Веселое рисование 2025

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ –
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Весёлое рисование» является
трёхгодичной общеразвивающей модифицированной уровневой (базовый
уровень) учрежденческой, разновозрастной программой художественной
направленности и предназначена для предоставления услуг по
дополнительному образованию детей на ступени начального общего
образования. Специфика занятий усиливает эффекты развития мелкой
моторики (развитие умственных способностей, внимания, памяти и речи) и
способствует
формированию
пространственного
мышления,
целеустремлённости, аккуратности, самостоятельности и умению работать по
образцу.
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая
программа «Весёлое рисование» разработана на основе:
1.Нормативных правовых актов и государственных программных
документов в области дополнительного образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями на 28 декабря 2024 года);
2. Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021
года № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
4. Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 года №
185 «О стратегии социально-экономического развития Республики коми на
период до 2035 года»;
5. Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года, утвержденная Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 10 декабря
2019 г. № 44/2019-619;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р);

8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - М.:
Просвещение,2009.;
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р);
10. Приказ Министерства образования и науки Республики Коми «Об
утверждении
правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Республике Коми» от 15.12.2023 года
№767-п;
11. Письмо Министерства образования, науки и молодѐжной политики
Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»;
12. Устав муниципального учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей «Олимп» // Зарегистрирован 05.09.2019//.
2. Типовых программ по направленности деятельности:
Неменский, Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд:
Программа с краткими методическими рекомендациями 1-8 классы. – М.:
Просвещение, 2009.
Программа «Весёлое рисование» направлена на развитие творческих
способностей и воображения у младших школьников, посредством
нетрадиционных техник.
Концепция программы:
Знакомит детей с культурой и традициями русского и коми народа.
Знакомит с различными техниками рисования, в том числе нетрадионными.
Учит детей различным приемам работы с фломастерами, восковыми мелками,
гуашью, цветной бумагой, акварелью и другими материалами.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным
движениям пальцев, совершенствуется мелкая моторика рук, происходит
развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе
изготовления творческого продукта, учит следовать устным инструкциям и
инструкционным картам.
Стимулирует развитие памяти, так как учащийся должен запомнить
последовательность изготовления, приемы и способы работы.
Знакомит детей с техниками работы с различными материалами, при этом
происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

Развивает художественный вкус и творческие способности детей,
активизирует их воображение и фантазию.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать
в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении уделяется созданию законченных
композиций, включающих различные материалы.
Актуальность программы:
Программа «Весёлое рисование» направлена на развитие творческих
способностей и воображения у младших школьников, посредством
нетрадиционных
техник.
Нетрадиционное
рисование
–
это искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование
нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность,
которая удивляет и восхищает детей, а игра самая подходящая для детей
форма обучения.
Данная программа способствует развитию мотивации к труду, творчеству и
познанию, приобщение к народной культуре и традициям, развивают
творческие способности и личностные качества: фантазию, креативность,
умение концентрироваться на актуальной задаче, целеустремлённость и др.
Все эти качества улучшают адаптацию ребенка к школьным требованиям,
повышают его успеваемость. Кроме того, в процессе обучения по программе
у детей развивается пространственное воображение, умение работать с
разными материалами, формируется художественный вкус.
Обучаясь по данной программе, дети познают русскую и коми культуру и
традиции, что является предпосылкой для сохранения народных
художественных промыслов и соответствует цели 1.3. Стратегии социальноэкономического развития города Сыктывкара до 2030 года «Развитие
культурного потенциала города Сыктывкара»).
В процессе обучения происходит выявление и поддержка (в том числе
финансовая (стипендии) творчески одарённых учащихся.
Отличительные особенности данной программы
Данная программа опирается на программу Неменского Н.Н. Изобразительное
искусство и художественный труд: Программа с краткими методическими
рекомендациями 1-8 классы.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий
и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей, возраста и степени
усвоения ими учебного материала. На занятиях используются разнообразные
техники и материалы: гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши,

маркеры, цветная бумага, пластилин, тушь, ватные палочки, пластилин и
другие, что позволяет поддерживать высокий уровень интереса у учащихся на
протяжении всего процесса обучения.
Делается упор на культурное наследие Республики Коми.
Базовые (типовые) программы
Программа
«Весёлое рисование»
Изменения
в
предусмотрены

программах

Упор делается лишь на обучение
Не предусматривается
родителями

работа

не Возможность изменений в процессе
реализации программы на практике
Единство воспитания и обучения
с Разработан
родителями

план

работы

с

На занятиях используются
изобразительных материала

2-3 На занятиях используются 5 и более
изобразительных материалов

Реализация программы
учебных часа в неделю

1-2 Увеличение учебных часов в неделю
до 4.

Региональный
учитывается

за

компонент

не Программа
дает
широкие
возможности
для
проявления
индивидуальности учителя с учетом
особенностей
национального
регионального компонента.

Новизна программы состоит в том, что программа знакомит учащихся с
разнообразными техниками и приёмами рисования (в том числе
нетрадиционного), а также их комбинирования. Это способствует развитию
творческих способностей, умению нестандартно мыслить. Особое внимание
уделено этнокультурному содержанию. Учащиеся закрепляют этот
теоретический материал на практике, что способствует приобщению к
народной культуре. Опираясь на интегрированный подход, программа
содействует развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере
эстетических переживаний, увлеченности совместного творчества взрослого
и ребенка, через художественно-прикладную деятельность.
Организационно-педагогические основы обучения.
Адресат программы:

Данная программа предназначена для детей в возрасте 7-13 лет, без
специальной подготовки. Зачисляются в объединение все учащиеся, не
имеющие медицинских противопоказаний по письменному заявлению
родителей.
Оптимальное количество детей в группе - 12 человек (максимальное число
учащихся – 15 человек).
Срок и объем освоения программы:
Продолжительность образовательного цикла - 3 года обучения. Общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы - 432ч.
Год
Количество часов
Количество часов
обучения
в неделю
в год
1
2
3

ВСЕГО

4
4
4

144
144
144
432

Режим занятий: Режим работы для всех групп по 2 часа 2 раза в неделю с 10
минутным перерывом между занятиями. Занятия проводятся в групповой
форме.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Развитие творческих способностей учащихся и формирование интереса,
уважения к народным традициям и культуре посредством обучения
рисованию.
Задачи программы:
Общие задачи:
Обучающие:
1).Приобретение знаний о народной (русской и коми) культуре, росписях,
традициях.
2). Приобретение знаний об основах цветоведения.
3). Приобретение знаний и личного опыта в области изобразительного
творчества.
4). Получение первичного личного опыта в синтезе современных видов
творчества.
Развивающие:
1). Совершенствование мелкой моторики, глазомера.
2). Совершенствование умения подбирать гармоничные цветовые сочетания.

