I.Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Я рисую» (далее Программа) разработана в
соответствии с действующими нормативными правовыми актами:
1.Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 года № 185
«О стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035
года»;
5. Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года, утвержденная Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 10 декабря 2019 г. №
44/2019-619;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р);
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - М.:
Просвещение,2009.;
9. Приказ Министерства образования и науки Республики Коми «Об утверждении
правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Республике Коми» от 15.12.2023 года №767-п;
10. Письмо Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические рекомендации по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
дополнительных
общеразвивающих программ в Республике Коми»;
11. Устав Муниципального учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей «Олимп».
Программа
соответствует
приоритетным
направлениям
социальноэкономического развития Республики Коми для реализации молодёжной политики
Регионального проекта Республики Коми «Творческие люди» национального проекта
«Культура», посредством развития творческих способностей учащихся, формирования
устойчивого интереса к искусству, повышения художественно-творческой активности.
Актуальность программы. Рисование – это естественная деятельность для детей
5-6 лет. Это способствует развитию фантазии, художественных способностей
учащихся, их самовыражению, нестандартности мышления, а также внутреннему
расслаблению, что благоприятно сказывается на психическом и физическом здоровье.
Рисование может посоперничать с интернет-зависимостью, переключая внимание
ребенка, помогает снизить уровень детского стресса, повышает коммуникативные
навыки.
Новизна программы. Программа построена на интеграции базовых и
нетрадиционных художественных техник. Тем самым, она обеспечивает овладение
различными инструментами и материалами (цветные карандаши, восковые мелки,
фломастеры, гуашь, акварель, ватные палочки, трубочки для выдувания, различную
бумагу и картон, целлофановые пакеты и другие), что создает условия для творческой
самореализации и активного развития учащегося в условиях быстро меняющихся
запросов детей.
Отличительной особенностью программы является обучение рисованию через
изучение природных и культурных особенностей большой и малой Родины, что
поможет дошкольнику с особым интересом воспринимать окружающую реальность,
замечать цветовые сочетания и формы, характерные для региона, применять их в своем
творчестве.
В содержание программы включены воспитательные беседы, в ходе которых у
учащиеся формируется моральные ценности, нормы поведения, развиваются социальные
навыки.
Характеристика программы:
По форме обучения – очная
По степени авторства – модифицированная
По уровню сложности содержания – стартовый уровень
Адресат программы:
Данная программа предназначена для детей в возрасте 5-6 лет, без специальной
подготовки. Набор в группы по заявлению, количество детей 12-15 человек.
Объем и сроки освоения программы.
Срок
Год обучения
Продолжительность
освоения
в неделях
1 год
72 часа
36
Режим занятий
Количество
Количество
часов
занятий
в неделю
в неделю
2
2
Режим занятий:
Продолжительность занятия – 2 академических часа с 10-минутным перерывом.
Занятия сочетают в себе теоретическую и практическую части.
Продолжительность: до 30 мин.
Особенности организации образовательного процесса:
Состав группы – постоянный.
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальная.
Формы занятий: учебное занятие, выставки, экскурсии.
парная,
групповая,
1.2.Цель и задачи
Цель: развитие творческих, художественных способностей учащихся 5-6 лет посредством
изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
1.Обучить детей работе с базовыми художественными инструментами и
материалами и правилами работы;
2.Сформировать знания об истории изобразительного искусства, известных
художниках, и возможностях рисования для человека.
3. Научить рисовать в разных техниках, в том числе нетрадиционных.
Развивающие:
1.
Развивать навыки сотрудничества и совместной деятельности;
2.
Развивать коммуникативные навыки при взаимодействии со сверстниками и
взрослыми;
3.
Развивать навык решения учебных задач.
Воспитательные:
1.Формировать мотивацию к художественно-творческой деятельности и любви к
родному краю.
2.Способствовать развитию личностных качеств: дисциплинированности,
ответственности, усидчивости.
3. Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план
№
Тематическая программа
п/п
1
Организационное занятие. Игра-беседа
Кол-во часов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
2
1
1
«Безопасное обучение и рисование»
2
«Путешествие в мир рисования».
Входящая диагностика
3
«Времена года»
6
2
4
4
«Гуашь»
6
1
5
5
«Акварель»
6
1
5
6
«Волшебные техники»
6
2
4
7
«Творим с кисточкой»
6
1
5
8
«Творим и украшаем»
6
2
4
9
«Праздник»
4
1
3
10
«Сбережем природу!»
