1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ –
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Весёлое рисование» является
трёхгодичной общеразвивающей модифицированной уровневой (базовый
уровень) учрежденческой, разновозрастной программой художественной
направленности и предназначена для предоставления услуг по
дополнительному образованию детей на ступени начального общего
образования. Специфика занятий усиливает эффекты развития мелкой
моторики (развитие умственных способностей, внимания, памяти и речи) и
способствует
формированию
пространственного
мышления,
целеустремлённости, аккуратности, самостоятельности и умению работать по
образцу.
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая
программа «Весёлое рисование» разработана на основе:
1.Нормативных правовых актов и государственных программных
документов в области дополнительного образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями на 28 декабря 2024 года);
2. Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021
года № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
4. Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 года №
185 «О стратегии социально-экономического развития Республики коми на
период до 2035 года»;
5. Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года, утвержденная Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 10 декабря
2019 г. № 44/2019-619;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р);
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - М.:
Просвещение,2009.;
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р);
10. Приказ Министерства образования и науки Республики Коми «Об
утверждении
правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Республике Коми» от 15.12.2023 года
№767-п;
11. Письмо Министерства образования, науки и молодѐжной политики
Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»;
12. Устав муниципального учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей «Олимп» // Зарегистрирован 05.09.2019//.
2. Типовых программ по направленности деятельности:
Неменский, Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд:
Программа с краткими методическими рекомендациями 1-8 классы. – М.:
Просвещение, 2009.
Программа «Весёлое рисование» направлена на развитие творческих
способностей и воображения у младших школьников, посредством
нетрадиционных техник.
Концепция программы:
Знакомит детей с культурой и традициями русского и коми народа.
Знакомит с различными техниками рисования, в том числе нетрадионными.
Учит детей различным приемам работы с фломастерами, восковыми мелками,
гуашью, цветной бумагой, акварелью и другими материалами.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным
движениям пальцев, совершенствуется мелкая моторика рук, происходит
развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе
изготовления творческого продукта, учит следовать устным инструкциям и
инструкционным картам.
Стимулирует развитие памяти, так как учащийся должен запомнить
последовательность изготовления, приемы и способы работы.
Знакомит детей с техниками работы с различными материалами, при этом
происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей,
активизирует их воображение и фантазию.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать
в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении уделяется созданию законченных
композиций, включающих различные материалы.
Актуальность программы:
Программа «Весёлое рисование» направлена на развитие творческих
способностей и воображения у младших школьников, посредством
нетрадиционных
техник.
Нетрадиционное
рисование
–
это искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование
нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность,
которая удивляет и восхищает детей, а игра самая подходящая для детей
форма обучения.
Данная программа способствует развитию мотивации к труду, творчеству и
познанию, приобщение к народной культуре и традициям, развивают
творческие способности и личностные качества: фантазию, креативность,
умение концентрироваться на актуальной задаче, целеустремлённость и др.
Все эти качества улучшают адаптацию ребенка к школьным требованиям,
повышают его успеваемость. Кроме того, в процессе обучения по программе
у детей развивается пространственное воображение, умение работать с
разными материалами, формируется художественный вкус.
Обучаясь по данной программе, дети познают русскую и коми культуру и
традиции, что является предпосылкой для сохранения народных
художественных промыслов и соответствует цели 1.3. Стратегии социальноэкономического развития города Сыктывкара до 2030 года «Развитие
культурного потенциала города Сыктывкара»).
В процессе обучения происходит выявление и поддержка (в том числе
финансовая (стипендии) творчески одарённых учащихся.
Отличительные особенности данной программы
Данная программа опирается на программу Неменского Н.Н. Изобразительное
искусство и художественный труд: Программа с краткими методическими
рекомендациями 1-8 классы.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий
и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей, возраста и степени
усвоения ими учебного материала. На занятиях используются разнообразные
техники и материалы: гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши,
маркеры, цветная бумага, пластилин, тушь, ватные палочки, пластилин и
другие, что позволяет поддерживать высокий уровень интереса у учащихся на
протяжении всего процесса обучения.
Делается упор на культурное наследие Республики Коми.
Базовые (типовые) программы
Программа
«Весёлое рисование»
Изменения
в
предусмотрены
программах
Упор делается лишь на обучение
Не предусматривается
родителями
работа
не Возможность изменений в процессе
реализации программы на практике
Единство воспитания и обучения
с Разработан
родителями
план
работы
с
На занятиях используются
изобразительных материала
2-3 На занятиях используются 5 и более
изобразительных материалов
Реализация программы
учебных часа в неделю
1-2 Увеличение учебных часов в неделю
до 4.
Региональный
учитывается
за
компонент
не Программа
дает
широкие
возможности
для
проявления
индивидуальности учителя с учетом
особенностей
национального
регионального компонента.
Новизна программы состоит в том, что программа знакомит учащихся с
разнообразными техниками и приёмами рисования (в том числе
нетрадиционного), а также их комбинирования. Это способствует развитию
творческих способностей, умению нестандартно мыслить. Особое внимание
уделено этнокультурному содержанию. Учащиеся закрепляют этот
теоретический материал на практике, что способствует приобщению к
народной культуре. Опираясь на интегрированный подход, программа
содействует развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере
эстетических переживаний, увлеченности совместного творчества взрослого
и ребенка, через художественно-прикладную деятельность.
Организационно-педагогические основы обучения.
Адресат программы:
Данная программа предназначена для детей в возрасте 7-13 лет, без
специальной подготовки. Зачисляются в объединение все учащиеся, не
имеющие медицинских противопоказаний по письменному заявлению
родителей.
Оптимальное количество детей в группе - 12 человек (максимальное число
учащихся – 15 человек).
Срок и объем освоения программы:
Продолжительность образовательного цикла - 3 года обучения. Общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы - 432ч.
Год
Количество часов
Количество часов
обучения
в неделю
в год
1
2
3
ВСЕГО
4
4
4
144
144
144
432
Режим занятий: Режим работы для всех групп по 2 часа 2 раза в неделю с 10
минутным перерывом между занятиями. Занятия проводятся в групповой
форме.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Развитие творческих способностей учащихся и формирование интереса,
уважения к народным традициям и культуре посредством обучения
рисованию.
Задачи программы:
Общие задачи:
Обучающие:
1).Приобретение знаний о народной (русской и коми) культуре, росписях,
традициях.
2). Приобретение знаний об основах цветоведения.
3). Приобретение знаний и личного опыта в области изобразительного
творчества.
4). Получение первичного личного опыта в синтезе современных видов
творчества.
Развивающие:
1). Совершенствование мелкой моторики, глазомера.
2). Совершенствование умения подбирать гармоничные цветовые сочетания.
3). Развитие художественного вкуса и творческих способностей: воображения
и фантазии.
4). Развитие коммуникативных способностей: умение сотрудничать,
сопереживать, способность к самоконтролю.
Воспитательные:
1). Воспитание интереса и уважения к народным традициям и культуре.
2). Воспитание культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
1 год обучения
Обучающие:
1). Знакомство с народной культурой и традициях: русской народной и коми
росписи, устном народном творчестве, народной одежде, праздниках, забавах
и играх.
2). Приобретение знаний и личного опыта в области изобразительного
творчества: рисование фломастерами, цветными карандашами, акварелью,
гуашью, ватными палочками, монотипия, рисование с помощью штампов и
отпечатков, применение аппликации в рисунке.
3). Знакомство с основами цветоведения.
Развивающие:
1). Развитие мелкой моторики, глазомера,
2). Развитие умения подбирать гармоничные цветовые сочетания.
3).Развитие художественного вкуса и творческих способностей: воображения
и фантазии.
Воспитательные:
1).Формирование позитивного отношения и интереса к народным традициям
и культуре.
2). Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
3). Развитие личностных качеств: самостоятельности, аккуратности,
внимательности.
2 год обучения
Обучающие:
1).Приобретение знаний о народной культуре и традициях: русской народной
и коми росписи, устном народном творчестве, народной одежде, праздниках,
забавах и играх.
2).Приобретение знаний об использовании приёмов в области
изобразительного творчества:
рисование фломастерами, цветными
карандашами, акварелью, гуашью, ватными палочками, монотипия, рисование
с помощью штампов и отпечатков, применение аппликации в рисунке.
3).Приобретение знаний об основах цветоведения.
Развивающие:
1). Совершенствование мелкой моторики, глазомера.
2). Совершенствование умения подбирать гармоничные цветовые сочетания.
3). Развитие художественного вкуса и творческих способностей: воображения
и фантазии.
4). Развитие коммуникативных способностей: умение сотрудничать,
сопереживать, способность к самоконтролю.
Воспитательные:
1). Воспитание интереса и уважения к народным традициям и культуре.
2). Воспитание культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
3 год обучения
Обучающие:
1). Закрепление знаний о народной культуре и традициях: русской народной и
коми росписи, устном народном творчестве, народной одежде, праздниках.
2). Знакомство с современными видами рукоделия
3). Получение первичного личного опыта в синтезе современных видов
рукоделия с народной культурой;
4). Закрепление знаний об основах цветоведения.
Развивающие:
1). Совершенствование мелкой моторики, глазомера.
2). Совершенствование умения подбирать гармоничные цветовые сочетания.
3). Развитие художественного вкуса и творческих способностей: воображения
и фантазии.
4). Развитие коммуникативных способностей: умение сотрудничать,
сопереживать, способность к самоконтролю.
Воспитательные:
1). Воспитание интереса и уважения к народным традициям и культуре.
2). Воспитание культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ Наименование тем, разделов
кол-во часов
Всего
1 год 2 год 3 год
1. Вводное занятие. Инструменты и 2
2
2
6
материалы. Техника безопасности.
2. Цветоведение
2.1 Основные и составные цвета
2.2 Тёплая и холодная цветовая гамма
2.3 Цветовой круг
2.4 Гармоничные цветовые сочетания
2.5 Хроматические и ахроматические
цвета
10
2
2
2
4
-
4
2
2
-
6
2
2
2
20
2
2
6
8
2
3. Культура и традиции
3.1 Народные росписи:
3.1.1 Русские народные росписи
3.1.2 Коми народные росписи
3.2 Традиции русского зодчества:
3.2.1 Терем, хоромы
3.2.2 Изба
3.2.3 Убранство избы
3.2.4 Резное кружево
3.3 Делу время, потехе час:
3.3.1 Игры и забавы
3.3.2 Праздники
3.4 Русская народная одежда
4. Устное народное творчество
4.1 Русские народные сказки
4.2 Коми народные сказки и легенды
5. Краеведение
5.1 Природа Республики Коми
5.2.1 Животные РК
5.2.2 Птицы РК
5.2.3 Насекомые РК
5.3 Флора РК
6. Проектная деятельность
7. Досугово-развивающая деятельность
7.1 День защитника Отечества
7.2 Международный женский день
7.3 День космонавтики
7.4 День Победы
68
40
40
148
10
24
6
18
2
2
18
44
2
2
4
-
4
10
-
2
2
14
4
2
10
12
12
40
12
8
6
8
6
16
26
10
4
6
6
16
10
12
12
32
12
8
12
10
16
28
40
10
30
110
38
32
18
8
14
16
48
14
12
6
18
8
10
8
16
10
6
38
14
16
8
6
2
2
2
16
2
6
10
8. Современные направления в
рукоделии:
Шоколадницы
Кардмейкинг
Скрапбокс
Нитяные мандалы
Ловец снов
9. Контроль
Итого:
-
-
32
6
2
6
10
8
32
6
2
6
10
8
4
144
4
144
4
144
12
432
Содержание учебного плана
1 год обучения
№
п/п
Темы
1.
Вводное занятие. Материалы и инструменты.
Всего
В том числе
часов
Теория
Практика
2
1
1
Цветоведение
10
5
5
Основные и составные цвета
2
1
1
Тёплые и холодные цвета
2
1
1
Цветовой круг
2
1
1
- дополнительные цвета, классическая триада
2
1
1
- аналоговая триада, контрастная триада
2
1
1
Русские народные росписи
10
5
5
Хохлома.
2
2
-
Хохлома, роспись птицы
2
-
2
Гжель. Гжельская роза
2
1
1
Вятская роспись
2
1
1
Мезенская роспись
2
1
1
Техника безопасности.
2.
Цветовая гармония
3.
4.
5.
Образ жизни наших предков
12
6
6
Русское традиционное жильё. Терем и изба
2
2
-
Убранство избы. Русская печь
2
2
-
Рисование терема и избушки
2
-
2
Рисование горницы, русской печи
2
-
2
Русская народная одежда
2
2
-
Добры молодцы и красны девицы
2
-
2
Коми народные сказки
6
3
3
Отрывок коми народной сказки «Гундыр»
1
1
-
Рисование героев сказки
1
-
1
Отрывок коми народной сказки «Пера-
1
1
-
Рисование Пера-богатыря
1
-
1
м/ф по мотивам коми народной сказки «Чукля»
1
1
-
Рисование героев сказки
1
-
1
Родные пейзажи моей Родины
14
6
8
Уральские горы
2
2
-
Фауна РК
2
2
-
Северная зима. Полярное сияние.
2
2
-
- уральские горы
2
-
2
- ночь в лесу
2
-
2
- полярное сияние
2
-
2
- пластилинография
2
-
2
Любимый праздник – Новый год
10
4
6
Рождественские и новогодние традиции.
2
2
-
Гадания и колядки.
2
2
-
Рисование новогодней ёлки
2
-
2
Рисование Деда Мороза
2
-
2
богатырь»
6.
Рисование пейзажей:
7.
Рисование рождественских украшений
2
-
2
8.
Промежуточная аттестация
2
1
1
9.
По страницам русских народных сказок
10
6
4
Известные иллюстраторы русских народных
2
2
-
Русская народная сказка «Лиса и волк»
1
1
-
Рисование героев сказки
1
-
1
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
1
1
-
Рисование героев сказки
1
-
1
Русская народная сказка «Емеля»
1
1
-
Рисование героев сказки
1
-
1
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
1
1
-
Рисование героев сказки
1
-
1
16
6
10
Д. Мамин-Сибиряк «Медведко» (отрывок)
1
1
-
Объёмная аппликация «Медведь»
1
-
1
Оформление фона
2
-
2
А. Бостром «Лиса»
1
1
-
Аппликация с дорисовкой «Лисички в
1
-
1
Э. Шим «Полосы и пятнышки»
1
1
-
Енот акварелью
1
-
1
К. Паустовский «Заячьи лапы» (отрывок)
1
1
-
Зайцы зимой
1
-
1
М. Пришвин «Лоси»
1
1
-
Лось (рисование фломастерами)
1
-
1
Игра «Угадай след»
2
-
2
К. Ушинский «В лесу летом»
1
1
-
Коллективная работа
1
-
1
сказок
10. Животные РК
карамельном лесу»
11. Растительный мир РК
8
2
6
1
1
-
Рисование сирени.
1
-
1
Лекарственные травы, ядовитые растения
1
1
-
Рисование одуванчиков.
1
-
1
Рисование подсолнуха.
