КОМПЛЕКСОСНОВНЫХХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙО
БЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ–
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙПРОГРАММЫ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Чиполлино» модифицированная, уровневая
(стартовый, ознакомительный уровень), учрежденческая, разновозрастная,
художественной направленности.
Настоящая программа разработана с учетом нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Стратегия социально-экономического развития Республики
Коми на период до 2035 года от 11 апреля 2019 года № 185;
Стратегия социально-экономического развития МО ГО
"Сыктывкар" до 2030 года от 8 июля 2011 г. № 03/2011-61;
Санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 года № 28;
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования
детей»)
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/45028/
Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018
г. №
196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
Приказ Министерства образования, науки и молодёжной
политики
Республики
Коми
«Об
утверждении
правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в Республике Коми» от 01.06.2018 года №214-п;
Приложение к письму Департамента государственной
политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
программ (включая разноуровневые программы);
Приложение к письму Министерства образования, науки и
молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в
Республике Коми»;
Актуальность:
Использование театрализованной деятельности в педагогическом процессе
является актуальным в настоящее время.Так как эта деятельность позволяет
оптимально освоить мир социальных отношений и связей.
Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению
является дошкольный и младший школьный возраст.В этот период дети
легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные навыки
и умения.
-театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому
воспитанию
-обогащает новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе,
формирует диалогическую речь,активизирует словарь
- способность ребенка к идентификации с полюбившимся образом позволяет
через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на
детей.
-театрализованная деятельность помогает развиваться ребенку эмоционально
и физически
-учит думать, анализировать
- подбор специального репертуара формирует культуру межэтнического
общения среди сверстников.
Новизназаключаетсявсочетаниитворческойспецификитеатральногоиск
усства
с
особенностями музыкального воплощения,литературы,
живописи,хореографии, чтопозволяет
вусловияхдополнительногообразованиярасширитьвозможностиобразов
ательнойобласти.Компенсировать недостающие знания и потребности в
творчестве можно в системе дополнительного образования, занимаясь в
детском театральном коллективе. Занятия в детском театральном коллективе
развивают ребенка во всей его психофизической целостности. Обучение
актерскомумастерству обеспечивает равномерные
физические,
интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и
физического и духовного здоровья.
Театр – коллективное искусство. Театральная постановка – «продукт»
совместной деятельности, требующей концентрации сил каждого учащегося.
Разнообразие постановочных задач дает возможность каждому ребенку
максимально реализовать свои возможности и способности. Театральное
творчество богато
ситуациями
совместногопереживаниякоторое
способствует эмоциональному сплочению коллектива.
Кроме того, занятия в детском театральном коллективе развивают речь,
память, наблюдательность, учат взаимодействию с собеседником, умению
выражать свои эмоции, снимают психологические зажимы, обогащают
внутренний мир.
Организационно–педагогическиеосновыобучения.
Адресатпрограммы:
На обучение по программе принимаются все желающие в возрасте 9-17 лет,
которые хотят заниматься театральным творчеством.
Набор в группу осуществляется на основе заявления родителей (законных
представителей)
Срокиобъемосвоенияпрограммы:
Продолжительностьобразовательногопроцесса2года.
Общее
количествоучебныхчасов,запланированныхнавесьпериодобучения,необход
имыхдляосвоенияпрограммы-432часа
Год
обучения
Количество часов
в неделю
Количество часов
в год
1
2
6
6
216
216
Формы организации образовательного процесса и виды занятий.
1
Формы организации образовательного процесса и виды занятий. Основным
видом занятия является учебное занятие. Формы работы учащихся на занятии
– индивидуальные, групповые, работа в парах. Основной формой учебно–
воспитательного процесса является групповое учебное занятие. Формы
занятий – теоретические, практические, комбинированные.Виды занятий по
программе определяются содержанием программы и предусматривают:
мастерские, тренинги, беседы, игры, конкурсы, экскурсии, самостоятельную
работу, массовые воспитательные мероприятия, социальные акции.
Режимзанятий:
Продолжительность занятия три академических часа с 10 минутным
перерывом.
Годобучен Количествочасовиразвнеделю
ия
1
2разапо3часа
Продолжительностьодн
огозанятияв
академическихчасах
35мин.
2
2 раза по 3 часа
35 мин.
2.ЦЕЛИИЗАДАЧИПРОГРАММЫ
Цель:нравственно-эстетическое
воспитание
школьников
через
приобщению к театральному искусству
Задачипрограммы:
• воспитать социально адекватную личность, способную к активному
творческому сотрудничеству;
• привить культуру осмысленного чтения литературных и драматургических
произведений;
• воспитать умение работать в команде, взаимовыручку и поддержку в
группе;
• воспитать художественный вкус;
• научить обучающихся корректно общаться друг с другом в процессе
коллективной деятельности.развивающие:
• развивать навыки творческого подхода к работе над ролью;
• развивать пластические и речевые данные обучающихся;
• развивать воображение, фантазию и память.обучающие:
• Научить всему комплексу принципов и приёмов необходимых для работы
над ролью;
• Увлечь детей театральным искусством;
• Расширить знания обучающихся в области драматургии.Художественноэстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в
процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений
и навыков.
Задачи 1 года обучения:
Обучающие:
-обучение технике речи
(речевое
дыхание, артикуляция);
-получение опытавыступления на сцене и
использованиятеатральной
терминологии;
-расширение знаний культуры поведения на сцене и в зале
- знакомство с фольклором, праздничной и игровой обрядности народов,
проживающих в республике.
Воспитательные:
-воспитание устойчивого интереса к театральной деятельности ипозитивного
отношения к культуре и искусству
- воспитание нравственных качеств;
-воспитание любви и уважения к культурному наследию
Развивающие:
- развитие зрительного
и
слухового внимания, памяти,
наблюдательности,
находчивости,
воображения,
образного
мышления,логического и абстрактного мышления, пространственного
воображения;
приобретение
коммуникативных
качеств
личности
учащихся,речевуюдеятельность,навыки сотрудничества,
творческую
активность и инициативу;
- использование навыков самостоятельной работы и работы в группе при
выполнении практических творческих работ.
-развитие музыкальных, хореографических способностей
- развитие эстетический вкус, творческие способности и фантазии учащихся,
способностей к творческому анализу;
- поддержку стремлений к освоению новых знаний и умений, к достижению
более высоких творческих результатов;
3.СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ
Учебныйплан
№п/ Наименование тем, разделов
п
1.
2.
3.
4.
5.
6
7
Кол-во часов 1 год
Введение в предмет
Техника и культура речи
Ритмопластика.
Актерское мастерство
Работа над пьесой.
