I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
программы - дополнительной общеразвивающей программы.
1.1.
Пояснительная записка
Появление школы раннего развития дошкольников «Мир картин и чисел
(развивающие занятия для дошкольников)» - это практический ответ на возникшую у
многих родителей потребность не только подготовить ребенка к школе, но и развить
его способности, склонности, интересы. В свою очередь, возникновение такой
потребности обусловлено несколькими причинами:
Во-первых, сокращение общего числа детей, постоянно посещающих детские
дошкольные
учреждения.
Во-вторых,
распространением
образовательных
учреждений повышенного уровня (лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением
отдельных предметов), набор в которые проводится на конкурсной основе итребует
достаточно высокого уровня общего развития ребенка. В-третьих, увеличение числа
детей с теми или иными отклонениями в развитии, что требует индивидуального
подхода к ним в сочетании с возможностью общения со сверстниками. В-четвертых,
школа раннего развития «Мир картин и чисел (развивающие занятия для
дошкольников)» привлекательна для родителей тем, что обеспечивает ребенку
возможность посещать в одном месте занятия по двум направлениям – математика и
ДПИ.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
-
дополнительная
общеразвивающая программа «Мир картин и чисел (развивающие занятия для
дошкольников)» разработана с учетом следующих нормативных правовых актов и
государственных программных документов в области дополнительного образования:
Федерального Закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказа Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 г.
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года
№678-р «О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Постановления Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г.
№ 185 «О стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до
2035 года»;
Решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 08 июля 2011 года №03/2011-61
«О
Стратегии
социально-экономического
развития
муниципального
образования городского округа «Сыктывкар» до 2035 года»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
Приказа УО АМО ГО «Сыктывкар» от 03.02.2020 года № 95 «Об
утверждении муниципального плана по реализации региональных проектов Республики
Коми в рамках Национального проекта «Образование»;
Устава МУДО «ЦДОД «Олимп».
Готовность ребенка к школе – это совокупность качеств, облегчающих процесс
адаптации ребенка к школе. Практика показывает, что имеет значение весь комплекс
факторов,
тот
необходимый
уровень
развития,
при
котором
требования
систематического обучения в школе не будут чрезмерными и не приведут к
нарушению здоровья ребенка.
Однако, некоторые родители полагают, что критерием готовности ребенка к
обучению является уровень его умственного развития. При этом они не знают меры,
не учитывают возможности детей. Доказано, что у детей, не готовых к школе, труднее
проходит период адаптации, гораздо чаще проявляются различные трудности
обучения, среди них больше неуспевающих, в ряде случаев отмечаются нарушения
состояния здоровья и, прежде всего психоневрологической сферы. Фактически
«неготовые» дети - это контингент риска: риска испытать наибольшие трудности,
риска усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от
чрезмерных нагрузок и переутомления.
Успешная адаптация в начальной школе является залогом успешного
психического, личностного и социального развития ребенка.
Программа «Мир картин и чисел (развивающие занятия для дошкольников)»
соотнесена с программами, реализуемыми в детских дошкольных учреждениях, в
частности
при
работе
с
детьми
учитывается
уровень предусмотренных
программами детского сада по ИЗО - деятельности, математике.
При разработке данной программы за основу были взяты следующие
программы:
Программа развития и воспитания в детском саду. Детство. Разработано:
Российский гос. Университет им. Герцена А.И., кафедра дошкольной педагогики. Логинова
В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др./ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой и Л.М.
Урович. Изд-во: «Детство-Пресс», 2001, - С.-Пб.;
Семаго Н., Семаго М. Психолого–педагогическая оценка готовности ребенка
к началу школьного обучения: программа и методические рекомендации/ Н. Семаго, М.
Семаго. - М.: ООО «Чистые пруды», 2005;
Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы
дет. сада/ Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Дронова. - М.:
Просвещение, 1993.
Новизна программы «Мир картин и чисел (развивающие занятия для
дошкольников)» заключается в том, что в одной программе скомпонованы материалы
двух
модулей,
каждый
из
которых
создает
потенциальную
возможность
сформировать у ребенка те новообразования, которые обеспечивают эмоциональнопсихофизиологическую готовность к школе. Кроме того, в отличие от детского сада,
куда ребенок вынужден ходить, школу развития он посещает добровольно (это
способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения и
облегчает последующую адаптацию ребенка к школе).
На занятиях по ДПИ дети включаются в разнообразные виды практической
деятельности, а именно: лепка из пластилина, аппликация, конструирование из
бумаги, рисование, архитектурное проектирование. Вместе с тем у ребенка на
занятиях по ДПИ развивается воображение: дети самостоятельно экспериментируют
с цветом, формой, придумывают сюжеты, создают фантастические образы. Навыки
использования
различных средств
изобразительной
деятельности
(кисточек,
карандашей, ножниц, лепки из пластилина и др.), способствуют развитию мелкой
моторики руки, что облегчает обучение письму. Таким образом, посещая занятия
творческого характера (рисование, лепка, конструирование), у ребенка развиваются
воображение, творческое мышление, память, восприятие, мелкая моторика,
укрепляется здоровье. Большое внимание уделяется выработке коммуникативных
навыков.
В школе раннего развития «Мир картин и чисел (развивающие занятия для
дошкольников)» на первый план выдвигается не обучающая, а развивающая функция.