2
-
2
Цветущее дерево
2
-
2
24
8
16
Презентация «Удорская роспись»
2
2
-
- закладка с удорской росписью
2
-
2
- шкатулка
2
-
2
Презентация «Вычегодская роспись»
2
2
-
- печать гуашью:ластик,крышки, примакивание
2
-
2
- тарелочка
2
-
2
Презентация «Пижемская роспись»
2
2
-
- тарелочка
2
-
2
- карандашница
2
-
2
Презентация «Северодвинская роспись»
2
2
-
- ложка
2
-
2
- закладка
2
-
2
12
6
6
2
2
-
Хороводы. Рисунки хороводов.
2
2
-
Летние народные праздники.
2
2
-
Изготовление объёмных фигур красных девиц.
2
-
2
Нанесение орнамента на детали костюма.
1
1
-
Украшение кокошника.
1
-
1
Техника рисования ватными палочками
Особенности работы.
12. Коми народная роспись
13. Объёмная композиция «Хоровод»
Традиционные русские народные, коми
народные игры и забавы.
Игра «Хоровод», «Ручеёк»
2
-
2
6
3
3
День защитника Отечества
2
1
1
Международный женский день
2
1
1
День Победы
2
1
1
2
1
1
144
63
81
14. Досугово-развивающая деятельность
(беседы по темам и изготовление открыток)
15. Промежуточная аттестация
Всего
2 год обучения
№
Темы
п/п
1.
Всего
В том числе
часов Теория
Вводное занятие. Материалы и инструменты.
Практика
2
2
Цветоведение
4
2
2
Цветовой круг. Насыщенность, светлота,
2
1
1
2
1
1
Русский народный костюм
10
4
6
Элементы костюма
2
2
-
Обережная вышивка и значение символов
2
2
-
картонных кукол: рубаха, сарафан
2
-
2
Порты, косоворотка
2
-
2
Техника безопасности.
2.
оттенки
Цветовая гармония. Контрастная триада,
тетрада. Квадрат
3.
Изготовление бумажной одежды для
Нанесение имитации вышивки на бумажную
одежду
2
2
4.
Флора и фауна РК
22
6
16
Ягоды - северные витамины
1
1
-
Рисование брусники (ягель – монотипия)
1
-
1
Ядовитые ягоды РК
1
1
-
Рисование клюквы (печать ластиком/пласт.шт)
1
-
1
Рисование северного оленя
2
-
2
Рисование зайца (ватные палочки)
2
-
2
Рассказы о птицах
1
1
-
Рисование снегиря
1
-
1
Рассказы о птицах
1
1
-
прорисовка веточек штамповкой (ребром
1
-
1
Пластилинография «Синица»
2
-
2
Оформление фона
2
-
2
Рассказы о белках
1
1
-
Рисование белки в дупле
1
-
1
Рассказы о белках
1
1
-
Оформление фона
1
-
1
Коми народная игра «Пышкай» (воробей)
2
-
2
Деревянное зодчество
4
2
2
Деревянное кружево, наличники
2
2
-
Рисование терема с имитацией резьбы по
2
-
2
12
4
8
Коми народная сказка «Мышь и сорока»
1
1
-
Рисование героев сказки
1
-
1
Сказка «Лиса и заяц»
1
1
-
Рисование героев сказки
1
-
1
картона)
5.
дереву (использование кружева)
6.
Предания коми и этнографика Ю.
Лисовского
Сказка «Восьминогая собака»
1
1
-
Рисование героев сказки
1
-
1
Коми предания о богатырях. Сказочные
1
1
-
1
-
1
-оформление фона
2
-
2
- рисование героев сказок
2
-
2
Микромир
8
2
6
Насекомые РК, пищевая цепочка.
1
1
-
Рисование стрекоз (графика)
1
-
1
Экологическая сказка «Сова» В. Бианки
1
1
-
Рисование божьих коровок
1
-
1
Рисование кузнечика (цветные карандаши,
2
-
2
Коллективная работа
2
-
2
Родные пейзажи
12
4
8
Национальный парк «Югыд ва».
2
2
-
Виртуальная экскурсия по уральским горам.
2
2
-
- весна
2
-
2
- лето
2
-
2
- осень
2
-
2
- зима
2
-
2
Промежуточная аттестация
2
1
1
18
4
14
2
-
2
образы Ю. Лисовского
Рисование героев коми преданий
Коллективная работа в стиле этнографики по
мотивам коми народных сказок
7.
фломастеры)
8.
Рисование времен года:
9.
10. Оригами с коми народной росписью
Изготовление воздушного змея
Северодвинская роспись. Элементы росписи
1
1
-
Роспись воздушного змея
1
-
1
Вычегодская роспись. Элементы росписи
1
1
-
Изготовление фигурки лошади, её роспись
1
-
1
Изготовление шкатулки
2
-
2
Удорская роспись. Элементы росписи
1
1
-
Роспись шкатулки
1
-
1
Пижемская роспись. Элементы росписи
1
1
-
Изготовление фигурки «Сердце» и его роспись
1
-
1
Изготовление колокольчика и его роспись
2
-
2
Изготовление закладок-уголков и их роспись
2
-
2
Изготовление домика и его роспись
2
-
2
11. Самобытное забытое искусство – лубок
6
2
4
История возникновения лубочного искусства.
1
1
-
Особенности
1
1
-
- медведь
1
-
1
- кот
1
-
1
- воробей
1
-
1
- сова
1
-
1
12. Досугово-развивающая деятельность:
26
8
18
Беседа ко Дню защитника Отечества
1
1
-
«Вспомним славных предков». Русские
1
1
-
2
-
2
Рисование русской боевой ладьи
2
-
2
Пластилинография «Богатырь»
2
-
2
Беседа о семейных ценностях
2
2
-
Рисование в лубочном стиле:
боевые ладьи.
Изготовление и украшение русской боевой
ладьи
Открытка для мамы (к 8 марта)
2
-
2
Основоположники советской космонавтики.
1
1
-
1
-
1
1
-
1
-
1
Вырезание деталей из подготовленной бумаги
2
-
2
Вырезание деталей из чёрной бумаги,
2
-
2
2
2
-
Ю. Гагарин.
Изготовление ракеты по шаблону
Техника окрашивания гофробумагой. Техника
выполнения витража
Окрашивание бумаги
Выполнение витража «Космос»:
наклеивание.
День Победы. Беседа о подвиге
Сюжетное графическое рисование с
элементами оригами и аппликацией
«Памятные места»:
Оформление фона
2
2
Выполнение оригами и аппликации
2
2
13. Проект «Сочиняем и иллюстрируем сказку»
16
2
14
1
1
-
Нахождение «кубиков» в предложенной сказке
1
-
1
Д. Кэмпбелл «Путь героя»
1
1
-
Определение этапов пути в выбранной сказке
1
-
1
Сочинение сказки
2
-
2
Консультации
1
-
1
Выбор стиля оформления, разработка образов
1
-
1
2
-
2
Функции героев по В. Проппу. «Домиксказка»
героев
Печать текста, работа над иллюстрациями
Работа над иллюстрациями
2
-
2
Защита проекта
2
-
2
Конкурс на лучшую книгу
2
-
2
2
2
144
46
14. Промежуточная аттестация
Всего
98
3 год обучения
№
Темы
п/п
1.
Всего
В том числе
часов Теория
Вводное занятие. Материалы и инструменты.
Практика
2
2
-
Цветоведение
6
3
3
Цветовой круг. Повторение. Отличительные
2
1
1
2
1
1
Хроматические и ахроматические цвета
2
1
1
Русский народный костюм
10
4
6
Региональные особенности русского
2
2
-
2
-
2
2
-
2
Техника безопасности.
2.
особенности цветового круга Иттена и
Освальда
Цветовая гармония. Повторение пройденного
материала (триада, тетрада)
3.
народного костюма
Разработка эскиза стилизованного народного
костюма для куклы: выбор цветового
решения, выбор элементов костюма
Работа над эскизом
Работа над эскизом
2
Презентация готовой модели костюма
2
4.
