КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «В мире цвета» модифицированная, базового
уровня сложности, учрежденческая, разновозрастная, художественной
направленности.
Дополнительная
общеобразовательная
–
дополнительная
общеразвивающая программа «В мире цвета» разработана на основе:
1. Нормативных правовых актов и государственных программных
документов в области дополнительного образования:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» https:// clck.ru/C7fwL
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа
https://
pokrovsky.gosuslugi.ru/netcat_files/32/50/Prikaz_Minprosvesscheniya_Rossii_ot_
27.07.pdf
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/350163313
4.
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми
до 2035 года https://docs.cntd.ru /document/553237768
5.
Стратегии
социально-экономического
развития
города
Сыктывкара до 2030 года https://docs.cntd.ru /document/438993064
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656
7.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(утв. распоряжением
Правительства РФ от
29
мая
2015
года №996-р) [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
8. Устав муниципального учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Олимп» [Электронный ресурс]. –
Режим
доступа:
https://olimpкomi.profiedu.ru/upload/proeduolimp_komi_new/files/32/72/327233e25569b6276dd
b3e8090d97869.pdf
2.Типовых программ по направлению деятельности:
Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-эстетическая
программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных
учреждений М.: ТЦ Сфера,2024 г
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки,
владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами
деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее
развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что
художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую
функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая
нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение,
обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Программа имеет базовый уровень, ориентирована на дошкольный возраст.
На данном этапе учащиеся приобретают ЗУН по элементарным основам
изобразительной грамоты, цветоведения (смешения цветов), изучают
традиционные и нетрадиционные техники работы гуашью.
Актуальность программы обусловлена большой востребованностью
среди родителей иучащихся дошкольного возраста, так как раскрывает
творческий потенциал ребенка, помогает подготовить руку к письму и
выработать усидчивость для успешного обучения в школе.
Новизна данной программы:
- работа гуашью в различных техниках;
-уделено особенное внимание - приобщению учащихся к национальнорегиональному компоненту.
Социальная значимость программы: любование природой, изучение
растительного и животного мира Коми Края в программе способствует
реализации одного из направления социально-экономического развития города
Сыктывкара и Республики Коми изучение, сохранение и развитие
традиционных для этнического народа Коми природного наследия.
Программа спроектирована на основе типовой программы Копцева Т.А.
Природа
и
художник.
Художественно-эстетическая
программа
по
изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений М.:
ТЦ Сфера,2024
Отличительной особенностью является многообразие представленных
техник работы с гуашью, а также включение тем по рисованию природы,
животного и растительного мира Коми края.
Организационно – педагогические основы обучения.
Адресат программы
Программа базового уровня составлена для учащихся 5-6 лет, рассчитана на
1 год обучения.
Количество учащихся в группе-15 человек.
Срок и объем освоения программы:
Продолжительность образовательного процесса 1 год обучения. Общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы - 72 ч:
Год
обучения
Количество часов
в неделю
Количество часов
в год
2
72
72
1
ВСЕГО
Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
Основным видом занятия является учебное занятие. Формы работы
учащихся на занятии – индивидуальные, групповые. Основной формой учебно–
воспитательного процесса является групповое учебное занятие.
Виды занятий – теоретические, практические, комбинированные. Виды
занятий по программе определяются содержанием программы и
предусматривают: беседы, игры, конкурсы, викторины, экскурсии,
самостоятельную работу, массовые воспитательные мероприятия.
Формы обучения: Очная
Режим занятий:
Режим работы 1 года обучения для всех групп по 2 часа 1 раз в неделю.
Занятия проводятся в групповой форме.
Год
обучения
Количество часов и раз в неделю
1
1 раз по 2 часа
Цель и задачи программы
Цель: формирование и развитие творческих способностей учащихся через
различные способы рисования гуашью.
Задачи программы:
Образовательные:
Научить работе гуашью в традиционных и нетрадиционных техниках
рисования;
Научить изображать некоторые виды флоры и фауны Республики Коми;
Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятиям по живописи.
