Инструментальный ансамбль

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеразвивающая

общеобразовательная
программа

программа

–

дополнительная

«Инструментальный

ансамбль»

модифицированная, уровневая (стартовый, ознакомительный уровень),
учрежденческая, разновозрастная, художественной направленности.
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая
программа «Инструментальный ансамбль» разработана на основе:
1.Нормативных правовых актов и государственных программных
документов в области дополнительного образования:
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации;
- Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённая
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014
г. № 1726 – р;
- СанПИна 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций

дополнительного

постановлением

Главного

образования

детей»,

государственного

утверждённый

санитарного

врача

Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41;
- Приказа Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Приказа Министерства образования и науки России от 9 января 2014 г.

№

2

«Об

утверждении

осуществляющими

Порядка

образовательную

применения

организациями,

деятельность,

электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- Приказа Министерства образования,

науки и молодёжной политики

Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми»
от 01.06.2018 года № 214 – п;
- Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от
18.11.2 015 № 09-3242 «О направлении информации» (Методические
рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных программ (включая разноуровненые программы);
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной
политики

Республики Коми

от 27 января 2016 г. № 07-27/45

«Методические рекомендации по проектированию

дополнительных

общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в
Республике Коми».
2.Типовых программ по направлению деятельности:
- Программы Серостанов К.Я. Духовые оркестры// Художественные
кружки:

Программы

для

внешкольных

учреждений

и

общеобразовательных школ. – М.: «Просвещение», 1981.
Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё
позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим,
скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно
преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым.
Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был
умный, талантливый, добрый взрослый.

Игра на музыкальных инструментах – один из любимых видов
музыкальной

деятельности,

обладающий

большим

потенциалом

эмоционального, музыкального, познавательного развития учащихся, слух,
без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и
динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно
осуществляется общее развитие, учащийся учится взаимодействовать со
сверстниками.
- опора на игровую деятельность, как преобладающую в этом возрасте.
При эффективной работе с учащимися по программе «Вокальноинструментальный ансамбль» формируются музыкальные способности,
мелодический слух, чувство движения, ритма, динамики, музыкальная
восприимчивость и память.
Опыт

показал,

насколько

полезно

вовлекать

учащихся

в

самостоятельную деятельность, воспитывать творческое отношение к музыке,
развивать

у

них

интерес,

фантазию,

непосредственность

действий,

увлеченность, стремление по-своему передать образ, импровизировать в игре
намузыкальных инструментов, движении.
Настоящая программа составлена в соответствии с Типовыми
программами для внешкольных общеобразовательных школ по предмету
«Музыка». Эти программы имеют свою ценность: в одних предусматривается
знакомство с каким-то одним видом работы, другие помогли выстроить
систему занятий, спроектировать цели, задачи, ожидаемые результаты с
учетом уровневой специфики возраста учащихся.
Содержаниеуровневой модифицированной программы организовано по
принципу дифференциации, по уровням сложности-«Ознакомительный
уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы. Реализация стартового
уровня предполагает три года обучения.

Программа лабильна и имеет четкую художественную направленность.
Интерес

воспитанников

к

деятельности

ВИА

позволяет

привлекать

подростков девиантного поведения, заполнить активным содержанием их
свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину,
чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и
собственную значимость.
Педагогическая деятельность по программе строится так, чтобы в интересной
дружественной атмосфере формировался активный, устойчивый к стрессам,
самостоятельный, востребованный в обществе гражданин.
Методы и приемы, используемые в программе это: беседы, слушание
музыкальных произведений и композиций, наглядный показ, творческие
мастерские, мастер- классы, практические и репетиционные занятия. Формы
проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают естественное
побуждение

подростка

к

творческому самовыражению,

дополняются

прочными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками
владения музыкальными инструментами. В теоретическом разделе программы
отражены

принципы

взаимодействия

основного

и

дополнительного

образования: обеспечение непрерывности образования, развитие технологии и
идеи личностно-ориентированного образования, создание условий для
формирования опыта творческой самостоятельности подростка и сохранение
свободы детского пространства. Последовательность разделов учебного
материала имеет логическую завершенность: теоретические сведения
подтверждаются и подкрепляются практическими занятиями.

Прогностичность: реализация данной программы создает условия для
развития творческой личности подростка, способного адаптироваться в
социуме.

Рациональность: программа позволяет получить максимально полезный
результат в развитии художественно-эстетического вкуса подростков.

Реалистичность: цель программы соответствует предлагаемым средства
м для ее достижения.

Контролируемость: диагностика эффективности реализации образовател
ьной программы позволяет выявлять динамику развития творческих способн
остей подростков.
Программа рассчитана на учащихся 9-15 лет. В коллектив принимаются все
желающие.

Программа

предполагает

овладение

музыкальными

инструментами и вокально-ансамблевыми навыками, и составляет 432
часа.Срок реализации программы - 3 года. Программа занятий каждого года
обучения

составлена

в

соответствии

с

возрастными

психолого-

педагогическими особенностями подростков. Программа важна тем, что
социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение,
развитие уверенности в себе являются необходимой основой для реализации
своих творческих способностей.
Актуальность программы.

Актуальна работа по созданию данной программы именно учащихся
подросткового возраста. Для них ансамбль - это возможность реализации
стремлений утвердиться в жизни. Способность приносить радость людям
помогает им почувствовать себя нужными. Концертные выступления
показывают, насколько уверенней чувствуют себя дети в обществе. Они
общительны, смело держатся на сцене, начинают импровизировать,
высказывают суждения, пытаются оценить выступление свое и товарищей.
Систематические

занятия

творческой

деятельностью

развивают

положительные черты характера: настойчивость, трудолюбие, чувство
собственного достоинства. Дети становятся мягче, отзывчивей, повышается
культура общения и поведения. Душа и мысли становятся чище. В жизни они
начинают видеть больше прекрасного, чем «темного».
Особенностью программы является внедрение в процесс обучения
компетентногоподхода,
профессиональную

позволяющего

деятельность

на

основе

педагогу
принципов

выстроить
системности,

научности, индивидуального подхода к ребенку, привить способность к
осмыслению и самостоятельному освоению музыкального материала.

Важными компетенциями являются: формирование ценностных ориентаций,
личностных качеств, индивидуальной позиции, социальной значимости;
-образовательная компетенция – информационная, техническая,
культорологическая, исполнительская грамотность; формирование
коммуникативной, творческой личности.
-нравственно - регулятивная компетенция – формирование способности
коррекции жизненных позиций, нравственных идеалов, норм поведения.
Компетенция выпускника ансамбля - мотивированная потребность к
реализации личностной стратегии на саморазвитие и
самосовершенствование.
Педагогические принципы.
В работе с детским ансамблем педагог руководствуется следующими
принципами:
- единства обучения, воспитания и развития – комплексный подход к
формированию личности;
- доступности и ясности – от простого к сложному;
-систематичности и последовательности – постепенное усложнение
музыкального материала;
- креативности – стимулирование самостоятельной творческой активности;
-индивидуализации - сохранение индивидуальных способностей при
коллективноммузицировании;
- демократизации – предоставление свободы саморазвития, самообучения,
самоопределения;
- гуманизации – уважительного отношения к воспитаннику
Организационно – педагогические основы обучения.
Адресат программы:

Данная программа является программой стартового, ознакомительного
уровня, предназначена для детей в возрасте

9-15 лет, без специальной

подготовки.
На данную программу

принимаются все учащиеся, не имеющие

медицинских противопоказаний, на основании письменного заявления
родителей
Отчисление

(законных

представителей)

учащихся

производится

разработанного в учреждении.

