1
1. КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
–
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая
программа
«Основы
пластилинографии»
модифицированная,
художественной
уровневая
лепки
(базовый
и
уровень),
учрежденческая, разновозрастная, художественной направленности.
Дополнительная
общеразвивающая
общеобразовательная
программа
«Основы
–
дополнительная
художественной
лепки
и
пластилинографии» разработана на основе:
1.Нормативных правовых актов и государственных программных
документов в области дополнительного образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями на 28 декабря 2024 года);
2. Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021
года № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
4. Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 года №
185 «О стратегии социально-экономического развития Республики коми на
период до 2035 года»;
5. Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года, утвержденная Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 10 декабря
2019 г. № 44/2019-619;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября
2020
г.
№
28
«Об
утверждении
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
2
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р);
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - М.:
Просвещение,2009.;
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р);
10. Приказ Министерства образования и науки Республики Коми «Об
утверждении
правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Республике Коми» от 15.12.2023 года
№767-п;
11. Письмо Министерства образования, науки и молодѐжной политики
Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»;
12. Устав муниципального учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей «Олимп» // Зарегистрирован 05.09.2019//.
2.Типовых программ по направлению деятельности:
Шабельникова Е.И., Каминская Е.А. «Поделки из пластилина».- М.:
Лада,2022
Лепка – один из самых интереснейших видов художественного
творчества. Она действительно носит эмоции, творческий характер. Создается
эмоционально-образное
восприятие
действительности,
формируются
эстетические чувства и представления, развивается образное мышление и
воображение.
Значение лепки для детей трудно переоценить. Занятия лепкой детей
развивает мелкую моторику, пространственное мышление, координацию
обеих рук, что крайне благотворно сказывается на развитии речи и
3
умственных способностей учащихся. Чередование материалов (пластилина,
солёного теста) и методов работы с ними позволяют сохранить высокий
уровень мотивации к данному виду творчества на протяжении всего времени
обучения.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что в процессе обучения
учащиеся:
- научатся разнообразным техникам лепки и пластилинографии, лепным
композициям, миллефиори, жгутиковой технике и другим;
- разовьют мелкую моторику, координацию обеих рук и творческие
способности.
Данная программа соответствует одному из приоритетных направлений
Стратегии развития Республики Коми: «…Воспитание гармонично развитой
и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций».
Обучаясь по данной программе, дети познают русскую, коми культуру и
традиции,
что
является
предпосылкой
для
сохранения
народных
художественных промыслов и соответствует цели 1.3. Стратегии социальноэкономического развития города Сыктывкара до 2030 года «Развитие
культурного потенциала города Сыктывкара»).
Новизна программы состоит в том, что программа включает занятия по
художественной лепке с использованием нетрадиционных способов и
разнообразных материалов (пластилин, солёное тесто, акварель, гуашь и т.д.).
Во 2 полугодии третьего года обучения включены темы по изучению
пластилиновой мультипликации, результатом станет мультфильм по мотивам
коми народных сказок.
Отличительные особенности данной программы
4
Программа «Особенности художественной лепки и пластилинографии»
включает в себя разделы по пластилинографии. Также особое внимание
уделено этнокультурному содержанию, краеведению. Программа содержит
темы по культуре коми народа, устному народному творчеству, народным
коми играм, изучению флоры и фауны Республики Коми.
Учащиеся
закрепляют этот теоретический материал на практике. В этом процессе
формируются духовно-нравственные ценности, связь с национальными
культурными корнями.
Отличительной особенностью данной программы можно также считать
трансформацию народного декоративно-прикладного искусства (роспись,
резьба, вышивка и т.д.) в творческие работы, содержащие приёмы
пластилинографии и отражающие народную культуру.
К занятиям по программе могут привлекаться дети с ограниченными
возможностями здоровья, это группы детей 2 категории: слабослышащие дети,
дети с частичной потерей слуха, тугоухостью, различной степенью
недоразвития речи и слабовидящие дети, т.к. сам процесс художественной
лепки, лежащий в основе программы, её содержании и применяемые методы,
формы и средства создают возможность организовать образовательный
процесс по программе с учётом особенностей развития детей с ОВЗ.
Организационно - педагогические основы обучения
Адресат программы
Данная
программа
является
программой
базового
уровня,
предназначена для детей в возрасте 7-12 лет, без специальной подготовки.
Количество учащихся в группах до 15 человек.
Срок и объем освоения программы
Продолжительность образовательной программы - 3 года обучения.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы - 432ч.
5
Год обучения
1
2
3
ВСЕГО
Количество часов
Количество часов
в неделю
в год
4
4
4
144
144
144
432
Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
Основным видом занятия является учебное занятие. Формы работы
учащихся на занятии – индивидуальные, групповые. Основной формой
учебно–воспитательного процесса является групповое учебное занятие.
Виды занятий – теоретические, практические, комбинированные. Виды
занятий
по
программе
определяются
содержанием
программы
и
предусматривают: беседа, вернисаж, выставка, игра, конкурс, мастер-класс,
открытое занятие, практическое занятие, презентация, творческая мастерская.
Форма обучения: Очная.
Режим занятий:
Режим работы 1-3 года обучения для всех групп по 2 часа 2 раза в
неделю, продолжительностью одного занятия до 40 минут с 10 минутным
перерывом между занятиями. Занятия проводятся в групповой форме.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Формирование
и
развитие
творческих
способностей
учащихся,
приобщение к искусству русского народа (в частности коми) посредством
обучения лепке и пластилинографии.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Знакомство с народными росписями, коми сказками и легендами, коми
орнаментом.
6
2. Приобретение знаний и умений в работе с солёным тестом, пластилином,
полимерной глиной.
3. Получение личного опыта в работе в нетрадиционных способах лепки
4. Знакомство с мультипликацией.
Развивающие:
1. Развитие мелкой моторики, глазомера.
2. Развитие творческих способностей.
3. Формирование умения следовать устной инструкции и работать по
дидактическим материалам.
4. Развитие коммуникативных способностей.
5. Развитие лидерских качеств.
6. Развитие чувства патриотизма, гражданской ответственности, социальной
активности.
Воспитательные:
1. Совершенствование трудовых навыков и культуры труда.
2. Воспитание интереса к народным традициям и творчеству.
3. Воспитание трудолюбия, усидчивости, внимательности, аккуратности и
самостоятельности.
4. Воспитание семейных ценностей.
5. Воспитание уважительного отношения друг к другу.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
1). Приобретение знаний о традиционных росписях русского и коми народа.
2). Знакомство с коми народными сказками и легендами («Чукля», «Йиркап»),
их героями
3). Приобретение знаний о работе с солёным тестом: способы создания узоровотпечатков, применение скалок, шаблонов и формочек, особенности работы с
тестом.
7
4). Приобретение знаний о нетрадиционных способах лепки: аппликации
пластилиновыми шариками и нитями, торцевание на пластилине.
Развивающие:
1). Развитие координации обеих рук, глазомера.
2). Развитие воображения.
3). Развитие умения планировать работу и доводить её до конца.
4). Формирование умения следовать устным инструкциям.
Воспитательные:
1) Формирование культуры труда.
2) Формирование личностных качеств: усидчивости, внимательности
3) Формирование интереса к народным традициям, народному творчеству.
Задачи для второго года обучения
Обучающие:
1) Приобретение знания о коми орнаменте и его возникновении.
2) Приобретение знаний о коми народных сказках («Гундыр», «Мышь и
сорока», «Лиса и заяц», «Восьминогая собака»), их героях.
3) Получение личного опыта в нетрадиционных техниках лепки: аппликации
пластилиновыми нитями, пластилинографии, торцевании на пластилине,
смешанной технике
4) Углубление знаний и навыков работы с солёным тестом.
Развивающие:
1) Развитие мелкой моторики, глазомера.
2) Развитие творческих способностей, фантазии.
3) Развитие умения работать с дидактическим материалом.
4) Развитие чувства патриотизма, гражданской ответственности, социальной
активности.
Воспитательные:
1) Совершенствование трудовых навыков.
2) Воспитание личностных качеств: самостоятельности, аккуратности.
3) Воспитание мотивации к творчеству.
8
4) Воспитание семейных ценностей.