2
2
-
Фауна РК
20
5
15
Рассказы о медведях
1
-
-
Рисование медведя в пермском зверином стиле
1
Презентация о ежах.
1
1
-
Рисунок в смешанной технике «Семья ежей в
1
-
1
2
-
2
Презентация «Пушные звери Республики
1
1
-
Коми». Рисование ласки, соболя, песца или
1
-
1
Перелётные птицы Республики Коми
2
2
-
Пластилинография «Лебеди на пруду», эскиз
2
-
2
Выполнение фона
2
-
2
Выполнение птиц
2
-
2
Выполнение переднего плана
2
-
2
Доработка мелких деталей
2
-
2
Устное народное творчество. Коми
12
4
8
народные сказки об охотниках и богатырях
2
2
-
Рисунок на тему «Образ охотника в коми
2
-
2
2
-
2
2
2
-
1
месте обитания»
Рисунок в смешанной технике «Семья ежей в
месте обитания»
куницы (по выбору)
5.
народных сказках»
Рисунок на тему «Образ охотника в коми
народных сказках»
Беседа «Отрицательные персонажи в коми
сказаниях»
Рисунок на тему «Отрицательные персонажи в
2
-
2
2
-
2
Культура и традиции
10
3
7
Презентация «Предметы быта и обихода
2
2
-
Презентация «Основы натюрморта»
1
1
-
Выполнение эскиза натюрморта (референс с
1
-
1
Выполнение натюрморта
2
-
2
Презентация «Основы натюрморта»
2
-
2
Выполнение натюрморта
2
-
2
Родные пейзажи
12
4
8
Национальный парк «Югыд ва». Флора
2
2
-
Национальный парк «Югыд ва». Фауна
2
2
-
- весна
2
-
2
- лето
2
-
2
- осень
2
-
2
- зима
2
-
2
8.
Промежуточная аттестация
2
1
1
9.
Современные направления в рукоделии
36
7
29
Презентация «Современные направления в
2
2
-
коми сказаниях»
Рисунок на тему «Отрицательные персонажи в
коми сказаниях»
6.
коми»
ложками)
Выполнение эскиза натюрморта (референс с
утицей)
7.
Рисование времен года:
рукоделии: скрапбукинг, кардмейкинг,
мандалы, канзаши»
Презентация «Изготовление шоколадницы»
2
1
1
2
-
2
2
-
2
Кардмейкинг: изготовление открытки
2
-
2
Кардмейкинг: украшение открытки
2
-
2
2
1
1
Скрапбокс «Снежная зима»: сборка
2
-
2
Скрапбокс «Снежная зима»: декорирование
2
-
2
Презентация «Мандала: основы плетения
1
1
-
приёмы и способы работы, разнообразие
1
-
1
2
-
2
2
-
2
Изготовление круговой мандалы №2
2
-
2
Изготовление круговой мандалы №2
2
-
2
Презентация «Ловец снов, история
2
2
-
2
-
2
Построение развёртки, биговка
Изготовление шоколадницы:
Сборка
Изготовление шоколадницы:
Декорирование пижемской росписью
хохломской росписью
Скрапбокс «Снежная зима»: построение
развёртки, биговка
узоров» «Традиционные цветовая гамма в
ткачестве народа коми». Создание эскиза.
Изготовление основы для мандалы
Изготовление круговой мандалы №1 в
цветовой гамме, традиционной для ткачества
коми народа
Создание эскиза. Изготовление основы для
мандалы №2
возникновения, особенности выполнения,
материалы и инструменты».
Изготовление основы для ловца снов (оплётка)
Плетение паутинки
2
-
2
Декорирование
2
-
2
Досугово-развивающая деятельность:
16
7
9
Беседа о патриотизме
1
1
-
Тематическая работа «Защитники Отечества»
1
-
1
Международный женский день
2
2
-
Портрет мамы
2
-
2
Открытка для мамы
2
-
2
День Победы
2
2
-
Беседа о подвиге солдата
2
2
-
Работа в смешанной технике с применением
2
-
2
2
-
2
2
-
2
16
5
11
Чаепитие
2
-
2
Срисовка «Образы Масленицы»
2
-
2
Срисовка «Образы Масленицы»
2
-
2
Презентация «Вербное воскресенье»
1
1
-
Открытка с вербой
1
-
1
Открытка с вербой
2
-
2
Беседа «Пасхальные традиции», чаепитие
2
2
-
Пасхальный натюрморт
2
-
2
День защитника Отечества
Беседа на тему «Женский образ и роль
женщины в семье»
оригами «Никто не забыт, ничто не забыто»
Работа в смешанной технике с применением
оригами «Никто не забыт, ничто не забыто»
Сюжетное рисование «Миру мир»
10. Праздничные традиции наших предков
Беседа «Масленичная неделя, разгуляй»
Промежуточная аттестация по освоению
2
2
144
47
программы
Всего
97
1 год обучения
1.
Вводное занятие. Инструменты и материалы. Техника
безопасности.2ч.
2.
Цветоведение. 10 ч. ( Т – 5 ч., П – 5ч.)
Теория: Основные и составные цвета. Тёплая и холодная цветовая гамма.
Практика: Цветовой круг. Цветовая гармония(дополнительные цвета,
классическая, контрастная и аналоговая триада)
3.
Русские народные росписи. 10ч. (Т – 5 ч., П – 5 ч.)
Теория: Хохлома. Птицы (аппликация с дорисовкой). Гжель. Гжельская роза.
Практика: Вятская роспись. Мезенская роспись.
4.
Образ жизни наших предков. 12 ч. (Т – 6ч., П – 6ч.)
Теория: Презентации «Образ жизни наших предков», «Русская народная
одежда», «Традиционное жильё русского и коми народа. Терем и изба»,
«Убранство избы», «Русская печь»
Практика: Добры молодцы и красны девицы (аппликация с дорисовкой,
русская народная одежда). Рисуем терем и избушку. Горница. Русская печь.
5.
Коми народные сказки. 6ч. (Т – 3 ч., П – 3 ч.)
Теория: Чтение коми народных сказок: «Гундыр», «Пера-богатырь», м/ф
«Чукля»
Практика: Иллюстрируем коми народные сказки. Этнографика
Ю.Лисовского: Птицы
6.
Родные пейзажи моей Родины. 14 ч. (Т – 6ч., П – 8ч.)
Теория: Презентации «Уральские горы», «Фауна Республики Коми»,
«Северная зима. Полярное сияние».
Практика: рисование пейзажей, пластилинография.
7.
Любимый праздник – Новый год. 10 ч. (Т – 4 ч., П. – 6 ч.)
Теория: Рождественские и новогодние традиции. Гадание и колядки.
Практика: Рисование на новогоднюю и рождественскую тему.
8.
Промежуточная аттестация. 2ч.
9.
По страницам русских народных сказок. 10 ч. (Т – 5 ч., П – 5ч.)
Теория: Известные иллюстраторы русских народных сказок (И.Билибин,
Ю.Васнецов, Б.Зворыкин, Б.Дехтерев, Е.Рачев, А.Комаров, Сутеев). Чтение
русских народных сказок «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Емеля», «Царевналягушка»
Практика: Рисуем героев русских народных сказок: «Лиса и волк», «Гусилебеди», «Емеля», «Царевна-лягушка».
10.
Животные Республики Коми. 16ч. (Т – 6 ч., П – 10 ч.)
Теория: Рассказы о животных.
Практика: Лисички в карамельном лесу. Енот акварелью. Медведь (объёмная
аппликация). Зайцы зимой. Лось. Коллективная работа «В лесу»
(пластилинография). Игра «Угадай след».
11.
Растительный мир Республики Коми. 8 ч. (Т – 2 ч., П – 6 ч.)
