Основы игры на гитаре

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ –ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Основы игры на гитаре» модифицированная,
имеет базовый уровень, учрежденческая, разновозрастная, художественной
направленности.
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Основы игры на гитаре» разработана на основе:
1 Нормативных п р а в о в ы х актов и государственных программных
документов в области дополнительного образования:
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
- Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённая
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726 – р;
- СанПИна 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 4 июля 2014 года № 41;
- Приказа Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам;
- Приказа Министерства образования и науки России от 9 января 2014 г.
№ 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказа Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018
года № 214 – п;
- Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от

18.11.2 015 № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации
по проектированию дополнительных общеобразовательных программ
(включая разноуровненые программы);
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми».
2 Типовых программ по направлению деятельности:
Д.В.Захаров. Классическая гитара // Музыка. Программы для внешкольных
учреждений и общеобразовательных школ. – М.: «Просвещение», 1986.;
Музыка как инструмент (шестиструнная гитара): Программа для детских
музыкальных школ. сост. Г.А. Ларичева. -М., 1988
Гитара – самый популярный среди молодежи музыкальный инструмент. Дети стремятся научиться играть на гитаре, подражая своим кумирам – «звездам»
рока, что может служить мотивом для привлечения их к обучению на положительных примерах, для выработки позитивного мироощущения и нейтрализации
возможных асоциальных наклонностей.
Актуальность программы заключается в том, что обучение игре на гитаре
способствует развитию не только музыкального слуха, памяти, но и развитию моторики рук, которая согласно новейшим исследованиям в области психологии
благоприятно влияет на работу головного мозга, сохраняет психическое здоровье
человека.
Отличительной особенностью программы является разноуровневый
подход к обучению с учетом индивидуальных возможностей учащихся,
построенного на применении личностно-ориентированного, развивающего
обучения и воспитания (в группу могут быть зачислены дети разных возрастов).
Организационно – педагогические основы обучения.
Адресат программы:
Данная программа является программой базового уровня, предназначена
для детей в возрасте 9-17 лет, без специальной подготовки. На данную программу принимаются все учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний, на
основании письменного заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся. Отчисление учащихся производится на основании локального акта, разработанного в учреждении. Количество учащихся в группах до
15 человек.
Срок и объем освоения программы:
Продолжительность образовательного процесса 3 года обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 432 ч:
Год обучения

Количество часов
в неделю

Количество часов
в год

1

4

144

2
3

4
4

144
144
432

ВСЕГО

Режим занятий:
Режим работы всех годов обучения для всех групп по 2 часа 2 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия 45 минут с 10 минутным перерывом между
занятиями. Занятия проводятся в групповой форме.
Год обучения

Количество часов и раз в
неделю

1
2
3

2 раза по 2 часа
2 раза по 2 часа
2 раза по 2 часа

Продолжительность
одного занятия в
академических часах
45
45
45

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся через обучение игре на гитаре.
Задачи:
образовательные:
- овладеть навыками индивидуального музицирования;
- научить исполнять музыкальные произведения на гитаре;
- научить основам музыкальной грамоты.
образовательные задачи 1 года обучения
- научить настраивать гитару с помощью камертона;
- научить записывать и исполнять аккорды;
- научить анализировать музыкальное произведение (определять ритм, темп,
динамические оттенки);
- обучить исполнять простейшие музыкальные произведения.
образовательные задачи 2 года обучения
- познакомить с краткой биографией ведущих гитаристов;
- научить сценическим движениям, обучить практике выступления на сцене;
образовательные задачи 3 года обучения
- научить отличать мажорные и минорные лады;
- научить играть по памяти произведения из своего репертуара;
- научить создавать свои музыкальные проекты (от выбора музыкального
произведения до презентации
Воспитательные:
- воспитание любви к музыке;
- формирование эстетического вкуса;

Развивающие:
- развитие фантазии, воображения, памяти;
- развитие музыкального слуха;
- развитие координации, моторики рук;
- расширение творческого кругозора учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п\п

Раздел программы

Инструмент
Музыкальная грамота
Разучивание произведений
Прослушивание музыки и
просмотр концертов.
5 Концертная деятельность
Всего
1
2
3
4

кол-во
часов
1 год

62
28
36
8
10
144

кол- кол-во
во
часов
3 год
часов
2 год
42
46
46
48
38
36
8
4
10
144

10
144

Всего

150
122
110
20
30
432

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I год обучения
№
п/п

Наименование разделов
(тем)

1. Инструмент
1.1. Овладение навыками. Проведение входящей диагностики
1.2. Развитие слуха
1.3. История инструмента
2. Музыкальная грамота
2.1. Звукоряд
2.2. Запись нот
2.3. Темп, ритм, метр
2.4. Динамика
2.5. Аккорды
2.6. Термины
Текущий контроль успеваемости
3. Разучивание этюдов, произведений
Промежуточная аттестация
4. Прослушивание музыки и
просмотр концертов.
5 Концертная деятельность
ИТОГО:

Общее количество
часов
62
32

В том числе
Теория
Практика
26
6

36
22

20
10
28
8
4
4
4
4
4

2
10
16
4
2
2
2
2
4

18
0
12
4
2
2
2
2
0

36

10

26

8

8

-

60

10
84

10
144

Содержание тем учебного плана 1 года обучения
Раздел I. Инструмент
Тема 1.1. Овладение навыками.
Теория: сферы применения гитары. Гитарные стили. Выдающиеся гитаристы.
Устройство инструмента. Строй. Особенности игры на гитаре. Нотная запись гитарных партий. Посадка и постановка рук. Звукоизвлечение. Нахождение нот.
Аппликатура и игра в позиции. Гигиена рук и профилактика профессиональных
заболеваний. Проведение входящей диагностики.
Практика: выработка правильной посадки и постановки рук. Упражнения для
правой и левой руки. Упражнения на координацию рук. Исполнение коротких
фраз. Разучивание гамм в одну октаву. Разучивание аккордов в открытой позиции.
Тема 1.2. Развитие слуха.

