Радужные нити

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая
программа
«Радужные
нити»
модульная,
модифицированная, продвинутый уровень, учрежденческая, разновозрастная,
художественной направленности.
Дополнительная
общеобразовательная
–
дополнительная
общеразвивающая программа «Радужные нити» разработана на основе:
1.
Нормативных правовых актов и государственных программных
документов в области дополнительного образования:
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
3.
Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. No 196 г.
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года от 11 апреля 2019 года № 185 https://clck.ru/TjJbM
5.
Стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара до
2030 года от 8 июля 2011 г. № 03/2011-61 https://clck.ru/TjJea
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656
7.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»)
[Электронный
ресурс]
–Режим
доступа:
http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
8.
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/45028/
9.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение, 2009.
10. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
2

11. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
Распоряжением Правительства РФ
от 29
мая 2015
года
№996-р)
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
12.
Устав муниципального учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Олимп» // Зарегистрирован
05.09.2019//
Изобразительное и декоративно-прикладное творчество –одно из
важнейших средств познания и отражения действительности во всем ее
сложности и многообразии. Занятия изобразительным и декоративноприкладным творчеством заключают в себе неиссякаемые возможности для
всестороннего развития детей.
Данная программа соответствует основным направлениям социальноэкономического развития города Сыктывкара и Республики Коми, таким как
содействие в формирование гармонично развитой личности и развитие
культурного, творческого потенциала через изучение и ознакомление с фауной
родного Края. Программа предусматривает также изучение народных
праздников Коми, что способствует реализации еще одной стратегической цели
изучение, сохранение и развитие традиционных для этнического народа Коми
материального культурного наследия.
Данная программа имеет продвинутый уровень, так как первоначальные
знания по основам изобразительного искусству учащиеся уже получили, освоив
программу «Юный художник». Программа «Радужные нити» дает углубленные
знания по изобразительной деятельности, изучаются более сложные новые
техники и приемы работы гуашью и простым карандашом. Добавляется новый
модуль -декоративно-прикладное творчество(шитье)
Актуальность программы направлена на профориентационную работу с
учащимися, их дальнейшему самоопределению в области изобразительного и
прикладного творчества.
Новизна данной программы:
- углубленная подача материала в области изобразительного творчества;
- работа с тканью;
- проведение досуговых мероприятий;
-уделено особенное внимание приобщению учащихся к национальнорегиональному компоненту.
Программа состоит из 2 модулей: изобразительное творчество и
декоративно-прикладное творчество(шитье).
Отличительные особенности от базовых (типовых) программ
Программа составлена на основе типовой программы: Неменский, Н.Н.
Изобразительное искусство и художественный труд: Программа с краткими
методическими рекомендациями 1-8 классы. – М.: Просвещение, 2019
Базовые (типовые) программы
Программа «Радужные нити»
Изменения
в
программах
не Возможность изменений в процессе
предусмотрены
реализации программы на практике
Упор делается лишь на обучение
Единство воспитания и обучения
3

Не предусматривается работа с Разработан
план
работы
с
родителями
родителями
Реализация
программы за
1-2 Увеличение учебных часов в неделю
учебных часа в неделю
до 4.
Региональный
компонент
не Программа
дает
широкие
учитывается
возможности
для
проявления
индивидуальности учителя с учетом
особенностей
национального
регионального компонента.
Организационно – педагогические основы обучения.
Адресат программы
Программа продвинутого уровня, составлена для учащихся 10-15 лет,
рассчитана на 1 год обучения, прошедших обучение по программе базового
уровня
дополнительной
общеобразовательной-дополнительной
общеразвивающей программы «Юный художник».
На программу принимаются учащиеся на основании письменного заявления
родителей
(законных
представителей)
через
сайт
ПФДО
Коми
(https://komi.pfdo.ru/)
Количество учащихся в группе-15 человек.
Срок и объем освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения и разделена на 2 модуля.
1 модуль-изобразительное творчество- 36 учебных недель-72 часа
2 модуль-декоративно-прикладное творчество(шитье) - 36 учебных
недель-72 часа
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы - 144 ч:
Год
обучения
1
ВСЕГО

Количество часов
в неделю

Количество часов
в год

4

144
144

Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
Основным видом занятия является учебное занятие. Формы работы
учащихся на занятии – индивидуальные, групповые. Основной формой учебно
– воспитательного процесса является групповое учебное занятие.
Виды занятий – теоретические, практические. Виды занятий по
программе определяются содержанием программы и предусматривают: беседы,
игры, конкурсы, викторины, экскурсии, самостоятельную работу, массовые
воспитательные мероприятия.