Задачи для третьего года обучения
Обучающие:
1) Знакомство с пластилиновой мультипликацией.
2)Знакомство с особенностями работы с полимерной глиной.
5) Совершенствование навыков работы с солёным тестом.
Развивающие:
1) Развитие согласованной работы обеих рук, точности движений.
2) Развитие творческих способностей: пространственного мышления.
3) Развитие коммуникативных способностей: умение взаимодействовать с
педагогом и сверстниками.
4) Развитие умения предлагать последовательность работы, техники и приёмы
лепки.
Воспитательные:
1). Совершенствование трудовых навыков.
2). Воспитание личностных качеств: трудолюбия, целеустремлённости.
3. Воспитание уважительного отношения друг к другу
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план 1 год обучения
№п/
Наименование тем
п
1.
Количество часов
теори
практи
я
ка
Обзор по программе 1-го года обучения. 2
всего
2
Материалы и инструменты. Инструктажи по
Т.Б.Входящая диагностика
2.
Обратная аппликация «Дары леса».
1
3
4
3.
Знакомство с дымковской игрушкой
2
2
4
9
Знакомство с вычегодской и пижемской 2
4.
2
4
традиционной комиросписью.
5.
Чаепитие по-коми.
5
5
10
6.
Сувениры из солёного теста
4
6
10
7.
Пластилинография «Костюм оленевода»
2
4
6
8.
Фауна Республики Коми
6
14
20
9.
Любимый праздник - Новый год.
2
8
10
10.
Диагностика по итогам полугодия
1
1
2
11.
Флора Республики Коми.
4
12
16
12.
Кто у бабушки живёт?
8
14
22
13.
Встречаем Пасху
2
6
8
14.
Знакомство с коми народными сказками и 4
6
10
легендами.
15.
Досугово-развивающая деятельность
5
9
14
16.
Промежуточная аттестация
1
1
2
51
93
144
Итого:
Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения
1.
Обзор по программе 1-го года обучения. Материалы и инструменты.
Инструктажи по ТБ. Входящий (Т-1 ч., П -1 ч.)
Теория: цель и задачи работы объединения на учебный год, знакомство,
правила пользования инструментами и материалами контроль.
Практика: лепка базовых форм по образцу.
2.
Обратная аппликация пластилиновыми шариками «Дары леса» 4 ч.
(Т.- 1ч., П. – 3ч.)
Теория: беседа на тему «Лес-богатство Коми Края», презентация «Дары леса
Республики Коми», знакомство с техникой аппликация пластилиновыми
шариками.
10
Практика: Выполнение
аппликации «Дары леса Республики Коми»
картинки-раскраски на выбор.
3.
Знакомство с дымковской игрушкой. 4 ч. (Т. – 2 ч., П. – 2 ч.)
Теория: история возникновения дымковской игрушки. Сюжеты для
дымковских игрушек, отличие дымковской игрушки от филимоновской
Практика: объемная лепка барыни и лошадки из пластилина в стиле
дымковской игрушки
4.
Знакомство
с вычегодской и пижемской традиционной коми
росписью 4 ч. (Т – 2 ч., П – 2 ч).
Теория:традиционные
росписи
народа
коми:
Вычегодская
роспись,
пижемская роспись (Презентация)
Практика: Украшение чашки, тарелки элементами вычегодской росписи
(пластилинография).
5. Чаепитие по-коми 10 ч. (Т- 5 ч. П – 5 ч.)
Теория: традиции чаепития по-коми. Что такое самовар, какие бывают
самовары. Этапы лепки, украшения самовара. Этапы лепки блюдец и чашек,
добавление ручки и подставки (кольца или лепёшки).Традиционная выпечка
коми народа (Презентация)
Практика: лепка самовара (основа - контейнер от киндер-сюрприза), чашек,
блюдец, коми выпечки в смешанной технике.
6. Сувениры из солёного теста 10 ч. (Т. – 4ч., П. – 6.)
Теория: соленое тесто: рецепты, варианты приготовления. Отпечатки и узоры
на солёном тесте.
(Презентация). Беседа «Значение символа «Рыба» в
культуре коми народов – символ богатства». Беседа «Значение символа
«Птица» в культуре коми народов – символ духовного мира», Презентация
«Ош (медведь) в коми мифологии»
Практика: изготовление сувенира «рыба», использование вырезания по
трафарету, нанесение орнамента с помощью зубчиков расчёски, стека,
изготовление сувенира «птица», изготовление сувенира «Медведь».
11
7.
Пластилинография с элементами торцевания «Костюм оленевода» 6
ч. (Т – 2 ч., П -4 ч.)
Теория: Презентация «Чум – традиционное переносное жилище северных
народов». Презентация «Традиционная одежда оленеводов, меховая мозаика».
Практика: Выполнение фона для пластилинографии, чум. Выполнение
фигуры оленевода в традиционной одежде. (для имитации меха используется
приём торцевания).
8.
Фауна Республики Коми. Национальный парк «Югыдва» 20 ч. (Т – 6
ч., П – 14 ч.)
Теория: разнообразие фауны Республики коми, национальный парк «Югыд
Ва» и его обитатели.
Практика: Лепка животных и птиц, обитающих в национальном парке
«Югыд-ва»: лебедь, лиса, волк. медведь, заяц, лемминг в смешанной технике
9.
Любимый праздник - Новый год. 10 ч. (Т. – 2 ч., П. – 8 ч.)
Теория: традиции празднования Нового года в России и в Республике Коми.
Практика: объемная лепка фигуры Ангела из пластилина, лепка ёлки из
нитей, выдавленных через чесночницу, лепка новогодней подвески на ёлку
солёного
теста
«Колокольчик»,
украшенной
Вычегодской
росписью.
Диагностика по итогам полугодия. – 2 ч.(т-1,п-1)
Теория: выполнение теста
Практика: выполнение практической работы
Практика: выполнение практической работы
10. Флора Республики Коми 16ч. (Т – 4 ч., П –12 ч.)
Теория: разнообразие растительного мира Республики коми, их видовое
разнообразие, презентация «Лекарственные травы Республики Коми»
Практика: лепка клевера, ромашки, пижмы, тысячелистника в смешанной
технике
11. Кто у бабушки живёт? 22ч. (Т - 9 ч., П – 13 ч.) (объёмная композиция).
Теория: разнообразие домашних животных России и Республики Коми
12
Практика: объемная лепка домашних животных: коровы, курицы, петуха,
щенка, козленка, лошади, лепка тележки с овощами для лошади. Создание
объемной композиции. Проведение коми народной игры «Шег»
12. Встречаем Пасху. 8ч. (Т – 2 ч., П – 6 ч.)
Теория: традиции праздника «Пасха» в России и Республике Коми
Практика: выполнение открытки- кулича и открытки-яйцо в технике
пластилинография, объемная лепка подставки под яйцо с вычегодской
росписью из соленого теста
13. Знакомство с коми народными сказками и легендами 10 ч. (Т –4ч., П –
6 ч.)
Теория:просмотр м/ф «Чукля», «Йркап». Обсуждение. Выбор сюжета для
пластилинографии.
Практика: выполнение иллюстрации по выбранному сюжету м/ф «Чукля»,
«Йиркап» в технике пластилинография.
14. Досугово-развивающая деятельность 14 ч.(Т – 5ч., П – 19 ч.)
Теория: беседа «Как подготовить творческую работу на выставку»
Практика :Участие в выставках, посвящённых:
- Дню российской армии;
-Международному женскому дню;
-Дню Победы .
15.Промежуточная аттестация- 2 ч.(т-1,п-1)
Теория: выполнение теста
Практика: выполнение практической работы
(Календарно-тематическое планирование см Приложение 1 )
Учебный план 2 год обучения
№п/
п
Наименование тем
Количество часов
теори
практи
я
ка
всего
13
1.
Обзор по программе 2-го года обучения. 1
1
2
Материалы и инструменты. Инструктажи по
Т.Б. Входящая диагностика
2.
Пластилинография: «Дары осени».
4
8
12
3.
Основы работы с солёным тестом.
4
4
8
4.
Животный мир Республики Коми.
9
15
24
5.
Пластилинография «Радужные бабочки».
1
5
6
6.