Это означает, что знания и умения не самоцель, а средство для формирования и
развития психологических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а
также важнейших личностных свойств ребенка. Особое место среди них занимают
нравственные качества – добросовестность, тактичность, самоорганизованность и
самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные
требования взрослых. Все эти качества необходимы для того, чтобы ребенок успешно
адаптировался в обществе, в том числе в будущем школьном коллективе, умел
безболезненно
сочетать
собственные
стремления
с
потребностями
и
взаимодействующие с ним люди.
Предметом обучения являются знания о мире и способы умственной
деятельности, предметом воспитания – социальные и культурные ценности,
нравственные нормы поведения и отношения.
Национально-региональный компонент программы «Мир картин и чисел
(развивающие занятия для дошкольников)» представлен в следующих модулях:
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»:
Тема 12: Наш город зимой
Тема 19: Знакомство с элементами Коми орнамента.
1.2. Цель и задачи
Цель – формирование творческой личности дошкольников через раннее
разностороннее
развитие
формирование целостной
умственных
картины
способностей,
мира посредством
мелкой
моторики,
интеграции
развития
творческих способностей и математики.
Данная программа является комплексной, в рамках которой реализуются два
модуля:
1.
«Учимся считать»
2.
«Декоративно-прикладное искусство»
Задачи:
Развивающие:
развитие эмоционально-волевой сферы будущего первоклассника;
развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности,
находчивости, фантазии, воображения, образного, логического и ассоциативного
мышления;
развитие коммуникативных способностей и навыков, усвоение правил
работы в группе;
развитие способности к творчеству и импровизации;
Обучающие:
формирование основам коммуникативных навыков;
формирование интереса к познанию окружающего мира, стремления к
проявлению творческих способностей;
приобретение представлений о традициях русской культуры;
Воспитательные:
формирование позитивного отношения к учению, ориентированную на
удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
приобретение знаний о правах и обязанностях учащихся через соблюдение
правил, норм поведения;
формирование уважительного отношения к родителям и старшим;
формирование дружеских отношений в детском коллективе.
Характеристика программы
Направленность: художественная;
Вид: традиционная;
Классификация: По сложности – комплексная;
По возрастному принципу – разновозрастная;
По времени – 1 год.
Организационно - педагогические основы обучения
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей дошкольного возраста –
будущих первоклассников в группах постоянного состава. Набор в группу
производится на основе письменного заявления родителей.
В группу зачисляются дети в возрасте 5-6 лет, в течение года возможен
дополнительный набор в группу.
Расписание составляется в соответствии с нормами СаНПиН. Занятия проводятся
1 раз в неделю. Продолжительность 1 академического часа при нагрузке на одного
обучающегося 1 года обучения 2 часа в неделю – 30 мин. В ходе занятия проводятся
1-2 физкультпаузы. Между занятиями перерыв не менее 10 минут.
Рекомендуемый режим занятий:
Год
обуче
Продолжительность
Периодичность
занятия
в неделю
ния
1
2ч. по 30 мин.
1
Количество
Количество
часов в
часов в
неделю
год
2
72
72
Формы
проведения
занятий
–
групповые.
Особенностью
организации
образовательного процесса является то, что занятия проходят в форме сказочных
путешествий, занимательных игр.
Количество воспитанников в группе 10-15 человек.
Занятия проводятся в специализированных кабинетах (учебный кабинет).
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
реализуется по следующим принципам:
оздоровительная
направленность
образовательной
деятельности
(целесообразность каждого раздела рассматривается с позиции сохранения здоровья
ребенка);
разностороннее развитие воспитанников (связь развития познавательных
процессов и творческих способностей);
гуманизация
процесса
воспитания
(чувство
успешности,
ощущение
положительного результата, приятные эмоции);
индивидуализация обучения (обеспечение оптимальной нагрузки, гибкого
темпа занятия, соответствующие особенностям ребенка);
сотрудничество с семьей (совместное выполнение с родителями домашних
заданий, консультирование по вопросам развития ребенка).
Условия реализации программы
Для более успешного усвоения образовательной программы, помимо
методических пособий и дидактических материалов необходимо следующее:
Учебные кабинеты для занятий декоративно-прикладным искусством и
математикой, оборудованные рабочими местами.
Оборудование: магниты, цветные маркеры,
ТСО: компьютер, аудио-проигрыватель.
Инструменты: ножницы, линейка.
Материалы: цветная бумага, альбом, пластилин, краски акварельные,
гуашевые, картон белый и цветной, кисточки, карандаши, фломастеры, клей ПВА,
набор геометрических фигур.
Для занятий воспитанник должен иметь:
ДПИ – фломастеры, гуашь, уголь, цветные мелки, пластилин, простой
карандаш, кисти, альбомные листы разного формата;
Учимся считать – тетрадь в клетку, цветные карандаши, альбомные листы,
набор геометрических фигур, линейка
1.3. Содержание программы
Учебный план
«Мир картин и чисел (развивающие занятия для дошкольников)»
1 год обучения
№
Модуль
п/п
Общее количество
В том числе
часов
Теоретических
Практических
1
ДПИ
36
6
30
2
Учимся считать
36
12
24
72
18
54
Количество часов в год
Учебный план по модулю «Учимся считать»
№
Раздел
Всего Теория Практика
Формы
аттестации/контроля
1 Вводное занятие. Техника
1
1
безопасности,
правила
поведения на занятиях.
2 Количество и счет
13
4
9
3 Простейшие
3
1
2
геометрические
представления
4 Ориентировка
в
10
2
8
пространстве и времени
Логические задачи
5 Конструирование
и
9
4
5
Тест-опрос, выполнение
моделирование.