4

Формы обучения:
Очная, очно-заочная, заочная (в период невозможности организации
образовательного процесса в очной форме: карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановке, актированных дней), может быть
организована с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
Режим занятий:
Режим работы 1
года обучения для всех групп по 2 часа 2 раза в
неделю(1 раз в неделю реализуется модуль изобразительное творчество, 1 раз в
неделю реализуется модуль- декоративно-прикладное творчество(шитье),
продолжительностью одного занятия 45 минут с 10 минутным перерывом
между занятиями. Занятия проводятся в групповой форме.
Год
обучения

Количество часов и раз в неделю

Продолжительность
одного занятия в
академических часах

1

Модуль: изобразительное
творчество-1 раз в неделю по 2часа

45

Модуль: декоративно-прикладное
творчество- 1 раз в неделю по 2
часа
Цель и задачи программы
Цель: дальнейшее формирование и развитие творческого потенциала
учащихся средствами изобразительного искусства и прикладного творчества
(шитье).
Задачи программы:
Обучающие
- изучение различных техник, технологий работы гуашью и простым
карандашом;
- изучение методики работы над выполнением различных видов учебных
заданий;
- обучение специальной терминологией;
- изучение животного мира, народных праздников Республики Коми;
Воспитательные:
- воспитание терпения, аккуратности, внимательности.
- формирование интереса к изобразительному и декоративно-прикладному
творчеству, традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Развивающие:
5

-развитие умений и навыков работы гуашью, простым карандашом, тканью;
- развитие художественного вкуса, наблюдательности, фантазии.
- развитие умения выполнять учебные задания в соответствии с поставленной
творческой задачей.
- развитие умения анализировать результат своей работы над конкретным
заданием
- развитие навыков раннего профессионального самоопределения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план 1 год обучения
Название
модуля
Модуль 1.
Изобразительное
творчество
Модуль2.
Декоративноприкладное
творчество
(шитье)
Итого:

Количество часов
Всего
Теория
Практика
72

18

54

72

7

65

144

25

119

Формы
аттестации
Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация

Модуль 1. Изобразительное творчество
Образовательная задача модуля: изучение различных техник и технологий
работы гуашью и простым карандашом;
Учебные задачи модуля;
- умение выполнять практические задания различной сложности;
- изучение животного мира, народных праздников Республики Коми;

№
п\п

Введение.

Графика Виды
линий,

Виды
учебных
занятий,
учебных
работ
Вводное
занятие,
аудиторная
работа

Аудиторная
работа беседа

Содержание

Обще
е
колич
ество
часов

Теория: Цели и задачи
работы объединения на
учебный год.
2
Практика:
выполнение
практической работы
«Летний луг»
Теория: Графика как
2
вид изобразительного

Т

П

1

1

1

1
6

практикум
Упражнения

Графическое
изображение
животных Коми
края (НРК)

Основы
цветоведения.
Три основных
цвета.
Упражнения

Цветовая и
тоновая растяжка

Аудиторная
работа,
Самостоятел
ьная работа.

искусства.
Выразительные
средства
графики.
Виды линий.
Практика:
выполнение
упражнений
на
различные виды линий.

Теория:
животные,
обитающие
на
территории Коми Края
Особенности
рисования животных
разного вида и типа.
Практика:
графическое
изображение любого
животного (по выбору
учащегося)
Аудиторная Теория: что изучает
работа, беседа, наука «цветоведение»,
практикум
основные и составные
цвета,
смешение
основных цветов.
Практика:
упражнения
на
смешение
основных
цветов.
Аудиторная Теория: теплые и
работа, беседа, холодные
цвета,
практикум
смешение цветов с
белым
и
черным,
цветовая и тоновая
растяжка.
Практика:
выполнение
упражнений
на
смешение
любого
цвета
(по
выбору
учащегося) с черным и
белым,
получение
цветовой,
тоновой
хроматической
растяжки.

2

1

1

2

1

1

4

1

3

7

Букет

Аудиторная
работа,
Самостоятель
ная работа.

Рисование с
Аудиторная
натуры.Натюрмо работа, беседа,
рт из 2-х бытовых
практикум
предметов

Теория: виды и форма
букетов,
назначение
букетов, особенности
работы
с
натуры.
Основные
правила
работы с натуры.
Практика:
выполнение зарисовки
с натуры букета в вазе.
Теория:
понятие
«натюрморт»,
виды
натюрмортов,
особенности рисования
натюрморта с натуры.
Практика:
графическое
изображение
натюрморта из двух
бытовых предметов.
Теория:
праздник
«Новый год», история
происхождения,
атрибутика.
Практика:
выполнение
иллюстрации к любой
новогодней сказки (по
выбору учащегося),
Практика:
выполнение
эскиза
новогодней игрушки
на елку.
Практика: рисование
ангела.

