лепим сказку

1

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ –
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Значение лепки для детей трудно переоценить. Занятия лепкой детей
развивает мелкую моторику, пространственное мышление, координацию
обеих рук, что крайне благотворно сказывается на развитии речи и
умственных способностей учащихся. Чередование материалов (пластилина и
солёного теста) и методов работы с ними придаёт особую привлекательность
данной программе. Программа предназначена для детей от 5 до 8 лет, и
составлена в соответствии с:
- Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г.
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Проекта концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года;
- Стратегии социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года;
- Стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года;
- СанПин 2.4-3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановления администрации МО ГО «Сыктывкара» от 29.12.2020
№12/3227 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО
«Сыктывкара» от 13.04.018 №4/1046»
- Приказа управления образования «Об утверждении муниципального плана
по реализации региональных проектов Республики Коми в рамках
Национального проекта «Образование» от 03.02.2020 года № 95
- Устава МУДО «ЦДОД «Олимп»;
- Локального акта МУДО «ЦДОД «Олимп» «Положение о
дополнительной
общеобразовательной
программе-дополнительной
общеразвивающей программе».
Концепция программы
Лепка – один из самых интереснейших видов художественного
творчества. Она действительно носит эмоции, творческий характер. При этом
создается
эмоционально-образное
восприятие
действительности,
формируются эстетические чувства и представления, развивается образное
2

мышление и воображение. Для усиления этого процесса в образовательном
процессе применяются следующие технологии:
коммуникативная
технология
(ориентация
на
межличностное
взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, переход к личностноориентированной педагогике),т.к. она наиболее благоприятно помогает
взаимодействовать педагогу с учащимися дошкольного возраста, помогает
создать комфортную атмосферу;
- игровая технология, т.к. игра является ведущей деятельностью
дошкольников;
- групповая технология (применяется при создании коллективных работ).
Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую
эмоциональную атмосферу.
Актуальность программы:
Как указано в Концепции развития дополнительного образования детей
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р), «Именно в XXI веке приоритетом образования
должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее
пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию
личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к
познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям
многонациональной культуры российского народа».
Данная программа направлена на
развитие мотивации к труду,
творчеству и познанию.Формирование творческой личности – одна из
наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном
этапе. Крайне эффективное средство для этого – художественная лепка.
Способности к творчеству развиваются в лепке даже при минимуме
материалов, а при наличии разнообразных материалов (солёное тесто,
пластилин, бусины и бисер и т.д) и способов работы с ним этот процесс
многократно усиливается. «Источники способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли».( В.А.
Сухомлинский). Работы специалистов свидетельствуют, что художественнотворческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает
нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное
состояние. В. Оклиндер в своей книге «Окна в мир ребёнка» рекомендует
использовать глину для снятия нервного напряжения у детей, страхов,
негативных эмоций, агрессии а также для создания положительного
эмоционального состояния у детей. Для детей дошкольного возраста
наиболее приемлемыми материалами являются пластилин и солёное тесто.
3

Педагогическая целесообразность программы определяется учётом
возрастных
особенностей
учащихся,
широкими
возможностями
социализации в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой
моторики, речи, и эстетического вкуса.
Новизна программы состоит в том, что программа включает занятия по
художественной лепке с использованием нетрадиционных способов, которые
направлены на развитие у детей творчества, определяющееся как
продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое,
оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя
средства для его воплощения. Опираясь на интегрированный подход,
программа содействует развитию инициативы, выдумки и творчества детей в
атмосфере эстетических переживаний, увлеченности совместного творчества
взрослого и ребенка, через художественно-прикладную деятельность.
Использование нетрадиционных техник дает возможность применять
коллективную форму творчества.
Отличительные особенности данной программы:
- приобщение учащихся к народной культуре и устному народному
творчеству посредством лепки героев народных сказок
- приобщение учащихся к активному участию в тематических выставках;
- приобщение учащихся к российской истории через включение тем,
посвященных Дню Победы в ВОВ, Дню космонавтики.

