ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные
способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с
детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Особенности
театрального
искусства
–
массовость,
зрелищность,
синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающеэстетическом воспитании учащихся, так и в организации их досуга. Театр симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом.
Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем,
музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Большую роль в решении проблемы личностного развития может сыграть
театр (театральные занятия), так как театр:
1.
искусство
синтетическое,
объединяющее
музыку,
живопись,
пластику в единое театральное действо;
2.
основа театра – игра – является ведущим видом деятельности.
Игру традиционно связывают с детством. Цель игры – удовольствие,
которое человек получает благодаря собственной деятельности. Однако
нецелесообразность игры вовсе не исключает её полезного результата. С
помощью игры человек имеет возможность развивать в себе те или иные
качества (силу, ум, координацию движений, внимание и т.д.), получать новые
знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам
недостижимы в обычной жизни.
Функции игры:
•
развивающая
•
компенсаторная
•
терапевтическая
Учащийся,
идентифицирует
себя
с
окружающими
взрослыми
и
литературными персонажами, с животными, учится развивать ролевую игру.
Больше учащиеся уделяют внимание тому, насколько правильно их партнёр
разыгрывает ту или иную роль, направляют друг друга. Воспитательные
возможности
театральной
деятельности
широки.
Театральные
занятия
выполняют одновременно воспитательную, познавательную и развивающую
функции и ни в коей мере не сводятся к подготовке выступлений. Участвуя в
ней, учащиеся знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии
через образы, звуки, диалоги. Развивается эмоциональная сфера ребёнка через
сочувствие
персонажам
разыгрываемых
ситуаций.
Формируется
опыт
социальных навыков поведения. Игровые упражнения, выступают как способ
адаптации
учащегося
к
школьной
среде.
Проиграв
этюд-эксперимент,
школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на
своем жизненно – игровом опыте предположения и варианты поведения и
решения подобной проблемы. В то же время театральное искусство
(театрализация) способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е.
помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство
товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества,
необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой; пробуждает
интерес к литературе, учащиеся начинают читать с удовольствием и более
осмысленно; активизирует и развивает интеллектуальные и творческие
способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста
словом всего того, что связано с игрой в театре. Работа педагога заключается в
создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все
интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в
коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё
время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация
самобытности, самостоятельности каждого ребёнка.
Актуальность данной программы в ее социализации, то есть адаптации к
местным условиям, учитывая ряд веских причин:
1. все возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе;
2. интересы учащихся в других сферах деятельности (занятия спортом,
танцами, изучение иностранных языков);
3. наличие «отвлекающих» факторов (компьютерные игры, Интернет);
4. ослабленное здоровье учащихся (дефекты речи, нарушение осанки,
заболевания органов дыхания, отклонения в психике – гиперактивность);
5. прием учащихся с недостаточной мотивацией к обучению;
6. ориентированность
родителей
обучать
учащихся
«для
предполагает дальнейшее профессиональное обучение,
себя»,
не
педагогически
целесообразно приспособить к возможностям и желаниям учащегося, тем
самым, повышая заинтересованность учащихся в обучении.
Особенность дополнительной общеобразовательной - дополнительной
общеразвивающей программы «Театральная азбука» разработана на основе
программ Рубининой Ю.И., Перельмановой Е.П., Яковлевой Т.Ф. Театральный
кружок // Художественные кружки: Программы для внешкольных учреждений
и общеобразовательных школ. – М.: «Просвещение», 1981. С данных программ
взяты цели и задачи.
Новизна данной программы состоит в том, учащиеся погружается в
занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают
в мир музыки, слова, литературы, живописи, и т.д. при этом рождается
сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором
нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От
каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы,
даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.
