Чипполино 2025

КОМПЛЕКСОСНОВНЫХХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙО
БЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ–
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙПРОГРАММЫ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Чиполлино» модифицированная, уровневая
(стартовый, ознакомительный уровень), учрежденческая, разновозрастная,
художественной направленности. Настоящая программа разработана с учетом
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» https://clck.ru/C7fwL
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
https://
pokrovsky.gosuslugi.ru/netcat_files/32/50/Prikaz_Minprosvesscheniya_Rossii_ot_27.0
7.pdf
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»)
[Электронный ресурс].-Режим доступа:https://docs.cntd.ru/document/350163313
4. Стратегия социально-экономического развития РеспубликиКоми до 2035
года https://docs.cntd.ru/document/553237768
5. Стратегия
социально-экономического
развития
города
Сыктывкарадо2030года https://docs.cntd.ru/document/438993064
6. ПостановлениеГлавногогосударственногосанитарноговрачаРФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:http://docs.cntd.ru/document/566085656
7. Стратегия развитиявоспитания в РФ напериод до 2025 года(утв.
распоряжением Правительства РФ от 29 мая2015 года №996-р) [Электронный
ресурс] .– Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
8. Устав муниципального учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей «Олимп» [Электронный ресурс].Режим доступа:https://olimpкomi.profiedu.ru/upload/proeduolimp_komi_new/files/32/72/327233e25569b6276ddb3e
8090d97869.pdf

Актуальность:
Использование театрализованной деятельности в педагогическом
процессе является актуальным в настоящее время.Так как эта деятельность
позволяет оптимально освоить мир социальных отношений и связей.
Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к
общению является дошкольный и младший школьный возраст.В этот период
дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные
навыки и умения. Театрализованная деятельность способствует
нравственно-эстетическому воспитанию, дает новые впечатления, развивает
интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь,обогащает
словарный запас.
- способность ребенка к идентификации с полюбившимся образом позволяет
через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на
детей.
-театрализованная деятельность помогает развиваться ребенку эмоционально
и физически
-учит думать, анализировать
- подбор специального репертуара формирует культуру межэтнического
общения среди сверстников.
Особенность:–
На первый план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. В
детском любительском театре выступление, представление, спектакль - не
самоцель, а средство формирования и развития личности ребенка. Важнее
цели пути – сам путь; важнее осознание ребенком своих возможностей,
раскрытие личностных качеств (познавательных, волевых, эмоциональных),
творческих способностей, ощущение ребенком себя в ситуации успеха – все
это пригодится будущему школьнику при решении различного рода задач в
повседневной жизни. На практике учащийся пробует себя в разных ролях.
Смена функций исполнителя и зрителя, которые берёт на себя ребёнок в
процессе занятий, позволяет ему не только узнать отношение других к той или
иной ситуации, но и продемонстрировать друзьям свой взгляд, своё видение;
она дает возможность каждому учащемуся попробовать свои силы в любой
роли: сказочных персонажей, главных и второстепенных героев спектакля, в
качестве исполнителя или зрителя, в качестве автора, режиссера, суфлера,
декоратора. Занятия проводятся в игровой форме, используются игровые
технологии и приемы, технология дифференцированного подхода обучения.
Содержание занятий носит, в основном, практический характер, и занятия
теоретические таковыми являются лишь отчасти, теория дается в форме
непринужденной беседы, игры или викторины.
В основу содержания программы положен принцип последовательного
распределения учебного материала: от простого - к сложному, от игры - к
спектаклю.
Адресатпрограммы:

На обучение по программе принимаются все желающие в возрасте 7-14 лет,
которые хотят заниматься театральным творчеством.
Набор в группу осуществляется на основе заявления родителей (законных
представителей) .
Срокиобъемосвоенияпрограммы:
Продолжительностьобразовательногопроцесса2года.
Общее
количествоучебныхчасов,запланированныхнавесьпериодобучения,необход
имыхдляосвоенияпрограммы-288часов
Год
обучения
1
2
ВСЕГО