несовершеннолетних
на

учащихся.

основании локального акта,

Количество учащихся

в группах

до 15

человек.
Срок и объем освоения программы:
Продолжительность образовательного процесса 3 года обучения . Общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы - 144 ч:
Год

Количество часов

Количество часов

обучения

в неделю

в год

4
4
4

144
144
144
432

1
2
3
ВСЕГО

Формы организации образовательного процесса и виды занятий.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий. Основным
видом занятия является учебное занятие. Формы работы учащихся на занятии
– индивидуальные, групповые, работа в парах. Основной формой учебно–
воспитательного процесса является групповое учебное занятие. Формы
занятий – теоретические, практические, комбинированные. Виды занятий по
программе определяются содержанием программы и предусматривают:
мастерские, тренинги, беседы, игры, конкурсы, выставки, экскурсии, походы,

самостоятельную работу, массовые воспитательные мероприятия, социальные
акции
Педагогические принципы.
В работе с детским ансамблем педагог руководствуется следующими
принципами:
- единства обучения, воспитания и развития – комплексный подход к
формированию личности;
- доступности и ясности – от простого к сложному;
-систематичности и последовательности – постепенное усложнение
музыкального материала;
- креативности – стимулирование самостоятельной творческой активности;
-индивидуализации - сохранение индивидуальных способностей при
коллективноммузицировании;
- демократизации – предоставление свободы саморазвития, самообучения,
самоопределения;
- гуманизации – уважительного отношения к воспитаннику
Основные направления и содержание деятельности.
Эффективность развития, воспитания, обучения детей предполагает
следующие направления деятельности:
-музицирование (овладение навыками игры на инструментах);
- чтение нот с листа;
- творческие игры;
-вокализация (овладение навыками пения);- сценическое мастерство:
(мимика, пластичность, создание образа, импровизация);
-публичное выступление (творческое настроение, преодоление волнения);
-овладение приемами работы с звукоусилительной аппаратурой,
микрофоном;
-здоровьесбережение (создание комфортных условий, недопущение
переутомления, правила техники безопасности).

В работе с инструментальной группой уделяется внимание изучению
способов звукоизвлечения и характерных приемов исполнения, работе над
аппликатурой, постановкой руки (позицией). На начальном этапе обучения
больше времени отводится индивидуальной работе с каждым учащимся. Без
определенной подготовки игра ансамблем недопустима.
На групповых занятиях важно добиться чистоты интонирования,
единства темпоритма, динамической и штриховой гибкости.
Если предстоит разбор нового произведения, непременно
прослушивание записи или исполнение преподавателем, обращая внимание
на решение технически трудных задач. Затем в ходе совместного обсуждения
- возможность самостоятельно разобраться в характере и идее произведения,
найти главную тему, ее разработку, выявить стиль, особенности фактуры,
аккомпанемента и т. д. В конце обсуждения резюмирование, а при
необходимости коррекция выступления и только потом изучение партий.
После ознакомления с партиями игра в медленном темпе отдельно по
фразам, добиваясь динамического баланса между звучанием инструментов.
Когда выучено наизусть, ставятся более сложные задачи.
Игра на инструменте будет естественной, когда исполнитель не будет
связан техническими трудностями, когда замысел и интерпретация будут в
единстве. Необходимо применение различных приемов выразительности в
соответствии с художественными задачами трактовки произведения. В
аккомпанементе солисту- важно добиться подчинения инструментов голосу.
Чтение нот с листа является одним из важнейших эмоционально-побудитель
ных факторов самостоятельной работы исполнителя. Выработка этого навык
а хотя бы на элементарном уровне.
Одним из наиболее эффективных методов развития музыкально-творче
ских способностей является аккомпанирование по слуху. Сначала к простым
мелодиям подбирается аккомпанемент, который ребенок должен услышать
внутренним слухом, ориентируясь в тональности, не искажая авторский замы
сел.

В плане обучения используются творческие игры. Например «минус од
ин». На пленку записывается ранее разученное ансамблем произведение в не
скольких вариантах: первый - без партии соло-гитары, второй - без органа и т
. д. Надо дополнить недостающее звучание в ансамбле своей игрой, пытаясь
импровизировать.
В музыке возможно одновременное сочетание и различных звучаний
и нескольких голосов. Но это сочетание не хаотично, а подчинено определен
ным законам. Р. Шуман писал: «Если бы все музыканты хотели играть в перв
ых скрипках, нельзя было бы составить оркестр. Уважай каждого музыканта
на своем месте». В работе необходимо добиться единого эмоционального на
строя в коллективе, уважения друг друга, умения слушать других, чувства ан
самблевого ритма.
Проблема детского вокального пения издавна привлекала педагогов-му
зыкантов. Одни считали, что пение - естественный факт, присущий ребенку,
но голосовой аппарат не сформирован, и обучать пению нельзя. Лишь после
того, как пройдет мутация, можно начинать обучать петь. Другие считали це
лесообразным занятия пением в детстве, мотивируя это тем, что певческий ак
т зависит не только от голосового аппарата, а от всей психики поющего. Разв
иваются способности, которые не исчезают после мутации. Биографии певцо
в подтверждают, что большинство из них пели в детстве.
Важно добиться владения такими профессиональными качествами, как
правильность звуковедения, дыхания, дикции, чистота интонирования, умен
ие петь в ансамбле, актерское мастерство. Пение должно быть свободное, ес
тественное, не утомляющее ребенка. Изменение голоса при пении подражан
ие кому-либо недопустимо. У каждого ребенка свой собственный тембр голо
са, выразительность, полётность, нужно только развить эти качества.
Д. Б. Кабалевский писал: «Выдающимся певцам приходится вступать в сорев
нование с безголосыми, но отважными эстрадными звездами, пытающимися
заменить отсутствующий голос - микрофоном, богатство человеческих эмоци
й-то мистическим шепотом, то истерическими воплями». Микрофон действи

