КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Фетромания», модифицированная, базового
уровня сложности, учрежденческая, разновозрастная, художественной
направленности.
Дополнительная
общеобразовательная
–
дополнительная
общеразвивающая программа «Фетромания» разработана на основе:
Нормативных правовых актов и государственных программных
документов в области дополнительного образования:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» https:// clck.ru/C7fwL
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа
https://
pokrovsky.gosuslugi.ru/netcat_files/32/50/Prikaz_Minprosvesscheniya_Rossii_ot_
27.07.pdf
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/350163313
4.
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми
до 2035 года https://docs.cntd.ru /document/553237768
5.
Стратегии
социально-экономического
развития
города
Сыктывкара до 2030 года https://docs.cntd.ru /document/438993064
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656
7. Устав муниципального учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Олимп» [Электронный ресурс]. –
Режим
доступа:
https://olimpкomi.profiedu.ru/upload/proeduolimp_komi_new/files/32/72/327233e25569b6276dd
b3e8090d97869.pdf
2
Данная программа соответствует основным направлениям социальноэкономического развития города Сыктывкара и Республики Коми, таким как
содействие в формировании гармонично развитой личности и развитие
культурного, творческого потенциала через изучение и ознакомление с одним
из видов декоративно-прикладного творчества шитьем из фетра, а также
созданием авторских игрушек и сувениров по мотивам природного наследия
Коми края.
Данная программа имеет базовый уровень сложности, так как изучаются
основы работы с фетром, выкройками.
Актуальность программы направлена на развитие мелкой моторики
руки, формированию усидчивости, концентрации внимания, интересом к
изготовлению сувениров, игрушек из фетра.
Новизной данной программы можно считать создание авторских
игрушек и сувениров по собственным разработанным выкройкам.
Отличительные особенности от базовых (типовых) программ
Программа составлена на основе типовой программы: Неменский, Н.Н.
Изобразительное искусство и художественный труд: Программа с краткими
методическими рекомендациями 1-8 классы. – М.: Просвещение, 2023
Отличительной особенностью данной программы-включение тем
национально-регионального компонента таких как фауна Республики Коми, а
именно животные, птицы леса, насекомые и паукообразные, а также флора и
грибы Республики Коми.
Организационно – педагогические основы обучения.
Адресат программы
Программа базового уровня сложности, составлена для учащихся 7 -15 лет,
рассчитана на 2 года обучения.
Количество учащихся в группе-15 человек.
Срок и объем освоения программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы -144 ч:
Год
обучения
1
2
ВСЕГО
Количество часов
в неделю
Количество часов
в год
2
2
72
72
144
Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
Основным видом занятия является учебное занятие. Формы работы
учащихся на занятии – индивидуальные, групповые. Основной формой учебно
– воспитательного процесса является групповое учебное занятие.
Виды занятий – теоретические, практические. Виды занятий по
программе определяются содержанием программы и предусматривают: беседы,
3
игры,
конкурсы,
викторины,
воспитательные мероприятия.
Формы обучения:
Очная.
самостоятельную
работу,
массовые
Режим занятий:
Режим работы 1 и 2 года обучения для всех групп по 2 часа 1 раз в
неделю. Занятия проводятся в групповой форме.
Год
обучения
Количество часов и раз в неделю
1
2
1 раз в неделю по 2 часа
1 раз в неделю по 2 часа
Цель и задачи программы
Цель: формирование и развитие творческого потенциала учащихся
средствами прикладного творчества - шитья из фетра.
Задачи программы:
Обучающие
- умение работать с выкройками, иголками, ножницами;
- изучение различных видов ручных швов;
- умение выполнять практические задания разной сложности;
- изучение работы над выполнением различных видов учебных заданий;
- обучение специальной терминологией;
Воспитательные:
- воспитание терпения, аккуратности, внимательности.
- воспитание усидчивости;
- формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству, традициям
своего народа и достижениям мировой культуры.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики рук;
-развитие умений и навыков работы с фетром;
- развитие художественного вкуса, наблюдательности, фантазии;
- развитие пространственного мышления;
- развитие умения выполнять учебные задания в соответствии с поставленной
творческой задачей.
Задачи 1 года обучения
Обучающие:
- обучение пошиву различных игрушек из фетра по готовым и авторским
выкройкам;
- обучение самостоятельному созданию различных выкроек игрушек;
Воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям;
4
- воспитание умения работать в коллективе;
- воспитание умения слушать и слышать педагога;
Развивающие:
- развитие мелкой моторики рук.
Задачи 2 года обучения
Обучающие:
- обучение изготовлению различных сувениров из фетра;
- обучение самостоятельному созданию сувениров по авторским выкройкам.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия;
- воспитание умения работать в коллективе;
- воспитание умения слушать и слышать педагога.
Развивающие:
- развитие глазомера;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план 1 год обучения
№
Название темы, раздела
Общее
В том
количес числе
тво
часов
Теор Пр
ия
акт
ика
1
Введение. Проведение входящей диагностики
2
2
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Основы материаловедения. Как выбрать фетр?
