Азбука рисования

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Азбука рисования» модифицированная,
базовая, учрежденческая, разновозрастная, художественной направленности.
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая
программа «Азбука рисования» разработана на основе:
1.Нормативных правовых актов и государственных программных
документов в области дополнительного образования разработана с
учётом:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
- Проект концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года
- Приказу Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196
«Об
утверждении
Порядка
организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до
2035 года
- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара
до 2035 года
- СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдых и оздоровления детей и
молодежи»
- Постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.12.2020 г.
№ 12/3227 «О внесении изменений в постановление администрации
МО ГО «Сыктывкар» от 13.08.2018 г. № 4/1046»
- Приказ управления образования АМО ГО «Сыктывкар» от
03.02.2020 г. № 95 «Об утверждении муниципального плана по
реализации региональных проектов Республики Коми в рамках
Национального проекта «Образование»
- Устав МУДО «ЦДОД «Олимп»
- Лицензия на осуществление деятельности МУДО «ЦДОД «Олимп»
Программа направлена на социально-экономическое и культурное
развитие г. Сыктывкара и Республики Коми, так как разработана с учетом
региональной специфики: запланированы творческие задания на изучение
национальных художественных особенностей искусства и быта Республики
Коми, природных и климатических особенностей, задания на творческую
переработку растительных и животных форм, характерных для региона.

Национальный компонент подразумевается в заданиях по цветовой гамме,
возможен при планировании творческих заданий и коллективных занятий
типа «Мы — эскимосы», «Северные игры», которые позволят глубже понять
культурные особенности региона.
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не
основываясь на традиции. Это увлекательная деятельность, которая
удивляет и восхищает детей, а игра самая подходящая для детей данного
возраста форма обучения. Играя, ребенок начинает понимать, каким образом
устроен мир, получает стимул для того, чтобы трудиться. В процессе игры
ребенок сам учиться выстраивать коммуникативную сферу, что особенно
важно для его развития.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие
способности к творчеству, уже в младшем школьном возрасте – залог
будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она
возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.
Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника,
развить способности, которые помогут ему стать личностью.
Воображение детей данного возраста — это необходимая ступень в
развитии творческого мышления. Поэтому необходимо поддерживать и
поощрять его развитие путем создания специально организованных занятий в
нетрадиционной технике рисования и игры, которое даёт ребёнку
возможность удивиться и порадоваться миру. Неординарный подход к
решению творческих заданий наиболее важен для детей данного возраста, так
как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно
эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии
творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность
к творчеству. Современная система образования встала
перед
необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка,
чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей
жизненной стратегии.
Актуальность программы «Азбука рисования» заключается в развитии
творческого мышления и воображения у младших школьников посредством
обучения основам изобразительного искусства, изучения нетрадиционных
техник (приемов рисования) и игровой деятельности (творческие техники,
занятия-синтезы, занятия-игры). Программа полезна и для родителей:
разработан план работы с ними, который помимо традиционных форм
включает групповые занятия типа «Арт-семья», подобран список литературы
для помощи обучающемуся в изучении дисциплины, углублении и
расширении знаний вместе с родителем, формирования доверительных
семейных отношений.
Изучение предмета ведется в соответствии с учебно-тематическим
планом. Преподаватель может вносить изменения в программу в ходе
контроля учебного процесса, анализируя уровень подготовки и усвоения
материала. Преподавателю предлагается творчески подойти к изложению
той или иной темы.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности,
доступна для детей с любым видом и типом психофизиологических
особенностей, разной степенью развития, так как включает универсальные и
мобильные задания, нетрадиционные техники, сложность которых может
варьироваться.
При разработке программы были проанализированы ключевые
материалы дополнительного образования по художественно-эстетическому
направлению. Автором «Азбуки рисования» были отобраны основные
содержательные элементы, внесены доработки и изменения.
Отличительные
особенности
программы
заключаются
в
использовании:
1.Типовых программ по направлению деятельности, разработанных с
учетом художественно-изобразительной специфики:
1. Программы занятий художественной направленности «Юный художник»
Дмух А.Н.
2. Программы «Изобразительное искусство: 1-4 классы/ Савенкова Л.Г..
Ермолинская Е. А.- М.: Вентана-Граф, 2016.
2. Методических пособий:
1. Михайленко Е.А. Учебно-методическое пособие «Изобразительное
творчество». - СПб.: СПБГУ «Центр содействия воспитанию», 2018.
Главные отличительные особенности программы в оптимальном
соотношении игровых и обучающих технологий, когда дети учатся
изображать в процессе ведущего вида их деятельности. Отличие в
использовании нетрадиционных техник рисования, изучение котрых
планируется с использованием в заданий-упражнений абстрактного
характера с конкретизацией образа и реализацией в технике. В сочетании с
конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную
мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два
психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве. Главное
на занятиях объединения – это желание побывать в сказочном мире
фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, листок, облако,
абстрактное пятно, элемент орнамента. Занятия проводятся под девизом
«Я вижу, я чувствую, я представляю, я воображаю, я творю, я играю!».
Важно, что игровые задания (кроссворд) могут использоваться в проведении
итоговых уроков, что делает процесс проверки и усвоения знаний частью
творческого процесса.
Адресат программы:
Данная программа является программой ознакомительного уровня,
предназначена для детей в возрасте 7-9 лет, без специальной подготовки. Для
углубления знаний и отработки художественных приемов рекомендуется

продолжить обучение по программе «Творческая студия».
Объем программы:
Продолжительность образовательного цикла — 2 года обучения.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы — 72 ч.

Режим занятий:
Режим работы 1 года обучения для всех групп по 1 часу 1 раз в
неделю, продолжительностью одного занятия до 40 минут. Режим работы 2
года обучения для всех групп по 1 часу 1 раз в неделю, продолжительностью
одного занятия до 40 минут. Занятия проводятся в групповой форме.
Год
Кол-во
обучения часов
в неделю
1 год
1
2 год
1

Продолжительность
Занятий
1 час
1 час

Кол-во
занятий
в неделю
1
1

Кол-во
недель
в году
36
36

Всего
часов
в год
36
36

Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
Основным видом занятия является учебное занятие. Формы работы
учащихся на занятии – индивидуальные, групповые. Основной формой
учебно–воспитательного процесса является групповое учебное занятие.
Виды занятий – теоретические, практические, комбинированные. Виды
определяются содержанием программы и предусматривают: беседы, игры,
конкурсы, викторины, экскурсии, самостоятельную работу, массовые
воспитательные мероприятия.
Формы обучения:
Очная
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы — формирование художественно-творческих
способностей детей посредством классических и нетрадиционных методов
обучения изобразительному искусству.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучить основам рисунка и живописи на базовом уровне;
2. Обучить детей классическим и нетрадиционным техникам
изобразительного искусства на базовом уровне;

Заложить основные понятия изобразительного искусства и
национального творчества.
4. Обучить работе с художественными материалами и инструментами;
3.

