КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «В мире цвета» модифицированная, уровневая
стартовый(ознакомительный) уровень, учрежденческая, разновозрастная,
художественной направленности.
Дополнительная
общеобразовательная
–
дополнительная
общеразвивающая программа «В мире цвета» разработана на основе:
1. Нормативных правовых актов и государственных программных
документов в области дополнительного образования:
- Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г.
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Проекта концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года;
- Стратегии социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года;
- Стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года;
- СанПин 2.4-3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановления администрации МО ГО «Сыктывкара» от 29.12.2020 №12/3227
«О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Сыктывкара»
от 13.04.018 №4/1046»
- Приказа управления образования «Об утверждении муниципального плана по
реализации региональных проектов Республики Коми в рамках Национального
проекта «Образование» от 03.02.2020 года № 95
- Устава МУДО «ЦДОД «Олимп»;
- Локального акта МУДО «ЦДОД «Олимп» «Положение о дополнительной
общеобразовательной
программе-дополнительной
общеразвивающей
программе».
2.Типовых программ по направлению деятельности:
Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-эстетическая
программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных
учреждений М.: ТЦ Сфера,2016 г
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки,
владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами
деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее
развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что
художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую
функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая
нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение,
обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Программа имеет стартовый (ознакомительный) уровень, так как
ориентирована на дошкольный возраст. На данном этапе учащиеся
приобретают ЗУН по элементарным основам изобразительной грамоты,
цветоведения (смешения цветов), изучают простые приемы и техники работы
гуашью.
Актуальность программы определяется согласно концепции развития
дополнительного образования детей «формирование и развитие творческих
способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых
учащихся», а также обусловлена большой востребованностью программы среди
учащихся дошкольного возраста.
Новизна данной программы:
- работа живописными материалами в различных техниках изобразительного
искусства;
-уделено особенное внимание приобщению учащихся к национальнорегиональному компоненту.
Социальная значимость программы: любование природой, изучение
растительного и животного мира Коми Края в программе способствует
реализации одного из направления социально-экономического развития города
Сыктывкара и Республики Коми изучение, сохранение и развитие
традиционных для этнического народа Коми природного наследия.
Отличительной особенностью от базовых (типовых) программ
является наличие тем национально –регионального компонента.
Организационно – педагогические основы обучения.
Адресат программы
Программа начального уровня составлена для учащихся 5-6 лет, рассчитана
на 2 года обучения.
Срок и объем освоения программы:
Продолжительность образовательного процесса 2 года обучения. Общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы - 144 ч:
Год
обучения
1
2
ВСЕГО
Количество часов
в неделю
Количество часов
в год
2
2
72
72
144
Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
Основным видом занятия является учебное занятие. Формы работы
учащихся на занятии – индивидуальные, групповые. Основной формой учебно–
воспитательного процесса является групповое учебное занятие.
Виды занятий – теоретические, практические, комбинированные. Виды
занятий по программе определяются содержанием программы и
предусматривают: беседы, игры, конкурсы, викторины, экскурсии,
самостоятельную работу, массовые воспитательные мероприятия.
Формы обучения:
Очная, очно-заочная, заочная (в период невозможности организации
образовательного процесса в очной форме: карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановке, актированных дней), может быть
организована с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
Режим занятий:
Режим работы 1 и 2 года обучения для всех групп по 2 часа 1 раз в
неделю, продолжительностью одного занятия 30 минут с 10 минутным
перерывом между занятиями. Занятия проводятся в групповой форме.
Год
обучения
Количество часов и раз в неделю
Продолжительность
одного занятия в
академических часах
1
1 раз по 2 часа
30
2
1 раз по 2 часа
30
Цель и задачи программы
Цель: формирование и развитие творческих способностей учащихся через
различные способы рисования живописными материалами.
Задачи программы:
Образовательные:
Научить работе живописными материалами (гуашь) в различных техниках;
Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятиям по живописи.
Воспитывать коммуникативные способностей детей.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Задачи 1 года обучения
Образовательные:
- научить смешивать цвета, пользоваться палитрой
- научить работать гуашью в техниках: набрызг, пуантель.
Развивающая
- развивать творческое воображение;
Воспитательная:
- воспитать интерес к занятиям;
Задачи 2 года обучения:
Образовательная:
-научить работать гуашью в техниках: сухая кисть, тампонирование.
Развивающая:
- развивать моторику рук.
Воспитательная:
- умение работать в коллективе.
Учебно–тематический план 1 год обучения
№
Название раздела, темы
Раздел 1. Мир природы
1.1. Вводное занятие. Рисунок на
свободную тему.
1.2. Улыбка природы-яркое
солнышко
1.3. Образы неба. Светлые и темные
краски
1.4. Образ дерева(НРК)
1.5. Образы цветов(НРК)
1.6. Аппетитные, ароматные,
сладкие...
1.7. Грибной дождик(НРК)
1.8. Украшение кокошника зимы,
весны, лета, осени
Количество часов
Всего
Теория
Практика
24
8
16
2
1
1
2
1
1
2
1
1
4
6
2
1
1
1
3
5
1
4
2
1
1
3
1
Раздел 2. Мастерская Деда Мороза
2.1. Новогодняя игрушка
2.2. Новогодняя открытка
2.3. Символ года. Текущий контроль
успеваемости.
2.4. Самая красивая снежинка
2.5. Новогодняя красавица (елочка)
Раздел 3. Мир животных
3.1. Рисуем насекомых (НРК)
3.2. Рисуем птиц (НРК)
3.3. Домашние животные
3.4. Тайны морских глубин.
Раздел 4. Мир искусства
4.1. Художник-гример. Клоун
веселый и печальный
4.2. Художник-мультипликатор.
