
выполнение
творческого
задания для
коллективного
работы
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Этапы
Цель
Содержание
аттестации
учащихся и
входящего
контроля
успеваемос
ти, сроки
проведения
Входящий Диагностика Диагностироват
контроль уровня
ь теоретические
Сентябрь знаний,
знания;
умений и
Практические
навыков
умения и
навыки
Форма
проведения
Критерии
Теория:
беседа-опрос
Практическая
работа:
выполнение
творческого
задания
См.
Приложение
3.1
Промежуто
чная
аттестация
Апрель
Проверка
усвоения
основных
понятий,
приемов
работы,
общий
уровень
обученности
на конец
учебного
года
Проверить:
основные ЗУН
за год обучения
Наблюдать:
Личностные
качества,
метапредметные
умения
Теория:
кроссворд
Практическая
работа:
выполнение
творческого
задания
См.
Приложение
3.1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативная база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
2. Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. No
196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до
2035 года от 11 апреля 2019 года № 185 https://clck.ru/TjJbM
4. Стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара
до 2030 года от 8 июля 2011 г. № 03/2011-61 https://clck.ru/TjJea
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»)
[Электронный
ресурс]
–Режим
доступа:
http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
7. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/45028/
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение, 2009.
9. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
10.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением
Правительства РФ от
29
мая 2015
года
№996-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
11.
Устав
муниципального
учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей
«Олимп» // Зарегистрирован 05.09.2019//
Для педагога:
1. Вислоушкин В.И. «Мои уроки экспресс - рисования» в 2-х книгах. –
Сыктывкар, 1984.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –
М.: Педагогика, :1997.
3. Данилова Е. А. Я собираю гербарий. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. –
32 с.
4. Дорожин Ю.Г. Акварельные цветы. – Учебное издание, «Искусство
детям» 2007.
5. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника . – М.: Просвещение:
Учебная литература, 1996. - 160 с.
6. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд.
Программы
общеобразовательных
учреждений:
с
краткими
методическими рекомендациями: 1-9 кл. – М.: Просвещение, 2008.
7. Носова Т. В. Методическое пособие. Рисуем вместе: Пошаговое
выполнение пейзажей. 2013.- 32с.
8. Необыкновенное рисование. – М.: Издательство «Мозаика- Синтез»
2007.
9. Рубинштейн С.Л.Проблема способностей и вопросы психологической
теории «Проблемы общей психологии». М.: Педагогика, 1973.
10. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство:1
класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.:
2011. – 126 с.
11. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 2 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.:
Вентана-Граф, 2015. – 176 с.
12. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 3 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.:
Вентана-Граф, 2018. – 160 с.
13. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.:
Вентана-Граф, 2013. – 160 с.
14. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. Виды и
жанры изобразительного искусства. Книга для семейного чтения и
творческого досуга. – М.: Астрель, 2009.-141с.
15. Селютин И. Ю.«Как рисовать природу» . – М.: Сталкер, 2007.
16.Чибрикова О.В. Нескучный дом . – М. : Эксмо, 2008. – 72с.
17.Шалаева Г.П. «Учимся рисовать человека». – М.:Эксмо, 2007.
18.Шалаева Г. «Учимся рисовать растения». – М.: Эксмо, 2007.
19.Шалаева Г.П. «Учимся рисовать машины и дома». –М.:
Эксмо2007
20. Шматова О. В. Самоучитель по рисованию акварелью. – М.: Эксмо,
2010.-80с.
21. Шматова О. В.Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс курс:
учимся рисовать с нуля шаг за шагом. – М.: Эксмо, 2010.-80с.
Яфальян А.Ф. Школа самовыражения. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2011.444с.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Для родителей и обучающихся:
Данилова Е. А. Я собираю гербарий. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. –
32с.
Дорожин Ю.Г. «Акварельные цветы». Учебное издание, «Искусство
детям», 2007 г.
Коротеева Е.И. Азбука аппликации.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. –
32с.: ил. – (Умное поколение. Школа творчества).
Носова
Т. В. Методическое пособие. Рисуем вместе: Пошаговое
выполнение пейзажей. 2013.- 32с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. Виды и
жанры изобразительного искусства. Книга для семейного чтения и
творческого досуга. – М.: Астрель, 2009.-141с.