1.
2.
3.
4.

Развивающие:
Развивать начальные умения и навыки в занятиях изобразительным
творчеством;
Развить стремление к самопознанию и самоопределению;
Развить глазомер, цветоощущение, зрительную память, зрительномоторную координацию;
Развить эмоциональную сферу, наблюдательность и воображение,
ассоциативное мышление.

Воспитательные:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
2. Воспитывать трудолюбие, организованность, инициативность,
уважение к своему и чужому труду;
3. Приобщить обучающихся к системе ценностей, отражающих
богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной
4. Развивать внутренней свободы ребенка, способности к объективной
самооценке и самореализации поведения, самоуважения.
Задачи 1 года обучения:
Обучающие:
1. Познакомить с основным способами изображения на примере простых
форм;
2. Познакомить с правилами работы в изобразительных техниках;
3. Сформировать начальные знания о природе и культуре, в том числе
родного края
Развивающие:
1. Развить начальные умения и навыки в изобразительном искусстве;
2. Развить аккуратность, чувство терпения;
3. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, тактильные
ощущения
Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус;
2. Воспитывать любовь и уважение к родной культуре, природе
3. Воспитывать трудолюбие и усидчивость
Задачи 2 года обучения:
Обучающие:
1. Сформировать начальные знания по композиции;
2. Расширить знания об основных и нетрадиционных

изобразительных техниках;
3. Расширять знания о видах и жанрах изобразительного искусства,
культуре родного края;
Развивающие:
1. Продолжать развивать начальные умения и навыки в изобразительном
искусстве;
2. Развивать чувство цвета и формы;
3. Развивать воображение, художественно-творческую и познавательную
активность.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к культуре и традициям своей
Родины;
2. Воспитывать
культуру деятельности, формировать навыки
сотрудничества.
3. Воспитывать целеустремленность в достижении творческого
результата;
4. Формирование трудолюбия, организованности, добросовестного
отношения к делу
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план 1 год обучения
№
п/п

Тема

1.

Организационное занятие. Играбеседа «Условия безопасной
работы»
Раздел 1. Игра:
«Знакомство с чудо
помощниками»
«Знакомство с изобразительным
искусством».
Входящий контроль
«Творим без кисточки»
«Способы тонирования бумаги»
«Рисуем ватными палочками»
«Знакомство с кляксографией».
Упражнения.
«Набрызг».
« Художественная техника»

2.
3.
4.
5.
6.
7
8

Общее
кол-во
часов
2

В том числе
Теория
Практика
1

1

6

2

4

2
2
2
2

0
1
0
0

2
1
2
2

2
6

0
2

2
4

9
10
11
12

« Монотипия»
«Рисуем ветерок».
Упражнения.
Раздел 2. Досуговоразвивающая деятельность.
Раздел 3. «Чудо бумага»
Промежуточная
аттестация
ИТОГО:

4
4

2
2

2
2

2

1

1

2

1

1

36

11

25

Содержание учебно-тематического плана I года обучения
.
1. Организационное занятие. Раздел 1. Вводная беседа: Знакомство с
программой, игра по технике безопасности «Знакомство с чудо
помощниками». Понятие об изобразительном искусстве. Знакомство с
материалом (уголь, мелки пастельные и масляные, краски, бумага цветная,
разноцветные салфетки, конфетные обертки, фольга, клей, кисти, и т. д.
природный материал).
2.Знакомство с изобразительным искусством.
Теория (2 час): просмотр презентации, наглядного материала
Практика (4 часа):
«Осень в стране «Вообразилия».
Обсуждение примет-признаков осени. Рассматривание листочков разных
деревьев.
Определение изменившихся признаков: изменился цвет, свойства - стали
сухие, хрупкие. Развивать креативность (оригинальность, нестандартность
мышления)
Игра-ассоциации: на что стали похожи листья? Дети называют различные
предметы,
опираясь на признаки (желтые как солнце, цыпленок, яблоко; красные как
роза, помидор, звездочка; сухие как высушенные цветы, страница книги;
хрупкие как стекло,..
Знакомство с техникой печатания листьями. Развитие цветовосприятия.
Смешивание красок прямо на листьях или тампоном при печати. Основные
понятия о композиции. Принципы композиции. Законы композиции:
смысловой центр, равновесие, пластическое единство, статика и динамика и
т.д.
При помощи художественных приемов выполнение работ в жанре пейзаж.
А так же использование природного материала (гербарий) - сушеные цветы,
листья, ягоды.
Выявление характера образа при помощи эмоционально-цветовых
сопоставлений. Создание образа (дерева, цветка, лошади, собаки, сказочной
бабочки и т.д.). Анализ проделанной работы.
Входящий контроль: Определить уровень полученных знаний и умений
учащихся по изученным темам.
3.Творим без кисточки

Практика(2 часа):
Знакомство
с
техникой.
Особенности
техники.
Средства выразительности: пятно,
точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие
листы, салфетки. Задание: Рисуем ладошками (игры - рисунки).Рисуем
пальчиками (игры - рисунки).
Печатка "Листопад" (знакомство) «Печатаем растения». Способы получения
изображения. Создание при помощи данной техники кустов.
Творческая работа «Ладошки». Закрепление усвоенных сенсорных эталонов
с усложнением: добавлением (цвет, форма). Дети обводят свою ладошку,
располагая пальцы по своему замыслу и фантазируют, создавая образы.
(человек, принцесса, клоун, собачка, лошадка и т.д.) Обсуждение творческих
идей. Анализ выполненных работ.
4.Способы тонирования бумаги
Теория (1 час): Знакомство с техникой тонирования бумаги. Способы.
Практика(1 час): Акварель по сырой бумаге
«Тонирование солью»;
«Рисование с помощью соли»
Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок
насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После
высыхания краски соль стряхивается.
«Эффект кристаллов»
«Тампонирование» (сугробы, облака)
Творческая игра: «Придумай фантастическое растение».
5.Рисуем ватными палочками
Практика (2 часа):
Знакомство с техникой. Использование ватных палочек.
Сюрреалистическая игра «Какого цвета мой смех?»
Расширение стереотипных границ сознания, свобода самовыражения.
Рисунок в несколько рук. Обсуждение творческих воплощений и полученной
коллективной работы.
6.Знакомство с кляксографией. Упражнения.
Практика (2 часа):
Знакомство с техникой. Особенности техники, средства выразительности
(пятно). Материалы: (бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка, трубочка для сока).
Создание при помощи данной техники кустов. Следующий этап работы:
элементы аппликации (цветные салфетки) складывание объемных цветов и
приклеивание их на фон.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Творческая работа «Кляксография». Перед игрой изготавливают для
каждого кляксы:

на середину листа выливается немного гелевой краски нескольких цветов и
лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть.
Дети по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе
или её отдельных частях. Чтобы образ получился законченным, дети
дорисовывают необходимые детали пальчиками.
Анализ выполненных работ.
7.Набрызг
Практика (2 часа):
Знакомство с техникой. Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо
пластика (5х 5 см). Способ получения изображения. Технология рисования:
Учащиеся набирают краску на кисть и ударяет кистью о картон, который
держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько
цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
«Сказка о бабочках».
Детям рассказывается сказка: плоскостной театр. Белые бабочки летят в
страну «Вообразилию» и преобразуются путём изменения значения
сенсорных признаков (цвет, размер).
Анализ выполненной работы.
Подготовка к выставкам.
8.Художественная техника
Теория (2 часа): Цветной граттаж - средства выразительности: линия,
штрих, цвет. Материалы: цветной картон
или
плотная
бумага, предварительнораскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча,
широкая кисть, мисочкидля гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображениия
Черно-белый граттаж- средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая
кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку
туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными
концами.
Практика (4 часа): Цветной граттаж. Тема: «Цветы»,
«Новый год». Черно-белый граттаж. Тема: «Зима»
9.Монотипия(2 часа.
Теория (2 часа): Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения (предметы выбираются симметричные).
Монотипия
пейзажная. Средства выразительности: пятно, тон,
вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная
плитка.
Способ получения изображения
Практика (2 часа):
Складывание листов пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на
другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж
выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа,

предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный
рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы
он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно
использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится
рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж
получается размытым.
10. Рисуем ветерок. Упражнения.
Теория( 2 часа): Обзор способов реализации абстрактного образа. Статика и
динамика.
Практика(2 часа): «Пейзаж в технике выдувания» создание динамики образа
ветра с помощью выдувания красок (ориентировочно).
Раздел 2. Досугово-развивающая деятельность.
Теория(1 час): просмотр фильма о художниках/музеях
Практика(1 час): посещение Национальной галереи/Национального музея
Республики Коми.
Раздел 3. «Чудо бумага»
Промежуточная аттестация:
Практика(2 часа):
Творческая работа на заданную тему. Составление из картинок и вырезок
композиции, придумываниеоригинального названия.
Обсуждение творческих воплощений и полученной коллективной работы.
Анализ выполненной работы.
Определить уровень полученных знаний и умений учащихся по разделу
«Чудо бумага». Умение работать с разными техниками.

Учебный план 2 год обучения
№
п/п
1.

Тема
Раздел 1. Организационное
занятие. Игра-беседа
«Безопасное рисование»

«Знакомство с пейзажем».
Входящий контроль
3. «Творим с кисточкой».
Упражнения.
4. «Живые краски»
5. «Живые линии».
6. «Живая форма»
7. «Растения»
8. « Художественная техника»
9. « Животные леса»
Раздел 2. Досуговоразвивающая деятельность.
10. Раздел 3.«Чудо творчества»
«Летняя выставка»
Промежуточная
аттестация
2.

ИТОГО:

Общее
кол-во
часов
2

В том числе
Теория
Практика
1

1

6

2

4

2

0

2

2
2
2
4
6
4
2

1
1
1
0
2
0
1

1
1
1
4
4
4
1

2
2

1
1

1
1

36

12

24

Содержание учебно-тематического плана II года обучения
1. Организационное занятие.
Теория(1 час): Вводная беседа: Знакомство с программой. Игра-беседа
«Безопасное рисование», «Знакомство с чудо помощниками». Продолжение
знакомства с изобразительным искусством.
Практика(1 час): задания по игре
2.Знакомство с пейзажем.
Теория(2 часа): просмотр презентации, наглядного материала
Практика(4 часа): «Осень в стране «Вообразилия».
Обсуждение примет-признаков осени. Рассматривание листочков разных
деревьев.
Определение изменившихся признаков: изменился цвет, свойства - стали
сухие, хрупкие. Развивать креативность (оригинальность, нестандартность
мышления). Игра-ассоциации: на что стали похожи листья? Дети называют
различные предметы, опираясь на признаки (желтые как солнце, цыпленок,
яблоко; красные как роза, помидор, звездочка; сухие как высушенные цветы,
страница книги; хрупкие как стекло).
Продолжение знакомства с техникой печатания листьями. Развитие
цветовосприятия. Смешивание красок прямо на листьях или тампоном при
печати. Основные понятия о композиции. Принципы композиции. Законы
композиции: смысловой центр, равновесие, пластическое единство, статика и
динамика и т.д.
При помощи художественных приемов выполнение работ в жанре пейзаж. А
так же использование природного материала (гербарий)- сушеные цветы,
листья, ягоды.
Выявление характера образа при помощи эмоционально-цветовых
сопоставлений. Создание образа (дерева, цветка, лошади, собаки, сказочной
бабочки и т.д.) Анализ проделанной работы.
Входящий контроль: Определить уровень полученных знаний и умений
учащихся по теме. Умение составлять осенний пейзаж.
3.Творим с кисточкой. Упражнения.
Практика(2 часа): рисование осеннего натюрморта гуашью/акварелью
Материалы: краски (гуашь/акварель), кисти «Синтетика», палитры,
необходимое для уборки
4.Живые краски
Теория(1 час): просмотр презентации, понятие живописи, просмотр
иллюстративного материала, изучение цветового круга (базовые моменты)
Практика(1 час): выполнение живописного рисунка на заданную тему
Материалы: ватман заданного размера, пенал с принадлежностями, краски
(гуашь/акварель), кисти «Синтетика», палитры, необходимое для уборки