3). Развитие художественного вкуса и творческих способностей: воображения
и фантазии.
4). Развитие коммуникативных способностей: умение сотрудничать,
сопереживать, способность к самоконтролю.
Воспитательные:
1). Воспитание интереса и уважения к народным традициям и культуре.
2). Воспитание культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
1 год обучения
Обучающие:
1). Знакомство с народной культурой и традициях: русской народной и коми
росписи, устном народном творчестве, народной одежде, праздниках, забавах
и играх.
2). Приобретение знаний и личного опыта в области изобразительного
творчества: рисование фломастерами, цветными карандашами, акварелью,
гуашью, ватными палочками, монотипия, рисование с помощью штампов и
отпечатков, применение аппликации в рисунке.
3). Знакомство с основами цветоведения.
Развивающие:
1). Развитие мелкой моторики, глазомера,
2). Развитие умения подбирать гармоничные цветовые сочетания.
3).Развитие художественного вкуса и творческих способностей: воображения
и фантазии.
Воспитательные:
1).Формирование позитивного отношения и интереса к народным традициям
и культуре.
2). Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
3). Развитие личностных качеств: самостоятельности, аккуратности,
внимательности.
2 год обучения
Обучающие:
1).Приобретение знаний о народной культуре и традициях: русской народной
и коми росписи, устном народном творчестве, народной одежде, праздниках,
забавах и играх.
2).Приобретение знаний об использовании приёмов в области
изобразительного творчества:
рисование фломастерами, цветными
карандашами, акварелью, гуашью, ватными палочками, монотипия, рисование
с помощью штампов и отпечатков, применение аппликации в рисунке.
3).Приобретение знаний об основах цветоведения.
Развивающие:

1). Совершенствование мелкой моторики, глазомера.
2). Совершенствование умения подбирать гармоничные цветовые сочетания.
3). Развитие художественного вкуса и творческих способностей: воображения
и фантазии.
4). Развитие коммуникативных способностей: умение сотрудничать,
сопереживать, способность к самоконтролю.
Воспитательные:
1). Воспитание интереса и уважения к народным традициям и культуре.
2). Воспитание культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
3 год обучения
Обучающие:
1). Закрепление знаний о народной культуре и традициях: русской народной и
коми росписи, устном народном творчестве, народной одежде, праздниках.
2). Знакомство с современными видами рукоделия
3). Получение первичного личного опыта в синтезе современных видов
рукоделия с народной культурой;
4). Закрепление знаний об основах цветоведения.
Развивающие:
1). Совершенствование мелкой моторики, глазомера.
2). Совершенствование умения подбирать гармоничные цветовые сочетания.
3). Развитие художественного вкуса и творческих способностей: воображения
и фантазии.
4). Развитие коммуникативных способностей: умение сотрудничать,
сопереживать, способность к самоконтролю.
Воспитательные:
1). Воспитание интереса и уважения к народным традициям и культуре.
2). Воспитание культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ Наименование тем, разделов
кол-во часов
Всего
1 год 2 год 3 год
1. Вводное занятие. Инструменты и 2
2
2
6
материалы. Техника безопасности.

2. Цветоведение
2.1 Основные и составные цвета
2.2 Тёплая и холодная цветовая гамма
2.3 Цветовой круг
2.4 Гармоничные цветовые сочетания
2.5 Хроматические и ахроматические
цвета

10
2
2
2
4
-

4
2
2
-

6
2
2
2

20
2
2
6
8
2

3. Культура и традиции
3.1 Народные росписи:
3.1.1 Русские народные росписи
3.1.2 Коми народные росписи
3.2 Традиции русского зодчества:
3.2.1 Терем, хоромы
3.2.2 Изба
3.2.3 Убранство избы
3.2.4 Резное кружево
3.3 Делу время, потехе час:
3.3.1 Игры и забавы
3.3.2 Праздники
3.4 Русская народная одежда
4. Устное народное творчество
4.1 Русские народные сказки
4.2 Коми народные сказки и легенды
5. Краеведение
5.1 Природа Республики Коми
5.2.1 Животные РК
5.2.2 Птицы РК
5.2.3 Насекомые РК
5.3 Флора РК
6. Проектная деятельность
7. Досугово-развивающая деятельность
7.1 День защитника Отечества
7.2 Международный женский день
7.3 День космонавтики
7.4 День Победы

68

40

40

148

10
24

6
18

2
2

18
44

2
2
4
-

4

10
-

2
2
14
4

2
10
12
12
40
12
8
6
8
6
16
26
10
4
6
6

16
10
12
12
32
12
8
12

10
16
28
40
10
30
110
38
32
18
8
14
16
48
14
12
6
18

8
10
8
16
10
6
38
14
16
8
6
2
2
2

16
2
6
10

8. Современные направления в
рукоделии:
Шоколадницы
Кардмейкинг
Скрапбокс
Нитяные мандалы
Ловец снов
9. Контроль
Итого:

-

-

32
6
2
6
10
8

32
6
2
6
10
8

4
144

4
144

4
144

12
432

Содержание учебного плана
1 год обучения

№

п/п

Темы

1.

Вводное занятие. Материалы и инструменты.

Всего

В том числе

часов

Теория

Практика

2

1

1

Цветоведение

10

5

5

Основные и составные цвета

2

1

1

Тёплые и холодные цвета

2

1

1

Цветовой круг

2

1

1

- дополнительные цвета, классическая триада

2

1

1

- аналоговая триада, контрастная триада

2

1

1

Русские народные росписи

10

5

5

Хохлома.

2

2

-

Хохлома, роспись птицы

2

-

2

Гжель. Гжельская роза

2

1

1

Вятская роспись

2

1

1

Мезенская роспись

2

1

1

Техника безопасности.
2.

Цветовая гармония

3.

4.

5.

Образ жизни наших предков

12

6

6

Русское традиционное жильё. Терем и изба

2

2

-

Убранство избы. Русская печь

2

2

-

Рисование терема и избушки

2

-

2

Рисование горницы, русской печи

2

-

2

Русская народная одежда

2

2

-

Добры молодцы и красны девицы

2

-

2

Коми народные сказки

6

3

3

Отрывок коми народной сказки «Гундыр»

1

1

-

Рисование героев сказки

1

-

1

Отрывок коми народной сказки «Пера-

1

1

-

Рисование Пера-богатыря

1

-

1

м/ф по мотивам коми народной сказки «Чукля»

1

1

-

Рисование героев сказки

1

-

1

Родные пейзажи моей Родины

14

6

8

Уральские горы

2

2

-

Фауна РК

2

2

-

Северная зима. Полярное сияние.

2

2

-

- уральские горы

2

-

2

- ночь в лесу

2

-

2

- полярное сияние

2

-

2

- пластилинография

2

-

2

Любимый праздник – Новый год

10

4

6

Рождественские и новогодние традиции.

2

2

-

Гадания и колядки.

2

2

-

Рисование новогодней ёлки

2

-

2

Рисование Деда Мороза

2

-

2

богатырь»

6.

Рисование пейзажей:

7.

Рисование рождественских украшений

2

-

2

8.

Промежуточная аттестация

2

1

1

9.

По страницам русских народных сказок

10

6

4

Известные иллюстраторы русских народных

2

2

-

Русская народная сказка «Лиса и волк»

1

1

-

Рисование героев сказки

1

-

1

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

1

1

-

Рисование героев сказки

1

-

1

Русская народная сказка «Емеля»

1

1

-

Рисование героев сказки

1

-

1

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

1

1

-

Рисование героев сказки

1

-

1

16

6

10

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко» (отрывок)

1

1

-

Объёмная аппликация «Медведь»

1

-

1

Оформление фона

2

-

2

А. Бостром «Лиса»

1

1

-

Аппликация с дорисовкой «Лисички в

1

-

1

Э. Шим «Полосы и пятнышки»

1

1

-

Енот акварелью

1

-

1

К. Паустовский «Заячьи лапы» (отрывок)

1

1

-

Зайцы зимой

1

-

1

М. Пришвин «Лоси»

1

1

-

Лось (рисование фломастерами)

1

-

1

Игра «Угадай след»

2

-

2

К. Ушинский «В лесу летом»

1

1

-

Коллективная работа

1

-

1

сказок

10. Животные РК

карамельном лесу»

11. Растительный мир РК

8

2

6

1

1

-

Рисование сирени.

1

-

1

Лекарственные травы, ядовитые растения

1

1

-

Рисование одуванчиков.

1

-

1

Рисование подсолнуха.