6
2
4
11
«Юный патриот»
4
2
2
12
«Любимая семья»
2
1
1
13
«Рисуем сказку»
2
1
1
14
«Смешанная техника»
6
1
5
15
«Скоро лето»
2
0
2
16
«Рисуем вместе»
2
0
2
17
Досугово-развивающая деятельность
2
0
2
18
Промежуточная аттестация
2
1
1
Итого
72
20
52
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана
1. Организационное занятие. Игра-беседа «Безопасное обучение и рисование»
Теория: техника безопасности и правила поведения на занятиях и переменах, правила
работы с материалами и инструментами.
Практика: выполнение рисунка красками.
2. «Путешествие в мир рисования». Входящая диагностика.
Теория: знакомство с ИЗО, просмотр репродукций картин известных художников
Практика: см. Приложение № 2
3. «Времена года»
Теория: признаки каждого времени года, изменения в природе, просмотр репродукций
картин известных художников (И.Е.Репин, И.И.Шишкин, И.Э.Грабарь).
Практика: создание тематических работ по каждому времени года.
Обсуждение примет-признаков осени. Рассматривание листочков разных деревьев.
Определение изменившихся признаков: изменился цвет, свойства - стали сухие,
хрупкие.
4. «Гуашь»
Теория:
уточнение
знаний
по
технике
рисования
гуашью,
примеры
работ
(Б.М.Кустодиев, В.А.Серов).
Практика: выполнение рисунков на разные темы в технике гуаши.
5.«Акварель»
Теория: что умеет акварель? Способы рисования. Просмотр репродукций картин
акварелистов (К.П.Брюллов, В.Э. Борисов-Мусатов, С.Н. Андрияка).
Практика: упражнения-игры в технике акварели (пятно-капля-заливка). «Образ из
пятна», акварель по-сухому, акварель по-сырому, акварель.
Выполнение рисунков на усложнение.
6.«Волшебные техники»
Теория: необычное рисование, способы и техники. Изображение космоса.
Практика:
знакомство
с
нетрадиционными
художественными
техниками
(тампонирование, кляксография/техника выдувания, техника отпечатка, техника
рисования надутыми и разложенными пакетами, рисование пальчиками, зубной
щеткой, пластмассовой вилкой, ватными палочками и другие).
7.«Творим с кисточкой»
Теория: виды кистей и способы работы с ними.
Практика: выполнение тематических работ по отработке разных способов работы с
кистью и красками. Кисть «Сырой след», «Сухая кисть», «Метод тычка». Материалы:
кисти (круглые, плоские, «веер»), пенал с принадлежностями, ватман А4, краски,
палитры, материалы для уборки.
8.«Творим и украшаем».
Теория: Знакомство с прикладным искусством.
Практика: выполнений росписи шаблона народной игрушки, работа с узорами,
орнаментами.
9.«Праздник».
Теория: способы создания праздничных рисунков. Игра «Цвет и праздник»
Практика: поэтапное создание праздничного рисунка.
10. «Сбережем природу!».
Теория: особенности изображения природных форм: растений, цветов, грибов, беседа
«Экология Республики Коми».
Практика: изображение природных форм в ранее изученных техниках.
11. Юный патриот.
Теория: патриотические беседы для дошкольников.
Практика: рисунки на патриотическую тематику, участие в патриотических акциях.
12. Любимая семья.
Теория: беседа «Семейные ценности», просмотр репродукций картин А.Г. Венецианова.
Практика: портрет члена семьи в смешанной технике.
13.«Рисуем сказку»
Теория: прослушивание сказки о преодолении своих страхов и семейной поддержке
«Волшебный фонарь», обсуждение.
Практика: рисование волшебного фонаря в технике гуаши.
14.«Смешанная техника».
Теория: дружба материалов. Просмотр наглядного материала.
Практика: выполнение работ по образцу, выполнение творческих работ. Тема работы и
техника подбирается педагогом.
15.«Скоро лето».
Теория: изображение лета великими художниками и любителями (цветовая гамма
картина, характерные признаки изображения лета, тематика работ).
Практика: тематические рисунки на тему лета.
16. «Рисуем вместе».