Лошарик
4.3. Художник-иллюстратор.
4.4. Художник –архитектор.
Цветочный город
4.5. Художник создает мебель.
Сказочное кресло-трон
4.6. Художник создает транспорт
(сказочная карета)
4.7. Художник украшает одежду.
Раздел 5. Досугово-развивающая
деятельность
Раздел 6. Промежуточная аттестация
Итого
10
2
2
2
5
1
1
1
5
1
1
1
2
2
18
4
4
4
6
16
2
1
1
4
1
1
1
1
7
1
1
1
14
3
3
3
5
9
1
2
1
1
4
2
1
1
3
1
2
1
1
2
1
1
2
2
1
1
2
2
72
1
25
1
47
Содержание тем учебно-тематического плана
Раздел 1. Мир природы
1.1 Вводное занятие. Рисунок на свободную тему.
Теория: цель и задачи работы объединения, техника безопасности при работе с
живописными материалами.
Практика: Рисунок на свободную тему.
1.2. Улыбка природы-яркое солнышко.
Теория: анализ формы солнца(круг), цветовой образ солнышка: на восходе,
полуденное, на закате. Знакомство с палитрой, получение оранжевого цветасмешение красного и желтого цветов.
Практика: изображение сказочного солнышка, солнышка с луной.
1.3. Образы неба. Светлые и темные краски.
Теория: цвет неба в разное время суток и в разную погоду. Смешение цвета с
черной и белой красками.
Практика: выполнение двух разнохарактерных подмалевков: на одном листе
смешение светлых красок, на другом-темных.
1.4. Образ дерева (НРК).
Теория: хвойные и лиственные деревья на территории Республики Коми, их
отличительные особенности, различие между хвойным и лиственным деревом.
Практика: рисование хвойного и лиственного деревьев.
1.5. Образы цветов.
Теория: полевые цветы на территории Республики Коми, части цветка,
особенности рисования цветов.
Практика: рисование цветков одуванчика, иван-чая, борщевика.
1.6. Аппетитные, ароматные, сладкие…
Теория: любование фруктами, названия фруктов, цветовая гамма фруктов.
Практика: рисование тарелки с фруктами (возможен вариант с натуры).
1.7. Грибной дождик (НРК)
Теория: съедобные и ядовитые грибы на территории Коми Края.
Практика: выполнение творческой работы на тему «Грибная полянка».
1.8. Украшение кокошника зимы, весны, лета или осени.
Теория: краски времен года, изменение пейзажа в зависимости от времен года,
простейшие элементы орнамента (капелька, линия, точка). Приемы работы
ватными палочками.
Практика: украшение картонной заготовки кокошника, выполнение свободной
орнаментальной композиции.
Раздел 2. Мастерская Деда Мороза
2.1. Новогодняя игрушка
Теория: история украшения елки новогодними игрушками, виды новогодних
игрушек. Техника набрызг.
Практика: изображение еловой веточки с новогодней игрушкой в технике
набрызг.
2.2. Новогодняя открытка
Теория: виды новогодних открыток, сюжеты новогодних открыток. Техника
«роспись по трафарету»
Практика: изображение новогодней открытки в технике «роспись по
трафарету».
2.3. Символ года.
Теория: животные восточного гороскопа. Основные приемы работы в технике
сухая кисть. Текущий контроль успеваемости.
Практика: изображение животного, символа наступающего Нового года в
технике сухая кисть. Текущий контроль успеваемости.
2.4. Самая красивая снежинка.
Теория: что такое снежинка, особенности изображения снежинок, схемы
изображения снежинок.
Практика: изображение снежинки в одной из представленных схем.
2.5. Новогодняя красавица (елочка)
Теория: история праздника Новый год, новогоднее дерево, украшение
новогоднего дерева.
Практика: изображение новогоднего дерева, украшенного игрушками
Раздел 3. Мир животных
3.1. Рисуем насекомых(НРК).
Теория: насекомые, населяющие Республику Коми. Божья коровка и пчела их
особенности строения и изображения.
Практика: выполнение творческих работ на темы: «Заботливые пчелы»,
«Семейство божьих коровок».
3.2. Рисуем птиц(НРК).
Теория: виды птиц на территории Коми Края. Сова и снегирь их особенности
строения и изображения.
Практика: выполнение творческих работ на темы: «Как розовые яблоки на
ветках снегири», «Мудрая сова».
3.3. Домашние животные.
Теория: кошка и собака-любимые домашние животные, некоторые породы
кошек и собак. Сходство и различие в изображениях кошки и собаки. Приемы
изображения мордочки кошки и собаки.
Практика: изображение мордочки кошки, портрет улыбающегося или
грустного кота, собачки на коврике.
3.4. Тайны морских глубин.
Теория: обитатели подводного царства: рыбки, медузы, морские звезды.
Смешение синего цвета с черной и белой красками, прием тоновая растяжка
(для водной глади).
Практика: изображение медуз, морских звезд, играющих в догонялки рыбок.
Раздел 4. Мир искусства
4.1. Художник-гример. Клоун веселый и печальный.
Теория: клоун в цирке, грим, мимика и костюм клоуна. Портрет в
изобразительном искусстве.
Практика: изображение портрета веселого клоуна.
4.2. Художник-мультипликатор. Лошарик
Теория: понятие круг, как геометрическая фигура, размер круга, составление
изображений из кругов.
Практика: изображение сказочной лошадки(Лошарика), составленной из
разноцветных шариков с опущенной или поднятой головой (ногой, хвостом)
4.3. Художник-иллюстратор.
Теория: литературные герои книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его
друзей», образы жителей цветочного города в творчестве разных художниковиллюстраторов.
Практика: изображение Незнайки и доктора Пилюлькина.
4.4. Художник –архитектор. Цветочный город.