Основные ручные швы.
Работаем с выкройкой.
Животные леса (НРК)
Насекомые, паукообразные(НРК)
Птицы леса.(НРК)
Мастерская Деда Мороза
Кто в воде живет?
Шьем героев мультфильмов
Создание авторской игрушки.
Досугово-развивающая деятельность
Промежуточная аттестация.
Всего
2
4
2
8
4
4
8
10
8
16
2
2
72
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
16
3
1
7
3
3
7
9
7
15
1
56
Содержание тем учебно-тематического плана
1. Введение.
Теория: необходимые инструменты и материалы для швейного дела,
подготовка рабочего места, инструктаж по технике безопасности при работе с
колющими и режущими предметами.
5
2. Основы материаловедения
Теория: виды фетра, как правильно подобрать фетр к творческой работе
3. Основные ручные швы
Теория: виды ручных швов, их практическое применение при работе с
разными видами тканей.
Практика: Отработка ручных швов: вперед иголку, назад иголку, петельный,
через край на лоскутке ткани
4. Работаем с выкройкой
Практика: перенос выкройки на ткань
5. Животные леса (НРК).
Теория: животные, обитающие в лесах на территории Республики Коми, их
характерные особенности
Практика: изготовление игрушек медведя, лисы, зайца, ежа по готовым
выкройкам
6.Насекомые, паукообразные
Теория: насекомые и паукообразные обитающие на территории Республики
Коми, особенности строения насекомых.
Практика: выполнение объемного изделия божьей коровки и паука
7.Птицы леса.
Теория: лесные птицы на территории Республики Коми, их характерные
особенности.
Практика: изготовление совы из мягкого фетра
8.Мастерская Деда Мороза
Практика: изготовление различных сувениров на праздник «Новый год»
9. Кто в воде живет?
Теория: разнообразие животных, населяющих реки и моря, их характерные
особенности.
10.Шьем героев фильмов и мультфильмов.
Теория: разнообразие сказочных героев мультфильмов.
Практика: изготовление героев мультфильмов винни-пух, миньон.
Изготовление своего любимого героя
11. Создание авторской игрушки.
Теория: как создать свою авторскую игрушку, основные этапы изготовления
авторской игрушки, составление плана работы над авторской игрушкой
12.Досугово-развивающая деятельность
Теория: профориентационная беседа «Кукольных дел мастер»
13 Промежуточная аттестация.
Теория: выполнение теста.
Практика: выполнение простой игрушки по выбору учащегося.
Календарно-тематический план представлен в приложении № 1
Учебный план 2 год обучения
6
№
Название темы, раздела
1
Введение.
2
Вдохновение из природы: шьем фетровые цветы
(НРК)
Осенние дары. Шьем овощи, фрукты
Шьем грибы(НРК).
Самостоятельная работа. Корзинка с дарами
осени
Украшаем елочку. Шьем елочные игрушки
Магниты из фетра
Шьем транспорт из фетра.
Открытки из фетра
Пасхальный сувенир
Фетровые аксессуары. Брошь ко Дню Победы
Самостоятельная работа. Моя авторская брошь
Досугово-развивающая деятельность
Промежуточная аттестация
Всего
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Общее
В том
количес числе
тво
часов
Теор Пр
ия
акт
ика
2
2
6
1
5
12
2
2
1
1
1
11
1
1
8
8
6
6
4
4
6
2
2
72
1
1
1
1
1
1
7
7
5
5
3
3
6
2
1
59
1
13
Содержание тем учебного плана
1. Введение.
Теория: знакомство с планом работы объединения на учебный год, правила
техники безопасности с колющими и режущими предметами.
2. Вдохновение из природы: шьем фетровые цветы
Теория: разнообразие цветов, растущих на территории Республики Коми.
Полевые и луговые цветы, их особенности, цветовая гамма, прием симметрия
Практика: выполнение декоративного панно «Луговые цветы» из мягкого и
жесткого фетра используя прием симметрия
3. Осенние дары. Шьем овощи, фрукты
Теория: разнообразие овощей и фруктов осенью, повторение геометрических
плоских и объемных форм. Композиция в круге, особенности построения.
Практика: выполнение декоративного венка «Осенний натюрморт».
4. Шьем грибы.
Теория: съедобные и несъедобные грибы на территории Республики Коми,
характерные особенности, цветовая гамма.
Практика: выполнение игольницы-мухомора и белого гриба из фетра.
5. Самостоятельная работа. Корзинка с дарами осени
Практика: выполнение плоской или объемной композиции: корзинки и 5 шт.
фруктов, овощей, грибов. Оформление композиции
7
6. Украшаем елочку. Шьем елочные игрушки
Практика: выполнение елочных игрушек с использованием готовых выкроек:
елочка, снеговик, гном.
7. Магниты из фетра
Теория: что такое декоративный магнитик, его функции. Основные правила и
порядок работы с магнитной лентой.