2

-

2

Цветущее дерево

2

-

2

24

8

16

Презентация «Удорская роспись»

2

2

-

- закладка с удорской росписью

2

-

2

- шкатулка

2

-

2

Презентация «Вычегодская роспись»

2

2

-

- печать гуашью:ластик,крышки, примакивание

2

-

2

- тарелочка

2

-

2

Презентация «Пижемская роспись»

2

2

-

- тарелочка

2

-

2

- карандашница

2

-

2

Презентация «Северодвинская роспись»

2

2

-

- ложка

2

-

2

- закладка

2

-

2

12

6

6

2

2

-

Хороводы. Рисунки хороводов.

2

2

-

Летние народные праздники.

2

2

-

Изготовление объёмных фигур красных девиц.

2

-

2

Нанесение орнамента на детали костюма.

1

1

-

Украшение кокошника.

1

-

1

Техника рисования ватными палочками
Особенности работы.

12. Коми народная роспись

13. Объёмная композиция «Хоровод»
Традиционные русские народные, коми
народные игры и забавы.

Игра «Хоровод», «Ручеёк»

2

-

2

6

3

3

День защитника Отечества

2

1

1

Международный женский день

2

1

1

День Победы

2

1

1

2

1

1

144

63

81

14. Досугово-развивающая деятельность
(беседы по темам и изготовление открыток)

15. Промежуточная аттестация
Всего
2 год обучения
№

Темы

п/п
1.

Всего

В том числе

часов Теория
Вводное занятие. Материалы и инструменты.

Практика

2

2

Цветоведение

4

2

2

Цветовой круг. Насыщенность, светлота,

2

1

1

2

1

1

Русский народный костюм

10

4

6

Элементы костюма

2

2

-

Обережная вышивка и значение символов

2

2

-

картонных кукол: рубаха, сарафан

2

-

2

Порты, косоворотка

2

-

2

Техника безопасности.
2.

оттенки
Цветовая гармония. Контрастная триада,
тетрада. Квадрат
3.

Изготовление бумажной одежды для

Нанесение имитации вышивки на бумажную
одежду

2

2

4.

Флора и фауна РК

22

6

16

Ягоды - северные витамины

1

1

-

Рисование брусники (ягель – монотипия)

1

-

1

Ядовитые ягоды РК

1

1

-

Рисование клюквы (печать ластиком/пласт.шт)

1

-

1

Рисование северного оленя

2

-

2

Рисование зайца (ватные палочки)

2

-

2

Рассказы о птицах

1

1

-

Рисование снегиря

1

-

1

Рассказы о птицах

1

1

-

прорисовка веточек штамповкой (ребром

1

-

1

Пластилинография «Синица»

2

-

2

Оформление фона

2

-

2

Рассказы о белках

1

1

-

Рисование белки в дупле

1

-

1

Рассказы о белках

1

1

-

Оформление фона

1

-

1

Коми народная игра «Пышкай» (воробей)

2

-

2

Деревянное зодчество

4

2

2

Деревянное кружево, наличники

2

2

-

Рисование терема с имитацией резьбы по

2

-

2

12

4

8

Коми народная сказка «Мышь и сорока»

1

1

-

Рисование героев сказки

1

-

1

Сказка «Лиса и заяц»

1

1

-

Рисование героев сказки

1

-

1

картона)

5.

дереву (использование кружева)
6.

Предания коми и этнографика Ю.
Лисовского

Сказка «Восьминогая собака»

1

1

-

Рисование героев сказки

1

-

1

Коми предания о богатырях. Сказочные

1

1

-

1

-

1

-оформление фона

2

-

2

- рисование героев сказок

2

-

2

Микромир

8

2

6

Насекомые РК, пищевая цепочка.

1

1

-

Рисование стрекоз (графика)

1

-

1

Экологическая сказка «Сова» В. Бианки

1

1

-

Рисование божьих коровок

1

-

1

Рисование кузнечика (цветные карандаши,

2

-

2

Коллективная работа

2

-

2

Родные пейзажи

12

4

8

Национальный парк «Югыд ва».

2

2

-

Виртуальная экскурсия по уральским горам.

2

2

-

- весна

2

-

2

- лето

2

-

2

- осень

2

-

2

- зима

2

-

2

Промежуточная аттестация

2

1

1

18

4

14

2

-

2

образы Ю. Лисовского
Рисование героев коми преданий
Коллективная работа в стиле этнографики по
мотивам коми народных сказок

7.

фломастеры)

8.

Рисование времен года:

9.

10. Оригами с коми народной росписью
Изготовление воздушного змея

Северодвинская роспись. Элементы росписи

1

1

-

Роспись воздушного змея

1

-

1

Вычегодская роспись. Элементы росписи

1

1

-

Изготовление фигурки лошади, её роспись

1

-

1

Изготовление шкатулки

2

-

2

Удорская роспись. Элементы росписи

1

1

-

Роспись шкатулки

1

-

1

Пижемская роспись. Элементы росписи

1

1

-

Изготовление фигурки «Сердце» и его роспись

1

-

1

Изготовление колокольчика и его роспись

2

-

2

Изготовление закладок-уголков и их роспись

2

-

2

Изготовление домика и его роспись

2

-

2

11. Самобытное забытое искусство – лубок

6

2

4

История возникновения лубочного искусства.

1

1

-

Особенности

1

1

-

- медведь

1

-

1

- кот

1

-

1

- воробей

1

-

1

- сова

1

-

1

12. Досугово-развивающая деятельность:

26

8

18

Беседа ко Дню защитника Отечества

1

1

-

«Вспомним славных предков». Русские

1

1

-

2

-

2

Рисование русской боевой ладьи

2

-

2

Пластилинография «Богатырь»

2

-

2

Беседа о семейных ценностях

2

2

-

Рисование в лубочном стиле:

боевые ладьи.
Изготовление и украшение русской боевой
ладьи

Открытка для мамы (к 8 марта)

2

-

2

Основоположники советской космонавтики.

1

1

-

1

-

1

1

-

1

-

1

Вырезание деталей из подготовленной бумаги

2

-

2

Вырезание деталей из чёрной бумаги,

2

-

2

2

2

-

Ю. Гагарин.
Изготовление ракеты по шаблону
Техника окрашивания гофробумагой. Техника
выполнения витража
Окрашивание бумаги
Выполнение витража «Космос»:

наклеивание.
День Победы. Беседа о подвиге
Сюжетное графическое рисование с
элементами оригами и аппликацией
«Памятные места»:
Оформление фона

2

2

Выполнение оригами и аппликации

2

2

13. Проект «Сочиняем и иллюстрируем сказку»

16

2

14

1

1

-

Нахождение «кубиков» в предложенной сказке

1

-

1

Д. Кэмпбелл «Путь героя»

1

1

-

Определение этапов пути в выбранной сказке

1

-

1

Сочинение сказки

2

-

2

Консультации

1

-

1

Выбор стиля оформления, разработка образов

1

-

1

2

-

2

Функции героев по В. Проппу. «Домиксказка»

героев
Печать текста, работа над иллюстрациями

Работа над иллюстрациями

2

-

2

Защита проекта

2

-

2

Конкурс на лучшую книгу

2

-

2

2

2

144

46

14. Промежуточная аттестация
Всего

98

3 год обучения
№

Темы

п/п
1.

Всего

В том числе

часов Теория
Вводное занятие. Материалы и инструменты.

Практика

2

2

-

Цветоведение

6

3

3

Цветовой круг. Повторение. Отличительные

2

1

1

2

1

1

Хроматические и ахроматические цвета

2

1

1

Русский народный костюм

10

4

6

Региональные особенности русского

2

2

-

2

-

2

2

-

2

Техника безопасности.
2.

особенности цветового круга Иттена и
Освальда
Цветовая гармония. Повторение пройденного
материала (триада, тетрада)

3.

народного костюма
Разработка эскиза стилизованного народного
костюма для куклы: выбор цветового
решения, выбор элементов костюма
Работа над эскизом

Работа над эскизом

2

Презентация готовой модели костюма
2
4.