Пластилинография «Ложка с пижемской 1
3
4
6
10
росписью».
7.
Новый год у ворот.
4
8.
Диагностика по итогам полугодия
2
9.
Знакомство с коми орнаментом. История его 2
2
4
6
возникновения, значение.
10.
Пластилинография «Зима».
1
3
4
11.
Торцевание на пластилине «Снеговик».
1
5
6
12.
Русское
Резные 1
5
6
деревянное
зодчество.
наличники.
13.
Коми орнамент в вышивке
1
3
4
14.
Северодвинская роспись.
2
6
8
15.
Коми народные сказки.
8
16
24
16.
Пластилинография «Маяк». Коллективная 1
5
6
работа
17.
Досугово-развивающая деятельность
5
5
10
18.
Промежуточная аттестация
1
1
2
49
95
144
Итого:
Содержание тем учебного плана 2 год обучения.
1.
Обзор по программе 2-го года обучения, инструменты и материалы,
инструктажи по ТБ. Т – 1 ч., П – 1 ч.
14
Теория: Правила пользования инструментами и материалами.
2.
Пластилинография: «Дары осени». 12 ч (Т - 4 ч., П – 8 ч.)
Теория: викторина «Съедобные и несъедобные грибы Республики Коми»,
викторина «Съедобные и несъедобные ягоды Республики Коми»
Практика: выполнение творческой работы на тему: «Дары осени» в технике
пластилинография
3. Основы работы с солёным тестом.8 ч. (Т – 4 ч., П – 4 ч.)
Теория: Рецепты солёного теста, Замешивание теста. Сушка и обжиг изделий
из солёного теста.
Практика: лепка птицы по мотивам пермогорской росписи.
4. Животный мир Республики Коми.24 ч. ( Т – 9 ч., П – 15ч.)
Теория: Презентация «Животный мир Республики Коми.». Презентация
«Применение маникюрных ножниц для создания иголок, шерсти перьев».
Практика: объемная лепка ежика, медведя. Лепка птиц-совы и филина в
технике пластилинография, применение маникюрных ножниц для создания
иголок, шерсти, перьев
5. Пластилинография «Радужные бабочки» 6 ч. (Т – 1 ч., П – 5 ч.)
Теория: видовое разнообразие бабочек на территории Республики Коми,
цветовое разнообразие бабочек
Практика: Подготовка фона, изготовление бабочки (по выбору учащегося).
Коллективная работа
6. Пластилинография «Ложка с пижемской росписью» 4 ч.(Т – 1ч., П – 3
ч).
Теория:
презентация
«История
возникновения
пижемской
росписи.
Элементы»
Практика: выполнение
пластилинографии на
картонных заготовках,
вырезанных в форме ложки в стиле Пижемской росписи, украшение
пластилиновыми нитями.
7. Новый год у ворот 10 ч. (Т – 4 ч., П – 6 ч.)
Теория: особенности выполнения сувениров к празднику «Новый год»
15
Практика: выполнение сувениров в смешанной технике(оленя, елочки),
выполнение новогоднего шара с использованием кружева, изготовление
новогодней открытки.
7. Диагностика по итогам полугодия. 2 ч. (Т-1ч, П-1ч)
Теория: выполнение теста;
Практика: выполнение практической работы
8. Знакомство с коми орнаментом, историей его возникновения, значение
символов. 6 ч. (Т – 2 ч., П – 4 ч).
Теория: презентация «Коми орнамент. Элементы орнамента и их значение»,
орнамент в традиционном узорном вязании народа Коми
Практика: изготовление
варежки по мотивам узорного вязания Коми в
смешанной технике.
10. Пластилинография «Зима» 4 ч. (Т – 1 ч., П – 3 ч.)
Теория: презентация «Климат Республики Коми. Зима». Холодные цвета в
зимних пейзажах.
Практика: выполнение зимнего пейзажа в холодной гамме на сД диске в
технике пластилинография.
11.Торцевание на пластилине «Снеговик» 6 ч. (Т – 1 ч., П – 5 ч.)
Теория: Презентация
«Торцевание на пластилине. Ход выполнения
торцевания творческой работы «Снеговик».
Практика: выполнение творческой работы «Снеговик», используя прием
«торцевание»
12. «Русское деревянное зодчество». 6ч. (Т – 1 ч., П – 5 ч.)
Теория: презентация «Русское деревянное зодчество», история зарождения
стиля, конструктивные особенности стиля
Практика:
выполнение
сказочного
домика,
дворца
в
технике
пластилинография по мотивам русского деревянного зодчества
13. Коми орнамент в вышивке. 4 ч.( Т – 1 ч., П – 3 ч.)
16
Теория: презентация «Разнообразие узоров в коми вышивке»,
предметы
одежды традиционого костюма с вышивкой, особенности орнаментальных
композиций в вышивке.
Практика: выполнение фартука(передника)в технике пластилинография.
Украшение фартука с использованием пластилиновых нитей.
14. Северодвинская роспись.8 ч. (Т- 2 ч., П – 6 ч.)
Теория: презентация «Северодвинская роспись – разновидность коми
росписи», цветовая грамма и основные сюжеты северодвинской росписи,
особенности выполнения орнамента в круге
Практика: выполнение элемента «розетка» и «птица» в стиле северодвинской
росписи на бумажной тарелочке в смешанной технике.
15. Коми народные сказки 24 ч. (Т – 8 ч., П – 16 ч.)
Теория: 3 вида коми народных сказок, сюжеты коми народных сказок,
персонажи коми народных сказок.
Практика: выполнение сюжетных композиций(по выбору учащегося) в
традиционных коми сказках: «Восьминогая собака», «Лиса и заяц», «Мышь и
сорока»,«Гундыр»
16. Пластилинография «Маяк» 6 ч. (Т – 1ч., П – 5 ч.)
Теория: что такое «маяк», функции маяка, маяк в произведениях
изобразительного искусства.
Практика: выполнение коллективной работы на тему «маяк» в смешанной
технике
17. Досугово-развивающая деятельность 10 ч. (Т – 5 ч., П - 5 ч.)
Практика: участие в выставках, посвящённых:
- Дню российской армии;
- Международному женскому дню;
- Дню Победы.
Промежуточная аттестация Т – 1 ч., П – 1 ч.
Теория: выполнение теста;
Практика: выполнение практической работы
17
(Календарно-тематическое планирование см. Приложение 1 )
Учебный план 3 год обучения
№п/
Наименование тем
Количество часов
п
теори
практи
я
ка
Обзор по программе 3-го года обучения. 1
1.
всего
1
2
8
12
6
10
6
10
12
18
3
4
Материалы и инструменты. Инструктажи по
Т.Б. Входящая диагностика
Повторение изученных техник: аппликация 4
2.
пластилиновыми
нитями,
шариками,
миллефиори.
3.
Особенности работы с полимерной глиной. 4
Выполнение панно «Осень».
4.
Панно из солёного теста «Натюрморт с 4
предметами коми быта».
5.
Объёмная
композиция
«Деревенька» 6
Коллективная работа.
6.
Шкатулка, баночка для сыпучих продуктов 1
(по выбору) с верхневычегодской росписью.
7.
Новый год у ворот.
4
6
10
8.
Диагностика по итогам полугодия
1
1
2
9.
Коми орнамент. Исторический экскурс. 2
2
4
4
6
5
6
Разработка орнамента.
10.
Образ охотника в легендах и сказках коми. 2
Лепка охотника, лыж, украшение пояса
орнаментом.
11.
Торцевание на пластилине ( изображение 1
пушного зверя на выбор) .
18
12.
Убранство избы. Сувенир – печка из 2
4
6
-
6
18
26
3
4
солёного теста. Роспись печки.
13.
Пластилиновая
мультипликация. 6
Исторический экскурс. Этапы работы над
мультфильмом.
15.
Пластилиновый
мультфильм
по
сказке 8
(легенде) коми народа.
16.
Пластилинография «Я люблю коми край». 1
Коллективная работа.
17.
Досугово-развивающая деятельность.
5
5
10
18.
Промежуточная аттестация
1
1
2
54
90
144
Итого:
Содержание тем учебного плана 3 года обучения.