Цель программы:
создать комфортную эмоциональную среду: для формирования
потребности учащихся в регулярных занятиях театральной деятельностью; для
развития познавательных и творческих способностей, учащихся через игру,
театрализацию, практические занятия по сценическому мастерству.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучение учащихся взаимодействовать в игре
- формирование первичных представление о театре, работе актёров;
- ознакомление учащихся с театральной терминологией;
- ознакомление с основами театральной культуры;
- обучение речевому дыханию, артикуляции;
- пополнение словарного запаса;
- обучение элементарных навыков эмоциональной разгрузки (релаксации);
Развивающие:
- развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности,
находчивости, воображения, образного мышления;
- развитие логического и абстрактного мышления, пространственное
воображение;
- развитие эстетического вкуса, творческих способностей и фантазии
учащихся;
- развитие интереса к сценическому искусству, к актёрскому мастерству;
- развитие умения согласовывать свои действия с другими детьми;
Воспитательные:
- воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со
сверстниками;
- воспитание культуры поведения в театре;
- воспитание устойчивого интереса к театральной деятельности;
- воспитание позитивного отношения к культуре и искусству.
Характеристика программы:
Вид - дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная
общеразвивающая программа
Направленность: художественная
Тип – модифицированная
Классификация:
По возрастному принципу - разновозрастная
по масштабу действия – учрежденческая
по срокам реализации – 1 года
Организационно – педагогические основы обучения.
Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения, 2 часа в неделю, 72
часа
1 год обучения -2 часа в неделю, 72 часа в год.
Режим работы 1года обучения для всех групп по 2 часа 2 раза в неделю
продолжительностью 35 минут с 10 минутным перерывом между занятиями.
Занятия проводятся в групповой форме. Активизация и стимулирование
деятельности учащихся проходит через учебные познавательные игры,
экскурсии, через создание проблемных ситуаций.
Выполнение программы рассчитано на обучение учащихся в возрасте от 7
до 9 лет без специальной подготовки.
Отчисление учащихся производится на основании локального акта,
разработанного в учреждении.
Методологические основы обучения:
Формы проведения занятий:
беседа, игра, чтение и обсуждение спектаклей. Формы организации
учебной работы: коллективная, групповая.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия включают в
себя теоретическую часть в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала (с использованием компьютерных технологий) и практическую
деятельность обучающихся. Программа предусматривает
групповую,
фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с
использованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
словесные (рассказ, беседа),
наглядные
(демонстрация
пособий,
иллюстраций,
показтехнологических приемов наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами)
практические (выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
репродуктивные (воспроизводящий)
частично-поисковые
(выполнение
заданий с элементами
творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
проблемные
3) По степени самостоятельности:
работа под непосредственным руководством педагога;
совместная работа;
самостоятельная работа.
Для стимулирования у учащихся положительного отношения к занятиям и
успешной реализации образовательной программы, используются следующие
методы:
Методы стимулирования;
Исследовательский (творческий поиск
Рефлексия;
Создание на занятии ситуации занимательности (любопытные
примеры и парадоксальные факты);
Образное эмоциональное изложение материала;
Убеждение. Упражнение. Мотивация (поощрение);
Репродуктивный;
Объяснительно-иллюстративный.
Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов.
Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве
психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды,
используются словесные игры, загадки. Постоянный поиск новых форм и методов
организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми
более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Ожидаемые результаты
знает:
•Что собой представляет театр (зрительный зал, сцена, раздевалка,
гримерочная и т.д.)
•Люди, каких профессий работают в театре. (Директор, режиссер, драматург,
актер, художник, гример, композитор, костюмер и т.д.).
•О средствах выразительного чтения.
•О сценических движениях.
•О сценических чувствах актера.
умеет:
Выразительно читать художественные произведения, используя все средства
выразительного чтения.
•Двигаться в пространстве сцены.
•Читать, грамотно артикулируя;
•Общаться в коллективе сверстников, слушать и слышать партнера по сцене,
соблюдать дисциплину, правила культурного поведения.
Итоги обучения заключается в постановочной работе мини спектакля.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п
Разделы, тема.
Общее
кол-во
В том числе
Теория
Практика
часов
1
Введение в предмет. История театра.
2
2
0
6
2
4
8
0
8
14
3
11
Актер и его роль.
2
Игры на внимание, воображение,
фантазию, сюжетно – ролевые.
3
Игры - упражнения по развитию речи.
ПК.
4
Сценическое пространство и
театральные игры. ПК
5
Основы театральной культуры
2
2
0
6
Игры – драматизации. Этюды с
18
5
13
22
2
20
72
16
56
помощью мимики. Пантомима
7
Ролевые игры. Постановочная работа.
