16.06.2025 -Кожаный мяч Антоник 2025-2026 (1)

1

1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная - общеразвивающая программа
«Кожаный мяч» физкультурно - спортивной направленности, имеющая
стартовый уровень освоения содержания. (далее Программа) разработана в
соответствии с действующими нормативными правовыми актами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями на 28 декабря 2024 года);
2. Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22
сентября 2021 года № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
4. Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019
года № 185 «О стратегии социально-экономического развития Республики
Коми на период до 2035 года»;
5. Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара
до 2030 года, утвержденная Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 10
декабря 2019 г. № 44/2019-619;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р);
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - М.:
Просвещение,2009.;
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р);
10. Приказ Министерства образования и науки Республики Коми «Об
утверждении
правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Республике Коми» от 15.12.2023 года
№767-п;
11. Письмо Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»;
12. Устав Муниципального учреждения
дополнительного
2

образования «Центр дополнительного образования детей «Олимп».
Флагманскими проектами Республики Коми являются «Спорт – норма
жизни», «Укрепление общественного здоровья». Достижение высокого
уровня физической культуры населения, увеличение доли граждан, ведущих
здоровый образ жизни являются приоритетными направлениями социальноэкономического развития РК и г. Сыктывкар.
Поэтому дополнительная общеобразовательная – дополнительная
общеразвивающая программа «Кожаный мяч» способствует реализации
данной стратегии, т.к. футбол – это вид спорта, который способствует не
только развитию быстроты, ловкости, силы учащихся, но и развивает такие
черты характера, как взаимовыручка, ответственность, чувство уважения к
соперникам, командный дух. Формирует установку на здоровый образ жизни
и бережное отношение к своему здоровью.
Характеристика младшего школьного возраста 6 – 8 лет.
При разработке программы занятий по мини – футболу для детей
младшего школьного возраста (6 – 8 лет) можно ориентироваться на
следующие возрастные характеристики:

Для детей 6 – 7 лет. Двигательный аппарат достаточно развит:
дети могут демонстрировать точные и скоординированные движения с
учётом возникающих условий и ситуаций, заинтересованы в качестве
выполнения движений, проявляют волю и прикладывают усилия, когда
необходимо выполнить трудное задание. Старшие дошкольники способны
осознанно совершать отдельные движения разными частями тела, тренируя
ритмику, ловкость и грацию.

На 8 – м году жизни у ребёнка возрастает способность к
различению пространственного расположения движущихся предметов, в том
числе и перемещающегося человеческого тела. Это ведёт к овладению
сложных по координации движений (прыжки с разбега в длину и высоту).
Дети понимают значение упражнений для совершенствования движений. В
совместной двигательной деятельности дети делают попытку оценивать свои
и чужие поступки и находить линию поведения, отвечающую интересам
коллектива.
Актуальность данной Программы заключается в том, что футбол –
игра универсальная. Систематические занятия футболом оказывают на
организм ребенка всестороннее влияние, повышают общий уровень
двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность
организма, обеспечивая правильное физическое развитие и сохраняя
здоровье.
Этот вид спорта формирует такие положительные навыки и черты
характера, как умение подчинять свои личные интересы интересам
коллектива, команды, взаимопомощь, активность, чувство ответственности.
Новизна Программы состоит в применении гимнастических
упражнений – жонглирование мячом, ведение по кругу, восьмеркой по
ограниченному коридору и др. что способствует укреплению опорнодвигательного аппарата, хорошей подвижности суставов.
3

Программа адаптирована под местные условия (район Крайнего севера,
длительность зимнего периода) с учетом многолетней подготовки
футболистов, особенности формирования их двигательной функции.
Отличительные особенности Программы:
В Программу включены элементы подготовки к судейству, также
видеозапись занятий и соревнований с последующим разбором на
следующем занятии. Также проведение совместных соревнований по минифутболу среди учащихся и родителей.
Программа составлена на основе программы спортивной подготовки
для Детско-юношеских спортивных школ, специализированных Детскоюношеских школ олимпийского резерва «Мини-футбол (Футзал)» коллектив
авторов-составителей: Андреев С.Н., Алиев Э.Г., Левин В.С., Еременко К.В.;
2015 год.
Организационно – педагогические основы обучения.
Адресат программы. Программа предназначена для детей 6 – 8 лет,
желающих развивать творческие и психомоторные способности, в
совершенстве овладеть техникой и тактикой игры в мини-футбол.
Набор детей в группы 1 года обучения осуществляется с 6 летнего
возраста, на основании медицинского заключения о состоянии физического
здоровья, личного заявления родителей (законных представителей) и личного
желания ребенка.
Наполняемость учебной группы: не менее 15 человек.
Срок и объем освоения программы:
Продолжительность образовательного процесса - 1 год обучения.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы - 72 ч:
.Год обучения
1 год