Количество часов
в неделю

Количество часов
в год

4
4

144
144
288

Формы организации образовательного процесса и виды занятий.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий. Основным
видом занятия является учебное занятие. Формы работы учащихся на занятии
– индивидуальные, групповые, работа в парах. Основной формой учебно–
воспитательного процесса является групповое учебное занятие. Формы
занятий – теоретические, практические, комбинированные. Виды занятий по
программе определяются содержанием программы и предусматривают:
мастерские, тренинги, беседы, игры, конкурсы, экскурсии, самостоятельную
работу, массовые воспитательные мероприятия, социальные акции
Режимзанятий:
Продолжительность занятия 1и 2 года обучения: 2 академических часа с 10
минутным перерывом. Длительность одного академического часа составляет
40 минут, что соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Годобучен Количествочасовиразвнеделю
ия
1

2разапо2часа

Продолжительностьодн
огозанятияв
академическихчасах
30мин.

2

2раза по 2 часа

До 40 мин

2.ЦЕЛИИЗАДАЧИПРОГРАММЫ
Цель:Выявить и развиватьпознавательныеитворческиеспособностиучащихся
черезтеатральную
постановку,игру,практическиезанятияпо
сценическомумастерству.
Задачипрограммы:
Обучающие:
-получениепредставленияотеатре,работеактёров;
приобретение личного опыта самоорганизации, организации
совместной деятельностис другими детьмииработыв команде;
формирование культуры и техники речи (речевое дыхание,
артикуляция);
получение первичного опыта в использовании
театральнойтерминологии;
- получение
первичного опыта выступления на сцене
- получение знаний о фольклоре, праздничной и игровой обрядности
народов, проживающих в республике.
сформировать первоначальные знания и навыки по театральному
творчеству и актерскому мастерству.
Воспитательные:
-воспитаниеустойчивогоинтересактеатральнойдеятельности;
воспитаниепозитивногоотношенияккультуреиискусству;
-воспитание
нравственных
качеств:
трудолюбия,доброты,организованности,добросовестног
оотношениякделу,инициативности,любознательности,взаимопомощи,умения
работатьв коллективе.
-формирование культурыповедениянасцене;
-формирование поведениявтеатре;
Развивающие:
-развитие зрительного ислухового
внимания,памяти,наблюдательности,находчивости,воображения
,образногомышления;
развитиелогическогоиабстрактногомышления,пространственноговоображен
ия;
-развитиеэстетическийвкус,творческиеспособностиифантазииучащихся;
развитиекоммуникативныхкачествличностиучащихся(речевуюдеятельность
,
навыки сотрудничества)

итворческуюактивностьиинициативу;
-развитиеспособностейк творческомуанализуисинтезу;
-развитиестремленийкосвоениюновыхзнанийиумений,к
достижению
болеевысокихтворческихрезультатов;
развитиенавыковсамостоятельнойработыиработывгруппепривыполнениипр
актическихтворческихработ.
развить
навыки
правильного
дыхания,
произношения
и
интонирования чтения
Эти задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе с организационными создание детского коллектива; привлечение родителей и профессионалов к
сотрудничеству; объединение их на базе общей идеи; поддержка внутренней
энергии своего профессионального роста; подбор репертуара и создание
условий (укрепление материально-технической базы).
Задачи 1 года обучения:
Обучающие:
-получение знаний о театре, работе актера
-обучение технике речи
(речевое
дыхание, артикуляция);
-получение первичного опыта виспользовании театральной терминологии;
- получение первичного опыта выступления на сцене
-получение знаний культуры поведения на сцене и в зале
- получение знаний о фольклоре, праздничной и игровой обрядности
народов, проживающих в республике.
Развивающие:
--развитие зрительного
и слухового внимания,
памяти,
наблюдательности, находчивости, воображения, образного мышления;
- развитие логического и абстрактного мышления, пространственного
воображения;
- развитие эстетический вкус, творческие способности и фантазии учащихся;
развить навыки правильного дыхания, произношения и интонирования
чтения
Воспитательные:
-воспитание интереса к театральной деятельности;
- воспитание
нравственных
качеств:
трудолюбия,
доброты,
организованности, добросовестного отношения к делу.
- формирование культуры поведения на сцене;
- формирование поведения в театре;
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Должны знать:
-отличительные особенности жанров театрального искусства;