1. Обзор по программе 3-го года обучения, инструменты и материалы,
инструктажи по ТБ. Т – 1 ч., П – 1 ч. Правила пользования инструментами и
материалами.
2. Повторение изученных техник: аппликация пластилиновыми нитями,
шариками, миллефиори 12 ч (Т - 4 ч., П – 8 ч.)
Теория: Повторение изученных техник. Сравнение их с полотнами великих
художников (пуантилизм, «Звёздная ночь» (Ван Гог), «Мост Ватерлоо»(Андре
Дерен, Пол Синьяк), изучение новых узоров миллефиори
Практика:
Пластилинография
в
технике
пуантилизма.
Браслет
из
полимерной глины.
3. Особенности работы с полимерной глиной. Выполнение панно
«Осень». (10 ч. (Т – 4 ч., П – 6 ч.)-4ч.:
Теория: особенности работы с полимерной глиной, отличие полимерной
глины от пластилина и соленого теста.
Практика: выполнение панно «Осень» из полимерной глины
19
4. Панно из солёного теста «Натюрморт с предметами коми быта» 10 ч.
(Т.-4 ч, П – 6 ч.)
Теория: кухонная утварь коми. Пижемская, вычегодская роспись.
Практика: Подготовка основы, эскиз, лепка деталей натюрморта. Просушка
и роспись деталей, приклеивание и оформление.
Объёмная композиция «Деревенька» Коллективная работа 18 ч. (Т
5.
– 6 ч., - 12 ч.)
Теория: Русское деревянное зодчество, резьба по дереву, коньки, колодцы.
Деревенский быт.
Практика: Коллективная работа «Деревенька» (лепка и украшение
«резьбой» домов, колодцев, деревьев, жителей и скотины).
6. Шкатулка,
баночка
для
сыпучих
продуктов(по
выбору)
с
верхневычегодской росписью 4ч. (Т.-1ч., П-1 ч)
Теория: особенности выполнения верхневычегодской росписи на предметах
быта.
Практика: Лепка шкатулки, баночки для сыпучих продуктов, украшение
верхневычегодской росписью.
7. Новый год у ворот.10 ч. (Т- 4 ч., П – 6 ч.)
Теория: Новогодние традиции России и Республики Коми.
Практика: Изготовление новогодних игрушек и сувениров из полимерной
глины.
8. Диагностика по итогам полугодия
Теория: выполнение теста
Практика: выполнение практической работы
9. Коми орнамент. Исторический экскурс. Разработка орнамента. 4 ч. (Т
– 2 ч., П -2 ч)
Теория.: исторический экскурс, возникновение и элементы орнамента на
традиционных поясах народа Коми.
Практика.:разработка линейного орнамента по мотивам традиционных
поясов народа коми.
20
10. Образ охотника в легендах и сказках коми 6 ч. (Т. – 2 ч., П – 4 ч.)
Теория: образ охотника в легендах и сказках коми
Практика: лепка охотника, лыж, украшение пояса орнаментом.
11. Торцевание на пластилине. 6 ч. (Т – 1ч., П – 5 ч.)
Теория: пушной промысел на территории Республики Коми.
Прием
торцевание на пластилине.
Практика: изображение пушного зверя (по выбору учащегося) используя
прием «торцевание» на пластилине.
12. Убранство русской и коми избы. 10 ч.(Т -4 ч., П -6 ч.)
Теория: убранство избы. Важнейшая роль печки в быту. Изразцы, роспись
печей. Роль печки в народных сказках.
Практика: лепка сувенира – печки из солёного теста. Роспись печки.
13. Пластилиновая мультипликация. Исторический экскурс. Этапы
работы над мультфильмом 6 ч. (Т – 6 ч.)
Теория: пластилиновая мультипликация. Исторический экскурс. Этапы
работы над мультфильмом.
14. Пластилиновый мультфильм по сказке (легенде) коми 26 ч. (Т - 8 ч.,
П – 18ч)
Теория: выбор сказки/легенды. Распределение фронта работы, пояснения по
ходу работы.
Практика: выбор локаций, внешнего вида героев. Лепка героев и локаций.
Съёмка мультфильма. Озвучивание.
15. Пластилинография «Я люблю коми край». Коллективная работа 4 ч.
(Т. – 1 ч., П – 3 ч.)
Теория.:беседа «За что я люблю Коми Республику». Обсуждение ответов,
выбор сюжета.
Практика: работа над эскизом, пластилинография
16. Досугово-развивающая деятельность 10 ч. (Т – 5 ч., П - 5 ч.)
Теория: беседа «Мы идем в музей».
21
Практика: посещение национального музея Республики Коми, посещение
Национальной галереи Республики Коми.
17. Промежуточная аттестация по освоению ДОП- ДОП. Т – 1 ч., П – 1 ч
Теория: выполнение теста
Практика: выполнение практической работы
(Календарно-тематическое планирование см Приложение 1 )
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты по программе:
Предметные:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- познакомятся с народными росписями, коми сказками и легендами, коми
орнаментом;
- приобретут знания и умения в работе с солёным тестом, пластилином,
полимерной глиной;
- приобретут личный опыт в работе в нетрадиционных способах лепки;
- познакомятся с мультипликацией.
Метапредметные:
- разовьют мелкую моторику, глазомер;
- разовьют творческие способности;
- сформируют умение следовать устной инструкции и работать по
дидактическим материалам;
- разовьют коммуникативные способности;
-разовьют лидерские качества;
- разовьют чувства патриотизма, гражданской ответственности, социальной
активности
Личностные:
-сформируют трудовые навыки и культуру труда;
-сформируют усидчивость, внимательность, аккуратность, самостоятельность
22
-сформируют интерес к народным традициям, народному творчеству,
- сформируют понимание семейных ценностей
- сформируют уважительное отношение друг к другу
1 год обучения.
Предметные:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- познакомятся с традиционными росписями русского и коми народа;
- познакомятся с коми народными сказками и легендами («Чукля», «Йиркап»),
их героями, коми народными играми («Цапки», «Гизь-гизь, горань», «Гезйон
ворсом», «Шег»);
- приобретут знания о работе с солёным тестом: способы создания узоровотпечатков, применение скалок, шаблонов и формочек, особенности работы с
тестом;
- приобретут знания о нетрадиционных способах лепки: аппликации
пластилиновыми шариками и нитями, торцевание на пластилине, применение
чесночницы и ситечка.
Метапредметные:
- разовьют координацию обеих рук, глазомер;
- разовьют воображение;
- разовьют умения планировать работу и доводить её до конца;
- сформируют умение следовать устным инструкциям.
Личностные:
- сформируют культуру труда;
- сформируют личностные качества: усидчивость, внимательность;
- сформируют интерес к народным традициям, народному творчеству.
2 год обучения.
Предметные:
- приобретут знания о коми орнаменте и его возникновении;
-приобретут знания о коми народных сказках («Гундыр», «Мышь и сорока»,
«Лиса и заяц», «Восьминогая собака»),
23
- получат опыт работы в
пластилиновыми нитями,
нетрадиционных приёмах лепки: аппликации
пластилинографии, торцевании на пластилине,
применение чесночницы и ситечка;
-приобретут знания и навыки работы с солёным тестом: замешивание теста,
обжиг и сушка в духовке, окрашивание солёного теста, совершенствование
умений
работы со скалками, формочками, шаблонами, материалом для
создания отпечатков.
Метапредметные:
- разовьют мелкую моторику и глазомер;
- разовьют творческие способности: фантазию;
- разовьют умения работать с дидактическим материалом.
- разовьют чувства патриотизма, гражданской ответственности, социальной
активности.
Личностные:
- совершенствуют трудовые навыки;
- разовьют личностные качества: самостоятельность, аккуратность;
- разовьют мотивацию к творчеству.
- сформируют понимание семейных ценностей
3 год обучения.
Предметные:
- познакомятся с пластилиновой мультипликацией;
- познакомятся с особенностями работы с полимерной глиной;
- усовершенствуют навыки работы с солёным тестом.
Метапредметные:
- разовьют согласованную работу обеих рук, точность движений;
- разовьют творческие способности: пространственное мышление;
-разовьют коммуникативные способности: умение взаимодействовать с
педагогом и сверстниками.