Воспитывать коммуникативные способности детей.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Учебно–тематический план 1 год обучения
№
Название раздела, темы
Раздел 1. Мир природы
1.1. Вводное занятие. Рисунок на
свободную тему.
1.2. Улыбка природы-яркое
солнышко
1.3. Образы неба. Светлые и темные
краски
1.4. Образ дерева(НРК)
1.5. Образы цветов(НРК)
1.6. Аппетитные, ароматные,
сладкие...
1.7. Грибной дождик(НРК)
1.8. Украшение кокошника зимы,
весны, лета, осени
Раздел 2. Мастерская Деда Мороза
2.1. Новогодняя игрушка
2.2. Новогодняя открытка
2.3. Символ года. Текущий контроль
успеваемости.
2.4. Самая красивая снежинка
2.5. Новогодняя красавица (елочка)
Раздел 3. Мир животных
3.1. Рисуем насекомых (НРК)
3.2. Рисуем птиц (НРК)
3.3. Домашние животные
3.4. Тайны морских глубин.
Раздел 4. Мир искусства
4.1. Художник-гример. Клоун
веселый и печальный
4.2. Художник-мультипликатор.
Лошарик
4.3. Художник-иллюстратор.
4.4. Художник – архитектор.
Цветочный город
4.5. Художник создает мебель.
Сказочное кресло-трон
4.6. Художник создает транспорт
(сказочная карета)
4.7. Художник украшает одежду.
Раздел 5. Досугово-развивающая
деятельность
Количество часов
Всего
Теория
Практика
24
8
16
2
1
1
2
1
1
2
1
1
4
6
2
1
1
1
3
5
1
4
2
1
1
3
1
10
2
2
2
5
1
1
1
5
1
1
1
2
2
18
4
4
4
6
16
2
1
1
4
1
1
1
1
7
1
1
1
14
3
3
3
5
9
1
2
1
1
4
2
1
1
3
1
2
1
1
2
1
1
2
2
1
1
2
Раздел 6. Промежуточная аттестация
Итого
2
72
1
25
1
47
Содержание тем учебно-тематического плана 1 года обучения
Раздел 1. Мир природы
1.1 Вводное занятие. Рисунок на свободную тему.
Теория: цель и задачи работы объединения, техника безопасности при работе с
гуашью.
Практика: Рисунок на свободную тему.
1.2. Улыбка природы-яркое солнышко.
Теория: анализ формы солнца (круг), цветовой образ солнышка: на восходе,
полуденное, на закате. Знакомство с палитрой, получение оранжевого цветасмешение красного и желтого цветов.
Практика: изображение сказочного солнышка, солнышка с луной.
1.3. Образы неба. Светлые и темные краски.
Теория: цвет неба в разное время суток и в разную погоду. Смешение цвета с
черной и белой красками.
Практика: выполнение двух разнохарактерных подмалевков: на одном листе
смешение светлых красок, на другом - темных.
1.4. Образ дерева (НРК).
Теория: хвойные и лиственные деревья на территории Республики Коми, их
отличительные особенности, различие между хвойным и лиственным деревом.
Практика: рисование хвойного и лиственного деревьев.
1.5. Образы цветов.
Теория: полевые цветы на территории Республики Коми, части цветка,
особенности рисования цветов.
Практика: рисование цветков одуванчика, иван-чая, борщевика.
1.6. Аппетитные, ароматные, сладкие…
Теория: любование фруктами, названия фруктов, цветовая гамма фруктов.
Практика: рисование тарелки с фруктами (возможен вариант с натуры).
1.7. Грибной дождик (НРК)
Теория: съедобные и ядовитые грибы на территории Коми Края.
Практика: выполнение творческой работы на тему «Грибная полянка».
1.8. Украшение кокошника зимы, весны, лета или осени.
Теория: краски времен года, изменение пейзажа в зависимости от времен года,
простейшие элементы орнамента (капелька, линия, точка). Приемы работы
ватными палочками.
Практика: украшение картонной заготовки кокошника, выполнение свободной
орнаментальной композиции.
Раздел 2. Мастерская Деда Мороза
2.1. Новогодняя игрушка
Теория: история украшения елки новогодними игрушками, виды новогодних
игрушек. Техника набрызг.