Практика: изготовление магнитиков из фетра по выбору учащегося.
8. Шьем транспорт из фетра.
Теория: основные виды транспорта
Практика: выполнение игрушек- брелков для ключей
9. Открытки из фетра
Теория: понятие открытка, назначение открыток, сюжеты и композиция
открыток.
Практика: изготовление и оформление открытки с цветами в смешанной
технике.
10. Пасхальный сувенир
Теория: презентация «Пасхальный натюрморт», интересные факты о
празднике Пасха.
Практика: изготовление пасхального сувенира по выбору учащегося
11. Фетровые аксессуары. Брошь ко Дню Победы
Теория: брошь как дополнение образа в одежде, правила составления и
оформления брошей.
Практика: изготовление броши ко Дню Победы, используя фетр и
георгиевскую ленту.
12. Самостоятельная работа. Моя авторская брошь
Практика: изготовление авторской броши на тему «Морские путешествия».
13. Досугово-развивающая деятельность
Практика: посещение НМРК отдела этнографии.
14. Промежуточная аттестация
Теория: выполнение теста.
Практика: выполнение практической работы.
Календарно тематический план представлен в приложении № 1.1
Планируемые результаты
По окончании всего курса обучения учащиеся
будут знать:
- основные виды ручных швов;
- правила и последовательность работы с готовыми выкройками;
- этапы выполнения творческой работы;
будут уметь:
- выполнять различные виды ручных швов;
- шить различные изделия по готовым выкройкам;
8
- самостоятельно разработать свою выкройку и сшить по ней изделие;
- изготовить сувенир из фетра по своему замыслу;
Личностные результаты
формирование организационно-волевых качеств (воля, терпение,
самоконтроль);
формирование ориентационных качеств: положительной самооценки и
интереса к занятиям;
формирование поведенческих качеств.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной и
творческой деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой
деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
По окончании 1 года обучения учащиеся будут знать:
- правила техники безопасности с колющими и режущими предметами;
- основные виды ручных швов;
- правила и последовательность работы с готовыми выкройками;
- этапы выполнения творческой работы;
будут уметь:
- шить различные изделия по готовым выкройкам;
- самостоятельно разработать свою выкройку и сшить по ней изделие;
Личностные результаты
- будет сформированы такие качества как усидчивость, трудолюбие,
ответственность;
- будет сформирована мотивация к творческому труду;
Метапредметные результаты
- будут следовать инструкциям педагога или готовым инструкциям;
По окончании 2 года обучения
Учащиеся будут знать
- правила выполнения различных сувениров из фетра;
- правила техники безопасности с колющими и режущими предметами;
Будут уметь
- самостоятельно изготовить различные сувениры из фетра по готовым
выкройкам и образцам;
- самостоятельно создавать сувениры своим разработанным авторским
выкройкам;
9
Личностные результаты:
- будет привит интерес к занятиям;
- будет развита аккуратность в работе;
- будет развита мелкая моторика руки.
Метапредметные результаты:
- будет сформировано умение работать в коллективе;
- будет привито умение слушать и слышать педагога;
- будет развито умение доводить начатое дело до конца;
ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТЕСТАЦИИ И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение уровня освоения программы осуществляется в соответствии
с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации МУДО «ЦДОД «Олимп».
Формы текущего контроля - комбинированная проверка (сочетание
практической и теоретической части с показательными формами);
Для определения фактического состояния образовательного уровня проводится
промежуточная аттестация в конце каждого года обучения по дополнительной
общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей
программе и промежуточная аттестация по освоению дополнительной
общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы.
Формы промежуточной аттестации - комбинированная проверка
(сочетание практической и теоретической части с показательными формами);
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития
способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом
программы. В целях определения результатов и качества освоения программы
необходима система мониторинга, то есть систематического контроля уровня
знаний, умений, навыков и компетентностей учащихся.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить
развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для
их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно
коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся в
протоколы текущего контроля и промежуточной аттестации. Индивидуальный
рост учащихся фиксируется в индивидуальной карточке учета результатов
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
программе
–
дополнительной общеразвивающей программе и индивидуальной карточке
оценки личностного развития учащегося в процессе освоения им
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы.
Этапы аттестации учащихся
1 год обучения
Вид
Цель
Содержание
Форма
Критерии
10
аттестации,
сроки
проведения
Промежуто
чная
аттестация
по итогам
полугодия
Промежуто
чная
аттестация
За1 год
обучения
Апрель
проведения
Определить
уровень ЗУН
По итогам 1
полугодия
Определить
Уровень
достижения
творческой
активности
учащихся к
концу
учебного
года.
Проверить:
ЗУН по итогам
полугодия
Наблюдать:
Личностные
качества,
метапредметны
е умения
Проверить:
основные ЗУН
за I год
обучения.
Наблюдать:
Личностные
качества,
метапредметны
е умения
Теория: тест
открытого типа
Практическая
работа:
выполнение
изделия по
замыслу
учащегося
Теория: тест
открытого типа
Практическая
работа:
выполнение
изделия по
замыслу
учащегося
См
приложени
е 2,3
См.