тельно открыл путь певцам с посредственными голосовыми данными. Но пе
ние через микрофон добавляет не только достоинства, становятся заметны вс
е недостатки. Важно добиться ровного звучания по всему диапазону, отсутст
вию форсированного звука, крикливости при исполнении. Особенно хорошо
дети понимают недостатки в исполнении после прослушивания записей своег
о пения. Часто используя такой прием - результат не заставит себя ждать. Же
лание изменить что-то, добиться правильности исполнения овладевает чувств
ами детей, повышает отдачу при работе над вокальной стороной, повышает и
нтерес к творчеству.
В работе над вокальной техникой не меньше требований предъявляетс
я к дикции и артикуляции. Положение губ, степень раскрытия рта, дыхание,
произношение гласных и согласных это то, без чего невозможно добиться кр
асоты пения.
При подборе репертуара необходимо руководствоваться такими критериями
как:
-доступность;
-художественная ценность;
-педагогическая целесообразность;
-индивидуальность;
-образность:
-соответствие возрасту;
-соответствие характеру исполнителя.
От правильности выбора репертуара зависит творческий и духовный
рост участника, формируется художественный вкус. Добиться, чтобы он был
эмоционально близок, интересен и оказывал воспитательное воздействие.
Поддержка и помощь ребятам в создании собственных сочинений, ведь это
путь к самовыражению в музыке. Чувствуя поддержку и интерес со стороны
руководителя, появляется потребность творить.
Участники вокально-инструментального ансамбля непременно должны
обладать артистизмом, это и сценическое обаяние и мимика, и пластичность

движений. Все это помогает установить контакт со слушателями, создать
музыкально-сценический образ, импровизировать. Важна работа над
сознательной художественной стороной постановки песни, от ее
разучивания до исполнения, не «поучая», а советуясь и помогая найти
интересные решения.
Важным моментом в творческой жизни исполнителя является
публичное выступление. Но возникают определенные трудности.
Взволнованность перед выступлением, приподнятость настроения-все
благотворно действует на творческое вдохновение, но чувство страха и
паническое состояние нежелательно отражаются на психическом состоянии
исполнителей. Практика генеральных репетиции, распевки, прослушивание в
узком кругу, исключая «наставления» перед выступлением. И еще
планирование, как можно большего количества концертов.
Умения и навыки аранжировки произведений основываются на знаниях инст
рументария, приемов звукоизвлечения, формообразования и т. д.
Занятия вокально-инструментального ансамбля подразумевает использ
ование звукоусилительной аппаратуры, электроинструментов, синтезаторов,
компьютерной техники. Чтобы использовать в художественно-практической
деятельности эту и другую технику необходимо помочь приобрести элемента
рные работы с приборами: управлять микшерским пультом, выделять отдель
ные инструменты, создавать звуковые эффекты, петь караоке, используя ком
пьютер и микрофон, пользоваться Интернет, работать с музыкальными прогр
аммами, а также навыкам техники безопасности.
Звукоусилительные системы и микрофоны все больше становятся часть
ю нашей жизни, поэтому знания и навыки, полученные в процессе обучения
становятся актуальными.

Каждый эстрадный вокалист должен владеть нав

ыками работы с микрофоном. Микрофон должен стать еще одним составляю
щим голосового аппарата. Вся работа должна быть направлена на одновреме
нную организацию голосовой системы и микрофона. Добиваясь определенно
го качества звука можно целенаправленно влиять на работу всего голосообра

зующего комплекса.
Дыхание должно быть мягким и беззвучным.
Пение в микрофон позволяет использовать придыхательную манеру.
При пении f - микрофон находится на оптимально далеком расстоянии ото
рта; при пении p – оптимально близкое (возможно прикосновение к губам).
В процессе обучения необходимо учитывать, что такие согласные, как
звонкие - Б, Д и глухие – П, Т должны формироваться на губах с
наименьшим выходом воздуха, это относиться и к звонким и глухим
шипящим. Многие учащиеся сразу не воспринимают преобразованный звук
своего голоса, этот барьер преодолевается методом мысленного пения и
восприятием своего пения изнутри.
Для сохранения физического здоровья особое внимание уделяется
обучению правилам техники безопасности и их соблюдению в процессе
освоения новых инструментов и при выполнении определенных приемов
игры на них, во время репетиций и концертных выступлений.
Для сохранения психического здоровья занятия проводятся в светлом,
хорошо проветриваемом помещении, чередуются различные виды учебной
деятельности. Не допускаются психологические перегрузки, состояния
усталости, переутомления.

Режим занятий:
Режим работы 1,2,3 года обучения для всех групп по 2 часа 2 раза в
неделю, продолжительностью

одного занятия 45 минут с 10 минутным

перерывом между занятиями. Занятия проводятся в групповой форме.

Год
обучения

Количество часов и раз в неделю

Продолжительность
одного занятия в
академических часах

1

2 раза по 2 часа

45

2

2 раз по 2 часа

45

3

2 раза по 2 часа

45

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - развитие музыкальных способностей и формирование
музыкальной культуры для осуществления социально-значимой творческой
деятельности через вокально-инструментальное исполнительство
Задачи.
Обучающие:
- получение знаний об инструменте, практическое освоение его;
- знакомство с теорией музыки;
- представление о том, как создаётся музыкальное произведение;
- получение знаний о музыки вообще и о жанре в частности;
- умение определять составляющие стиля;
-овладение приемами работы с звукоусилительной аппаратурой.
Развивающие:
- развитие творческих способностей участников ансамбля;
- достижение максимально возможного исполнительского уровня;
- реализация творческого и исполнительского потенциала в концертной
программе, чувствуя свою востребованность.
Воспитательные:
-развитие таких личностных качеств, как усидчивость, терпение;
-умение выстраивать взаимоотношения в коллективе, ответственности.

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

Содержание программы. Учебный план.
Учебный план
1 год обучения
№

Вид занятия

Количество часов
теория

1.

Основы музыкальной грамоты

2.

Индивидуальные занятия (игра на 4
инструменте,

всего

-

9

32

36

5

67

72

выступления 4

23

27

121

144

обучение

9

практика

вокалу,

сценическое мастерство).
3.

Групповые занятия в ансамбле

4.

Концертные

(репетиционные занятия, творческие
отчеты)
Всего: 23

Примечание: количество теоретических и практических часов может
варьироваться в зависимости от общемузыкальной

подготовленности

обучающихся.

Содержание программы 1 год обучения.
Индивидуальные занятия на инструменте.
1.Электрогитара.
Теоретические сведения:
теоретические сведения

основ музыкальной грамоты;

знакомство с

инструментом, общие сведения об инструменте, устройство; настройка;
положение гитары при игре, постановка рук, звукоизвлечение, строй; позиции
аккордов, игра с медиатором и без него.
Практическая работа:

аккорды и способы их извлечения; приемы игры правой руки; упражнения в
пределах 1-3 ладов; упражнения в пределах 3-9 ладов.
2. Клавишные инструменты.
Теоретические сведения:
основы

гармонии

и

музыкальной

грамоты;

устройство

клавишных

инструментов; приемы игры на клавишных инструментах в ансамбле; уход и
правила эксплуатации клавишных инструментов.
Практические занятия:
приемы игры одной, двумя руками; клавишные переключения;
упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на
инструменте.
3. Постановка голоса.
Теоретические сведения:
основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного
исполнения; навыки интонирования и владение голосом, особенности
вокального пения в ансамбле.
Практическая работа:
певческая установка; упражнения по развитию силы звука; упражнения на
развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном.
4. Групповые занятия на инструментах.
Теоретические сведения:
основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле;
музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов;
солирующая роль инструментов и вокальной партии.
Практические сведения:
ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков;
совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка
навыков исполнительского мастерства.
5. Концертная деятельность (творческие отчеты)
Теоретические сведения:основы исполнительского мастерства, правила пов

едения на сцене; понятие об ансамбле.
Практические занятия:
участие в мероприятиях, праздниках, творческий отчет.