Теория: способы изображения домика «кубик на кубик».
Практика: изображение домика для любого сказочного персонажа из книги Н.
Носова «Приключение Незнайки и его друзей».
4.5. Художник создает мебель. Сказочное кресло-трон.
Теория: мебель в кабинете рисования, сравнение обычной мебели со
сказочной.
Практика: изображение сказочного трона для Снежной Королевы, Деда
Мороза.
4.6. Художник создает транспорт (сказочная карета).
Теория: наземные транспортные средства, карета- старинный и сказочный вид
транспорта. Приемы изображения кареты-короба и его украшения.
Практика: изображение кареты для любого сказочного персонажа.
4.7. Художник украшает одежду.
Теория: украшение платка, кайма платка. Теплые и холодные цвета.
Практика: украшение платка (бумажного цветного квадрата) в теплой или
холодной гамме.
Раздел 5. Досугово-развивающая деятельность.
Практика: посещение отдела этнографии Национального музея Республики
Коми
Раздел 6. Промежуточная аттестация
Теория: выполнение теста (проверка теоретических знаний)
Практика: изображение веточки сирени (черемухи в вазе), промежуточная
аттестация.
Календарно-тематический план представлен в приложении 1
Учебно–тематический план 2 год обучения
№
Название раздела, темы
Раздел 1. Мир природы
1.1. Введение. Осенний листопад
1.2. Разноцветные горы(НРК)
1.3. Комнатные растения
1.4. Образ ночного пейзажа (НРК)
1.5. Овраги и ручьи
1.6. Натюрморт «Ждем в гости»
1.7. Корзинка с грибами
1.8. Цветы и листья в вазе
1.9. Самостоятельная работа.
Портрет волшебницы Флоры
Раздел 2. Мастерская Деда Мороза
2.1. Новогодняя игрушка
2.2. Веселый снеговик
2.3. Символ года.
2.4. Новогодний волшебник(Дед
Мороз)
2.5. Новогодняя красавица
(елочка)
2.6. Помощник Деда Мороза
(гномик).Текущий контроль
успеваемости
Раздел 3. Мир животных
Количество часов
Всего
Теория
Практика
18
8
10
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
2
12
2
2
2
2
6
1
1
1
1
6
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
24
7
18
Рисуем насекомых (НРК)
Домашние животные
Домашние птицы
Хозяин леса(НРК)
Хозяин тундры
Тайны морских глубин.
Самостоятельная работа.
Тайны морских глубин. Китгигант.
Раздел 4. Мир искусства
4.1. Волшебная палочка
4.2. Ковер- самолет
4.3. Волшебный сосуд
4.4. Сказочный торт
4.5. Золотая птица
4.6. Волшебное яйцо
4.7. Сапоги-скороходы
Раздел 5. Досугово-развивающая
деятельность
Раздел 6. Промежуточная
аттестация
Итого
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
6
6
2
2
2
4
2
1
1
1
1
1
1
5
5
1
1
1
3
2
14
2
2
2
2
2
2
2
2
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
72
28
44
Содержание
Раздел 1 Мир природы
1.1. Введение. Осенний листопад
Теория: цели и задачи работы объединения на учебный год. Проведение
инструктажа по технике безопасности.
Практика: выполнение творческой работы на тему «Осенний листопад».
1.2. Разноцветные горы(НРК)
Теория: горы на территории России и Республики Коми, особенности
изображения, цветовая гамма.
Практика: рисование горного пейзажа Уральских гор.
1.3. Комнатные растения.
Теория: виды комнатных растений, кактусы-как один из видов комнатных
растений, особенности рисования.
Практика: рисование 2-3 кактусов в горшке.
1.4. Образ ночного пейзажа(НРК)
Теория: понятие пейзаж, ночной пейзаж, особенности рисование ночного
пейзажа, цветовая гамма ночного пейзажа.
Практика: рисование ночного городского пейзажа (г. Сыктывкара).
1.5. Овраги и ручьи
Теория: понятие ручеек, происхождение ручейка, особенности рисования
ручейка, виды линий.
Практика: рисование ручейка (ручейков)в весеннем лесу.
1.6. Натюрморт «Ждем в гости»
Теория: понятие натюрморт, особенности рисования простейших
натюрмортов.
Практика: рисование натюрморта на тему: «Ждем в гости».
1.7. Корзинка с грибами(НРК)
Теория: съедобные грибы, растущие на территории Республики Коми,
особенности рисования грибов.
Практика: рисование корзинки с белыми грибами.
1.8. Цветы и листья в вазе.
Теория: особенности рисования цветов и листьев в вазе.
Практика: рисование осеннего букета.
1.9. Самостоятельная работа. Портрет волшебницы Флоры.
Практика: рисование портрета волшебницы Флоры- покровительницы
растений по замыслу учащегося.
Раздел 2. Мастерская Деда Мороза.
2.1. Новогодняя игрушка.
Теория: особенности рисования новогодних елочных игрушек, игрушказвезда-главное украшение вершины новогодней елки.
Практика: рисование елочной игрушки- звезда по замыслу учащегося.
2.2. Веселый снеговик.
Теория: особенности рисования снеговиков поролоновой губкой в технике
«тампонирование».
Практика: рисование снеговика в технике «тампонирование».
2.3. Символ года.
Теория: по - восточному календарю-определенное животное соответствует
каждому году.
Практика: рисование животного-символа наступающего года.
2.4. Новогодний волшебник (Дед Мороз)
Теория: особенности рисования Деда Мороза, пропорции фигуры.
Практика: рисование фигуры Деда Мороза.
2.5. Новогодняя красавица(елочка).
Теория: особенности рисования елочки. Техника примакивания.
Практика: рисование новогодней елочки в технике примакивания.
2.6. Помощник Деда Мороза(гномик).