Шалаева Г.П. «Учимся рисовать человека» . – М.: Эксмо, 2007 г.
Шалаева Г.П.«Учимся рисовать растения». – М.: Эксмо, 2007 г.
Шалаева Г.П. «Учимся рисовать машины и дома». – М.: Эксмо, 2007
г.
Интернет-ресурсы
Дмух А.Н. Программа занятий по изобразительной деятельности для
обучающихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://multiurok.ru/index.php/files/proghramma-zaniatii-po-izobrazitiel-noidieiatiel.html
Михайленко Е.А.Учебно-методическое пособие по изобразительному
творчеству. Возраст детей 6-10 лет. Срок реализации 2 года [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/izo/2018/05/10/uchebno-metodicheskoe-posobie-po- izobrazitelnomutvorchestvu
Творческий канал «Рисовандия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.youtube.com/channel/UCiS_NLPDswBKrP9BqEDlQJw
Приложение 1
Календарно-тематический план на I год обучения.
№
зан.
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Организационное занятие. Играбеседа «Условия безопасной работы»
1
1
0
2
Раздел 1. Игра: «Знакомство с чудо
помощниками»
1
0
1
3
«Знакомство с изобразительным
искусством». Теория 1 ч
1
1
0
4
«Знакомство с изобразительным
искусством». Практика
1
0
1
5
«Знакомство с изобразительным
искусством».
Входящий контроль. Теория
«Знакомство с изобразительным
искусством». Входящий контроль.
Практика
6
7
Традиционные техники. Теория
1ч
1
1
0
8
Традиционные техники.
Теория 2 ч
1
1
0
9
Традиционные техники. Практика 1
ч
Традиционные техники.
Практика 2 ч
Традиционные техники. Практика
3ч
Традиционные техники. Практика 4 ч
Волшебные техники. Теория 1 ч
Волшебные техники. Теория 2 ч
Волшебные техники. Практика 1 ч
Волшебные техники. Практика 2 ч
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
1
1
1
1
0
1
1
0
0
1
0
0
1
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Волшебные техники. Практика 3 ч
Волшебные техники. Практика 4 ч
Волшебные техники. Практика 5 ч
Волшебные техники. Практика 6 ч
Природа. Теория 1 ч
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
1
1
1
1
0
22
Природа. Теория 2 ч
1
1
0
23
Природа. Практика 1 ч
1
0
1
24
Природа. Практика 2 ч
1
0
1
25
Природа. Практика 3 ч
1
0
1
26
Природа. Практика 4 ч
1
0
1
27
28
29
30
31
32
33
Животные леса. Теория 1 ч
Животные леса. Теория 2 ч
Животные леса. Практика 1 ч
Животные леса. Практика 2 ч
Животные леса. Практика 3 ч
Животные леса. Практика 4ч
Раздел 2. Досугово-развивающая
деятельность. Теория
Досугово-развивающая деятельность.
Выход на экскурсию
Раздел 3. Летняя поляна.
Промежуточная аттестация
Раздел 3. Летняя поляна.
Промежуточная аттестация. Практика
ИТОГО:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
0
1
1
1
1
0
1
0
1
1
1
0
1
0
1
36
13
23
34
35
36
Приложение 1.2
Календарно-тематический план на II год обучения.
№
зан.
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практ
ика
1
Раздел 1.Организационное занятие.
Игра-беседа «Безопасное рисование»
1
1
0
2
Игра-беседа «Безопасное рисование»,
практическое задание.