Количество Продолжительность
часов в
занятия
неделю
2

30 минут

Количество
занятий в
неделю
1

Количество Количество
недель в
часов за год
году
36

72

Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является
учебное занятие.
При невозможности организации занятий в очной форме
предполагается использовать тексты, художественные и научные фильмы,
видеоматериалы образовательных платформ, сервисы для проведения видеоуроков, online- занятия, online-консультации и др.
Образовательные платформы: Вконтакте, Zoom.
Режим занятий. Продолжительность одного академического часа
занятий для учащихся 6 – 8 лет – 30 минут, что соответствует СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Онлайн-занятия, а
4

также время самостоятельной работы младших школьников за компьютером,
планшетом или другим электронным носителем не должно превышать 20
минут.
Цель и задачи программы
Цель - развитие творческих, психомоторных (спортивных)
способностей учащихся посредством занятий мини-футболом.
Задачи:
Обучающие:
- обучить технике и тактике игры в мини – футбол;
- изучить основные положения и правила мини – футбола;
- познакомить с историей развития как спорта мини – футбола.
Развивающие:
- развитие умения планировать учебные задачи;
- развитие навыка конструктивно общаться, слушать и слышать
другого;
- развитие умения играть по спортивному алгоритму и правилам.
Воспитательные:
- воспитать познавательный интерес к спорту и здоровому образу
жизни;
- сформировать ценность командной работы;
- воспитать дисциплину, ответственность и активную гражданскую
позицию.
2.
№
п/п
1.
1.1
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

2.8

Учебный план

Название разделов
Введение.
Вводное занятие.
Общая и специальная физическая
подготовка.
Теоретический материал.
Общеразвивающие упражнения с
предметами и без предметов.
Акробатика.
Легкая атлетика.
Подвижные игры и эстафеты.
Упражнения для развития быстроты.
Упражнения для развития
дистанционной
скорости.
Упражнения на развитие ловкости и
координации
движения.

Общее
Количество
часов
2
2
31
1
5

В том числе
Теория
Практика
1
1
1

1
1
30

1

0
5

3
5
5
5
2

3
5
5
5
2

5

5

5

Техническая подготовка.
Теоретический материал.
Техника передвижения (перемещения).
Ведение мяча.
Остановка мяча.
Передачи мяча.
Удары по мячу ногой.
Психологическая подготовка.
Введение в занятия психологических
умений и навыков.
5.
Восстановительные мероприятия.
6.
Соревнования.
7.
Промежуточная аттестация.
Итого:

3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4.
4.1

26
2
6
4
5
5
4
2

2
2

24
6
4
5
5
4
1

1
4
5
2
72

1
1
7

3
4
1
65

6

3.

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие
Теория: Знакомство учащихся с образовательной программой,
правила работы в учебной группе, перспективами роста учащихся,
Получение информации о каждом ученике группы, рассказ о традициях
детского объединения футболистов.
Техника безопасности на учебно-тренировочных занятиях.
Практика: Общеразвивающие упражнения (для мышц туловища, рук, ног)
Специализированные эстафеты, игры.
2. Общая физическая и специальная физическая подготовка
Теория: История развития мини-футбола в городе Сыктывкаре.
Определение понятия «игровые виды спорта» (футбол, мини-футбол,
волейбол, баскетбол).
Достижения футболистов города Сыктывкар.
Роль физической культуры и спорта в жизни человека. Понятие об общей и
специальной подготовке.
Знакомство со спортивной терминологией.
Практика: Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов
Комплексы общеразвивающих упражнений для рук, ног, шеи и туловища.
Комплексы упражнений в парах.
Перекаты назад из упора присев. Кувырок вперед из упора присев. Кувырок
назад из упора присев.
Медленный бег, бег приставным шагом, бег с высокого старта, бег с низкого
старта, бег с ускорением.
Прыжки в длину с места.
Подвижные игры и эстафеты
«Борьба за мяч», «Бой петухов», «Не давай мяч водящему», «Защита
крепости».
Эстафеты с бегом, с переноской набивных мячей, преодоление препятствий.
Упражнения для развития быстроты
По сигналу, рывки на 5-10 метров из различных исходных
положений; стоя спиной, лицом, из приседа, из седа, левым и правым боком к
направлению движения.
Упражнения для развития дистанционной скорости Ускорение на 15-20 м.
Бег между стойками.
Бег с резким изменением направления и скорости движения.
Упражнения на развитие ловкости и координации движения
Прыжки с поворотом на 180 градусов (вправо, влево). Жонглирование мячом.
Подвижные игры «Живая цель», «Салки».
3. Техническая подготовка
Теория: Терминология в спорте (гимнастическая, футбола). Основы техники
футбола.
Практика: Техника передвижения (перемещения)
7