Приложени
е 2,3
Этапы аттестации учащихся
2 год обучения
Вид
Цель
аттестации,
сроки
проведения
Промежуто Определить
чная
уровень ЗУН
аттестация По итогам 1
по итогам полугодия
полугодия
Промежуто
чная
аттестация
По итогам
освоения
программы
Определить
Уровень
достижения
творческой
активности
учащихся к
Содержание
Форма
проведения
Критерии
Проверить:
ЗУН по итогам
полугодия
Наблюдать:
Личностные
качества,
метапредметны
е умения
Теория: тест
открытого
типа
Практическ
ая работа:
выполнение
изделия по
замыслу
учащегося
Теория: тест
открытого
типа
Практическ
ая работа:
выполнение
См
приложение 2,3
Проверить:
основные ЗУН
за весь период
обучения.
Наблюдать:
Личностные
См.
Приложение
2,3
11
Апрель
концу
учебного
года.
качества,
метапредметны
е умения
изделия по
замыслу
учащегося
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО –ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Образовательные и учебные форматы
(формы, методы, приёмы, педагогические технологии)
Программа предполагает фронтальные, групповые и мелкогрупповые
формы занятий. Основной формой учебно – воспитательного процесса является
групповое учебное занятие. При подготовке к конкурсам и фестивалям
возможны занятия в малых группах по 2-5 человек.
Формы обучения:
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами;
- Практические занятия, на которых изучаются различные техники
изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, работа с
различными живописными и графическими материалами.
Виды:
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать
практические
занятия,
мастер-классы,
выполнение
самостоятельной работы.
Методы:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
- словесные (рассказ, беседа),
- наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических
приемов наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами)
- практические (упражнения, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
- репродуктивные (воспроизводящий)
- частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
- творческие (творческие задания по видам деятельности).
- проблемные
3) По степени самостоятельности:
- работа под непосредственным руководством педагога;
- совместная работа;
- самостоятельная работа.
Данная программа опирается на такие технологии как:
технология
проблемного
обучения
используется
при
проектировании и создании авторкой игрушки, сувенира;
технология творческого саморазвития -участие в творческом
поиске-разработке эскиза будущего изделия, украшение изделия по своему
замыслу
12
технология сотрудничества проявляется в создании авторской
игрушки и сувенира
здоровьесберегающие технологии- проветривание кабинета,
перерывы между занятиями, соблюдение водно-питьевого режима, контроль за
правильной посадкой за столами.
Массовые воспитательные мероприятия проводятся на занятиях и в дни
школьных каникул.
Продолжительность мероприятий обычно не превышает учебную нагрузку.
Конкурсы, выставки, экскурсии и т.д. проводятся в течение всего учебного года
по плану воспитательной работы.
Для подготовки и проведения конкурсов, праздников, игровых программ
привлекаются старшие кружковцы и активисты, приглашаются родители.
Традиционными формами массовых мероприятий являются:
- новогодние представления;
- игровые программы;
- выставки.
Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение
Программа «Фетромания» реализуется на базе МУ ДО «ЦДОД «Олимп»
по адресу: ул. Морозова, д. 6
А) оборудование (предоставление МУ ДО «ЦДОД «Олимп»): просторный
кабинет с хорошим освещением, который включает в себя: столы, шкафы для
хранения материалов, доска для выполнения эскизов, инструкции по технике
безопасности, образцы изделий (свои, детей), мультимедиа проектор,
компьютер;
Б) приспособления и инструменты(приобретается родителями):
ткань разных фактур, мягкий и жесткий фетр, нитки для шитья, иглы, ножницы,
набивной материал (синтепон, холлофайбер), линейка, простой карандаш,
белый картон.
Информационно-методическое обеспечение
№
п.п.
Разделы
1
Основные ручные швы
2
Что такое выкройка?
3
Изготовление простых
Год
Наглядное пособие
обучени
я
1,2
Презентация «Виды ручных
швов»
1,2
Папка «Как работать с
выкройками, основные правила
работы», Папка «Образцы
выкроек»
1,2
Презентация «Порядок сборки
13
изделий. Изготовление
сложных изделий
изделий»
Литература
Перечень нормативных правовых актов
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» https:// clck.ru/C7fwL
2.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение,
2009.
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:https//clck.ru/TgJRH
3.
Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства
РФ от 29 мая 2015 года № 996-р)[Электронный ресурс].–Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
4.
«Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://docs.cntd.ru/document/551785916
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05 мая 2018 №298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:http
https:www.garant.ru/prodacts/ipo/prime/doc/71932204/
6.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ (вместе с «Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ Электронный ресурс] - Режим
доступа: https:www.garant.ru /products/ipo/prime/doc/74526602/
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03 сентября 2019 №
467 «Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования
детей»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://docs.cntd.ru/document/561232576
8.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»)
[Электронный ресурс] -Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/350163313
14
Стратегия социально-экономического развития Республики
Коми до 2035 года [Электронный ресурс]
Режим
доступа:
http://
docs.cntd.ru/document/553237768
10.