Личностные:
- совершенствуют трудовые навыки;
24
- сформируют личностные качества: трудолюбие, целеустремлённость.
- сформируют уважительное отношение друг к другу.
5.
ФОРМЫ,
ПЕРИОДИЧНОСТЬ
И
ПОРЯДОК
АТТЕСТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ
Определение
уровня
освоения
программы
осуществляется
в
соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке аттестации
МУДО «ЦДОД «Олимп».
- входящая диагностика - определение уровня обученности на начало учебного
года.
- диагностика по итогам полугодия - определяет уровень освоения знаний,
умений и навыков, личностных и метапредметных результатов по итогам
полугодия
Для определения фактического состояния образовательного уровня
проводится промежуточная аттестация в конце первого (2-го, 3-го) года
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
программе
-
дополнительной общеразвивающей программе. Формы промежуточной
аттестации - тест, педагогическое наблюдение, практическая работа.
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития
способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом
программы. В целях определения результатов и качества освоения программы
необходима система мониторинга, то есть систематического контроля уровня
знаний, умений, навыков и компетентностей учащихся.
Система оценки результатов дает возможность проследить развитие
каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для их
развития, определить степень освоения программы и внести своевременно
коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся
25
в протоколыпромежуточной аттестации. Индивидуальный рост учащихся
фиксируется в индивидуальной карточке учета результатов обучения по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
и
программе
–
индивидуальной
дополнительной
карточке
оценки
личностного развития учащегося в процессе освоения им дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы.
Диагностика и аттестация учащихся
Вид контроля
Цель
Содержание
Формы
Входящая
Выявить уровень Основные
Практическое
диагностика
первоначальных
занятие
базовые формы
ЗУН
Диагностика по Выявить уровень Уровень
1 ЗУН работы с овладения
итогам
солёным тестом
полугодия
Педагогическое
ЗУН наблюдение
работы с солёным Выставка
тестом
Промежуточная Выявить уровень Уровень
в овладения
аттестация
конце
1
Комбинированная
овладения
форма:
года программой 1, 2 теоретическими
обучения;
и
3
года знаниями
тест,
выставка,
и практическая
В конце 2 года обучения.
практическими
обучения;
умениями
по педагогическое
по
разделам
наблюдение
освоению
программы;
работа,
программы,
развития
способностей
26
Сроки
Цели
Содержание
Критерии
май
Знакомство с Умение
традиционны различать
ми росписями пройденные
русского
и росписи
коми народа,
коми
народными
сказками
Промежуточная аттестация
Результат по
задаче
Тест
1
Обучающие
1 год обучения
№
Задачи
п
/
п
Формы
контроля по
задаче
Вид
контроля
Диагностика и аттестация учащихся
Определить
уровень
знаний
о
традиционн
ых росписях
русского и
коми народа,
коми
народных
сказок
Учащиеся
определяют вид
росписи
по
картинкам, по
описанию
угадывают
сказку
и
называют
героев
Высокий уровень
– учащийся правильно указывает все
пройденные росписи, сказки, легенды, а
также их героев
Средний уровень
–
учащийся
правильно
указывает
несколько пройденных росписей и сказок,
а также их героев, участвует в играх
Допустимый уровень
–
учащемуся требуются наводящие
вопросы, знает некоторые из пройденных
росписей и сказок
27
декабрь
Диагностика по итогам 1 полугодия
применение
знаний в работе с
солёным тестом,
использование
шаблонов,
формочек,
различных
предметов для
нанесения
отпечатков при
работе
с
солёным тестом
выставка
приобретение
знаний
о
работе
с
солёным
тестом,
применение
шаблонов,
формочек,
различных
предметов для
нанесения
отпечатков
особенности
работы
с
тестом
и
получение
личного опыта
работы
с
солёным
тестом;
Определить
уровень ЗУН
по работе с
солёным
тестом
Участие
в
выставке, где
представлены
сувениры
с
использование
м
шаблонов,
формочек,
различных
предметов для
нанесения
отпечатков при
работе
с
солёным
тестом
Высокий уровень
-учащиеся свободно применяют в работе
формочки и шаблоны, умеют создать
фактуру
при
помощи
отпечатков
различными предметами.
Средний уровень
учащиеся применяют формочки и
шаблоны,
затрудняются
в
выборе
предметов для отпечатков.
Допустимый уровень
– учащиеся
учащиеся применяют
формочки и шаблоны.
28
май
Определить
уровень ЗУН
по работе с
нетрадицион
ными
способами
лепки
Участие
в
выставке, где
представлены
работы
с
использование
м
нетрадиционны
х
способов
лепки
Высокий уровень
– учащийся самостоятельно применяет в
работе
все
перечисленные
нетрадиционные способы лепки
Средний уровень
– учащийся применяет в работе несколько
перечисленных нетрадиционных способов
лепки и самостоятельно выполняет их
Допустимый уровень
– учащийся применяет в работе несколько
перечисленных нетрадиционных способов
лепки, требуется небольшая помощь при
выполнении
Сентябрь, май
Промежуточная аттестация
Входящая диагностика
Промежуточная аттестация
Более развитая
мелкая
моторика,
глазомер
выставка
Умение
применять
на
практике
чесночницу,
ситечко,
аппликацию
пластилиновыми
шариками
и
нитями,
торцевание
на
пластилине
Практическая работа
Развивающие
2
Знание
нетрадиционн
ых способов
лепки:
пластилиногр
афии,
аппликации
пластилиновы
ми шариками
и
нитями,
торцевания на
пластилине и
умение
применить эти
знания
Развитие
мелкой
моторики
и
глазомера
Выявить
Учащиеся
уровень
выполняют
развития
базовые формы
мелкой
по
образцу,
моторики и стремясь
глазомера
повторить
форму и размер
образца
Умение сделать простейшие базовые
формы по образцу: скатать шар, цилиндр,
конус, жгутик
Высокий уровень
– почти полное совпадение вылепленных
фигур с оригиналом (по форме и размеру)
Средний уровень
– имеются небольшие отклонения по
форме в 1 – 2 фигурах
Допустимый уровень
– имеются небольшие отклонения в 2-3
фигурах
29
Сентябрь, май
Определить
уровень
развития
художествен
ного вкуса,
фантазии,
творческих
способносте
й
Педагогическо
е наблюдение в
процессе
выполнения
работы
с
занесением в
диагностическу
ю
карту
(сентябрь),
выставка (май)
- Высокий уровень – работы отличаются
ярко выраженной индивидуальностью,
гармонично подобрана цветовая гамма,
пропорции, художественное решение
- Средний уровень – работы выполнены по
образцу,
имеются
проявления
индивидуальности; имеется некоторая
дисгармония по 1 из параметров (цветовой
гамме/пропорциям/художественному
решению)
- Допустимый уровень – работы
выполнены по образцу, соответствуют
общему
уровню
группы;
имеется
некоторая дисгармония по 2 из параметров
(цветовой
гамме/пропорциям/художественному
решению)
май
Входящая диагностика. Промежуточная
аттестация
Сформированно
сть
интересак
народным
традициям,
народному
творчеству;
Промежуточная
аттестация
формирование
интереса
к
коми
народным
традициям,
народному
творчеству;
Педагогическое наблюдение
Более развитые
творческие
способности,
художественный
вкус, фантазия
Экскурсия в музей
Воспитательные
3
Художественн
ый
вкус,
фантазия,
творческие
способности
Определить
наличие
интереса к
коми
народным
традициям и
творчеству
Педагогическо
е наблюдение
по
ходу
экскурсии
с
занесением в
диагностическу
ю карту.
Высокий уровень
–
учащийся
внимателен,
высоко
мотивирован
на
познание
нового
материала
Средний уровень
– учащийся внимателен, мотивирован на
протяжении большей части экскурсии
Допустимый уровень
– учащемуся требуется дополнительная
мотивация
30
май
Промежуточная
аттестация
Педагогическое
наблюдение
Формы
контроля
Вид
по задаче
контроля
Педагогическо Критерии
е наблюдение в картах
процессе
выполнения
работы
с
занесением в
диагностическу
ю карту.