Бег по прямой, с изменением скорости и направления.
Стартовые ускорения скрестным шагом и остановки. Стартовые ускорения
приставным шагом и остановки.
Прыжки на одной, на двух ногах (вправо, влево, с продвижением вперед и
назад), прыжки вверх толчком двух ног с места, толчком одной и двух ног с
разбега.
Ведение мяча внешней частью, внутренней частью подъема и внутренней
стороной стопы: правой, левой ногой и поочередно; по прямой, меняя
направление, между стоек.
Остановка катящегося мяча подошвой на месте.
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы на месте.
Удары по мячу ногой
Удары правой и левой ногой, внутренней стороной стопы. Удары по
неподвижному мячу.
Выполнение удара после ведения.
4. Психологическая подготовка
Практика: Тренировка (обучение) способности расслабляться, концентрации
внимания, повышения внимания.
Психотехнические упражнения и игры для развития психических процессов.
Упражнения на концентрацию внимания, развития
памяти, навыков тактического мышления, принятия решения, коррекция
самооценки и т.д.
Развивающие игры и состязания.
5. Восстановительные мероприятия
Теория: Понятие о природных задатках и способностях, возможности
человеческого организма.
Понятие о здоровом. Основы гигиены:
Гигиенические требования к занятиям.
Понятие о травмах (краткая характеристика травм). Личная гигиена, гигиена
одежды и обуви.
Понятие о режиме и его значении в жизнедеятельности человека.
6. Соревнования
Теория: Значение спортивных соревнований.
Структура проведения соревнований, упрощенные правила игры в минифутбол
Лучшие команды и игроки города.
Практика: Учебные и контрольные игры в мини-футбол.
7. Промежуточная аттестация.
Теория: Значение и
порядок проведения контрольных
Выявление уровня усвоения теоретических знаний.
Практика: Определение «стартового» уровня физической

нормативов.

8

подготовленности детей вначале цикла обучения.
4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения данного курса у учащихся будут сформированы
следующие образовательные результаты:
Предметные:
- учащиеся научаться основам игры в мини – футбол;
- будут знать основные положения и правила мини – футбола;
- узнают историю развития мини – футбола как спорта и его возможности.
Метапредметные:
- будут развивать в себе навык планирования учебной задачи;
- будут развивать навык конструктивно общаться, слушать и слышать
другого;
- получат навык игры по спортивному алгоритму и правилам.
Личностные:
- будут мотивированы на спорт и здоровый образ жизни;
- будут чувствовать ответственность за командную работу;
- будут взращивать в себе дисциплину, ответственность и активную
гражданскую позицию.
5.

ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАМОСТИ
И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Возможные формы осуществления диагностики результатов обучения,
связанные с использованием возможностей дистанционного и электронного
обучения (онлайн, офлайн-опрос, офлайн-тестирование, фотоотчет, онлайнбеседа).
Выявление промежуточного и итогового уровня теоретических знаний,
практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым
результатам программы осуществляется в соответствии с «Положением о
текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации учащихся МУ
ДО «ЦДОД «Олимп»».
Текущий контроль успеваемости осуществляется педагогом на каждом
занятии методом наблюдения.
Текущий контроль успеваемости включает в себя входящую
диагностику исходного уровня подготовленности ребенка в начале цикла
обучения по программе.
Входящая диагностика проводится в течение двух первых недель
обучения по программе. В ходе проведения входящей диагностики педагог
осуществляет прогнозирование возможностей развития и успешного
9

обучения по программе. Формы проведения входящей диагностики:
наблюдение, собеседование, практическая работа.
Промежуточная аттестация учащихся проводится по завершению года
обучения. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются
педагогом в таблице этапов аттестации к программе.
Промежуточная аттестация по итогам освоения курса учащихся
проводится с целью подведения итогов обучения по программе
Порядок аттестации учащихся включает в себя:
промежуточную аттестацию по итогам освоения курса обучения по
программе.
В зачет аттестации входит участие и призовые места на соревнованиях
различного уровня, сдача контрольных нормативов.
Результаты фиксируются в протоколах соревнований, протоколах учета
результатов сдачи контрольных нормативов, по технической и теоретической
подготовке.
Система педагогического контроля и оценки результатов дает
возможность проследить развитие каждого учащегося, выявить наиболее
способных, создать условия для их развития, определить степень освоения
Программы и внести своевременно коррективы.

10

Критерии оценки результатов
1.

Критерии оценивания результатов 1 года обучения (Приложение №2)

Виды аттестации,
сроки проведения
Текущий контроль
успеваемости.
Входящая диагностика.
Сентябрь

Определить
исходный уровень
подготовленности
учащихся

Содержание

Форма
проведения

КИМ

Введение в
деятельность.
Входящая
диагностика

Наблюдение

Приложение 2,3
в УМК

Определить уровень
Проверка
понимания
освоения
изучаемого материала и материала по
уровень
теме занятия
приобретенных умений
или
и навыков
комплексу
занятий
Определить уровень Практические и
усвоения
теоретические
программного
навыки, умения.
материала 1 года обучения

Наблюдение

Приложение 2,3
в УМК

Текущий контроль
успеваемости на
каждом занятии.
В течение года

Промежуточная
аттестация.
Май

Цель

Сдача
нормативов

Приложение 1,3
в УМК

11

6.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

6.1 Условия реализации программы.
Программа «Кожаный мяч» реализуется на базе МУДО «ЦДОД
«Олимп» (ул.Морозова,175 (МАОУ «СОШ №24»).
6.2. Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
спортзал - 30 х 14м;
ворота - 2;
мячи - 15 шт.;
набивные мячи - 15 шт.;
стойки - 15 шт.;
спортивная форма - 6 комплектов;
скакалки - 15 шт.;
секундомер -1 шт.;
гимнастические скамейки.
Информационно – методическое обеспечение программы
№/пп
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Разделы

Наглядное пособие

Общая физическая и
специальная подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка

Инструкция по ТБ, схемы,
учебные карточки
Макет-схема, тактическая доска
Схематичные изображения,
тактическая доска
Соревнования
Положения и регламент о соревнованиях,
правилах мини-футбола
Игровая подготовка
Видеоматериал, тактическая доска
Инструкторская и судейская
Правила мини-футбола, судейские
Практика
карточки, правила для арбитра
Восстановительные
Буклеты, карточки, видеоматериал
мероприятия
Контрольные нормативы
Перечень нормативов