Практика: выполнение коллективной работы «Цветочная поляна».
17. Досугово-развивающая деятельность.
Практика: посещение Национального музея РК.
18.Промежуточная аттестация.
Теория: проверка знаний в виде карточек с вопросами.
Практика: выполнение творческого задания.
См. Приложение 2, Приложение 2,1
Календарно-тематическое планирование
1. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения (Приложение №1)
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
1.
Знают историю изобразительного искусства, некоторых известных
художников и элементарные возможности рисования для человека.
2.
Знают правила работы с различными материалами и инструментами.
3. Знают и умеют рисовать в разных техниках, в том числе нетрадиционных.
Личностные результаты:
1. Мотивированы на продолжение обучения рисованию как основы для эстетического
восприятия мира.
2. Понимают, что важно любить родной край и чувствовать себя его частью.
3. Продолжают воспитывать в себе ответственность, усидчивость, дисциплину;
Метапредметные результаты:
1. Пытаются сотрудничать в совместной деятельности с педагогом и другими
учащимися.
2. Пытаются развивать навык общения друг с другом и педагогом.
3. Пытаются решать поставленные учебные задачи.
II. Комплекс организационно –педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
2.1.1. Материально-техническое обеспечение.
1. Наличие учебного кабинета
2. Учебные столы.
3. Стулья.
4. Шкаф для хранения учебного материала.
5. Доска маркерная.
6. Ноутбук.
7. Интерактивная доска.
8. Канцелярские принадлежности.
2.1.2. Информационное обеспечение программы.
1.Нормативно-правовые документы;
2.Справочная учебно-методическая литература;
3.Дидактические материалы (методические и наглядные пособия, плакаты,
схемы, иллюстрации, шаблоны, технологические карты).
2.2. Принципы и технологии воспитания и обучения
Содержание Программы предполагает реализацию следующих принципов:
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Некоторые темы
предполагают право выбора собственного трактования рисунка учащимся, поощряется
собственный взгляд ребёнка на проблему.
Принцип природосообразности обучения позволяет обеспечить поддержку и
помощь детям, которые испытывают трудности в обучении, создавать условия для
развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых
детей. Любое положительное проявление творчества юного автора находит поддержку
и сопровождение педагога.
Принцип культуросообразности заключается в учете особенностей культуры и
природной среды России и Республики Коми в процессе усвоения программы.
Принцип диалогичности. Учащийся выполняет разные роли («я–художник», «я–
зритель», «я–слушатель»), что способствует выработке необходимых умений и навыков
«проживания» и «нахождения» в творческом взаимодействии.
В процессе реализации Программы используются следующие педагогические
технологии:
Игровая технология. Ведущей деятельностью учащихся 5-6 лет является игровая,
поэтому на занятиях используются в том числе, дидактические игры: «Веселые и
грустные цвета», «Выбери лишнее», игра «Веселые пропорции», «Найди похожие
формы»
Здровьесберегающая технология. Соблюдение режима обучения и отдыха,
проветривание, перерыв между парными занятиями, физминутка, наблюдение за
соблюдением осанки и нажимом на инструмент, дозированное использование ИКТ,
проведение инструктажей по технике безопасности, оздоровительных мероприятий,
воспитательных бесед на тему ЗОЖ, экологии.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование медиаресурсов как источника информации, компьютерная поддержка деятельности учителя
на разных этапах урока.
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане воспитательной
работы (приложение № 4) и включает в себя ключевые направления (духовнонравственное воспитание, здоровье и экология, патриотизм, труд).
Программа включает план работы с родителями (Приложение№5), как
необходимого компонента успешной реализации программы.
2.3. Особенности работы детей с ОВЗ в рамках программы
В группах для детей с ОВЗ необходимо применение соответствующих
возможностям и потребностям учащихся технологий, методов, приемов, форм
организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного и
дидактического материала.
Важным компонентом является организация занятий с использованием
интерактивных форм деятельности детей, направленных на раскрытие творческого
потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в
жизни объединения, формированию здоровой самооценки.