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
ИТОГО:
7
26
30
75
75
2
1
216
Содержаниеучебногоплана
1годаобучения
№п/ Разделы,темы
п
1.
2.
Введение в предмет
Техника и культура речи
Общее кол- Втомчисле
во часов
Теория
7
26
6
2
практика
1
24
3.
Ритмопластика.
30
3
27
4.
10.
11
12
13
Актерское мастерство
Работа над пьесой
Сценическая практика
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
ИТОГО:
65
75
10
2
1
216
13
15
52
60
10
2
1
177
39
1.Введениевпредмет.7часовТеория:
6часов
Знакомствосколлективом.ВыявлениеуровняиобъемазнанийотеатрахРеспубл
икиКоми.ТБ-2часа
Требования
к нормам поведения. Инструктаж по
технике безопасности
ТеатрДревнейГреции"2часаРусскийнародныйтеатр2часаПрактика:1час
Итоговоезанятие
2.Техникаикультураречи26часовТеория:2
час
Упражнения
дляязыка,челюсти,губ.Речевойтренинг.Дик
ция.Тон.Тембр.Практика:20часов
Строениеголосовогоаппарата.2часаПостановка
дыхания2часаАртикуляционнаягимнастика.-2часа
Упражнениядляязыка,челюсти,губ.Речевойтренинг.Дикция.Тон.Тембр.-1час
Интонация.Расширение
диапазонаголоса.2часаУпражнениянаразвитиеречевыххарактеристик
голоса2часаСкороговорки.-2часа
Итоговоезанятие.-1час
3.Ритмопластика.Пластическийтренинг30часТеория:3часа
Снятиезажимовикомплексов
спомощьюритмопластики2часаСценическое действие-2часа
Практика:18часов
Снятиезажимовикомплексов
спомощьюритмопластики1часРазминка,настройка,освобождениемышц,релаксация.10часовКоммуникабельностьиизбавлениеот комплексов.2часа
Развитиеиндивидуальности.Рождениепластическогообраза.2часаМузыкаидвижение.Пластическийобразживойинеживойприроды2
часа
Итоговоезанятие-1часа
4.Актерскоемастерство65часовТеория:
13часов
"Внимание.Воображение.Память.Снятиезажимовикомплексов.".-2часа
Общеразвивающиеитеатральныеигрыиупражнения.Упражненияна
коллективностьтворчества..-2часа
Элементы
бессловесного
действия.4часа«Вес».«Оценка».«Пристройка».-2часа
Работасозрителем:проведениеконкурсовиигр.Изготовление
реквизита,костюмов.-2часа
Итоговоезанятие1часПрактика:52часа
Общеразвивающиеитеатральныеигрыиупражнения.Упражненияна
коллективностьтворчества..-2часа
Действие-языктеатральногоискусства.Целенаправленностьилогика
действия.Выбор драматическогоотрывка.-2часа
Этюдныепробы.Анализ.Показиобсуждение..-7часа
Новогоднеетеатрализованноепредставление.Работанадсозданием
образасказочныхперсонажей..-7часа
Упражненияиэтюды.Видыэтюдов..-2часа
Связьпредлагаемыхобстоятельствсповедением.«Явпредлагаемыхобстоятельст
вах»..-2часа
Элементыбессловесногодействия.4часа«Вес».«Оценка».«Пристройка».-6часа
Практическоеовладениелогикой
действия.Конкурсно–игровыепрограммы.4часа
Работасозрителем:проведениеконкурсовиигр.Изготовлениереквизита,
костюмов.-4часа
Итоговоезанятие-2час
5.Работанадпьесой75часовТеория:15часов
Работазастолом.Чтение.Обсуждениепьесы.Анализпьесы.Определениетемыпье
сы-2часа
Анализсюжетнойлинии.Главныесобытия,событийныйряд.Основнойконфликт.
«Романжизнигероя».-2часа
Анализпьесыпособытиям.Выделениевсобытиилиниидействий.–4часа.
Работанадсозданиемобраза,выразительностьюихарактером
персонажа.Закреплениемизансценотдельныхэпизодов.Репетициина
сценическойплощадке.-2часа
Изготовление декораций,костюмов-2часа
Выбормузыкальногооформления.Репетициикактворческийпроцессиколлектив
наяработанарезультатсиспользованиемвсехзнаний,навыков,техническихсредс
твиталанта.-2часа
Анализпоказаспектакля.1часаПрактика:60час
Работазастолом.Чтение.Обсуждениепьесы.Анализпьесы.Определениетемыпье
сы-6часов
Анализсюжетнойлинии.Главныесобытия,событийныйряд.Основнойконфликт.
«Романжизнигероя»-2часа
Определениемотивовповедения,
целейгероев.
Выстраивание
логическойцепочки-2часа
Творческиепробы.Показиобсуждение-2часа
Работанадсозданиемобраза,выразительностьюихарактером
персонажа.Закреплениемизансценотдельныхэпизодов.Репетициина
сценическойплощадке-10часа
Работанадхарактеромперсонажей.Поисквыразительныхсредствиприемов10часов
Изготовление декораций,костюмов-4часа
Оформлениесцены.Изготовлениекостюмов,реквизита,декораций.4часаВыбормузыкальногооформления.Репетициикактворческийпроцесс
иколлективнаяработанарезультатсиспользованиемвсехзнаний,навыков,технич
ескихсредствиталанта-4часа
Прогонныерепетиции16часовПремьера-2часа
Сценическая практика-10 час
Планируемыерезультаты
Предметныерезультаты:
-читать выразительно, оптимально эмоционально на уровне, обусловленном
творческим развитием обучающегося к настоящему времени владением всеми
актерскими навыками, и голосом в целом;
-участвовать в театральных постановках, импровизировать движения под
музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и
сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать
активно в концертной и театральной деятельности.
Должнызнать:
театральнуютерминологию,театральныепрофессии,устройствосценыизрител
ьногозала;
-сценическиетребованиякактеру,сценическаяформа,сценическийвид;
-элементарныехарактеристикимузыкальныхпроизведений:темп,ритм;
требованияпоТБврепетиционныхклассах,насценическойплощадке,правилапо
ведения в ЦДОД
Учащиесяумеют:
-владеть
средствами образной выразительности:жестами,
мимикой,
позой,танцевальными,знаютэлементывокала;
-выполнятьрольвсозданииреквизита, костюмов,оформлениисцены;
- умеютработатьвпареспартнером.