-театральную терминологию, театральные профессии, устройство сцены и
зрительного зала;
-сценические требования к актеру, сценическая форма, сценический вид;
-приемы гримирования; изготовление реквизита, костюмов;
-элементарные характеристики музыкальных произведений - темп, ритм;
правила исполнения и характер заданных упражнений;
-требования по ТБ в репетиционных классах, на сценической площадке,
правила поведения в Центре.
Учащиеся умеют:
владеть
средствами образной выразительности: жестами,
мимикой, позой, танцевальными, знают элементы вокала;
выполнять заданные сценические действия;
выполнять роль в создании реквизита, костюмов, оформлении сцены;
умеют работать в паре с партнером.
Личностные результаты:
способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни
и в искусстве;
умеют чувствовать причины успешности (не успешности) собственной
творческой деятельности;
Развитие фантазии, воображения, умение владеть собой, снятие
зажимов, комплексов, стрессового состояния;
-развитие активности, коллективизма, самостоятельности;
приобщение к культурным ценностям к искусству.
Метапредметные результаты:
формирование универсальных способностей учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической деятельности;
овладение умением творческого видения с позиций актера, умение
сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное;
умение планировать и анализировать свою деятельность в соответствии
с поставленной задачей:
умение правильно оценивать результаты своей работы.
иметь опыт работы в группе и индивидуально для достижения
результата.
Имеют опыт:
участия
в
общественно-полезной деятельности объединения,
совместной деятельности
с
родителями
(законными
представителями) в жизни объединения, Центра.
3.СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ
Содержаниеучебногоплана
1годаобучения

№п/ Разделы,темы
п
6.
7.
8.

Общее
кол-во
часов
7
13
21

Введениевпредмет
Техникаикультураречи
Ритмопластика.

Втомчисле
Теория

практика

6
1
3

1
12
18

13
15

30
40
2
2
1
106

Пластическийт
9.
10.
11
12
13

ренинг
Актерскоемастерство
Работанадпьесой.
Самостоятельная работа
Досугово-развивающая деятельность
Промежуточная аттестация
ИТОГО:

43
55
2
2
1
144

38

1.Введениевпредмет.7часовТеория:
6часов
Знакомствосколлективом.ВыявлениеуровняиобъемазнанийотеатрахРеспубл
икиКоми.ТБ-2часа
Требования
к
нормам
поведения
Инструктаж
по
технике безопасности
ТеатрДревнейГреции"2часаРусскийнародныйтеатр2часаПрактика:1час
Итоговоезанятие
2.Техникаикультураречи15часовТеория:1
час
Упражнения
дляязыка,челюсти,губ.Речевойтренинг.Дик
ция.Тон.Тембр.Практика:14часов
Строениеголосовогоаппарата.2часаПостановка
дыхания2часаАртикуляционнаягимнастика.-2часа
Упражнениядляязыка,челюсти,губ.Речевойтренинг.Дикция.Тон.Тембр.-1час
Интонация.Расширение
диапазонаголоса.2часаУпражнениянаразвитиеречевыххарактеристик
голоса2часаСкороговорки.-2часа
Итоговоезанятие.-1час
3.Ритмопластика.Пластическийтренинг21часТеория:3часа
Снятиезажимовикомплексов
спомощьюритмопластики2часаСценическое действие-2часа
Практика:18часов
Снятиезажимовикомплексов
спомощьюритмопластики-