Теория: навыки подбора нот на слух. Высота, длительность. Регистр. Природа
звука. Окраска звука. Способы движения мелодии.
Практика: подбор на слух отдельных нот. Пение заданных фраз. Подбор интервалов и пение гамм. Вычленение на слух отдельных партий из фактуры произведения. Различение мажора и минора.
Тема 1.3. История инструмента.
Теория: первые упоминания и происхождение инструмента. Древние предки. Виды и классификация по разным признакам. Известные гитаристы и марки гитар.
Раздел II. Музыкальная грамота
Тема 2.1. Звукоряд.
Теория: названия нот, высота звуков, длительности, паузы, альтерация, энгармоническая замена. Тон и полутон.
Практика: нахождение заданных нот на инструменте (2 позиции – VIII ладов),
изменение высоты звучания, энгармонизация звуков, исполнение заданных нот с
определенной длительностью, исполнение последовательности нот с определенной длительностью и паузами.
Тема 2.2. Запись нот.
Теория: нотный лист, строка. Нотоносец. Скрипичный и басовый ключи. Расположение нот на нотном стане.
Практика: оформление нотной строки. Написание скрипичного и басового ключей. Запись длительностей нот и пауз. Запись заданных звуков и последовательностей.
Тема 2.3. Темп, ритм, метр.
Теория: понятие темпа, ритма, метра. Размер 2/4, 3/4 4/4. Длительности. Доли
метра. Сильная и слабая доля. Акцент. Стилевое применение размеров.
Практика: запись темпа, ритма и метра. Такт. Тактовая черта и доли такта. Запись
нотных последовательностей в определенном метре. Запись нотных длительностей и пауз в заданном размере. Определение на слух и запись элементарных музыкальных фраз и ритмов.
Тема 2.4. Динамка.
Теория: понятие динамика. Динамические оттенки.
Практика: написание динамических оттенков в тетради. Игра с динамическими
оттенками.
Тема 2.5. Аккорды.
Теория: строение аккордов. Виды. Увеличенные, уменьшённые, мажорные и минорные аккорды. Разрешение аккордов.
Практика: запись аккордов в тетради. Запоминание на слух и определение. Игра
на инструменте.
Тема 2.6. Термины
Теория: изучение терминов. Их значимость и определение. Текущий контроль
успеваемости
Раздел III. Разучивание этюдов, произведений.
Теория: выбор произведения, стиль, характер. Гармонический, мелодический и
ритмический анализ. Промежуточная аттестация

Практика: разучивание мелодии и гармонии. Разучивание произведения по партиям. Исполнение произведений ансамблем. Промежуточная аттестация
Раздел IV. Слушание музыки и просмотр концертов.
Теория: Прослушивание записей и посещение концертов мастеров эстрады с последующим анализом и обсуждением. Список произведений формируется в течение учебного года исходя из текущей ситуации.
Раздел V. Концертная деятельность
Практика: выступление на концертных площадках и мероприятиях различного
уровня.
Календарно-тематический план- см Приложение 1

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
II год обучения
№
п/п

Наименование разделов,
тем

1.
1.1.

Инструмент
Овладение навыками.
Проведение входящей диагностики
Развитие слуха
История инструмента
Музыкальная грамота
Звукоряд
Запись нот
Темп, ритм, метр
Интервалы
Аккорды
Музыкальные термины
Текущий контроль успеваемости
Разучивание произведений
Промежуточная аттестация
Прослушивание музыки
и просмотр концертов.
Концертная деятельность
ИТОГО:

1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.

3.

4.
5

Общее количество
часов
42
22

В том числе
Теория

Практика

10
6

33
16

14
6
46
10
6
6
10
10
4

2
2
10
2
2
1
2
2
1

12
4
36
8
4
5
8
8
3

38

8

30

8

8

-

10
144

10
36

108

Содержание тем учебного плана 2 года обучения
Раздел I. Инструмент
Тема 1.1. Овладение навыками.
Теория: нотная запись соло и аккордов. Навыки разучивания партий. Элементарное понятие об ансамблевом музицировании. Виды ансамблей. Сочетания и
функции инструментов в ансамблях. Проведение входящей диагностики.
Практика: чтение нотного текста. Разучивание партий простых произведений.
Игра гаммы в две октавы. Исполнение аккордов баррэ. Исполнение партий различными ансамблями или дуэтами. Проведение входящей диагностики.
Тема 1.2. Развитие слуха.
Теория: методы ассоциативного распознания интервалов. Типы гармонических
последовательностей. Гармонические обороты.

Практика: различение интервалов. Угадывание заданных на слух гармонических
оборотов. Пение интервалов. Пение мажорных и минорных гамм. Пение мажорных и минорных трезвучий. Пение мелодий под аккомпанемент.
Тема 1.3. История инструмента.
Теория: история музыкальных стилей.
Практика: подготовка учащимися рефератов, на свободную тему. Сдача теоретического материала по теме.
Раздел II. Музыкальная грамота
Тема 2.1. Звукоряд.
Теория: более сложные длительности (синкопы, смена темпа, смешанные размеры), альтерация (более углублённое понятие). Определение тональностей до 3-ёх
знаков. Понятие – параллельная и одноимённая тональности.
Практика: нахождение заданных нот на инструменте (2 позиции – VIII ладов),
умение играть произведения со смешанным размером и переменным темпом, чёткое исполнение более сложных ритмов, в том числе чёткое исполнение синкопированного ритма. Определить тональность по количеству знаков при ключе.
Нахождение одноимённой и параллельной тональностей.
Тема 2.2. Запись нот.
Теория: скрипичный и басовый ключи. Увеличение диапазона нот.
Практика: запись нот в скрипичном ключе, в пределах 3-ёх октав. Запись нот в
басовом ключе, в пределах 2 октав. Запись залигованных пауз и длительностей.
Группировка длительностей.
Тема 2.3. Темп, ритм, метр.
Теория: более сложные ломаные ритмы. Смешанные размеры 5/4, 5/8, 7/4. Смещение акцента. Сложные и переменные метры.
Практика: запись переменного размера, сложных ритмических фигур. Игра произведений с переменным темпом. Определение на слух и запись музыкальных
фраз и ритмов.
Тема 2.4. Интервалы.
Теория: понятие интервалы. Составление интервалов. Название интервалов. Обращение интервалов. Изменения названия интервалов.
Практика: составление интервалов от заданных тоник. Определение и игра интервалов. Обращение и энгармонизм интервалов. Нотная запись интервалов.
Определение на слух и нахождение интервалов в нотной записи. Нахождение типичных интервалов, мажорных и минорных гамм.
Тема 2.5. Аккорды
Теория: аккорды – трезвучия, септаккорды. Построение аккордов. Интервалы, составляющие аккорды. Виды аккордов. Обращения.
Практика: запись и построение на инструменте аккордов и их обращений.
Тема 2.6. Музыкальные термины.
Теория: история и значение музыкальных терминов. Применение музыкальных
терминов для обозначения динамики, агогики и характера музыкальных произведений. Текущий контроль успеваемости
Практика: знание, написание и размещение музыкальных терминов на нотном
стане. Текущий контроль успеваемости

Раздел III. Разучивание произведений
Теория: выбор произведения, стиль, характер. Гармонический, мелодический и
ритмический анализ. Промежуточная аттестация.
Практика: разучивание мелодий и гармонии. Разучивание произведения по партиям. Исполнение произведения ансамблем или сольно. Промежуточная аттестация.
Раздел IV. Слушание музыки и просмотр концертов.
Теория: прослушивание записей и посещение концертов с последующим анализом и обсуждением. Стили, жанры, индивидуальные особенности исполнителей.
Раздел V. Концертная деятельность.
Практика: Выступления в учебном заведении, в учреждениях и на предприятиях
города.
Календарно-тематический план- см Приложение 2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
III год обучения
№
п/п
1.
1.1.

1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.

3.