Личностныерезультаты:
Развитиефантазии,воображения,умениевладетьсобой,снятиезажимов,комп
лексов,стрессовогосостояния;
приобретениенавыковактерскогомастерства,раскрытиеихтворческихспосо
бностей;
-развитиеактивности,коллективизма,самостоятельности;
Метапредметныерезультаты:
-умениесравнивать,анализировать,выделятьглавноеивторостепенное;
умениепланироватьианализироватьсвоюдеятельностьвсоответствииспоставленно
йзадачей:
Имеютопыт:
-участия
в общественно-полезнойдеятельности
объединения,
подготовке совместныхмероприятий,впроведениипраздников;
деятельности
-совместной
сродителями(законнымипредставителями)вжизниобъединения.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебныйплан
№п/ Наименование тем, разделов
п
1.
Введениевпредмет
Кол-во часов 2 год
7
2.
3.
4.
5.
6
7
8
Техникаикультураречи
Ритмопластика.Пластическийтренинг
Актерскоемастерство
Работанадпьесой.
Самостоятельная работа
Сценическая практика
Промежуточная аттестация
ИТОГО:
26
30
65
75
2
10
1
216
Содержаниеучебногоплана
2годаобучения
№п/ Разделы,темы
п
6.
7.
8.
Общее
кол-во
часов
7
26
30
Введениевпредмет
Техникаикультураречи
Ритмопластика.
Втомчисле
Теория
практика
6
2
3
1
24
27
13
15
52
60
2
10
1
177
Пластическийт
9.
10.
11
12
13
ренинг
Актерскоемастерство
Работанадпьесой.
Самостоятельная работа
Сценическая практика
Промежуточная аттестация
ИТОГО:
65
75
2
10
1
216
39
1. Введение в предмет.7 часов Теория: 6 часов
Знакомство с коллективом. Выявление уровня и объема знаний о театрах
Республики Коми .ТБ-2 часа
Требования к
нормам
поведения. Инструктаж
по
технике
безопасности
Театр Древней Греции"-2 часа Русский народный театр-2 часа Практика: 1
час
Итоговое занятие
2. Техника и культура речи 26 часов Теория: 2 час
Упражнения для языка, челюсти, губ. Речевой тренинг. Дикция. Тон. Тембр.
Практика: 20 часов
Строение голосового аппарата. -2 часа Постановка дыхания-2 часа
Артикуляционная гимнастика. -2 часа
Упражнения для языка, челюсти, губ. Речевой тренинг. Дикция. Тон. Тембр.1 час
Интонация. Расширение диапазона голоса. -2 часа Упражнения на развитие
речевых характеристик голоса-2 часа Скороговорки. -2 часа
Итоговое занятие.- 1 час
3. Ритмопластика. Пластический тренинг- 30 час Теория: 3 часа
Снятие зажимов и комплексов с помощью ритмопластики-2 часа
Сценическое действие -2 часа
Практика: 27 часов
Снятие зажимов и комплексов с помощью ритмопластики-1 час Разминка,
настройка, освобождение мышц, релаксация.- 10 часов Коммуникабельность
и избавление от комплексов. 2 часа
Развитие индивидуальности. Рождение пластического образа.- 2 часа Музыка
и движение. Пластический образ живой и неживой природы2
часа
Итоговое занятие-1 часа
4. Актерское мастерство 65 часов Теория: 13 часов
"Внимание. Воображение. Память. Снятие зажимов и комплексов. ".-4 часа
Общеразвивающие и театральные игры и упражнения. Упражнения на
коллективность творчества. .- 2 часа
Элементы бессловесного действия.- 4 часа «Вес». «Оценка». «Пристройка» .2 часа
Работа со зрителем: проведение конкурсов и игр. Изготовление реквизита,
костюмов.- 2 часа
Итоговое занятие-1 час Практика: 42 часа
Общеразвивающие и театральные игры и упражнения. Упражнения на
коллективность творчества. .- 2 часа
Действие - язык театрального искусства. Целенаправленность и логика
действия. Выбор драматического отрывка.- 2 часа
Этюдные пробы. Анализ. Показ и обсуждение. .- 2 часа
Новогоднее театрализованное представление. Работа над созданием образа
сказочных персонажей. .- 2 часа
Упражнения и этюды. Виды этюдов. .- 2 часа
Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. «Я в предлагаемых
обстоятельствах». .- 2 часа
Элементы бессловесного действия.- 4 часа «Вес». «Оценка». «Пристройка» .6 часа
Практическое овладение логикой действия. Конкурсно – игровые программы.
-4 часа
Работа со зрителем: проведение конкурсов и игр. Изготовление реквизита,
костюмов.-4 часа
Итоговое занятие-2 час
5. Работа над пьесой- 75 часов Теория: 15 часов Практика:60часов
Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы. Определение
темы пьесы.-2 часа
Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной
конфликт. «Роман жизни героя». -2 часа
Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. – 4часа.
Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.
Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. Репетиции на сценической
площадке.-2 часа
Изготовление декораций, костюмов -2часа
Выбор музыкального оформления. Репетиции как творческий процесс и
коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков,
технических средств и таланта. -2часа
Анализ показа спектакля. -1 часа Практика: 41 час
Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы. Определение
темы пьесы.- 6 часов
Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной
конфликт. «Роман жизни героя».-2 часа
Определение мотивов поведения, целей героев.
Выстраивание
логической цепочки.-2 часа
Творческие пробы. Показ и обсуждение. -2 часа
Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.
Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. Репетиции на сценической
площадке. -2 часа
Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и
приемов. -4 часа
Изготовление декораций, костюмов -4часа
Оформление сцены. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. -4часа
Выбор музыкального оформления. Репетиции как творческий процесс
и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков,
технических средств и таланта. -4часа
Прогонные репетиции. -6 часа Премьера. -2 часа
Сценическая практика-10 час
Задачи 2 года обучения:
Обучающие:
сформировать и закрепить навык театрального исполнительства;
обучить основам теоретических знаний по истории развития
театрального искусства, театральной терминологии;
способствовать осознанию и овладению детьми средствами образной
выразительности (художественное слово, мимика, жест, поза, пластика,
танец)
приобщить к знаниям сценических законов, режиссёрских приемов,
актерской этики;
-
сформировать теоретические знания по основам музыкальной грамоты;
сформировать практические знания в области: основ сценического
движения, актерского мастерства, партнерного экзерсиса, танцевальных
элементов.
сформировать умения координировать движения с музыкой, создавать
образ и передавать его характер, распределять сценическое пространство.
Развивающие:
Развить
деятельности.
эмоциональную
сферу
и
потребность
в
творческой
Способствовать развитию творческих способностей, воображения,
фантазии, самостоятельности мышления ребят.
Развить коммуникативные качества учащихся.
Приобщить к ценностям сценической культуры и способствовать
формированию художественного вкуса через навыки самоанализа.