Теория: особенности рисования гномика, повторение пропорций фигуры.
Текущий контроль успеваемости
Практика: рисование фигуры гномика с новогодним подарком. Текущий
контроль успеваемости.
Раздел 3. Мир животных
3.1. Рисуем насекомых (НРК)
Теория: насекомые Республики Коми, особенности изображения.
Практика: рисование жуков, муравьев, стрекоз.
3.2. Домашние животные(НРК)
Теория: виды домашних животных в Республике Коми. Отличие домашних
животных от диких животных.
Практика: рисование коровушки, барашка, свинки.
3.3. Домашние птицы(НРК)
Теория: домашние птицы на территории Республики Коми, основные виды
домашних птиц. Петух-один из видов домашних птиц, особенности рисования.
Знакомство с техникой сухая кисть.
Практика: рисование петуха в технике сухая кисть.
3.4. Хозяин леса(НРК)
Теория: бурый медведь-хозяин леса Республики Коми, его место обитания,
особенности рисования. Закрепление знаний о технике сухая кисть.
Практика: рисование бурого медведя в берлоге в технике сухая кисть.
3.5. Хозяин тундры
Теория: белый медведь-хозяин тундры, отличие бурого медведя от белого.
Смешение цветов с белой краской.
Практика: рисование белого медведя на льдине.
3.6. Тайны морских глубин.
Теория: обитатели морских глубин: рыбки, осьминожки. Смешение синей и
белой краски, зеленой и белой краски для рисования моря.
Практика: рисование морских рыбок, играющих в догонялки, осьминожек.
3.7. Самостоятельная работа. Тайны морских глубин. Кит-гигант.
Практика: рисование морского кита.
Раздел 4. Мир искусства.
4.1. Волшебная палочка.
Теория: понятие «волшебная палочка», для чего она нужна, сказки, в которых
герои используют волшебную палочку.
Практика: рисование доброй волшебницы с волшебной палочкой.
4.2. Ковер- самолет.
Теория: сказочный ковер, украшение сказочного ковра, простейшие
орнаментальные узоры. Техника печатания.
Практика: рисование сказочного ковра и украшение простейшим
орнаментальным узором в технике печатание
4.3. Волшебный сосуд.
Теория: сказочный сосуд(кувшин), анализ форм, размеров, орнаментов.
Техника воскография.
Практика: рисование сказочного сосуда(кувшина) в технике воскогорафия.
4.4. Сказочный торт
Теория: особенности рисования сказочного торта.
Практика: рисование сказочного торта по замыслу учащегося.
4.5. Золотая птица
Теория: золотая птица-жар-птица, смешение желтого и красного, желтого и
белого, оранжевого и белого.
Практика: рисование сказочной жар-птицы, используя оттенки желтого и
оранжевого цветов.
4.6. Волшебное яйцо
Теория: волшебное яйцо, яйцо Фаберже, Пасхальное яйцо сходство и различие.
Техника рисования ватными палочками
Практика: рисование пасхального яйца и выполнение узора ватными
палочками.
4.7. Сапоги-скороходы
Теория: волшебные сапоги, особенности рисования и украшения простейшим
орнаментом.
Практика: рисование волшебных сапог и украшение простейшим
геометрическим орнаментом.
Раздел 5. Досугово-развивающая деятельность.
Практика: посещение отдела истории Национального музея Республики Коми.
Раздел 6. Промежуточная аттестация.
Теория: устный опрос(проверка теоретичеких знаний)
Практика: выполнение практической работы «Скатерть-самобранка»
Планируемые результаты
По окончании всего курса обучения учащиеся будут знать:
правила техники безопасности при работе с живописными материалами;
основные приемы работы живописными материалами;
Будут уметь:
работать гуашью в разных техниках;
работать по памяти и воображению;
составлять творческие композиции на заданную тему;
Личностные результаты
формирование организационно-волевых качеств (воля, терпение,
самоконтроль);
формирование ориентационных качеств: положительной самооценки и
интереса к занятиям;
формирование поведенческих качеств.
Метапредметные результаты:
развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой
деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
По окончании 1 года обучения учащиеся будут знать:
- основные правила техники безопасности с живописными материалами;
- правила смешения цветов;
- правила и приемы работы гуашью в традиционных техниках
- правила и приемы работы гуашью в нетрадиционных техниках: сухая кисть,
набрызг.
Будут уметь:
- работать с палитрой, смешивать цвета;
- работать гуашью в традиционным способом;
- работать гуашью нетрадиционными способами: сухая кисть, набрызг.
Личностные результаты
формирование организационно-волевых качеств (воля, терпение,
самоконтроль);
формирование ориентационных качеств: положительной самооценки и
интереса к занятиям;
формирование поведенческих качеств.
Метапредметные результаты:
развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой
деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
По окончании 2 года обучения учащиеся будут знать:
- некоторых животных, растения Коми края.
- нетрадиционные техники рисования: печатание, воскография;
Будут уметь:
- рисовать некоторых животных и растений коми края
- рисовать сказочные атрибуты;
- работать гуашью традиционным способом;
- работать гуашью нетрадиционными способами: печатание, воскография
Личностные результаты
формирование организационно-волевых качеств (воля, терпение,
самоконтроль);
формирование ориентационных качеств: положительной самооценки и
интереса к занятиям;
формирование поведенческих качеств.
Метапредметные результаты:
развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой
деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТЕСТАЦИИ И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение уровня освоения программы осуществляется в
соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля успеваемости, промежуточной аттестации МУДО «ЦДОД «Олимп».