Теория: Лекарственные травы, ядовитые растения. Техника рисования
ватными палочками. Особенности работы.
Практика: Сирень (рисование пучком ватных палочек). Одуванчики.
Подсолнух. Дорисовка фломастерами. Цветущее дерево.
12.
Коми народная роспись. 24 ч. (Т – 8 ч., П – 16 ч.)
Теория: презентации по темам: Удорская роспись, Вычегодская роспись,
Пижемская роспись, Северодвинская роспись. Этапы работы.
Практика: изготовление закладки и шкатулки с нанесением удорской
росписи (подражатель Мезенской ). Вычегодская роспись: печать гуашью с
помощью ластика, крышечек, примакивания; роспись тарелочки). Пижемская
роспись: роспись тарелочки, изготовление карандашницы. Северодвинская
роспись: роспись ложки, закладки.
13.
Объёмная композиция «Хоровод» (Коллективная работа) 12 ч. (Т 6 ч., П – 6 ч.)
Теория: Традиционные русские народные, коми народные игры и забавы.
Виды хороводов. Рисунок хороводов. Летние народные праздники. Ход
работы.
Практика: Изготовление объёмных фигур красных девиц. Нанесение
орнамента на детали костюма. Украшение кокошника. Игра «Хоровод». Игра
«Ручеёк»
14.
Досугово-развивающая деятельность. 6ч. (Т – 3 ч., П – 3 ч.)
Теория: Беседы по темам.
Практика: изготовление открыток, посвящённых международному женскому
дню, Дню защитника отечества, Дню Победы.
15.
Промежуточная аттестация. 2 ч.
2 год обучения
1.
Вводное занятие. Инструменты и материалы, правила поведения и
техника безопасности. 2 ч.
2.
Цветоведение. 4 ч. (Т – 2 ч., П – 2 ч.)
Цветовой круг (насыщенность, светлота, оттенки). Цветовая гармония:
контрастная триада, тетрада, квадрат
3.
Русский народный костюм. 10 ч. (Т -5 ч., П – 5 ч.)
Теория: Русский народный костюм. Элементы костюма. Обережная вышивка
и значение символов.
Практика: Изготовление бумажной одежды для картонных кукол. Нанесение
имитации вышивки на бумажную одежду.
4.
Флора и фауна Республики Коми. 22 ч. (Т – 6 ч., П – 16 ч.)
Теория: Ягоды – северные витамины. Ядовитые растения Республики
Коми.Рассказы о птицах. Рассказы о белках.
Практика: Брусника (монотипия – мох ягель). Клюква (печать ластиком или
пластилиновым штампом). Северный олень. Заяц. Птицы Республики Коми:
снегирь (использование штамповки ребром картона для прорисовки веточки
сосны), синица – пластилинография; белка в дупле (цветные карандаши).
Коми народная игра «Пышкай».
5.
Деревянное зодчество. 4 ч. (Т – 2 ч., П – 2 ч.)
Теория: Деревянное кружево, наличники.
Практика: Рисование терема с имитацией резьбы по дереву (использование
кружева).
6.
Предания коми и этнографика Ю. Лисовского 12 ч. (Т – 4ч., П -8 ч.)
Теория: Коми народные легенды и сказки («Лиса и заяц», «Мышь и сорока»,
«Восьминогая собака», предания о богатырях). Образы и элементы графики
Ю. Лисовского.
Практика: Рисование героев коми преданий. Коллективная работа в стиле
этнографики «Герои коми сказок».
7.
Микромир 8 ч. (Т – 2 ч., П – 6ч.)
Теория: Насекомые Республики Коми. Пищевая цепочка. Экологическая
сказка «Сова» В.Бианки.
Практика: рисование стрекозы, божьей коровки, кузнечика, пчёл.
Коллективная работа.
8.
Родные пейзажи 12ч. (Т – 4 ч., П – 8 ч.)
Теория: Национальный парк «Югыд ва». Виртуальная экскурсия по
Уральским горам.
Практика: Рисование времен года (печать гофрокартоном, аппликация)
9.
Промежуточный контроль. 2 ч.
10.
Оригами с коми народной росписью. 20ч. (Т – 8ч., П – 12 ч.)
Теория: презентации по темам: Удорская роспись, Вычегодская роспись,
Пижемская роспись, Северодвинская роспись (элементы росписи). Этапы
складывания моделей.
Практика: Изготовление моделей оригами: воздушный змей типа «Монах»,
лошадь, шкатулка, сердце, колокольчик, закладки-уголки, домик. Нанесение
традиционных коми народных росписей.
11.
Самобытное забытое искусство - лубок . 6ч. (Т – 2 ч., П – 4 ч.)
Теория: История возникновения лубочного искусства. Особенности.
Практика: Рисование в лубочном стиле: медведь, кот, воробей, сова.
12.
Досугово-развивающая деятельность 28 ч. (Т – 6ч., П – 16 ч.)
Теория: Вспомним славных предков (ко Дню защитника отечества) Предание
о Пера богатыре. Русские боевые ладьи.
Практика: Мастерим и украшаем русскую боевую ладью. Рисуем боевую
ладью. Пластилинография «Богатырь».
Теория: Беседа о семейных ценностях. Практика: Открытка для мамы ( к 8
марта).
Теория: Основоположники советской космонавтики. Юрий Гагарин. Техника
окрашивания бумаги гофроробумагой. Техника выполнения витража.
Практика: Выполнение витража «Космос». Окрашивание бумаги,
выполнение аппликации.
Теория: Беседа о подвиге. Практика: Сюжетное графическое рисование с
элементами оригами и аппликации «Памятные места».
13.
Проект «Сочиняем и иллюстрируем сказку» 16 ч. (Т – 6ч., П – 10 ч.)
Теория: Функции героев по В. Проппу. Домик-сказка. Д. Кэмпбелл
«Путь героя».
Практика: Работа в микрогруппах. Нахождение «кубиков» в предложенной
сказке. Определение этапов пути в выбранной сказке. Сочинение сказки,
выбор стиль оформления, разработка образов героев. Печать текста. Работа
над иллюстрациями. Защита проекта. Конкурс на лучшую книгу.
Промежуточная аттестация - 2 ч.
3 год обучения
1. Вводное занятие. Инструменты и материалы, правила поведения и
техника безопасности. 2 ч.
2. Цветоведение. 6 ч. (Т –3ч., П – 3 ч.)
Цветовой круг (повторение; отличительные особенности цветового круга
Иттена и Освальда). Цветовая гармония (повторение: триада, тетрада).
Хроматические и ахроматические цвета.
3. Русский народный костюм 10 ч. (Т – 4 ч., П – 6 ч.)
Теория : Региональные особенности русского народного костюма.
Практика: Разработка и презентация эскиза стилизованного народного
костюма для куклы.
4. Флора и фауна РК. 20 ч. (Т – 5 ч., П – 15 ч.)
Теория: Рассказы о медведях, презентации о ежах и «Пушные звери
Республики Коми»; перелётные птицы Республики Коми
Практика: Рисование медведя в пермском зверином стиле, Рисунок в
смешанной технике «Семья ежей в месте обитания», Рисование ласки,
соболя, песца или куницы (по выбору), Пластилинография «Лебеди на пруду.
5. Устное народное творчество. 12 ч. (Т – 4 ч., П – 8 ч.)
Теория: Коми народные сказки об охотниках и богатырях, беседа
«Отрицательные персонажи в коми сказаниях».
Практика: Рисунки на темы «Образ охотника в коми народных сказках»,
«Отрицательные персонажи в коми сказаниях».
6. Культура и традиции 10 ч. (Т – 3 ч., П – 7 ч.)
Теория: Презентация «Предметы быта и обихода коми», «Основы
натюрморта».
Практика: Выполнение натюрморта с утицей.