Способствовать развитию стремления постоянного совершенствования
исполнительской техники, сценической выразительности, культуры
выступления.
Ориентировать на постоянное повышение общего культурного уровня
и культуры анализа театральных впечатлений.
Развивать навыки самостоятельно ставить цель, планировать,
осуществлять свою деятельность, оценивать еѐ результаты.
Воспитательные:
Развить основы нравственного становления личности через изучение
театральной культуры.
Удовлетворить потребности в неформальном общении и собственной
полезной значимости.
Воспитать коллектив единомышленников среди учащихся и их
родителей.
Сформировать стойкий познавательный интерес к искусству театра.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
-читать выразительно, оптимально эмоционально на уровне, обусловленном
творческим развитием обучающегося к настоящему времени владением
всеми актерскими навыками, и голосом в целом;
-исполнять характерные произведения театрального образа, Читать
естественно, легко.
-участвовать в театральных постановках, импровизировать движения под
музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и
сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать
активно в концертной и театральной деятельности.
Должны знать:
-театральную терминологию, театральные профессии, устройство сцены и
зрительного зала;
-сценические требования к актеру, сценическая форма, сценический вид;
-приемы гримирования; изготовление реквизита, костюмов;
-элементарные характеристики музыкальных произведений- темп, ритм;
-требования по ТБ в репетиционных классах, на сценической площадке,
правила поведения в ЦДОД
Учащиеся умеют:
владеть
средствами образной выразительности: жестами,
мимикой, позой, танцевальными, знают элементы вокала;
выполнять заданные сценические действия;
выполнять роль в создании реквизита, костюмов, оформлении сцены;
умеют работать в паре с партнером.
Личностные результаты:
-чувствовать причины успешности (не успешности) собственной творческой
деятельности;
-приобретение детьми навыков актерского мастерства, раскрытие их
творческих способностей;
-развитие активности, коллективизма, самостоятельности;
Метапредметные результаты:
формирование универсальных способностей учащихся, проявляющися
в познавательной и практической деятельности;
умение планировать и анализировать свою деятельность в
соответствии с поставленной задачей:
иметь опыт работы в группе и индивидуально для достижения
результата.
участия
в
общественно-полезной деятельности объединения,
подготовке совместных мероприятий, в проведении праздников;
совместной деятельности
с
родителями
(законными
представителями) в жизни объединения.
УсловияреализацииПрограммы
Кадровое обеспечение – в реализации данной программы работает педагог
дополнительного образования и концертмейстер
Материально-техническоеобеспечение
- класс;
- магнитофон-1шт.
- баян – 1шт.
- ноутбук–1 шт.
- костюмы;
- реквизит;
- распечаткапьес,аудиозаписимузыкальногооформленияспектаклей
Информационное обеспечение
-
справочнаяучебнометодическаялитература;
- методическиепособия;
ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАМОСТИ
И
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ
Определение уровня освоения программы осуществляется в соответствии с
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации МУДО «ЦДОД «Олимп».
- Текущий контроль успеваемости включает в себя входящую диагностику,
контроль исходного уровня подготовленности ребенка в начале цикла
обучения по программе и тематический контроль.
Формы текущего контроля - комбинированная проверка (сочетание
практической и устной проверок с показательными формами);
Для определения фактического состояния образовательного уровня
проводится промежуточная аттестация в конце первого года обучения по
дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной
общеразвивающей программе и промежуточная аттестация по освоению
дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей
программы. Формы промежуточной аттестации - комбинированная проверка
(сочетание практической и устной проверок с показательными формами);
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития способностей
учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом программы. В
целях определения результатов и качества освоения программы необходима
система мониторинга, то есть систематического контроля уровня знаний,
умений, навыков и компетентностей учащихся.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить
развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для
их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно
коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся
в протоколы текущего контроля и промежуточной аттестации.
Индивидуальный рост учащихся фиксируется в индивидуальной карточке
учета результатов обучения по дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе и
индивидуальной карточке оценки личностного развития учащегося в
процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы.
ЭТАПЫПЕДАГОГИЧЕСКОГОКОНТРОЛЯ
1год
Кконцупервогогодаобученияучащиесядолжны: знать: чтотакоетемаи идеяи сверхзадача.
уметь:выявлятьглавныесловавпредложении, правильно произносить буквы,показыватьразличныеэмоции, свободнои естественно
выполнятьнасцене простыефизическиедействия
ПРОМЕЖУТОЧНАЯАТТЕСТАЦИЯ
Периодичность ЦельСодержание
декабрь
Выявитьуменияработынад
рольюв спектакле.
Формы
Показатели,критерии
Показмини
спектакля
ТЕОРИЯ:
Чтособойпредставляеттеатр(зрительныйзал,сцена,раздевалка,гримернаяит.
д.)
•О
средствах
выразительного чтения.
ПРАКТИКА
•Читать,грамотноартикулируя; •Общаться вколлективе
сверстников, слушать
и слышатьпартнера
поцене,соблюдатьдисциплину, правила
культурногоповедения.
УРОВНИ:
Низкий- учащийсянесправляетсяс заданием-1-2-баллов
Средний- учащийсясправляетсяс заданиемспомощьюпедагога-34Высокий-учащийсясправляется самостоятельно -4-5баллов
Конец второго года Выявить умения работы над ролью в спектакле.
-Общаться в коллективе сверстников, -слушать и слышать партнера
передавать эмоциональный окрас своего текста
свободно и естественно
выполнять на сцене простые физические действия
УРОВНИ:
Низкий – учащийся не справляется с заданием – 1 -балл
Средний – учащийся справляется с заданием с помощью педагога-2 балла
Высокий – учащийся справляется с заданием самостоятельно 3 балла
2 год
К концувторого года обучения учащиеся должны: знать: что такое тема и идея и сверхзадача.
уметь: выявлять главные слова в предложении, правильно произносить буквы, показывать различные эмоции, свободно и
естественно выполнять на сцене простые физические действия
баллов
Конецвторогог Выявитьуменияработынад
ода
рольюв спектакле.
Показмини
спектакля
ТЕОРИЯ:
театральнуютерминологиювыявитьтему,идею,сверхзадачу,
жанрпроизведенияпрофессиивтеатре
ПРАКТИКА
•Двигатьсявпространствесцены.Общатьсявколлективесверстни
ков, слушатьислышатьпартнера передаватьэмоциональный
окрас своеготекста
свободноиестественно
выполнять
на
сцене
простые физические действия
УРОВНИ:
Низкий–учащийсянесправляетсяс заданием–1-2-баллов
Средний–учащийсясправляетсяс заданиемспомощьюпедагога3-4баллов
Высокий–учащийсясправляетсяс заданиемсамостоятельно.-4-5
баллов
2.1. Методическоеобеспечение
Занятияпроводятсякакполнымсоставомгруппы,такииндивидуально
помикрогруппам.