Практика: изображение еловой веточки с новогодней игрушкой в технике
набрызг.
2.2. Новогодняя открытка
Теория: виды новогодних открыток, сюжеты новогодних открыток. Техника
«роспись по трафарету»
Практика: изображение новогодней открытки в технике «роспись по
трафарету».
2.3. Символ года.
Теория: животные восточного гороскопа. Основные приемы работы в технике
сухая кисть. Текущий контроль успеваемости.
Практика: изображение животного, символа наступающего Нового года в
технике сухая кисть. Текущий контроль успеваемости.
2.4. Самая красивая снежинка.
Теория: что такое снежинка, особенности изображения снежинок, схемы
изображения снежинок.
Практика: изображение снежинки в одной из представленных схем.
2.5. Новогодняя красавица (елочка)
Теория: история праздника Новый год, новогоднее дерево, украшение
новогоднего дерева.
Практика: изображение новогоднего дерева, украшенного игрушками
Раздел 3. Мир животных
3.1. Рисуем насекомых (НРК).
Теория: насекомые, населяющие Республику Коми. Божья коровка и пчела их
особенности строения и изображения.
Практика: выполнение творческих работ на темы: «Заботливые пчелы»,
«Семейство божьих коровок».
3.2. Рисуем птиц (НРК).
Теория: виды птиц на территории Коми Края. Сова и снегирь их особенности
строения и изображения.
Практика: выполнение творческих работ на темы: «Как розовые яблоки на
ветках снегири», «Мудрая сова».
3.3. Домашние животные.
Теория: кошка и собака-любимые домашние животные, некоторые породы
кошек и собак. Сходство и различие в изображениях кошки и собаки. Приемы
изображения мордочки кошки и собаки.
Практика: изображение мордочки кошки, портрет улыбающегося или
грустного кота, собачки на коврике.
3.4. Тайны морских глубин.
Теория: обитатели подводного царства: рыбки, медузы, морские звезды.
Смешение синего цвета с черной и белой красками, прием тоновая растяжка
(для водной глади).
Практика: изображение медуз, морских звезд, играющих в догонялки рыбок.
Раздел 4. Мир искусства
4.1. Художник-гример. Клоун веселый и печальный.
Теория: клоун в цирке, грим, мимика и костюм клоуна. Портрет в
изобразительном искусстве.
Практика: изображение портрета веселого клоуна.
4.2. Художник-мультипликатор. Лошарик.
Теория: понятие круг, как геометрическая фигура, размер круга, составление
изображений из кругов.
Практика: изображение сказочной лошадки (Лошарика), составленной из
разноцветных шариков с опущенной или поднятой головой (ногой, хвостом)
4.3. Художник-иллюстратор.
Теория: литературные герои книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его
друзей», образы жителей цветочного города в творчестве разных художниковиллюстраторов.
Практика: изображение Незнайки и доктора Пилюлькина.
4.4. Художник –архитектор. Цветочный город.
Теория: способы изображения домика «кубик на кубик».
Практика: изображение домика для любого сказочного персонажа из книги Н.
Носова «Приключение Незнайки и его друзей».
4.5. Художник создает мебель. Сказочное кресло-трон.
Теория: мебель в кабинете рисования, сравнение обычной мебели со
сказочной.
Практика: изображение сказочного трона для Снежной Королевы, Деда
Мороза.
4.6. Художник создает транспорт (сказочная карета).
Теория: наземные транспортные средства, карета- старинный и сказочный вид
транспорта. Приемы изображения кареты-короба и его украшения.
Практика: изображение кареты для любого сказочного персонажа.
4.7. Художник украшает одежду.
Теория: украшение платка, кайма платка. Теплые и холодные цвета.
Практика: украшение платка (бумажного цветного квадрата) в теплой или
холодной гамме.
Раздел 5. Досугово-развивающая деятельность.
Практика: посещение отдела этнографии Национального музея Республики
Коми
Раздел 6. Промежуточная аттестация
Теория: выполнение теста (проверка теоретических знаний)
Практика: изображение веточки сирени (черемухи в вазе), промежуточная
аттестация.