Итого:
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение в предмет. История театра. Актер и его роль.- 2 часа
Теория:
Введение в предмет. История театра-2 часа
2. Игры на внимание, воображение, фантазию, сюжетно – ролевые.- 6
часов
Теория:2часа
Игры – ситуации. Работа с этюдами. -1час
Этюды на повадки животных. Работа с этюдами. -1час
Практика:4 часа
Игры – ситуации. Работа с этюдами. – 1час
Этюды на повадки животных. Работа с этюдами. – 1час
Этюды на память физических действий. Групповые этюды- 2 часа
3. Игры - упражнения по развитию речи. ПК -8 часов
Практика.
Работа с таблицей гласных, артикуляционные упражнения -2 часа
Работа с таблицей гласных, артикуляционные упражнения -2 часа
Дыхательная гимнастика. Подбор простейших рифм. -2 часа
Сочинение небольших сказок и рассказов. Проговаривание скороговорок.
-2 часа
4. Сценическое пространство. Театральные игры- 14
Теория: 3часа
Формирование пластических навыков, развитие мышления, воображения.1 час
Формирование чувства ритма, координации движений.-2 часа
Практика: 11 часов
Формирование пластических навыков, развитие мышления, воображения.1 час
Формирование чувства ритма, координации движений.-2 часа
Средства сценических движений – жест, движение головы, шеи,
положение рук, кистей, пальцев, корпуса. «Жест и слово», «Речь актера»,
«Задачи актера».-2 часа
Что такое модуляция высоты? Тренинг "В мире животных"- 2 часа
Контроль открытост, язык тела. Тренинг "Позы"- 2 часа
Упражнения на координацию движений с разными темпоритмами.- 2 часа
5. Основы театральной культуры.- 2 часа
Теория:
Рассказ о театре и видах театрального искусства. Театральные понятия и
профессии
6. Игры – драматизации. Этюды с помощью мимики. Пантомима – 18
часов
Теория: 5 часов
Приучение к переходу от исполнителя к зрителю, для формирования
критерий «Верим» - «не верим», «кривляется» - «по правде».-2 часа
Знакомство со строением животных и людей, умение показывать эмоции.1 час
Какое твое любимое животное и почему? Показ животных-1 час
Мимика и жесты, о чем они говорят. Сценки без слов. Разговор с
помощью мимики, жестов и пластики тела.-1 час
Практика:13 часов
Приучение к переходу от исполнителя к зрителю, для формирования
критерий «Верим» - «не верим», «кривляется» - «по правде».-2 часа
Упражнения для тренировки слухового и зрительного внимания -4 часа
Знакомство со строением животных и людей, умение показывать эмоции.1 час
Какое твое любимое животное и почему? Показ животных-1 час
Мимика и жесты, о чем они говорят. Сценки без слов. Разговор с
помощью мимики, жестов и пластики тела.-1 час
Тренинг угадай о чем они говорят? -2 часа
Тренинг что они делают? -2 часа
7. Ролевые игры Постановочная работа.-22 часа
Теория:2 часа
Информация о поведении на сцене. -1 час
Взаимодействие исполнителя и зрителя.- 1 час
Практика: 20 часов
Информация о поведении на сцене. -1 час
Взаимодействие исполнителя и зрителя.- 1 час
Репетиции над: актерским мастерством, работой с партнером,
эмоциональностью воздействия. -2 часа
Выбор пьессы.Читка по ролям. -2 часа
Нахождение мезансцен-2 часа
Изготовление ркеквизита. Поиск шумового оформления. -2 часа
Работа с шумовым оформлением. -2 часа
Работа над образами с использованием реквезита. -2 часа
Работа с костюмами. -2 часа
Репетиция мини спектакля. -2 часа
Показ мини спектакля. Анализ и самоанализ деятельности за учебный год2 часа
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Вид контроля
Цель
Содержание
Формы
Критерии
Входящий
Выявить
Правильное
Прослуши
Практические умения
(Сентябрь)
первичный
произношение
вание
владения речью:
уровень
букв, умение
Высокий уровень 2,6- 3-
выразительности четко
баллов хорошая дикция,
произношения.