Текущий контроль успеваемости. Формы текущего контролякомбинированная проверка (сочетание практической и теоретической части с
показательными формами);
Для определения фактического состояния образовательного уровня проводится
промежуточная аттестация в конце каждого года обучения по дополнительной
общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей
программе и промежуточная аттестация по освоению дополнительной
общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы. Формы
промежуточной аттестации - комбинированная проверка (сочетание
практической и теоретической части с показательными формами);
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития
способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом
программы. В целях определения результатов и качества освоения программы
необходима система мониторинга, то есть систематического контроля уровня
знаний, умений, навыков и компетентностей учащихся.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить
развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для
их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно
коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся в
протоколы текущего контроля и промежуточной аттестации. Индивидуальный
рост учащихся фиксируется в индивидуальной карточке учета результатов
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
программе
–
дополнительной общеразвивающей программе и индивидуальной карточке
оценки личностного развития учащегося в процессе освоения им
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы.
Этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости
1 год обучения
Вид
аттестации,
сроки
проведения
Текущий
контроль
успеваемос
ти
Декабрь
Цель
Определить
усвоение
основных
понятий,
приемов
работы за
первое
полугодие
Промежуто Определить
чная
Уровень
аттестация достижения
творческой
Май
активности
учащихся к
концу
учебного
года.
Содержание
Проверить:
Теоретические
знания;
Практические
умения и
навыки
Проверить:
основные ЗУН
за II год
обучения.
Наблюдать:
Личностные
качества,
метапредметны
е умения
Форма
проведения
Теория:
игра «Верно
ли
высказывани
е»
Практическ
ая работа:
выполнение
творческой
композиции
«Символ
Нового
года»
Теория: тест
открытого
типа
Практическ
ая работа:
выполнение
творческой
композиции
«Цветы
весны»
Критерии
См.
Приложение
2,3
См.
Приложение
2,3
Этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости
2 год обучения
Вид
аттестации,
сроки
проведения
Текущий
контроль
успеваемос
ти
Декабрь
Цель
Определить
усвоение
основных
понятий,
приемов
работы за
первое
полугодие
Промежуто Определить
чная
Уровень
аттестация достижения
творческой
Май
активности
учащихся к
концу
учебного
года.
Содержание
Форма
проведения
Критерии
Проверить:
Теоретические
знания;
Практические
умения и
навыки
Теория:
игра «Да,
нет»
Практическ
ая работа:
творческая
композиция
на тему
«Помощник
Деда
Мороза»
Теория:
устный
опрос
Практическ
ая работа:
выполнение
творческой
композиции
«Скатертьсамобранка»
См.
Приложение
2,3
Проверить:
основные ЗУН
за II год
обучения.
Наблюдать:
Личностные
качества,
метапредметны
е умения
См.
Приложение
2,3
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО –ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Образовательные и учебные форматы
(формы, методы, приёмы, педагогические технологии)
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно – воспитательного процесса является
групповое учебное занятие. При подготовке к конкурсам и фестивалям
возможны занятия в малых группах по 2-5 человек.
Формы обучения:
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами;
- Практические занятия, на которых изучаются различные техники
изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, работа с
различными живописными и графическими материалами.
Виды:
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать
практические
занятия,
мастер-классы,
выполнение
самостоятельной работы.
Методы:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
- словесные (рассказ, беседа),
- наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических
приемов наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами)
- практические (упражнения, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
- репродуктивные (воспроизводящий)
- частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
- творческие (творческие задания по видам деятельности).
- проблемные
3) По степени самостоятельности:
- работа под непосредственным руководством педагога;
- совместная работа;
- самостоятельная работа.
Данная программа опирается на такие технологии как:
технология проблемного обучение,
технология творческого саморазвития,
игровые технологии,
технология сотрудничества,
здоровьесберегающие технологии,
Образовательная деятельность строится на основе системнодеятельностного подхода, основной результат применения которого –
развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учащимися определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
- формирование у учащихся умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
7. Рефлексия.
Система дидактических принципов
Реализация технологии деятельностного метода в практическом
преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно
участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей,
общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с
учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки
в системе наук).
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.
Основной объективной оценкой
являются открытые учебные занятия.
эффективности
работы
педагога
На период актированных дней, карантинных мероприятий, отсутствием
учащегося по уважительным причинам предусмотрена самостоятельная работа,
которая выражается в выполнении эскизов к творческим композициям. По
окончанию актированных дней, карантина организуется консультаций с
учащимися, испытывающими затруднения при изучении учебного материала.
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане
воспитательной работы, которая планируется педагогом ежегодно.
(Приложение 4) Воспитательная работа является неотъемлемой частью
учебного процесса и направлена на:
1) развитие личностных творческих способностей каждого ребёнка;
2) создание ситуации успеха для каждого учащегося;
3) создание условий для сплочения коллектива;
4) формирование у детей стремления радовать окружающих
доступными им возможностями;
5) развитие умения общаться, культуры общения, умения организовать свой
досуг и досуг друзей.
Массовые мероприятия проводятся на занятиях и в дни школьных
каникул.
Продолжительность мероприятий обычно не превышает учебную нагрузку.
Конкурсы, выставки, экскурсии и т.д. проводятся в течение всего учебного года
по плану.
Для подготовки и проведения конкурсов, праздников, игровых программ
привлекаются старшие кружковцы и активисты, приглашаются родители.
Традиционными формами массовых мероприятий являются:
- новогодние представления;
- игровые программы;
- экскурсии;
- выставки.
Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение
Программа «Юный художник» реализуется на базе МУ ДО «ЦДОД
«Олимп» по адресу: ул. Морозова, д. 6
А) оборудование: просторный кабинет с хорошим освещением, который
включает в себя: столы, шкафы для хранения материалов, мольберты, доска для
выполнения эскизов, инструкции по технике безопасности, образцы изделий
(свои, детей), мультимедиа проектор, компьютер;
Б) приспособления и инструменты: бумага ватман, бумага акварельная,
гуашевые краски, баночки для воды, кисти, палитры, кнопки, тряпочки.