графического рисунка
Графические работы
ВСЕГО
36
12
24
Содержание учебного плана по модулю «Учимся считать»
№
п/п
1.
Раздел
Вводное
занятие.
2.1. Знакомство с
миром чисел
Задачи
Форма
Вводное занятие.
Беседа.
Техника
Учебное
безопасности,
занятие
правила поведения
на занятиях.
2. Количество и счет
Счёт предметов.
Сравнение групп
предметов по
количеству: больше,
меньше, столько же.
2.2. Число 1. Цифра Измерение по
единица.
величине, форме,
цвету. Деньги:
рубль, монета.
2.3. Состав числа 2. Составление фигур
Цифра два.
из счетных палочек.
Деньги: рубль,
копейка. Измерение
условной меры,
упражнения в
прямом и обратном
счете.
2.3. Состав числа 3. Конструирование
Цифра три
фигур.
Ориентировка в
пространстве:
Приёмы
Методы
Дидактический
материал
Объяснение.
Показ.
Наблюдение.
Анализ.
Схема
эвакуации из
здания;
памятки по Т.Б.
Беседа.
Учебное
занятие
Объяснение. Наглядное
Показ.
пособие
Наблюдение.
Анализ.
Беседа.
Учебное
занятие
Наблюдение
Обсуждение
Сравнивание
Рефлексия
Наблюдение
Обсуждение
Сравнивание
Рефлексия
Беседа.
Учебное
занятие
Беседа.
Учебное
занятие
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
Наблюдение Наглядное
Обсуждение пособие
Сравнивание
Рефлексия
2.4.
2.5.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
далеко, близко.
Измерение сыпучих
веществ. Правила и
нормы своего
здоровья (питание в
условиях севера).
Знаки +, -, =.
Ориентирование на
листе бумаги.
Уменьшение и
увеличение числа на
единицу в пределах
10.
Состав числа 4. Уменьшение и
Цифра четыре
увеличение числа на
единицу в пределах
10. Понятия: неделя,
месяц. Режим дня.
Состав числа 5. Ориентирование в
Цифра пять.
пространстве: слева,
справа, впереди,
сзади. Упражнения
в счете в пределах
10.
Состав числа 6. Счет по
Цифра шесть.
составленной мерке.
Понятие «Объем»
Сравнение объема
жидкости. Понятие
«Опасность».
Правила
безопасности на
воде.
Состав числа 7. Ориентирование на
Цифра семь.
листе бумаги.
Уменьшение и
увеличение числа на
единицу в пределах
10. История,
традиции, главные
герои празднования
Нового года в
России и разных
странах мира.
Счет от 1 до 10. Ребусы.
Головоломки.
Инструктаж по ТБ.
Правила дорожного
движения,
поведения на
занятиях,
переменах.
Состав числа 8. Счет в пределах 10.
Беседа.
Учебное
занятие
Наблюдение Наглядное
Обсуждение пособие
Сравнивание
Рефлексия
Беседа.
Учебное
занятие
Наблюдение Наглядное
Обсуждение пособие
Сравнивание
Рефлексия
Беседа.
Учебное
занятие
Наблюдение Наглядное
Обсуждение пособие
Сравнивание
Рефлексия
Беседа.
Учебное
занятие
Наблюдение Наглядное
Обсуждение пособие
Сравнивание
Рефлексия
Беседа.
Учебное
занятие
Наблюдение Наглядное
Обсуждение пособие
Сравнивание
Рефлексия
Беседа.
Учебное
занятие
Наблюдение Наглядное
Обсуждение пособие
Сравнивание
Рефлексия
Беседа.
Наблюдение
Наглядное
Цифра восемь.
Геометрические
фигуры: ромб,
трапеция. Слова,
противоположные
по смыслу.
2.10. Состав числа 9. Часы и их
Цифра девять.
назначение.
Понятия: впереди,
позади, рядом и т.д.
Счет в пределах 10.
Ориентирование в
пространстве на
ограниченной
плоскости
2.11. Состав числа 10. Необратимость
Цифра ноль.
времени: календарь,
год.
Ориентирование в
пространстве: сбоку,
между, рядом, по
часам.
Моделирование
геометрических
фигур.
2.12. Счёт в прямом и Счёт в прямом и
обратном
обратном порядке.
порядке.
Порядковый счёт,
его отличия от счёта
количественного.
Учебное
занятие
Обсуждение пособие
Сравнивание
Рефлексия
Беседа.
Учебное
занятие
Наблюдение Наглядное
Обсуждение пособие
Сравнивание
Рефлексия
Беседа.
Учебное
занятие
Наблюдение Наглядное
Обсуждение пособие
Сравнивание
Рефлексия
Беседа.
Учебное
занятие
Наглядное
пособие
Наблюдение
Обсуждение
Математичес
кие игры
Карточки
с заданиями
Викторины
Ребусы
2.13. Счёт в прямом и Составление и
Беседа.
Наблюдение
обратном
решение простых
Учебное
Обсуждение
порядке.
арифметических
занятие
Математичес
задач на + и – в
кие игры
пределах 10.
Карточки
Понятия: стало,
с заданиями
осталось.
Викторины
Ребусы
1. Простейшие геометрические представления
3.1. Классификация Величина
Беседа.
Наблюдение
геометрических предметов, сходство Учебное
Обсуждение
фигур по
предметов по
занятие
Математичес
разным
признаку величины.
кие игры
признакам.
Упражнения в счете
Карточки
в пределах 10.