12

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы к
построению образовательного процесса.
При разработке программы «Кожаный мяч» содержание выстраивалось
на основе следующих педагогических принципов.
Многолетняя
подготовка в
мини-футболе
строится на
основе следующих методических требований:
единая
педагогическая система, обеспечивающая преемственность
задач, средств, методов организации образовательного процесса;
неуклонный
рост объема
средств
общей и специальной
подготовки, соотношение между которыми постепенно меняется;
поступательное увеличение объема
и
интенсивности
тренировочных и соревновательных нагрузок.
Обучение и тренировка, как специально организованный процесс
педагогом строятся в соответствии с дидактическими принципами, то есть
принципами, отражающими общие закономерности процесса обучения.
Ведущим является принцип воспитывающего обучения. В процессе
обучения и тренировки педагог не только сообщает юным футболистам
необходимые специальные знания и прививает им нужные умения и навыки,
но и всеми мерами содействует формированию у них положительных черт
характера.
Принцип сознательности и активности обучения означает оптимальное
соотношение педагогического руководства и сознательной, активной,
творческой деятельности обучающегося.
Без сознательного отношения к занятиям нельзя добиться
положительных образовательных результатов. Активность особенно важна в
соревнованиях. В игре футболист должен действовать самостоятельно,
принимать необходимые решения в постоянно меняющихся условиях,
полностью отвечать за свои действия и поступки.
Для правильного формирования двигательных навыков, более
прочного их закрепления, повышения интереса к занятиям большое значение
имеет принцип наглядности. Наглядности в обучении и тренировке помогают
различные способы. Педагог может показать прием сам или поручить это
опытному футболисту. Можно посмотреть с футболистами игру команд,
использовать на занятиях фото, рисунки, схемы, чертежи, видеозаписи и т.д.
Принцип наглядности реализуется на всех этапах обучения и
тренировки.
Принцип систематичности предусматривает
установление строгой
последовательности изучения материала и определенной системы в самих
занятиях.
Принцип системности в обучении обязывает располагать учебный
материал так, чтобы последующая работа являлась логическим
продолжением предыдущей.
Принцип доступности означает необходимость строить процесс
7.

13

обучения и тренировки в соответствии с особенностями обучающихся, их
возможностями и уровнем подготовленности.
Содержание и объем теоретического материала, а также спортивные
нагрузки должны соответствовать возрастным особенностям футболистов,
уровню их общего и специального развития. Только в этом случае
теоретический и практический материал окажется посильным.
Доступность обучения и тренировки не исключает необходимости
приучать футболистов к преодолению трудностей, к выполнению
упражнений, требующих максимальных волевых усилий, связанных с
неприятными ощущениями.
Принцип прочности заключается в том, что в ходе учебнотренировочного процесса у футболиста при регулярном и многократном
повторении упражнений формируются прочные навыки, которые он
способен проявить в условиях спортивной борьбы.
Методы и технологии обучения и воспитания
Основными формами организации учебно-воспитательного процесса
на всех этапах освоения программы являются теоретические и практические
занятия,
соревнования,
инструкторская
и
судейская
практика,
профилактические и оздоровительные мероприятия.
Групповые теоретические занятия проводятся в форме бесед,
демонстрации наглядных пособий, просмотр соревнований, с последующим
разбором игры, В содержание теоретической подготовки входит изучение
основ системы обучения и тренировки, техники и тактики, правил игры,
ознакомление с основами гигиены.
Групповые практические занятия проводятся на всех этапах обучения.
В
учебно-воспитательном
процессе
используются
элементы
педагогических
технологий,
воплощающие
гуманистическую
направленность: педагогику сотрудничества,
игровые
технологии,
здоровьесберегающие технологии.
Большинство методов основывается на главном - упражнении,
реализуемым тремя его разновидностями: повторным методом выполнять
движения, действия, задания определенное число раз), игривым (действия,
задания, выполняемые с учебной, воспитательной и тренировочной целями в
форме игры), соревновательным (упражнения, задания выполняются в виде
соревнований).
Методы обучения - словесный, наглядный (метод показа), поощрения и
похвалы.
Метод круговой тренировки - в основе, которой лежит метод
многократного повторения, а также переменный, интервальный, игровой и
соревновательный методы.
Большое место в процессе обучения занимают показ и объяснение
педагога. Поэтому показ обязательно должен сопровождаться объяснением.
Использование вышеперечисленного в работе педагога, позволит
обучающимся максимально проявить активность, развить их эмоциональное
14