1часРазминка,настройка,освобождениемышц,релаксация.10часовКоммуникабельностьиизбавлениеот комплексов.2часа
Развитиеиндивидуальности.Рождениепластическогообраза.2часаМузыкаидвижение.Пластическийобразживойинеживойприроды2
часа
Итоговоезанятие-1часа
4.Актерскоемастерство45часовТеория:
13часов
"Внимание.Воображение.Память.Снятиезажимовикомплексов.".-2часа
Общеразвивающиеитеатральныеигрыиупражнения.Упражненияна
коллективностьтворчества..-2часа
Элементы
бессловесного
действия.4часа«Вес».«Оценка».«Пристройка».-2часа
Работасозрителем:проведениеконкурсовиигр.Изготовление
реквизита,костюмов.-2часа
Итоговоезанятие1часПрактика:32часа
Общеразвивающиеитеатральныеигрыиупражнения.Упражненияна
коллективностьтворчества..-2часа
Действие-языктеатральногоискусства.Целенаправленностьилогика
действия.Выбор драматическогоотрывка.-2часа
Этюдныепробы.Анализ.Показиобсуждение..-2часа
Новогоднеетеатрализованноепредставление.Работанадсозданием
образасказочныхперсонажей..-2часа
Упражненияиэтюды.Видыэтюдов..-2часа
Связьпредлагаемыхобстоятельствсповедением.«Явпредлагаемыхобстоятельст
вах»..-2часа
Элементыбессловесногодействия.4часа«Вес».«Оценка».«Пристройка».-6часа
Практическоеовладениелогикой
действия.Конкурсно–игровыепрограммы.4часа
Работасозрителем:проведениеконкурсовиигр.Изготовлениереквизита,
костюмов.-4часа
Итоговоезанятие-2час
5.Работанадпьесой56часовТеория:15часов
Работазастолом.Чтение.Обсуждениепьесы.Анализпьесы.Определениетемыпье
сы.-2часа
Анализсюжетнойлинии.Главныесобытия,событийныйряд.Основнойконфликт.
«Романжизнигероя».-2часа
Анализпьесыпособытиям.Выделениевсобытиилиниидействий.–4часа.
Работанадсозданиемобраза,выразительностьюихарактером
персонажа.Закреплениемизансценотдельныхэпизодов.Репетициина
сценическойплощадке.-2часа
Изготовление декораций,костюмов-2часа

Выбормузыкальногооформления.Репетициикактворческийпроцессиколлектив
наяработанарезультатсиспользованиемвсехзнаний,навыков,техническихсредс
твиталанта.-2часа
Анализпоказаспектакля.1часаПрактика:41час
Работазастолом.Чтение.Обсуждениепьесы.Анализпьесы.Определениетемыпье
сы.-6часов
Анализсюжетнойлинии.Главныесобытия,событийныйряд.Основнойконфликт.
«Романжизнигероя».-2часа
Определениемотивовповедения,
целейгероев.
Выстраивание
логическойцепочки.-2часа
Творческиепробы.Показиобсуждение.-2часа
Работанадсозданиемобраза,выразительностьюихарактером
персонажа.Закреплениемизансценотдельныхэпизодов.Репетициина
сценическойплощадке.-2часа
Работанадхарактеромперсонажей.Поисквыразительныхсредствиприемов.4часа
Изготовление декораций,костюмов-4часа
Оформлениесцены.Изготовлениекостюмов,реквизита,декораций.4часаВыбормузыкальногооформления.Репетициикактворческийпроцесс
иколлективнаяработанарезультатсиспользованиемвсехзнаний,навыков,технич
ескихсредствиталанта.-4часа
Прогонныерепетиции.6часаПремьера.-2часа
-2часаАнализпоказаспектакля.-1часа
Задачи 2 года обучения
Обучающие:
-закрепление и получение новых знаний и опыта
в
использовании
театральной терминологии;
- получение опыта выступления на сцене
-расширение знаний о фольклоре, праздничной и игровой обрядности
народов, проживающих в республике.
-расширение
навыков
владения средствами образной
выразительности (мимики, жеста,
свободного
и
непринужденного
исполнения хореографических, музыкальных упражнений).
-получение знаний творческого анализа и синтеза;
- получение навыков самостоятельной работы и работы в группе при
выполнении практических творческих работ.
-научить и стимулировать интерес к творческой деятельности
самостоятельному поиску художественного образа героев;
- развитие эстетический вкус, творческие способности и фантазии учащихся;
развить навыки правильного дыхания, произношения и интонирования
чтения