с заданиями
3.2. Разные способы Понятия: быстро,
Беседа.
Наблюдение
рисования
медленно.
Учебное
Обсуждение
многоугольника Упражнения в счете занятие
Математичес
.
в пределах 10.
кие игры
Символика Центра
Карточки
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
3.3.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
(Гимн, эмблема,
бренд)
Луч, угол. Понятие: Беседа.
лишний, между.
Учебное
Рисование по
занятие
памяти.
с заданиями
Викторины
Различные
Наблюдение Наглядное
линии.
Обсуждение пособие
Математичес
кие игры
Карточки
с заданиями
2. Ориентировка в пространстве и времени Логические задачи
Счет двойками Общее количество Беседа.
Наблюдение Наглядное
предметов в группе Учебное
Обсуждение пособие
военной тематики. занятие
Математичес
Счет в пределах 10.
кие игры
Понятие об истории
Карточки
возникновения
с заданиями
праздника «Дня
Сравнивание
Защитников
Рефлексия
отечества»
Деление на
Измерение длины
Беседа.
Наблюдение Наглядное
равные части
разными мерками.
Учебное
Обсуждение пособие
путем
Счет в пределах 10. занятие
Математичес
складывания.
кие игры
Карточки
с заданиями
Счет тройками. Четные, нечетные
Беседа.
Наблюдение Наглядное
числа.
Учебное
Обсуждение пособие
Ориентирование в
занятие
Математичес
пространстве:
кие игры
вблизи, вдали,
Карточки
около. Счет в
с заданиями
пределах 10.
Понятие об истории
возникновения
Международного
праздника для
женщин.
Часть и целое
Выделение части и Беседа.
Наблюдение Наглядное
целого
Учебное
Обсуждение пособие
занятие
Математичес
кие игры
Карточки
с заданиями
Задача
Задача. Отличие
Беседа.
Наблюдение Наглядное
задачи от рассказа. Учебное
Обсуждение пособие
Устное составление занятие
Математичес
задач по рисункам.
кие игры
Карточки
с заданиями
Решение задач Решение задач с
Беседа.
Наблюдение Наглядное
опорой на
Учебное
Обсуждение пособие
наглядный материал занятие
Математичес
кие игры
4.7. Игры на
внимание
Содержательнологические задания
на развитие
внимания
(лабиринты,
сравнение рисунков
с указанием
сходства и
различий)
4.8. Игры на память Содержательнологические задания
на развитие памяти
(зрительные и
слуховые диктанты
с использованием
арифметического и
геометрического
материала)
4.9. Игры на
Содержательновоображение
логические задания
на развитие
воображения
(дополнение
заданной фигуры до
целого с выбором
нужных частей из
нескольких
предложенных)
4.10. Логические
Закрепить
игры
временные
отношения
Беседа.
Учебное
занятие
Наблюдение Наглядное
Обсуждение пособие
Математичес
кие игры
Карточки
с заданиями
Викторины
Ребусы
Беседа.
Учебное
занятие
Наблюдение Наглядное
Обсуждение пособие
Математичес
кие игры
Карточки
с заданиями
Викторины
Ребусы
Беседа.
Учебное
занятие
Наблюдение Наглядное
Обсуждение пособие
Математичес
кие игры
Карточки
с заданиями
Викторины
Ребусы
Беседа.
Учебное
занятие
Наблюдение Наглядное
Обсуждение пособие
Математичес
кие игры
Ребусы
3. Конструирование и моделирование. Графические работы
5.1. Рисование
Решение простых
Беседа.
Наблюдение Наглядное
узоров по
арифметических
Учебное
Карточки
пособие
клеточкам,
задач на + и – в
занятие
с заданиями
штриховка.
пределах 10.
Ребусы
5.2. Понятия:
Решение логических Беседа.
Наблюдение Наглядное
конструктор,
задач и ребусов.
Учебное
Обсуждение пособие
мозаика, пазлы.
занятие
Математичес
кие игры
Карточки
с заданиями
Ребусы
5.3. Измерение
Упражнение на
Беседа.
Наблюдение Наглядное
жидкости с
рисование по
Учебное
Обсуждение пособие
помощью
образцу.
занятие
Математичес
составной меры.
кие игры
Карточки
с заданиями
Ребусы
5.4.
Измерение
длины с
помощью
линейки.
Отрезок.
Решение простых
арифметических
задач на + и – в
пределах 10.
Беседа.
Учебное
занятие
5.5.
Графические
работы. Тетрадь
в клеточку.
Знаки <, >.
Ориентирование в
пространстве:
впереди, позади,
слева, справа.
Многоугольник и
его признаки
Беседа.
Учебное
занятие
5.6.
Классификация Решение задач на
геометрических сообразительность
фигур
Беседа.
Учебное
занятие
5.7.
Ориентировка в Графический
Беседа.
пространстве
диктант на
Учебное
составление рисунка занятие
по клеточкам
5.8.
Количественные
отношения
между числами
в пределах 10.
Упражнения в счете Беседа.
по осязанию.
Учебное
Понятия: похожи,
занятие
непохожи.
5.9.
Итоговое
занятие
Значение и
традиции
«Праздника наших
успехов»
Беседа.