Адресат программы:
Данная программа является модульной программой, предназначена для детей
в возрасте 5-8 лет. Предлагаемый курс занятий по обучению лепке рассчитан
на 1 год. В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности
выполняемых детьми работ.
Объем программы:
Продолжительность образовательной программы- 1 год обучения. Общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы - 72ч.
По завершению обучения по данному модулю учащиеся переводятся на
обучение по программе «Основы художественной лепки и
пластилинографии» (2 года обучения, 144 часа в год), являющейся
продолжением данной программы.
Организационно - педагогические основы обучения.
4

В объединение «Лепим сказку» принимаются дети 5-8 лет.
Зачисляются в объединение по письменному заявлению родителей.
Оптимальное количество детей в группе - 12 человек.
Режим организации занятий:
занятия проводятся два раза в неделю по 1 учебному часу (2 часа в неделю,
72 часа в год).
Формы организации образовательного процесса
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно–воспитательного процесса
является групповое учебное занятие. При подготовке к конкурсам и
фестивалям, а также выполнении коллективных работ возможны занятия в
малых группах.
В освоении программы используются следующие принципы:
1. Принцип доступности обучения предполагает соответствие учебного
материала по возрасту, индивидуальным особенностям, уровню
подготовленности детей.
2. Принцип систематичности и последовательности. Учебный материал
опирается на ранее усвоенный и создаёт прочную базу для последующего
обучения.
3. Принцип наглядности. Это один из важнейших принципов обучения
декоративно-прикладному творчеству. Наглядность обогащает круг
представлений ребят, организует их внимание, развивает мышление,
наблюдательность.
4. Принцип воспитывающего обучения выражается в осуществлении
воспитания через содержание, методы и организацию обучения. На каждом
занятии решаются конкретные воспитательные задачи.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы
5

• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы организации учебных занятий - беседа, вернисаж, выставка,
игра, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие,
презентация, творческая мастерская.
Срок освоения программы
Год
Кол-во
обучения часов
в неделю
1 год

2

Продолжительность Кол-во
Занятий
занятий
в неделю
1 час

Этапы образовательного
процесса
Начало учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность занятия
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Окончание учебного года
Каникулы зимние (праздничные
дни)
Каникулы летние

Кол-во
недель
в году

2

36

Всего
часов
в год
72

1 год обучения
1 сентября
36 недель
30 минут
15-30 декабря
май
31 мая
31 декабря-10 января
с 01 июня

2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

6

Цель программы: формирование интереса к прикладной деятельности
как к искусству и средству самовыражения посредством обучения
художественной лепке из пластилина и солёного теста.
Задачи программы:
Обучающие:
1). Приобретение представлений обосновных базовых форм лепки (шар,
конус, цилиндр, жгутик).
2). Приобретение представлений о различных приёмах лепки.
3). Формирование умения следовать устным инструкциям, умения работать с
дидактическим материалом.
4). Приобретение навыка лепки изделий.
Развивающие:
1). Развитие мелкой моторики и координации обеих рук, глазомера.
2). Развитие наблюдательности, умения видеть характерное в объектах,
работать по памяти и представлению, строить пропорции.
3). Развитие
творческих способностей: воображения, фантазии и
пространственного мышления детей.
4). Развитие коммуникативных способностей: умение сотрудничать в
процессе изготовления коллективных работ, помогать друг другу.
5). Развитие умения планировать работу и доводить её до конца.
Воспитательные:
1). Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
2). Формирование личностных качеств:
усидчивости, внимательности, памяти, логического и абстрактного
мышления,
пространственного
воображения,
самостоятельности,
аккуратности.
3). Развитие мотивации к познанию и творчеству.

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание учебного планапрограммы.
7

№п/п

Наименование тем

1.

Вводное занятие. Правила поведения.
Правила пользования инструментами и
материалами.
Маленький мир. Насекомые
Азбука безопасности
Лепим смешариков
Пластилиновая ферма
Пластилинография. Изготовление лепной
картины «В море»
Любимый праздник - Новый год!
Диагностика по итогам полугодия
Лепим сказку «Теремок»
Открытка для папы
Подарок для мамы
Весна идёт, весне дорогу!
Лепим космос ко дню космонавтики
9 мая – День Великой Победы.
Лепим цирк

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Итого:

Диагностика по итогам учебного года.