Календарно-тематический план представлен в приложении 1
Планируемые результаты
Предметные результаты:
По окончании всего курса обучения учащиеся будут знать:
правила техники безопасности при работе с гуашью;
традиционные и нетрадиционные приемы работы гуашью;
специальные термины, применяемые в рисовании гуашью;
Будут уметь:
работать гуашью в разных техниках;
работать по памяти и воображению;
составлять творческие композиции на заданную тему;
изображать некоторые виды флоры и фауны Республики Коми.
Личностные результаты
-сформированы коммуникативные умения (работать индивидуально и в группе,
организовывать совместное сотрудничество с педагогом и сверстниками)
сформированы ориентационные качества: положительная самооценка и
интерес к занятиям по живописи;
сформирована культура труда и трудовые навыки;
Метапредметные результаты:
развиты мотивы и интересы своей познавательной и творческой
деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
работать индивидуально и в группе.
ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТЕСТАЦИИ И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение уровня освоения программы осуществляется в
соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля успеваемости, промежуточной аттестации МУДО «ЦДОД «Олимп».
Текущий контроль успеваемости. Формы текущего контролякомбинированная проверка (сочетание практической и теоретической части с
показательными формами);
Для определения фактического состояния образовательного уровня проводится
промежуточная аттестация в конце каждого года обучения по дополнительной
общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей
программе и промежуточная аттестация по освоению дополнительной
общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы. Формы
промежуточной аттестации - комбинированная проверка (сочетание
практической и теоретической части с показательными формами);
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития
способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом
программы. В целях определения результатов и качества освоения программы
необходима система мониторинга, то есть систематического контроля уровня
знаний, умений, навыков и компетентностей учащихся.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить
развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для
их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно
коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся в
протоколы текущего контроля и промежуточной аттестации. Индивидуальный
рост учащихся фиксируется в индивидуальной карточке учета результатов
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
программе
–
дополнительной общеразвивающей программе и индивидуальной карточке
оценки личностного развития учащегося в процессе освоения им
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы.
Этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости
1 год обучения
Вид
аттестации,
сроки
проведения
Текущий
контроль
успеваемос
ти
Декабрь
Цель
Определить
усвоение
основных
понятий,
приемов
работы за
первое
полугодие
Промежуто Определить
чная
Уровень
аттестация достижения
творческой
Апрель
активности
учащихся к
концу
учебного
года.
Содержание
Проверить:
Теоретические
знания;
Практические
умения и
навыки
Проверить:
основные ЗУН
за II год
обучения.
Наблюдать:
Личностные
качества,
метапредметны
е умения
Форма
проведения
Теория:
игра «Верно
ли
высказывани
е»
Практическ
ая работа:
выполнение
творческой
композиции
«Символ
Нового
года»
Теория: тест
открытого
типа
Практическ
ая работа:
выполнение
творческой
композиции
«Цветы
весны»
Критерии
См.
Приложение
2,3
См.
Приложение
2,3
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО –ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Образовательные и учебные форматы
(формы, методы, приёмы, педагогические технологии)
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно – воспитательного процесса является
групповое учебное занятие. При подготовке к конкурсам и фестивалям
возможны занятия в малых группах по 2-5 человек.
Формы обучения:
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами;
- Практические занятия, на которых изучаются различные техники
изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, работа с
различными живописными и графическими материалами.
Виды:
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать теоретическое и практические занятия, выполнение
самостоятельной работы.
Методы:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
- словесные (рассказ, беседа),
- наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических
приемов наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами)
- практические (упражнения, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
- частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
- творческие (творческие задания по видам деятельности).
3) По степени самостоятельности:
- работа под непосредственным руководством педагога;
- совместная работа;
- самостоятельная работа.
Данная программа опирается на такие технологии как:
игровые технологии- применяется при проведении перерывов между
занятиями, при проведении воспитательных мероприятий
технология сотрудничества- применяется на всех учебных занятиях,
при изучении нового материала, повторении и закреплении пройденного,
при подготовке к конкурсам, выставкам;
здоровьесберегающие технологии- проветривание кабинета, перерывы
между занятиями, соблюдение водно-питьевого режима, контроль за
правильной посадкой за столами.