4.
5

Наименование разделов,
тем
Инструмент
Овладение навыками
Проведение входящей диагностики
Развитие слуха
История инструмента
Музыкальная грамота
Звукоряд
Запись нот
Темп, ритм, метр
Интервалы
Аккорды
Лад
Музыкальные термины
Текущий контроль успеваемости
Разучивание произведений. Итоговая аттестация
Прослушивание музыки
и просмотр концертов.
Концертная деятельность
ИТОГО:

Общее количество часов
46
26

В том числе
Теория
Практика
2
44
1
25

14
6
48
12
6
6
8
8
4
4

0
1
12
3
1
2
2
2
1
1

14
5
36
9
5
4
6
6
3
3

36

5

31

4

4

-

10
144

10
23

121

Содержание тем учебного плана 3 года обучения
Раздел I. Инструмент
Тема 1.1. Овладение навыками.
Теория: Разучивание партий. Проведение входящей диагностики
Практика: чтение нотного текста. Разучивание произведений среднего или повышенного уровня, соответствующие программе 2-3 класса ДМШ. Игра гамм в
две и три октавы (комплекс). Исполнение партий дуэтом и ансамблем. Проведение
входящей диагностики
Тема 1.2. Развитие слуха.
Практика: различение интервалов. Угадывание заданных на слух гармонических
оборотов. Пение интервалов. Пение мажорных и минорных гамм. Пение мажорных и минорных трезвучий. Пение мелодий под аккомпанемент.
Тема 1.3. История инструмента.

Теория: история музыкальных стилей.
Практика: подготовка учащимися рефератов, на свободную тему. Сдача теоретического материала по теме.
Раздел II. Музыкальная грамота
Тема 2.1. Звукоряд.
Теория: синкопы, смена темпа, смешанные размеры. Определение тональностей
до 7-и знаков. Транспонирование тональностей. Параллельная и одноимённая тональности.
Практика: нахождение заданных нот на инструменте (3 позиции XII ладов). Игра
произведений со смешанным размером и переменным темпом, игра синкопированного ритма. Транспонирование тональностей.
Тема 2.2. Запись нот.
Теория: Увеличение диапазона нот.
Практика: запись нот в скрипичном ключе, в пределах 4-ёх октав. Запись нот в
басовом ключе в пределах 3-ёх октав. Решение упражнений: группировка длительностей и залигованные длительности.
Тема 2.3. Темп, ритм, метр.
Теория: Сложные метры и размеры. Относительно сильные доли. Группировка
длительностей в тактах сложных размеров. Синкопа.
Практика: Запись и группировка нот в тактах сложных размеров. Изучение и запись трёх групп темпов.
Тема 2.4. Интервалы.
Теория: Интервальная (энгармоническая) зависимость ступеней мажорных и минорных гамм. Интервалы гармонического мажора и гармонического минора. Характерные интервалы. Устойчивые и неустойчивые интервалы.
Практика: Запись характерных, устойчивых и неустойчивых интервалов в нотную тетрадь и построение на инструменте. Разрешение диссонирующих интервалов.
Тема 2.5. Аккорды
Теория: Функции. Гармонические обороты. Гармонии диатонических мажора и
минора. Гармонические последовательности. Консонирующие и диссонирующие
трезвучия. Доминант септаккорд его обращения и разрешения. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени.
Практика: составление и исполнение гармонических последовательностей. Составление консонирующих и диссонирующих трезвучий. Запись и построение
доминант септаккордов с обращениями и разрешениями.
Тема 2.6. Лад.
Теория: Диатонические семиступенные лады народной музыки. Пентатоника. Переменные лады.
Практика: Запись и построение семиступенных ладов, пентатоники, переменных
ладов.
Тема 2.7. Музыкальные термины.
Теория: Изучение музыкальных терминов.
Практика: Запись и знание музыкальных терминов.
Раздел III. Разучивание произведений

Теория: выбор произведений, стиль, характер. Гармонический, мелодический и
ритмический анализ. Итоговая аттестация
Практика: разучивание мелодий и гармонии. Разучивание произведения по партиям. Исполнение произведения ансамблем или сольно. Итоговая аттестация
Раздел IV. Слушание музыки и просмотр концертов.
Теория: Прослушивание записей и посещение концертов с последующим анализом и обсуждением. Стили, жанры, индивидуальные особенности исполнителей.
Раздел V. Концертная деятельность.
Практика: Выступления в учебном заведении, в учреждениях и на предприятиях
города.
Календарно-тематический план- см Приложение 3
Планируемые результаты
По окончании всего курса обучения учащиеся будут знать:
- основы музыкальной грамоты;
- элементы импровизации;
- правила поведения и технику безопасности на массовых мероприятиях и на занятиях;
- технические приемы игры на гитаре
будут уметь:
- свободно играть на гитаре;
- читать по нотам любое музыкальное произведение;
- свободно импровизировать;
- выступать на концертах различного уровня;
- слушать и исполнять различную жанровую музыку.
Личностные результаты
- формирование организационно-волевых качеств (воля, терпение, самоконтроль);
- формирование ориентационных качеств: положительной самооценки и интереса
к занятиям;
- формирование поведенческих качеств.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения,
- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной и творческой
деятельности,
- развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
В конце первого года обучения учащиеся:
Будут знать:
- натуральный звукоряд;
- скрипичный и басовый ключи;

- лады мажор и минор;
- темп, ритм, размер, тональность музыкального произведения.
Будут уметь:
- исполнять однооктавную гамму;
- исполнять простую мелодию или этюд;
- исполнять аккомпанемент в виде цепочки аккордов в открытой позиции
Личностные результаты
- формирование организационно-волевых качеств (воля, терпение, самоконтроль);
- формирование ориентационных качеств: положительной самооценки и интереса к занятиям;
- формирование поведенческих качеств.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения,
- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной и творческой деятельности,
- развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
В конце второго года обучения учащиеся:
Будут знать:
- гармонические и мелодические лады;
- определение тональности по знакам;
- смешанный размер, синкопированный ритм, залигованые ноты.
Будут уметь:
-исполнять двухоктавную гамму;
- исполнять произведение и этюд;
- исполнять аккомпанемент в виде цепочки аккордов в закрытой позиции.
Личностные результаты
- формирование организационно-волевых качеств (воля, терпение, самоконтроль);
- формирование ориентационных качеств: положительной самооценки и интереса
к занятиям;
- формирование поведенческих качеств.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения,
- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной и творческой
деятельности,
- развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
В конце третьего года обучения учащиеся:
Будут знать:
- параллельные и одноименные тональности;
- транспонирование тональностей;
- характерные, устойчивые и неустойчивые интервалы.
Будут уметь:
- исполнять двухоктавную гамму (комплекс);
- исполнять 2 произведения и этюд;
- исполнять произведение или аккомпанемент аккордов в дуэте или ансамбле.
Личностные результаты
- формирование организационно-волевых качеств (воля, терпение, самоконтроль);
- формирование ориентационных качеств: положительной самооценки и интереса
к занятиям;
- формирование поведенческих качеств.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения,
- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной и творческой
деятельности,
- развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТЕСТАЦИИ И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение уровня освоения программы осуществляется в соответствии с
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации МУДО «ЦДОД «Олимп».
Текущий контроль успеваемости включает в себя входящую диагностику,
контроль исходного уровня подготовленности ребенка в начале цикла обучения
по программе и собственно текущий контроль успеваемости.
Формы текущего контроля- комбинированная проверка (сочетание практической
и теоретической части с показательными формами);
Для определения фактического состояния образовательного уровня проводится
промежуточная аттестация в конце каждого года обучения по дополнительной
общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей программе
и промежуточная аттестация по освоению дополнительной общеобразовательной
- дополнительной общеразвивающей программы. Формы промежуточной аттестации - комбинированная проверка (сочетание практической и теоретической части с показательными формами);
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом программы. В
целях определения результатов и качества освоения программы необходима система мониторинга, то есть систематического контроля уровня знаний, умений,
навыков и компетентностей учащихся.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся в протоколы
текущего контроля и промежуточной аттестации. Индивидуальный рост учащихся фиксируется в индивидуальной карточке учета результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе и индивидуальной карточке оценки личностного развития учащегося в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы
– дополнительной общеразвивающей программы.

Этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости
1 год обучения
Вид аттестации,
сроки проведения
Входящая
диагностика
Сентябрь

Текущий
контроль
успеваемости
Декабрь
Промежуточная аттестация
Май

Цель

Содержание

Определить
исходный
уровень подготовленности учащихся

Форма проведения

Критерии

Проверить
Теоретические
знания;
Практические
умения и навыки
Наблюдать:
Личностные
качества, метапредметные
умения
Определить
Проверить:
усвоение ос- Теоретические
новных познания;
нятий, прие- Практические
мов работы
умения и навыза первое по- ки
лугодие

Контрольное Контрольнозанятие
измерительные
материалы
и
оценочные
таблицы
См. Приложение 4,5

Определить
Уровень достижения
творческой
активности
учащихся к
концу учебного года.

Контрольное Контрольнозанятие
измерительные
материалы
и
оценочные
таблицы
См. Приложение 4,5

Проверить:
основные ЗУН
за 1 год обучения.
Наблюдать:
Личностные
качества, метапредметные
умения

Контрольное Контрольнозанятие
измерительные
материалы
и
оценочные
таблицы
См. Приложение 4,5

. Этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости

2 год обучения
Вид аттестации,
сроки проведения
Входящая
диагностика
Сентябрь

Текущий
контроль
успеваемости
Декабрь
Промежуточная аттестация
Май

Цель

Содержание

Определить
исходный
уровень подготовленности учащихся

Форма проведения

Критерии

Проверить
Теоретические
знания;
Практические
умения и навыки
Наблюдать:
Личностные
качества, метапредметные
умения
Определить
Проверить:
усвоение ос- Теоретические
новных познания;
нятий, прие- Практические
мов работы
умения и навыза первое по- ки
лугодие

Контрольное Контрольнозанятие
измерительные
материалы
и
оценочные
таблицы
См. Приложение 4,5

Определить
Уровень достижения
творческой
активности
учащихся к
концу учебного года.

Контрольное Контрольнозанятие
измерительные
материалы
и
оценочные
таблицы
См. Приложение 4,5

Проверить:
основные ЗУН
за I год обучения.
Наблюдать:
Личностные
качества, метапредметные
умения

Контрольное Контрольнозанятие
измерительные
материалы
и
оценочные
таблицы
См. Приложение 4,5

Этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости
3 год обучения
Вид аттестации,
сроки проведения
Входящая
диагностика
Сентябрь

Текущий
контроль
успеваемости
Декабрь
Итоговая
аттестация
Май

Цель

Содержание

Определить
исходный
уровень подготовленности учащихся

Форма проведения

Критерии

Проверить
Теоретические
знания;
Практические
умения и навыки
Наблюдать:
Личностные
качества, метапредметные
умения
Определить
Проверить:
усвоение ос- Теоретические
новных познания;
нятий, прие- Практические
мов работы
умения и навыза первое по- ки
лугодие

Контрольное Контрольнозанятие
измерительные
материалы
и
оценочные
таблицы
См. Приложение 4,5

Определить
Уровень достижения
творческой
активности
учащихся к
концу учебного года.

Контрольное Контрольнозанятие
измерительные
материалы
и
оценочные
таблицы
См. Приложение 4,5

Проверить:
основные ЗУН
за 3 год обучения.
Наблюдать:
Личностные
качества, метапредметные
умения

Контрольное Контрольнозанятие
измерительные
материалы
и
оценочные
таблицы
См. Приложение 4,5

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Образовательные и учебные форматы
(формы, методы, приёмы, педагогические технологии)
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые формы занятий. Основной формой учебно–воспитательного процесса является групповое учебное занятие.
Формы обучения:
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами;
- Практические занятия, где учащиеся осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни современных композиторов;
- Репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей;
- Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для
самих учащихся, педагогов, гостей;
- Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Виды:
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать практические занятия, мастер-классы, выполнение самостоятельной работы, концерты, творческие отчеты.
Методы:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
словесные (рассказ, беседа),
наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов
наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами)
практические (упражнения, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
репродуктивные (воспроизводящий)
частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
проблемные
3) По степени самостоятельности:
работа под непосредственным руководством педагога;
совместная работа;
самостоятельная работа.
Данная программа опирается на такие технологии как:
технология проблемного обучение,
технология творческого саморазвития,
игровые технологии,
технология сотрудничества,
здоровьесберегающие технологии,

Данные технологии дают возможность программе быть адаптированной к
разнообразию интересов и запросов детей и родителей (законных представителей), быть открытой и гибкой для коррекции на всех этапах ее реализации.
Образовательная
деятельность
строится
на
основе
системнодеятельностного подхода, основной результат применения которого – развитие
личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учащимися определённых действий для приобретения недостающих
знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
- формирование у учащихся умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Технология системно - деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
Мотивацию к учебной деятельности;
Актуализацию знаний;
Проблемное объяснение нового знания;
Первичное закрепление во внешней речи;
Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
Включение нового знания в систему знаний и повторение;
Рефлексия.
Система дидактических принципов
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании
обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая знания не
в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей
учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует
в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию
его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями
и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного
системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в
ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта
творческой деятельности.
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются открытые учебные занятия, концертная деятельность.
На период актированных дней, карантинных мероприятий, отсутствием учащегося по уважительным причинам предусмотрена самостоятельная работа, которая
выражается в выполнении комплекса упражнений, работа с текстами песен. По
окончанию актированных дней, карантина организуется консультаций с учащимися, испытывающими затруднения при изучении учебного материала.
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане воспитательной
работы, которая планируется педагогом ежегодно. (Приложение № 6)
План воспитательной работы направлен на воспитание духовно-развитой,
творческой личности:
работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации) предполагают взаимопомощь в формировании целостных личностных качеств у детей;
условием нравственного воспитания детей и молодежи в объединении является
общение на доверительных началах;
создание дружеской атмосферы в коллективе;
участие в концертной деятельности воспитывает ответственность перед коллективом, самостоятельность и веру в свои силы; прививают навыки общения друг с
другом, сплачивают коллектив, раскрывают творческие возможности ребят;
посещение концертов воспитывает художественно-эстетические качества личности, музыкальный вкус.
Ежегодно к программе прилагается репертуарный план. (Приложение № 7)
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Программа «Оновы музыкального искусства» реализуется на базе МУДО «ЦДОД
«Олимп»( ул. Коммунистическая,74 (МАОУ «СОШ №38»)
1.Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Классическая гитара, акустическая гитара, электрогитара, бас-гитара, фортепиано,синтезатор
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Электроаппаратура.
Занятия проходят в просторном кабинете (зале) с естественным и искусственным
освещением, хорошей вентиляцией. Для хранения наглядных пособий есть отдельный шкаф. Для просмотров видеофильмов и презентаций есть ноутбук и проектор.

Методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение программы
№
Разделы
Наглядное пособие
п.п.
1.
Вводное занятие (беседа)
Инструкция по ТБ., анкеты
2.
Музыкальная грамота
Информационный материал (УМК)
3.
Инструмент(гитара)
Ноты
Записи выступлений, концертов.
4
Работа над репертуаром
Нотные записи музыкальных произведений
5.
Воспитательная работа.
Презентации по ТБ, Сценарии досуговой деятельности

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная база:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726
– р;
- СанПИна 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля
2014 года № 41;
- Приказ Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 Москва
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Приказ Министерства образования и науки России от 9 января 2014 г.
№ 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года № 214 –
п;
- Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от
18.11.2 015 № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации
по проектированию дополнительных общеобразовательных программ
(включая разноуровненые программы);
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми».
для педагога
1. Конен В. Рождение джаза. – М.: Советский композитор, 1990.
2. Кудрявцев А., Таракущенко В., Теория музыки: Госкультпросветиздат, 1956.
3. Мысовский В., Фейертаг В. Джаз. – М., 1960.
4. Пухоль Э. Школа игры на 6-струнной гитаре. – М.: Советский композитор,
1985.

5. Гитман В. Донотный период начального обучения гитариста. – М.: Престо,
2003.
6. Чугунов.Ю. Гармония в джазе. – М.: Всесоюзное изд. Советский композитор,
1985.
7. Винницкий А. Блюз в аккордовых последовательностях. Блюзовые гаммы. –
М.: Престо, 2005.
8. Симоненко В. Мелодии джаза. – Украина, 1984.
9. Кузин Ю. Азбука гитариста. Доинструментальный период. – Новосибирск,
1999.
10. Григорьев В. Исполнитель и эстрада. – М.: Классика-XXI, 2006.
для учащихся и родителей
1. Конен В. Рождение джаза. – М: Советский композитор, 1990.
2. Мысовский В., Фейертаг В. Джаз. – М., 1960.
3. Сборник популярной джазовой и эстрадной мелодии. Выпуск 1. – Ростов-наДону. Феникс, 1997.
4. Сборник популярной джазовой и эстрадной мелодии. Выпуск 3. – Ростов-наДону. Феникс, 1999.
5. Бровко В.Л. Аккорды для 6-и струнной гитары. – СПб.: Лань, 1999.
6. Колосов В.М. Хрестоматия шедевров популярной музыки. – М.: Владимир Катанский, 2003.
7. Хрестоматия гитариста. Тетрадь 2. Ансамбли. – М.: Классика – ХХI, 2004.
8. Хрестоматия гитариста. – Ростов-на Дону. Феликс, 2006.
9. Симоненко В. Мелодии джаза. – Украина, 1984.
10. Пухоль Э. Школа игры на 6-струнной гитаре. – М.: Советский композитор,
1985.
11. Гитман В. Донотный период начального обучения гитариста. – М.: Престо,
2003.
12. Винницкий А. Блюз в аккордовых последовательностях. Блюзовые гаммы. –
М.: Престо, 2005.
13. Виницкий А. Сборник. Школа игры. Гитара в джазе. – М.: Престо 2006.
14. Козлов В. Тайны сеньориты гитары. – М.: Феникс, 2005.
Интернет-ресурсы
1.http://www.guitarmusic.ru/lessons/start.htm
2. https://guitar-geek.ru/lessons/kak-nauchitsya-igrat-na-gitare
3. https://guitarmaestro.ru/start-playing-guitar/

Приложение 1
Календарно-тематический план на I год обучения
(2 раза в неделю по 2 часа, всего144 часа).
№ дата Название темы, раздела
зан зан
1
Раздел 1. Инструмент.
Овладение навыками
2
Овладение навыками
3
Овладение навыками
4
Овладение навыками
5
Овладение навыками
6
Овладение навыками
7
Овладение навыками
8
Овладение навыками
9
Овладение навыками
10
Овладение навыками
11
Овладение навыками
12
Овладение навыками
13
Овладение навыками
14
Овладение навыками
15
Овладение навыками
16
Овладение навыками
17
Развитие слуха
18
Развитие слуха
19
Развитие слуха
20
Развитие слуха
21
Развитие слуха
22
Развитие слуха
23
Развитие слуха
24
Развитие слуха
25
Развитие слуха
26
Развитие слуха
27
История инструмента
28
История инструмента
29
История инструмента
30
История инструмента
31
История инструмента

Всего Теория Практика Примечание
часов
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1

1
1

2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

Раздел 2. Музыкальная
грамота. Звукоряд
Звукоряд
Звукоряд
Звукоряд
Запись нот
Запись нот
Темп, ритм, метр
Темп, ритм, метр
Динамика
Динамика
Аккорды
Аккорды
Музыкальные термины
Музыкальные термины
Раздел 3. Разучивание
этюдов, произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,

2

1

1

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

2

2

2

2

58
59
60
61
62
63
64

65
66
67
68
69
70
71
72

произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Раздел 4. Прослушивание музыки и просмотр
концертов
Прослушивание музыки
и просмотр концертов
Прослушивание музыки
и просмотр концертов
Прослушивание музыки
и просмотр концертов
Раздел 5. Концертная
деятельность.
Концертная деятельность.
Концертная деятельность.
Концертная деятельность.
Концертная деятельность.
Всего

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

144

60

84

Приложение 2
Календарно-тематический план на II год обучения
(2 раза в неделю по 2 часа, всего144 часа).
№ дата Название темы, раздела
зан зан
1
Раздел 1. Инструмент.
Овладение навыками
2
Овладение навыками
3
Овладение навыками
4
Овладение навыками
5
Овладение навыками
6
Овладение навыками
7
Овладение навыками
8
Овладение навыками
9
Овладение навыками
10
Овладение навыками
11
Овладение навыками
12
Развитие слуха
13
Развитие слуха
14
Развитие слуха
15
Развитие слуха
16
Развитие слуха
17
Развитие слуха
18
Развитие слуха
19
История инструмента
20
История инструмента
21
История инструмента
22
Раздел 2. Музыкальная
грамота. Звукоряд
23
Звукоряд
24
Звукоряд
25
Звукоряд
26
Звукоряд
27
Запись нот
28
Запись нот
29
Запись нот
30
Темп, ритм, метр
31
Темп, ритм, метр

Всего Теория Практика Примечание
часов
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1