восприятие, привить навыки спортивной этики, организованности,
дисциплины, любви и преданности своему коллективу.
Начальная подготовка обеспечивает полноценное физическое развитие
и всестороннюю физическую подготовленность начинающих футболистов. В
качестве средств развития физической подготовленности используются
физические упражнения общего воздействия, особо важно применять
акробатические упражнения (прыжки, упражнение на растягивание) в
группах 1 года обучения обучающего и совершенствующего характера использование этих упражнений в подготовительной части занятия. Этим
самым будет снижен уровень травматизма в учебно-воспитательном
процессе и в обыденной жизни.
Среди средств физической подготовки значительное место отводится
упражнениям с предметами и без предмета: мячами, скакалками, гантелями;
подвижным играм, эстафетам, с использованием гимнастических
упражнений и акробатики, упражнениям с партнером и физической
подготовке по интервальному методу (стартовые рывки, бег с ускорением,
прыжки через препятствия).
Формирование тактических умений начинается с развития у
обучающихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а также
умений, специальных для игровой деятельности. Сюда относится умение
взаимодействовать с другими игроками, умение наблюдать и быстро
выполнять ответные действия и т.д.
Одним из условий формирования личности спортсмена, является
наличие сплоченного спортивного коллектива.
В процессе работы с футболистами важное значение приобретает
интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются
овладение учащимися специальных знаний в области теории и методики,
тренировки, гигиены и других дисциплин; умения анализировать
приобретенный опыт тренировки, развитие познавательной активности,
творческих проявлений в спортивной деятельности.
Но деятельность будет гораздо эффективнее, если социальными
партнерами педагога станут родители ребенка. Задача педагога заключается в
поиске путей взаимодействия деятельности с родителями воспитанников с
целью обеспечения единой образовательной среды.
Основными направлениями работы педагога являются:
- информационное педагогическое обеспечение родителей в вопросах
воспитания, оздоровления, ознакомление с текущими и прогнозируемыми
результатами обучения, воспитания;
- вовлечение родителей в образовательный процесс через участие
родителей в занятиях учебных групп, демонстрацию родителям учебных
достижений детей;
- создание системы совместного досуга детей и родителей через
организацию праздников, соревнований.

15

8. Воспитательная работа
Воспитательная работа является неотъемлемой частью учебного
процесса и направлена на:
- развитие спортивных способностей каждого ребёнка;
- создание ситуации успеха для каждого учащегося;
- создание условий для сплочения коллектива;
- развитие умения общаться, культуры общения, умения организовать
свой досуг и досуг друзей;
- развитие интереса к предпрофессиональной и профессиональной
подготовке.
Массовые мероприятия в объединении проводятся в дни школьных
каникул.
Соревнования, экскурсии и т.д. проводятся в течение всего учебного
года по плану. Для подготовки и проведения соревнований, праздников,
игровых программ приглашаются родители.
Название мероприятия
День открытых дверей в
объединении
Участие в городских
соревнованиях
Новогодний праздник в
Объединении
Праздник окончания учебного
года.

Примерные
Цели проведения мероприятия
сроки
Сентябрь 2025, Презентация объединения
1-ая
неделя
Ноябрь 2025- Взаимодействие
с
другими
май 2026
центрами
дополнительного
образования
Декабрь 2025 Организация
досуга.
Формирование
сплоченного
детского коллектива
Май 2026
Формирование
сплоченного
детского коллектива

С учетом плана воспитательной работы возможно включение заданий
по участию учащихся программы «Кожаный мяч» в социально значимых
мероприятиях различного уровня, организованных в очном и дистанционном
режиме.
Работа с родителями:
-проведение родительского собрания в начале учебного года
(знакомство с условиями МУДО «ЦДОД «Олимп», требованиями педагога);
- проведение совместных мероприятий в объединении, в Центре;
- проведение совместного занятия учащихся и родителей.
- анкетирование;
- проведение индивидуальных консультаций, бесед по необходимости и
желанию родителей;
-проведение собрания в конце учебного года (итоги проведенной
работы за год.
16

№
1.

2.

3.

Вид работы

Цели проведения данных видов
работ
Индивидуальные и коллективные Совместное решение задач по
консультации для родителей, в том воспитанию и развитию детей
числе и через группу в
социальныхсетях "В контакте"
http://vk.com/club194302770
Приглашение родителей на
Презентация достижений.
соревнования.
Совместное
Решение задач по воспитанию
детей.
Анкетирование
Изучение потребностей родителей,
«Удовлетворённость результатами степени их удовлетворения
посещения ребёнком занятий
результатами объединения.
объединения»