Образовательная деятельность строится на основе системнодеятельностного подхода, основной результат применения которого –
развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
наличие
у
детей
познавательного
мотива;
- выполнение учащимися определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
- формирование у учащихся умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
7. Рефлексия.
Система дидактических принципов
Реализация технологии деятельностного метода в практическом
преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно
участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей,
общеучебных умений.
2) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки
в системе наук).
3) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
4) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога
являются открытые учебные занятия.
На период актированных дней, карантинных мероприятий, отсутствием
учащегося по уважительным причинам предусмотрена самостоятельная работа,
которая выражается в выполнении эскизов к творческим композициям. По
окончанию актированных дней, карантина организуется консультаций с
учащимися, испытывающими затруднения при изучении учебного материала.
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане
воспитательной работы, которая планируется педагогом ежегодно.
(Приложение 4) Воспитательная работа является неотъемлемой частью
учебного процесса и направлена на:
1) развитие личностных творческих способностей каждого ребёнка;
2) создание ситуации успеха для каждого учащегося;
3) создание условий для сплочения коллектива;
4) формирование у детей стремления радовать окружающих доступными им
возможностями;
5) развитие умения общаться, культуры общения, умения организовать свой
досуг и досуг друзей.
Массовые мероприятия проводятся на занятиях и в дни школьных
каникул.
Продолжительность мероприятий обычно не превышает учебную нагрузку.
Конкурсы, выставки, экскурсии и т.д. проводятся в течение всего учебного года
по плану.
Для подготовки и проведения конкурсов, праздников, игровых программ
привлекаются старшие кружковцы и активисты, приглашаются родители.
Традиционными формами массовых мероприятий являются:
- новогодние представления;
- игровые программы;
- экскурсии;
- выставки.
Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение
Программа «В мире цвета» реализуется на базе МУ ДО «ЦДОД «Олимп»
по адресу: ул. Морозова, д. 6
А) оборудование (предоставление МУ ДО «ЦДОД «Олимп»): просторный
кабинет с хорошим освещением, который включает в себя: столы, шкафы для
хранения материалов, мольберты, доска для выполнения эскизов, инструкции
по технике безопасности, образцы изделий (свои, детей), мультимедиа
проектор, компьютер;
Б) приспособления и инструменты (приобретается родителями): бумага
ватман, бумага акварельная, гуашевые краски, баночки для воды, кисти,
палитры, кнопки, тряпочки.
Информационно-методическое обеспечение
№
Разделы
Год
Наглядное пособие
п.п.
обу
чен
ия
1.
Вводное занятие (беседа)
1-2 Инструкция по ТБ., анкеты
2.
Мир природы
1-2 Презентация «Растения Республики
Коми»
3.
4.
6.
8.
9
10
Мир животных
Презентация «Животные Республики
Коми»
Мир искусства
1-2 Сборник «Русские народные сказки»,
Путешествие в сказку
таблица «Теплые и холодные цвета»,
«Ахроматические цвета», «Смешение
цветов»
Мастерская Деда Мороза
1
Презентация «Новогодняя игрушка»
Различные техники
Воскогорафия
2
Презентация «Воскогорафия»
Сухая кисть, примакивание, 1-2 Презентация «Нетрадиционные
печатание
техники рисования»
Набрызг
1-2 Иллюстративный ряд «Этапы
выполнения работы в технике
«набрызг»
1
Литература
Перечень нормативных правовых актов
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» https:// clck.ru/C7fwL
2.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение,
2009.
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:https//clck.ru/TgJRH
3.
Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства
РФ от 29 мая 2015 года № 996-р)[Электронный ресурс].–Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
4.
«Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://docs.cntd.ru/document/551785916
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05 мая 2018 №298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:http
https:www.garant.ru/prodacts/ipo/prime/doc/71932204/
6.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ (вместе с «Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ Электронный ресурс] - Режим
доступа: https:www.garant.ru /products/ipo/prime/doc/74526602/
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03 сентября 2019 №
467 «Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования
детей»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://docs.cntd.ru/document/561232576
8.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»)
[Электронный ресурс] -Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/350163313
9.