Новогодняя
сказка

Аудиторная
работа, беседа,
практикум

Новогодняя
игрушка

Аудиторная
работа, беседа,
практикум

Ангел

Аудиторная
работа, беседа,
практикум
Аудиторная Теория:
Святочные
работа, беседа, гадания, виды гаданий,
практикум
значения
гаданий.
Обряд «Колядки» его
особенности
и
значение. Особенности
и
принципы
построения
многофигурной
композиции.

Многофигурная
композиция
«Святочные
гадания»,
«Колядки»

4

1

3

4

1

3

6

1

5

4

0

4

2

0

2

4

1

3

8

Практика:
выполнение
многофигурной
композиции «Колядки»
или
«Святочные
гадания» (по выбору
учащегося).
Страна
безопасности

Народные
праздники
(НРК)

Городской
пейзаж

Аудиторная Теория: что такое
работа, беседа, безопасность, как не
практикум
стать
жертвой
опасности, основные
правила безопасности в
бытовой,
городской
среде. Безопасность на
воде
и
в
лесу.
Дорожная и пожарная
безопасность.
Практика:
выполнение
творческий
композиций на темы:
«Огонь и дети», «Наш
друг
Светофорик»,
«Осторожно,
тонкий
лед» и др по выбору
учащегося.
Аудиторная Теория: виды и
работа, беседа, особенности народных
практикум
праздников.
Масленица-праздник
проводов зимы.
Символика «Чучела»
Масленицы, масленица
на территории Коми
Края
Практика:
выполнение
творческих
композиций на темы
«Чучело масленицы»,
Аудиторная Теория:
понятие
работа, беседа, «пейзаж»
в
практикум
изобразительном
искусстве,
виды

4

1

3

8

1

7

4

1

3

9

Интерьер
комнаты-портрет
ее хозяина

Аудиторная
работа, беседа,
практикум

Мой костюм-мой
облик. Дизайн
современной
одежды

Аудиторная
работа, беседа,
практикум

Этот День
Победы

Аудиторная
работа, беседа,
практикум

Досуговоразвивающая
деятельность

Внеаудиторна
я работа,
выход в музей

Профориентацио
нная работа

Аудиторная
работа, беседа,

пейзажей. Особенности
рисования городского
пейзажа.
Практика: создание
творческой
композиции на тему:
«Город в котором я
живу»
Теория:
Понятие
«интерьер»,
«экстерьер», «дизайн
интерьера»,
роль
материалов, фактур и
цветовой гаммы.
Практика:
выполнение
схематичных
зарисовок
своей
комнаты.
Теория: мода и дизайн
в современном мире,
влияние
моды
на
жизнь человека, виды и
назначение одежды.
Практика:
выполнение
костюмного комплекса
на
тему
«Моя
школьная форма».
Теория:
праздник
Победы,
история,
значение и атрибутика.
Символы Победы.
Практика:
выполнение
творческой работы на
тему
«Спасибо
Деду(прадеду)
за
Победу».
Практика: посещение
отдела
природы
Национального музея
Республики Коми.
Теория:
проведение
бесед на темы: «Мир

4

1

3

4

1

3

6

1

5

2

2

2

2
10

Промежуточная
аттестация

Всего часов:

Аудиторная
работа,
тестирование,
практическое
задание

профессий, связанных
с
изобразительным
искусством»,
«Куда
пойти учиться?»
Теория: выполнение
теста
Практика:
выполнение рисунка на
тему «Мы рисуем
дружбу».

2

1

1

72

18

54

11

Модуль 2: декоративно-прикладное творчество(шитье)
Образовательная задача модуля: изучение различных приемов работы с
тканью на примере шитья сувениров и игрушек.
Учебные задачи:
- умение работать с выкройками, иголками, ножницами;
- умение выполнять практические задания разной сложности;

№
п\п

Виды учебных
занятий, учебных
работ

Аудиторная
работа, беседа,
практикум

Введение.