Для эффективной реализации программы создаются специальные условия,
способствующие освоению детьми с ОВЗ дополнительной программы:
- использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ;
- обеспечение здоровьесберегающих условий, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм;
- занятия в малых группах (до 5 человек);
- раздаточные материалы и дидактические материалы, отвечающие особым
образовательным потребностям детей с ОВЗ;
- обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта (внимательное корректное
отношение, дозированная помощь; ровный тон голоса педагога);
- включение в социальную активность с другими детьми (участие в выставках и
мероприятиях);
- наглядно-действенный характер содержания обучения и упрощение системы
учебно - познавательных задач, решаемых в процессе обучения;
- адаптация текстового, аудио и видео материала (увеличение шрифта, выделение
цветом, субтитры);
- соблюдение максимально допустимого уровня нагрузок в соответствии с
рекомендациями ТПМПК;
- особые требования к диагностике и оцениванию результатов обучения данных
обучающихся
- использование нетрадиционных техник рисования.
2.4. Формы, периодичность и порядок промежуточной
аттестации и контроля учащихся
Результативность
освоения
программного
материала
отслеживается
систематически в течение года с учетом уровня знаний и умений учащихся по всем
разделам программы. С этой целью используются следующие виды контроля:
- входящая диагностика уровня имеющихся знаний, умений, навыков на начало
учебного года
- текущий контроль ведется в течение всего учебного года для отслеживания
результатов по программе в динамике;
- промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в форме
тестирования и практического задания.
Этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости
Этапы
аттестации,
сроки
Входящий
контроль
Сентябрь
Промежуточн
ая аттестация
Апрель
Цель
Содержание
Форма проведения
Критерии
диагностика
ЗУН на начало
учебного года
Устная проверка
усвоенного
материала,
выполнение
практической
контрольной
работы
См. приложение №2
См. Приложение
№2.1, 3
Проверка
усвоения
основных
понятий,
приемов
работы, общий
уровень
обученности на
конец учебного
года
Проверить:
основные ЗУН за
год обучения
Наблюдать:
Личностные
качества,
метапредметные
умения
См. приложение №2
См. Приложение
№ 2.1, 3
III. Список используемой литературы
3.1.
Нормативные документы
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[Электронный ресурс]. - https:// clck.ru/C7fwL
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. //
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009. [Электронный ресурс].
– Режим доступа:https//clck.ru/TgJRH
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 мая 2018
№298
«Об
образования
утверждении
детей
и
профессионального
взрослых»
стандарта
[Электронный
«Педагог
ресурс].
–
дополнительного
Режим
доступа:
http
https:www.garant.ru/prodacts/ipo/prime/doc/71932204/
4.Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от
5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ (вместе с «Порядком организации и
осуществления
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ [Электронный ресурс].
5.Приказ Министерства просвещения РФ от 03 сентября 2019 № 467 «Целевая модель
развития региональных систем дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/561232576
6.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении концепции развития
дополнительного образования детей») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://
docs.cntd.ru/document/350163313
7.Стратегия социально-экономического развития Республики
Коми до 2035 года
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/553237768
8.Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030 года
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/438993064
9.Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 01
июня 2018 №214-п «Об утверждении правил персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Республике Коми» [Электронный
ресурс]. - Режим
доступа: http:// docs.cntd.ru/document/550163236
10.Приложение к письму Министерства образования, науки и молодежной политики
Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические рекомендации по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
в
общеобразовательных
Республике
-
Коми»[Электронный
дополнительных
ресурс].–
Режим
доступа:https://clck.ru/TgMbA
11.Устав муниципального учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного
образования детей «Олимп» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://olimpkomi.profiedu.ru/upload/proeduolimp_komi_new/files/
32/72/327233e25569b6276ddb3e8090d97869.pdf
3.2. Литература для педагога
1.Грибовская
А.А.
Занятия
по
изобразительной
деятельности.
Коллективное
творчество/А.А. Грибовская. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192 с.
2.Евтушенко И.В. Методические рекомендации по особенностям организации
дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью по направленностям ДОП программ (художественная, техническая,
естественнонаучная, физкультурно-спортивная, туристко-краеведческая, социальнопедагогическая). – М.: Российский университет дружбы народов, 2020. – 86 с.
3.Иттен И. Искусство цвета/И. Иттен.– М.: Д. Аронов, 2001. – 95 с.
4.Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества:
учебное пособие/Т.Г.Казакова. – М.: Владос, 2016. – 255 с.