Воспитательные:
-воспитание интереса к театральной деятельности;
- воспитание
нравственных
качеств:
трудолюбия,
организованности, добросовестного отношения к делу.
- формирование культуры поведения на сцене;
- формирование поведения в театре;

доброты,

Развивающие:
-развитиенимания,
памяти,
наблюдательности,
находчивости,
воображения, образного мышления;
- развитие логического и абстрактного мышления, пространственного
воображения;
- развитие эстетический вкус, творческие способности и фантазии
учащихся;
- развитие коммуникативных качеств личности учащихся (речевую
деятельность,
- развитие способностей к творческому анализу и синтезу;
- развитие стремлений к освоению новых знаний и умений, к достижению
более высоких творческих результатов;
- развитие навыков самостоятельной работы и работы в группе при
выполнении практических творческих работ.
- развить навыки правильного дыхания, произношения и интонирования
чтения
Воспитательные:
-воспитание интереса к театральной деятельности;
- доброты, организованности, добросовестного отношения к делу.
- формирование культуры поведения на сцене;
- формирование поведения в театре;
Эти задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе с организационными создание детского коллектива; привлечение родителей и профессионалов к
сотрудничеству; объединение их на базе общей идеи; поддержка
внутренней энергии своего профессионального роста; подбор репертуара и
создание условий (укрепление материально-технической базы).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п

Разделы, темы

1.
2.
3.

Введение в предмет
Техника и культура речи
Ритмопластика

Общее
кол-во
часов
6
24
33

В том числе
Теория практика
6
3
8

0
21
25

тв

4.
5.
6.
7.
8.

Актерское мастерство
Работа над пьесой и спектаклем
Самостоятельная работа
Досугово-развивающая
деятельность
Промежуточная аттестация
ИТОГО:

32
41
4
3
1
144

10
16

41

22
25
4
3
1
103

СОДЕРЖАНИЕ
2 год обучения.
1. Введение в предмет-6часов
Теория: 6 часов
Вводное занятие Основы театральной культуры. Виды театров. Театр
итальянского Возрождения.- 2 часа
"Театр итальянского Возрождения. История русского театра 19-20 век"- 2
часа
Итоговое занятие- 1 час
2. Техника и культура речи-28 часов
Теория: 3 часа
Техника речи. Речевой тренинг.-2 часа
Итоговое занятие-1 час
Практика: 25 часов
Техника речи. Речевой тренинг.-8 часа
Техника речи. Речевой тренинг.-4 часа
Работа над литературно-художественным произведением.-12 часа
Итоговое занятие.- 1 часа
3.Ритмопластика-33 часа
Теория: 8 часов
Пластический тренинг-4 часа
Сценическое действие-4 часа
Практика: 25 часов
Пластический тренинг-12 часа
Пластический образ персонажа- 8 часа
Сценическое действие-4 часа
Итоговое занятие-1 час
4.Актерское мастерство35 часов
Теория: 10 часов
Организация внимания, воображения, памяти-6 часов
Сценическое действие-2 часа
Самостоятельная творческая работа.-2 часа
Практика: 25 часов
Организация внимания, воображения, памяти-8 часа
Актерское мастерство-4 часа