Стратегия социально-экономического развития Республики
Коми до 2035 года [Электронный ресурс]
Режим
доступа:
http://
docs.cntd.ru/document/553237768
10.
Стратегия
социально-экономического
развития
города
Сыктывкара до 2030 года [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://
docs.cntd.ru/document/438993064
11.
Приказ Министерства образования, науки и молодежной
политики Республики Коми от 01 июня 2018 №214-п «Об утверждении
правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей в Республике Коми» [Электронный
ресурс] - Режим
доступа:http:// docs.cntd.ru/document/550163236
12. Приложение к письму Министерства образования, науки и молодежной
политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»
[Электронный
ресурс] – Режим доступа: https://clck.ru/TgMbA
13. Устав муниципального учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей «Олимп» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:
https://olimpkomi.profiedu.ru/upload/proeduolimp_komi_new/files/32/72/327233e25569b6276ddb
3e8090d97869.pdf
Для педагога:
1. Галанов, А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2022. – 80с.
2. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2021. – 192с.
3. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2024.
– 128с.
4. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного
возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ
«Сфера», 2024 – 128с.
5. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред.
Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
6. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – М: ООО «Попурри», 2023.
– 144с.
7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
8. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз –
Дидактика», 2021. – 108с.
9. Соломенникова. О.А. Радость творчества. Развитие художественного
творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Утробина, К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ
и Д», 2021. – 64с.
Для учащихся:
1. Бойко И. Детям об искусстве. Русское искусство. -М.: Искусство -XXI век,
2023
2. Мэннинг М. Гранстрём Б. Рассказы о картинах. История живописи для
детей.-М.: Махаон.-2023
Для родителей:
1. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. – М.: Просвещение, 2024.
2. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 2024.
Интернет ресурсы:
1.
http://stranamasterov.ru- Страна Мастеров
2.
https://www.tretyakovgallery.ru- Сайт Третьяковской галереи в Москве
Приложение 1
Календарно-тематический план на I год обучения.
№
за
н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Название темы, раздела
Раздел I. Мир природы
Вводное занятие. Рисунок на свободную тему. Проведение
входящей диагностики
Улыбка природы-яркое солнышко
Образы неба. Светлые и темные краски
Образ дерева. Лиственное дерево
Образ дерева. Семья хвойных деревьев
Образы цветов. Иван-чай
Образы цветов. Борщевик
Образы цветов. Одуванчик-толстые щеки
Аппетитные, ароматные, сладкие...
Грибной дождик. Съедобные грибы
Грибной дождик. Ядовитые грибы
Украшение кокошника зимы, весны, лета, осени
Раздел II.Мастерская Деда Мороза
Новогодняя игрушка
Новогодняя открытка
Символ года. Текущий контроль успеваемости
Самая красивая снежинка
Новогодняя красавица (елочка)
Раздел III.Мир животных
Рисуем насекомых. Заботливые пчелы
Рисуем насекомых. Семейство божьих коровок
Рисуем птиц. Снегирь
Рисуем птиц. Мудрая сова
Домашние животные. Любимая кошечка
Домашние животные. Задорная собачка
Тайны морских глубин. Черепаха
Тайны морских глубин. Медуза
Тайны морских глубин. Морская звезда.
Раздел IV.Мир искусства
Художник-гример. Клоун веселый и печальный
Художник- мультипликатор. Лошарик
Художник-иллюстратор. Веселый Незнайка
Художник-иллюстратор. Доктор Пилюлькин
Художник –архитектор. Цветочный город
Художник создает мебель. Сказочное кресло-трон
Художник создает транспорт. Сказочная карета
Количество часов
Все Теори Прак
го
я
тика
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
1
1
2
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
2
2
2
1
1
1
2
1
1
1
34 Художник украшает одежду
35 Досугово-развивающая деятельность
36 Промежуточная аттестация
Всего
2
2
2
72
1
1
25
1
2
1
47
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы
Промежуточная аттестация за 1 полугодие 1 года обучения
Цель: проверить знания, умения и навыки по окончании 1 полугодия.