Упорделаетсянасистематичностьзанятий,которыеспособствуютприобрет
ениюнеобходимыхнавыковизнаний,чтоиграетважнуюрольврешениизадачнравс
твенногоиэстетическоговоспитания,развитиетворческихспособностейучащихся
.
Программа содержит в себе различные виды деятельности: упражнения по
сценической
речи,сценическомудвижению,тренинги,этюдынаразвитиеосновактерскогомаст
ерства,развитиюфантазии,воображения,игрыиупражнениянавнимание,сцениче
скоедвижение,простейшиеэлементытанца,упражнениянаразвитиеритма,динам
икидвижения.
Назанятияхиспользуютсяследующиеметодыреализациипрограммы:
Методы
Формы
Словесныйметод
Объяснение,рассказ, диалог беседа,
обсуждение,тренинги,снятиенапряжения.
Практическийметод
Тренинги,
гимнастические
упражнения,
музыкальноритмическиеигры,снимающиенапряжение,рел
аксация,прослушивание,наблюдение,представ
ление,постановкаэтюдовитанцев,импровизаци
я,творческие
Задания,спектакль,концертноевыступление.
Наглядныйметод
Вовремязанятияизучаютсяновыедвижения,при
обязательнойдемонстрациидвиженийпедагого
миобъясненияметодикиисполнения.
Методопроса
Взаимодействиесдетьми,посредствомполучени
яответовнавопросы
Формызанятий
Формы
Виддеятельнос
ти
Объяснениеновогоматериала.
Тренинги.Упражнения.Артикуляционнаяг
имнастика.
Игрыпоактерскомумастерству
Репетиции.Показспектакля
Основыактерскогомастерства
Репетициипоэпизодамспектакля
Припроведениирепетиций,воспитательных
мероприятий
Посещениетеатров,музеев,лыжныхпоходо
в
Групповые
Индивидуальные
Работапоподгруппам
Сводныезанятия
Групповые, сродителями
На своих занятиях я использую различныетехнологии в том числе и
игровые.
Театр
–
этоигра,детиоченьлюбятиграть,каждоезанятияяначинаюсразминки,спроведения
игрнаразвитиепамяти, внимания, наблюдательности, провожу викторины, где
детиугадывают из какой сказки илимультфильма данный герой, изкакого
мультфильма
звучитта
или
иная
фраза
или
музыка.Этопомогаетдетямснятьтакназываемыезажимыираскрепоститься.Всеэто
оченьважнодляначинающего
артиста.
Здоровьесберегающие
технологии:гимнастика
для
глаз
-10минут,дыхательныеупражнения–710минут,физическиеупражнения.
Технология,метод,
Образовательныесобытия
прием
Игровая
Развитие
технология
наблюдательности
Технология
Постановка
творческойгрупповой
литературных
работы
памяти,
Показателиэфф
ективности
реализации
внимания, Снятиезажимов,скованност
иудетей
инсценированных Умение работать в
коллективе,
произведений, умениеобщатьсяс
спектаклей
партнером,уважать его.
Личностно-
Участиевконцертах,спектаклях
Умение
выражать
свои
ориентированноеобуч
чувствовать,сопереживать.
ение
Отличатьплохоеотхорошего
эмоции
.
санитарно- Вестиздоровыйобразжизни
Здоровьесберега
Соблюдение
ющиетехнологии
гигиеническихправил,бережноеотно
шениексвоемуздоровьюи
здоровьюокружающих
Информационныетехн
Использование интернета,
ологии
записьфонограммк
спектаклям
Умение
использовать
записьфонограммкспектак
лям,вестисъемку.
Основнойформойработыявляютсяучебныезанятия.Занятиявключаютв
себятеоретическуючастьвформебеседспросмотромиллюстративногоматериала(с
использованиемкомпьютерныхтехнологий)ипрактическуюдеятельность
обучающихся.
Программа предусматривает
групповую,фронтальнуюииндивидуальнуюформыорганизацииу
чебнойработыс использованиемследующихметодов:
1)Поисточникупередачиивосприятиязнаний:
словесные(рассказ,беседа),
наглядные
(демонстрация
пособий,
иллюстраций,
показтехнологических
приемов
наглядными
пособиями, презентациями,видеоматериалами)
практические(упражнения,выполнениетворческойработы)2)
Похарактерупознавательной деятельности:
репродуктивные(воспроизводящий)
частично-поисковые
(выполнение
заданий
с
элементамитворчества);
творческие(творческиезаданияповидам деятельности).проблемные
3)Постепенисамостоятельности:
работаподнепосредственнымруководствомпедагога; совместнаяработа;
самостоятельнаяработа.
Длястимулированияуучащихсяположительногоотношениякзанятиямиуспешнойр
еализацииобразовательнойпрограммы,используютсяследующие
методы:
Методы стимулирования;
Исследовательский(творческийпоиск); -
интернет
Рефлексия;
Создание на занятии ситуации занимательности (любопытные
примерыипарадоксальныефакты);
Образноеэмоциональноеизложениематериала;
Убеждение.Упражнение.Мотивация(поощрение);Репродуктивный;
Объяснительно-иллюстративный.
Большойинтересназанятияхвызываетиспользованиеигровыхприемов.Игрыпроводят
сясцельюпроверкиусвоениятерминов,понятийивкачествепсихологическойразгрузки
,предлагаютсяспециальносоставленныекроссворды,используютсясловесныеигры,зага
дки.Постоянныйпоискновыхформиметодоворганизацииучебногоивоспитательногопр
оцессапозволяетделатьработусдетьмиразнообразной,эмоциональноиинформационн
онасыщенной.
Условияреализациипрограммы
7.Материально-техническоеобеспечение
Программа«Чиполлино»реализуетсянабазе
«Олимп»(ул.Морозова,6)
МУДО«ЦДОД
НЕОБХОДИМЫЕУСЛОВИЯДЛЯРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАМММЕТОДИ
ЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
№п/ Разделы
п
1.
Вводноезанятие
Основытеатральной
культуры.
Наглядныепособия
1.Презентация«театрДревнейГреции»1шт2.През
ентация«русскийнародныйтеатр»1шт3.Презента
ция«театральныепрофессии».1шт
2.
Техникаикультура
речи
Речевойтренинг.
1.Презентация«Артикуляционнаягимнастика»1шт
2.Таблички-скороговорки.3шт
3.
Ритмопластика
Видеофильм«Сценическоедвижение.
Сценическоепадение»1шт
4.