2

2

-

Фауна РК

20

5

15

Рассказы о медведях

1

-

-

Рисование медведя в пермском зверином стиле

1

Презентация о ежах.

1

1

-

Рисунок в смешанной технике «Семья ежей в

1

-

1

2

-

2

Презентация «Пушные звери Республики

1

1

-

Коми». Рисование ласки, соболя, песца или

1

-

1

Перелётные птицы Республики Коми

2

2

-

Пластилинография «Лебеди на пруду», эскиз

2

-

2

Выполнение фона

2

-

2

Выполнение птиц

2

-

2

Выполнение переднего плана

2

-

2

Доработка мелких деталей

2

-

2

Устное народное творчество. Коми

12

4

8

народные сказки об охотниках и богатырях

2

2

-

Рисунок на тему «Образ охотника в коми

2

-

2

2

-

2

2

2

-

1

месте обитания»
Рисунок в смешанной технике «Семья ежей в
месте обитания»

куницы (по выбору)

5.

народных сказках»
Рисунок на тему «Образ охотника в коми
народных сказках»
Беседа «Отрицательные персонажи в коми
сказаниях»

Рисунок на тему «Отрицательные персонажи в

2

-

2

2

-

2

Культура и традиции

10

3

7

Презентация «Предметы быта и обихода

2

2

-

Презентация «Основы натюрморта»

1

1

-

Выполнение эскиза натюрморта (референс с

1

-

1

Выполнение натюрморта

2

-

2

Презентация «Основы натюрморта»

2

-

2

Выполнение натюрморта

2

-

2

Родные пейзажи

12

4

8

Национальный парк «Югыд ва». Флора

2

2

-

Национальный парк «Югыд ва». Фауна

2

2

-

- весна

2

-

2

- лето

2

-

2

- осень

2

-

2

- зима

2

-

2

8.

Промежуточная аттестация

2

1

1

9.

Современные направления в рукоделии

36

7

29

Презентация «Современные направления в

2

2

-

коми сказаниях»
Рисунок на тему «Отрицательные персонажи в
коми сказаниях»
6.

коми»

ложками)

Выполнение эскиза натюрморта (референс с
утицей)

7.

Рисование времен года:

рукоделии: скрапбукинг, кардмейкинг,
мандалы, канзаши»

Презентация «Изготовление шоколадницы»

2

1

1

2

-

2

2

-

2

Кардмейкинг: изготовление открытки

2

-

2

Кардмейкинг: украшение открытки

2

-

2

2

1

1

Скрапбокс «Снежная зима»: сборка

2

-

2

Скрапбокс «Снежная зима»: декорирование

2

-

2

Презентация «Мандала: основы плетения

1

1

-

приёмы и способы работы, разнообразие

1

-

1

2

-

2

2

-

2

Изготовление круговой мандалы №2

2

-

2

Изготовление круговой мандалы №2

2

-

2

Презентация «Ловец снов, история

2

2

-

2

-

2

Построение развёртки, биговка
Изготовление шоколадницы:
Сборка
Изготовление шоколадницы:
Декорирование пижемской росписью

хохломской росписью
Скрапбокс «Снежная зима»: построение
развёртки, биговка

узоров» «Традиционные цветовая гамма в
ткачестве народа коми». Создание эскиза.
Изготовление основы для мандалы
Изготовление круговой мандалы №1 в
цветовой гамме, традиционной для ткачества
коми народа
Создание эскиза. Изготовление основы для
мандалы №2

возникновения, особенности выполнения,
материалы и инструменты».
Изготовление основы для ловца снов (оплётка)

Плетение паутинки

2

-

2

Декорирование

2

-

2

Досугово-развивающая деятельность:

16

7

9

Беседа о патриотизме

1

1

-

Тематическая работа «Защитники Отечества»

1

-

1

Международный женский день

2

2

-

Портрет мамы

2

-

2

Открытка для мамы

2

-

2

День Победы

2

2

-

Беседа о подвиге солдата

2

2

-

Работа в смешанной технике с применением

2

-

2

2

-

2

2

-

2

16

5

11

Чаепитие

2

-

2

Срисовка «Образы Масленицы»

2

-

2

Срисовка «Образы Масленицы»

2

-

2

Презентация «Вербное воскресенье»

1

1

-

Открытка с вербой

1

-

1

Открытка с вербой

2

-

2

Беседа «Пасхальные традиции», чаепитие

2

2

-

Пасхальный натюрморт

2

-

2

День защитника Отечества

Беседа на тему «Женский образ и роль
женщины в семье»

оригами «Никто не забыт, ничто не забыто»
Работа в смешанной технике с применением
оригами «Никто не забыт, ничто не забыто»
Сюжетное рисование «Миру мир»
10. Праздничные традиции наших предков
Беседа «Масленичная неделя, разгуляй»

Промежуточная аттестация по освоению

2

2

144

47

программы
Всего

97

1 год обучения
1.

Вводное занятие. Инструменты и материалы. Техника

безопасности.2ч.
2.

Цветоведение. 10 ч. ( Т – 5 ч., П – 5ч.)

Теория: Основные и составные цвета. Тёплая и холодная цветовая гамма.
Практика: Цветовой круг. Цветовая гармония(дополнительные цвета,
классическая, контрастная и аналоговая триада)
3.

Русские народные росписи. 10ч. (Т – 5 ч., П – 5 ч.)

Теория: Хохлома. Птицы (аппликация с дорисовкой). Гжель. Гжельская роза.
Практика: Вятская роспись. Мезенская роспись.
4.

Образ жизни наших предков. 12 ч. (Т – 6ч., П – 6ч.)

Теория: Презентации «Образ жизни наших предков», «Русская народная
одежда», «Традиционное жильё русского и коми народа. Терем и изба»,
«Убранство избы», «Русская печь»
Практика: Добры молодцы и красны девицы (аппликация с дорисовкой,
русская народная одежда). Рисуем терем и избушку. Горница. Русская печь.
5.

Коми народные сказки. 6ч. (Т – 3 ч., П – 3 ч.)

Теория: Чтение коми народных сказок: «Гундыр», «Пера-богатырь», м/ф
«Чукля»
Практика: Иллюстрируем коми народные сказки. Этнографика
Ю.Лисовского: Птицы
6.

Родные пейзажи моей Родины. 14 ч. (Т – 6ч., П – 8ч.)

Теория: Презентации «Уральские горы», «Фауна Республики Коми»,
«Северная зима. Полярное сияние».
Практика: рисование пейзажей, пластилинография.
7.

Любимый праздник – Новый год. 10 ч. (Т – 4 ч., П. – 6 ч.)

Теория: Рождественские и новогодние традиции. Гадание и колядки.
Практика: Рисование на новогоднюю и рождественскую тему.
8.

Промежуточная аттестация. 2ч.

9.

По страницам русских народных сказок. 10 ч. (Т – 5 ч., П – 5ч.)

Теория: Известные иллюстраторы русских народных сказок (И.Билибин,
Ю.Васнецов, Б.Зворыкин, Б.Дехтерев, Е.Рачев, А.Комаров, Сутеев). Чтение
русских народных сказок «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Емеля», «Царевналягушка»
Практика: Рисуем героев русских народных сказок: «Лиса и волк», «Гусилебеди», «Емеля», «Царевна-лягушка».
10.

Животные Республики Коми. 16ч. (Т – 6 ч., П – 10 ч.)

Теория: Рассказы о животных.
Практика: Лисички в карамельном лесу. Енот акварелью. Медведь (объёмная
аппликация). Зайцы зимой. Лось. Коллективная работа «В лесу»
(пластилинография). Игра «Угадай след».
11.

Растительный мир Республики Коми. 8 ч. (Т – 2 ч., П – 6 ч.)