Проверка теоретических знаний осуществляется в форме игры «Верно ли
высказывание?».
Инструкция: учащимся раздаются 2 карточки: красная и синяя. Педагогом
зачитывается высказывание, если ребенок согласен с высказыванием, то
поднимает синюю карточку, если нет- красную. За каждый правильный ответ
учащийся получает 1 жетон. 1 жетон=1 баллу
Время выполнения: 30 минут:
1. При написании картин художник не пользуется палитрой? (не верно)
2.Для изображения утреннего неба художник использует светлые краски,
смешивая с белым, дождливого- с черным? (верно)
3.Простейшие элементы орнамента — это точка, капля, линия? (верно)
Критерии оценки теоретических знаний:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (3 правильных ответов)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (2 правильных ответов)
1 балл – не усвоил материал (1 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческую композицию на тему «Символ Нового года».
Материалы: гуашь, формат А 3
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 45 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
-Цветовой колорит работы.
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
1балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
Промежуточная аттестация 1 год обучения.
Цель: проверить полученные знания, умения и навыки по окончании 1 года
обучения.
Проверка теоретических знаний осуществляется в форме открытого теста.
Инструкция: учащимся раздаются листочки с вопросами. Учащиеся отвечают
на вопрос, записывая ответ.
Время выполнения: 30 минут:
1. Художник-мастер перевоплощения. Кем он может быть (гример,
иллюстратор, мультипликатор)
2. Какими цветами мы нарисуем замок Снежной королевы (холодными:
синий, голубой, фиолетовый, белый)
3. Кто такой лошарик? (сказочная лошадка, нарисована только из кругов)
Критерии оценки теоретических знаний общий балл за выполнение теста:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (3 правильных ответов)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (2 правильных ответов)
1 балл – не усвоил материал (1 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческую композицию на тему «Цветы весны».
Материалы: гуашь, формат А3
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 45 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
-Цветовой колорит работы.
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
1балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
Личностные и метапредметные результаты отслеживаются методом
наблюдения и заносятся в таблицы 4 и 5 соответственно (см приложение 3)
Приложение 3
Диагностика уровня обученности
Год
обучения__________________________________________________________
Вид диагностики__________________________________________________
Оценочная таблица проверки теоретических знаний по программе
«В мире цвета»
№1
№ Ф.и
Номер вопроса
Общий
учащегося
балл
1
2
3
4
1
2
3
Оценочная таблица проверки умений и навыков по программе
«В мире цвета»
№2
№ Ф.и
Критерии оценки практической работы
Общий
учащегося Последовательное Проявление Аккуратность Цветовой балл
соблюдение всех
фантазии в
колорит
этапов работы
работе
работы.
1
2
3
Итоговая оценочная таблица проверки знаний, умений и навыков
учащихся по программе «В мире цвета»
№
1
2
3
Ф.И
учащегося
Общий балл
Общий балл Итоговый
Уровень
за
за
балл
обученности
теоретические практические
знания
умения и
навыки
Таблица наблюдений личностных результатов развития учащегося
№4
Фамилия, имя
ребёнка____________________________________________________
Возраст____________________________________________________________
Объединение______________________________________________________
Дата начала
наблюдения___________________________________________________
Сроки диагностики/
Показатели
Первый год обучения
Начало уч. года
Конец уч. года
1.Организационно-волевые качества:
1.1. Терпение
1.2. Воля
1.3. Самоконтроль
2.Ориентационные качества:
2.1. Самооценка
2.2.Интерес к занятиям в детском
объединении
3.Поведенческие качества:
3.1.Конфликтность
3.2.Тип сотрудничества
4. Личные достижения
учащегося(участие в конкурсах
различного уровня)
Критерии оценки личностных результатов(используемый методнаблюдение)
0 баллов-показатель не проявляется;
1 балл-показатель проявляется периодически;
2 балла- показатель проявляется постоянно.