Итоговое
занятие
Наблюдение
Обсуждение
Математичес
кие игры
Карточки
с заданиями
Наблюдение
Обсуждение
Математичес
кие игры
Карточки
с заданиями
Наглядное
пособие
Наблюдение
Обсуждение
Математичес
кие игры
Наблюдение
Обсуждение
Математичес
кие игры
Карточки
с заданиями
Ребусы
Наблюдение
Обсуждение
Математичес
кие игры
Ребусы
Тест-опрос,
выполнение
графического
рисунка
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
Учебный план модулю «ДПИ»
№
Раздел
1
Вводное занятие. Техника
безопасности,
правила
поведения на занятиях.
Рисунок
Живопись
Лепка
Аппликация
Конструирование
ВСЕГО
2
3
4
5
6
Всего Теория Практика
1
1
6
8
6
8
7
36
1
1
1
1
1
Формы
аттестации/контроля
5
7
5
7
6
30
6
Выставка работ
Содержание учебного плана по модулю «ДПИ»
№
Раздел
п/
п
1.
Вводное
занятие.
Задачи
Инструктаж по Т.Б.
Знакомство с
предстоящей
деятельностью, с
различными
инструментами и
материалами.
Форма
Приёмы
Методы
Беседа.
Объяснение.
Учебное занятие- Показ.
фантазирование. Наблюдение.
Анализ.
Дидактический
материал
Схема
эвакуации из
здания;
памятки по Т.Б.
2. Рисунок
2.1. Деревья
Обучение рисования
тонких и могучих
деревьев, передача
характера.
Входящий контроль.
Определение стартового
уровня учащихся.
Учебное занятие- Объяснение,
играпоказ.
фантазирование. Анализ
работ.
Рефлексия.
Иллюстрация.
Наглядное
пособие.
2.2
Сова
Обучение строения птицы Учебное занятие
Показ оперения.
Объяснение,
показ
Наглядное
пособие
2.3
Тигр
Обучение строения
туловища тигра.
Учебное занятие
Схема с
изображением
тигра.
2.4
Ракета
Обучение рисования
ракеты в космосе.
Учебное занятие
Знакомство
Показ
Наблюдение
Анализ
Рисование
Рефлексия
Знакомство
Показ
Наблюдение
Анализ
Рисование
Картинка с
изображением
ракеты.
2.5
На дне
океана
Показ различных вариантов рисования
обитателей океана и
растительности.
Учебное занятие
2.6
Животное
от пятна
Показ образа животного
от пятна.
Фантазирование.
Занятие- игра
3.1
3. Живопись
Фрукт ы и Обучение рисования
Учебное
овощи
формы фруктов, овощей. занятие
Показ цветового
единства.
3.2
Натюрмо
рт по
замыслу
Обучение составления
несложной композиции
из 2-3-х предметов.
Чередование холодных
и теплых цветов.
Занятиефантазирование
3.3
Жарптица.
Обучение
последовательности,
рисования
птицы, показ красочного
оперения.
Учебное
занятиефантазирование
3.4
Моя
любимая
кошка
Обучение рисования
кошки в движении,
окраски, шерстки.
Учебное
занятие
3.5
Наш
город
зимой
Обучение правильно
составлять композицию.
Смешивать акварельные
краски на палитре.
Учебное
занятие
3.6
Зимний
пейзаж.
Обучение
Учебное
нетрадиционным методам занятиерисования
фантазирование
зимнего пейзажа с
помощью губки.
3.7
Космическ Обучение правильно
компоновать рисунок.
ий
Учебное
Рефлексия
Знакомство
Показ
Наблюдение
Анализ
Рисование
Рефлексия
Знакомство
Показ
Наблюдение
Анализ
Рисование
Рефлексия
Картинка с
изображением
океанаи
морскими
обитателями
Наглядное
пособие.
Знакомство
Показ
Наблюдение
Анализ
Рисование
Рефлексия
Знакомство
Показ
Наблюдение
Анализ
Рисование
Рефлексия
Муляжные
фрукты иовощи.
Знакомство
Показ
Наблюдение
Анализ
Рисование
Рефлексия
Показ
Наблюдение
Анализ
Рисование
Рефлексия
Знакомство
Показ
Наблюдение
Анализ
Рисование
Рефлексия
Знакомство
Показ
Наблюдение
Анализ
Рисование
Рефлексия
Знакомство
Показ
Наглядное
пособие
Иллюстрация
натюрмортов,
цветовая
палитра.
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
Иллюстрация о
космосе.
3.8
пейзаж
Смешивать краски на палитре.
Змея
Обучение рисования змей Учебное
с помощью ватных
занятие
палочек.
занятиефантазирование
Наблюдение
Анализ
Рисование
Рефлексия
Знакомство
Показ
Наблюдение
Анализ
Рисование
Рефлексия
Наглядное
пособие
4. Лепка (пластилинография)
4.1
Яблоки
поспели
4.2
Чудоплоды
4.3 Букет
для
мамы
Обучение лепке веток и
яблок, посредством
объема
Учебное занятие
Обучение лепке овощей,
посредством объема.
Учебноезанятие
Обучение плетения
Учебное
корзины, лепки объемных занятиецветов.
фантазирование
Обучение лепки
Учебное
объемных цветов.
занятиеВоспитание
фантазирование.
самостоятельности,
аккуратности, любви к
творчеству.
Червячок в Обучение передачи с по- Учебное
мощью материала
занятиеяблоке
(пластилина) объема
фантазирование
яблока, фантазирование.
Воспитание
самостоятельности,
аккуратности,
любви к творчеству
Рыбки
Обучение передачи с по- Учебное
в
мощью материала
занятиеаквариуме. (пластилина) объемных
фантазирование
рыбок и т. д. Воспитание
самостоятельности,
аккуратности, любви к
творчеству.