Стратегия
социально-экономического
развития
города
Сыктывкара до 2030 года [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://
docs.cntd.ru/document/438993064
11.
Приказ Министерства образования, науки и молодежной
политики Республики Коми от 01 июня 2018 №214-п «Об утверждении
правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей в Республике Коми» [Электронный
ресурс] - Режим
доступа:http:// docs.cntd.ru/document/550163236
12. Приложение к письму Министерства образования, науки и молодежной
политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»
[Электронный
ресурс] – Режим доступа: https://clck.ru/TgMbA
13. Устав муниципального учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей «Олимп» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:
https://olimpkomi.profiedu.ru/upload/proeduolimp_komi_new/files/32/72/327233e25569b6276ddb
3e8090d97869.pdf
9.
Для педагога
1. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. - М.: 2023.- 125 с.
2. Копцева, Т.А. Природа – художник: Пособие для учителя. – М.: Интерпракс,
2022.- 100 с.
3. Кульчинская, Н.Л. Ребенок в музее. – М.: Издательский дом «Подкова»,
2021.-220 с.
4. Левин, С.Д. Беседы с юным художником. – М.: Просвещение ,2023.-112 с.
5. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. – М.: ШколаПресс,2022.-98 с.
6. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.:
Знание, 2021.-134 с.
7. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.:
Искусство в школе, 2023.-128 с.
8. Неменский, Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд:
Программа с краткими методическими рекомендациями 1-8 классы. – М.:
Просвещение, 2023.-90 с.
9. Полунина, В.Н. Искусство и дети. – М.: Просвещение, 2022.-148 с.
15
10. Современный словарь-справочник по искусству. – М.: Олимп: ООО
«Фирма-издательство АСТ», 2023.-540 с.
Для учащихся
1.Джанкаева, Ю. Игрушки для малышей из фетра. - М.: Феникс, 2023.-25с.
2.Ленгина, Ю. К. Фантазии из фетра. - М.: Феникс, 2022.-58 с
1.
2.
1.
2.
Для родителей
Левин, С.Д. Ваш ребенок рисует. – М.: Просвещение, 2024.-127 с.
Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 2024.-89 с.
Интернет ресурсы:
http://stranamasterov.ru- Страна Мастеров
feltli.com- Сайт с авторскими выкройками Виктории Лисевской
16
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование по программе
«Фетромания»
1 год обучения
№
за
н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Название темы, раздела
Введение.
Основы материаловедения. Как выбрать фетр?
Основные ручные швы. Шов вперед, назад иголку
Основные ручные швы. Петельный и обметочный швы
Работаем с выкройкой. Правила работы с выкройками
Животные леса. Медведь
Животные леса. Лиса
Животные леса. Заяц
Животные леса. Ежик
Насекомые. Божья коровка
Паукообразные. Шьем паука
Птицы леса. Сова
Самостоятельная работа. Шьем дятла
Мастерская Деда Мороза. Дед Мороз
Мастерская Деда Мороза. Снегурочка
Мастерская Деда Мороза. Символ года
Мастерская Деда Мороза. Ангел
Кто в воде живет? Лягушка
Кто в воде живет? Рыбы
Кто в воде живет? Осьминог
Кто в воде живет? Медуза
Самостоятельная работа. Шьем морского конька
Шьем героев мультфильмов. Винни-пух и все, все, все.
Шьем героев мультфильмов. Винни пух
Шьем героев мультфильмов. Забавные миньоны
Шьем героев фильмов и мультфильмов. Мой любимый
герой.
Создание авторской игрушки.
Создание авторской игрушки Отрисовка выкройки
Создание авторской игрушки. Перенос выкройки на ткань
Создание авторской игрушки. Сборка основных деталей
Создание авторской игрушки. Сборка дополнительных
деталей
Создание авторской игрушки. Оформление лица, мордочки
Количество часов
Все Теори Прак
го
я
тика
2
2
2
1
1
2
1
1
2
2
2
1
1
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
17
33
34
35
36
Создание авторской игрушки. Доработка мелких деталей
Создание авторской игрушки. Завершение работы
Досугово-развивающая деятельность
Промежуточная аттестация
Всего
2
2
2
2
72
2
2
2
1
8
1
64
18
Приложение № 1.1.
«Фетромания»
2 год обучения
№
за
н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Название темы, раздела
Введение.