1
0
1
3
Вспоминая лето. Входящий
контроль 1 ч
1
1
0
4
Вспоминая лето. Входящий
контроль 2 ч
1
0
1
5
Волшебство цвета. Теория 1 ч
1
1
0
6
Волшебство цвета. Теория 1 ч
1
1
0
7
Волшебство цвета. Практика 1 ч
1
0
1
8
Волшебство цвета. Практика 2 ч
1
0
1
9
Волшебство цвета. Практика 3 ч
1
0
1
10
Волшебство цвета. Практика 4 ч
1
0
1
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Волшебная графика. Теория 1 ч
Волшебная графика. Теория 2 ч
Волшебная графика. Практика 1 ч
Волшебная графика. Практика 2 ч
Волшебная графика. Практика 3 ч
Волшебная графика. Практика 4 ч
Природа. Теория
Природа. Практика 1 ч
Природа. Практика 2 ч
Природа. Практика 3 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
1
1
1
0
1
1
1
21
22
23
24
25
Портрет. Теория 1 ч
Портрет. Теория 2 ч
Портрет. Практика 1 ч
Портрет. Практика 2 ч
Праздничная композиция. Теория 1 ч
1
1
1
1
1
1
1
0
0
1
0
0
1
1
0
26
1
0
1
27
Праздничная композиция. Практика
1ч
Праздничная композиция. Практика 2 ч
1
0
1
28
Праздничная композиция. Практика 3 ч
1
0
1
29
30
31
32
33
Яркий север. Теория 1 ч
Яркий север. Теория 2 ч
Яркий север. Практика 1 ч
Яркий север. Практика 1 ч
Раздел 2. Досугово-развивающая
деятельность. Теория
Досугово-развивающая деятельность.
Экскурсия
Раздел 3.«Летняя выставка».
Промежуточная аттестация. 1 ч
1
1
1
1
1
1
1
0
0
1
0
0
1
1
0
1
0
1
1
1
0
Раздел 3.«Летняя выставка».
Промежуточная аттестация. 1 ч
1
0
1
ИТОГО:
36
14
22
34
35
36
Приложение 2
Нетрадиционные техники
« Монотипия»
Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные
части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину
симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину
листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при
необходимости дорисовать сюжет.
«Печатание листьями»
Технология рисования. Лист дерева покрывается красками, затем
прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.
Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять
бумагу и лист. Отпечаток готов.
«Рисование мыльной пеной».
Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в
краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы
должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью наизображенные
предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.
"Рисование с помощью соли»
Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунокнасыпать
крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски
соль стряхивается.
«Рисование кляксами»
Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее водну
точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы,
раздувая ее в разные стороны.
«Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»
Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции
жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными
пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.
«Мятый рисунок»
Техника рисования. На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет,
вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть
закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу,
затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока
краскавысохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска
должна остаться в трещинах бумаги.
«Рисование методом тычка (поролоновый тычок)»
Техника рисования. На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета.
Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаныи налить в
блюдца. Поролоновый тычек при рисовании следует
держатьььььььвертикально по отношению к плоскости листа и делать
тычкообразныедвижения, при этом должна получиться большая «пушистая»
точка.
"Граттаж
Техника рисования. На плотную бумагу(картон) нанести плотный слой свечи,
чтобы не оставалось пробелов, затем нанести черную или цветную
плакатнуютушь. Дать высохнуть сутки. Затем тонкой палочкой нанести
рисунок.
"Восковые карандаши + акварель"
Техника рисования. На поверхность листа нанести рисунок восковымикарандашами.
Затем раскрасить рисунок акварелью.
Рисование свечой (проступающий рисунок).
Техника рисования. На лист бумаги нанести рисунок тонким концом свечи.
Затем затонировать рисунок гуашевыми или акварельными красками.
Рисунок нарисованный свечой не
затонируется.
Рисование жесткой кистью(щетина).
Техника рисования. Нарисовать карандашом или фломастером контур
рисунка. Затем жесткой кистью набираем гуашь разведенную до густоты
сметаны ( опускаем вертикально в гуашь). Лишнюю краску промакиваем
насалфетке.
Наносим краску на контур вертикальными движениями, оставляяслед от
кисти .Получается эффект " пушистой шерстки".
Рисование по - сырому.
Техника рисования. Влажной от воды (немного отжатой) губкой
промакиваемвсю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью,
акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого,
прозрачного рисунка.
Приложение 3
Контрольно-измерительные материалы
по программе «Азбука рисования» 2 года обучения
Входящий контроль 1 года обучения
Цель: диагностика полученных знаний на входящих занятиях.
Теория: педагог дает первому учащемуся кисточку «Всезнайку» и задает
вопрос.
Далее по очереди передается кисточка другому учащемуся и задается
следующий вопрос.
На ответ дается 3-5 мин. Вопросы могут повторятся.
1.Как держать бумагу «горизонтально»?
2.Для чего нужна палитра?
3.Назови вид красок?