5.Живые линии
Теория(1 час): просмотр презентации, понятие графики, просмотр
иллюстративного материала
Практика(1 час): выполнение рисунка на заданную тему «Ежик»,
штриховка.
Материалы: ватман (альбомный лист), карандаш простой, ластик, пенал с
принадлежностями
6.Живая форма
Теория (1 час): понятие формы, примеры, просмотр иллюстративного
материала (силуэты).
Практика: выполнение рисунка фруктов, цветов, насекомых, растений
Материалы: ватман заданного размера, пенал с принадлежностями, краски
(гуашь/акварель), кисти «Синтетика», палитры, необходимое для уборки
7.Растения
Практика(4 часа):
просмотр презентаций/иллюстративного материала, педпоказы, выполнение
рисунков растения на усложнение, классическими способами + включение
нетрадиционных техник
Материалы: ватман заданного размера, пенал с принадлежностями, краски
(гуашь/акварель), кисти «Синтетика», палитры, необходимое для уборки
8.Художественные техники
Теория(2 часа): подбор информации по изучению новой художественной
техники
Практика(4 часа): выполнение рисунка-примера, тема задана
преподавателем. Творческая работа по теме «Коми творчество»
(ориентировочно смешанная техника).
Материалы: ватман заданного размера, пенал с принадлежностями,
необходимые материалы для рисования в технике, необходимое для уборки
9.Животные леса
Практика (4 часа): просмотр презентаций/иллюстративного материала,
педпоказы, выполнение рисунков животных на усложнение, в том числе
животных, обитающих в Республике Коми.
Классическими способами+включение нетрадиционных техник.
Материалы: ватман заданного размера, пенал с принадлежностями, краски
(гуашь/акварель), кисти «Синтетика», палитры, необходимое для уборки
Раздел 2. Досугово-развивающая деятельность.
Теория(1 час): просмотр фильма об искусстве для детей, занятие-беседа.
Практика(1 час): посещение Национальной галереи Республики Коми,
органзованный выход.

Раздел 3.
1. Чудо творчества.
Теория (1 час): просмотр презентации, повторение изученного материала,
игровой момент
Практика(1 час): выполнение творческой работы, техника выбрана
Материалы: ватман заданного размера, пенал с принадлежностями, краски
(гуашь/акварель), кисти «Синтетика», палитры, необходимое для уборки.
2. Промежуточная аттестация.
Теория: проверка знаний по изученному материалу.
Практика; «Летняя выставка» по итогам самостоятельной творческой работы.
Календарно-тематическое планирование
1. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения (Приложение
№1)
2. Календарно-тематическое планирование 2 года обучения (Приложение
№1.2.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании всего курса обучения учащиеся будут знать:
1. Основы рисунка и живописи на базовом уровне;
2. Художественную терминологию на базовом уровне;
3. Основные способы работы гуашью, акварелью, восковыми мелками,
цветными карандашами, фломастерами;
4. Особенности изобразительного творчества, в том числе Коми
национального
Будут уметь:
1. Работать в основных техниках изобразительного искусства;
2. Работать с основными художественными материалами и
инструментами в соответствии с художественной задачей;
3. Работать по памяти и воображению, художественно мыслить;
4. Использовать художественную терминологию на базовом уровне
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- воспитание уважительного отношения к труду,
творчеству;
- развитие самостоятельности и творчества в решении различных
изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей
Метапредметные результаты
Регулятивные:

учащиеся научатся:
- определять последовательность действий для достижения
итогового результата;
- анализировать свою работу;
Коммуникативные:
учащиеся научатся:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
- использовать в общении правила вежливости;
- умение вести диалог
Познавательные:
учащиеся научатся:
- компоновке и способам изображения;
- различать изобразительные средства на базовом уровне;
- соотносить объекты с определённой геометрической формой
- рассуждать об искусстве, используя элементарную терминологию.
Предметные результаты
- знать основы изобразительной грамоты, правила и приёмы построения
рисунка в соответствии с замыслом;
- уметь реализовывать замысел с помощью изобразительной техники;
- иметь представление об основных понятиях искусства, рассуждать об
искусстве на элементарном уровне
- отображать в работах особенностей коми художественной культуры
По окончании 1 года обучения, учащиеся будут знать:
 основные правила построения изображения;
 правила работы с материалом и инструментами
 терминологию в беседах об искусстве на простейшем уровне;
будут уметь:
 работать в основных техниках, пройденных за время 1 года обучения
 выстраивать изображение на элементарном уровне, соблюдать
поэтапность в работе;
 мыслить образно;
1. Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- воспитание любви к общемировому и родному искусству, природе,
красоте (эстетике);
формирование организационно-волевых качеств (воля, терпение,
самоконтроль) и положительной самооценки;
2. Метапредметные результаты
Регулятивные:

-учиться высказывать своё предположение (версию), при работе
с иллюстративным материалом;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
корректно исправлять недочеты и ошибки;
Коммуникативные:
учащиеся научатся:
- отвечать и задавать вопросы для уточнения непонятного;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми
Познавательные:
учащиеся научатся:
- различать основные и дополнительные цвета;
- владеть теоретическими знаниями по изо на начальном уровне
- понимать отличительные особенности национального искусства коми
3. Предметные результаты
- знать простейшие приемы изображения
- знать особенности основных изобразительных и
нетрадиционных техник (от 3х);
- знать возможности изобразительных материалов и
инструментов для создания рисунка.
По окончании 2 года обучения, учащиеся будут знать:
 компоновку изображения на плоскости листа в
задуманный
художественный образ;
 способы создания образа в заданной технике
 особенности изображения в национальном творчестве на начальном
уровне




будут уметь:
выстраивать композицию на стартовом уровне;
работать в основных техниках и материалах, пройденных за время 2 года
обучения
творчески решать поставленную задачу
1. Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- положительная мотивация и познавательный интерес к урокам
изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к индивидуальной
и коллективной работе;

2. Метапредметные результаты
Регулятивные:
-учиться работать по предложенному учителем (или составленному
самостоятельно) плану, схеме, инструкции;
- учиться воспринимать критику;
Коммуникативные:
учащиеся научатся:
- комментировать последовательность действий;
- пользоваться языком изобразительного искусства.
Познавательные:
учащиеся научатся:
- осуществлять задачу с помощью художественной техники;
- знать простейшие приемы композиции, правила построения
изображения;
- характеризировать иллюстративный материал, знать имена великих
художников (от 3х);
3.Предметные результаты
- знать правила работы в заданном формате, основы композиции
на стартовом уровне
- иметь представление о понятиях искусства: штрих, пятно,
линия, мазок, цвет, живопись, графика, рисунок, узор
(орнамент)
- иметь представление об общемировой культуре и культуре
коми края

ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Определение уровня освоения программы осуществляется в
соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля успеваемости, промежуточной аттестации МУДО «ЦДОД
«Олимп».
Формы педагогической аттестации – комбинированная проверка
(сочетание практической и теоретической части с показательными формами);
Для определения фактического состояния образовательного уровня
проводится промежуточная аттестация в конце каждого года обучения по
дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной
общеразвивающей программе и промежуточная аттестация по освоению

дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей
программы. Формы промежуточной аттестации - комбинированная проверка
(сочетание практической и теоретической части с показательными формами);
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития
способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом
программы. В целях определения результатов и качества освоения
программы необходима система мониторинга, то есть систематического
контроля уровня знаний, умений, навыков и компетентностей учащихся.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить
развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для
их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно
коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся
в протоколы текущего контроля и промежуточной аттестации.
Индивидуальный рост учащихся фиксируется в индивидуальной карточке
учета результатов обучения по дополнительной общеобразовательной
программе
–
дополнительной
общеразвивающей
программе
и
индивидуальной карточке оценки личностного развития учащегося в
процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Программа «Азбука рисования» реализуется на базе МУДО «ЦДОД
«Олимп».
Занятия
проводятся
в
МАОУ
«СОШ
№38»
(ул.
Коммунистическая,74).
Занятия проходят в просторном кабинете с естественным и
искусственным освещением, хорошей вентиляцией. Для хранения наглядных
пособий есть отдельный шкаф. Для просмотров видеофильмов и презентаций
есть ноутбук и проектор.
Информационно-методическое обеспечение программы

№
п/п
1.

Разделы
Знакомство с
пейзажем.

2.

Живые краски

3.

Рисуем ветерок.

Наглядные пособия
1.Иллюстрации работ известных художников.
2.Плакаты по основным и дополнительным
цветам.
3.Видеофильм «Художники-передвижники.»
1. Таблица «Хроматические цвета.
2. Таблица «Ахроматические цвета»
3.Образцы.
1. Образцы работ по кляксографии.
2. Видеофильм «Кляксография»

4.

Набрызг.

5.

Художественные
техники

7.

Монотипия.

8.

Чудо бумага.

1. Иллюстрации.
2.Образцы.
1. Иллюстрации.
1. Иллюстрации работ, сделанных в этой
2. технике.
3. Презентация «Волшебство творчества»
1. Иллюстрации работ, сделанных в этой
Технике
2.Видеофильм
1. Видеофильм «Чудо бумага»
2. Образцы.

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Виды
аттестации
Входящий
контроль

Цели
Выявить уровень
знаний, умений
в художественной
области

Раздел,
содержание
Кляксография
.Проверка
входящих
знаний.

Формы
Тест
открытого
типа,
практическое
задание
(выбор
техники для
выполнения в
форме игры с
выбором
тематических
карточек)

Показатели, критерии
Теория :
Вопросы по изученным
техникам.
1.Как правильно держать
палитру?
2.Правила поведения в классе
ИЗО
Баллы
1б-обучающийся не справляется с
заданием
2б-обучающийся справляется с
заданием при небольшой помощи
взрослого
3б-обучающийся справляется с
заданием самостоятельно
Уровни
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3
Практика:
Умеет создавать
рисунок в заданной технике.

Баллы
1б-обучающийся не справляется с
заданием
2б-обучающийся справляется с
заданием при небольшой помощи
взрослого
3б-обучающийся справляется с
заданием самостоятельно
Уровни
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3
Критерии оценки практической
работы (по одному баллу за
каждый критерий)
- Последовательное соблюдение
всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
-Цветовой колорит работы.
Промежуто
чная
аттестация

Определить
уровень
полученных
знаний и умений
учащихся поизученным
разделам

«Чудо бумага»

Практическое
занятие,
творческая
работа

Теория :
Кроссворд/тест
Практика: выполнение
творческой тематической
работы. Знает технику «аппликация», правила техники
безопасности работы с
ножницами .
Умеет создавать бумажную
композицию.

Баллы
1б-обучающийся не справляется с
заданием
2б-обучающийся справляется с
заданием при небольшой помощи
взрослого
3б-обучающийся справляется с
заданием самостоятельно
Уровни
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3
Критерии оценки практической
работы (по одному баллу за
каждый критерий)
- Последовательное соблюдение
всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
-Цветовой колорит работы.

динамику
Баллы
1б-обучающийся не справляется с
заданием
2б-обучающийся справляется с
заданием при небольшой помощи
взрослого
3б-обучающийся справляется с
заданием самостоятельно
Уровни
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО
РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЙ ПРОГРАММЫ
Виды
аттестац
ии
Текущий
контроль

Цели
Выявить уровень
знаний, умений
в художественной
области

Раздел,
содержание

Формы

Знакомство с
пейзажем.
Проверка
знаний
техник.

Тест
открытого
типа,
практическое
задание.

Показатели, критерии
Теория :
Вопросы по изученным
техникам.
1.Что такое пейзаж?
2.Назови картины осени
известных художников?
Практика:
рисунок пейзажа.

Умеет создавать

Баллы
1б-обучающийся не справляется с
заданием
2б-обучающийся справляется с
заданием при небольшой помощи
взрослого
3б-обучающийся справляется с
заданием самостоятельно
Уровни
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3
Критерии оценки практической
работы (по одному баллу за

каждый критерий)
- Последовательное соблюдение
всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
-Цветовой колорит работы.

Промежу
точная
аттестац
ия

Определить
уровень
полученных
знаний и умений
учащихся поизученным
разделам

«Чудо
творчества»

Практическое
занятие,
творческая
работа

Теория :
Кроссворд/тест
Практика: выполнение
творческой тематической
работы. Знает технику «коллаж», правила техники
безопасности работы с
художественными материалами .
Умеет создавать композицию из
разных видов бумаги, подручного
материала
Баллы
1б-обучающийся не справляется с
заданием
2б-обучающийся справляется с
заданием при небольшой помощи
взрослого

3б-обучающийся справляется с
заданием самостоятельно
Уровни
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3
Критерии оценки практической
работы (по одному баллу за
каждый критерий)
- Последовательное соблюдение
всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
-Цветовой колорит работы.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Образовательные и учебные форматы
(формы, методы, приёмы, педагогические технологии)
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно – воспитательного процесса
является групповое учебное занятие. При подготовке к конкурсам и
фестивалям возможны занятия в малых группах по 2-5 человек.
Формы обучения:
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами;
- Практические занятия, на которых изучаются различные техники
изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, работа с
различными живописными и графическими материалами.
Виды:
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать практические занятия, мастер-классы, выполнение
самостоятельной и коллективной работы.
Методы:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
- словесные (рассказ, беседа),
- наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических
приемов наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами)
- практические (упражнения, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
- частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
- творческие (творческие задания по видам деятельности).
3) По степени самостоятельности:
- работа под непосредственным руководством педагога;
- совместная работа;
- самостоятельная работа.
Данная программа опирается на такие технологии как:

технология творческого саморазвития,

игровые технологии,

коллективные технологии

здоровьесберегающие технологии,
Образовательная деятельность строится на основе системнодеятельностного подхода, основной результат применения которого –
развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учащимися определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего
осознанно применять приобретённые знания;

- формирование у учащихся умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
7. Рефлексия.
Система дидактических принципов
Реализация технологии деятельностного метода в практическом
преподавании
обеспечивается
следующей
системой
дидактических
принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно
участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей,
общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с
учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.
Основной объективной оценкой
являются открытые учебные занятия.