Вдохновение из природы: шьем фетровые цветы и
листочки
Вдохновение из природы: шьем фетровые цветы и
листочки
Вдохновение из природы: шьем фетровые цветы и
листочки
Осенние дары. Шьем овощи
Осенние дары. Шьем овощи
Осенние дары. Шьем овощи
Осенние дары. Шьем фрукты круглой формы (яблоко,
апельсин, мандарин)
Осенние дары. Шьем фрукты. Груша
Осенние дары. Шьем фрукты. Банан
Шьем грибы. Мухомор
Шьем грибы. Подберезовик, подосиновик
Самостоятельная работа. Корзинка с дарами осени
Украшаем елочку. Шьем елочные игрушки
Украшаем елочку. Шьем елочные игрушки
Украшаем елочку. Шьем елочные игрушки
Украшаем елочку. Шьем елочные игрушки
Магниты из фетра
Магниты из фетра
Магниты из фетра
Магниты из фетра
Шьем транспорт из фетра. Воздушный транспорт
Шьем транспорт из фетра. Наземный транспорт
Шьем транспорт из фетра. Водный транспорт
Открытки из фетра
Открытки из фетра
Открытки из фетра
Пасхальный сувенир
Пасхальный сувенир
Фетровые аксессуары. Брошь ко Дню победы
Фетровые аксессуары. Брошь ко Дню победы
Самостоятельная работа. Моя авторская брошь
Количество часов
Все Теори Прак
го
я
тика
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
1
2
2
1
2
1
2
1
19
33
34
35
36
Самостоятельная работа. Моя авторская брошь
Самостоятельная работа. Моя авторская брошь
Досугово-развивающая деятельность
Промежуточная аттестация
Всего
2
2
2
2
72
1
13
2
2
2
1
59
20
Приложение № 2
Контрольно-измерительные материалы
Промежуточная аттестация по итогам 1 полугодия 1 года обучения.
Цель: проверить полученные знания, умения и навыки по окончании первого
полугодия 1 года обучения.
Проверка теоретических знаний осуществляется в форме открытого теста.
Инструкция: учащимся раздаются вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы,
записывая ответ.
Время выполнения: 30 минут:
1.
Какие ручные швы вы знаете? (вперед иголку, назад иголку, через край,
петельный)
2.
Что такое выкройка? Для чего нужна выкройка? (Выкройка - это детали
будущего изделия, выполненные на бумаге, кальке. Выкройка нужна для того,
чтобы создать изделие, которое задумал(а) и при этом не испортить ткань)
3.
Какие инструменты и материалы используются для переноса выкройки на
ткань? (портновский мел, карандаш или маркер по ткани, простой карандаш)
Критерии оценки теоретических знаний общий балл за выполнение теста:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (3 правильных ответа)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (2 правильных ответа)
1 балл – не усвоил материал (1 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить изделие и мягкого фетра по готовой выкройке на тему
«Игрушка на елочку»
Материалы: белый картон, простой карандаш
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 60 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность;
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
1балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
21
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
Личностные
наблюдения
и
метапредметные
результаты
отслеживаются
методом
Промежуточная аттестация по итогам освоения программы за 1 год
обучения.
Цель: проверить полученные знания, умения и навыки по окончании 1 года
обучения.
Проверка теоретических знаний осуществляется в форме открытого теста.
Инструкция: Учащиеся отвечают на вопросы, записывая ответ.
Время выполнения: 30 минут:
1. Какие основные правила техники безопасности необходимо соблюдать
при работе с колющими и режущими предметами?
2. Назовите основные ручные швы при шитье игрушек из фетра?
3. Назовите последовательность работе при создании авторской игрушки?
Критерии оценки теоретических знаний общий балл за выполнение теста:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (3 правильных ответа)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (2 правильных ответа)
1 балл – не усвоил материал (1 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: нарисовать выкройку к будущему изделию.
Материалы: белый картон, простой карандаш
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 45 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность.
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
1 балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
22
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
При оценке личностных и метапредметных результатов используется метод
наблюдение.
23
Промежуточная аттестация 2 год обучения.
Промежуточная аттестация по итогам 1 полугодия 2 года обучения.
Цель: проверить полученные знания, умения и навыки по окончании первого
полугодия 2 года обучения.
Проверка теоретических знаний осуществляется в форме открытого теста.
Инструкция: учащимся раздаются листочки с вопросами. Учащиеся отвечают
на вопрос, записывая ответ.
Время выполнения: 30 минут:
1. Какие основные правила техники безопасности необходимо
соблюдать при работе с колющими и режущими предметами?
2. Какие основные правила работы с выкройкой?
3. Какие виды наполнителей для игрушек вы знаете? (холлофайбер,
синтепон)
Критерии оценки теоретических знаний общий балл за выполнение теста:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (3 правильных ответа)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (2 правильных ответа)
1 балл – не усвоил материал (1 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: выполнить изделие из мягкого фетра по готовой выкройке на тему
«Игрушка на елочку»
Материалы: белый картон, простой карандаш
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 60 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность.
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
1балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
24
При оценке личностных и метапредметных результатов используется метод
наблюдение.
Промежуточная аттестация по итогам освоения программы за 2 год
обучения.
Цель: проверить полученные знания, умения и навыки по окончании 1 года
обучения.
Проверка теоретических знаний осуществляется в форме открытого теста.
Инструкция: учащимся раздаются листочки с вопросами. Учащиеся отвечают
на вопрос, записывая ответ.