Сценическое действие-8 часов
Самостоятельная творческая работа.-4 часа
Итоговое занятие-1 час
5. Работа над пьесой и спектаклем -42 часа
Теория: 16 часов
Работа над пьесой и спектаклем. Выбор и анализ пьесы.-8 часов
Углубленный анализ событий.-6 часов
Репетиции отдельных картин.-2 часа
Практика: 26 часов
Работа над пьесой и спектаклем. Выбор и анализ пьесы.-2 часа
Углубленный анализ событий.-2 часа
Изготовление декораций, костюмов-6 часов
Репетиции отдельных картин.-8 часов
Прогонные репетиции.-6 часов
Прогонные и генеральные репетиции. Показ и обсуждение спектакля-2 часа
Планируемые результаты
Планируемыерезультаты
Предметныерезультаты:
Должнызнать:
-отличительныеособенностижанровтеатральногоискусства;
театральнуютерминологию,театральныепрофессии,устройствосценыи
зрительногозала;
-сценическиетребованиякактеру,сценическаяформа,сценическийвид;
-приемыгримирования;изготовлениереквизита,костюмов;
-элементарныехарактеристикимузыкальныхпроизведений-темп,ритм;
- правилаисполненияихарактерзаданныхупражнений;
требованияпоТБврепетиционныхклассах,насценическойплощадке,пра
вилаповедения в ЦДОД

Учащиесяумеют:
- владеть средствами образной выразительности:
- жестами,мимикой,
позой,танцевальными,знаютэлементывокала;
- выполнятьзаданныесценическиедействия;
- выполнятьрольвсозданииреквизита, костюмов,оформлениисцены;
- умеютработатьвпареспартнером.

Личностныерезультаты:
- способностьвоспринимать,чувствовать,
пониматьпрекрасноевжизниивискусстве;
- умеютчувствоватьпричиныуспешности(неуспешности)собственнойт
ворческойдеятельности;
- Развитиефантазии,воображения,умениевладетьсобой,снятиезажимов,
комплексов,стрессовогосостояния;
- приобретениедетьминавыковактерскогомастерства,раскрытиеихтво
рческихспособностей;
-развитиеактивности,коллективизма,самостоятельности;
- приобщениеккультурнымценностямкискусству.
Метапредметныерезультаты:
- формированиеуниверсальныхспособностейучащихся,проявляющихс
явпознавательнойипрактическойдеятельности;
- овладениеумениемтворческоговиденияспозицийактера,умениесравн
ивать,анализировать,выделятьглавноеивторостепенное;
- умениепланироватьианализироватьсвоюдеятельностьвсоответствиис
поставленнойзадачей:
- умениеправильнооцениватьрезультатысвоейработы.
- иметь опыт работы в группе и индивидуально для
достижения результата.Имеютопыт:
- участия в общественно-полезной
деятельности объединения,
- совместной
деятельности
сродителями(законнымипредставителями)вжизниобъединенияЦент
ра
УсловияреализацииПрограммы
Кадровое обеспечение.
- в реализации данной программы работает педагог дополнительного
образования и концертмейстер
Материально-техническоеобеспечение
- класс;
- магнитофон-1шт.
- ноутбук–1 шт.
- костюмы;

- реквизит;
- распечаткапьес,аудиозаписимузыкальногооформленияспектаклей
Информационноеобеспечение
-

справочнаяучебнометодическаялитература;
- методическиепособия
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Для определения фактического состояния образовательного уровня
проводится промежуточная аттестация в конце первого и второгогода
обучения по
дополнительной общеобразовательной программе дополнительной общеразвивающей программе и промежуточная аттестация
по освоению дополнительной общеобразовательной - дополнительной
общеразвивающей программы. Формы промежуточной аттестации комбинированная проверка (сочетание практической и устной проверки
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития способностей
учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом программы. В
целях определения результатов и качества освоения программы необходима
система мониторинга, то есть систематического контроля уровня знаний,
умений, навыков и компетентностей учащихся.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить
развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для
их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно
коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся
ив
протокол
промежуточной
аттестации.