Информационно-методическое обеспечение
№
Разделы
Год
Наглядное пособие
п.п.
обу
чен
ия
1.
Вводное занятие (беседа)
1-2 Инструкция по ТБ., анкеты
2.
Мир природы
1-2 Презентация «Растения Республики
Коми»
3.
Мир животных
1
Презентация «Животные Республики
Коми»
4.
Мир искусства
1-2 Сборник «Русские народные сказки»,
Путешествие в сказку
таблица «Теплые и холодные цвета»,
«Ахроматические цвета», «Смешение
цветов»
6.
Мастерская Деда Мороза
1
Презентация «Новогодняя игрушка»
Различные техники
8.
Воскогорафия
2
Презентация «Воскогорафия»
9
Сухая кисть, примакивание, 1-2 Презентация «Нетрадиционные
печатание
техники рисования»
10 Набрызг
1-2 Иллюстративный ряд «Этапы
выполнения работы в технике
«набрызг»
Литература
Нормативная база
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
2.
Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. No
196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4-3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс].–Режим
доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/75093644/paragraph/1/doclist/47/showentries/0/hig
hlight/СанПиН%202.4-3648-20:1
4.
Проект концепции развития дополнительного образования детей до
2030
года
[Электронный
ресурс].–Режим
доступа:
http://dop.edu.ru/article/27148/proekt-kontseptsii-razvitiya-dopolnitelnogoobrazovaniya-detei-do-2030-goda
5.
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до
2035
года.
[Электронный
ресурс].–
Режим
доступа:
https://econom.rkomi.ru/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiyarespubliki-komi
6.
Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до
2030
года.
[Электронный
ресурс].–
Режим
доступа:
https://сыктывкар.рф/administration/ekonomika/strategicheskoeupravlenie/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya/strategiya-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-mo-go-syktyvkar-do-2030-goda
7.
Постановление администрации МО ГО «Сыктывкара» от 29.12.2020
№12/3227 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО
«Сыктывкара» от 13.04.018 №4/1046». [Электронный ресурс].– Режим
доступа: http://sykt-uo.ru/files/12-3227-29.12.2020.pdf
8.
Приказ управления образования «Об утверждении муниципального
плана по реализации региональных проектов Республики Коми в рамках
Национального проекта «Образование» от 03.02.2020 года № 95.
[Электронный ресурс].– Режим доступа: http://sykt-uo.ru/files/95----03.02.2020Prikaz-II.pdf
9.
Устав
муниципального учреждения дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей «Олимп» //
Зарегистрирован 05.09.2019//
Для педагога
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО
«Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и
развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития»,
«Академия К˚», 1998. – 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. –
96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»:
Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН –
ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред.
Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного
творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс»,
2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми
дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты
занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри»,
2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство
«ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз –
Дидактика», 2006. – 108с.
17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника»
- М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.
Для учащихся
1.Журнал «Юный художник» 2010-2012 г
2. 100 великих архитекторов. – М., 2001.
3.. Арган Дж. К. История итальянского искусства. – М., 2000
Для родителей
1. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. – М.: Просвещение, 1990.
2. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 2000.
Интернет ресурсы:
1.
http://stranamasterov.ru- Страна Мастеров
Календарно-тематический план на I год обучения. Приложение 1
№
за
н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Название темы, раздела
Раздел I. Мир природы
Вводное занятие. Рисунок на свободную тему. Проведение
входящей диагностики
Улыбка природы-яркое солнышко
Образы неба. Светлые и темные краски
Образ дерева. Лиственное дерево
Образ дерева. Семья хвойных деревьев
Образы цветов. Иван-чай
Образы цветов. Борщевик
Образы цветов. Одуванчик-толстые щеки
Аппетитные, ароматные, сладкие...
Грибной дождик. Съедобные грибы
Грибной дождик. Ядовитые грибы
Украшение кокошника зимы, весны, лета, осени
Раздел II.Мастерская Деда Мороза
Новогодняя игрушка
Новогодняя открытка
Символ года. Текущий контроль успеваемости
Самая красивая снежинка
Новогодняя красавица (елочка)
Раздел III.Мир животных
Рисуем насекомых. Заботливые пчелы
Рисуем насекомых. Семейство божьих коровок
Рисуем птиц. Снегирь
Рисуем птиц. Мудрая сова
Домашние животные. Любимая кошечка
Домашние животные. Задорная собачка
Тайны морских глубин. Черепаха
Тайны морских глубин. Медуза
Тайны морских глубин. Морская звезда.
Раздел IV.Мир искусства
Художник-гример. Клоун веселый и печальный
Художник- мультипликатор. Лошарик
Художник-иллюстратор. Веселый Незнайка
Художник-иллюстратор. Доктор Пилюлькин
Художник –архитектор. Цветочный город
Художник создает мебель. Сказочное кресло-трон
Художник создает транспорт. Сказочная карета
Художник украшает одежду
Количество часов
Все Теори Прак
го
я
тика
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
1
1
2
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
2
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
35 Досугово-развивающая деятельность
36 Промежуточная аттестация
Всего
2
2
72
1
25
2
1
47
Календарно-тематический план на 2 год обучения. Приложение 1.2
№
за
н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Название темы, раздела
Раздел 1. Мир природы.
Введение. Осенний листопад
Разноцветные горы
Комнатные растения
Образ ночного пейзажа
Овраги и ручьи
Натюрморт «Ждем в гости»
Корзинка с грибами
Цветы и листья в вазе
Самостоятельная работа. Портрет волшебницы Флоры
Раздел II.Мастерская Деда Мороза
Новогодняя игрушка
Веселый снеговик
Символ года.