Учебный план
2 год обучения
№

Вид занятия

Количество часов
теория

1.

Основы музыкальной грамоты

2.

Индивидуальные занятия (игра на 4
инструменте,

всего

-

9

32

36

5

67

72

выступления 4

23

27

121

144

обучение

9

практика

вокалу,

сценическое мастерство).
3.

Групповые занятия в ансамбле

4.

Концертные

(репетиционные занятия, творческие
отчеты)
Всего: 23

Примечание: количество теоретических и практических часов может
варьироваться в зависимости от общемузыкальной подготовленности
обучающихся.
Содержание программы 2 год обучения.
1.Электрогитара.
Теоретические сведения:
основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечение,
принципы построения аккордов); правила эксплуатации инструмента,
подключение, хранение,

возможности электрогитары; игра медиатором.

Практические сведения:
функции бас - гитары, ритм- гитары в ансамбле; виды игры на гитарах ( бас и
ритм- гитарах);

аккордовые упражнения; солирующие партии инструментов в ансамбле.
Практические занятия:
игра совместно с инструментами ансамбля.

2. Клавишные инструменты.
Теоретические сведения:
роль клавишного инструмента

в ансамбле; возможности и обоснование

приемов переключения; приемы игры в разных стилях; основы ансамблевой
игры.
Практические сведения:
исполнение простых по композиции песен, мелодий; развитие навыка
ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского мастерства.

3. Постановка голоса.
Теоретические сведения:
гигиена голоса и слуха; интонирование и певческое дыхание, дикция при
исполнении;
правила работы в ансамбле (с микрофоном); приемы двухголосия.
Практические сведения: работа над репертуаром; ансамблевая работа (пени
е дуэтом, солирующие партии);
работа с микрофоном.

4. Ансамблевая работа.
Теоретические сведения:
функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка
инструментов;
соединение основных партий наизусть.
Практическая работа:
работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем.

5. Концертные выступления.
Теоретические сведения:

основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение,
баланс, настройка инструментов; хранение и использование аппаратуры .
Практическая работа:
участие в мероприятиях; проведение творческих часов; концертные
выступления.
Учебный план
3 год обучения
№

Вид занятия

Количество часов
теория

практика

всего

1.

Основы музыкальной грамоты

9

-

9

2.

Групповые занятия в ансамбле

5

67

72

3.

Работа с музыкальными программами 4

32

36

4.

Концертные

23

527

121

144

выступления 4

(репетиционные занятия, творческие
отчеты)
Всего: 23

Примечание: количество теоретических и практических часов может
варьироваться в зависимости от общемузыкальной подготовленности
обучающихся.
Содержание программы 3 год обучения.

1. Вокально- ансамблевая работа.
Теоретические сведения:
основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в
жизнедеятельности детского дома; роль каждого инструмента в ансамбле;
принципы исполнительского мастерства; чистота исполнения, строй, единство
темпа и ритма в ансамбле; импровизация; солирующая роль инструментов

ансамбля; работа с вокалистами; средства музыкальной выразительности,
используемые в ансамбле; работа с компьютерными программами.
Практическая работа: подключение, настройка инструментов, звуковой бал
анс ансамбля; игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для и
нструментов; подчинение аккомпанемента единым требованиям при игре в а
нсамбле; самостоятельное детское творчество.

2. Основы музыкальной грамоты.
Теоретические сведения:
устройство

и

настройка

инструментов;

солирующая

роль

каждого

инструмента в ансамбле;
подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы
звукоизвлечения и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса
и слуха.
Практические занятия:
солирование; работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка
певческих навыков.

3. Работа с электроаппаратурой
уход и эксплуатация музыкальных инструментов; настройка, подключение,
работа с микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при
работе с электроаппаратурой; работа с музыкальными программами.

4. Концертная (творческая) деятельность.
Теоретические сведения:
основы исполнительского мастерства.
Практические занятия:
музыкальное оформление вечеров; участие в мероприятиях, фестивалях,
конкурсах.
1 год обучения.
Индивидуальные занятия на инструменте.
1. Шестиструнная гитара.

Теоретические сведения: теоретические сведения

основ музыкальной

грамоты; знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте,
устройство; настройка; положение гитары при игре в ансамбле, постановка
рук, звукоизвлечение, строй; позиции аккордов, игра с медиатором и без него.
Практическая работа: аккорды и способы их извлечения; приемы игры
правой руки (баррэ, арпеджио, игра медиатором); упражнения в пределах 1-3
ладов; упражнения в пределах 3-9 ладов; подбор мелодии по слуху.
2. Ударные инструменты (малый барабан, хетт, большой барабан).
Теоретические сведения: знакомство с инструментом, устройство, уход за
инструментом; основы музыкальной грамоты; нотация

для ударных

инструментов. Посадка, постановка рук при игре.
Практические

занятия: упражнения

для развития

рук,

координации

движений при игре; упражнения для малого барабана (одиночные удары);
упражнения для большого барабана и хетта (с ускорением);
ритмические рисунки с ускорением и пунктиром (триоли, форшлаг, синкопа);
принципы игры на ударных инструментах; упражнения для подбора по слуху
ритмических рисунков.
3. Клавишные инструменты.
Теоретические сведения: основы гармонии и музыкальной грамоты;
устройство клавишных инструментов; приемы игры

на

клавишных

инструментах в ансамбле; уход и правила эксплуатации клавишных
инструментов.
Практические занятия: приемы игры одной, двумя руками; клавишные
переключения;
упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на
инструменте; упражнения для подбора по слуху.
4. Постановка голоса.
Теоретические сведения: основы приемов пения и личной гигиены голоса;
основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом,

слуховой контроль; понятие атаки звука; особенности вокального пения в
ансамбле.
Практическая работа: певческая установка; упражнения по развитию силы
звука; упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном.
5. Групповые занятия на инструментах.
Теоретические сведения: основы ансамблевой игры; функции каждого
инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных
звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.
Практические сведения: ансамблевое исполнение простых упражнений,
музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым
сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.
Творческие часы: диспуты, дискуссии, тренинговые занятия по сплочения
коллектива; рефераты, творческие задания по темам учебно-воспитательного
плана; беседы по манерам поведения на сцене и правилам исполнительского
мастерства; концертные выступления на учрежденческих тематических
вечерах.
6. Концертная деятельность (творческие отчеты)
Теоретические сведения: основы исполнительского мастерства, правила
поведения на сцене; понятие об ансамбле, принципы исполнительского
мастерства; рефераты, дискуссии, диспуты, беседы.
Практические занятия: участие учрежденческих праздниках, творческие
встречи с другими группами самодеятельного ВИА (творческий отчет)
2 год обучения.
1. Электрогитара.
Теоретические сведения: основы музыкальной грамоты (приемы игры на
гитаре,

звукоизвлечение,

эксплуатации

принципы

инструмента,

построения

подключение,

аккордов);

хранение,

правила

возможности

электрогитары; игра медиатором; ритмические рисунки и солирующие партии
электрогитары.
Практические сведения.