Актерскоемастерство
Видеофильм«Актерскийтренинг»1шт
5.
Работанадпьесойи
спектаклем
1.Видеофильм«спектакль3поросенка»1шт2.Видеофильм«СпектакльВол
к и семеро козлят»1шт
3.Видеофильм«СпектакльКраснаяШапочка»1ш
т
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯБАЗА
Занятияпроходят на базе Центра дополнительного образования детей «Олимп»,
ул.Морозова,д.
6впросторномкабинетесестественнымиискусственным
освещением,хорошейвентиляцией.Дляпросмотроввидеофильмовипрезентаций
естьноутбук
Для проведения партерного тренажа есть коврики, для распевок баян.
Списокиспользованнойлитературы.
Дляпедагога:
1.
АгаповаИ.А.Школьныйтеатр. «ВАКО»2006
2.ГрачеваЛ.В.Актерскийтренинг: теорияи практика .СПБ.: Речь, 2013.3.КипнисМ.Актерскийтренинг.Более100игр,упражненийиэтюдо
в,
которыепомогутвамстатьпервокласснымактером/МихаилКипнис.—М.:
ACT:ACTМОСКВА,СПб.Прайм-ЕВРОЗНАК,2012
4.
МорозоваГ.В.Бытовойэтикетиманерыповедениявстранах
ЗападнойЕвропы(X-XI,XVI-XIXвв.):
Пособиедляактеров,режиссерови
студентовтеатральныхшкол.-(«Явхожувмирискусств»),2014
5.
Э.СарабьянАктерскийтренингпосистеме
Станиславского.Актерскийтренингпо
системеСтаниславского.Настрой.Состояния.Партнер.Ситуации»:АСТ;Москва;
2011
6.
Электронныйресурсhttp://lib-drama.narod.ru/
7.
Электронныйресурсhttp://biblioteka.teatr-obraz.ru/text
Дляучащихся:
1.КуприяновБ.В.Организацияиметодикапроведение игрсподростками.2004
2.Электронныйресурсhttp://www.livelib.ru/selection/120352.3.Эле
ктронныйресурсhttp://www.razumniki.ru/stihi.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Терминологическийсловарькпрограмме«Чиполлино»
АВАНСЦЕНА—передняячастьсцены(междузанавесомирампой).АКТ
законченнаячастьдраматическогопроизведенияили
театральногопредставления;тоже,чтои действие.
АКТЕР(актриса)—исполнитель(исполнительница)ролей.
АМПЛУА—сходныепохарактеруроли,соответствующиедарованиюивнешним
даннымопределенногоактера.
АНТРАКТ—перерыв
междудействиями(актами)спектакля,междуотделениямиконцерта.
АНТРЕПРЕНЕР—
владелец,содержатель,арендаторчастноготеатра.АНТРЕПРИЗА—
частныйтеатр.
БАЛАГАН—
театральноепредставлениекомическогохарактера,показываемоенаярмарка
хинародныхгуляньях(вРоссиисXVIIIв.).
БАЛКОН—
меставзрительномзале,расположенныеамфитеатромвразличныхярусах.
БУТАФОР—
театральныйработник,ведающийбутафорией.Изготовляетеехудожник
-бутафор.
БУТАФОРИЯ—предметы,специальноизготовляемыеиупотребляемые
вместонастоящихвещейвтеатральныхпостановках.
ГАСТРОЛИ—выступлениеактеровнавыездев
другихтеатра.ГЕРОЙ—
главноедействующеелицовспектакле.
ГРИМ—
1)искусствоизменениявнешностиактера(преимущественнолица)спомощьюспец
иальныхкрасок,наклеек,парика,прическиидр
—
ГРИМЕР—
специалист,занимающийсягримировкойактеров.ДЕКОРАЦИЯ—
художественноеоформление
места
действияна
театральной сцене,создающеезрительныйобразспектакля.
ДРАМАТУРГ—автордраматическихпроизведений.
ЖАНР-Родпроизведенийвпределахкакогон.искусства,отличающийсяособыми,только
емусвойственнымисюжетными, стилистическимипризнаками
ИДЕЯ-Основная,главнаямысль,замысел,определяющий
содержание.КОНФЛИКТСтолкновение,серьёзноеразногласие,спор,переломный
момент.
КОМИК—амплуаактера,исполняющегокомедийныероли.КУЛИСЫ—
плоскиечастидекорации(мягкие,натянутыенарамы),
располагаемыепобокамсцены.
КООРДИНАЦИЯ-процессы
согласованияактивности
мышцтела,направленныенауспешноевыполнениедвигательнойзадачи.
ЛИРИК—амплуаактера,играющеголирическиеперсонажи.МАРИОНЕТКА—
театральнаякукла,которуюкукловодприводитв
движениеприпомощинитей.МИМ
—актерпантомимы.
МИМИКА—
одинизважныхэлементовискусстваактера,выразительноедвижение
мышцлица.
МОНОЛОГ—речь
актера,обращеннаяк
слушателямилисамомусебе.ПАНТОМИМА—видсценическогоискусства,в
котором
художественныйобразсоздается
безпомощислов,средствамивыразительногодвижения,жеста,мимики.
ПАРТЕР—
плоскостьполазрительногозаласместамидлязрителей,обычнонижеуровнясцен
ы.
ПРЕМЬЕРА—
первый(илиодинизпервых)публичныйплатныйпоказновогоспектакля.
ПРИМАДОННА—актриса,исполняющаяглавныероли.
ПРОСТАК—амплуа
актера,исполняющегопростодушногочеловека.
РЕЖИССЕР—постановщик спектаклей,наосновесобственного
замысласоздаетновуюсценическуюреальность,объединяяработуактеров,
художника,композитора.
РЕКВИЗИТ—
предметы,используемыевтеатральныхпостановках.РЕПЕТИЦИЯ—основная
формаподготовкитеатрального
представления.
РЕПЕРТУАР—
совокупностьпроизведений,исполняемыхвтеатре.РЕПЛИКА—краткое
высказывание,произносимоеоднимактеромв
ответнаслова другого.
СПЕКТАКЛЬ—театральноепредставление.Создаетсянаоснове
драматическогоилимузыкально-сценическогопроизведениявсоответствиис
замысломрежиссерасовместнымиусилиями актеров,художникаидр.
СВЕРХЗАДАЧА-Главнаяпроблема,задача,подчиняющаясебевсе остальные
СЦЕНА-1)Специальнаяплощадка,накоторойпроисходиттеатральное
представление;2)Отдельнаячастьдействия,эпизодвпьесе,повести,романе.
СЦЕНИЧЕСКОЕПРОСТРАНСТВО-Промежутокнасценемеждучемнибудь,место.