5.Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные
техники,
планирование, конспекты занятий»/ Р.Г. Казакова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
6.Лобанова В. Необыкновенное рисование/ В. Лобанова. – М.: Издательство «МозаикаСинтез» 2007. – 16 с.
10.Постригай А.И. Большое искусство детям: от барокко до Ван Гога/А.Постригай, Т.
Григорьян. – Аст, 2021. – 208 с.
7.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных организаций/ Л.Г. Савенкова, Е.А. Еромолинская. –
М.: Просвещение, 2011. – 126 с.
8.Селютин И. Ю. «Как рисовать природу»/И.Ю.Селютин. – М.: Сталкер, 2007. – 72 с.
3.3. Литература для родителей и учащихся
1.Барб-Галль Франсуаза. Как говорить с детьми об искусстве/Барб-Галль Франсуаза. –
СПб.:Арка, 2007. – 192 с.
2. Иванова О.Л., Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие
способности ребенка/ О.Л. Иванова, И.И. Васильева. – Образовательные проекты, 2020.
– 96 с.
3.Праделла Р., Ханне Т. Веселая школа рисования. Для детей от 3-х лет/Р. Праделла, Т.
Ханне. - Ниола-пресс, 2007. – 79 с.
3.4. Электронные ресурсы
1.Национальный
проект
«Культура.
РФ»
[Электронный
доступа: https://culture.gov.ru/about/national-project/about-project/
22.03.2025.)
ресурс].
(дата
–
Режим
обращения
Приложение 1
4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Календарно-тематическое планирование
№
зан.
Тема
Всего
1
Организационное занятие.
Игра- беседа «Условия
безопасной работы»
2
Игра:
«Знакомство с
3 «Путешествие
чудо
в мир рисования» 1 ч
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Количество часов
«Путешествие в мир
рисования» Входящий
контроль
«Времена года». Теория 1 ч
«Времена года». Теория 2 ч
«Времена года». Практика 1 ч
«Времена года». Практика 2 ч
«Времена года». Практика 3 ч
«Времена года». Практика 4 ч
Гуашь. Теория 1 ч
Гуашь. Теория 2 ч
Гуашь. Практическое задание 1 ч
Гуашь. Практическое задание 2 ч
Гуашь. Творческое задание 1 ч
Гуашь. Творческое задание 2 ч
Гуашь. Итоговая работа 1 ч
Гуашь. Итоговая работа 2 ч
Акварель. Теория 1 ч
Акварель. Теория 2 ч
Акварель. Практическое задание 1
ч.
Акварель.
Практическое задание 2ч.
Акварель. Творческое задание
Акварель. Итоговая работа
Волшебные техники. Теория 1 ч
Волшебные техники. Теория 2 ч
Волшебные техники.
Практическое задание 1 ч
Волшебные техники.
Практическое задание 1 ч
Теория
Практика
1
1
0
1
0
1
1
1
0
1
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
1
0
0
0
0
0
0
1
1
0
0
0
0
1
1
0
0
0
1
1
1
1
0
0
1
1
1
1
1
1
1
0
1
1
1
1
0
0
1
1
0
1
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
Волшебные техники.
Творческое задание
Волшебные техники. Итоговая
работа с кисточкой. Упражнения
Творим
Творим с кисточкой.
Практическое задание 1 ч
Творим с кисточкой.
Практическое задание 2 ч
Творим с кисточкой.
Практическое задание 3 ч
Творим с кисточкой.
Творческое задание
Творим с кисточкой. Итоговая
работа и украшаем. Теория 1 ч
Творим
Творим и украшаем. Теория 2 ч
Творим и украшаем.
Практическое задание 1 ч
Творим и украшаем.
Практическое задание 2 ч
Праздник. Теория
Праздник. Практическое задание 1
ч
Праздник.
Практическое задание 2
ч
Праздник.
Творческое задание
Природа. Теория 1 ч
Природа. Теория 2 ч
Природа. Практическое задание 1 ч
Природа. Практическое задание 2 ч
Природа. Творческое задание
Природа. Итоговая работа
Жители леса. Теория 1 ч
Жители леса. Теория 2 ч
Жители леса. Практическое задание
1Жители
ч
леса. Практическое задание
Жители леса. Творческое задание
Жители леса. Итоговая работа
Рисуем сказку. Теория
Рисуем сказку. Творческое задание
Смешанная техника. Теория
Смешанная техника.