Новогодний волшебник (Дед мороз)
Новогодняя красавица (елочка)
Помощник Деда Мороза(гномик). Текущий контроль
успеваемости
Раздел 3. Мир животных
Рисуем насекомых. Семейство жуков
Рисуем насекомых. Муравьи
Рисуем насекомых. Стрекозы
Домашние животные. Корова Буренка
Домашние животные. Веселый барашек.
Домашние животные. Свинка.
Домашние птицы. Петушок.
Хозяин леса. Бурый медведь.
Хозяин тундры. Белый медведь.
Тайны морских глубин. Осьминожки
Тайны морских глубин. Разноцветные рыбки
Самостоятельная работа. Тайны морских глубин. Китгигант.
Раздел 4. Путешествие в сказку. Волшебная палочка
Ковер- самолет
Волшебный сосуд
Количество часов
Все Теори Прак
го
я
тика
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
2
2
1
1
1
2
2
1
1
1
31
32
33
34
35
36
Сказочный торт
Золотая птица
Волшебное яйцо
Сапоги-скороходы
Досугово- развивающая деятельность
Промежуточная аттестация
Всего
2
2
2
2
2
2
72
1
1
1
1
1
28
1
1
1
1
2
1
44
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы
Текущий контроль 1 год обучения
Цель: проверить знания, умения и навыки по окончании 1 полугодия.
Проверка теоретических знаний осуществляется в форме игры «Верно ли
высказывание?».
Инструкция: учащимся раздаются 2 карточки: красная и синяя. Педагогом
зачитывается высказывание, если ребенок согласен с высказыванием, то
поднимает синюю карточку, если нет- красную. За каждый правильный ответ
учащийся получает 1 жетон. 1 жетон=1 баллу
Время выполнения: 30 минут:
1. При написании картин художник не пользуется палитрой? (не верно)
2.Для изображения утреннего неба художник использует светлые краски,
смешивая с белым, дождливого- с черным? (верно)
3.Простейшие элементы орнамента — это точка, капля, линия? (верно)
Критерии оценки теоретических знаний:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (3 правильных ответов)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (2 правильных ответов)
1 балл – не усвоил материал (1 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческую композицию на тему «Символ Нового года».
Материалы: гуашь, формат А 3
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 45 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
-Цветовой колорит работы.
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
1балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
Промежуточная аттестация 1 год обучения.
Цель: проверить полученные знания, умения и навыки по окончании 1 года
обучения.
Проверка теоретических знаний осуществляется в форме открытого теста.
Инструкция: учащимся раздаются листочки с вопросами. Учащиеся отвечают
на вопрос, записывая ответ.
Время выполнения: 30 минут:
1. Художник-мастер перевоплощения. Кем он может быть (гример,
иллюстратор, мультипликатор)
2. Какими цветами мы нарисуем замок Снежной королевы (холодными:
синий, голубой, фиолетовый, белый)
3. Кто такой лошарик? (сказочная лошадка, нарисована только из кругов)
Критерии оценки теоретических знаний общий балл за выполнение теста:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (3 правильных ответов)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (2 правильных ответов)
1 балл – не усвоил материал (1 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческую композицию на тему «Цветы весны».
Материалы: гуашь, формат А3
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 45 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
-Цветовой колорит работы.
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
1балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
Личностные и метапредметные результаты отслеживаются методом
наблюдения и заносятся в таблицы 4 и 5 соответственно (см приложение 3)
Контрольно-измерительные материалы
Текущий контроль 2 год обучения
Цель: проверить знания, умения и навыки по окончании 1 полугодия.
Проверка теоретических знаний осуществляется с помощью игры «Да, Нет»
Инструкция: каждому учащемуся раздаются листочки с вопросами, 3 красных
жетона и 3 синих. Если учащийся согласен с высказыванием, то клеит напротив
вопроса синий жетон, если нет-красный.
Время выполнения: 30 минут:
1. Для изображения ночного пейзажа нужны красная, желтая и оранжевая
краски? (нет-красный)
2. Для рисования гор используются серые, коричневые оттенки? (да-синий)
3. Натюрморт-это жанр изобразительного искусства, где можно изобразить
фрукты и овощи? (да-синий)
Критерии оценки теоретических знаний:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (3 правильных ответов)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (2 правильных ответов)
1 балл – не усвоил материал (1 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческую композицию на тему «Помощник Деда
Мороза».
Материалы: гуашь, формат А 3
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 45 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
-Цветовой колорит работы.
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
1балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
Промежуточная аттестация 2 год обучения.
Цель: проверить полученные знания, умения и навыки по окончании 2 года
обучения.
Проверка теоретических знаний осуществляется в форме устного опроса.
Инструкция: учащиеся заходят по одному в кабинет и устно отвечают на 3
вопроса.
Время выполнения: 30 минут:
1. Что такое воскография? (способ рисования методом процарапывания
изображения по вощеному листу, покрытому черной краской)
2. Что такое техника примакивания? (Примакивание -это техника
рисования, при которой прикладываешь кисточку к листу и получаешь
отпечаток)
3. Что такое прием «сухая кисть» (Сухая кисть- это способ нанесения
краски на бумагу, кисть при этом практически не смачивается водой.
Получается эффект текстуры, неровности)
Критерии оценки теоретических знаний общий балл за выполнение теста:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (3 правильных ответов)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (2 правильных ответов)
1 балл – не усвоил материал (1 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческую композицию на тему «Скатерть-самобранка».
Материалы: гуашь, формат А3
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 45 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
-Цветовой колорит работы.