Критерии оценки теоретических знаний:
3 балла – грамотно подбирает и формулирует ответ на вопрос
2 балла – частично правильно формулирует ответ/с небольшими подсказками)
1 балл – ответ сформулирован с помощью педагога
Практическая работа:
Задание: выполнить творческое задание на тему «Деревце».
Материалы: формат А4, пенал, гуашь, палитра, кисти,
непроливайка, материалы для уборки
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 30 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Композиция;
- Цветовое решение работы, фантазия;
- Аккуратность
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение
практической работы:
3 балла – работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
критерии
2 балла – работа выполнена с частичной помощью педагога
(присутствует 1 ошибка в одном из критериев)
1 балл – работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем
критериям за теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов) – показаны отличные знания, умения и навыки;
Средний (3-4 балла) – допущены ошибки при ответе на вопрос
или при выполнении практической работы;
Низкий (1-2 балла) – допущены ошибки ответе на вопрос
и выполнении практической работы.
Промежуточная аттестация 1 года обучения
Цель: проверка усвоения основных понятий, приемов работы, общий уровень
обученности на конец учебного года
Теория: ребята достают картинки из коробочки(пакета), по очереди
показывают и отвечают на вопрос, соответствующий картинке (педагог
задает вопрос в соответствии с картинкой на карточке).
На ответ дается 3-5 мин. Вопросы могут быть переформулированы.
1.Как смешать оранжевый цвет?
2.Что изображено на картинке и для чего это нужно художнику?
3.Какие необычные способы рисования тебе известны?
Критерии оценки теоретических знаний:
3 балла – грамотно подбирает и формулирует ответ на вопрос
2 балла – частично правильно формулирует ответ/с небольшими подсказками)
1 балл – ответ сформулирован с помощью педагога
Практическая работа:
Задание: выполнить творческое задание на тему «Летняя поляна».
Материалы: формат А4, пенал, гуашь, палитра, кисти,
непроливайка, материалы для уборки
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 30 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Композиция;
- Цветовое решение работы, фантазия;
- Аккуратность
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение
практической работы:
3 балла – работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
критерии
2 балла – работа выполнена с частичной помощью педагога
(присутствует 1 ошибка в одном из критериев)
1 балл – работа выполнена с помощью педагога
Уровень обученности складывается общим баллом по всем
критериям за теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов) – показаны отличные знания, умения и навыки;
Средний (3-4 балла) – допущены ошибки при ответе на вопрос
или при выполнении практической работы;
Низкий (1-2 балла) – допущены ошибки ответе на вопрос
и выполнении практической работы.
Приложение 3.1
Входящий контроль 2 года обучения
Цель: диагностика полученных знаний на входящих занятиях.
Теория: педагог дает первому учащемуся кисточку «Всезнайку» и задает вопрос.
Далее по очереди передается кисточка другому учащемуся и задается
следующий вопрос.
На ответ дается 3-5 мин. Вопросы могут повторятся.
1.Чем отличается акварель от гуаши?
2.Правила работы с красками?
3.Осення цветовая гамма?
Критерии оценки теоретических знаний:
3 балла – грамотно подбирает и формулирует ответ на вопрос
2 балла – частично правильно формулирует ответ
1 балл – ответ сформулирован с помощью педагога
Практическая работа:
Задание: выполнить творческое задание на тему «Деревце».
Материалы: формат А4, пенал, гуашь, палитра, кисти,
непроливайка, материалы для уборки
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 30 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Работа в формате;
- Цветовое решение работы;
- Аккуратность
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение
практической работы:
3 балла – работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
критерии
2 балла – работа выполнена с частичной помощью педагога
(присутствует 1 ошибка в одном из критериев)
1 балл – работа выполнена с помощью педагога
Уровень обученности складывается общим баллом по всем
критериям за теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов) – показаны отличные знания, умения и навыки;
Средний (3-4 балла) – допущены ошибки при ответе на вопрос
или при выполнении практической работы;
Низкий (1-2 балла) – допущены ошибки ответе на вопрос
и выполнении практической работы.
Промежуточная аттестация 2 года обучения
Цель: проверка усвоения основных понятий, приемов работы, диагностика
уровня обученности на конец обучения по программе.
Теория: кроссворд
Время выполнения: 15 мин
1.Инструмент для рисования красками
2.Жанр в искусстве, где главным является изображение природы
3.Техника уникального отпечатка?