5.Аппликация
4.4 Полевые
цветы
4.5
4.6
5.1
Морские
фантазии.
Знакомство с различными Занятиефантазирование
видами аппликации из
Наблюдение
Обсуждение
Сравнивание
Лепка
Рефлексия
Наблюдение
Обсуждение
Сравнивание
Лепка
Рефлексия
Наблюдение
Обсуждение
Сравнивание
Игра
Лепка
Рефлексия
Наблюдение
Обсуждение
Сравнивание
Игра
Лепка
Рефлексия
Наблюдение
Обсуждение
Сравнивание
Игра
Лепка
Рефлексия
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
картинки
с изображением
полевых
цветов
Наглядное
пособие
Наблюдение Наглядное
Обсуждение пособие
Сравнивание
Игра
Лепка
Рефлексия
Наблюдение
Обсуждение
картинки с
изображением
5.2
Веселый
лужок
5.3
Петушокзолотой
гребешок
5.4
Алые
паруса
бумаги. (рваная бумага,
мятая, скрученная и др.)
Обучение, с помощью
сухих листьев, передачи
характерных деталейцелостной композиции
Развитие фантазирования,
обучение работы ссухими
листьями.
Занятиефантазирование
Занятиефантазирование
Развитие навыков в
работе с бумагой
Передача образа через
простые формы.
Воспитание
самостоятельности,
аккуратности, любви к
творчеству.
Подснежн Обучение, с помощью
ики в
материала, передавать
корзине
характерные детали
подснежника. Воспитание
самостоятельности,
аккуратности, любви к
творчеству.
Мимоза
Обучение с помощью
бумаги выполнять
мимозу. Воспитание
самостоятельности,
аккуратности, любви к
творчеству.
Занятиефантазирование
5.7
Тюльпан
Обучение изготовления
тюльпана. Воспитание
самостоятельности,
аккуратности, любви к
творчеству.
Занятиефантазирование
5.8
Веточка
ели
Обучение
Занятиепоследовательности
фантазирование
выполнения еловой ветки.
Фантазирование.
5.5
5.6
Сравнивание
Рефлексия
Наблюдение
Обсуждение
Сравнивание
Рефлексия
Наблюдение
Обсуждение
Сравнивание
Рефлексия
Наблюдение
Обсуждение
Сравнивание
Рефлексия
ковриков.
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
Занятиефантазирование
Наблюдение Наглядное
Обсуждение пособие
Сравнивание
Рефлексия
Занятиефантазирование
Знакомство
Показ
Наблюдение
Обсуждение
Анализ
Аппликация
Рефлексия
Знакомство
Показ
Наблюдение
Обсуждение
Анализ
Аппликация
Рефлексия
Знакомство
Показ
Наблюдение
Обсуждение
Анализ
Аппликация
Рефлексия
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
4. Конструирование
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
Объемные Знакомство с различными Занятиеузоры
объемными узорами из
фантазирование
бумажных полосок.
Обучение нахождения
характерных формдля
изготовления узора.
Знакомство
Показ
Наблюдение
Анализ
Конструиров
ание
Рефлексия
Козленок Обучение изготовления
ЗанятиеЗнакомство
работы с помощью
фантазирование Показ
выкройки-образца.
Наблюдение
Воспитание
Анализ
самостоятельностии
Конструиров
аккуратности.
ание
Рефлексия
Веселая
Обучение изготовления ЗанятиеЗнакомство
птичка
работы из цветной
фантазирование Показ
бумаги. Воспитание
Наблюдение
самостоятельности и
Анализ
аккуратности.
Конструиров
ание
Рефлексия
Насекомые Обучение изготовления
ЗанятиеЗнакомство
различных насекомых из фантазирование Показ
цветной бумаги.
Наблюдение
Анализ
Конструиров
ание
Рефлексия
Аппликац Обучение изготовления
ЗанятиеЗнакомство
ия из
аппликаций из составных фантазирование Показ
бумажных бумажных кружков
Наблюдение
кружков
Анализ
Конструиров
ание
Рефлексия
Скворечни Изготовление объемной ЗанятиеЗнакомство
к
аппликации из бумаги
фантазирование Показ
деревянного скворечника
Наблюдение
и птиц
Анализ
Конструиров
ание
Рефлексия
Выставка Подведение итогов
Итоговое занятие Анализ
обучения по модулю
Рефлексия
«ДПИ»
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
Наглядное
пособие
Учебно-тематическое планирование «Мир картин и цвета» развивающие занятия для дошкольников
Дата
(по
плану)
Дата
(по
факту)
Модуль
Раздел
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
Вводное занятие.
Вводное занятие.
Количество и счет
Рисунок
ДПИ
Живопись
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Колво
часов
на
раздел
1
1
13
6
8
Тема занятия
Кол-во
часов
Инструктаж по ТБ.
Инструктаж по ТБ.
Знакомство с миром чисел
Деревья
Число 1. Цифра единица.
Сова
Состав числа 2. Цифра два.
Тигр
Состав числа 3. Цифра три
Ракета
Знаки +, -, =.
На дне океана
Состав числа 4. Цифра четыре
Животное от пятна
Состав числа 5. Цифра пять.
Фрукты и овощи
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Состав числа 6. Цифра шесть.
Натюрморт по замыслу
Состав числа 7. Цифра семь.
Жар-птица
Счет от 1 до 10.
Моя любимая кошка
Состав числа 8. Цифра восемь.