ЭТАПЫПЕДАГОГИЧЕСКОГОКОНТРОЛЯ
Промежуточная аттестация
1год
Кконцупервогогодаобученияучащиесядолжны: знать: театральную терминологию, театральные профессии, устройство
сцены и зрительного зала;
уметь:выявлятьглавныесловавпредложении, правильно произносить буквы,показыватьразличныеэмоции, свободнои
естественно выполнятьнасцене простыефизическиедействия
2 год
К концу второго года обучения учащиеся должны
Знать что такое театр
Средства выразительного чтения
уметь: уметь применить теоретические знания при работе над ролью и на сцене
Цель
Формы
Содержание
первого Выявить
умения Упражнения
подготовки к работе над
ролью в спектакле.

Периодичность
Конец
года

Показатели, критерии
ТЕОРИЯ:
Что собой представляет театр (зрительный зал, сцена,
раздевалка, гримерочная и т.д.)
-какие есть театральные ипрофессии
-О средствах выразительного чтения
(произношение эмоции, физические действия)
ПРАКТИКА
-Читать, грамотно артикулируя;
-Общаться в коллективе сверстников, слушать и слышать
партнера по сцене, соблюдать дисциплину, правила

культурного поведения.

Конец
года

второго Выявить умения работы над Участие
ролью в спектакле.
спектакль

УРОВНИ:
Низкий –учащийся не справляется с заданием – 1 -баллов
Средний –учащийся справляется с заданием с помощью
педагога-2 балла
Высокий –учащийся
справляется
с
заданием
самостоятельно-3 балла
в ТЕОРИЯ:
театральную терминологию
профессии в театре
ПРАКТИКА
-Двигаться в пространстве сцены.
-Общаться в коллективе сверстников, -слушать и слышать
партнера
передавать эмоциональный окрас своего текста
свободно и естественно
выполнять на сцене простые физические действия
УРОВНИ:
Низкий –учащийся не справляется с заданием – 1 -балл
Средний –учащийся справляется с заданием с помощью
педагога-2 балла
Высокий –учащийся справляется с заданием самостоятельно
3 балла

2.1. Методическоеобеспечение
Программа содержит в себе различные виды деятельности: упражнения по
сценической
речи,сценическомудвижению,тренинги,этюдынаразвитиеосновактерскогомастерства,р
азвитиюфантазии,воображения,игрыиупражнениянавнимание,сценическоедвижение,п
ростейшиеэлементытанца,упражнениянаразвитиеритма,динамикидвижения.
Назанятияхиспользуютсяследующиеметодыреализациипрограммы:
Методы
Словесныйметод

Формы
Объяснение,рассказ, диалог беседа, обсуждение,
тренинги,снятиенапряжения.

Практическийметод

Наглядныйметод

Методопроса

Тренинги,
гимнастические
упражнения,
музыкальноритмическиеигры,снимающиенапряжение,релаксация,прослушив
ание,
наблюдение,представление,постановкаэтюдов
итанцев,импровизация,творческие
Задания,спектакль,концертноевыступление.
Вовремязанятияизучаютсяновыедвижения,при
обязательнойдемонстрациидвиженийпедагогомиобъясненияметод
икиисполнения.
Взаимодействиесдетьми,посредствомполучения
ответовнавопросы
Формызанятий

Формы
Групповые

Виддеятельности
Объяснениеновогоматериала.
Тренинги.Упражнения.Артикуляционнаягимнастика.
Игрыпоактерскомумастерству
Репетиции.Показспектакля