Количество часов
теория
практи
всего
ка
1
1
2

2
1
1
1
4

2
1
3
3
6

4
2
4
4
10

2
4
1
2
1
1
1
2

6
2
8
1
2
3
1
3
4

8
2
12
2
4
4
2
4
6

1
25

1

2
47

72

Содержание учебного плана

Содержание программы.
1. Вводное занятие.(Т-1 ч., П – 1 ч.)
Теория: Правила поведения на занятиях. Правила пользования
инструментами и материалами.
Практика: лепка солнышка
2. Маленький мир 4 ч. (Т- 2 ч. П-2 ч.)
Теория: кто такие насекомые, их особенности строения, стихи и загадки о
насекомых. Лепка округлых форм.
Практика: Создание творческой композиции на темы: «Гусеница на
листочке», «Улитка».
3. Азбука безопасности 2 ч. (Т –1 ч., П – 1 ч.)
4. Теория: Азбука безопасности со Смешариками«Светофор», «Мигающие
человечки», «Пляшущие человечки», подвижная игра «Светофор», основные
цвета светофора.
Практика: Создание творческой композиции «Наш друг – Светофор»
5. Лепим смешариков 4 ч. (Т – 1 ч. П – 3 ч)
8

Теория: Азбука безопасности со Смешариками «Кто быстрее?»,Азбука
доброжелательности со Смешариками «До лампочки»?
Практика: лепка смешариков по выбору учащихся.
6. Пластилиновая ферма 4ч.(Т – 1 ч., П – 3 ч.)
Теория: дикие и домашние животные. Сравнительная характеристика,
отличие домашних и диких животных.
Практика: Лепка домашних животных: петуха, поросёнка.
7. Пластилинография. Изготовление лепной картины «В море» 10 ч.
8. (Т – 4 ч. П – 6 ч.)
Теория: Что такое пластилинография? Разнообразие морской растительности
и морских обитателей.
Практика: Изготовление лепной картины «В море»
Любимый праздник - Новый год! 8ч. ( Т- 2ч.,П- 6ч)
Теория: Почему мы наряжаем ёлочку? Такие разные деды Морозы. На чём
ездит русский дед Мороз?
Практика: лепка Деда Мороза, мешка с подарками, саней деда Мороза,
лошадки Деда Мороза. Создание новогодней композиции с новогодней
ёлкой.
9. Диагностика по итогам полугодия П-2 ч. (выполнение
практического задания: лепка цветика-семицветика.
10. Лепим сказку «Теремок» 12ч. (Т-4 ч, П – 8 ч)
Теория: Чтение сказки «Теремок», особенности строения героев сказки.
Практика: Изготовление домика в технике пластилинографии, лепка героев
сказки, оформление работы.
11. Открытка для папы 2ч. (Т- 1 ч., П – 1 ч.)
Теория: беседа о российской армии
Практика: изготовление открытки
12. Подарок для мамы.4 ч. (Т-1ч., П- 3ч.)
Теория: стихи о маме и о празднике 8 марта.
Практика: изготовление открытки
13. Весна идёт, весне дорогу! 4 ч. (Т -1ч., П-3ч.)
Теория: Приметы весны. Стихи о весне
Практика: изготовление основы дерева, изготовление листочков и цветов
14. Лепим космос ко дню космонавтики.2 ч. (Т- 1ч., П- 1ч.)
15. Теория: Юрий Гагарин-первый космонавт.
Практика: лепка космонавта.
16. 9 мая – День Великой Победы. 4 ч. (Т- 1 ч., П – 3 ч.)
Теория: Чтение стихов о ВОВ
Практика: Лепка военной техники: танка, самолёта, пилота, пушки.
9

17. Лепим цирк. 6 ч. (Т – 2 ч., П – 4ч.)
Теория: Понятие «Цирк», виды цирков, цирковые артисты.
Практика: Лепкацирковых артистов и животных.
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- получат представление об основных базовых формах лепки (шар, конус,
цилиндр, жгутик) и приобретут личный опыт лепки этих форм и изделий на
их основе;
- получат представление о различных приёмах лепкии получат личный опыт
по применению различных приёмов в лепке;
- сформируют умение следовать устным инструкциям, умение работать с
дидактическим материалом.
Метапредметные:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- разовьют умение планировать работу и доводить её до конца;
- разовьют мелкую моторику и координацию обеих рук, глазомер;
- разовьют наблюдательность, умение видеть характерное в объектах,
работать по памяти и представлению, строить пропорции;
- разовьют
творческие способности: воображение, фантазию и
пространственное мышление;
- разовьют коммуникативные способности: умение сотрудничать в процессе
изготовления коллективных работ, помогать друг другу.
Личностные:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- сформируют культуру труда и усовершенствуют трудовые навыки;
- разовьют личностные качества: усидчивость, внимательность, память,
логическое и абстрактное мышления, пространственное воображение,
самостоятельность, аккуратность;
- разовьют мотивацию к познанию и творчеству.

5. ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ
АТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
10

Порядок аттестации учащихся регламентируется локальным актом
«Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся МУДО «ЦДОД «Олимп».
Аттестация учащихся включает в себя:
- текущий контроль успеваемости
учащихся по дополнительной
общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей
программе, который предусмотрен этапами педагогического контроля по
дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной
общеразвивающей программе. Формы текущего контроля - практическое
занятие, педагогическое наблюдение.
- промежуточную аттестацию в конце первого полугодия по дополнительной
общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей
программе. Формы промежуточной аттестации - практическое занятие,
опрос.
- итоговую аттестацию учащихся после освоения всего объема
дополнительной
общеобразовательной
программыдополнительной
общеразвивающей программы. Форма итоговой аттестации – практическое
занятие, выставка.
Учащемуся, освоившему полный курс обучения по дополнительной
общеобразовательной программе – дополнительной
общеразвивающей
программе,прошедшему итоговую аттестацию выдаётся Свидетельство
учреждения.
Индивидуальный рост учащихся фиксируется в
индивидуальной карточке учета результатов обучения по дополнительной
общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе и индивидуальной карточке оценки личностного развития
учащегося в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы.

11

Этапы педагогического контроля по программе «Художественная лепка»
Вид
контроля

Сроки

Цели,
задачи

Содержание

Формы

Критерии

Текущий
контроль

Декабрь

Проверка знаний
основных приёмов
лепки, терминов и
базовых форм.Умение
следовать устным
инструкциям.

Опрос,
практичес
кая
работа

Аккуратность
создания моделей,
самостоятельност
ь.

Промежуто
чная
аттестация

Май

Определить
степень
усвоения
основных
приёмов
лепки,
терминов и
базовых форм
по окончанию
полугодия
Определить
степень
усвоения
основных
приёмов
лепки,
терминов и
базовых форм
по окончанию
года.

Развитие
мелкой Практиче
моторики рук и ская
глазомера.Создание работа
композиций;
развитие
художественного
вкуса,
творческих
способностей
и
фантазии;
творческий подход к
выполнению
работы.Формирован
ие культуры труда и
совершенствование
трудовых навыков.

качество
выполненной
работы,
аккуратность,
самостоятельнос
ть.

12

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО –ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
6.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ФОРМАТЫ
(формы, методы, приёмы, педагогические технологии)
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно–воспитательного процесса
является групповое учебное занятие. При работе над коллективными
работами, проектами возможны занятия в малых группах по 2-5 человек.
Формы и методы обучения
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности
 метод проектов - предполагает самостоятельный анализ заданной
ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод
объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы
обучения по ФГОС.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Виды:
В процессе освоения программы применяются три вида заданий:
1)
тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с
иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются на этапе
освоения технологии.
2)
частично-поисковые, когда учащиеся должны самостоятельно
выбрать тот или иной известный им способ изготовления, или определить
наиболее подходящий материал для воплощения замысла, или выполнить
декорирование изделия;
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно–воспитательного процесса
является групповое учебное занятие. При подготовке к конкурсам и
13

фестивалям возможны занятия в малых группах по 2-5 человек. Программа
предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые формы занятий.
Основной формой
Данная программа опирается на такие технологии как:

технология проблемного обучения,

технология творческого саморазвития,

игровые технологии,

технология сотрудничества,

здоровьесберегающие технологии,
Данные технологии дают возможность программе «Весёлое рисование» быть
адаптированной к разнообразию интересов и запросов детей и родителей
(законных представителей), быть открытой и гибкой для коррекции на всех
этапах ее реализации.
Образовательная деятельность строится на основе системнодеятельностного подхода, основной результат применения которого –
развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учащимися определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего
осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у учащихся умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в
себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
7. Рефлексия.
Система дидактических принципов
Реализация технологии деятельностного метода в практическом
преподавании обеспечивается следующей системой дидактических
принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая
знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и
формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм,
14

активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному
успешному формированию его общекультурных и деятельностных
способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик
с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой
науки в системе наук).
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на
творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся
собственного опыта творческой деятельности.
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога
являются открытые учебные занятия, выставки, участие в конкурсах.
На период актированных дней, карантинных мероприятий, отсутствием
учащегося по уважительным причинам предусмотрена самостоятельная
работа, которая выражается в выполнении комплекса упражнений, работа с
текстами песен. По окончанию актированных дней, карантина организуется
консультаций с учащимися, испытывающими затруднения при изучении
учебного материала.
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане воспитательной
работы, которая планируется педагогом ежегодно.
План воспитательной работы направлен на воспитание духовноразвитой, творческой личности:
- работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные
беседы, консультации) предполагают взаимопомощь в формировании
целостных личностных качеств у детей;
- условием нравственного воспитания детей и молодежи в объединении
является общение на доверительных началах;
- создание дружеской атмосферы в коллективе;
- посещение выставок воспитывает художественно-эстетические
качества личности, художественный вкус.

15

Условия реализации программы
7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа реализуется на базе МУДО «ЦДОД «Олимп» (ул. Морозова. 6)
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий по
программе «Основы художественной лепки и пластилинографии»:














Учебные столы и стулья
Проектор
Ноутбук
Выставка лучших работ
Пластилин
Стеки
Бисер или бусинки
Зубочистки
Доски для лепки
Колпачки от ручек и крышки разных диаметров
Цветной и белый картон
Клеенки
Влажные салфетки или ветошь для вытирания рук
Методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение программы

Учебно-методический комплекс
I.Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
Интернет-ресурсы
(См. список литературы).
II. Материалы:
Дидактические материалы:
• Образцы поделок.
• Презентации
• Разработка методики психолого-педагогической диагностики личности
учащихся. Составление диагностической карты «Оценка результатов
освоения программы».

16

№
п.п.
1.

Разделы

14.
15.

Обзор по программе 1-го года
обучения. Материалы и
инструменты. Инструктажи по Т.Б.
Входящий контроль
Маленький мир. Насекомые
Азбука безопасности
Лепим смешариков
Пластилиновая ферма
Пластилинография. Изготовление
лепной картины «В море»
Любимый праздник - Новый год!
Диагностика по итогам полугодия
Лепим сказку «Теремок»
Открытка для папы
Подарок для мамы
Весна идёт, весне дорогу!
Лепим
космос
ко
дню
космонавтики
9 мая – День Великой Победы.
Лепим цирк

16.

Промежуточная аттестация

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Наглядное пособие
Презентация, инструктаж

Презентации по темам, инструкционные
карты, образцы изделий,
рекомендованная литература для
учащихся, презентации о животных,
стихи и сказки.

17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1.«Весёлые игры – делай и играй» Москва Росмэн 1995 г.