Время выполнения: 30 минут:
4. Какие основные правила техники безопасности необходимо соблюдать
при работе с колющими и режущими предметами?
5. Назовите основные ручные швы при шитье игрушек из фетра?
6. Назовите последовательность работе при создании авторской игрушки?
Критерии оценки теоретических знаний общий балл за выполнение теста:
3 балла – усвоил материал в полном объеме (3 правильных ответа)
2 балла – усвоил материал не в полном объеме (2 правильных ответа)
1 балл – не усвоил материал (1 или нет правильных ответов)
Практическая работа:
Задание: нарисовать выкройку к будущему изделию.
Материалы: белый картон, простой карандаш
Форма работы: самостоятельная работа
Время выполнения: 45 минут
Критерии оценки практической работы (по одному баллу за каждый
критерий)
- Последовательное соблюдение всех этапов работы;
- Проявление фантазии в работе;
- Аккуратность.
Система оценивания (практика) общий балл за выполнение практической
работы:
3 балла - работа выполнена самостоятельно, соблюдены все этапы работы,
аккуратно, композиция построена правильно.
2 балла - работа выполнена с частичной помощью педагога (присутствует 1
ошибка в одном из критериев)
1балл- работа выполнена с помощью педагога, допущено 2 ошибки.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям за
теорию и за практику:
Высокий (5-6 баллов)- показал отличные знания умения и навыки;
Средний (3-4 балла)- допущены 1-2 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы
Низкий (1-2 балла)- допущены 3 ошибки при ответе на вопрос или при
выполнении работы.
25
При оценке личностных и метапредметных результатов используется метод
наблюдение.
Приложение № 3
Диагностика уровня обученности
Год
обучения__________________________________________________________
Вид диагностики__________________________________________________
Оценочная таблица проверки теоретических знаний по программе
№
Ф.И.
учащегося
1
№1
Номер вопроса
2
3
4
5
Общий
балл
1
2
3
Оценочная таблица проверки умений и навыков по программе
№2
№ Ф.И.
Критерии оценки практической работы
Общи
учащегос Последовательн
Проявлен Аккуратнос Цветово й балл
я
ое соблюдение
ие
ть
й
всех этапов
фантазии
колорит
работы
в работе
работы.
1
2
3
Итоговая оценочная таблица проверки знаний, умений и навыков
учащихся по программе
№
Ф.И.
учащегося
Общий балл
Общий балл Итоговый
Уровень
за
за
балл
обученности
теоретические практические
знания
умения и
навыки
1
2
3
26
Таблица наблюдений личностных результатов развития учащегося
№4
Фамилия, имя
ребёнка____________________________________________________
Возраст____________________________________________________________
Объединение______________________________________________________
Дата начала
наблюдения___________________________________________________
Сроки
диагностики/
Показатели
Первый год обучения
Начало
Конец уч.
уч. года
года
Второй год обучения
Начало
уч. года Конец уч. года
1.Организационноволевые качества:
1.1. Терпение
1.2. Воля
1.3. Самоконтроль
2.Ориентационные
качества:
2.1. Самооценка
2.2.Интерес
к
занятиям в детском
объединении
3.Поведенческие
качества:
3.1.Конфликтность
3.2.Тип
сотрудничества
4. Личные
достижения
учащегося(участие
в конкурсах
различного
уровня)
Критерии оценки личностных результатов(используемый методнаблюдение)
0 баллов-показатель не проявляется;
1 балл-показатель проявляется периодически;
2 балла- показатель проявляется постоянно.
27
Таблица наблюдений метапредметных результатов
№5
Фамилия, имя
ребёнка____________________________________________________
Возраст____________________________________________________________
Объединение______________________________________________________
Дата начала
наблюдения___________________________________________________
Сроки диагностики/
Показатели
Первый год
обучения
Начало
уч.
Конец уч.
года
года
Второй год обучения
Начало
уч.
Конец уч. года
года
Умение самостоятельно
определять цели своего
обучения
Ставить и
формулировать для себя
новые задачи в
познавательной и
творческой
деятельности
Развивать мотивы и
интересы
своей
познавательной
и
творческой
деятельности
Умение
организовывать учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
педагогом и
сверстниками
Работать
индивидуально и в
группе
Умение слушать и
слышать педагога
28
Критерии оценки личностных результатов (используемый методнаблюдение)
0 баллов-показатель не проявляется;
1 балл-показатель проявляется периодически;
2 балла- показатель проявляется постоянно.
29
Приложение № 4
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел
Название
мероприятия
Конкурсные Участие в городских
мероприятия конкурсах в рамках
городского
фестиваля
«Созвездие
талантов»
Участие в городском
конкурсе
«Безопасность
глазами детей»
Участие в интернетконкурсах
Организация Творческая
досуга
Мастерская
«Мастерская Деда
Мороза»
Самая красивая
Валентинка (конкурс
Валентинок внутри
объединения)
Школа
Беседа «Школа
жизни
дорожных наук»
Беседа «Пожарная
безопасность»
Государстве Беседа «Моя Россия»
нные
Беседа «Традиции
традиции
русского народа»
Семейные
отношения
«Семья- главная
ценность в моей
жизни»
«Я и моя семья»
Цель
Выявление и
поддержка
одаренных детей
Выявление и
поддержка
одаренных детей
Выявление и
поддержка
одаренных детей
Организация
досуга.