Основы
материалов
едения

Аудиторная
работа, беседа,
практикум

Основные
ручные
швы

Аудиторная
работа, беседа,
практикум

Швейные
помощники

Аудиторная
работа, беседа,
практикум

Что такое

Аудиторная

Содержание

Теория: Введение в
тематический модуль.
Основные задачи
модуля. Необходимые
инструменты и
материалы для швейного
дела, подготовка
рабочего места,
инструктаж по технике
безопасности при работе
с колющими и
режущими предметами
Теория: виды и
свойства тканей,
Практика: влажнотепловая обработка
некоторых видов тканей
Теория: виды ручных
швов, их практическое
применение при работе с
разными видами тканей.
Практика: Отработка
ручных швов: вперед
иголку, назад иголку,
петельный, через край
на лоскутке ткани
Практика:
изготовление
игольницы,
изготовление чехла для
ножниц.
Теория: понятие

Обще
е
коли
честв
о
часов

В том
числе
Т

П

2

2

2

1

1

4

1

3

6

2

6

1

1
12

выкройка

работа, беседа,
практикум

Изготовлен
ие простых
изделий
Украшение
изделия

Аудиторная
работа, беседа,
практикум
Аудиторная
работа, беседа,
практикум

Изготовлен
ие сложных
изделий

Аудиторная
работа, беседа,
практикум

Сувениры
на праздник

Аудиторная
работа, беседа,
практикум

Изготовлен
ие
авторской
игрушки

Аудиторная
работа, беседа,
практикум

Промежуто
чная
аттестация

Аудиторная
работа, беседа,
практикум

Всего часов:

выкройка, условные
обозначения на
выкройках.
Практика: перенос
выкройки на ткань
Практика:
изготовление яичницы,
цветочка,
Теория: понятие
«украшение изделия»,
материалы, с помощью
которых можно украсить
изделие: бусины,
пуговки, пайетки.
Практика: украшение
готового изделия
бусинами, пуговками,
пайетками
Практика:
изготовление сложных
(составных) изделий по
выбору учащегося,
отработка навыков
соединения деталей в
единое целое(туловищеголова-лапы-хвост)
Практика:
изготовление изделийподарков на различные
календарные праздники:
новый год,8 марта,23
февраля и др.
Практика:
самостоятельное
изготовление авторской
игрушки по заданному
плану:
Теория: выполнение
теста.
Практика: выполнение
бумажной выкройки по
замыслу учащегося

6

12

6

1

11

12

12

8

8

16

16

2

1

1

72

7

65

13

Планируемые результаты
По окончании всего курса обучения учащиеся
будут знать:
особенности работы гуашью и простым карандашом;
специальную терминологию в рамках модулей изобразительное
творчество, декоративно-прикладное творчество(шитье);
правила техники безопасности с живописными, графическими
материалами, колющими и режущими предметами;
этапы выполнения творческой работы в рамках модулей изобразительное
творчество, декоративно-прикладное творчество(шитье);
особенности рисования животного мира и народных праздников
Республики Коми;
основные виды ручных швов;
правила и последовательность работы с готовыми выкройками;
будут уметь:
свободно работать гуашью и простым карандашом;
создавать творческие работы на предложенную тему и по своему
замыслу;
образно мыслить и воображать;
подбирать художественные материалы, согласно своей творческой
задумке;
создавать творческие работы с использованием национального колорита.
Личностные результаты
формирование организационно-волевых качеств (воля, терпение,
самоконтроль);
формирование ориентационных качеств: положительной самооценки и
интереса к занятиям;
формирование поведенческих качеств.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной и
творческой деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой
деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

14

ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТЕСТАЦИИ И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение уровня освоения программы осуществляется в
соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля успеваемости, промежуточной аттестации МУДО «ЦДОД «Олимп».
Формы текущего контроля- комбинированная проверка (сочетание
практической и теоретической части с показательными формами);
Для определения фактического состояния образовательного уровня проводится
промежуточная аттестация в конце каждого года обучения по дополнительной
общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей
программе и промежуточная аттестация по освоению дополнительной
общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы. Формы
промежуточной аттестации - комбинированная проверка (сочетание
практической и теоретической части с показательными формами);
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития
способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом
программы. В целях определения результатов и качества освоения программы
необходима система мониторинга, то есть систематического контроля уровня
знаний, умений, навыков и компетентностей учащихся.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить
развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для
их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно
коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся в
протоколы текущего контроля и промежуточной аттестации. Индивидуальный
рост учащихся фиксируется в индивидуальной карточке учета результатов
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
программе
–
дополнительной общеразвивающей программе и индивидуальной карточке
оценки личностного развития учащегося в процессе освоения им
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы.