ТЕАТР—
родискусства,специфическимсредствомвыражениякоторогоявляетсясценическое
действие,возникающеевпроцессеигрыактерапередпубликой.
ТЕАТР
КУКОЛ—видтеатральногозрелища,в
котором
действуют
куклы,управляемыеактерами-кукловодами.
ТЕАТРМИНИАТЮР—видтеатра,в
которомставятсяпроизведения
называемыхмалыхформ(одноактныепьесы,пародии,сценки,скетчи).
ТЕАТРТЕНЕЙ—видтеатральногозрелища,основанныйна
использованииплоскихкукол,которыенаходятсямеждуисточником
светаиэкраномилинакладываютсянанего.
так
ТЕМА-этоосновнойвопрос,который
ставитпередсобойавтор,или
основноеутверждение,котороеондоказываетнапротяжениицелоготекста.
ТРУППА—актерскийсоставтеатра.
ФИНАЛ—завершающаячасть спектакля.
ЭПОХА-Длительныйпромежуток
времени,выделяемыйпокакому-
н.характерномуявлению,событию.
ЭТЮД—всовременнойтеатральнойпедагогикеупражнение для развитияи
совершенствованияактерскойтехники.
ПРИЛОЖЕНИЕМетодическиерекомендации
Программапредполагаетследующиеметоды:
1.
Мастер–класс–
этозанятиявигровойформе,гдеспомощьюразличныхсредствметодатеатрализации
будетпроходитьизучениеосновтеатральногоискусства:
-культуры речи;
-сценического движения;
-работынадхудожественнымобразом;
-
вокальноеисполнение.
2.Репетиция–разборсюжетнойлинии.Определениерядасцен,работа
надисполнительскимпланом,работанадсценическимдвижением–«разводка» сцен.
3.Индивидуальныезанятия–работанадхудожественнымвоплощением
образа,вокальнымисполнениемилитанцевальнымномером.
4.Показспектакля(другихформтеатрализации)–публичное выступление.
5.Воспитательныеформыработы–беседы,посещениетеатров,
совместныепраздники,вечераотдыха.Индивидуальнаяработасродителями–
беседы, консультации,приглашениянавыступления.
Различныеформыработынаправленынасплочениеребятводиндружный,работоспо
собный
творческий
состав,
что
предполагаетразноуровневоеобщениеватмосф
еретворчества.
Раздел«Основытеатральнойкультуры»–направленнаознакомление
систориейвозникновениятеатра,профессиональнойтерминологией,культуройвос
приятияискусства.
Сюдавходяттемы:
o«Театркаквидискусства»,«Видытеатральногоискусства»,«Театральны
ежанры»;
o«Зарождениеискусства»,«ТеатрДревнейГреции»,«Русскийнародныйтеатр»,
«Историярусскоготеатра.18век»,«ТеатритальянскогоВозрождения»,«Теат
рШекспира»,«Историярусскоготеатра.19-20век»;
o«Театральноезакулисье»,«Театризритель».
Длязнакомствасисториейтеатральногодвижениявродномгороде,областивпрогр
аммувключенатема«НатеатральныхперекресткахМурома»,гдеучащиесязна
комятсясисториейродногогорода,созданием
первоготеатра,развитиемтеатральногодвижения,известнымитеатральнымидея
телями.
Дляуспешногоусвоенияматериалаиспользуются:беседа,наглядныйматериал,а
удиоивидеоматериалы,посещениеспектаклей,экскурсии.
Формаоценкизнанийпроходитввидетестов,викторин,конкурсов.
Раздел«Техникаикультураречи»–включаетвсебяработунад
техникойречиввидеречевоготренингаиработунадлитературнохудожественнымтекстом.Вработунадтехникойречивходитосвоениеприемовсняти
ямышечныхзажимовголосовогоаппарата,постановкаправильного
дыхания,работанаддикцией,выстраиваниелогико-интонационной
структурыречи.Дляэтогоиспользуютсяспециальныеупражненияитренинги.Заняти
япроводятсявгрупповойформе.
Речевойтренингвключаетвсебя:
-Игрыиупражнениянаречевое
дыхание«Поклонениесолнцу»,«Играсосвечой»,«Мячинасос»идр.
Артикуляционнаягимнастика:длягуб,языка,челюсти.
Речеваягимнастика(Тон,тембр,высотазвучания,интонация,
Скороговорки.
Приработенадлитературнымтекстомпроводятсяиндивидуальные
занятия.Назанятияхиспользуютсяпроизведения
фольклора,стихотворения,произведениярусскихизарубежныхавторов.Формакон
троля–конкурсы,творческиепоказы.
Раздел«Ритмопластика»–направленнаобучениенавыкам
освобождениямышц,снятиязажимов,развитияпластичности.
«Звезда»,«Мокрыекотята»,«Деревянныекуклы»,«Зеркало»,«КактусиИва»,«Релакс
ация»,пластическиеимпровизацииназаданнуютему.
Упражнениятренинганаправленынамаксимальноеразвитиевозможностейчеловече
скоготела,учатсаморегуляции,концентрацииирасслаблению.Учащиесядолжныуме
тьпередатьпластическуюформуживойприроды
инеживогомира,коллективноииндивидуальнопередаватьзаданныйритм.
Упражнениятренингапостроены
поиндивидуально-
групповомуметодуобучения.Назанятияхиспользуютсямузыкальныепроизведения,
которые
помогаютпогрузитьсявсобственный
мирвоображения,освободитьсвоетелоотзажимовиперейтик
рождениюдвижения.Занятиепоритмопластикесостоитизследующихблоков:
-Психофизическаяразминка(тренинг)
Содержательнаячасть,включающаявсебясозерцание,импровизацию,эт
юды.
-Подведениеитогов.
Полученныенавыкивработенадосвобождениеммышципластическойвыразительност
ьютелаприменяются
детьмивработенадсозданиемобраза
персонажа.Атакжевгармонизациивзаимодействиясвоеготела,рациональногоиэмоци
ональногоаппарата.Формаконтролязнаний–творческиепоказы.
Раздел«Актерскоемастерство»-направленнаосвоениенавыков
актерскогомастерства.
Основныетемыэтого блока:
- «Организациявнимания,воображения,памяти»
«Сценическоедействие»
- «Творческаямастерская
- «Самостоятельнаятворческаяработа».