Наш город зимой
1
1
1
1
1
1
1
1
Т
П
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
Лепка
Простейшие
геометрические
представления
6
3
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
Ориентировка в
пространстве и времени
Логические задачи
Учимся считать
Аппликация
1
1
Зимний пейзаж.
Состав числа 10. Цифра ноль.
Космический пейзаж
Счёт в прямом и обратном порядке.
Змея
Счёт в прямом и обратном порядке.
Яблоки поспели
Классификация геометрических фигур по
разным признакам.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Чудо- плоды
Разные способы рисования
многоугольника.
Букет для мамы
1
1
1
1
1
1
Различные линии
Полевые цветы
Счет двойками
1
1
1
1
1
1
Червячок в яблоке
Деление на равные части путем
складывания.
Рыбки в аквариуме
Счет тройками.
Морские фантазии.
Часть и целое
Веселый лужок
Задача
Петушок- золотой гребешок
1
1
1
1
1
1
1
1
10
ДПИ
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Состав числа 9. Цифра девять.
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Учимся считать
ДПИ
Конструирование и
моделирование.
Графические работы
Конструирование
9
6
Решение задач
Алые паруса
Игры на внимание
Подснежники в корзине
Игры на память
Мимоза
Игры на воображение
Тюльпан
Логические игры
Веточка ели
Рисование узоров по клеточкам,
штриховка.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Объемные узоры
Понятия: конструктор, мозаика, пазлы.
Козленок
Измерение жидкости с помощью составной
меры.
Веселая птичка
Измерение длины с помощью линейки.
Отрезок.
Насекомые
Графические работы. Тетрадь в клеточку.
Знаки <, >.
Аппликация из бумажных кружков
Классификация
геометрических фигур
Скворечник
Итоговое занятие
Выставка
ВСЕГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
72
1
1
1
18
54
1.4. Планируемые результаты
По окончании обучения по комплексной Программе учащиеся получат:
личностные результаты:
любознательный, активно познающий мир, стремящийся к проявлению
творческих способностей;
имеет представления о здоровом образе жизни, здоровье и экологически
грамотном питании, о соблюдении режима дня;
уважает родителей и старших;
имеет опыт участия в мероприятиях объединения.
метапредметные результаты:
умеет выделять главную мысль произведения, оценивать поступки героев,
логично, красочно описывать события;
ориентироваться в пространстве;
умеет продуктивно работать в паре и коллективе;
правильно организовывать своё рабочее место.
предметные результаты:
имеет представления о стране, регионе, городе, традициях русской культуры;
умеет рисовать по памяти, по воображению;
владеет простейшими техниками и приемами рисования гуашевыми,
акварельными красками;
владеет разными приемами лепки;
умеет создавать плоские и объемные работы;
знает основные цвета и их оттенки, может определить холодную и теплую
гамму цветов.
владеет элементарными математическими представлениями и навыками,
традиционно относящимися к собственно школьным (счетом, решением арифметических
задач, осуществлением логико-математических действий);
умеет выделять и различать признаки предметов, сравнивать и упорядочивать
их по величине, числу, форме, пересчитывать и отсчитывать их;
владеет простыми приемами измерения, с помощью линейки;
умеет работать в тетради, ориентироваться в ней.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации Программы
1. Материально-техническое обеспечение:
Учебное помещение;
технические средства обучения;
демонстрационный материал.
2. Научно-методическое обеспечение:
информационный материал;
справочно-методическая литература;
учебно-методические комплекты;
конспекты занятий.
3. Кадровое обеспечение:
классов».
педагог дополнительного образования по специальности «учитель начальных
2.2. Оценочные средства
Предмет
оценивания
Формы
и
методы оценивания
Характеристика
оценочных
материалов
Показатели
оценивания
Критерии
оценивания
Вид
аттестации
1.
Выявление уровня
освоения
программного
материала после
освоения предмета
«ДПИ»
Выставка
Проверка усвоения
практических
умений по
предмету «ДПИ»
Оптимальный –3 балла
Допустимый – 2 балла
Недостаточный – 1-0
баллов
Конец года
обучения
2.
Выявление уровня
освоения
программного
материала после
освоения модуля
«Учимся считать»
Тест-опрос,
выполнение
графического
рисунка
Проверка усвоения
теоретических
знаний и
практических
умений по модулю
«Учимся считать»
Умение работать с
красками, бумагой,
пластилином
Создавать простые
композиции
Умение отличать теплую
и холодную цветовую
гамму
Счет в пределах 10
Простые
арифметические задачи
Решение примеров в
графическом рисунке
Оптимальный –3 балла
Допустимый – 2 балла
Недостаточный – 1-0
баллов
(Приложение 1)
Конец года
обучения
Приложение №1
«Мир картин и чисел»
Контрольные задания по модулю «Учимся считать»
А1. Обведи в кружок число, следующее за числом 6
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 2. Обведи в кружок число, которое предшествует числу 4
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А3. Обведи в кружок «соседей» числа 8
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А4. Сосчитай предметы и обведи в кружочек цифру
4
5
6
А5. Сравни числа и поставь знаки
3
7
9
1
8
=
8
0
5
6
4
А6. Запиши число, соответствующее количеству кружков в каждом квадрате
А7. Продолжи ряд
А8. Найди и закрась треугольник.
А9. Чего больше: бабочек или цветочков? На сколько? Раскрась.
А10. Поставь знаки + или 7
3 = 10
6
4 =2
7
2=5
1
8=9
5
4=1
10
1=9
Правильные ответы
А1. 7
А2. 3
А3. 7 и 9
А4. 5
А5. < > = <
А6. 3 и 5, 2 и 4
А7.