15

Этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости
1 год обучения
Модуль изобразительное творчество

Вид
Цель
аттестации,
сроки
проведения
Промежуто Определить
чная
Уровень
аттестация достижения
творческой
Декабрь
активности
учащихся к

Содержание

Проверить:
основные ЗУН
за I год
обучения.
Наблюдать:
Личностные
качества,
метапредметны
е умения

Форма
проведения

Критерии

Теория: тест См.
открытого
Приложение
типа
2,3
Практическ
ая работа:
выполнение
творческой
композиции
«Мы рисуем
дружбу»

Модуль декоративно-прикладное творчество(шитье)

Вид
Цель
аттестации,
сроки
проведения
Промежуто Определить
чная
Уровень
аттестация достижения
творческой
Апрель
активности
учащихся к
концу
учебного
года.

Содержание

Проверить:
основные ЗУН
за I год
обучения.
Наблюдать:
Личностные
качества,
метапредметны
е умения

Форма
проведения

Критерии

Теория: тест См.
открытого
Приложение
типа
2,3
Практическ
ая работа:
выполнение
изделия по
замыслу
учащегося

16

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО –ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Образовательные и учебные форматы
(формы, методы, приёмы, педагогические технологии)
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно – воспитательного процесса является
групповое учебное занятие. При подготовке к конкурсам и фестивалям
возможны занятия в малых группах по 2-5 человек.
Формы обучения:
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами;
- Практические занятия, на которых изучаются различные техники
изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, работа с
различными живописными и графическими материалами.
Виды:
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать
практические
занятия,
мастер-классы,
выполнение
самостоятельной работы.
Методы:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
- словесные (рассказ, беседа),
- наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических
приемов наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами)
- практические (упражнения, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
- репродуктивные (воспроизводящий)
- частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
- творческие (творческие задания по видам деятельности).
- проблемные
3) По степени самостоятельности:
- работа под непосредственным руководством педагога;
- совместная работа;
- самостоятельная работа.
Данная программа опирается на такие технологии как:

технология проблемного обучения,

технология творческого саморазвития,

технология сотрудничества,

здоровьесберегающие технологии,
Образовательная деятельность строится на основе системнодеятельностного подхода, основной результат применения которого –
развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
17

- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учащимися определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
- формирование у учащихся умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
7. Рефлексия.
Система дидактических принципов
Реализация технологии деятельностного метода в практическом
преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно
участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей,
общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с
учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки
в системе наук).
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.

18

Основной объективной оценкой
являются открытые учебные занятия.

эффективности

работы

педагога

На период актированных дней, карантинных мероприятий, отсутствием
учащегося по уважительным причинам предусмотрена самостоятельная работа,
которая выражается в выполнении эскизов к творческим композициям. По
окончанию актированных дней, карантина организуется консультаций с
учащимися, испытывающими затруднения при изучении учебного материала.
Воспитательная и досуговая деятельность отражена в плане
воспитательной работы, которая планируется педагогом ежегодно.
(Приложение 4)
Воспитательная работа является неотъемлемой частью учебного
процесса и направлена на:
1) развитие личностных творческих способностей каждого ребёнка;
2) создание ситуации успеха для каждого учащегося;
3) создание условий для сплочения коллектива;
4) формирование у детей стремления радовать окружающих
доступными им возможностями;
5) развитие умения общаться, культуры общения, умения организовать свой
досуг и досуг друзей.
Массовые мероприятия проводятся на занятиях и в дни школьных
каникул.
Продолжительность мероприятий обычно не превышает учебную нагрузку.
Конкурсы, выставки, экскурсии и т.д. проводятся в течение всего учебного года
по плану.
Для подготовки и проведения конкурсов, праздников, игровых программ
привлекаются старшие кружковцы и активисты, приглашаются родители.
Традиционными формами массовых мероприятий являются:
- новогодние представления;
- игровые программы;
- выставки.
Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение
Программа «Юный художник» реализуется на базе МУ ДО «ЦДОД
«Олимп» по адресу: ул. Морозова, д. 6
А) оборудование: просторный кабинет с хорошим освещением, который
включает в себя: столы, шкафы для хранения материалов, мольберты, доска для
выполнения эскизов, инструкции по технике безопасности, образцы изделий
(свои, детей), мультимедиа проектор, компьютер;
Б) приспособления и инструменты:
Модуль изобразительное творчество: бумага ватман, бумага акварельная,
гуашевые краски, акварельные краски, цветные карандаши, пастель, пластилин,
соус, уголь, восковые мелки, баночки для воды, кисти, кнопки, тряпочки.