2
2
2
2
2
2
2
2
2

1

1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
1
1
2
1
1
2
2
2
1
1
2
1
2

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

Темп, ритм, метр
Интервалы
Интервалы
Интервалы
Интервалы
Интервалы
Аккорды
Аккорды
Аккорды
Аккорды
Аккорды
Музыкальные термины
Музыкальные термины
Раздел 3. Разучивание
этюдов, произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1

2
1
1
2
2
2
1
1
2
2
2
1
2
1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1
1

1
1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

58
59
60
61
62
63
64

65
66
67
68
69
70
71
72

произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Раздел 4. Прослушивание музыки и просмотр
концертов
Прослушивание музыки
и просмотр концертов
Прослушивание музыки
и просмотр концертов
Прослушивание музыки
и просмотр концертов
Раздел 5. Концертная
деятельность.
Концертная деятельность.
Концертная деятельность.
Концертная деятельность.
Концертная деятельность.
Всего

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

144

36

108

Приложение 3
Календарно-тематический план на III год обучения
(2 раза в неделю по 2 часа, всего144 часа).
№ дата Название темы, раздела
зан зан
1
Раздел 1. Инструмент.
Овладение навыками
2
Овладение навыками
3
Овладение навыками
4
Овладение навыками
5
Овладение навыками
6
Овладение навыками
7
Овладение навыками
8
Овладение навыками
9
Овладение навыками
10
Овладение навыками
11
Овладение навыками
12
Овладение навыками
13
Овладение навыками
14
Развитие слуха
15
Развитие слуха
16
Развитие слуха
17
Развитие слуха
18
Развитие слуха
19
Развитие слуха
20
Развитие слуха
21
История инструмента
22
История инструмента
23
История инструмента
24
Раздел 2. Музыкальная
грамота. Звукоряд
25
Звукоряд
26
Звукоряд
27
Звукоряд
28
Звукоряд
29
Звукоряд
30
Запись нот
31
Запись нот

Всего Теория Практика Примечание
часов
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1

1
1
1
1

1

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
1
1
1
2
2
1
2

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

Запись нот
Темп, ритм, метр
Темп, ритм, метр
Темп, ритм, метр
Интервалы
Интервалы
Интервалы
Интервалы
Аккорды
Аккорды
Аккорды
Аккорды
Лад
Лад
Музыкальные термины
Музыкальные термины
Раздел 3. Разучивание
этюдов, произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1

2
1
2
2
1
1
2
2
1
1
2
2
1
2
1
2
1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1
1

1
1

1
1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

59
60
61
62
63
64
65
66

67
68
69
70
71
72

Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Разучивание этюдов,
произведений
Раздел 4. Прослушивание музыки и просмотр
концертов
Прослушивание музыки
и просмотр концертов
Раздел 5. Концертная
деятельность.
Концертная деятельность.
Концертная деятельность.
Концертная деятельность.
Концертная деятельность.
Всего

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

144

23

121

Приложение 4
Контрольно-измерительные материалы
Входящая диагностика 1 год обучения:
Цель: проверить начальный уровень подготовленности учащихся.
Форма проведения: прослушивание, выполнение заданий.
Инструкция: каждому учащемуся в устной форме педагог дает задание на проверку тех или иных способностей. За правильно выполненное задание педагог
ставит 1 балл.
1. Пропеть 1 куплет песни по выбору учащегося. (Слух и голос)
2. Повторить голосом, взятую ноту на фо-но педагогм. (Слух, голос, память
3. Прохлопывание ритма, заданного педагогом (ритм, память, слух)
4. Одна рука стучит один ритм, другая другой. (Ритмичность, координация )
5. Руки в обратный замок и шевелить пальцами. (Координация)
6. Сесть на стул (90градусов), привстать и выдвинуться немного вперёд. (Координация)
Критерии оценивания теоретических знаний и практических умений и
навыков
0 баллов – не отвечает на вопрос;
1 балл – правильный ответ на вопрос
Общая сумма баллов:
1-2 балла – низкий уровень
3-4 балла – средний уровень
5-6 баллов – высокий уровень
Полученные результаты заносятся в таблицу
Ф.И.
Общая сумма балУровень обученучащегося
лов
ности

Личностные и метапредметные результаты определяются методом наблюдения и
фиксируются в таблицах(см приложение 5)
Текущий контроль успеваемости 1 год обучения
Цель: проверить уровень подготовленности учащихся по окончании 1 полугодия
Форма проведения: контрольное занятие
Проверка теоретических знаний
Инструкция: каждому учащемуся раздаются листочки с вопросами, необходимо
письменно ответить на вопросы, дать развернутый ответ
1.
Как называются открытые струны.
2.
Назовите знаки альтерации
3.
Написание нот в тетради (2октавы) Например: си(2), ре(2), соль#(2)/до(3),
фа(2), ля(1).
4.
Буквенное обозначение, определить: D#, Amb, f#, h. Ми b минор, Си b мажор, До # минор.

5.
Длительности, паузы, понятие точка.
6.
Расположение на грифе в пределах 2-ух позиций (8 ладов).
Критерии оценки теоретических знаний
0 баллов- не отвечает на вопрос по теоретическому материалу;
1 балл - без ошибок отвечает на вопрос по теоретическому материалу.
Практическое задание:
1. Сыграть три цепочки простым и сложным перебором
Показатели оценки
- знание нотного текста;
- исполнительский уровень
- выразительность
Критерии оценки практического задания:
0 баллов- навыки не развиты;
1 балл- развиты не в полном объеме;
2 балла- высокий уровень развития навыков (навыков выразительности).
Общая сумма баллов за теорию и практику
0-1балл – низкий уровень
2-3 балла – средний уровень
4-5 баллов – высокий уровень
Промежуточная аттестация 1 год обучения
Цель: проверить уровень подготовленности учащихся по окончании учебного года
Форма проведения: контрольное занятие
Проверка теоретических знаний
Инструкция: каждому учащемуся раздаются листочки с вопросами, необходимо
письменно ответить на вопросы, дать развернутый ответ
1. Прочитать произведение с листа, в пределах двух октав.
2. Написать названия ключей (скрипичный и басовый)
3. Лады, какие есть? (мажор и минор)
4. Напишите буквенное обозначение нот
0 баллов- не отвечает на вопрос по теоретическому материалу;
1 балл- без ошибок отвечает на вопрос по теоретическому материалу.
Практическое задание
1. Произведение или этюд
Показатели оценки
- знание нотного текста;
- исполнительский уровень
- выразительность
Критерии оценки практического задания
0 баллов- навыки не развиты, не знает нотный текст;
1 балл- развиты не в полном объеме, знает нотный текст, но допускает ошибки;
2 балла- высокий уровень развития навыков (навыков выразительности), знает
нотный текст.