7. Родные пейзажи 12 ч. (Т – 4 ч., П – 8 ч.)
Теория: Национальный парк «Югыд ва»: флора и фауна.
Практика: Рисование времен года.
8. Промежуточная аттестация. 2 ч.
9. Современные направления в рукоделии 36 ч. (Т – 7 ч., П – 29 ч.)
Теория: Презентация «Современные направления в рукоделии: скрапбукинг,
кардмейкинг, мандалы, канзаши», «Изготовление шоколадницы»,
Презентация «Мандала: основы плетения приёмы и способы работы»
«Традиционные цветовая гамма в ткачестве народа коми», cкрапбокс
«Снежная зима»: построение развёртки, биговка; презентация «Ловец снов,
история возникновения, особенности выполнения, материалы и
инструменты».
Практика: Изготовление шоколадницы, кардмейкинг, скрапбокс «Снежная
зима», плетение круговых мандал (круговая мандала №1 в цветовой гамме,
традиционной для ткачества коми народа), ловца снов.
10. Праздничные традиции наших предков. 16 ч. (Т – 5 ч., П –11 ч.)
Теория: Беседа «Масленичная неделя, разгуляй», чаепитие. Презентация
«Вербное воскресенье». Беседа «Пасхальные традиции», чаепитие.
Практика: Срисовка «Образы Масленицы», открытка с вербой, пасхальный
натюрморт.
Досугово-развивающая деятельность. 16 ч. (Т – 7 ч., П – 9 ч.)
Теория: Беседа о патриотизме, беседа на тему «Женский образ и роль
женщины в семье», беседа о подвиге солдата.
Практика: Тематическая работа «Защитники Отечества», портрет мамы,
открытка для мамы, работа в смешанной технике с применением оригами
«Никто не забыт, ничто не забыто».
Промежуточная аттестация по освоению программы. 2 ч.
Календарно -тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по годам обучения находится в
разделе учебно-методического комплекса.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
-приобретут знания о народной (русской и коми) культуре, росписях,
традициях;
-приобретут знания об основах цветоведения;
-приобретут знания и личный опыт в области изобразительного творчества;
-приобретут знания и первичный личный опыт в синтезе современных
видов.
Метапредметные:
- совершенствуют мелкую моторику и глазомера;
- совершенствует умение подбирать гармоничные цветовые сочетания;
-разовьют художественный вкус и творческих способностей: воображение и
фантазию;
-разовьют
коммуникативные
способности:
умение
сотрудничать,
сопереживать, способность к самоконтролю.
Личностные:
- воспитают интерес и уважение к народным традициям и культуре;
- воспитают культуру труда.
1 год обучения
Предметные:
- познакомятся с народной культурой и традициями: русской народной и коми
росписи, устном народном творчестве, народной одежде, праздниках, забавах
и играх;
- приобретут знаний и личный опыт в области изобразительного творчества:
рисование фломастерами, цветными карандашами, акварелью, гуашью,
ватными палочками, монотипия, рисование с помощью штампов и отпечатков,
применение аппликации в рисунке;
- познакомятся с основами цветоведения;
Метапредметные:
- разовьют мелкую моторику и глазомер;
- разовьют умение подбирать гармоничные цветовые сочетания;
- разовьют художественный вкус и творческие способности: воображение и
фантазию;
Личностные:
- сформируют позитивное отношение и интерес к народным традициям и
культуре;
- сформируют культуру труда;
2 год обучения
Предметные:
- приобретут знания о народной культуре и традициях: русской народной и
коми росписи, устном народном творчестве, народной одежде, праздниках,
забавах и играх;
- закрепят знания и использование приёмов в области изобразительного
творчества:
рисование фломастерами, цветными карандашами, акварелью,
гуашью, ватными палочками, монотипия, рисование с помощью штампов и
отпечатков, применение аппликации в рисунке;
- приобретут знания об основах цветоведения;
Метапредметные:
- совершенствуют мелкую моторику и глазомера;
- совершенствует умение подбирать гармоничные цветовые сочетания;
-разовьют художественный вкус и творческих способностей: воображение и
фантазию;
-разовьют
коммуникативные
способности:
умение
сотрудничать,
сопереживать, способность к самоконтролю.
Личностные:
- воспитают интерес и уважение к народным традициям и культуре;
- воспитают культуру труда.
3 год обучения
Предметные:
- закрепят знания о народной культуре и традициях: русской народной и коми
росписи, устном народном творчестве, народной одежде, праздниках, забавах
и играх;
- познакомятся с современными видами рукоделия
- получат первичный личный опыт в синтезе современных видах с народной
культурой;
- закрепят знания об основах цветоведения;
Метапредметные:
- совершенствуют мелкую моторику и глазомера;
- совершенствует умение подбирать гармоничные цветовые сочетания;
-разовьют художественный вкус и творческих способностей: воображение и
фантазию;
-разовьют
коммуникативные
способности:
умение
сотрудничать,
сопереживать, способность к самоконтролю.
Личностные:
- воспитают интерес и уважение к народным традициям и культуре;
- воспитают культуру труда.
5. ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТЕСТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ
Порядок аттестации учащихся
регламентируется
локальным актом
«Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся МУДО «ЦДОД «Олимп».
Аттестация учащихся включает в себя:
- текущий контроль успеваемости учащихся по дополнительной
общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей
программе, который предусмотрен этапами педагогического контроля по
дополнительной общеобразовательной программе- дополнительной
общеразвивающей программе. Формы текущего контроля - практическое
задание, опрос, тест, выставка.
- промежуточную аттестацию в конце первого полугодия по дополнительной
общеобразовательной
программе
-
дополнительной
общеразвивающей
программе. Формы промежуточной аттестации - выставка, тест, практическое
задание.
-
промежуточную
аттестацию
по
освоению
дополнительной
общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы Форма
итоговой аттестации – отчётная выставка, тест.
Индивидуальный рост учащихся фиксируется в индивидуальной
карточке
учета
общеобразовательной
результатов
обучения
по
дополнительной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе и индивидуальной карточке оценки личностного развития
учащегося в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Этапы педагогического контроля
Вид
Цель
Содержание
Формы
Критерии
опрос «Техника
Теория:
контроля
Теория:
Теория:
Входящий Проверка знаний о ТБ при - Правила техники
безопасности,
Высокий уровень: учащийся называет
работе с режущими
безопасности с
виды бумаги,
15 и более требований безопасности,
инструментами, бумагой;
ножницами,
красок»
может определить 7-8 видов бумаги,
виды бумаги, красок.
бумагой
Практическая
Практика:
- Виды бумаги
работа.
Выявить развитие мелкой
- Виды красок
10 требований безопасности, может
моторики, глазомера,
Практика:
определить 5-6 видов бумаги, умеет
аккуратности,
выполнение
отличать гуашь и акварель
самостоятельности
творческого
Достаточный уровень: учащийся
задания
называет 7-9 безопасности, может
«Дорисуй
половину и
укрась» (ваза)
умеет отличать гуашь и акварель
Средний уровень: учащийся называет
определить 4-5 видов бумаги
Практика:
Выполнение творческого задания.
Оценивается развитие мелкой
моторики, аккуратности,
самостоятельности, глазомера
Баллы
1б- учащийся справляется с заданием
при небольшой помощи педагога
2б-учащийся справляется с заданием
при небольшом руководстве педагога
3б-учащийся справляется с заданием
самостоятельно
Уровни
Допустимый-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3
Определить
Тематичес усвоения
кий
степень Знание основных
основных приёмов работы в
приёмов работы в разных разных техниках с
техниках
рисования
тест,
практическая
работа, выставка
Теория:
Тест
Практика:
(рисование фломастерами, различными
цветными
карандашами, материалами.