Теория: Лекарственные травы, ядовитые растения. Техника рисования
ватными палочками. Особенности работы.
Практика: Сирень (рисование пучком ватных палочек). Одуванчики.
Подсолнух. Дорисовка фломастерами. Цветущее дерево.
12.

Коми народная роспись. 24 ч. (Т – 8 ч., П – 16 ч.)

Теория: презентации по темам: Удорская роспись, Вычегодская роспись,
Пижемская роспись, Северодвинская роспись. Этапы работы.
Практика: изготовление закладки и шкатулки с нанесением удорской
росписи (подражатель Мезенской ). Вычегодская роспись: печать гуашью с
помощью ластика, крышечек, примакивания; роспись тарелочки). Пижемская

роспись: роспись тарелочки, изготовление карандашницы. Северодвинская
роспись: роспись ложки, закладки.
13.

Объёмная композиция «Хоровод» (Коллективная работа) 12 ч. (Т 6 ч., П – 6 ч.)

Теория: Традиционные русские народные, коми народные игры и забавы.
Виды хороводов. Рисунок хороводов. Летние народные праздники. Ход
работы.
Практика: Изготовление объёмных фигур красных девиц. Нанесение
орнамента на детали костюма. Украшение кокошника. Игра «Хоровод». Игра
«Ручеёк»
14.

Досугово-развивающая деятельность. 6ч. (Т – 3 ч., П – 3 ч.)

Теория: Беседы по темам.
Практика: изготовление открыток, посвящённых международному женскому
дню, Дню защитника отечества, Дню Победы.
15.

Промежуточная аттестация. 2 ч.

2 год обучения
1.

Вводное занятие. Инструменты и материалы, правила поведения и
техника безопасности. 2 ч.

2.

Цветоведение. 4 ч. (Т – 2 ч., П – 2 ч.)

Цветовой круг (насыщенность, светлота, оттенки). Цветовая гармония:
контрастная триада, тетрада, квадрат
3.

Русский народный костюм. 10 ч. (Т -5 ч., П – 5 ч.)

Теория: Русский народный костюм. Элементы костюма. Обережная вышивка
и значение символов.
Практика: Изготовление бумажной одежды для картонных кукол. Нанесение
имитации вышивки на бумажную одежду.
4.

Флора и фауна Республики Коми. 22 ч. (Т – 6 ч., П – 16 ч.)

Теория: Ягоды – северные витамины. Ядовитые растения Республики
Коми.Рассказы о птицах. Рассказы о белках.

Практика: Брусника (монотипия – мох ягель). Клюква (печать ластиком или
пластилиновым штампом). Северный олень. Заяц. Птицы Республики Коми:
снегирь (использование штамповки ребром картона для прорисовки веточки
сосны), синица – пластилинография; белка в дупле (цветные карандаши).
Коми народная игра «Пышкай».
5.

Деревянное зодчество. 4 ч. (Т – 2 ч., П – 2 ч.)

Теория: Деревянное кружево, наличники.
Практика: Рисование терема с имитацией резьбы по дереву (использование
кружева).
6.

Предания коми и этнографика Ю. Лисовского 12 ч. (Т – 4ч., П -8 ч.)

Теория: Коми народные легенды и сказки («Лиса и заяц», «Мышь и сорока»,
«Восьминогая собака», предания о богатырях). Образы и элементы графики
Ю. Лисовского.
Практика: Рисование героев коми преданий. Коллективная работа в стиле
этнографики «Герои коми сказок».
7.

Микромир 8 ч. (Т – 2 ч., П – 6ч.)

Теория: Насекомые Республики Коми. Пищевая цепочка. Экологическая
сказка «Сова» В.Бианки.
Практика: рисование стрекозы, божьей коровки, кузнечика, пчёл.
Коллективная работа.
8.

Родные пейзажи 12ч. (Т – 4 ч., П – 8 ч.)

Теория: Национальный парк «Югыд ва». Виртуальная экскурсия по
Уральским горам.
Практика: Рисование времен года (печать гофрокартоном, аппликация)
9.

Промежуточный контроль. 2 ч.

10.

Оригами с коми народной росписью. 20ч. (Т – 8ч., П – 12 ч.)

Теория: презентации по темам: Удорская роспись, Вычегодская роспись,
Пижемская роспись, Северодвинская роспись (элементы росписи). Этапы
складывания моделей.

Практика: Изготовление моделей оригами: воздушный змей типа «Монах»,
лошадь, шкатулка, сердце, колокольчик, закладки-уголки, домик. Нанесение
традиционных коми народных росписей.
11.

Самобытное забытое искусство - лубок . 6ч. (Т – 2 ч., П – 4 ч.)

Теория: История возникновения лубочного искусства. Особенности.
Практика: Рисование в лубочном стиле: медведь, кот, воробей, сова.
12.

Досугово-развивающая деятельность 28 ч. (Т – 6ч., П – 16 ч.)

Теория: Вспомним славных предков (ко Дню защитника отечества) Предание
о Пера богатыре. Русские боевые ладьи.
Практика: Мастерим и украшаем русскую боевую ладью. Рисуем боевую
ладью. Пластилинография «Богатырь».
Теория: Беседа о семейных ценностях. Практика: Открытка для мамы ( к 8
марта).
Теория: Основоположники советской космонавтики. Юрий Гагарин. Техника
окрашивания бумаги гофроробумагой. Техника выполнения витража.
Практика: Выполнение витража «Космос». Окрашивание бумаги,
выполнение аппликации.
Теория: Беседа о подвиге. Практика: Сюжетное графическое рисование с
элементами оригами и аппликации «Памятные места».
13.

Проект «Сочиняем и иллюстрируем сказку» 16 ч. (Т – 6ч., П – 10 ч.)

Теория: Функции героев по В. Проппу. Домик-сказка. Д. Кэмпбелл
«Путь героя».
Практика: Работа в микрогруппах. Нахождение «кубиков» в предложенной
сказке. Определение этапов пути в выбранной сказке. Сочинение сказки,
выбор стиль оформления, разработка образов героев. Печать текста. Работа
над иллюстрациями. Защита проекта. Конкурс на лучшую книгу.
Промежуточная аттестация - 2 ч.

3 год обучения
1. Вводное занятие. Инструменты и материалы, правила поведения и
техника безопасности. 2 ч.

2. Цветоведение. 6 ч. (Т –3ч., П – 3 ч.)
Цветовой круг (повторение; отличительные особенности цветового круга
Иттена и Освальда). Цветовая гармония (повторение: триада, тетрада).
Хроматические и ахроматические цвета.
3. Русский народный костюм 10 ч. (Т – 4 ч., П – 6 ч.)
Теория : Региональные особенности русского народного костюма.
Практика: Разработка и презентация эскиза стилизованного народного
костюма для куклы.
4. Флора и фауна РК. 20 ч. (Т – 5 ч., П – 15 ч.)
Теория: Рассказы о медведях, презентации о ежах и «Пушные звери
Республики Коми»; перелётные птицы Республики Коми
Практика: Рисование медведя в пермском зверином стиле, Рисунок в
смешанной технике «Семья ежей в месте обитания», Рисование ласки,
соболя, песца или куницы (по выбору), Пластилинография «Лебеди на пруду.
5. Устное народное творчество. 12 ч. (Т – 4 ч., П – 8 ч.)
Теория: Коми народные сказки об охотниках и богатырях, беседа
«Отрицательные персонажи в коми сказаниях».
Практика: Рисунки на темы «Образ охотника в коми народных сказках»,
«Отрицательные персонажи в коми сказаниях».
6. Культура и традиции 10 ч. (Т – 3 ч., П – 7 ч.)
Теория: Презентация «Предметы быта и обихода коми», «Основы
натюрморта».
Практика: Выполнение натюрморта с утицей.
7. Родные пейзажи 12 ч. (Т – 4 ч., П – 8 ч.)
Теория: Национальный парк «Югыд ва»: флора и фауна.
Практика: Рисование времен года.
8. Промежуточная аттестация. 2 ч.
9. Современные направления в рукоделии 36 ч. (Т – 7 ч., П – 29 ч.)
Теория: Презентация «Современные направления в рукоделии: скрапбукинг,
кардмейкинг, мандалы, канзаши», «Изготовление шоколадницы»,