эффективности

работы

педагога

На период актированных дней, карантинных мероприятий, отсутствием
учащегося по уважительным причинам предусмотрена самостоятельная
работа, которая выражается в выполнении эскизов к творческим композициям.
По окончанию актированных дней, карантина организуется консультаций с
учащимися, испытывающими затруднения при изучении учебного материала.
Воспитательная
и досуговая деятельность отражена в плане
воспитательной работы, которая планируется педагогом ежегодно.
(Приложение 4)
Воспитательная работа является неотъемлемой частью учебного
процесса и направлена на:
1) развитие личностных творческих способностей каждого ребёнка;

2) создание ситуации успеха для каждого учащегося;
3) создание условий для сплочения коллектива;
4) формирование у детей стремления радовать окружающих
доступными им возможностями;
5) развитие умения общаться, культуры общения, умения организовать свой
досуг и досуг друзей.
Массовые мероприятия проводятся на занятиях и в дни школьных
каникул.
Продолжительность мероприятий обычно не превышает учебную нагрузку.
Конкурсы, выставки, экскурсии и т.д. проводятся в течение всего учебного
года по плану.
Для подготовки и проведения конкурсов, праздников, игровых программ
привлекаются старшие кружковцы и активисты, приглашаются родители.
Традиционными формами массовых мероприятий являются:
- новогодние представления;
- игровые программы;
- экскурсии;
- выставки.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Таблицы:
- Цветовая схема-рисунок «Планета красок» (авторска)
- Цветовой круг 12-частный
- Декоративно-прикладное искусство, плакаты
Методический фонд:
- Репродукции картин разных художников.
- Муляжи для рисования
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Геометрические формы
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
- Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Материально-техническая база:
1.
2.
3.
4.

Наличие специального кабинета (кабинет рисования).
Учебные столы.
Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
Гуашь, карандаши ( в ассортименте), альбомы и бумага для рисования
формат А4 - А3, кисти ( в ассортименте) №№ 1-10, ластики

5.
6.
7.
8.

Выставочные стенды
Компьютер.
Видеозаписи выставок.
Музыкальное сопровождение на занятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативная база
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
2.
Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. No 196 г.
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4-3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс].–Режим
доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/75093644/paragraph/1/doclist/47/showentries/0/highl
ight/СанПиН%202.4-3648-20:1
4.
Проект концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года
[Электронный
ресурс].–Режим
доступа:
http://dop.edu.ru/article/27148/proekt-kontseptsii-razvitiya-dopolnitelnogoobrazovaniya-detei-do-2030-goda
5.
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до
2035
года.
[Электронный
ресурс].–
Режим
доступа:
https://econom.rkomi.ru/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respublikikomi
6. Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до
2035
года.
[Электронный
ресурс].–
Режим
доступа:
https://сыктывкар.рф/administration/ekonomika/strategicheskoeupravlenie/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya/strategiya-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-mo-go-syktyvkar-do-2030-goda
7.
Постановление администрации МО ГО «Сыктывкара» от 29.12.2020
№12/3227 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО
«Сыктывкара» от 13.04.018 №4/1046». [Электронный ресурс].– Режим доступа:
http://sykt-uo.ru/files/12-3227-29.12.2020.pdf
8.
Приказ управления образования «Об утверждении муниципального
плана по реализации региональных проектов Республики Коми в рамках
Национального проекта «Образование» от 03.02.2020 года № 95. [Электронный
ресурс].– Режим доступа: http://sykt-uo.ru/files/95----03.02.2020-Prikaz-II.pdf
9.
Приказ управления образования администрации МО ГО "Сыктывкар" от
22.03.2021 № 299 "Об утверждении Типового положения по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ
- дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых в муниципальных образовательных
организациях" [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://syktuo.ru/files/299_22_e78ad62p.03.2021.pdf
10.
Устав
муниципального учреждения дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей «Олимп» //

Зарегистрирован 05.09.2019//

Для педагога:
1. Вислоушкин В.И. «Мои уроки экспресс - рисования» в 2-х книгах. –
Сыктывкар, 1984.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –
М.: Педагогика, :1997.
3. Данилова Е. А. Я собираю гербарий. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. –
32 с.
4. Дорожин Ю.Г. Акварельные цветы. – Учебное издание, «Искусство
детям» 2007.
5. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника . – М.: Просвещение:
Учебная литература, 1996. - 160 с.
6. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд.
Программы
общеобразовательных
учреждений:
с
краткими
методическими рекомендациями: 1-9 кл. – М.: Просвещение, 2008.
7. Носова Т. В. Методическое пособие. Рисуем вместе: Пошаговое
выполнение пейзажей. 2013.- 32с.
8. Необыкновенное рисование. – М.: Издательство «Мозаика- Синтез»
2007.
9. Рубинштейн С.Л.Проблема способностей и вопросы психологической
теории «Проблемы общей психологии». М.: Педагогика, 1973.
10. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство:
1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. –
М.: 2011. – 126 с.
11. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 2 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.:
Вентана-Граф, 2015. – 176 с.
12. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 3 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.:
Вентана-Граф, 2018. – 160 с.
13. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.:
Вентана-Граф, 2013. – 160 с.
14. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. Виды и
жанры изобразительного искусства. Книга для семейного чтения и
творческого досуга. – М.: Астрель, 2009.-141с.
15. Селютин И. Ю.«Как рисовать природу» . – М.: Сталкер, 2007.
16. Чибрикова О.В. Нескучный дом . – М. : Эксмо, 2008. – 72с.
17. Шалаева Г.П. «Учимся рисовать человека». – М.:Эксмо, 2007.
18. Шалаева Г. «Учимся рисовать растения». – М.: Эксмо, 2007.
19. Шалаева Г.П. «Учимся рисовать машины и дома». – М.: Эксмо,

2007г.
20. Шматова О. В.Самоучитель по рисованию акварелью. – М.: Эксмо,
2010.-80с.
21. Шматова О. В.Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс курс:
учимся рисовать с нуля шаг за шагом. – М.: Эксмо, 2010.-80с.
22. Яфальян А.Ф. Школа самовыражения. - Ростов – на – Дону:
Феникс, 2011.- 444с.