акварелью,
ватными
Выполнение рисунка на заданную тему
(оценивается развитие мелкой
гуашью,
моторики, внимательности,
палочками,
аккуратности, самостоятельности)
монотипия, рисование с
помощью
отпечатков,
штампов
БАЛЛЫ
и
1б- учащийся справляется с заданием
применение
при небольшой помощи педагога
аппликации в рисунке) и
2б-учащийся справляется с заданием
терминов.
при небольшом руководстве педагога
Выявить развитие мелкой
3б-учащийся справляется с заданием
моторики, аккуратности,
самостоятельно
самостоятельности,
Уровни
творческих способностей
Допустимый-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3
Тематичес Выявить уровень
кий
овладения программой
Уровень освоения
Отчётная
теоретическими
выставка,
знаниями и
тест
практическими
Теория:
- Знание народных традиций и
культуры;
умениями по
разделам
программы
-Основные правила работы с
материалами, применяемыми по
программе;
- Знание приёмов работы с различными
материалами
Практика:
качество выполненных работ,
художественный вкус, творческие
способности, аккуратность,
самостоятельность, разнообразие
применяемых материалов, приёмов и
техник
Уровни
Теория:
Допустимый - учащийся правильно
ответил на 5 вопросов из 10
Средний - учащийся правильно ответил
на 7 вопросов из 10
Высокий - учащийся правильно ответил
на 9 вопросов из 10
Практика:
Высокий
уровень
–
гармонично
подобрана цветовая гамма, пропорции,
художественное решение, разнообразие
применяемых техник и материалов
Средний уровень – имеется некоторая
дисгармония по
1 из параметров
(цветовой
гамме/пропорциям/художественному
решению), на выставке представлены 34
техники,
выполненные
применением
4-5
Допустимый
уровень
в
с
материалов
–
работы
выполнены по образцу, соответствуют
общему
уровню
некоторая
параметров
группы;
дисгармония
по
имеется
2 из
(цветовой
гамме/пропорциям/художественному
решению),выполнены с применением 4
материалов.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Периодичность
Цель
Содержание
Формы
Показатели, критерии
Конец первого
Выявить
Уровень
тест,
Теория:
года обучения
уровень
освоения
практиче
Допустимый - учащийся правильно ответил на 5 вопросов из 10
овладения
теоретически
ское
Средний - учащийся правильно ответил на 7 вопросов из 10
программой
ми знаниями и задание,
за 1- е
практическим
полугодие
и умениями
Высокий уровень – гармонично подобрана цветовая гамма,
по разделам
пропорции,
программы
применяемых техник и материалов
Высокий - учащийся правильно ответил на 9 вопросов из 10
выставка
Практика:
художественное
решение,
разнообразие
Средний уровень – имеется некоторая дисгармония по 1 из
параметров
(цветовой
гамме/пропорциям/художественному
решению), на выставке представлены 3-4 техники, выполненные
в с применением 4-5 материалов
- Допустимый уровень – работы выполнены по образцу,
соответствуют общему уровню группы; имеется некоторая
дисгармония по 2 из параметров (цветовой
гамме/пропорциям/художественному решению),выполнены с
применением 4 материалов.
Конец второго
Выявить
Уровень
тест,
Теория:
года обучения
уровень
освоения
практиче
Допустимый - учащийся правильно ответил на 5 вопросов из 10
овладения
теоретически
ское
Средний - учащийся правильно ответил на 7 вопросов из 10
программой
ми знаниями и задание,
за 1 год
практическим
обучения
и умениями
Высокий уровень – гармонично подобрана цветовая гамма,
по разделам
пропорции,
программы
применяемых техник и материалов
Высокий - учащийся правильно ответил на 9 вопросов из 10
выставка
Практика:
художественное
решение,
разнообразие
Средний уровень – имеется некоторая дисгармония по 1 из
параметров
(цветовой
гамме/пропорциям/художественному
решению), на выставке представлены 3-4 техники, выполненные
с применением 4-5 материалов
Допустимый уровень – работы выполнены по образцу,
соответствуют общему уровню группы; имеется некоторая
дисгармония по 2 из параметров (цветовой
гамме/пропорциям/художественному решению),выполнены с
применением 4 материалов.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
Периодичность
Цель
Содержание
Формы
Показатели, критерии
По освоению
Выявить
Уровень освоения
тест,
Теория:
дополнительной
уровень
теоретическими
выставка Допустимый - учащийся правильно ответил
общеобразовательной -
овладения
знаниями и
на 7 вопросов из 15
дополнительной
программой
практическими
Средний - учащийся правильно ответил на
общеразвивающей
умениями по
10-12 вопросов из 15
программы
разделам
Высокий - учащийся правильно ответил на
программы
вопросов из 13-15
Практика:
Высокий уровень – гармонично подобрана
цветовая гамма, пропорции, художественное
решение, разнообразие применяемых техник
и материалов
Средний уровень
–
имеется
некоторая
дисгармония по 1 из параметров (цветовой
гамме/пропорциям/художественному
решению), на выставке представлены 3-4
техники, выполненные в с применением 4-5
материалов
Допустимый уровень – работы выполнены по
образцу,
соответствуют
общему
уровню
группы; имеется некоторая дисгармония по 2
из
параметров
(цветовой
гамме/пропорциям/художественному
решению),выполнены
материалов.
с
применением
4
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
6.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ФОРМАТЫ
(формы, методы, приёмы, педагогические технологии)
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно–воспитательного процесса является
групповое учебное занятие. При работе над коллективными работами, проектами
возможны занятия в малых группах по 2-5 человек.
Формы и методы обучения
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом,
работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Виды:
В процессе освоения программы применяются три вида заданий:
тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с
1)
иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются на этапе
освоения технологии.
частично-поисковые, когда учащиеся должны самостоятельно выбрать
2)
тот или иной известный им способ изготовления, или определить наиболее
подходящий материал для воплощения замысла, или выполнить декорирование
изделия;
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно–воспитательного процесса является
групповое учебное занятие. При подготовке к конкурсам и фестивалям
возможны занятия в малых группах по 2-5 человек. Программа предполагает
фронтальные, групповые и мелкогрупповые формы занятий. Основной формой
Данная программа опирается на такие технологии как:
технология творческого саморазвития,
технология коллективного творческого дела
здоровьесберегающие технологии,
Данные технологии дают возможность программе «Весёлое рисование» быть
адаптированной к разнообразию интересов и запросов детей и родителей
(законных представителей), быть открытой и гибкой для коррекции на всех
этапах ее реализации.
Образовательная
деятельность
строится
на
основе
системно-
деятельностного подхода, основной результат применения которого – развитие
личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
-
выполнение
учащимися
определённых
действий
для
приобретения
недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
-
формирование
у
учащихся
умения
контролировать
свои
действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
7. Рефлексия.
Система дидактических принципов
Реализация
технологии
деятельностного
метода
в
практическом
преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно
участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию
его
общекультурных
и
деятельностных
способностей,
общеучебных умений.
2)
Принцип
целостности
–
предполагает
формирование
учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе,
социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в
системе наук).
3) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной
атмосферы,
ориентированной
на
реализацию
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
идей
4) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию
решений в ситуациях выбора.
5) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются
открытые учебные занятия, выставки, участие в конкурсах.
На период актированных дней, карантинных мероприятий, отсутствием
учащегося по уважительным причинам предусмотрена самостоятельная работа,
которая выражается в выполнении комплекса упражнений, работа с текстами
песен. По окончанию актированных дней, карантина организуется консультаций
с учащимися, испытывающими затруднения при изучении учебного материала.