Презентация «Мандала: основы плетения приёмы и способы работы»
«Традиционные цветовая гамма в ткачестве народа коми», cкрапбокс
«Снежная зима»: построение развёртки, биговка; презентация «Ловец снов,
история возникновения, особенности выполнения, материалы и
инструменты».
Практика: Изготовление шоколадницы, кардмейкинг, скрапбокс «Снежная
зима», плетение круговых мандал (круговая мандала №1 в цветовой гамме,
традиционной для ткачества коми народа), ловца снов.
10. Праздничные традиции наших предков. 16 ч. (Т – 5 ч., П –11 ч.)
Теория: Беседа «Масленичная неделя, разгуляй», чаепитие. Презентация
«Вербное воскресенье». Беседа «Пасхальные традиции», чаепитие.
Практика: Срисовка «Образы Масленицы», открытка с вербой, пасхальный
натюрморт.
Досугово-развивающая деятельность. 16 ч. (Т – 7 ч., П – 9 ч.)
Теория: Беседа о патриотизме, беседа на тему «Женский образ и роль
женщины в семье», беседа о подвиге солдата.
Практика: Тематическая работа «Защитники Отечества», портрет мамы,
открытка для мамы, работа в смешанной технике с применением оригами
«Никто не забыт, ничто не забыто».
Промежуточная аттестация по освоению программы. 2 ч.
Календарно -тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по годам обучения находится в
разделе учебно-методического комплекса.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
-приобретут знания о народной (русской и коми) культуре, росписях,
традициях;
-приобретут знания об основах цветоведения;
-приобретут знания и личный опыт в области изобразительного творчества;

-приобретут знания и первичный личный опыт в синтезе современных
видов.
Метапредметные:
- совершенствуют мелкую моторику и глазомера;
- совершенствует умение подбирать гармоничные цветовые сочетания;
-разовьют художественный вкус и творческих способностей: воображение и
фантазию;
-разовьют

коммуникативные

способности:

умение

сотрудничать,

сопереживать, способность к самоконтролю.
Личностные:
- воспитают интерес и уважение к народным традициям и культуре;
- воспитают культуру труда.
1 год обучения
Предметные:
- познакомятся с народной культурой и традициями: русской народной и коми
росписи, устном народном творчестве, народной одежде, праздниках, забавах
и играх;
- приобретут знаний и личный опыт в области изобразительного творчества:
рисование фломастерами, цветными карандашами, акварелью, гуашью,
ватными палочками, монотипия, рисование с помощью штампов и отпечатков,
применение аппликации в рисунке;
- познакомятся с основами цветоведения;
Метапредметные:
- разовьют мелкую моторику и глазомер;
- разовьют умение подбирать гармоничные цветовые сочетания;
- разовьют художественный вкус и творческие способности: воображение и
фантазию;
Личностные:
- сформируют позитивное отношение и интерес к народным традициям и
культуре;

- сформируют культуру труда;
2 год обучения
Предметные:
- приобретут знания о народной культуре и традициях: русской народной и
коми росписи, устном народном творчестве, народной одежде, праздниках,
забавах и играх;
- закрепят знания и использование приёмов в области изобразительного
творчества:

рисование фломастерами, цветными карандашами, акварелью,

гуашью, ватными палочками, монотипия, рисование с помощью штампов и
отпечатков, применение аппликации в рисунке;
- приобретут знания об основах цветоведения;
Метапредметные:
- совершенствуют мелкую моторику и глазомера;
- совершенствует умение подбирать гармоничные цветовые сочетания;
-разовьют художественный вкус и творческих способностей: воображение и
фантазию;
-разовьют

коммуникативные

способности:

умение

сотрудничать,

сопереживать, способность к самоконтролю.
Личностные:
- воспитают интерес и уважение к народным традициям и культуре;
- воспитают культуру труда.
3 год обучения
Предметные:
- закрепят знания о народной культуре и традициях: русской народной и коми
росписи, устном народном творчестве, народной одежде, праздниках, забавах
и играх;
- познакомятся с современными видами рукоделия
- получат первичный личный опыт в синтезе современных видах с народной
культурой;
- закрепят знания об основах цветоведения;

Метапредметные:
- совершенствуют мелкую моторику и глазомера;
- совершенствует умение подбирать гармоничные цветовые сочетания;
-разовьют художественный вкус и творческих способностей: воображение и
фантазию;
-разовьют

коммуникативные

способности:

умение

сотрудничать,

сопереживать, способность к самоконтролю.
Личностные:
- воспитают интерес и уважение к народным традициям и культуре;
- воспитают культуру труда.
5. ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТЕСТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ
Порядок аттестации учащихся

регламентируется

локальным актом

«Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся МУДО «ЦДОД «Олимп».
Аттестация учащихся включает в себя:
- текущий контроль успеваемости учащихся по дополнительной
общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей
программе, который предусмотрен этапами педагогического контроля по
дополнительной общеобразовательной программе- дополнительной
общеразвивающей программе. Формы текущего контроля - практическое
задание, опрос, тест, выставка.
- промежуточную аттестацию в конце первого полугодия по дополнительной
общеобразовательной

программе

-

дополнительной

общеразвивающей

программе. Формы промежуточной аттестации - выставка, тест, практическое
задание.

-

промежуточную

аттестацию

по

освоению

дополнительной

общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы Форма
итоговой аттестации – отчётная выставка, тест.
Индивидуальный рост учащихся фиксируется в индивидуальной
карточке

учета

общеобразовательной

результатов

обучения

по

дополнительной

программе – дополнительной общеразвивающей

программе и индивидуальной карточке оценки личностного развития
учащегося в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Этапы педагогического контроля
Вид

Цель

Содержание

Формы

Критерии

опрос «Техника

Теория:

контроля
Теория:

Теория:

Входящий Проверка знаний о ТБ при - Правила техники

безопасности,

Высокий уровень: учащийся называет

работе с режущими

безопасности с

виды бумаги,

15 и более требований безопасности,

инструментами, бумагой;

ножницами,

красок»

может определить 7-8 видов бумаги,

виды бумаги, красок.

бумагой

Практическая

Практика:

- Виды бумаги

работа.

Выявить развитие мелкой

- Виды красок

10 требований безопасности, может

моторики, глазомера,

Практика:

определить 5-6 видов бумаги, умеет

аккуратности,

выполнение

отличать гуашь и акварель

самостоятельности

творческого

Достаточный уровень: учащийся

задания

называет 7-9 безопасности, может

«Дорисуй
половину и
укрась» (ваза)

умеет отличать гуашь и акварель
Средний уровень: учащийся называет

определить 4-5 видов бумаги
Практика:

Выполнение творческого задания.
Оценивается развитие мелкой
моторики, аккуратности,
самостоятельности, глазомера
Баллы
1б- учащийся справляется с заданием
при небольшой помощи педагога
2б-учащийся справляется с заданием
при небольшом руководстве педагога
3б-учащийся справляется с заданием
самостоятельно
Уровни
Допустимый-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3
Определить
Тематичес усвоения
кий

степень Знание основных
основных приёмов работы в

приёмов работы в разных разных техниках с
техниках

рисования

тест,
практическая
работа, выставка

Теория:
Тест
Практика:

(рисование фломастерами, различными
цветными

карандашами, материалами.