Место
проведения
ДТД и УМ
ДТД и УМ
Сроки
Декабрь
Апрель
Март
В течение
года
«ЦДОД
«Олимп»
Морозова, 6
декабрь
Организация
досуга.
ЦДОД
«Олимп»
Морозова, 6
февраль
Формирование
правильного
поведения на
дорогах.
«ЦДОД
«Олимп»
Морозова, 6
Сентябрьоктябрь
Уважение и
почитание
государственных
традиций
Воспитание
любви и
уважения к
близким
«ЦДОД
«Олимп»
Морозова, 6
ноябрь
ЦДОД
«Олимп»
Морозова, 6
декабрь
30
Нравственно Беседа «О законах
е воспитание нравственности»
Формирование
правильного
поведения в
обществе
«ЦДОД
«Олимп»
Морозова, 6
январь
Формирование
правильного
поведения в
обществе
«ЦДОД
«Олимп»
Морозова, 6
февраль
Здоровьесбереж
ение.
Формирование
здорового
образа жизни.
ЦДОД
«Олимп»
Морозова, 6
март
Формирование
бережного
отношения к
природе
«ЦДОД
«Олимп»
Морозова, 6
апрель
Патриотичес «Мужество»
кое
воспитание «О патриотизме. О
Родине.»
Воспитание
любви к
родному краю.
«ЦДОД
«Олимп»
Морозова, 6
май
Экстремальн «Осторожно,
ые ситуации гололёд!» «Опасные
игрушки»
«Осторожно, сход
снега» «Безопасный
отдых»
Формирование
правил
поведения и тб
в экстремальных
ситуациях
«ЦДОД
«Олимп»
Морозова, 6
октябрь
декабрь
март
май
Работа с
Собеседования
детьми
состоящими
на
различных
Анкетирование.
учетах
Вовлечение
трудных детей в
объединения
центра.
Изучение
потребностей
данной группы
детей.
Раскрытие и
развитие
способностей
детей.
Кабинет
СОШ №38,
№36
В течении
года
Кабинет
СОШ №38,
№36
В течении
года
Актовый зал
СОШ №38,
№36
В течении
года
Беседа «Дорогою
добра».
Правовое
воспитание
Беседа «Можно и
нельзя»
Беседа «Правила для
учащихся- это закон»
Здоровье
Беседа «Сохрани
свое здоровье»
Беседа «Твое
здоровье»
Экология
Беседа «Экология и
мы»
Беседа «Учимся
беречь природу»
Мероприятия ЦДОД
31
Работа с
родителями
Родительское
собрание
«Знакомство с
планом работы
объединения на
новый учебный год».
Собеседования.
Анкетирование.
Родительское
собрание
«Подведение итогов
года»
Привлечение
родителей к
творческой
деятельности
детей
«ЦДОД
«Олимп»
Морозова, 6
В течении
года
Приобщение
родителей к
учебному году,
решение
воспитательных
проблем.
Изучение
потребностей
родителей в
занятости детей.
Знакомство с
творческими
достижениями
каждого
учащегося.
«ЦДОД
«Олимп»
Морозова, 6
В течении
года
«ЦДОД
«Олимп»
Морозова, 6
В течении
года
«ЦДОД
«Олимп»
Морозова, 6
В течении
года
32
Приложение № 5
План работы с родителями
Месяц
сентябрь
январь
апрель
в течение
учебного года
Содержание
родительское
собрание
Организационное
«Давайте
познакомимся»:
- знакомство с общим содержанием образовательной
программы, с перспективами на учебный год, с
расписанием занятий, с правилами поведения в Центре
и в объединении, знакомство с Уставом Центра
заполнение заявления-анкеты;
- знакомство с перечнем материалов, необходимого для
занятий;
- выбор родительского комитета.
Родительское собрание «Наши первые результаты»:
- результаты обучения за 1-е полугодие;
- отчет родительского комитета.
Родительское собрание «Подведем итоги»:
- результаты обучения за год;
- отчет родительского комитета за год;
- награждение активных родителей
1. Привлечение родителей к подготовке и проведению
мероприятий, открытых занятий, пополнению материальнотехнической базы объединения.
2. Консультирование родителей по вопросам воспитания
детей.
3. Посещение родителями учебных занятий.
4. Общение с родителями по телефону по различным
вопросам.
33
Приложение № 6
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
в дополнительной общеобразовательной программе –
дополнительнойобщеразвивающей программе
№
изм.
Номер и название
раздела учебного плана
программы, в который
внесены изменения
Наименован
ие
документа
Основание
Дата
Номер
34