функции бас - гитары, ритм- гитары в ансамбле; виды игры на гитарах ( бас и
ритм- гитарах); аккордовые и гаммаобразные упражнения; солирующие
партии инструментов в ансамбле; побор по слуху отрывков музыкальных
композиций и фрагментов песен; импровизация и элементы джаза.
2. Ударные инструменты.
Теоретические сведения: устройство и расположение инструмента на
концертных выступлениях; возможности инструмента (партии для малого,
большого барабана, хетта); координация рук и ног; правила эксплуатации
инструмента.
Практические

занятия: игра

совместно

с

инструментами

ансамбля;

солирующие партии ударных инструментов в музыкальных композициях;
подбор

по

слуху

ритмических

рисунков;

импровизация,

создание

собственного стиля игры на инструменте.
3. Клавишные инструменты.
Теоретические сведения: роль клавишного инструмента

в ансамбле;

возможности и обоснование приемов переключения; приемы игры в разных
стилях; джазовые импровизации; основы ансамблевой игры.
Практические сведения: исполнение простых по композиции песен,
мелодий; создание собственного стиля игры (элементы импровизации, джаза);
развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского
мастерства.
4. Постановка голоса.
Теоретические сведения: гигиена голоса и слуха; интонирование и певческое
дыхание, дикция при исполнении; правила работы в ансамбле (с микрофоном);
приемы двухголосия; джазовые импровизации.
Практические сведения: работа над репертуаром; ансамблевая работа (пение
дуэтом, трио, солирующие партии); создание собственного стиля исполнения;
работа с микрофоном.
5. Ансамблевая работа.

Теоретические сведения: функции каждого инструмента в ансамбле;
звуковой баланс; настройка инструментов; работа с монитором; аранжировка
и импровизация.
Практическая работа: работа с репертуаром; вокально-инструментальная
работа с ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле;
подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады.
6. Творческие часы.
Концертные выступления.
Теоретические сведения: основы техники безопасности при массовых
мероприятиях; подключение, баланс, настройка инструментов; хранение и
использование аппаратуры в условиях учреждения.
Практическая работа: участие в поселковых и городских культурных
мероприятиях; проведение творческих часов, совместно с группами первого
года обучения; творческие отчеты и вечера группы второго года обучения;
концертные выступления; участие вмастер- классах.
3 год обучения.
1. Вокально-ансамблевая работа.
Теоретические сведения: основы техники безопасности при работе с
электроаппаратурой; роль ВИА в жизнедеятельности учреждения; роль
каждого инструмента в ансамбле; принципы исполнительского мастерства;
чистота исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация,
создание собственного стиля исполнения, аранжировка песен; солирующая
роль инструментов ансамбля; работа с вокалистами (использование элементов
джаза); понятие о музыкальных стилях и направлениях современности;
средства музыкальной выразительности, используемые в ансамбле.
Практическая работа: подключение, настройка инструментов, звуковой
баланс ансамбля; игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для
инструментов; гармония, подбор по слуху музыкальных произведений;
создание и игра в собственном стиле и манере исполнения; подчинение

аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле; ритмические
аранжировки, импровизация, самостоятельное детское творчество.
2. Основы музыкальной грамоты.
Теоретические

сведения: устройство

и

настройка

инструментов;

солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной
партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечений и вокального
искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха;
Практические занятия: упражнения с использованием импровизаций,
элементов

джаза

и

аранжировка

песен

собственного

исполнения;

самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор
партий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение
песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса,
работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.
3. Работа с электроаппаратурой
уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях учреждения;
настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс;
основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; запись
фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров.
4. Концертная (творческая) деятельность.
Теоретические сведения: основы исполнительского мастерства; творческие
рефераты, диспуты , дискуссии; беседы, слушание лучших композиций
российской и зарубежной эстрады.
Практические

занятия: музыкальное

оформление

вечеров,

дискотек;

участие в поселковых и городских мероприятиях, фестивалях, конкурсах;
творческие часы, отчеты, практические занятия, совместно с учащимися 2 и 3
года обучения; участие вмастер- классах; гастрольная деятельность ВИА в
окружном масштабе.
5. Звукооператорская деятельность.

Теоретические

сведения: выстраивание

инструментов

ансамбля

по

камертону; работа звукооператора, роль, его участие в проведении
концертных номеров; звукозаписывающие устройства (строение, принцип
звукозаписи); баланс звука; акустика зала.; устройство пульта, значение
верхних и нижних частот монитора; усилительная аппаратура: строение, роль,
мощность, возможности.
Практические навыки: звукобаланс микрофонов (акустика, выстраивание
звука в зале); регулирование звука на мониторе (выстраивание частот);
звукозапись инструментов (минусовка); запись фонограмм ансамблевой игры;
звукооператорская деятельность во время мероприятий.
6. Профессиональное ориентирование школьников.
Теоретические сведения: беседы о направлениях в музыке и тенденциях
музыкальных

направлений;

встречи

с

представителями

профессий

звукооператора и музыкантами - исполнителями (СДК, КДСК, музыкальные
школы); обучение умению составлять личностно-ориентированный план;
составление личностной базы данных своих умений и навыков, интересов и
склонностей;

информация

о

поступлении

и

дальнейшем

обучении

воспитанников в музыкальных училищах.
Практические навыки: экскурсии в ДК (цель: расширение кругозора воспи
танников о профессиональной деятельности представителей профессий, связ
анных с звукооператорской работой, вокально-инструментальным направлен
ием и т.д.); профессиональные пробы воспитанников (концертная деятельнос
ть); записи произведений собственного сочинения и исполнения (альбом гру
ппы), концертные выступления;
7. Индивидуальная работа.
Теоретические

сведения: солирующая

роль

каждого

инструмента

в

ансамбле; подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам;
основы музыкальной грамоты; аранжировка и импровизация на инструментах;
основы построения секстаккордов и септаккордов; хроматические гаммы;
вариации на заданные темы; основы джазового исполнения.

Практическая работа: исполнение

ранее изученных произведений с

вариациями и собственной аранжировкой; подбор по слуху музыкальных
произведений; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле;
записи произведений собственного сочинения и исполнения (альбом группы);
участие и проведение мастер- классов для учащихся 1-2 года обучения;
проведение собственных творческих вечеров; гастрольная деятельность ВИА
в окружном масштабе.
Календарно-тематическое планирование

1. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения(Приложение №1)
2. Календарно-тематическое планирование 2 года обучения(Приложение №2)
2. Календарно-тематическое планирование 3 года обучения(Приложение №3)
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Прогнозируемые результаты после 1-го года обучения:
К концу первого года обучения учащийся будет:

Гитара
Знать:
1. Принцип построения мажорных гамм.
2. Гаммы ре, ля (мажор) в пределах 1 и 5 позиций.
3. Аппликатуры мажорных и минорных гаммы в 4, 5, 7, 9 позициях.
4. Аппликатуру минорных и мажорных аккордов.
5. Технику безопасности.
6. Нотную буквенную запись, знаки сокращения записи.
Уметь:
1. Играть мажорные гаммы до 3-х знаков в одну октаву.
2. Играть минорные и мажорные аккорды и быстро перемещаться между ними.
3. Определять местоположения любого аккорда.
4. Пользоваться гитарными эффектами.