2.«Коми народные сказки» Коми книжное издательство Сыктывкар, 1975г.
3.В.Ф. Плесовский
4.«Пера-богатырь. Сказки финно-угорских народов» Коми книжное
издательство Сыктывкар, 1985 г.
5.«Пластилиновые фигурки животных», Москва Эксмо 2012г.
6.«Фигурки из солёного теста» Москва «Аст-Пресс» 2010
7.Барадулин В.А. «Народные росписи по дереву Прикамья», Пермь, Л.,1988
г.
8. В. Лепнин «Лепим из пластилина» «Клуб семейного досуга» Харьков 2012.
9.Волкова «Разноцветный пластилин», Эксмо Москва 2012г,
10.Грибова Л.С. «Декоративно-прикладное искусство народов коми» М.,
1980 г.
11.Дорожин Ю.Г. «Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам
народного искусства», - М., Мозаика – Синтез, 2008, - 16с.
12.И.А. Лыкова «Лепим с мамой. Азбука лепки» И.Д. «Карапуз-Дидактика»
Москва 2005
13.Королева Н.С. «Народное искусство пермских финно-угров (коми, комипермяков, удмуртов) XIX-XXвв.» Автореф.канд.дис. …искусств. Наук.
М.,1969 г.
14.Марья Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить
сказку», Питер, Спб.: 2013
15.Постникова Н.В. « Мезенская роспись: учебно-методическое пособие для
студентов специализации «Декоративная роспись» , ФГБОУ ВПО
«Удмуртский государственный университет»,2011. - 36 с. , с ил.
16.Тарановская Н.В. «Росписи на Мезени и Печоре», Русское народное
искусство, Л., 1968г.
17.Татьяна Лаптева «Солёное тесто. Оригинальные идеи для весёлого
творчества» Эксмо Москва 2012г
18.Уткина И.М. «Прялки коми зырян», Сыктывкар 2009. – 67с., ил.
19.Шелег В.А. «Крестьянские росписи Севера» Русский Север: Ареалы и
культурные традиции, Л.,1992 г.
Интернет источники:
1. https://tourism.rkomi.ru/komi/about/northenfood
2. https://vk.com/topic-138757727_36987194
3. https://tourism.rkomi.ru/komi/about/traditions
4. https://stranamasterov.ru/node/1024280
5. https://yarodom.livejournal.com/1518164.html
18

6. https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/severnaya-rospispizhemskaya-lojki.html
7. http://www.komi.com/Folk/komi/222.htm#t3
8. http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2003/64.html
9.http://www.finnougoria.ru/community/project/project.php?ELEMENT_ID=4828
2&sphrase_id=247114
10. https://www.bnkomi.ru/data/news/56942/
11. http://respublika11.ru/2016/11/25/sila-traditsiy/
12. https://multiurok.ru/index.php/files/shablony-dlia-babushki-rodovyie-znaki-vkomi-ornam.html
13. https://www.komi.kp.ru/daily/26672.4/3693972/
14.https://www.sites.google.com/site/setevojproektdpi9/3-issledovaniaekipazej/18-dekopris-oso bennosti-udorskoj-rospisi
Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:
1. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006.
2. Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва,
«АЙРИС-пресс», 2005.
3. Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИСпресс», 2006.

19

Учебно- методический комплекс
Календарно – тематическое планирование
Календарно-тематический план
№

Раздел программы
Тема занятия

1.

Тема № 1.Вводное занятие
Теория: Правила поведения на занятиях.
Правила пользования инструментами и
материалами.
Практика: лепка солнышка

2

1

1

2.

Тема №2.Маленький мир
Теория: кто такие насекомые, их особенности
строения, стихи и загадки о насекомых. Лепка
округлых
форм.Создание
творческой
композиции на тему: «Гусеница на листочке»

2

1

1

3.

Теория: кто такие насекомые, их особенности
строения, стихи и загадки о насекомых. Лепка
округлых форм. Создание творческой
композиции на тему: «Улитка»
Тема №3.Азбука безопасности
Теория: Азбука безопасности со Смешариками
«Светофор»,
«Мигающие
человечки»,
«Пляшущие человечки», подвижная игра
«Светофор», основные цвета светофора.
Практика: Создание творческой композиции
«Наш друг – Светофор»

2

1

1

2

1

1

5.

Тема № 5. Лепим смешариков
Теория: Азбука безопасности со Смешариками
«Кто быстрее?»,Азбука доброжелательности со
Смешариками «До лампочки»?
Практика: лепка смешариков по выбору
учащихся.

2

1

1

6.

Практика:
учащихся.

2

-

2

4.

лепка

смешариков

Всего Теори
часов
я

по

выбору

Практик
а

20

7.

Тема №6 Пластилиновая ферма
Теория: дикие и домашние животные.
Сравнительная
характеристика,
отличие
домашних и диких животных.
Практика: Лепка домашних животных: петуха.

2

1

1

8.

Практика: Лепка домашних животных:
петуха,поросёнка.
Тема №7 Пластилинография. Изготовление
лепной картины «В море»
Теория: Что такое пластилинография?
Практика: Изготовление лепной картины «В
море» , оформление фона

2

-

2

2

1

1

10. Теория: Разнообразие морской растительности.
Практика: Изготовление лепной картины «В
море», оформление фона.