>
А8. 4
А9. Цветов больше на 2
А10. +
+
Уровень усвоения:
«оптимальный» - 3 балла (100-80%)
«достаточный» - 2 балла (79-50%)
«недостаточный» -0-1 баллов (49-0%)
2.3. Методические обеспечение программы
В основе занятий лежат общие педагогические принципы, регулирующие учебновоспитательный процесс, направленные на удовлетворение потребностей ребенка во
всестороннем развитии и научно-педагогические принципы:
- комплексный подход к раннему развитию ребенка;
- личностно - деятельностный подход к учащимся.
Для успешной реализации программы на занятиях с учащимися используются
различные методы и формы работы. Для того, чтобы детям на занятиях было легко
воспринимать материал, чтобы они не переутомлялись, чередуются задания разной
сложности и характера. Спецификой дошкольников является восприятие и заучивание на
слух, поэтому очень эффективен на начальных этапах обучения метод подражания –
«сделай, как я».
Для мотивации активной деятельности на занятиях применяются как традиционные
методы:
словесные (объяснение, рассказ, беседа);
практические (разучивание, выполнение упражнений);
наглядные (показ, иллюстрация);
частично-поисковые методы (наблюдение, поиск ошибок и способы их
исправления, соревнования);
инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности,
так и специфические методы, связанные с игровой деятельностью, являющейся основой
всего образовательного процесса детей 5-6лет:
метод игровой импровизации;
пальчиковый игротренинг;
упражнения на развитие выразительной мимики;
переключения с одной на другую деятельность.
Основной формой обучения дошкольников является урок-занятие, на котором
большое место занимает игровая деятельность, которая является главным в изучении всего
цикла дисциплин. Игра на этом этапе является не только методом, но и формой организации
педагогического процесса, основным видом деятельности детей.
Нетрадиционные формы учебных занятий: бинарные занятия, урок – фантазия,
урок – сюрприз, урок- приключение, урок – сказка, урок-путешествие, урок-праздник,
соревнование.
Литература:
Нормативная база:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г.
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.
приказ
Министерства
образования,
науки
и
молодёжной
политики
Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года №214-п;
4.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми».
Психолого-педагогическая литература:
1.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.
2.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1991.
3.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов – на Дону, 1997.
4.
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика
социально-педагогической деятельности – Ярославль: Академия развития, 2004.
5.
Основы педагогического мастерства./ Под ред. И.А. Зязюна.- М., 1989.
6.
Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.
7.
Талызина Н.Ф. Управление процессов усвоения знаний. М., 1975.
8.
Щуркова Н. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
Список литературы для детей и родителей
1.
Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и
родителям. – Ярославль: Академия развития: Академия К, Академия Холдинг, 2001.
2.
Васильева Н.В. Развивающие игры для дошкольников.-
Ярославль:
«Академия развития», 1996
3.
Гурьянова.Ю. Готовимся к школе. - М: Рипол Классик,2008.
4.
Козак О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет – СПб: 2000.
5.
Любимые детские игры: для занятий с детьми старшего дошкольного и
младшего школьного возраста. /сост. Гришина Г.Н. М.: ТЦ СФЕРА, 1997.
6.
Поршенко Е.В. Живая азбука для маленьких. С-Пб: изд. «Стайл», 1996
7.
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки: популярное пособие для
родителей и педагогов/ сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. – Ярославль: Академия развития,
Академия К, Академия Холдинг, 2000.
Потапов С., Вакса О. Уроки вежливости: этикет для детей. – М.: АСТ –
8.
ПРЕСС, 2001.
9.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - С-Пб: ИЧП
«Хардфорд». 1996.
Литература по предмету:
ДПИ
10.
Белюкова Н., Петров С., Кард В. Учимся лепить: Папье-маше. Пластилин. –
М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2004. – 224 с., ил.
11.
Казакова Р.Г., Сайганова Т.В., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование,
конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 128 с. (Серия «Вместе с
детьми»)
12.
Коль, Мери Энн Ф. Рисование красками / М.Э. Колль; пер. с англ. М.Е.
Ханыковой; ил. Кэтрин Девис. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 63, (1) с.: ил. – (Искусство для
дошкольников).
13.
Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. – М.: Айрис – пресс,
2005.-176 с.: ив. ил. – (Внимание: дети!).
14.
Предметы интерьера, сувениры и украшения из природных материалов. / А.М.
Максимук.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.-208 с. (Город мастеров).
15.
Савиных В.П. Всё о поделочных материалах. – Мн.: Полымя, 2000 – 320 с.:
ил.- (Настольная книга дошкольного мастера).
16.
Уатт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрос-
лых / Пер. с англ. М.Д. Лахути. – М.: ООО «Издательство «Росмэн –Пресс», 2002. – 96 с.: ил.
17.
Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Под-
готовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк.
Учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.: ил.
Учимся считать
1. Е.И. Соколова. Учимся решать задачи. Практическое приложение. Изд-во:
Академия развития.- Ярославль, 2003
2.
Л.М. Козырева. Считать совсем несложно для детей 5-6 лет. Изд-во: Академия
развития. - Ярославль, 2003.
3.
3 Е.И. Соколова. Занимательная арифметика для 5-6 лет. Изд-во: Академия
развития.- Ярославль, 2003
4.
Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. Психодиагностические методы изучения лич-
ности: учебное пособие – М., 1998.