Ударные инструменты.
Знать:
1. Длительности нот, размер, нотную запись для барабанов. 2. Название
барабанов и тарелок.
2.Основные ритмические рисунки, используемые в ВИА.
Уметь:
1. Играть четыре базовых упражнения на время в темпе.
2. Играть акцентированным ударом, подчеркивать нужную долю.
3. Работать с метрономом.
Клавишные инструменты.
Знать:
1. Построение и обращения аккордов.
2. Запись аккордов буквенными обозначениями.
3. Назначение программ (звуков) в электронных клавишных.
Уметь:
1. Обращаться с современными клавишами, программировать звуки.
2. Играть обеими руками. Левая - педаль. Правая - мелодия.
Вокал (основы чистого интонирования).
Знать:
1. Принципы вокального дыхания.
2. Основные правила вокальной дикции и гигиены голоса
Уметь:
1. Чисто интонировать.
2. Петь несколько произведений разного характера.
3. Петь в ансамбле.
4. Правильно дышать во время пения.
Второй год обучения.
По окончании второго года обучения учащиеся будут владеть навыками
ансамблевой игры: ритма, темпа, четкого исполнения своей партии; получат
опыт коллективного создания произведения, его аранжировки, исходя из
достигнутого уровня исполнения.
Ансамбль
Знать:
1. Знать и понимать роль своей партии и её места в ансамбле.
2. Ансамблевые партии на память.
3. Стилистику аккомпанемента.
Уметь:
1. Играть в ансамбле, четко вступать, соблюдая общий темп, ритм, звуковой
баланс.
2. Аккомпанировать в выбранной стилистике.
3. Пользоваться исполнительскими приёмами и штрихами.
4. Петь в унисон, на два голоса и каноном.

Третий год обучения. По окончании третьего года обучения учащиеся будут
уметь создавать усложненные аранжировки; постоянно работать над
повышением исполнительского уровня; получить навыки по сценодвижению,
многоголосному вокалу, исполнению сольных номеров. Исходя из
совокупности полученных навыков, будут уметь аккомпанировать,
интонировать и создавать музыкальные произведения.
Ансамбль
Знать:
Построение формы произведения.
2. Выразительные средства.
3. Построение вокального и инструментального контрапункта.
4. Принципы гармонизации мелодии.
5. Элементы импровизации.
6. Основы композиции.
Уметь:
1. Выстраивать форму произведения.
2. Пользоваться музыкальными выразительными средствами.
3. Строить вокальный, инструментальный контрапункт.
4. Делать аранжировки для конкретного состава ансамбля.
5. Сочинять мелодию на заданную гармонию.
6. Гармонизировать аккордами мелодию
7. Владеть синтезом навыков пения и аккомпанемента
Способы, используемые при определении результативности учебного
процесса:
- индивидуальное прослушивание
- зачёты
- информационная таблица результативности.

Формы подведения итогов реализации программы.
При

подведении

итогов

реализации

используютсяследующие формы:
- открытые занятия,

образовательной

программы

- отчётные концерты,
- фестивали,
- конкурсы,
- анкетирование.
Открытые занятия и зачёты проводятся один раз в год.
Отчётные концерты проводятся один раз в полугодие при участии и оценке
педагогов
музыкального отдела.
Способы обучения строятся на дифференцированной основе, исходя из
личностных качеств обучаемых.
Прогнозируемые результаты после 2-го года обучения:
Учащиеся будут знать:
-основы нотной грамоты;
-первичные навыки аккомпанемента;
-навыки сценического поведения;
-понятия гигиены голоса и слуха;
-правила

техники

безопасности

при

работе

с

электромузыкальным

инструментом, усилительной аппаратурой.
Учащиеся будут уметь:
-играть совместно с ансамблем солирующие партии;
-играть произведения по табулатуре;
-применять приемы двухголосия.

Прогнозируемые результаты после 3-го года обучения:
Учащиеся будут знать:
- основы нотной грамоты;
- основы звукоизвлечения и вокального искусства;
- настройку инструментов;

- сольное исполнение на инструменте.
- основы звукорежиссерской деятельности.
Учащиеся будут уметь:
-играть выразительно солирующие партии и ансамблевые партии;
-выразительно исполнять вокальные произведения;
-применять сценические навыки на выступлении;
-работать с музыкальными программами на компьютере.
5. ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ
Порядок аттестации учащихся

регламентируется

локальным актом

«Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся МУДО «ЦДОД «Олимп».
Аттестация учащихся включает в себя:
-

текущий

контроль

общеобразовательной

успеваемости
программе

-

учащихся

по

дополнительной

дополнительной
общеразвивающей

программе, который предусмотрен этапами педагогического контроля
дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программе.

При

программеподведении

по

дополнительной

итогов

реализации

образовательной программы используютсяследующие формы:
- открытые занятия,
- отчётные концерты,
- фестивали,
- конкурсы,
- анкетирование.
Открытые занятия и зачёты проводятся один раз в год.
Отчётные концерты проводятся один раз в полугодие при участии и оценке
педагогов

музыкального отдела.
Способы обучения строятся на дифференцированной основе, исходя из
личностных качеств обучаемых.
Тестовые задания для учащихся первого года обучения
1. Понятия о средствах музыкальной выразительности.
2. История, устройство инструмента, виды и функция инструмента в анса
мбле: гитара, клавишные, ударные.
3. Обозначение аккордов (ритмические рисунки для ударных инструменто
в)
4. Понятия о стилях музыки, направлениях музыкального искусства.
5. Гигиена слуха и голоса.
6. Правила техники безопасности при игре в ансамбле.
7. Самостоятельное исполнение 1-2 произведений разного характера.
Тестовые задания для учащихся второго года обучения
1. Принципы игры и вокального исполнения в ансамбле.
2. Функция каждого инструмента в ансамбле (настройка)
3. Самостоятельное исполнение 2 произведений.
4. Техника безопасности при работе на электроинструментах.
5. Уход за инструментами и настройка гитары, рабочего барабана.
6. Понятие импровизации и аранжировки музыкальных произведений.
7. Принципы игры в вокально-инструментальном ансамбле.
Тестовые задания для учащихся третьего года обучения
1. Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой.
2. Функции и назначение инструментов ансамбля.
3. Понятие аранжировка и импровизация (на примере песен собственного
сочинения)
4. История российских и зарубежных рок- групп («Кино», «Машина врем
ени», «Алиса», «Ария», «Scorpions», «ДДТ» и др.)

Истоки джазной манеры игры (от 3 до 5 произведений)
5. Особенности организации вокально-инструментального ансамбля (прин
ципы, звуковая аппаратура и т. д.)
6. Составление проекта собственного концертного выступления.
7. Основы звукооператорской работы.
8. Мой сценический образ.
Перечень рефератов и творческих работ для учащихся:
1. «История российского рока»
2. «Бардовская песня»
3. «Рассказ о моем ВИА»
4. «Музыка в кино»
5. «Каким я хочу быть музыкантом?»
6. «Традиции российского рока»

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Этапы педагогического контроля
Вид контроля
Входящий

Цель

Содержание

Выявить уровень

Основы

муз.грамоты

первоначальных

ритм,

знаний и умений

Прослушивание.