Общая сумма баллов за теорию и практику
1-2 балла – низкий уровень
3-4 балла – средний уровень
5-6 баллов – высокий уровень
Личностные и метапредметные результаты определяются методом наблюдения и
фиксируются в таблицах (см приложение 5)
Входящая диагностика 2 год обучения
Цель: проверить уровень остаточных знаний после 1 года обучения.
Форма проведения: прослушивание, выполнение заданий.
1. Что такое параллельная и одноимённая тональности? Показать на примере.
2. Определение тональностей.
3. Определить тональность в произведении (мажор или минор).
4. Запись нот в скрипичном ключе (3 октавы), запись в басовом ключе (2 октавы).
Критерии оценивания теоретических знаний
0 баллов – не отвечает на вопрос;
1 балл – правильный ответ на вопрос
Общая сумма баллов:
1-2 балла – низкий уровень
3-4 балла – средний уровень
5-6 баллов – высокий уровень
Практическое задание
Сыграть гамму 2 октавы
Показатели оценки
- знание нотного текста;
- исполнительский уровень
- выразительность
Критерии оценки практического задания:
0 баллов- навыки не развиты;
1 балл- развиты не в полном объеме;
2 балла- высокий уровень развития навыков (навыков выразительности).
Общая сумма баллов за теорию и практику
0-1 балл – низкий уровень
2-3 балла – средний уровень
4-5 баллов – высокий уровень
Личностные и метапредметные результаты определяются методом наблюдения и
фиксируются в таблицах(см приложение 5)
Текущий контроль успеваемости 2 год обучения
Цель: проверить уровень подготовленности учащихся по окончании 1 полугодия
Форма проведения: контрольное занятие
Проверка теоретических знаний
Инструкция: каждому учащемуся раздаются листочки с вопросами, необходимо
письменно ответить на вопросы, дать развернутый ответ
1. Нахождение заданных нот на инструменте (2 позиции – VIII ладов).

2. Виды интервалов. Их строение.
3. Виды аккордов (трезвучия, септаккорды).
4. Перевести названия терминов (Moderato, Andante, Adagio, Andantino)
Критерии оценки теоретических знаний
0 баллов- не отвечает на вопрос по теоретическому материалу;
1 балл - без ошибок отвечает на вопрос по теоретическому материалу.
Практическое задание:
Сыграть одно произведение
Показатели оценки
- знание нотного текста;
- исполнительский уровень
- выразительность
Критерии оценки практического задания:
0 баллов- навыки не развиты;
1 балл- развиты не в полном объеме;
2 балла- высокий уровень развития навыков (навыков выразительности).
Общая сумма баллов за теорию и практику
0-1балл – низкий уровень
2-3 балла – средний уровень
4-5 баллов – высокий уровень
Промежуточная аттестация 2 год обучения
Цель: проверить уровень подготовленности учащихся по окончании учебного года
Форма проведения: контрольное занятие
Проверка теоретических знаний
Инструкция: каждому учащемуся раздаются листочки с вопросами, необходимо
письменно ответить на вопросы, дать развернутый ответ
1. Показать 2 пары одноимённых тональностей и 2 пары параллельных.
2. Определить тональности. ##, #, ###; b, bb, bbb.
3. Определить тональность в произведении (мажор или минор).
4. Построить интервалы в тональности.
5. Построить септаккорды в тональности.
6. Рассказать терминами: 2 медленных темпа, 2 средних, 2 быстрых.
Критерии оценки теоретических знаний
0 баллов- не отвечает на вопрос по теоретическому материалу;
1 балл - без ошибок отвечает на вопрос по теоретическому материалу.
Практическое задание:
Сыграть два произведения
Показатели оценки
- знание нотного текста;
- исполнительский уровень
- выразительность
Критерии оценки практического задания:
0 баллов- навыки не развиты;

1 балл- развиты не в полном объеме;
2 балла- высокий уровень развития навыков (навыков выразительности).
Общая сумма баллов за теорию и практику
0-1балл – низкий уровень
2-3 балла – средний уровень
4-5 баллов – высокий уровень
Личностные и метапредметные результаты определяются методом наблюдения и
фиксируются в таблицах(см приложение 5)
Входящая диагностика 3 год обучения
Цель: проверить уровень остаточных знаний после 2 года обучения.
Форма проведения: контрольное занятие
Проверка теоретических знаний:
1.
Рассказать виды диатонических семиступенных ладов народной музыки.
Пентатоника. Переменные лады.
2.
Что такое транспонирование тональности?
3.
Запись нот в скрипичном ключе (4 октавы) и в басовом ключе (3 октавы).
4.
Нахождение заданных нот на инструменте (3 позиции – XII ладов).
5.
Решить упражнение на группировку длительностей.
Критерии оценки теоретических знаний
0 баллов – не отвечает на вопрос;
1 балл – правильный ответ на вопрос
Общая сумма баллов:
1-2 – низкий уровень
3-4 – средний уровень
5-16 – высокий уровень
Практическое задание:
Сыграть гамму 2 октавы
Показатели оценки
- знание нотного текста;
- исполнительский уровень
- выразительность
Критерии оценки практического задания:
0 баллов- навыки не развиты;
1 балл- развиты не в полном объеме;
2 балла- высокий уровень развития навыков (навыков выразительности).
Общая сумма баллов за теорию и практику
0-1балл – низкий уровень
2-3 балла – средний уровень
4-5 баллов – высокий уровень
Личностные и метапредметные результаты определяются методом наблюдения и
фиксируются в таблицах(см приложение 5)
Текущий контроль успеваемости 3 год обучения
Цель: проверить уровень подготовленности учащихся по окончании 1 полугодия

Форма проведения: контрольное занятие
Проверка теоретических знаний
Инструкция: каждому учащемуся раздаются листочки с вопросами, необходимо
письменно ответить на вопросы, дать развернутый ответ
1. Назвать три группы темпов.
2. Назвать характерные интервалы и тритоны.
3. Назвать септаккорды. Виды.
4Что такое консонанс и диссонанс?
Критерии оценки теоретических знаний
0 баллов- не отвечает на вопрос по теоретическому материалу;
1 балл - без ошибок отвечает на вопрос по теоретическому материалу.
Практическое задание:
Сыграть одно произведение
Показатели оценки
- знание нотного текста;
- исполнительский уровень
- выразительность
Критерии оценки практического задания:
0 баллов- навыки не развиты;
1 балл- развиты не в полном объеме;
2 балла- высокий уровень развития навыков (навыков выразительности).
Общая сумма баллов за теорию и практику
0-1балл – низкий уровень
2-3 балла – средний уровень
4-5 баллов – высокий уровень
Итоговая аттестация 3 год обучения
Цель: проверить уровень подготовленности учащихся по окончании учебного года
Форма проведения: контрольное занятие
Проверка теоретических знаний
Инструкция: каждому учащемуся раздаются листочки с вопросами, необходимо
письменно ответить на вопросы, дать развернутый ответ
1. Характерные интервалы и тритоны с разрешением построить в тетради в
тональности.
2. Септаккорды построить в тетради, в тональности.
3. D7 и его обращения построить в тетради с разрешениями, в тональности.
4. Построить в тетради, в тональности доминант септаккорд его обращения и
разрешения. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени.
5. Запись и построение семиступенных ладов, пентатоники, переменных ладов.
Критерии оценки
0 баллов- не отвечает на вопрос по теоретическому материалу;
1 балл - без ошибок отвечает на вопрос по теоретическому материалу.
Практическое задание:
Сыграть два произведения