акварелью,
ватными

Выполнение рисунка на заданную тему
(оценивается развитие мелкой

гуашью,

моторики, внимательности,

палочками,

аккуратности, самостоятельности)

монотипия, рисование с
помощью
отпечатков,

штампов

БАЛЛЫ

и

1б- учащийся справляется с заданием

применение

при небольшой помощи педагога

аппликации в рисунке) и

2б-учащийся справляется с заданием

терминов.

при небольшом руководстве педагога

Выявить развитие мелкой

3б-учащийся справляется с заданием

моторики, аккуратности,

самостоятельно

самостоятельности,

Уровни

творческих способностей

Допустимый-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3

Тематичес Выявить уровень
кий

овладения программой

Уровень освоения

Отчётная

теоретическими

выставка,

знаниями и

тест

практическими

Теория:
- Знание народных традиций и
культуры;

умениями по
разделам
программы

-Основные правила работы с
материалами, применяемыми по
программе;
- Знание приёмов работы с различными
материалами
Практика:
качество выполненных работ,
художественный вкус, творческие
способности, аккуратность,
самостоятельность, разнообразие
применяемых материалов, приёмов и
техник
Уровни
Теория:
Допустимый - учащийся правильно
ответил на 5 вопросов из 10
Средний - учащийся правильно ответил
на 7 вопросов из 10

Высокий - учащийся правильно ответил
на 9 вопросов из 10
Практика:
Высокий

уровень

–

гармонично

подобрана цветовая гамма, пропорции,
художественное решение, разнообразие
применяемых техник и материалов
Средний уровень – имеется некоторая
дисгармония по

1 из параметров

(цветовой
гамме/пропорциям/художественному
решению), на выставке представлены 34

техники,

выполненные

применением

4-5

Допустимый

уровень

в

с

материалов
–

работы

выполнены по образцу, соответствуют
общему

уровню

некоторая
параметров

группы;

дисгармония

по

имеется
2 из
(цветовой

гамме/пропорциям/художественному
решению),выполнены с применением 4
материалов.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Периодичность

Цель

Содержание

Формы

Показатели, критерии

Конец первого

Выявить

Уровень

тест,

Теория:

года обучения

уровень

освоения

практиче

Допустимый - учащийся правильно ответил на 5 вопросов из 10

овладения

теоретически

ское

Средний - учащийся правильно ответил на 7 вопросов из 10

программой

ми знаниями и задание,

за 1- е

практическим

полугодие

и умениями

Высокий уровень – гармонично подобрана цветовая гамма,

по разделам

пропорции,

программы

применяемых техник и материалов

Высокий - учащийся правильно ответил на 9 вопросов из 10

выставка

Практика:
художественное

решение,

разнообразие

Средний уровень – имеется некоторая дисгармония по 1 из
параметров

(цветовой

гамме/пропорциям/художественному

решению), на выставке представлены 3-4 техники, выполненные
в с применением 4-5 материалов

- Допустимый уровень – работы выполнены по образцу,
соответствуют общему уровню группы; имеется некоторая
дисгармония по 2 из параметров (цветовой
гамме/пропорциям/художественному решению),выполнены с
применением 4 материалов.
Конец второго

Выявить

Уровень

тест,

Теория:

года обучения

уровень

освоения

практиче

Допустимый - учащийся правильно ответил на 5 вопросов из 10

овладения

теоретически

ское

Средний - учащийся правильно ответил на 7 вопросов из 10

программой

ми знаниями и задание,

за 1 год

практическим

обучения

и умениями

Высокий уровень – гармонично подобрана цветовая гамма,

по разделам

пропорции,

программы

применяемых техник и материалов

Высокий - учащийся правильно ответил на 9 вопросов из 10

выставка

Практика:
художественное

решение,

разнообразие

Средний уровень – имеется некоторая дисгармония по 1 из
параметров

(цветовой

гамме/пропорциям/художественному

решению), на выставке представлены 3-4 техники, выполненные
с применением 4-5 материалов
Допустимый уровень – работы выполнены по образцу,
соответствуют общему уровню группы; имеется некоторая

дисгармония по 2 из параметров (цветовой
гамме/пропорциям/художественному решению),выполнены с
применением 4 материалов.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
Периодичность

Цель

Содержание

Формы

Показатели, критерии

По освоению

Выявить

Уровень освоения

тест,

Теория:

дополнительной

уровень

теоретическими

выставка Допустимый - учащийся правильно ответил

общеобразовательной -

овладения

знаниями и

на 7 вопросов из 15

дополнительной

программой

практическими

Средний - учащийся правильно ответил на

общеразвивающей

умениями по

10-12 вопросов из 15

программы

разделам

Высокий - учащийся правильно ответил на

программы

вопросов из 13-15
Практика:
Высокий уровень – гармонично подобрана
цветовая гамма, пропорции, художественное
решение, разнообразие применяемых техник
и материалов

Средний уровень

–

имеется

некоторая

дисгармония по 1 из параметров (цветовой
гамме/пропорциям/художественному
решению), на выставке представлены 3-4
техники, выполненные в с применением 4-5
материалов
Допустимый уровень – работы выполнены по
образцу,

соответствуют

общему

уровню

группы; имеется некоторая дисгармония по 2
из

параметров

(цветовой

гамме/пропорциям/художественному
решению),выполнены
материалов.

с

применением

4

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
6.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ФОРМАТЫ
(формы, методы, приёмы, педагогические технологии)
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно–воспитательного процесса является
групповое учебное занятие. При работе над коллективными работами, проектами
возможны занятия в малых группах по 2-5 человек.
Формы и методы обучения
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом,
работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Виды:
В процессе освоения программы применяются три вида заданий:

тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с

1)

иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются на этапе
освоения технологии.
частично-поисковые, когда учащиеся должны самостоятельно выбрать

2)

тот или иной известный им способ изготовления, или определить наиболее
подходящий материал для воплощения замысла, или выполнить декорирование
изделия;
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно–воспитательного процесса является
групповое учебное занятие. При подготовке к конкурсам и фестивалям
возможны занятия в малых группах по 2-5 человек. Программа предполагает
фронтальные, групповые и мелкогрупповые формы занятий. Основной формой
Данная программа опирается на такие технологии как:


технология творческого саморазвития,



технология коллективного творческого дела



здоровьесберегающие технологии,

Данные технологии дают возможность программе «Весёлое рисование» быть
адаптированной к разнообразию интересов и запросов детей и родителей
(законных представителей), быть открытой и гибкой для коррекции на всех
этапах ее реализации.
Образовательная

деятельность

строится

на

основе

системно-

деятельностного подхода, основной результат применения которого – развитие
личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
-

выполнение

учащимися

определённых

действий

для

приобретения

недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;

-

формирование

у

учащихся

умения

контролировать

свои

действия;

- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
7. Рефлексия.
Система дидактических принципов
Реализация

технологии

деятельностного

метода

в

практическом

преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно
участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию

его

общекультурных

и

деятельностных

способностей,

общеучебных умений.
2)

Принцип

целостности

–

предполагает

формирование

учащимися

обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе,
социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в
системе наук).
3) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной

атмосферы,

ориентированной

на

реализацию

педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

идей

4) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию
решений в ситуациях выбора.
5) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются
открытые учебные занятия, выставки, участие в конкурсах.
На период актированных дней, карантинных мероприятий, отсутствием
учащегося по уважительным причинам предусмотрена самостоятельная работа,
которая выражается в выполнении комплекса упражнений, работа с текстами
песен. По окончанию актированных дней, карантина организуется консультаций
с учащимися, испытывающими затруднения при изучении учебного материала.
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане воспитательной
работы, которая планируется педагогом ежегодно. (Приложение № 3)
План воспитательной работы направлен на воспитание духовно-развитой,
творческой личности:
- работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы,
консультации) предполагают взаимопомощь в формировании целостных
личностных качеств у детей;
- используется воспитательная технология КТД И.П. Иванова
- используется технология создания ситуации успеха
- условием нравственного воспитания детей и молодежи в объединении
является общение на доверительных началах;
- создание дружеской атмосферы в коллективе;
- посещение выставок воспитывает художественно-эстетические качества
личности, художественный вкус.