Критерии оценки теоретических знаний:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (все ответы верные)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (1-2 неверных ответа)
1 балл – не усвоил материал (3 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческое задание на тему «Летняя поляна».
Материалы: формат А4, пенал, гуашь, палитра, кисти,
непроливайка, материалы для уборки
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 30 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Композиция;
- Цветовое колорит работы, фантазия;
- Аккуратность
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение
практической работы:
3 балла – работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
критерии
2 балла – работа выполнена с частичной помощью педагога
(присутствует 1 ошибка в одном из критериев)
1 балл – работа выполнена с помощью педагога
Уровень обученности складывается общим баллом по всем
критериям за теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов) – показаны отличные знания, умения и навыки;
Средний (3-4 баллов) – допущены ошибки при ответе на вопросы
или при выполнении практической работы;
Низкий (1-2 балла) – допущены ошибки при ответе на вопросы
и выполнении практической работы.
Приложение 4
Диагностика уровня обученности
Год обучения________________
Вид диагностики
Оценочная таблица проверки теоретических знаний
по программе «Азбука рисования»
№1
№
Номер вопроса
Ф.и
учащегося
1
2
3
Итоговый
балл
1
2
3
Оценочная таблица проверки умений и навыков по программе
«Азбука рисования»
№2
№
Ф.и
учащегося
Критерии оценки практической работы
Последовательное Композиция Аккуратность Цветовое
соблюдение этапов
колорит
работы
работы,
фантазия
Общий
балл
1
2
3
Итоговая оценочная таблица проверки знаний, умений и навыков
учащихся по программе «Азбука рисования»
№1
№
1
2
3
Ф.И учащегося
Общий балл за
теоретические
знания
Общий балл за
практические
умения и
навыки
Итоговый
балл
Уровень
обученности
Приложение 5
Таблица наблюдений личностных результатов развития учащегося
№3
ФИ______________________________________________________________
Возраст__________________________________________________________
Объединение______________________________________________________
Дата начала наблюдения____________________________________________
Сроки диагностики/
Показатели
Первый год
обучения
На
К
чало уч. онец уч.
года
года
Второй год
обучения
Н
Ко
ачало
нец
уч. года
уч.
года
1.Организационно-волевые качества:
1.1. Терпение
1.2. Воля
1.3. Самоконтроль
2.Ориентационные качества:
2.1. Самооценка
2.2.Интерес к творчеству
3.Поведенческие качества:
3.1.Конфликтность
3.2.Тип сотрудничества
4. Личные достижения учащегося
(участие в конкурсах, творческая
активность)
Критерии оценки личностных результатов (используемый метод: наблюдение)
0 баллов – показатель не проявляется;
1 балл – показатель проявляется периодически;
2 балла – показатель проявляется постоянно.
Приложение 6
План воспитательной работы
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Содержание
Беседа: «Правила поведения и техника безопасности на
занятиях и мероприятиях»
Беседа «Безопасность на улице и дома»
Беседа: «Безопасность в сети Интернет»
Беседа: «Осторожно, гололёд!»
Беседа: «Профилактика гриппа и ОРВИ»
Беседа: «Традиции Россиян»
Беседы: «Осторожно, елка»
Беседа: «Опасные игрушки»
Беседа: «Семейный очаг»
Беседа: «Все мы разные»
Беседа: «Экология – это все, что нас окружает»
Беседа: «Закон обо мне, мне о законе»
Беседа: «Осторожно, сход снега!»
Беседа: «Мое здоровье – в моих руках»
Беседа «Осторожно, тонкий лед»
Беседы: «Безопасный отдых», «Безопасность на воде»
В течение года Участие во внутриучрежденческих мероприятиях, конкурсах
различного уровня
Приложение 6
План работы с родителями
Месяц
Сентябрь
Содержание
Организационное родительское собрание «Будем знакомы!»:
-
Ноябрь
Коллективное занятие с родителями
Декабрь
Родительское собрание
Май
В течение
учебного года
Родительское собрание «Творческие итоги»:
- результаты обучения за год;
- отчет родительского комитета за год;
- награждение активных родителей
1. Привлечение родителей к подготовке и проведению
мероприятий, открытых занятий
2. Консультирование родителей по вопросам обучения ИЗО
3. Посещение родителями учебных занятий.
4. Связь в «Сферум»