Показатели оценки
- знание нотного текста;
- исполнительский уровень
- выразительность
Критерии оценки практического задания:
0 баллов- навыки не развиты;
1 балл- развиты не в полном объеме;
2 балла- высокий уровень развития навыков (навыков выразительности).
Общая сумма баллов за теорию и практику
0-1балл – низкий уровень
2-3 балла – средний уровень
4-5 баллов – высокий уровень
Личностные и метапредметные результаты определяются методом наблюдения и
фиксируются в таблицах(см приложение 5)

Приложение 5
Оценочные таблицы проверки теоретических знаний и практических
умений и навыков по программе
Оценочная таблица проверки теоретических знаний по программе
№

Ф.и учащегося
1

Номер вопроса
2
3
4

Общий
балл

1
2
3
Итоговая таблица по определению уровня обученности
Критерии
Ф.И.
Теория
Практика
учащегося
ОбЗнание
Уротеорети- Знание нотИсполниВырази- щая
сумма вень
ческого ного текста
тельский
тельбалматериауровень
ность
лов
ла

Таблица наблюдений личностных результатов развития учащегося
№4
Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________
Возраст____________________________________________________________
Объединение______________________________________________________
Дата начала наблюдения___________________________________________________
Сроки диагностики/
Показатели
1.Организационно-волевые качества:
1.1. Терпение
1.2. Воля
1.3. Самоконтроль
2.Ориентационные качества:
2.1. Самооценка

Первый год обучения
Начало уч. года

Конец уч. года

2.2.Интерес к занятиям в детском объединении
3.Поведенческие качества:
3.1.Конфликтность
3.2.Тип сотрудничества
4. Личные достижения учащегося(участие в конкурсах различного
уровня)
Критерии оценки личностных результатов(используемый методнаблюдение)
0 баллов-показатель не проявляется;
1 балл-показатель проявляется периодически;
2 балла- показатель проявляется постоянно.
Таблица наблюдений метапредметных результатов
№5
Сроки диагностики/
Первый год обучения
Показатели
Начало уч. года
Конец уч. года
Развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой деятельности
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками
Работать индивидуально и в группе
Умение слушать и слышать педагога
Критерии оценки личностных результатов (используемый методнаблюдение)
0баллов-показатель не проявляется;
1балл-показатель проявляется периодически;
2 балла- показатель проявляется постоянно.

Приложение 6
Раздел
Конкурсные
мероприятия

Организация
досуга

Школа
жизни

Государственные традиции
Семейные отношения
Нравственное
воспитание

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Название мероприяЦель
Место проведения
Сроки
тия
Участие в городских Выявление
ДТД и УМ
В течение гоконкурсах в рамках
и поддержда
городского фестива- ка одаренля «Юное дарованых детей
ние»(согласно книге
положений ДТД и
УМ)
Участие в мероприя- Выявление
В течение готиях различного
и поддержда
уровня
ка одаренных детей
Участие в интернетВыявление
В течение гоконкурсах
и поддержда
ка одаренных детей
Творческая МастерОрганизаЦДОД «Олимп»
декабрь
ская «Мастерская
ция досуга.
КоммунистичеДеда Мороза»
ская 74
Самая красивая Валентинка (конкурс
Валентинок внутри
объединения)
Беседа «Школа дорожных наук»
Беседа «Пожарная
безопасность»

Организация досуга.

Формирование правильного
поведения
на дорогах.
Беседа «Моя Россия » Уважение и
Беседа «Традиции
почитание
русского народа»
государственных
традиций
«Семья- главная цен- Воспитание
ность в моей жизни» любви и
«Я и моя семья»
уважения к
близким
Беседа «О законах
Формиронравственности»
вание праБеседа «Дорогою
вильного
добра».
поведения в

ЦДОД «Олимп»
Коммунистическая 74

февраль

ЦДОД «Олимп»
Коммунистическая 74

Сентябрьоктябрь

ЦДОД «Олимп»
Коммунистическая 74

ноябрь

ЦДОД «Олимп»
Коммунистическая 74

декабрь

ЦДОД «Олимп»
Коммунистическая 74

январь

Правовое воспитание
Здоровье

Экология

Патриотическое
воспитание
Экстремальные
ситуации

Работа с
детьми
группы
риска

Работа с

обществе
Беседа «Можно и
Формиронельзя»
вание праБеседа «Правила для вильного
учащихся- это закон» поведения в
обществе
Беседа «Сохрани свое Здороздоровье»
вьесбереБеседа «Твое здорожение.
вье»
Формирование здорового образа жизни.
Беседа «Экология и
Формиромы»
вание беБеседа «Учимся бережного
речь природу»
отношения
к природе
«Мужество»
Воспита«О патриотизме. О
ние любви
Родине.»
к родному
краю.
«Осторожно
Формиро,гололёд!» «Опасные вание праигрушки» «Осторож- вил повено, сход снега» «Без- дения и тб
опасный отдых»
в экстремальных
ситуациях
Собеседования
Вовлечение
трудных
детей в
объединения центра.
Анкетирование.
Изучение
потребностей данной
группы детей.
Мероприятия ЦДОД Раскрытие
и развитие
способностей детей.
Родительское собра- Привлече-

ЦДОД «Олимп»
Коммунистическая 74

февраль

ЦДОД «Олимп»
Коммунистическая 74

март

ЦДОД «Олимп»
Коммунистическая 74

апрель

ЦДОД «Олимп»
Коммунистическая 74

май

ЦДОД «Олимп»
Коммунистическая 74

октябрь
декабрь
март
май

Кабинет СОШ
№38, №36

В течении года

Кабинет СОШ
№38, №36

В течении года

Актовый зал
СОШ №38,№36

В течении года

ЦДОД «Олимп»

В течении го-

родителями

ние «Знакомство с
планом работы объединения на новый
учебный год».
Собеседования.

Анкетирование.

Родительское собрание «Подведение
итогов года»

ние родителей к
творческой
деятельности детей
Приобщение родителей к учебному году,
решение
воспитательных
проблем.
Изучение
потребностей родителей в занятости детей.
Знакомство
с творческими достижениями каждого
учащегося.

Коммунистическая 74

да

ЦДОД «Олимп»
Коммунистическая 74

В течении года

ЦДОД «Олимп»
Коммунистическая 74

В течении года

ЦДОД «Олимп»
Коммунистическая 74

В течении года

Приложение 7
Репертуар
1 год обучения
-Ламбада
- Колыбельная Медведицы(м/ф Умка ищет друга)
- Дом восходящего солнца АМП
- Туман – Сектор Газа
- Звезда по имени Солнце- группа Кино
2 год обучения
- Hit the road jack- Р. Чарльз
- Вставай страна огромная
- Катюша- сл.М.Исаковского
- Темная ночь- сл. В.Агатов, композитор Е.Богословский
3 год обучения
-Venis-Smoking Blue
-Californications-RHCP
- День Победы
- Выйду ночью в поле с конем
- Синий платочек
- У моря синего моря- Л. Агутин
- Кукушка- гр Кино
- Город золотой –Б. Гребенщиков


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».