19

Модуль декоративно-прикладное творчество(шитье): ткань разных фактур,
мягкий и жесткий фетр, нитки для шитья, иглы, ножницы, набивной материал
(синтепон, холлофайбер), линейка, простой карандаш, белый картон
Информационно-методическое обеспечение:
№
Разделы
Год
Наглядное пособие
п.п.
обу
чен
ия
Модуль: изобразительное творчество
1.
Вводное занятие (беседа)
1
Инструкция по ТБ., анкеты
2
Цветоведение.
1
Таблица «Цветовой круг», «Цветовая и
тоновая растяжка»
1
Наглядное пособие «Контраст, нюанс»
3
Рисование с натуры
1
Презентация «Натюрморт»,
«Рисование букета»
4
Пейзаж
1
Папка-передвижка «Городской
пейзаж»
Модуль: декоративно-прикладное творчество(шитье)
1
Основные ручные швы
1
Презентация «Виды ручных швов»
2
Что такое выкройка?
1
Папка «Как работать с выкройками,
основные правила работы», Папка
«Образцы выкроек»
3
Изготовление простых
1
Презентация «Порядок сборки
изделий. Изготовление
изделий»
сложных изделий

20

Литература
Нормативная база
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской
Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. No 196 г.
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года от 11 апреля 2019 года № 185 https://clck.ru/TjJbM
-Стратегии социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года от 8 июля 2011 г. № 03/2011-61 https://clck.ru/TjJea
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»)
[Электронный
ресурс]
–Режим
доступа:
http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/45028/
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение, 2009.
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении
стратегии развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
Распоряжением Правительства РФ
от 29
мая 2015
года
№996-р)
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
- Устав муниципального учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей «Олимп» // Зарегистрирован 05.09.2019//

21

Для педагога
1. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. - М.: 1996.
3. Копцева Т. А. Природа и художник: художественно- экологическая
программа по изобразительному искусству для начальной школы 1 -4 классы.
М., 1999. - 96с.
4. Копцева Т.А. Природа – художник: Пособие для учителя. – М.: Интерпракс,
1994.
5. Кульчинская Н.Л. Ребенок в музее. – М.: Издательский дом «Подкова», 1999.
6. Левин С.Д. Беседы с юным художником. – М.: Просвещение ,1998
7. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. – М.: Школа-Пресс,
1996.
8. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.:
Знание, 1993.
9. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.:
Искусство в школе, 1995.
10. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение 1997.
11. Неменский, Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд:
Программа с краткими методическими рекомендациями 1-8 классы. – М.:
Просвещение, 2009.
12. Полунина В.Н. Искусство и дети. – М.: Просвещение, 1992.
13. Современный словарь-справочник по искусству. – М.: Олимп: ООО
«Фирма-издательство АСТ», 1999.
Для учащихся
1.Журнал «Юный художник» 2010-2012 г
2. 100 великих архитекторов. – М., 2001.
3.. Арган Дж. К. История итальянского искусства. – М., 2000
Для родителей
1. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. – М.: Просвещение, 1990.
2. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 2000.
Интернет ресурсы:
1.
http://stranamasterov.ru- Страна Мастеров

22

Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы
модуль: изобразительное творчество
Промежуточная аттестация 1 год обучения.
Цель: проверить полученные знания, умения и навыки по окончании 1 года
обучения.
Проверка теоретических знаний осуществляется в форме открытого теста.
Инструкция: учащимся раздаются листочки с вопросами. Учащиеся отвечают
на вопрос, записывая ответ.
Время выполнения: 30 минут:
1.
Как называются цвета, которые получаются при смешивании основных
цветов? (дополнительные);
2.
Чем отличается цветовая растяжка от тоновой? (цветовая растяжка
выполняется в 2 цвета, тоновая-одним)
3.
Что изучает наука «цветоведение»? (Цветоведение - это комплексная
наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных
физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а
также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства,
филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.)
4.
Что такое натюрморт? Перечислите виды натюрмортов (Натюрморт - это
жанр живописи, в котором художниками изображаются обиходные и
неодушевленные предметы, такие как предметы быта и дары природы. По
цвету, по освещенности, по времени исполнения, по месту расположения).
5.
Что такое «пейзаж»? Какие виды пейзажей вы знаете? (Пейзаж - это
изображение природы. Виды: сельский, городской, индустриальный, морской)
6.
Чем отличаются понятия «интерьер» от «экстерьера»? (интерьер- внутри
помещения, экстерьер- снаружи)
Критерии оценки теоретических знаний общий балл за выполнение теста:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (6 правильных ответов)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (5 правильных ответов)
1 балл – не усвоил материал (3 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить творческую композицию на тему «Мы рисуем дружбу».
Материалы: гуашь, формат А3
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 45 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
-Цветовой колорит работы.