метр,

такт,

-

лад.

Формы

Критерии

Практическое

ТЕОРИЯ

занятие

- Что такое лад;

(опрос,

- Что такое темп;

практические

- Что такое ритм;

задания)

- Что такое ансамбль и солист
ПРАКТИКА
- Повторяет ритмический рисунок;
- Определяет лад;
- Правильно интонирует звук
- Правильно произносит звук при пении
БАЛЛЫ
1б-учащийся не справляется с заданием
2б-учащийся справляется с заданием при
небольшой помощи взрослого
3б-учащийся справляется с заданием
самостоятельно
УРОВНИ
Низкий-1-1,5

Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3
Выявление всех
Текущий

вокальных
навыков через
упражнения.

Уровень овладения

Практическое

теоретическими знаниями

занятие(опрос,

- Что такое унисон;

и практическими

практические

- Что такое ансамбль, разновидности;

умениями основных

ТЕОРИЯ

задания)

ПРАКТИКА

вокально-хоровых

- Исполнять ритмическое упражнение для

навыков

вокального ансамбля;
- Соответствие «ауфтатка»,
«снятия»,звуков темпу и характеру
произведения:
- Работа над одинаковым
артикуляционным движением;
-Работа над идентичностью фонетики
БАЛЛЫ
1б-учащийся не справляется с заданием
2б-учащийся справляется с заданием при
небольшой помощи взрослого
3б-учащийся справляется с заданием
самостоятельно
УРОВНИ
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5

Высокий-2,6-3
Тематический

Выявить уровень
овладения
программой

Уровень освоения

Комбинированная

теоретическими знаниями

форма

и практическими
умениями по разделам
программы

ТЕОРИЯ
-Технику безопасности в МУДО «ЦДОД
«Олимп»;
-Правила поведения на занятии, во время
посещения театров, филармоний,
концертных залов;
-Основные правила охраны голоса;
-Особенности и возможности певческого
голоса;
-Понятия артикуляция и артикуляционный
аппарат;
-Понимание по требованию педагога словпеть мягко,нежно, легко;
-Типы и виды дыхания;
-Что такое унисон;
-Что такое ансамбль, разновидности
-ТСО;
-Поведение певца до выхода на сцену и во
время концерта;
ПРАКТИКА
-Правильно дышать: делать небольшой
спокойный вдох, не поднимая плеч;

-Петь короткие фразы на одном дыхании;
-В подвижных песнях делать быстрый
вдох;
-Петь учебно-тренировочные упражнения в
разных тональностях;
-Петь легким звуком, без напряжения;
-Петь достаточно чистым по качеству
звуком, легко, мягко, непринужденно;
-Правильность интонирования звука
-Правильно произносит звук при пении;
-Повторяет ритмический рисунок;
-Определяет лад;
-Передавать характер произведения и ее
динамические оттенки;
-Петь в ансамбле: чисто и слаженно в
унисон;
-Соответствие «ауфтатка», «снятия»;
-Спеть выразительно, осмысленно, в
спокойном темпе фразу с ярко
выраженной конкретной тематикой
-Анализировать исполняемые
произведения; дать критическую оценку
своему исполнению;

БАЛЛЫ
1б-учащийся не справляется с заданием
2б-учащийся справляется с заданием при
небольшой помощи взрослого
3б-учащийся справляется с заданием
самостоятельно
УРОВНИ
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Периодичность

Цель

Формы

Показатели, критерии

Контрольное занятие

ТЕОРИЯ

Содержание
Конец первого

Выявить уровень овладения

года обучения

программой за 1- ыйгод

Уровень

(Степень овладения

- Типы. Виды дыхания;

обучения

освоения

вокально-хоровыми

- Понятие артикуляция, артикуляционного

теоретическим

З,У,Нами).

аппарата;

и знаниями и
практическими

- Что такое атака звука, виды атаки;
ПРАКТИКА

умениями по

- Использует правильное дыхание при пении,

разделам

поет короткие фразы на одном дыхании;

программы

- Правильно интонирует звук;
- Правильно произносит звук при пении;
- Поет легким звуком;
- Поет выразительно, осмысленно
Баллы
1б-учащийся не справляется с заданием
2б-учащийся справляется с заданием при
небольшой помощи взрослого
3б-учащийся справляется с заданием
самостоятельно
Уровни
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
Периодичность

Цель

Формы
Содержание

Показатели, критерии

По освоению

Выявить уровень овладения

дополнительной

программой за 1- ый год

Контрольное занятие

ТЕОРИЯ

Уровень

(Степень овладения

- Типы. Виды дыхания;

общеобразователь обучения

освоения

вокально-хоровыми

- Понятие артикуляция, артикуляционного

ной-

теоретическим

З,У,Нами).

аппарата;

дополнительной

и знаниями и

общеразвивающе

практическими

й программы

умениями по

- Использует правильное дыхание при пении,

разделам

поет короткие фразы на одном дыхании;

программы

- Правильно интонирует звук;

- Что такое атака звука, виды атаки;
ПРАКТИКА

- Правильно произносит звук при пении;
- Поет легким звуком;
- Поет выразительно, осмысленно
Баллы
1б-учащийся не справляется с заданием
2б-учащийся справляется с заданием при
небольшой помощи взрослого
3б-учащийся справляется с заданием
самостоятельно
Уровни
Низкий-1-1,5
Средний-1,6-2,5
Высокий-2,6-3

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО –ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
6.Образовательные и учебные форматы
(формы, методы, приёмы, педагогические технологии)
Занятия в ансамбле проводятся 3 раза в неделю: индивидуальные, мелко –
групповые, групповые занятия, общие репетиции.
Время и число занятий: - групповые занятия – 2 занятия по 2 академических
часа (всего 4 часа);
- индивидуальные и мелко - групповые занятия –4 занятия по 0,5
академическихчаса (всего 2 часа).
- общие (сводные) репетиции – 1 занятие по 2 академических часа;
- всего – 8 часов.
В составе могут заниматься дети разного года обучения. Количество детей
колеблется от 5 до 7 человек.