Практическое задание 1 ч
Смешанная техника. Практическое
задание 2 ч
Смешанная техника.
Творческое задание
Рисуем ветерок. Практическое
задание ветерок. Творческое задание
Рисуем
1
0
1
1
1
1
0
0
0
1
1
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
1
1
1
0
1
1
0
1
0
0
1
1
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
1
1
0
0
0
0
1
1
0
0
0
0
1
0
1
0
0
1
1
1
0
0
1
1
1
1
0
0
1
1
1
1
0
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
1
0
0
1
1
65
66
67
68
69
70
71
72
Скоро лето. Теория
Скоро лето. Практическое задание 1
ч
Скоро
лето. Практическое задание 2
ч
Скоро
лето. Творческое задание
Я рисую. Теория 1 ч
Я рисую. Практическая работа
Я рисую. Промежуточная аттестация
1Я чрисую. Промежуточная аттестация
2ч
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
72
1
0
0
0
1
0
1
0
22
0
1
1
1
0
1
0
1
50
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы
Входящий контроль
Цель: диагностика полученных знаний на входящих занятиях.
Теория: педагог дает первому учащемуся кисточку «Всезнайку» и задает вопрос.
Далее по очереди передается кисточка другому учащемуся и задается
следующий вопрос.
На ответ дается 3-5 мин. Вопросы могут повторятся.
1.Назови три основных цвета.
2.Для чего нужна палитра?
3.Как нужно взять лист, если рисуешь растущее вверх дерево?
Критерии оценки теоретических знаний:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (ответы сформулированы верно и
самостоятельно)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме
(ответы сформулированы частично верно или с помощью педагога)
1 балл – не усвоил материал (два неверных или нет верных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческое задание на тему «Радуга».
Материалы: формат А4, пенал, гуашь, палитра, кисти,
непроливайка, материалы для уборки
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 25 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Работа в формате;
- Цветовое решение работы;
- Аккуратность;
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической работы:
3 балла – работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
критерии
2 балла – работа выполнена с частичной помощью педагога
(присутствует 1 ошибка в одном из критериев)
1 балл – работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем
критериям за теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов) – показаны отличные знания, умения и навыки;
Средний (3-4 балла) – допущены ошибки при ответе на вопрос
или при выполнении практической работы;
Низкий (1-2 балла) – допущены ошибки при ответе на вопрос
и выполнении практической работы.
Промежуточная аттестация
Цель: Проверка усвоения основных понятий, приемов работы, общий
уровень обученности на конец учебного года
Теория: ребята достают картинки из коробочки(пакета), по очереди
показывают и отвечают на вопрос, соответствующий картинке
(педагог задает вопрос в соответствии с картинкой на карточке).
На ответ дается 3-5 мин. Вопросы могут быть
переформулированы. 1.Как смешать оранжевый цвет?
2.С каким материалом «дружат» восковые мелки?
3.Опиши своими словами, что изображено на
картинке?
Критерии оценки теоретических знаний:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (ответы сформулированы
верно и самостоятельно)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме
(ответы сформулированы частично верно или с помощью
педагога) 1 балл – не усвоил материал (два неверных или нет
верных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческое задание на тему «Летняя
поляна». Материалы: формат А4, пенал, гуашь, палитра,
кисти, непроливайка, материалы для уборки
Форма работы: самостоятельная
работа Время выполнения: 25
минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий) - Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Грамотный рисунок;
- Цветовое решение
работы; Аккуратность;
Система оценивания (практика) общий балл за
выполнение практической работы:
3 балла – работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы
работы, критерии
2 балла – работа выполнена с частичной помощью
педагога (присутствует 1 ошибка в одном из
критериев)
1 балл – работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом
по всем критериям за теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов) – показаны отличные знания, умения и
навыки; Средний (3-4 балла) – допущены ошибки при ответе на
вопрос
или при выполнении практической работы;
Низкий (1-2 балла) – допущены две и более ошибки при ответе на вопрос и
выполнении практической работы.
Приложение 2.1
Критерии оценки результатов освоения программы учащимися
с ОВЗ
Главный принцип психолого-педагогического мониторинга
освоения программы учащимися с ОВЗ – отслеживать сформированность
предметных и метапредметных достижений ребенка индивидуально, не
сравнивать результаты с возрастной нормой сверстников со
стандартными показателями здоровья.