определить
артикуляция,
ударение в
правильно ставит
слове. Выявлять
ударения в словах,
«главное» слово
умеет находить
в предложение.
«главные» слова в
(О чем идет
предложении.
речь)
Средний уровень 1,6-2,5
баллов есть небольшие
дефекты в дикции,
допускает ошибки в
произношении слов и в
поиске «главных» слов.
Низкий уровень 1-1,5слабая дикция,
артикуляция с
дефектами речи, не
умеет правильно
ставить ударения в
словах, не видит
«главных» слов в
предложении.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Периодичность
1 полугодие
Цель
Содержание
Определить
раскрепощённость
учащихся.
Формы
Показ этюдов
на различную
тематику
Показатели, критерии
Практические умения владения
речью:
Высокий уровень 2,6- 3- баллов
хорошо умеет показывать
различные образы через мимику,
жесты, эмоции.
Средний уровень 1,6-2,5 баллов
допускает ошибки в
изображении различных образов
через мимику, жест, эмоций.
Низкий уровень 1-1,5 не умеет
показывать различные образы
через мимику, жесты, эмоции.
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Периодичность
Цель
Содержание
Формы
Показатели, критерии
Конец 1года
обучения
Выявить умения работы
над ролью в спектакле.
Показ мини
Практические умения владения
спектакля
речью:
Высокий уровень 2,6- 3- баллов
свободно и естественно
играет на сцене свою роль,
безошибочно произносит текст.
Средний уровень 1,6-2,5
допускает ошибки
на сцене играя свою роль,
имеются ошибки при
произношении текста.
Низкий уровень 1-1,5 не умеет
свободно и естественно
играть на сцене свою роль,
безошибочно произносит текст,
забывает текст.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ Разделы
п/п
Введение в предмет.
1.
2.
Наглядные пособия
1. Презентация – «Театр древней Греции,
История театра. Актер
древнего Рима»
и его роль.
2. Презентация - «Виды театров».
Игры на внимание,
Таблички «Игра на внимание- угадай»
воображение,
фантазию, сюжетно –
ролевые.
3.
Игры - упражнения по
1 Презентация «Артикуляционная гимнастика»
4.
развитию речи. ПК.
2. таблички- «скороговорки»
Сценическое
Презентация «Виды сценического
пространство и
пространства»
театральные игры. ПК
5.
6.
Основы театральной
Презентация – «Правила культурного
культуры
поведения в театре»
Игры – драматизации.
1. Таблички «Выражение эмоций, пантомима»
Этюды с помощью
мимики. Пантомима
7.
Ролевые игры.
1 Видеофильм - «Спектакль Теремок -
Постановочная работа. Режиссер Эвилина Титова»
2. Видеофильм - «Спектакль "Волк и семеро
козлят»
3. Видеофильм - Спектакль «Три поросенка» Режиссер Константин Захаров
4. Видеофильм - Спектакль по мотивам
русской народной сказки «Василиса и Бабаяга» Режиссер Веселовская Н.В.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Занятия проходят в просторном кабинете с естественным и искусственным
освещением, хорошей вентиляцией. Для хранения наглядных пособий есть
отдельный шкаф. Для просмотров видеофильмов и презентаций есть ноутбук и
проектор.
Список использованной литературы.
Для педагога:
1. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младше школьного
возраста. М. Просвещение 1991.
2. Грачева Л. В. Актерский тренинг: теория и практика.- СПБ.: Речь, 2013.
3.
Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и
этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / Михаил Кипнис.
— М.: ACT: ACT МОСКВА, СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012
4.Электронный ресурс http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr
5. Электронный ресурс http://lib.ru/PXESY/
6. Электронный ресурс http://lib-drama.narod.ru/
7. Электронный ресурс http://krispen.ru/
8 Электронный ресурс http://biblioteka.teatr-obraz.ru/text
Для учащихся:
1. Грачева Л. В. Актерский тренинг: теория и практика .- СПБ.: Речь,
2013.
2. Электронный ресурс http://www.livelib.ru/selection/12035
3. Электронный ресурс http://www.razumniki.ru/stihi.html
4. электронный ресурс https://vk.com/world_theater