23

Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
1балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
Личностные и метапредметные результаты отслеживаются методом
наблюдения и заносятся в таблицы 4 и 5 соответственно (см приложение )

24

Контрольно-измерительные материалы
Модуль: декоративно-прикладное творчество(шитье)
Промежуточная аттестация 1 год обучения.
Цель: проверить полученные знания, умения и навыки по окончании 1 года
обучения.
Проверка теоретических знаний осуществляется в форме открытого теста.
Инструкция: учащимся раздаются листочки с вопросами. Учащиеся отвечают
на вопрос, записывая ответ.
Время выполнения: 30 минут:
1.
Какие ручные швы вы знаете? (вперед иголку, назад иголку, через край,
петельный)
2.
Что такое выкройка? Для чего нужна выкройка? (Выкройка - это детали
будущего изделия, выполненные на бумаге, кальке. Выкройка нужна для того,
чтобы создать изделие, которое задумал(а) и при этом не испортить ткань)
3.
Какие инструменты и материалы используются для переноса выкройки на
ткань? (портновский мел, карандаш или маркер по ткани, простой карандаш)
Критерии оценки теоретических знаний общий балл за выполнение теста:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (3 правильных ответа)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (2 правильных ответа)
1 балл – не усвоил материал (1 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: нарисовать выкройку к будущему изделию.
Материалы: белый картон, простой карандаш
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 45 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
1балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
25

Личностные и метапредметные
«Изобразительное творчество»

результаты

проверяются

в

модуле

26

Приложение 3
Диагностика уровня обученности
Год
обучения__________________________________________________________
Вид диагностики__________________________________________________
Название модуля__________________________________________________
Оценочная таблица проверки теоретических знаний по программе

№

Ф.и
учащегося

1

№1
Номер вопроса
2
3
4

5

Общий
балл

1
2
3
Оценочная таблица проверки умений и навыков по программе
№2
№ Ф.и
Критерии оценки практической работы
Общи
учащегос Последовательн
Проявлен Аккуратнос Цветово й балл
я
ое соблюдение
ие
ть
й
всех этапов
фантазии
колорит
работы
в работе
работы.

1
2
3
Итоговая оценочная таблица проверки знаний, умений и навыков
учащихся по программе
№

Ф.И
учащегося

Общий балл
Общий балл Итоговый
Уровень
за
за
балл
обученности
теоретические практические
знания
умения и
навыки

1
2
3

27

Таблица наблюдений личностных результатов развития учащегося
№4
Фамилия, имя
ребёнка____________________________________________________
Возраст____________________________________________________________
Объединение______________________________________________________
Дата начала
наблюдения___________________________________________________
Сроки
диагностики/
Показатели

Первый год
обучения
Начало Конец
уч. года
уч.
года

Второй год
обучения
Начало Конец
уч. года
уч.
года

Третий год
обучения
Начало Конец
уч. года
уч.
года

1.Организационноволевые качества:
1.1. Терпение
1.2. Воля
1.3. Самоконтроль
2.Ориентационные
качества:
2.1. Самооценка
2.2.Интерес
к
занятиям в детском
объединении
3.Поведенческие
качества:
3.1.Конфликтность
3.2.Тип
сотрудничества
4. Личные
достижения
учащегося(участие
в конкурсах
различного
уровня)
Критерии оценки личностных результатов(используемый методнаблюдение)
0 баллов-показатель не проявляется;
1 балл-показатель проявляется периодически;
2 балла- показатель проявляется постоянно.

28

Таблица наблюдений метапредметных результатов
№5
Фамилия, имя
ребёнка____________________________________________________
Возраст____________________________________________________________
Объединение______________________________________________________
Дата начала
наблюдения___________________________________________________
Сроки диагностики/
Показатели

Первый год
Второй год
Третий год
обучения
обучения
обучения
Начало
Начало
Начало
Конец
Конец
Конец
уч.
уч.
уч.
уч.
уч.
уч.
года
года
года
года
года
года

Умение самостоятельно
определять цели своего
обучения
Ставить и
формулировать для себя
новые задачи в
познавательной и
творческой
деятельности
Развивать мотивы и
интересы
своей
познавательной
и
творческой
деятельности
Умение
организовывать учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
педагогом и
сверстниками
Работать
индивидуально и в
группе
Умение слушать и
слышать педагога
Критерии оценки личностных результатов (используемый методнаблюдение)
0 баллов-показатель не проявляется;
29

1 балл-показатель проявляется периодически;
2 балла- показатель проявляется постоянно.