17

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Перечень нормативных правовых актов
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» https:// clck.ru/C7fwL
2.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
– М.: Просвещение, 2009. [Электронный ресурс].
– Режим
доступа:https//clck.ru/TgJRH
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996р)[Электронный
ресурс].–Режим
доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
4.
«Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://docs.cntd.ru/document/551785916
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05 мая 2018 №298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:http
https:www.garant.ru/prodacts/ipo/prime/doc/71932204/
6.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03 сентября 2019 №
467 «Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей» [Электронный ресурс].
– Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/561232576
7.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»)
[Электронный
ресурс]
-Режим
доступа:
http://
docs.cntd.ru/document/350163313
8.
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми
до 2035 года [Электронный ресурс]
Режим
доступа:
http://
docs.cntd.ru/document/553237768
9.
Стратегия
социально-экономического
развития
города
Сыктывкара до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://
docs.cntd.ru/document/438993064
10. Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики
Республики Коми от 01 июня 2018 №214-п «Об утверждении правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в Республике Коми» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://
docs.cntd.ru/document/550163236
12. Приложение к письму Министерства образования, науки и
18

молодежной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в
Республике Коми» [Электронный ресурс]
–
Режим
доступа:https://clck.ru/TgMbA
13. Устав муниципального учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Олимп» [Электронный ресурс].
Режим
доступа:https://olimpkomi.profiedu.ru/upload/proeduolimp_komi_new/files/32/72/327233e25569b6276
ddb3e8090d97869.pdf

19

Список литературы для педагога
1. Федеральный Закон
«О физической культуре и спорте в
Российской Федерации» от 04.12.2007 №329
2. Типовая
программа по
футболу
для
внешкольных
учреждений
и общеобразовательных школ.
3. Комплексная программа физического воспитания учащихся I - XI
классов, утвержденная Министерством образования Российской Федерации.
4. Настольная книга тренера «Наука побеждать», Н.Г. Озолин, Москва,
2012г.
5. Футбол «Самоучитель игры», А.В.Коробейник, Ростов-на-Дону, 2015г.
6. «101 упражнение для юных футболистов», 2016г.
7. «Психология в спорте»> В.П.Фомин, ФиС, 2009г.
8. «Футбол». Учебник для института физической культуры, В.А.
Выжигин, 2014г.
9. Журнал «Дополнительное образование» 2005г. «Что такое программа
дополнительного образования нового поколения?».
10. Журнал «Дополнительное образование» 2006г.
«Технология
разработки авторской программы дополнительного образования детей»
11. Журнал
«Дополнительное образование»
2008г.
«О
перспективах системного подхода к проектированию образовательных
программ»
12. Журнал
«Дополнительное образование»
2008г. «Современные
требования к программам и учебным планам».
13. Журнал
«Дополнительное образование»
2009г.
«Педагогический мониторинг как механизм управления качеством
образования»
14. «Спортивная психология в трудах отечественных специалистов», C-IL,
2014г.
15. «Программа психологического обеспечения образовательного процесса
МОУ ДОД ДЮКФП Олимпийский резерв", А.В. Корда, Воркута, 2012г.
16. Книга тренера «Футбол» Изд.Москва 2018 год.

20

Список литературы для учащихся
1. «Футбол для мальчиков», Г.П. Михалкин, А.В. Жданкин, Изд. ACT,
Москва, 2016г.
2. «Играй в футбол», А.С. Николаевич, Поматур Москва, 2010г.
3. «Футбол. Самоучитель игры», А.В.Коробейник, Изд.Феникс, Ростовна- Дону, 2014г.
4. Футбол «Спорт для начинающих», Д. Дрюэт, П. Мейсон, Изд. ACT,
2017г.

21

ПРИЛОЖЕНИЯ

22

Приложение 1.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематический план к программе «Кожаный мяч»
1 год обучения

Дата
№проведения
(число,
п месяц, год)
/
п
1

Раздел программы Тема занятия

Общая
физическая
специальная
подготовка
1.1 Теоретический материал
1.2 Общая физическая подготовка
1.3 Специальная физическая
подготовка

и

Всего
кол-во
часов

Кол-во
часов
Теория

31

1

30

1
15
15

1
-

15

2
2
-

15
24
6
2
4
4
2

Техническая подготовка
2.1 Теоретический материал
2.2 Удары по мячу ногой
2.3 Удары по мячу головой
2.4 Прием (остановка) мячей
2.5 Ведение мяча
2.6 Обманные движения (финты)
2.7 Отбор мяча
2.8. Ввод мяча для возобновления
игры
(аут, угловой, штрафной, свободный
удар)
2.9. Передачи мяча
2.10. Техника игры вратаря
2.11. Комплексное выполнение
технических приемов

26
2
6
2
4
4
2

3

2

Кол-во часов
Практика

2

-

2

-

2

2

-

2

Соревнования

5

1

4

4

Игровая подготовка

3

-

3

5

1

-

1

6

Инструкторская и судейская
практика
Восстановительные мероприятия

4

1

3

7

Контрольные нормативы

2

1

1

72

6

66

ИТОГО:

2

23

Приложение 2.
Контрольно - измерительные материалы входящей диагностики
Цель: Определение уровня исходной подготовки учащихся.
№ п/п

1

Физические
способности

Контрольное
упражнение
(тест)
Бег 30 м, сек.