Таблица наблюдений метапредметных результатов
№5
Сроки диагностики/
Первый год обучения
Показатели
Начало уч. года
Конец уч. года
Развивать мотивы и интересы своей
познавательной
и
творческой
деятельности
Умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и
сверстниками
Работать индивидуально и в группе
Умение слушать и слышать педагога
Критерии оценки личностных результатов (используемый методнаблюдение)
0баллов-показатель не проявляется;
1балл-показатель проявляется периодически;
2 балла- показатель проявляется постоянно.
Приложение 4
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел
Название
мероприятия
Цель
Место
проведени
я
ДТД и УМ
Конкурсные Участие в городских
мероприятия конкурсах в рамках
городского
фестиваля «Юное
дарование»(согласно
книге положений
ДТД и УМ)
Участие в городском
конкурсе
«Безопасность
глазами детей»
Участие в интернетконкурсах
Выявление и
поддержка
одаренных детей
Организация Творческая
досуга
Мастерская
«Мастерская Деда
Мороза»
Самая красивая
Валентинка (конкурс
Валентинок внутри
объединения)
Школа
Беседа «Школа
жизни
дорожных наук»
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
Организация досуга.
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
Формирование
ЦДОД
правильного
«Олимп»
поведения на
Морозова
дорогах.
,6
Беседа «Пожарная
безопасность»
Государстве Беседа «Моя Россия »
нные
Беседа «Традиции
традиции
русского народа»
Семейные
отношения
«Семья- главная
ценность в моей
Выявление и
поддержка
одаренных детей
ДТД и УМ
Выявление и
поддержка
одаренных детей
Организация досуга.
Уважение и
почитание
государственных
традиций
Воспитание любви
и уважения к
Сроки
Декабрь
Апрель
Март
В течение
года
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
ЦДОД
«Олимп»
декабрь
февраль
Сентябрьоктябрь
ноябрь
декабрь
жизни»
близким
Морозова
,6
Нравственно Беседа «О законах
е
нравственности»
воспитание
Беседа «Дорогою
добра».
Формирование
правильного
поведения в
обществе
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
январь
Правовое
воспитание
Формирование
правильного
поведения в
обществе
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
февраль
«Я и моя семья»
Беседа «Можно и
нельзя»
Беседа «Правила для
учащихся- это закон»
Здоровье
Беседа «Сохрани свое Здоровьесбережени
здоровье»
е. Формирование
здорового образа
Беседа «Твое
жизни.
здоровье»
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
март
Экология
Беседа «Экология и
мы»
Формирование
бережного
отношения к
природе
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
апрель
Патриотичес «Мужество»
кое
воспитание «О патриотизме. О
Родине.»
Воспитание любви
к родному краю.
май
Экстремальн «Осторожно
ые ситуации ,гололёд!» «Опасные
игрушки»
«Осторожно, сход
снега» «Безопасный
отдых»
Формирование
правил поведения
и тб в
экстремальных
ситуациях
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
Работа с
детьми
группы
риска
Вовлечение
трудных детей в
объединения
центра.
Изучение
потребностей
данной группы
детей.
Беседа «Учимся
беречь природу»
Собеседования
Анкетирование.
Кабинет
СОШ
№38,
№36
Кабинет
СОШ
№38,
№36
октябрь
декабрь
март
май
В течении
года
В течении
года
Мероприятия ЦЭВД
Работа с
Родительское
родителями собрание
«Знакомство с
планом работы
объединения на
новый учебный год».
Собеседования.
Анкетирование.
Родительское
собрание
«Подведение итогов
года»
Раскрытие и
Актовый
развитие
зал СОШ
способностей детей. №38,№36
Привлечение
ЦДОД
родителей к
«Олимп»
творческой
Морозова
деятельности детей
,6
В течении
года
Приобщение
родителей к
учебному году,
решение
воспитательных
проблем.
Изучение
потребностей
родителей в
занятости детей.
Знакомство с
творческими
достижениями
каждого учащегося.
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
В течении
года
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
В течении
года
В течении
года
В течении
года
Приложение 5
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
в дополнительной общеобразовательной программе –
дополнительнойобщеразвивающей программе
№
изм
.
Номер и название
раздела учебного плана
программы, в который
внесены изменения
Основан
ие
Наименован
Дата
ие
документа
Номер