2

1

1

11. Теория: Разнообразие морских обитателей.
Практика: Изготовление лепной картины «В
море», лепка рыбок

2

1

1

12. Теория: Разнообразие морских обитателей.
Практика: Изготовление лепной картины «В
море», лепка кита

2

1

1

13. Практика: Изготовление лепной картины «В
море», лепка осьминога
14. Тема №8Любимый праздник - Новый год!
Теория: Почему мы наряжаем ёлочку?
Практика: лепка Деда Мороза

2

-

2

2

1

1

15. Теория: Такие разные деды Морозы. На чём
ездит русский дед Мороз?
Практика: лепка мешка с подарками, саней
деда Мороза.

2

1

1

16. Практика: лепка лошадки Деда Мороза.
17. Практика: создание новогодней композиции с
новогодней ёлкой
18. Тема №9 Диагностика по итогам полугодия
Выполнение практического задания: лепка
цветика-семицветика

2
2

-

2
2

2

-

2

9.

21

19. Тема №10 Лепим сказку «Теремок»
Теория: Чтение сказки «Теремок»
Практика: Изготовление домика в технике
пластилинографии.

2

1

1

20. Теория: Чтение сказки «Теремок»
Практика: Изготовление домика в технике
пластилинографии.

2

1

1

21. Теория:особенности строения героев сказки.
Практика: лепка мышки и зайчика

2

1

1

22. Теория:особенности строения героев сказки.
Практика: лепка лисички

2

1

1

2

-

2

24. Практика: лепка медведя, оформление работы
25. Тема №11 Открытка для папы
Теория: беседа о российской армии
Практика: изготовление открытки

2
2

1

2
1

26. Тема №12 Подарок для мамы
Теория: стихи о маме и о празднике 8 марта.
Практика:
изготовление
открытки
(изготовление вазы)

2

1

1

27. Практика: изготовление открытки
(изготовление цветов)
28. Тема №13 Весна идёт, весне дорогу!
Теория: Приметы весны. Стихи о весне
Практика: изготовление основы дерева.

2

-

2

2

1

1

дерева,

2

-

2

30. Тема
№14Лепим
космос
ко
дню
космонавтики. Теория: Юрий Гагарин-первый
космонавт.
Практика: лепка космонавта.

2

1

1

31. Тема №15 9 мая – День Великой Победы.
Теория: Чтение стихов о ВОВ
Практика: Лепка военной техники: самолёта

2

1

1

32. Практика: Лепка военной техники: пилота,
пушки

2

-

2

23.

Практика: лепка волка

29. Практика: изготовление основы
изготовление листочков и цветов

22

33. 18. Лепим цирк. 6 ч. (Т – 2 ч., П – 4 ч.)
Теория: Понятие «Цирк», виды цирков,
цирковые артисты.
Практика:
Лепкацирковых
артистов
и
животных (воздушные гимнасты)

2

1

1

34. Теория: цирковые артисты.

2

1

1

2

-

2

2

1

1

Практика: Лепкацирковых артистов и
животных (лев и горящий обруч)
35. Практика: Лепкацирковых артистов и
животных (клоун)
36. Диагностика по итогам учебного года
Теория: опрос
Практика: лепка животного по выбору

23

Критерии оценки к диагностическим картам №1-3
I. Знание основных геометрических понятий ибазовых форм в лепке
Умение различатьпростейшие базовые формы: шар, цилиндр, конус, жгутик, лепёшку,
яйцо, каплю.
- Высокий уровень – различает самостоятельно,
- Средний уровень –с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может различить.
II. Умение следовать устным инструкциям, читать инструкционную карту изделий;
Создавать поделки, пользуясьинструкционными картами и схемами, умение сделать
изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера
Умение сделать простейшие базовые формы:скатать шар, цилиндр, конус, жгутик,
лепёшку, яйцо, каплю.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вылепленного образца с оригиналом;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения по форме (несколько миллиметров),
прогибы, бугорки;
- Низкий уровень – значительные отклонения по форме.
IV. Создание композиций; развитие художественного вкуса, творческих
способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню
группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
Примечание: во время вводной диагностики
(в начале каждого учебного года) этот параметр не оценивается.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».