Скоростные

Возраст, лет
Низкий
7, 1 и
выше
6,8 и
выше
6,6 и
выше
1 0,4 и
выше
10,2 и
выше
9,9 и
выше
110 и
выше
120 и
выше
130 и
выше
750 и
менее
800 и
менее
850 и
менее
1и
ниже
1и
ниже
2и
ниже
4
6
9

8
9
10

2

Координационные

Челночный бег

8
9
10

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с

8
9
10

4

Выносливость

6 -минутный бег, м

8
9
10

5

Гибкость

Наклон вперед из

8
9
10

6

Силовые

Отжимание от пола

Уровень

8
9
10

Средний
7,06,0
6,75,7
6,55,6
10,09,5
9,99,3
9,59,0
125145
130150
140160
800950
8501000
9001050
3-5

Высокий
5,4 и ниже
5,1 и ниже
5,0 и ниже
9,1 и ниже
8,8 и ниже
8,6 и ниже
165 и выше
175 и выше
185 и выше
1150 и выше
1200 и выше
1250 и выше
7,5 и выше

3-5

7,5 и выше

4-6

8,5 и выше

5
7
10

6
8
11

Контрольно- измерительные материалы промежуточной аттестации
Общефизическая и специальная подготовка

Возра Прыжок в
длину (см)
ст

5

4

Бег
Челночный
30 м (сек.)
бег 6x5
(сек)

3

5

4

3

5

4

3

Техническая

подготовка

Подъем
Жонглирован Обводка 8 стоек 6 ударов по
туловища из ие мяча ногами 12 метров (сек.) воротам на
положения (кол-во раз)
точность
лежа
(10м)
(30 сек.)
5

4

3

5

4

3

8-9 лет 160 155 150 5,2 5,5 5,7 10,6 12,0 12,4 14

11

9

5

4

3

5

4

3

14,0 15,0 16,0

5

4

3

3

2

2

24

Протокол Промежуточной аттестации учащихся
по дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей программе
« »
Дата проведения:
Номер группы:
Цель:
текущего контроля
№

Ф.И. учащегося

п
/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2

Форма
Теоретический
материал
(количество баллов)

Практический
материал
(количество баллов)

Итого
(количество
баллов)

Общий уровень освоения
программы (В, С, Н)

Оценки
результатов
(зачет, не зачет)

ИТОГО: общий уровень освоения программы в группе
«В» - чел., %
«С» - чел., %
«Н» - чел., %
По результатам промежуточной аттестации:
учащихся (
%) окончили 1 год обучения по программе_«»_
0

учащихся (

%) оставлены на повторный курс обучения по программе.

Подпись педагога дополнительного образования

Расшифровка подписи (ФИО)

28

Приложение 3.
Текущий контроль успеваемости на каждом занятии
Цель: Определение уровня понимания изучаемого материала и уровня
приобретенных умений и навыков.
Форма: наблюдение.
Универсальный лист контроля.
Ф. И. учащегося

Теоретические знания

Практические умения и
навыки

Итог

Уровни оценивания нормативов:
3 – высокий;
2 – средний;
1 – низкий.
Итог:
5 – 6 баллов – высокий уровень; 3 – 4 балла – средний уровень;
2 и менее балла – низкий уровень.
Критерии
Теоретические знания
3 – учащийся употребляет специальные термины осознанно и в полном
соответствии с их содержанием;
2 – учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой;
1 – учащийся знает отдельные специальные термины, но избегает их
употреблять.
Практические умения и навыки
3 –учащийся овладел практически всеми умениям
и
навыками,
предусмотренными занятием;
2 – объем усвоенных учащимся умений и навыков составляет более ½;
1 – учащийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.