Последовательностьраспределенияматериалазаключаетсявтом,чтобы
втечениепервогогодаобученияпомочьдетямнаправить
своевниманиевтворческоерусло,снятьзажимыикомплексы,подготовитьучащихсяд
ля
работы
втворческомколлективе.Открытьдляучащихсяиподростковповедение(действие)ка
к
основной
материалактерскогоповедения.Впроцессе
всегообученияиспользуютсяОбщеразвивающие
игры,Специальныетеатральныеигрыиупражнения,направленныенаразвитиевн
имания,воображения,памяти,логикидействияиповеденияактера.Большинствоупра
жненийвыполняетсяколлективно,частов
кругу.Упражненияотзанятиякзанятиюварьируются,вводятсяновые.
Упражненияиигры,применяемыеназанятиях:«Знакомство–
дразнилка»,«Наслуховоевосприятие»,«Снежныйком»,«Поймайхлопок»,«Невидим
аянить»,«Большоезеркало»,«Суета»,«Зернышко»,«Чудо–
юдоизяйца»,«Поводырь»,«Диспетчер»,«Тень»,«Профессионалы»,«Картина»,
«Скульптура»,«Стеклянныйшар»,«Рецепты»,«Надействиясвоображаемымипре
дметами»,«Оправдайпозу»идр.
Отупражненийнаразвитиевнимания,воображенияучащиеся
косвоениюзаконовсценического
действиянапримере
переходят
этюдов.Этюд
считаетсяазбукойискусства.Этонебольшойотрезок
сценическойжизни,созданныйвоображением«Если бы».
Этюдыделятсяна:одиночные,дуэтные,массовые.Начинаетсяобучение
сэтюдов«Явпредлагаемыхобстоятельствах».Этюдыбывают:насменупсихофизичес
когосостояния,навынужденноемолчание,навынужденное
общение,наорганическоемолчание,этюд-импровизация.
Именнонаэтюдахивспециальныхупражненияхотрабатываютсялогика
словесныхибессловесныхдействий,логикаобщенияивзаимодействия.
Задачапедагогасделатьэтиупражненияприемлемымидляданноговозрастаучащихс
яивложитьвэтиэтюды
мысльонеобходимости
самостоятельного
детскогоанализа.Тогдаэтюдпринимаетещеи
статус
социальнойигры.Этаиграимеетогромноезначениевсоциальномсозреванииучащих
ся,так как онаявляетсяглавнымисточникомсоциальногоопыта.
Вэтуигрувступаюттеилииные
социальныеотношения,действуютразличные
социальныечувства–иэторасширяетиобогащаетвнутренниймирребенка.
Всеупражнениянаправленынаосвоениеглавного
языкасцены-языка
действия.Теоретическиезнанияусваиваютсячерезпрактическиезадачи.Все
учащиесяпроходятпутьотупражнения,этюда–кучастиювтворческойпостановке.
Занятиепоактерскомумастерствусостоитизследующихблоков:
Тренинг(упражнениянавнимание,воображение).
- Содержательнаячасть,включающаявсебяспециальные
упражнения,этюдыпоосвоениютемызанятия.
- Подведениеитогов.
Впрограммеотдельновыделенатема«Творческаямастерская»,где
учащиесяимеютвозможностьдлятворческогопоискаиработы
над
самостоятельнойтворческойтемой.Учащиесяиподросткиполучаюттеоретическиезн
анияипрактическиенавыкивработенадтеатрализованнымипредставлениями,конкур
сноигровымипрограммами,чтопозволяетрасширитьдиапазонтворческойдеятельностиу
чащихсяиподростков.
Итогданнойдеятельностипредставленв
конкретномвыходена
аудиторию(традиционныеконкурсноигровыепрограммынашкольныхканикулах,новогодниетеатрализованные
представленияиигровыепрограммыуелки,проведениетематических
конкурсныхпрограмм дляшколгорода,ДнейТеатра).
Изучениераздела«Актерскоемастерство»взаимосвязаносизучением
другихразделовпрограммы.Усваивая материалнапрактике,получая
теоретическиесведенияпо
детскую
меревозникновениявнихнеобходимости,участникитеатральногоколлективау
чатсядействиюивзаимодействиюв сценическихусловиях.
Степеньтворческогоразвитияучащихсяопределяетсяпоихактивности,умениювыстр
оитьлогикуповедениянасценическойплощадке,органичностиповедениявусловияхв
ымысла,развитостифантазииивоображения.
Дляоценкирезультатовобученияиспользуются:творческиепоказы,конкурсы,от
крытыезанятия,участиевспектаклях.
Раздел«Работанадпьесойиспектаклем»-завершаетучебный
процессиявляетсясвоеобразнымитогомвпримененииполученныхуменийинавыко
ввработенадспектаклем.
Основнойисточник
дляпостановок–
произведенияхудожественнойлитературыотечественныхизарубежныхавторов,
пьесыдляучащихсяиподростков.Длявыборапостановочногоматериалаважнопр
ивитьдетям
хорошийхудожественныйвкус.
Постановкаспектакля
являетсяитогомтворческойработыколлектива.Оттекста–к
действиюнасценическойплощадке,отдействиякпоследующему,болееглубокомуана
лизупьесы,кнаблюдениям,анализуаналогичных жизненныхявленийивозвращениек
творческимпробам–путьработынад
сценическимвоплощениемпьесы.Основная
формаработы-репетиционная.
Главнаяцельэтогораздела–ввестиучащихсяватмосферупьесы,пробуждая
фантазиюивоображение,научитьопределять
событийныйрядивыстраиватьлогикуповеденияперсонажа.
Работаянадспектаклем,учащиесяпробуютсебявсамыхразличныхвидахдеятельн
ости:изготавливаютдекорации,костюмы,учатсяработать
с
музыкальнойаппаратурой.
Участиеучащихсявпоказахспектакля,театральныхфестиваляхпозволяетпоказатьне
толькорезультатработыколлектива,ноипознакомиться
сработойитворчествомдругихтворческихколлективов.
Репертуарный план
№п/п
Авторпроизведения,постан Наименованиепроизведения,жанр
овщик
1.
Детские рассказы коми
писателей
Инсценированиепроизведений детских коми
писателей
2.
Музыкальная сказка по произведению Ш.Пьеро
2.
Сказка «Красная
шапочка»
Сказка «Муха
Цокотуха2
Сказка «Морозко»
3.
«Экзамены и магия»
Спектакль
4.
Басни Крылова
ИнсценированиебасенИванаКрылова
«ВоронаиЛиса»,«Стрекозаимуравей
», «Мартышкаиочки».
5.
Сказка «Снежная
королева.
Музыкальная сказка по произведению
Г.Х.Андерсена
6.
«Золотой ключик»
По мотивам сказки А. Толстого «
Приключения Буратино»
7
«Приключения
Электроника»
Спектакль
8
Сказки А.С.Пушкина
Инсценировки
1.
Музыкальная сказка по произведению
К.Чуковского
Музыкальная сказка