30

Приложение 4
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел

Название
мероприятия

Конкурсные Участие в городских
мероприятия конкурсах в рамках
городского
фестиваля «Юное
дарование»(согласно
книге положений
ДТД и УМ)
Участие в городском
конкурсе
«Безопасность
глазами детей»
Участие в интернетконкурсах
Организация Творческая
досуга
Мастерская
«Мастерская Деда
Мороза»
Самая красивая
Валентинка (конкурс
Валентинок внутри
объединения)
Школа
Беседа «Школа
дорожных наук»
жизни
Беседа «Пожарная
безопасность»

Цель
Выявление и
поддержка
одаренных детей

Место
проведени
я
ДТД и УМ

Выявление и
ДТД и УМ
поддержка
одаренных детей
Выявление и
поддержка
одаренных детей
Организация
досуга.
Организация
досуга.
Формирование
правильного
поведения на
дорогах.

ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6

Уважение и
ЦДОД
почитание
«Олимп»
государственных Морозова
традиций
,6

Семейные
отношения

Воспитание
любви и
уважения к
близким

«Я и моя семья»

Декабрь
Апрель

Март

В течение
года

Государстве Беседа «Моя Россия
»
нные
традиции
Беседа «Традиции
русского народа»
«Семья- главная
ценность в моей
жизни»

Сроки

ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6

декабрь

февраль

Сентябрьоктябрь

ноябрь

декабрь

31

Нравственно Беседа «О законах
е воспитание нравственности»

Формирование
правильного
поведения в
обществе

ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6

январь

Формирование
правильного
поведения в
обществе

ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6

февраль

Здоровьесбереж
ение.
Формирование
здорового
образа жизни.

ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6

март

Формирование
бережного
отношения к
природе

ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6

апрель

Патриотичес «Мужество»
кое
воспитание «О патриотизме. О
Родине.»

Воспитание
любви к
родному краю.

май

Экстремальн «Осторожно,
ые ситуации гололёд!» «Опасные
игрушки»
«Осторожно, сход
снега» «Безопасный
отдых»

Формирование
правил
поведения и тб
в экстремальных
ситуациях

ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6

Работа с
Собеседования
детьми
состоящими
на
различных
Анкетирование.
учетах

Вовлечение
трудных детей в
объединения
центра.
Изучение
потребностей
данной группы
детей.
Раскрытие и
развитие

Беседа «Дорогою
добра».
Правовое
воспитание

Беседа «Можно и
нельзя»
Беседа «Правила для
учащихся- это закон»

Здоровье

Беседа «Сохрани
свое здоровье»
Беседа «Твое
здоровье»

Экология

Беседа «Экология и
мы»
Беседа «Учимся
беречь природу»

Мероприятия ЦДОД

Кабинет
СОШ
№38,
№36
Кабинет
СОШ
№38,
№36
Актовый
зал СОШ

октябрь
декабрь
март
май

В течении
года
В течении
года
В течении
года
32

Работа с
родителями

Родительское
собрание
«Знакомство с
планом работы
объединения на
новый учебный год».
Собеседования.

Анкетирование.

Родительское
собрание
«Подведение итогов
года»

способностей
детей.
Привлечение
родителей к
творческой
деятельности
детей
Приобщение
родителей к
учебному году,
решение
воспитательных
проблем.
Изучение
потребностей
родителей в
занятости детей.
Знакомство с
творческими
достижениями
каждого
учащегося.

№38,№36
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6

В течении
года

ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6

В течении
года

ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6
ЦДОД
«Олимп»
Морозова
,6

В течении
года
В течении
года

33

Приложение 5
План работы с родителями
Месяц
сентябрь

январь
апрель

в течение
учебного года

Содержание
родительское
собрание

Организационное
«Давайте
познакомимся»:
- знакомство с общим содержанием образовательной
программы, с перспективами на учебный год, с
расписанием занятий, с правилами поведения в
Центре и в объединении, знакомство с Уставом
Центра заполнение заявления-анкеты;
- знакомство с перечнем материалов, необходимого для
занятий;
- выбор родительского комитета.
Родительское собрание «Наши первые результаты»:
- результаты обучения за 1-е полугодие;
- отчет родительского комитета.
Родительское собрание «Подведем итоги»:
- результаты обучения за год;
- отчет родительского комитета за год;
- награждение активных родителей
1. Привлечение родителей к подготовке и проведению
мероприятий, открытых занятий, пополнению материальнотехнической базы объединения.
2. Консультирование родителей по вопросам воспитания
детей.
3. Посещение родителями учебных занятий.
4. Общение с родителями по телефону по различным
вопросам.

34

Приложение 6
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
в дополнительной общеобразовательной программе –
дополнительнойобщеразвивающей программе
№
изм
.

Номер и название
раздела учебного плана
программы, в который
внесены изменения

Основан
ие
Наименован
Дата
ие
документа

Номер

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».