Условия реализации программы

7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа реализуется на базе МУДО «ЦДОД «Олимп» (ул. Морозова. 6)
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий по
программе «Весёлое рисование»:
Учебные столы и стулья

Цветная бумага

Проектор

Цветной картон

Ноутбук

Пивной картон

Гуашь

Линейка

Акварель

Альбом

Фломастеры

Бумага для акварели/черчения

Восковые мелки

Картонные шаблоны

Цветные карандаши

Тушь/чернила

Простой карандаш

Ватные палочки

Гелиевые ручки

Гофробумага

Ластик

Пластилин

Кисти разных размеров

Доска для лепки

Ножницы

Стеки

Клей

Методическое обеспечение

Информационно-методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплекс
I. Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
Интернет-ресурсы
(См. список литературы).
II. Материалы:
Дидактические материалы:
• Образцы рисунков.
• Презентации
• Разработка методики психолого-педагогической диагностики личности
учащихся. Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения
программы».
№

Разделы

Наглядное пособие

п.п.
1. 1Вводное занятие (беседа)

Инструкция по ТБ, образцы бумаги

. Инструменты и материалы. ТБ
2. 3Цветоведение

Презентации по темам, инструкционные
карты, образцы изделий, рекомендованная

.
3. . Культура и традиции
4.

Устное народное творчество

5.

Краеведение

6.

Проектная деятельность

7. 3Аттестация

литература для учащихся, русские и коми
народные сказки, рассказы о животных

Тесты

.
8. 4Досугово-развивающая

Презентации, тексты бесед

. деятельность.

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Список литературы для педагога
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями на 28 декабря 2024 года);
2. Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021
года № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
4. Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 года №
185 «О стратегии социально-экономического развития Республики коми на
период до 2035 года»;
5. Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года, утвержденная Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 10 декабря 2019
г. № 44/2019-619;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября

2020

г.

№

28

«Об

утверждении

СП

2.4.3648-20

«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р);
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - М.:
Просвещение,2009.;
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р);

10. Приказ Министерства образования и науки Республики Коми «Об
утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Республике Коми» от 15.12.2023 года №767-п;
11. Письмо Министерства образования, науки и молодѐжной политики
Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические рекомендации
по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных
общеразвивающих программ в Республике Коми»;
12. Устав муниципального учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей «Олимп» // Зарегистрирован 05.09.2019//.
13."Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности"
В.А.Грошенкова, Т.С.Шилова М.: ТЦ Сфера, 2012
14. «Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет.
15. Методическое пособие для воспитателей и педагогов» Т.Комарова Изд.
«Мозаика-синтез», М. 2008 г.
16.«Коми народные сказки» Коми книжное издательство Сыктывкар, 1975г.
3.В.Ф. Плесовский
17.«О детском рисовании» М.Озёрова Изд.студии А.Лебедева 2017г.
18.«Обучение рисованию. Рисуем по образцу и фантазируем» . Потнер Изд.
«Стрекоза» 2010
19.«Пера-богатырь. Сказки финно-угорских народов» Коми книжное
издательство Сыктывкар, 1985 г.
20.«Первый самоучитель по рисованию для детей» Н. Фаузер Изд. «АСТ» 2017
г.
21.«Рисуем диких птиц по алгоритмическим схемам. 5-7 лет. ФГОС» Н.
Шайдурова Детство-Пресс 2018 г.
22.«Рисуем динозавров по алгоритмическим схемам (5-7 лет). ФГОС» Н.
Шайдурова Детство-Пресс 2018 г.
23.«Рисуем животных по алгоритмическим схемам. 5-7 лет. Методическое
пособие. ФГОС» Н. Шайдурова Детство-Пресс 2017 г.

24.«Рисуем животных. Для детей от 4 лет» Н. Потнер Изд. «Стрекоза» 2013 г.
25.«Рисуем зверюшек. Пошаговый мастер-класс» П. Липницкий Изд. « Питер»
2017 г.
26.«Рисуем растения по алгоритмическим схемам. 5-7 лет». Н. Шайдурова
Детство-Пресс 2018 г.
27.«Рисуем транспорт по алгоритмическим схемам. 5-7 лет. ФГОС» Н.
Шайдурова Детство-Пресс 2017 г.
28.«Рисуем шаг за шагом. Для детей от 4 лет» Н. Потнер Изд. «Стрекоза» 2010
29.«Что рисовать и как рисовать. Пошаговые техники для тех, кто хочет стать
художником за 5 минут» Э. Лутц. Изд. Манн» 2017 г.
30.«Я рисую природу. Рисование для детей 5-7 лет» Н. Королёва Изд-во
«Сфера» 2013 г.
31. «Декоративно-прикладное искусство народов коми» Грибова Л.С. М.,1980 г.
32. «Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства»
Дорожин Ю.Г., - М., Мозаика – Синтез, 2008, - 16с.
33. «Пижемская роспись» Практическое пособие Сыктывкар Земцова И.В.,
2009
34. «Народное искусство пермских финно-угров (коми, коми-пермяков,
удмуртов) Королева Н.С. XIX-XXвв.» Автореф.канд.дис. …искусств. Наук.
М.,1969 г.
35. « Мезенская роспись: учебно-методическое пособие для студентов
специализации «Декоративная роспись» Постникова Н.В. , ФГБОУ ВПО
«Удмуртский государственный университет»,2011. - 36 с. , с ил.
36.Шелег В.А. «Крестьянские росписи Севера» Русский Север: Ареалы и
культурные традиции, Л.,1992 г.
Интернет ресурсы:
https://www.pinterest.ru/
https://stranamasterov.ru
https://vk.com/pizhemskaya_rospis

https://zen.yandex.ru/media/1_m/31-funkciia-deistvuiuscih-lic-v-liubyh-skazkah-po-vladimiru-proppu5e0459920a451800b2a839dc систематизация сказок по В. Проппу

Список литературы для учащихся:
1. «Рисуем животных. Для детей от 4 лет» Н. Потнер Изд. «Стрекоза» 2013
г.
2. «Рисуем зверюшек. Пошаговый мастер-класс» П. Липницкий Изд. «
Питер» 2017 г.
3. «Рисуем шаг за шагом. Для детей от 4 лет» Н. Потнер Изд. «Стрекоза»
2010
4. «Рисуем диких птиц по алгоритмическим схемам. 5-7 лет. ФГОС» Н.
Шайдурова Детство-Пресс 2018 г
5. «Рисуем динозавров по алгоритмическим схемам (5-7 лет). ФГОС» Н.
Шайдурова Детство-Пресс 2018 г.
6. «Забавные уроки рисования» А. Бернфельс Изд. «Ниола-Пресс» 2010 г
7. «Как нарисовать любую историю» Т. Задорожная Изд-во «Питер» 2013 г.
8. «Как нарисовать что угодно за 30 секунд» П. Линицкий. Изд-во «Питер»
2016 г.
9. «Рисуем животных по алгоритмическим схемам. 5-7 лет. Методическое
пособие. ФГОС» Н. Шайдурова Детство-Пресс 2017 г.
10. «Рисуем растения по алгоритмическим схемам. 5-7 лет». Н. Шайдурова
Детство-Пресс 2018 г.
11. «Рисуем транспорт по алгоритмическим схемам. 5-7 лет. ФГОС» Н.
Шайдурова Детство-Пресс 2017 г.
Интернет ресурсы:
https://www.pinterest.ru/
https://stranamasterov.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».