Показатель
Низкий
уровень
Учащийся освоил
понятия не в полном
объеме, не может
сформулировать ответы
самостоятельно на
большинство вопросов
Средний
уровень
Учащийся освоил
понятия не в
полном объеме,
может
сформулировать
ответы
самостоятельно на
среднее количество
вопросов
Освоение
практических
знаний
Работа
выполнена
качественно с помощью
педагога, соблюдены все
этапы работы
Работа выполнена
качественно
с
частичной
помощью педагога,
соблюдены
все
этапы работы
Сформированно
сть навыков
развития мелкой
моторики
Неумение использовать
художественный
инструмент
Умение
использовать с
помощью педагога
Освоение
теоретических
знаний
Высокий
уровень
Учащийся
освоил
понятия в
полном
объеме,
может
сформулирова
ть ответы
самостоятельн
о на все
вопросы
Работа
выполнена
качественно,
самостоятельн
о
или
с
частичной
помощью
педагога,
соблюдены все
этапы работы
Справляется
самостоятельн
о
Творческая
активность
и реализация
Низкое проявление или
отсутствие активности,
регулярное
использование образцов
Периодическое
проявление
активности,
частичное
использование
образцов
Высокое
проявление
творческой
активности,
способность
самостоятельн
о реализовать
свои идеи
Приложение 3
Диагностика уровня обученности
Год обучения _________________________________________________
Вид диагностики
_
Оценочная таблица диагностики теоретических знаний по
программе «Я рисую»
№1
Балл
№ Ф.и учащегося
1
2
3
Оценочная таблица проверки умений и навыков по
программе
«Я рисую»
№2
№
Ф.и
учащегося
Критерии оценки практической работы
Работа
Аккуратност Цветовой
Последов
в формате
ь
атель ное
колорит
соблюден
работы,
ие всех
фантазия
этапов
работы
Общий
балл
1
2
3
Итоговая оценочная таблица проверки знаний, умений и навыков
учащихся
по программе «Я рисую»
№
1
2
3
Общий балл за Общий балл Итоговый
Ф.И
за
балл
учащегос теоретические
практические
знания
я
умения и
навыки
Уровень
обученности
Итоговая оценочная таблица проверки знаний, умений и
навыков учащихся с ОВЗ
по программе «Я рисую»
№
1
2
3
Ф.И
учащегося
Общий Общий Мотива
балл за балл за ция к
теоретичес практиче обучени
к ие знания с кие
ю,
умения и творчес
навыки
кая
активно
Итоговый
Уровень
балл
обученности
Приложение 4
План воспитательной работы
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Содержание
Беседа: «Правила поведения и техника безопасности на
занятиях и мероприятиях»
Беседа «Безопасность на улице и дома»
Беседа: «Безопасность в сети Интернет»
Беседа: «Осторожно, гололёд!»
Беседа: «Профилактика гриппа и ОРВИ»
Беседа: «Традиции Россиян»
Беседы: «Осторожно, елка»
Беседа: «Опасные игрушки»
Беседа: «Семейный очаг»
Беседа: «Все мы разные»
Беседа: «Экология – это все, что нас окружает»
Беседа: «Закон обо мне, мне о законе»
Беседа: «Осторожно, сход снега!»
Беседа: «Мое здоровье – в моих руках»
Беседа «Осторожно, тонкий лед»
Беседы: «Безопасный отдых», «Безопасность на воде»
В течение года Участие во внутриучрежденческих мероприятиях,
конкурсах различного уровня
Приложение 5
План работы с родителями
Месяц
Сентябрь
Ноябрь
Январь
Содержание
Организационное родительское собрание:
Открытое занятие «Рисуем всей семьей»
Родительское собрание «Первые творческие
результаты»: результаты обучения за 1-е полугодие;
отчет родительского комитета.
Родительское собрание «Творческие
Май
итоги»: результаты обучения за год;
отчет родительского комитета за
год; награждение активных
В течение родителей
-Привлечение родителей к подготовке и
учебного года проведению мероприятий, открытых занятий
-Консультирование родителей по вопросам обучения детей
-индивидуальные консультации с родителями учащихся с
ОВЗ
-Выставки рисунков