Система дидактических принципов
Реализация
преподавании

технологии

деятельностного

обеспечивается

следующей

метода
системой

в

практическом
дидактических

принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно
участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей,
общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик
с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой
науки в системе наук).
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога
являются открытые учебные занятия, концертная деятельность.
На период актированных дней, карантинных мероприятий, отсутствием
учащегося по уважительным причинам предусмотрена самостоятельная
работа, которая выражается в выполнении комплекса упражнений, работа с
текстами песен. По окончанию актированных дней, карантина организуется
консультаций с учащимися, испытывающими затруднения при изучении
учебного материала.
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане воспитательной
работы, которая планируется педагогом ежегодно. (Приложение № 3)
План воспитательной работы направлен на воспитание духовно-развитой,
творческой личности:
- работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы,
консультации) предполагают взаимопомощь в формировании целостных
личностных качеств у детей;

- условием нравственного воспитания детей и молодежи в объединении
является общение на доверительных началах;
- создание дружеской атмосферы в коллективе;
- участие в концертной деятельности воспитывает ответственность
перед коллективом, самостоятельность и веру в свои силы; прививают навыки
общения друг с другом, сплачивают коллектив, раскрывают творческие
возможности ребят;
- посещение

концертов

воспитывает

художественно-эстетические

качества личности, музыкальный вкус.
Ежегодно к программе прилагается репертуарный план по годам обучения.
(Приложение № 4)
Условия реализации программы
7.Материально-техническое обеспечение
Программа «Вокально-инструментальный ансамбль» реализуется на базе
«СОШ №38»(ул. Коммунистическая,74 (МАОУ).
Занятия проходят в просторном кабинете (зале) с естественным и
искусственным освещением, хорошей вентиляцией. Для хранения наглядных
пособий есть отдельный шкаф. Для просмотров видеофильмов и презентаций есть
ноутбук и проектор.
Средства, необходимые для реализации программы:
- информационно-методические (учебно-методические пособия, нотная
литература, аудиозаписи, видеозаписи, дидактические материалы);
-

технические:

звукоусилительная

аппаратура

(усилитель,

колонки,

микшерский пульт, ревербератор, компрессор), микрофоны, электрогитары,
синтезаторы звука, компьютер с программами обработки звука (миди-,
караоке-проигрывателями,

программами

изменения

программами записи голоса и инструментального материала);

тональности,

- организационные (репетиционная комната, зрительный зал, возможность
приобретения костюмов).
Учебная деятельность.
Учебно-методический комплекс обеспечения программы составляют:
1.Учебно-методические пособия:
- специальная, методическая литература;
- нотная библиотека.
2. Дидактические материалы:
- аудиозаписи;
- видеозаписи;
- табулатура;
- клавиатура.
Учебная деятельность в ансамбле направлена на формирование и развитие
предметных и ключевых компетенций.
Культурологическая

-

знание

терминов,

взаимодействие с окружающим миром, наличие

понятий,

культурное

духовных потребностей,

создание ситуаций в которых обучающийся приобретает опыт саморегуляции
и

самоконтроля

(проводятся

занятия-беседы,

викторины,

посещение

концертов, фестивалей).
Методы диагностики - педагогическое наблюдение, тесты.
Техническая - владение приёмами игры на инструменте, вокального
исполнения, сценического мастерства (упражнения, творческие задания,
сольфеджирование, слушание музыки).
Методы

диагностики

–

педагогическое

наблюдение,

обсуждение,

викторины, поурочный контроль.
Информационная- знание компьютерной грамотности.
Метод диагностики - педагогическое наблюдение, коррекция.
Исполнительская - умение держаться на сцене, контролировать процесс
исполнения.
Методы диагностики - педагогическое наблюдение, обсуждение.

Аналитическая - умение анализировать свою собственную деятельность,
уметь видеть собственные недостатки и находить способ их преодоления).
Методы диагностики - педагогическое наблюдение, коррекция.
Здоровьсберегающая – умение расслабиться, ориентация на здоровый образ
жизни.
Методы диагностики - педагогическое наблюдение, учет заболеваемости.
Воспитательная деятельность
Воспитательная деятельность направлении на становление у воспитанников
ценностно-смысловой

компетенции

–

отзывчивости,

доброты,

толерантности, ответственности, гражданственности, патриотизма.
Методами организации воспитательной деятельности являются:
- беседы, посещение концертов с последующим обсуждением;
- участие в мероприятиях, концертах;
- стимулирование, поощрение;
- разучивание и слушание высокохудожественных произведений;
- совместное обсуждение поступков, ситуаций.
Развивающая деятельность
Все виды деятельности в коллективе носят развивающий характер,
что способствует общему развитию ребёнка, его способностей, воображения,
представлений, мышления, внимания.
Важным является нахождение своего места в социокультурном пространстве;
овладение инструментом, сценическим и вокальным мастерством; быть
самостоятельным, инициативным, творческим без комплексов человеком.

Методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение программы
«СОШ №38»

8.Список литературы:
Для педагога:
1. Ровнер В. «Работа самодеятельного вокального ансамбля», Сб-П.,1983г
.
2. Огородников Д. «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле», К., 19
80 г.
3. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аксенов А. М., 1999г.
4. В. Яшкин. «Вокально-инструментальные ансамбли». М., «Знание»,1980
г.
5. Э. Фрадкина. «Поп-музыка. Взгляды и мнения». М., «Советский композ
итор», 1977 г.
6. «Русская советская эстрада 1946-1977. Очерки истории». М., «Искусств
о»,1981 г.
7. Лев Мархасев. «В легком жанре». М., «Советский композитор», 1984 г.
8. «Вокально-инструментальные ансамбли и группы СССР». Библиографи
ческий указатель. Дискография 1972-1984 гг. В. В. Ястребов, 1985 г.
9. Евгений Федоров. «Рок в нескольких лицах». М., «Молодая гвардия», 1
989 г.
10. Андрей Бурлака. «Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопеди
и». М., «Книга», 1990 г.
11. «Кто есть кто в советском роке». А. Алексеев, А. Бурлака, А. Сидоров,
МП «Останкино», 1991 г.
12. «Дискография советской и российской поп-рок эстрады». А. И. Чурляев
. «Дискограф», 1998 г.
13. Артемий Троицкий. «Рок в Союзе». М., «Искусство», 1991 г.
14. Леонид Дербенев. «А жизнь идет». Песни родные и близкие. «Центрпол
и-граф», 2000г.

15. Вячеслав Добрынин. «Доктор Шлягер» — слова Михаила Шаброва». М
., «Олма-Пресс», 2002 г.
16. Яков Голяков. «Словно день тому назад». «Аллетейя», 2003 г.
17. Олег Непомнящий. «Однажды наступит завтра», «Сирена», 1999 г.
18. Раймонд Паулс. «Мелодия в ритме жизни». М., «Молодая гвардия», 198
9 г.
19. Андрей Макаревич. «Все очень просто». «Радио и связь», 1991 г.
20. Максим Капитановский. «Все очень не просто». «Оракул», 1994 г.
21. Оскар Фельдман. «Не только воспоминания». М., «Олма-Пресс», 2000 г
.
22. Леонид Борткевич. «Ольга и "Песняры"». М., «Вагриус», 2003 г.

Интернет – ресурсы:
http://www.ermolov.ru/- персональный сайт композитора А. Ермолова
http://kolmagorova.ru/ персональный сайт композитора Колмагоровой
http://voskresensky.ksdk.ru/audio.php- персональный сайт композитора Д.
Воскресенского
http://avarlamov.ru/- персональный сайт композитора А. Варламова
http://urokymusiki.ucoz.ru/ тематический сайт
http://www.uchportal.ru/load/133- тематический сайт
http://musuroki.ucoz.ru/publ/programma_dlja_1_klassov/1-1-0-5- тематический
сайт
http://svetlana-plus.ucoz.com/load/uchim_uchimsja/8- тематический сайт
http://muzruk.info/?p=15- тематический сайт
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/- тематический сайт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».