указаны
в
диагностических
Сроки
Умение
различать
пройденные
росписи, их
элементы
Определить
сформирова
нность
культуры
труда
Цели
Содержание
Критерии
май
Приобретение
знаний
о
традиционных
росписях
русского
и
коми народа,
народных
коми сказок
Результат по
задаче
Промежуточная аттестация
Обучающие
2 год обучения
№
Задачи
п
/
п
Тест
формирование Умение
культуры
организовать
труда
рабочее место,
планировать
деятельность,
наличие
трудовой
дисциплины
Определ
ить
уровень
знаний
о
традици
онных
роспися
х
русского
и коми
народа,
коми
народны
х сказок
Учащиеся
определяют вид
росписи
её
элементы
по
картинкам,
угадывают
сказку
и
называют героев
Высокий уровень
– учащийся правильно называет все
пройденные
росписи,
пройденные
элементы росписей, сказки, легенды, а
также их героев
Средний уровень –учащийся правильно
называет все пройденные росписи,
некоторые элементы росписей, некоторые
сказки, легенды, а также их героев
Допустимый уровень –
учащемуся
требуются наводящие вопросы, знает
некоторые из пройденных росписей,
элементов росписей, сказок и их героев
31
май
Промежуточная аттестация
Узнавание коми
орнамента,
знание истории
его
возникновения,
символов и их
значения
Тест
Знание коми
орнамента,
знание
истории его
возникновени
я, символов и
их значения
Определ
ить
уровень
знаний о
коми
орнамен
те,
истории
его
возникн
овения,
символо
в и их
значени
я
учащиеся
находят
среди
предложенных
изображений те,
в
которых
присутствует
коми орнамент,
выделяют
изученные
символы,
указывают
и
значение,
рассказывают
историю
возникновения
коми орнамента
Высокий уровень
–
учащийся
может
найти
среди
предложенных изображений те, в которых
присутствует коми орнамент,
знает
историю возникновения коми орнамента,
изученные символы и их значение
Средний уровень
–
учащийся
может
найти
среди
предложенных изображений те, в которых
присутствует коми орнамент,
знает
изученные символы и их значение
Допустимый уровень
–
учащийся может найти среди
предложенных изображений те, в которых
присутствует коми орнамент,
знает
некоторые изученные символы
32
Декабрь
Диагностика по итогам 1 полугодия
применение
знаний
и
навыков работы
с
солёным
тестом:
замешивание
теста, обжиг и
сушка в духовке,
окрашивание
солёного теста,
совершенствова
ние умений по
работе
со
скалками,
формочками,
шаблонами,
материалом для
создания
отпечатков
Педагогическое наблюдение
Приобретение
знаний
и
навыков
работы
с
солёным
тестом:
замешивание
теста, обжиг и
сушка
в
духовке,
окрашивание
солёного
теста,
совершенство
вание умений
по работе со
скалками,
формочками,
шаблонами,
материалом
для создания
отпечатков
Определ
ить
уровень
ЗУН по
работе с
солёным
тестом
Педагогическое
наблюдение
в
процессе
выполнения
работы
с
занесением
в
диагностическу
ю карту
Высокий уровень
- учащиеся знают рецепты солёного теста
и умеют самостоятельно замесить его,
знают технологию сушки и обжига,
окрашивания и росписи солёного теста,
уверенно
используют
формочки
и
шаблоны,
самостоятельно
выбирают
разнообразные материалы для создания
фактуры.
Средний уровень
- учащиеся знают рецепты солёного теста,
требуется помощь в замешивании, знают
технологию сушки и обжига, окрашивания
и росписи солёного теста (требуются
наводящие вопросы по 1 из тем), уверенно
используют формочки и шаблоны,
самостоятельно выбирают материалы для
создания фактуры.
Допустимый уровень
– учащиеся знают рецепты солёного теста,
требуется помощь в замешивании, знают
технологию сушки и обжига, окрашивания
и росписи солёного теста (требуются
наводящие вопросы по 2-3 темам),
уверенно
используют
формочки
и
шаблоны, требуется помощь в выборе
материалов для создания фактуры.
33
май
Определ
ить
уровень
ЗУН по
работе с
нетради
ционны
ми
способа
ми
лепки
Участие
в
выставке,
где
представлены
работы
с
использованием
нетрадиционных
способов лепки
Высокий уровень
– учащийся самостоятельно применяет в
работе
все
перечисленные
нетрадиционные способы лепки
Средний уровень
– учащийся применяет в работе несколько
перечисленных нетрадиционных способов
лепки и самостоятельно выполняет их
Допустимый уровень
– учащийся применяет в работе несколько
перечисленных нетрадиционных способов
лепки, требуется небольшая помощь при
выполнении
Сентябрь, май
Промежуточная аттестация
Диагностика по итогам 1
полугодия промежуточная
аттестация
Более
совершенная
мелкая
моторика,
глазомер
Выставка
Уверенное
владение
нетрадиционых
способов лепки
(аппликация
пластилиновыми
шариками
и
нитями,
торцевание
на
пластилине),
применение
ситечка,
чесночницы
Практическая работа
Развивающие
2
Владение
нетрадиционн
ыми
способами
лепки:
пластилиногр
афии,
применение
чесночницы,
ситечка,
аппликации
пластилиновы
ми шариками
и
нитями,
торцевания на
пластилине и
умение
применить эти
знания
Совершенство
вание мелкой
моторики
и
глазомера
Выявить
уровень
развития
мелкой
моторик
и
и
глазомер
а
Учащиеся
выполняют
базовые формы
по
образцу,
стремясь
повторить форму
и размер образца
Умение сделать простейшие базовые
формы по образцу: скатать шар, цилиндр,
конус, жгутик
Высокий уровень
– почти полное совпадение вылепленных
фигур с оригиналом (по форме и размеру)
Средний уровень
– имеются небольшие отклонения по
форме (или размеру) в 1 фигуре
Допустимый уровень
– имеются небольшие отклонения в 2
фигурах
34
Сентябрь, май
Определ
ить
уровень
развития
художес
твенног
о вкуса,
фантази
и,
творческ
их
способн
остей
Педагогическое
наблюдение
в
процессе
выполнения
работы
с
занесением
в
диагностическу
ю карту.
декабрь,
Входящая диагностика, промежуточная
аттестация
Сформированно
сть
коммуникативн
ых способностей
Диагностика по итогам 1
полугодия
Формировани
е
коммуникатив
ных
способностей:
умения
сотрудничать
в
процессе
изготовления
коллективных
работ,
сопереживать,
самоконтроль
Педагогическое наблюдение
Более
совершенные
творческие
способности,
художественный
вкус, фантазия
Педагогическое наблюдение
Воспитательные
3
Художественн
ый
вкус,
фантазия,
творческие
способности
- Высокий уровень – работы отличаются
ярко выраженной индивидуальностью,
гармонично подобрана цветовая гамма,
пропорции, художественное решение
- Средний уровень – работы выполнены по
образцу,
имеются
проявления
индивидуальности; имеется некоторая
дисгармония по 1 из параметров (цветовой
гамме/пропорциям/художественному
решению)
- Допустимый уровень – работы
выполнены по образцу, соответствуют
общему
уровню
группы;
имеется
некоторая дисгармония по 2 из параметров
(цветовой
гамме/пропорциям/художественному
решению)
Определ
ить
наличие
сформир
ованнос
ти
коммуни
кативны
х
способн
остей
Педагогическое Критерии
наблюдение
в картах
процессе
выполнения
коллективных
работ, игр с
занесением
в
диагностическу
ю карту.
указаны
в
диагностических
35
май
май
Промежуточная
аттестация
Педагогическое
наблюдение
Промежуточная
аттестация
Экскурсия в музей
формирование Умение
культуры
организовать
труда
рабочее место,
планировать
деятельность,
наличие
трудовой
дисциплины
формирование Сформированны
интереса
к й
интерес
к
коми
народным
народным
традициям,
традициям,
народному
народному
творчеству;
творчеству;
Определ
ить
сформир
ованнос
ть
культур
ы труда
Педагогическое
наблюдение
в
процессе
выполнения
работы
с
занесением
в
диагностическу
ю карту.
Определ Педагогическое
ить
наблюдение по
наличие ходу экскурсии с
интереса занесением
в
к коми диагностическу
народны ю карту.