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
1балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
Личностные и метапредметные результаты отслеживаются методом
наблюдения и заносятся в таблицы 4 и 5 соответственно (см приложение 3)
Приложение 3
Диагностика уровня обученности
Год
обучения__________________________________________________________
Вид диагностики__________________________________________________
Оценочная таблица проверки теоретических знаний по программе
«В мире цвета»
№1
№ Ф.и
Номер вопроса
Общий
учащегося
балл
1
2
3
4
1
2
3
Оценочная таблица проверки умений и навыков по программе
«В мире цвета»
№2
№ Ф.и
Критерии оценки практической работы
Общий
учащегося Последовательное Проявление Аккуратность Цветовой балл
соблюдение всех
фантазии в
колорит
этапов работы
работе
работы.
1
2
3
Итоговая оценочная таблица проверки знаний, умений и навыков
учащихся по программе «В мире цвета»
№
1
2
Ф.И
учащегося
Общий балл
Общий балл Итоговый
Уровень
за
за
балл
обученности
теоретические практические
знания
умения и
навыки
3
Таблица наблюдений личностных результатов развития учащегося
№4
Фамилия, имя
ребёнка____________________________________________________
Возраст____________________________________________________________
Объединение______________________________________________________
Дата начала
наблюдения___________________________________________________
Сроки диагностики/
Показатели
Первый год обучения
Начало уч. года
Конец уч. года
1.Организационно-волевые качества:
1.1. Терпение
1.2. Воля
1.3. Самоконтроль
2.Ориентационные качества:
2.1. Самооценка
2.2.Интерес к занятиям в детском
объединении
3.Поведенческие качества:
3.1.Конфликтность
3.2.Тип сотрудничества
4. Личные достижения
учащегося(участие в конкурсах
различного уровня)
Критерии оценки личностных результатов(используемый методнаблюдение)
0 баллов-показатель не проявляется;
1 балл-показатель проявляется периодически;
2 балла- показатель проявляется постоянно.
Таблица наблюдений метапредметных результатов
№5
Сроки диагностики/
Первый год обучения
Показатели
Начало уч. года
Конец уч. года
Развивать мотивы и интересы своей
познавательной
и
творческой
деятельности
Умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и
сверстниками
Работать индивидуально и в группе
Умение слушать и слышать педагога
Критерии оценки личностных результатов (используемый методнаблюдение)
0баллов-показатель не проявляется;
1балл-показатель проявляется периодически;
2 балла- показатель проявляется постоянно.
Приложение 4
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел
Название
мероприятия
Цель
Место
проведени
я
ДТД и УМ
Конкурсные Участие в городских
мероприятия конкурсах в рамках
городского
фестиваля «Юное
дарование»(согласно
книге положений
ДТД и УМ)
Участие в городском
конкурсе
«Безопасность
глазами детей»
Участие в интернетконкурсах
Выявление и
поддержка
одаренных детей
Организация Творческая
досуга
Мастерская
«Мастерская Деда
Мороза»
Самая красивая
Валентинка (конкурс
Валентинок внутри
объединения)
Школа
Беседа «Школа
жизни
дорожных наук»
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
Организация досуга.
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
Формирование
ЦДОД
правильного
«Олимп»
поведения на
Морозова
дорогах.
,6
Беседа «Пожарная
Выявление и
поддержка
одаренных детей
Выявление и
поддержка
одаренных детей
Организация досуга.
ДТД и УМ
Сроки
Декабрь
Апрель
Март
В течение
года
декабрь
февраль
Сентябрьоктябрь
безопасность»
Государстве Беседа «Моя Россия »
нные
Беседа «Традиции
традиции
русского народа»
Уважение и
почитание
государственных
традиций
Воспитание любви
и уважения к
близким
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
Нравственно Беседа «О законах
е
нравственности»
воспитание
Беседа «Дорогою
добра».
Формирование
правильного
поведения в
обществе
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
январь
Правовое
воспитание
Формирование
правильного
поведения в
обществе
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
февраль
Семейные
отношения
«Семья- главная
ценность в моей
жизни»
«Я и моя семья»
Беседа «Можно и
нельзя»
Беседа «Правила для
учащихся- это закон»
ноябрь
декабрь
Здоровье
Беседа «Сохрани свое Здоровьесбережени
здоровье»
е. Формирование
здорового образа
Беседа «Твое
жизни.
здоровье»
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
март
Экология
Беседа «Экология и
мы»
Формирование
бережного
отношения к
природе
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
апрель
Патриотичес «Мужество»
кое
воспитание «О патриотизме. О
Родине.»
Воспитание любви
к родному краю.
май
Экстремальн «Осторожно
ые ситуации ,гололёд!» «Опасные
игрушки»
«Осторожно, сход
снега» «Безопасный
Формирование
правил поведения
и тб в
экстремальных
ситуациях
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
Беседа «Учимся
беречь природу»
октябрь
декабрь
март
май
отдых»
Работа с
детьми
группы
риска
Собеседования
Анкетирование.
Мероприятия ЦЭВД
Работа с
Родительское
родителями собрание
«Знакомство с
планом работы
объединения на
новый учебный год».
Собеседования.
Анкетирование.
Родительское
собрание
«Подведение итогов
года»
Вовлечение
Кабинет
трудных детей в
СОШ
объединения
№38,
центра.
№36
Изучение
Кабинет
потребностей
СОШ
данной группы
№38,
детей.
№36
Раскрытие и
Актовый
развитие
зал СОШ
способностей детей. №38,№36
Привлечение
ЦДОД
родителей к
«Олимп»
творческой
Морозова
деятельности детей
,6
В течении
года
Приобщение
родителей к
учебному году,
решение
воспитательных
проблем.
Изучение
потребностей
родителей в
занятости детей.
Знакомство с
творческими
достижениями
каждого учащегося.
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
В течении
года
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
В течении
года
В течении
года
В течении
года
В течении
года
В течении
года