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане воспитательной
работы, которая планируется педагогом ежегодно. (Приложение № 3)
План воспитательной работы направлен на воспитание духовно-развитой,
творческой личности:
- работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы,
консультации) предполагают взаимопомощь в формировании целостных
личностных качеств у детей;
- используется воспитательная технология КТД И.П. Иванова
- используется технология создания ситуации успеха
- условием нравственного воспитания детей и молодежи в объединении
является общение на доверительных началах;
- создание дружеской атмосферы в коллективе;
- посещение выставок воспитывает художественно-эстетические качества
личности, художественный вкус.
Условия реализации программы
7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа реализуется на базе МУДО «ЦДОД «Олимп» (ул. Морозова. 6)
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий по
программе «Весёлое рисование»:
Учебные столы и стулья
Цветная бумага
Проектор
Цветной картон
Ноутбук
Пивной картон
Гуашь
Линейка
Акварель
Альбом
Фломастеры
Бумага для акварели/черчения
Восковые мелки
Картонные шаблоны
Цветные карандаши
Тушь/чернила
Простой карандаш
Ватные палочки
Гелиевые ручки
Гофробумага
Ластик
Пластилин
Кисти разных размеров
Доска для лепки
Ножницы
Стеки
Клей
Методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплекс
I. Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
Интернет-ресурсы
(См. список литературы).
II. Материалы:
Дидактические материалы:
• Образцы рисунков.
• Презентации
• Разработка методики психолого-педагогической диагностики личности
учащихся. Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения
программы».
№
Разделы
Наглядное пособие
п.п.
1. 1Вводное занятие (беседа)
Инструкция по ТБ, образцы бумаги
. Инструменты и материалы. ТБ
2. 3Цветоведение
Презентации по темам, инструкционные
карты, образцы изделий, рекомендованная
.
3. . Культура и традиции
4.
Устное народное творчество
5.
Краеведение
6.
Проектная деятельность
7. 3Аттестация
литература для учащихся, русские и коми
народные сказки, рассказы о животных
Тесты
.
8. 4Досугово-развивающая
Презентации, тексты бесед
. деятельность.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Список литературы для педагога
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями на 28 декабря 2024 года);
2. Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021
года № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
4. Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 года №
185 «О стратегии социально-экономического развития Республики коми на
период до 2035 года»;
5. Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года, утвержденная Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 10 декабря 2019
г. № 44/2019-619;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября
2020
г.
№
28
«Об
утверждении
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р);
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - М.:
Просвещение,2009.;
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р);
10. Приказ Министерства образования и науки Республики Коми «Об
утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Республике Коми» от 15.12.2023 года №767-п;
11. Письмо Министерства образования, науки и молодѐжной политики
Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические рекомендации
по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных
общеразвивающих программ в Республике Коми»;
12. Устав муниципального учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей «Олимп» // Зарегистрирован 05.09.2019//.
13."Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности"
В.А.Грошенкова, Т.С.Шилова М.: ТЦ Сфера, 2012
14. «Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет.
15. Методическое пособие для воспитателей и педагогов» Т.Комарова Изд.
«Мозаика-синтез», М. 2008 г.
16.«Коми народные сказки» Коми книжное издательство Сыктывкар, 1975г.
3.В.Ф. Плесовский
17.«О детском рисовании» М.Озёрова Изд.студии А.Лебедева 2017г.
18.«Обучение рисованию. Рисуем по образцу и фантазируем» . Потнер Изд.
«Стрекоза» 2010
19.«Пера-богатырь. Сказки финно-угорских народов» Коми книжное
издательство Сыктывкар, 1985 г.
20.«Первый самоучитель по рисованию для детей» Н. Фаузер Изд. «АСТ» 2017
г.
21.«Рисуем диких птиц по алгоритмическим схемам. 5-7 лет. ФГОС» Н.
Шайдурова Детство-Пресс 2018 г.
22.«Рисуем динозавров по алгоритмическим схемам (5-7 лет). ФГОС» Н.
Шайдурова Детство-Пресс 2018 г.
23.«Рисуем животных по алгоритмическим схемам. 5-7 лет. Методическое
пособие. ФГОС» Н. Шайдурова Детство-Пресс 2017 г.
24.«Рисуем животных. Для детей от 4 лет» Н. Потнер Изд. «Стрекоза» 2013 г.
25.«Рисуем зверюшек. Пошаговый мастер-класс» П. Липницкий Изд. « Питер»
2017 г.
26.«Рисуем растения по алгоритмическим схемам. 5-7 лет». Н. Шайдурова
Детство-Пресс 2018 г.
27.«Рисуем транспорт по алгоритмическим схемам. 5-7 лет. ФГОС» Н.
Шайдурова Детство-Пресс 2017 г.
28.«Рисуем шаг за шагом. Для детей от 4 лет» Н. Потнер Изд. «Стрекоза» 2010
29.«Что рисовать и как рисовать. Пошаговые техники для тех, кто хочет стать
художником за 5 минут» Э. Лутц. Изд. Манн» 2017 г.
30.«Я рисую природу. Рисование для детей 5-7 лет» Н. Королёва Изд-во
«Сфера» 2013 г.
31. «Декоративно-прикладное искусство народов коми» Грибова Л.С. М.,1980 г.
32. «Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства»
Дорожин Ю.Г., - М., Мозаика – Синтез, 2008, - 16с.
33. «Пижемская роспись» Практическое пособие Сыктывкар Земцова И.В.,
2009
34. «Народное искусство пермских финно-угров (коми, коми-пермяков,
удмуртов) Королева Н.С. XIX-XXвв.» Автореф.канд.дис. …искусств. Наук.
М.,1969 г.
35. « Мезенская роспись: учебно-методическое пособие для студентов
специализации «Декоративная роспись» Постникова Н.В. , ФГБОУ ВПО
«Удмуртский государственный университет»,2011. - 36 с. , с ил.
36.Шелег В.А. «Крестьянские росписи Севера» Русский Север: Ареалы и
культурные традиции, Л.,1992 г.
Интернет ресурсы:
https://www.pinterest.ru/
https://stranamasterov.ru
https://vk.com/pizhemskaya_rospis
https://zen.yandex.ru/media/1_m/31-funkciia-deistvuiuscih-lic-v-liubyh-skazkah-po-vladimiru-proppu5e0459920a451800b2a839dc систематизация сказок по В. Проппу
Список литературы для учащихся:
1. «Рисуем животных. Для детей от 4 лет» Н. Потнер Изд. «Стрекоза» 2013
г.
2. «Рисуем зверюшек. Пошаговый мастер-класс» П. Липницкий Изд. «
Питер» 2017 г.
3. «Рисуем шаг за шагом. Для детей от 4 лет» Н. Потнер Изд. «Стрекоза»
2010
4. «Рисуем диких птиц по алгоритмическим схемам. 5-7 лет. ФГОС» Н.
Шайдурова Детство-Пресс 2018 г
5. «Рисуем динозавров по алгоритмическим схемам (5-7 лет). ФГОС» Н.
Шайдурова Детство-Пресс 2018 г.
6. «Забавные уроки рисования» А. Бернфельс Изд. «Ниола-Пресс» 2010 г
7. «Как нарисовать любую историю» Т. Задорожная Изд-во «Питер» 2013 г.
8. «Как нарисовать что угодно за 30 секунд» П. Линицкий. Изд-во «Питер»
2016 г.
9. «Рисуем животных по алгоритмическим схемам. 5-7 лет. Методическое
пособие. ФГОС» Н. Шайдурова Детство-Пресс 2017 г.
10. «Рисуем растения по алгоритмическим схемам. 5-7 лет». Н. Шайдурова
Детство-Пресс 2018 г.
11. «Рисуем транспорт по алгоритмическим схемам. 5-7 лет. ФГОС» Н.
Шайдурова Детство-Пресс 2017 г.
Интернет ресурсы:
https://www.pinterest.ru/
https://stranamasterov.ru