1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.

Для родителей и обучающихся:
Данилова Е. А. Я собираю гербарий. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. –
32с.
Дорожин Ю.Г. «Акварельные цветы». Учебное издание, «Искусство
детям», 2007 г.
Коротеева Е.И. Азбука аппликации.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. –
32с.: ил. – (Умное поколение. Школа творчества).
Носова
Т. В. Методическое пособие. Рисуем вместе: Пошаговое
выполнение пейзажей. 2013.- 32с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. Виды и
жанры изобразительного искусства. Книга для семейного чтения и
творческого досуга. – М.: Астрель, 2009.-141с.
Шалаева Г.П. «Учимся рисовать человека» . – М.: Эксмо, 2007 г.
Шалаева Г.П.«Учимся рисовать растения». – М.: Эксмо, 2007 г.
Шалаева Г.П. «Учимся рисовать машины и дома». – М.: Эксмо, 2007
г.
Интернет-ресурсы

1. Дмух А.Н. Программа занятий по изобразительной деятельности для
обучающихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://multiurok.ru/index.php/files/proghramma-zaniatii-po-izobrazitiel-noidieiatiel.html
2. Михайленко Е.А.Учебно-методическое пособие по изобразительному
творчеству. Возраст детей 6-10 лет. Срок реализации 2 года
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/izo/2018/05/10/uchebno-metodicheskoe-posobie-poizobrazitelnomu-tvorchestvu
3. Творческий канал «Рисовандия» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:
https://www.youtube.com/channel/UCiS_NLPDswBKrP9BqEDlQJw

Приложение 1
Календарно-тематический план на I год обучения.
№
зан.

Тема

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1.

Организационное занятие. Играбеседа «Условия безопасной работы»

1

1

1

2.

Раздел 1. Игра: «Знакомство с чудо
помощниками»

1

1

1

3.

«Знакомство с изобразительным
искусством». Теория, практическое
задание.
«Знакомство с изобразительным
искусством». Рисование осени.
«Знакомство с изобразительным
искусством». Рисование осени на
усложнение.
«Знакомство с изобразительным
искусством». Рисование
фруктов/овощей
«Знакомство с изобразительным
искусством». Рисование натюрморта.
«Знакомство с изобразительным
искусством». Творческая работа.
«Творим без кисточки». Образ из
пятна.
«Творим без кисточки». Ниткография
«Способы тонирования бумаги».
Теория
«Способы тонирования бумаги».
Практика
«Рисуем ватными палочками». Задание
по педпоказу.
«Рисуем ватными палочками».
Творческое задание.
«Знакомство с кляксографией». Задание
по педпоказу.
«Знакомство с кляксографией».
Творческое задание.
«Набрызг»

1

1

0

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1
1

0
1

1
0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17

31

Педагогическая аттестация.
Повторение материала.
«Набрызг»
Выполнение текущего аттестационного
задания.
« Художественная техника». Теория.
« Художественная техника». Рисунок в
смешанной технике с гуашью.
« Художественная техника». Рисунок в
смешанной технике с акварелью.
« Художественная техника». Царапки.
« Художественная техника». Граттаж.
« Художественная техника».
Творческое задание.
« Монотипия», теория, вводная часть.
« Монотипия», закрепление, показ
«Монотипия», практическое задание.
«Монотипия», творческое задание.
«Рисуем ветерок», вводная
часть, просмотр видеоряда.
«Рисуем ветерок», педпоказ,
выход на идею.
«Рисуем ветерок», практика.

32

«Рисуем ветерок», завершение

1

0

1

33

Раздел 2. Досугово-развивающая
деятельность.
Досугово-развивающая деятельность.
Посещение выставки.
Раздел 3.«Чудо бумага». Вводная
часть.

1

1

0

1

0

1

1

0

1

«Чудо бумага» .
Промежуточная аттестация

1

0

1

ИТОГО:

36

11

25

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

34
35
36

1

0

1

1
1

1
1

0
0

1

0

1

1
1
1

0
0
0

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
0
0
1

0
0
1
1
0

1

1

0

1

0

1

Приложение 1.2
Календарно-тематический план на II год обучения.

№
зан.

Тема

Количество часов
Всего

Теория

Практ
ика

1

Раздел 1.Организационное занятие.
Игра-беседа «Безопасное рисование»

1

1

0

2

Игра-беседа «Безопасное рисование»,
практическое задание.

1

0

1

3

«Знакомство с пейзажем». Теория,
просмотр презентации.

1

1

0

4

«Знакомство с пейзажем».Теория,
практика. Рисование дерева.

1

1

0

5

«Знакомство с пейзажем».Теория,
осенний пейзаж.

1

0

1

6

«Знакомство с пейзажем».
Практическое задание по теме.

1

0

1

7

«Знакомство с пейзажем».Теория,
творческое задание.

1

0

1

8

«Знакомство с пейзажем».
Педагогическая аттестация.
«Творим с кисточкой». Практика,
педпоказ.
«Творим с кисточкой».
Самостоятельная работа.
«Живые краски». Теория.
«Живые краски». Практика.
«Живые линии». Теория.
«Живые линии». Практика.
«Живая форма». Теория.
«Живая форма». Практика.
«Растения». Тюльпан.
«Растения». Подснежник.

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
0
1
0
1
0
0
0

0
1
0
1
0
1
1
1

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

«Растения». Весенний букет.
«Растения». Творческая работа.
« Художественная техника». Теория.
« Художественная техника». Практика
« Художественная техника». Акварель
по-сырому.
« Художественная техника». Гуашь,
смешанная техника.
« Художественная техника». Коми
творчество
« Художественная техника».
Творческое задание.
« Животные». Рыба.
« Животные». Птица.
« Животные». Коми зверь.
« Животные». Творческая работа..
Раздел 2. Досугово-развивающая
деятельность.
Досугово-развивающая деятельность.
Посещение галереи.
Раздел 3.«Чудо творчества» .
Повторение пройденного,
закрепление.

1
1
1
1
1

0
0
1
1
0

1
1
1
0
1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1
1
1
1
1

0
0
0
0
1

1
1
1
1
0

1

0

1

1

1

0

34

«Чудо творчества» . Творческое
задание, игра-беседа.

1

1

0

35

«Чудо творчества»
Теория, подготовка к
проверочному творческому
заданию.