м
традици
ям
и
творчест
ву
Критерии
картах
указаны
в
диагностических
Высокий уровень
–
учащийся
внимателен,
высоко
мотивирован
на
познание
нового
материала
Средний уровень
– учащийся внимателен, мотивирован на
протяжении большей части экскурсии
Допустимый уровень
– учащемуся требуется дополнительная
мотивация
36
Сроки
Формы
контроля
по задаче
Вид
контроля
Цели
Содержание
Критерии
май
Умение
различать
пройденные
росписи и
оргамент, их
элементы,
ориентироваться
вкоми народных
сказках и
легендах
Промежуточная аттестация
Закрепление
знаний
о
традиционных
коми росписях
и
Орнамента,
коми
народных
сказок
и
легенд
Результат по
задаче
Тест
Обучающие
3 год обучения
№
Задачи
п
/
п
Определит
ь уровень
знаний
о
традицион
ных
росписях и
орнаменте
коми ,
коми
народных
сказок
Учащиеся
определяют вид
росписи
и
орнамент,
элементы
по
картинкам,,назы
вают
героев
сказок
Высокий уровень
– учащийся правильно называет все
пройденные
росписи,
пройденные
элементы росписей и орнамента, героев
сказок
Средний уровень – учащийся правильно
называет все пройденные росписи, узнаёт
коми орнамент, героев сказок, но
ошибается в элементах росписи и
орнамента,
Допустимый уровень –
учащемуся
требуются наводящие вопросы, знает
некоторые из пройденных росписей,
элементов росписей и орнамента, героев
сказок
37
Декабрь
Диагностика по итогам 1 полугодия
применение
знаний
и
навыков работы
с
солёным
тестом: знание
рецептов,
специфики
изготовления
объёмных
поделок,
поэтапности
выполнения
объёмных панно
Педагогическое наблюдение
Совершенство
вание навыков
работы
с
солёным
тестом: знание
рецептов,
специфики
изготовления
объёмных
поделок,
поэтапности
выполнения
объёмных
панно
Определит
ь уровень
ЗУН
по
работе
с
солёным
тестом
Педагогическое
наблюдение
в
процессе
выполнения
работы
с
занесением
в
диагностическу
ю карту
Высокий уровень
- учащиеся знают рецепты солёного теста
и умеют самостоятельно замесить его,
знают специфику изготовления объёмных
поделок,
поэтапности
выполнения
объёмных панно
Средний уровень
- учащиеся знают рецепты солёного теста,
умеют самостоятельно замесить его, знают
специфику
изготовлении объёмных
поделок,
нужно
руководство
в
поэтапности выполнения объёмных панно
или поделок
Допустимый уровень
– учащиеся знают рецепты солёного теста,
требуется
небольшая
помощь
в
замешивании, изготовлении объёмных
поделок, или руководство в поэтапности
выполнения объёмных панно
38
май
Определит
ь уровень
ЗУН
по
работе
с
нетрадицио
нными
способами
лепки
Участие
в
выставке,
где
представлены
работы
с
использованием
нетрадиционных
способов лепки
Высокий уровень
– учащийся самостоятельно применяет в
работе
все
перечисленные
нетрадиционные способы лепки
Средний уровень
– учащийся применяет в работе несколько
перечисленных нетрадиционных способов
лепки и самостоятельно выполняет их
Допустимый уровень
– учащийся применяет в работе несколько
перечисленных нетрадиционных способов
лепки, требуется небольшая помощь при
выполнении
Сентябрь, май
Промежуточная аттестация
Входящий, промежуточная
аттестция
Более
совершенная
мелкая
моторика,
глазомер
Выставка
Уверенное
владение
нетрадиционых
способов лепки
(аппликация
пластилиновыми
шариками
и
нитями,
торцевание
на
пластилине)
Практическая работа
Развивающие
2
Владение
нетрадиционн
ыми
способамилеп
ки:,аппликаци
и
пластилиновы
ми шариками
и
нитями,
торцевания на
пластилине и
умение
применить эти
знания
Совершенство
вание мелкой
моторики
и
глазомера
Выявить
уровень
развития
мелкой
моторики и
глазомера
Учащиеся
выполняют
работу
по
образцу,
стремясь
повторить
форму, размер,
расположение
деталей
образца
Умение сделать фигурку по образцу,
скопировав размер, форму, расположение
деталей
Высокий уровень
– почти полное совпадение вылепленных
фигур с оригиналом (по форме и размеру)
Средний уровень
– имеются небольшие отклонения по
форме (или размеру) в фигуре
Допустимый уровень
– имеются небольшие отклонения по
форме и размеру (или расположению
деталей)
39
Сентябрь, май
Определит
ь уровень
развития
художестве
нного
вкуса,
фантазии,
творческих
способност
ей
Педагогическое
наблюдение
в
процессе
выполнения
работы
с
занесением
в
диагностическу
ю карту.
, декабрь,
Входящая диагностика, промежуточная
аттестация
Более
совершенные
коммуникативн
ые способности
Диагностика по итогам 1
полугодия
Совершенство
вание
коммуникатив
ных
способностей:
умения
сотрудничать
в
процессе
изготовления
коллективных
работ,
сопереживать,
самоконтроль
Педагогическое наблюдение
Более
совершенные
творческие
способности,
художественный
вкус, фантазия
Педагогическое наблюдение
Воспитательные
3
Художественн
ый
вкус,
фантазия,
творческие
способности
- Высокий уровень – работы отличаются
ярко выраженной индивидуальностью,
гармонично подобрана цветовая гамма,
пропорции, художественное решение
- Средний уровень – работы выполнены по
образцу,
имеются
проявления
индивидуальности; имеется некоторая
дисгармония по 1 из параметров (цветовой
гамме/пропорциям/художественному
решению)
- Допустимый уровень – работы
выполнены по образцу, соответствуют
общему
уровню
группы;
имеется
некоторая дисгармония по 2 из параметров
(цветовой
гамме/пропорциям/художественному
решению)
Определит
ь степень
совершенст
вования
коммуника
тивных
способност
ей
Педагогическое Критерии
наблюдение
в картах
процессе
выполнения
коллективных
работ, игр с
занесением
в
диагностическу
ю карту.
указаны
в
диагностических
40
май
Определит
ь
сформиров
анность
культуры
труда
Педагогическое Критерии
наблюдение
в картах
процессе
выполнения
работы
с
занесением
в
диагностическу
ю карту.
май
Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация
Педагогическое
наблюдение
Умение
эргономично
организовать
рабочее место,
планировать
деятельность,
наличие
трудовой
дисциплины
Развитие
Устойчивый
интереса
к интереск
коми
народным
народным
традициям,
традициям,
народному
народному
творчеству;
творчеству;
Экскурсия в музей
Совершенство
вание
культуры
труда
Определит
ь наличие
интереса к
коми
народным
традициям
и
творчеству
Педагогическое
наблюдение по
ходу экскурсии с
занесением
в
диагностическу
ю карту.
указаны
в
диагностических
Высокий уровень
–
учащийся
внимателен,
высоко
мотивирован
на
познание
нового
материала
Средний уровень
– учащийся внимателен, мотивирован на
протяжении большей части экскурсии
Допустимый уровень
– учащемуся требуется дополнительная
мотивация
41
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
6.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ФОРМАТЫ
(формы, методы, приёмы, педагогические технологии)
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно–воспитательного процесса является
групповое учебное занятие. При работе над коллективными работами,
проектами возможны занятия в малых группах по 2-5 человек.
Формы и методы обучения
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности
метод проектов - предполагает
самостоятельный анализ заданной
ситуации и умение находить решение проблемы.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Виды:
В процессе освоения программы применяются два вида заданий:
42
тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с
1)
иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются на этапе
освоения технологии.
частично-поисковые, когда учащиеся должны самостоятельно
2)
выбрать тот или иной известный им способ изготовления, или определить
наиболее подходящий материал для воплощения замысла, или выполнить
декорирование изделия;
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно–воспитательного процесса является
групповое учебное занятие. При подготовке к конкурсам и фестивалям
возможны занятия в малых группах по 2-5 человек. Программа предполагает
фронтальные, групповые и мелкогрупповые формы занятий.