1

0

1

36

«Чудо творчества»
Промежуточная аттестация,
практика.

1

0

1

ИТОГО:

36

12

24

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Приложение 2
Художественные техники
« Монотипия»
Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные
части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину
симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину
листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при
необходимости дорисовать сюжет.
«Печатание листьями»
Технология рисования. Лист дерева покрывается красками, затем
прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.
Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять
бумагу и лист. Отпечаток готов.
«Рисование мыльной пеной».
Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в
краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы
должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью наизображенные
предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.
«Рисование методом наката».
Технология рисования. Налить гуашь в емкость. Опустить валик в емкость так,
чтобы он был полностью погружен в краску. Достать валик из краски, подождать,
пока лишняя краска стечет, и прокатить его по листу белой бумагитак, чтобы
веревка оставляла следы.
"Рисование с помощью соли»
Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунокнасыпать
крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски
соль стряхивается.
«Рисование методом напыления (набрызг)»
Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и
аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист
бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их.
Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять
палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на
бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.
«Рисование кляксами»
Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее водну
точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы,
раздувая ее в разные стороны.
«Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»
Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции
жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными
пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.
«Мятый рисунок»
Техника рисования. На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет,
вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть
закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу,

затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска
высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краскадолжна
остаться в трещинах бумаги.
«Рисование методом тычка (поролоновый тычок)»
Техника рисования. На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета.
Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаныи налить в
блюдца. Поролоновый тычек при рисовании следует держатьььььььвертикально
по отношению к плоскости листа и делать тычкообразныедвижения, при этом
должна получиться большая «пушистая» точка.
"Граттаж
Техника рисования. На плотную бумагу(картон) нанести плотный слой свечи,
чтобы не оставалось пробелов, затем нанести черную или цветную плакатную
тушь. Дать высохнуть сутки. Затем тонкой палочкой нанести рисунок.
"Восковые карандаши + акварель"
Техника рисования. На поверхность листа нанести рисунок восковымикарандашами.
Затем раскрасить рисунок акварелью.
Рисование свечой (проступающий рисунок).
Техника рисования. На лист бумаги нанести рисунок тонким концом свечи.
Затем затонировать рисунок гуашевыми или акварельными красками.
Рисунок нарисованный свечой не затонируется.
Рисование жесткой кистью(щетина).
Техника рисования. Нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка.
Затем жесткой кистью набираем гуашь разведенную до густоты сметаны (
опускаем вертикально в гуашь). Лишнюю краску промакиваем насалфетке.
Наносим краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти .
Получается эффект " пушистой шерстки".
Рисование по - сырому.
Техника рисования. Влажной от воды (немного отжатой) губкой промакиваемвсю
поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью, акварельными
красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного
рисунка.

Приложение 3
Диагностика уровня обученности
Год обучения__________________________________________________________
Вид диагностики__________________________________________________
Оценочная таблица проверки теоретических знаний по программе
«Азбука рисования»
№1
№ Ф.и
Номер вопроса
Общий
учащегося
балл
1
2
3
4
1
2
3

Оценочная таблица проверки умений и навыков по программе
«Азбука рисования»
№2
№ Ф.и
Критерии оценки практической работы
Общий
учащегося Последовательное Проявление Аккуратность Цветовой
балл
соблюдение всех
фантазии в
колорит
этапов работы
работе
работы.

1
2
3
Итоговая оценочная таблица проверки знаний, умений и навыков учащихся по
программе «Азбука рисования»
№

1
2
3

Ф.И учащегося

Общий балл
Общий балл Итоговый
Уровень
за
за
балл
обученности
теоретические практические
знания
умения и
навыки

Приложение 4
План воспитательной работы на 1 год обучения
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Содержание
- Беседа: «Правила поведения и техника безопасности на
занятиях и мероприятиях»
- Беседа «Безопасность на улице и дома»
- Беседа: «Безопасность в сети Интернет»
- Беседа: «Осторожно ,гололёд!»
- Беседа: «Профилактика гриппа и ОРВИ»
- Беседа: «Традиции Россиян»
- Беседы: «Осторожно, елка»
- Беседа: «Опасные игрушки»
- Беседа: «Семейный очаг»
- Беседа:«Все мы разные»
- Беседа:«Экология – это все, что нас окружает»
- Беседа: «Закон обо мне, мне о законе»
- Беседа: «Осторожно, сход снега!»
- Беседа: «Мое здоровье – в моих руках»
- беседа «Осторожно, тонкий лед»
- Беседы: «Безопасный отдых», «Безопасность на воде»

В течение года - Участие в конкурсах учрежденческого уровня.

План воспитательной работы 2 год обучения

Месяц
Сентябрь

Название мероприятия
Занятие-игра «Путешествие в мир
искусства», «Условия безопасной работы»

Октябрь
Ноябрь

Беседа«Поможем природе»
Беседа о семейных ценностях
Выставка ко Дню матери
Беседа символы России
«Скоро Новый год!»
Коллективное занятие с вручением призов и
чаепитием
Тематическое занятие «Окунемся в
творчество»
Творческий занятие с чаепитием «Добрая
масленица»
Выставка-конкурс «Праздник весны»
Беседа о патриотизме
«Мирное небо»
Итоговая выставка рисунков учащихся
объединений ИЗО, представление
творческих работ
Участие в конкурсах учрежденческого
уровня.

Декабрь

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
В течение
года

Приложение 5
План работы с родителями
Месяц
Сентябрь

Содержание
Организационное родительское собрание «Будем знакомы!»:
- знакомство с общим содержанием образовательной
программы, с перспективами на учебный год, с
расписанием занятий, с правилами поведения в Центре и
в объединении, знакомство с Уставом Центра
заполнение заявления-анкеты;
- выбор родительского комитета.
- Анкетирование родителей

Ноябрь

Коллективное занятие с родителями «Арт-семья»
- открытое занятие «Рисуем всей семьей»

Январь

Родительское собрание «Первые творческие результаты»:
- результаты обучения за 1-е полугодие;
- отчет родительского комитета.
Родительское собрание «Творческие итоги»:
- результаты обучения за год;
- отчет родительского комитета за год;
- награждение активных родителей
1. Привлечение родителей к подготовке и проведению
мероприятий, открытых занятий, пополнению материальнотехнической базы объединения.
2. Консультирование родителей по вопросам воспитаниядетей.
3. Посещение родителями учебных занятий.
4. Общение с родителями по телефону и в мессенджерах,
социальных сетях по различным вопросам.

Апрель

В течение
учебного года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».