Данная программа опирается на такие педагогические технологии как:
технология проблемного обучения,
технология творческого саморазвития,
технология критического мышления,
технология сотрудничества,
личностноориентированная,
здоровьесберегающие технологии,
Данные технологии дают возможность программе «Основы художественной
лепки и пластилинографии» быть адаптированной к разнообразию интересов
и запросов детей и родителей (законных представителей), быть открытой и
гибкой для коррекции на всех этапах ее реализации.
Образовательная
деятельность
строится
на
основе
системно-
деятельностного подхода, основной результат применения которого –
развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
Системно - деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учащимися определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
43
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего
осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у учащихся умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
7. Рефлексия.
Система дидактических принципов
Реализация
преподавании
технологии
деятельностного
обеспечивается
следующей
метода
системой
в
практическом
дидактических
принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно
участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей,
общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик
с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
44
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой
науки в системе наук).
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога
являются открытые учебные занятия, выставки, участие в конкурсах.
На период актированных дней, карантинных мероприятий, отсутствием
учащегося по уважительным причинам предусмотрена самостоятельная
работа, которая выражается в выполнении комплекса упражнений, работа с
текстами песен. По окончанию актированных дней, карантина организуется
консультаций с учащимися, испытывающими затруднения при изучении
учебного материала.
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане
воспитательной работы, которая планируется педагогом ежегодно.
План воспитательной работы направлен на воспитание духовно-развитой,
творческой личности:
- используется воспитательная технология КТД И.П. Иванова;
- используется технология создания ситуации успеха;
- работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы,
консультации) предполагают взаимопомощь в формировании целостных
личностных качеств у детей;
45
- условием нравственного воспитания детей и молодежи в объединении
является общение на доверительных началах;
- создание дружеской атмосферы в коллективе;
- посещение
выставок
воспитывает
художественно-эстетические
качества личности, художественный вкус.
Условия реализации программы
7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОЕСПЕЧЕНИЕ
Программа реализуется на базе МУДО «ЦДОД «Олимп» (ул. Морозова. 6)
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий по
программе «Основы художественной лепки и пластилинографии»:
Учебные столы и стулья
Проектор
Ноутбук
Пластилин
Стеки
Бисер или бусинки
Зубочистки
Доски для лепки
Колпачки от ручек и крышки разных диаметров
Цветной и белый картон
Клеенки
Влажные салфетки или ветошь для вытирания рук
Методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплекс
I. Учебные и методические пособия:
46
• Научная, специальная, методическая литература
Интернет-ресурсы (См. список литературы).
II. Материалы:
Дидактические материалы:
• Образцы поделок.
• Презентации.
• Разработка методики психолого-педагогической диагностики личности
учащихся. Составление диагностической карты «Оценка результатов
освоения программы».
№
Разделы
Наглядное пособие
п.п.
Обзор по программе 1-го года
обучения. Материалы и
инструменты. Инструктажи по Т.Б.
Входящий контроль.
Обратная аппликация «Дары
Презентация, инструктаж
леса».
инструкционные карты,
3.
Знакомство с дымковской игрушкой
образцы изделий,
4.
рекомендованная литература
5.
Знакомство с вычегодской и
пижемской традиционной коми
росписью.
Чаепитие по-коми.
6.
Сувениры из солёного теста
игр, презентации о животных,
7.
8.
Пластилинография «Костюм
оленевода» ворсом
Любимый праздник - Новый год.
9.
Диагностика по итогам полугодия
1.
2.
Презентации по темам,
для учащихся, русские и коми
народные сказки, описание
м/ф по программе
Лист педагогического
наблюдения
10. Фауна Республики Коми.
11. Флора Республики Коми.
12. Кто у бабушки живёт?
Презентации по темам,
инструкционные карты,
образцы изделий,
рекомендованная литература
47
13. Встречаем Пасху
для учащихся, русские и коми
народные сказки, описание
игр, презентации о животных
14. Знакомство с коми народными
сказками и легендами.
15. Досугово-развивающая деятельность Презентации, тексты бесед
16. Промежуточная аттестация
17. Пластилинография: «Дары осени».
18. Основы работы с солёным тестом.
19. Животный мир Республики Коми.
20. Пластилинография «Радужные
бабочки».
21. Пластилинография «Ложка с
пижемской росписью».
22. Знакомство с коми орнаментом.
История его возникновения,
значение.
23. Новый год у ворот.
Тесты, листы педагогического
наблюдения, диагностические
карты
Презентации по темам,
инструкционные карты,
образцы изделий,
рекомендованная литература
для учащихся, русские и коми
народные сказки, описание
игр, презентации о животных,
м/ф по программе
24. Пластилинография «Зима».
25. Торцевание на пластилине
«Снеговик».
26. Русское деревянное зодчество.
Резные наличники.
27. Пластилинография на СД диске
«Зима».
28. Торцевание на пластилине
«Снеговик»
29. Коми орнамент в вышивке
30. Северодвинская роспись
31. Коми народные сказки.
32. Пластилинография «маяк».
Коллективная работа
33. Аттестация учащихся.
48
Тесты, листы педагогического
наблюдения, образцы базовых
форм
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями на 28 декабря 2024 года);
2. Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021
года № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
4. Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 года №
185 «О стратегии социально-экономического развития Республики коми на
период до 2035 года»;
5. Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года, утвержденная Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 10 декабря
2019 г. № 44/2019-619;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р);
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - М.:
Просвещение, 2009.;
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р);
49
10. Приказ Министерства образования и науки Республики Коми «Об
утверждении
правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Республике Коми» от 15.12.2023 года
№767-п;
11. Письмо Министерства образования, науки и молодѐжной политики
Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»;
12. Устав муниципального учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей «Олимп» // Зарегистрирован 05.09.2019//.
Список литературы для педагога
1.Весёлые игры – делай и играй. - Москва.: Росмэн, 2023.
2.Коми народные сказки. - Коми книжное издательство.: Сыктывкар, 2022
4.Пера-богатырь. Сказки финно-угорских народов.- Коми книжное
издательство.: Сыктывкар, 2024.
5.Пластилиновые фигурки животных.- Москва.: Эксмо, 2022
6.Фигурки из солёного теста.- Москва.: Аст-Пресс, 2024
7.Барадулин, В.А. Народные росписи по дереву Прикамья-Пермь,2022
8.Грибова, Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми.- М., 2024
9.Лыкова, И.А. Лепим с мамой. Азбука лепки.-М.:Карапуз -Дидактика»,2022
10.Постникова, Н.В. Мезенская роспись: учебно-методическое пособие для
студентов специализации «Декоративная роспись.- ФГБОУ ВПО
«Удмуртский государственный университет», 2023.
11.Тарановская, Н.В. Росписи на Мезени и Печоре.- СПб.: Русское народное
искусство, 2021
12.Уткина, И.М. Прялки коми зырян. - Сыктывкар, 2009.
13.Шелег, В.А. Крестьянские росписи Севера // Русский Север: Ареалы и
культурные традиции, Л.,2020
50
15. Шабельникова, Е.И., Каминская, Е.А. Поделки из пластилина.- М.: Лада
2020
Интернет источники:
1. https://tourism.rkomi.ru/komi/about/northenfood
2. https://vk.com/topic-138757727_36987194
3. https://tourism.rkomi.ru/komi/about/traditions
4. https://stranamasterov.ru/node/1024280
5. https://yarodom.livejournal.com/1518164.html
6. https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/severnaya-rospispizhemskaya-lojki.html
7. http://www.komi.com/Folk/komi/222.htm#t3
8. http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2003/64.html
9.http://www.finnougoria.ru/community/project/project.php?ELEMENT_ID=4828
2&sphrase_id=247114
10. https://www.bnkomi.ru/data/news/56942/
11. http://respublika11.ru/2016/11/25/sila-traditsiy/
12. https://www.komi.kp.ru/daily/26672.4/3693972/
13.https://www.sites.google.com/site/setevojproektdpi9/3-issledovaniaekipazej/18-dekopris-oso bennosti-udorskoj-rospisi
Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:
1. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика.- М, «Родничок», 2006.
2. Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва,
«АЙРИС-пресс», 2005.
3. Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИСпресс», 2006.
51