Индивидуальные

Основыактерского мастерства

Работапоподгруппам

Репетициипо эпизодамспектакля

Сводныезанятия

Припроведениирепетиций,воспитательныхмероприятий

Групповые, сродителями

Посещениетеатров,музеев,лыжныхпоходов

Технология,метод
,прием
Игровая

Образовательныесобыт
ия

Показателиэффекти
вности
реализации

Развитиепамяти,внимания,

Снятиезажимов,скованностиу
детей
технология
наблюдательности
Постановка
Умение работать в
Технология
инсценированных
коллективе,
творческойгрупп
Литературныхпроизведени
умениеобщатьсяс
овойработы
й,спектаклей
партнером,уважать его.
Умение выражать свои
Личностноэмоции,
Участиевконцертах,спектакл
ориентированно
чувствовать,сопереживать.От
ях
еобучение
личатьплохие
поступкиотхороших
СоблюдениесанитарноЗдоровьесбе
гигиеническихправил,бере
регающиетех
жноеотношениексвоемуздо
Вести здоровыйобразжизни
нологии
ровьюи
здоровьюокружающих
Умение
использоватьинтерн
Использованиеинтернета,за
Информационныет
ет;
письфонограммкспектакля
ехнологии
м
записьфонограммкспектакля
м,вестисъемку.
Основнойформойработыявляютсяучебныезанятия.Занятиявключаютв
себятеоретическуючастьвформебеседспросмотромиллюстративногоматериала(с
использованиемкомпьютерныхтехнологий)ипрактическуюдеятельность
обучающихся.
Программа предусматривает
групповую,фронтальнуюииндивидуальнуюформыорганизацииу
чебнойработыс использованиемследующихметодов:
1)Поисточникупередачиивосприятиязнаний:
словесные(рассказ,беседа),
наглядные
(демонстрация
пособий,
иллюстраций,
показтехнологических
приемов
наглядными
пособиями, презентациями,видеоматериалами)
практические(упражнения,выполнениетворческойработы)2)
Похарактерупознавательной деятельности:
репродуктивные(воспроизводящий)
частично-поисковые
(выполнение
заданий
с

элементамитворчества);
творческие(творческиезаданияповидам деятельности).проблемные
3)Постепенисамостоятельности:
работаподнепосредственнымруководствомпедагога; совместнаяработа;
самостоятельнаяработа.
Длястимулированияуучащихсяположительногоотношениякзанятиямиуспешнойр
еализацииобразовательнойпрограммы,используютсяследующие
методы:
Методы стимулирования;
Исследовательский(творческийпоиск); Рефлексия;
Создание на занятии ситуации занимательности (любопытные
примерыипарадоксальныефакты);
Образноеэмоциональноеизложениематериала;
Убеждение.Упражнение.Мотивация(поощрение);Репродуктивный;
Объяснительно-иллюстративный.
Большойинтересназанятияхвызываетиспользованиеигровыхприемов.Игрыпроводят
сясцельюпроверкиусвоениятерминов,понятийивкачествепсихологическойразгрузки
,предлагаютсяспециальносоставленныекроссворды,используютсясловесныеигры,зага
дки.Постоянныйпоискновыхформиметодоворганизацииучебногоивоспитательногопр
оцессапозволяетделатьработусдетьмиразнообразной,эмоциональноиинформационн
онасыщенной.

Условияреализациипрограммы
Программа«Чиполлино»реализуетсянабазе
«Олимп»(ул.Морозова,6)

МУДО«ЦДОД

НЕОБХОДИМЫЕУСЛОВИЯДЛЯРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАМММЕТОДИЧЕСКО
ЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯБАЗА
Занятияпроходят на базе Центра дополнительного образования «Олимп». Ул.
Морозова, 6впросторномкабинетесестественнымиискусственным освещением,
оснащенном ковриками для занятий партерным тренажем.
Дляпросмотроввидеофильмовипрезентаций естьноутбук.

Списокиспользованнойлитературы.
Дляпедагога:
1.

АгаповаИ.А.Школьныйтеатр. «ВАКО»2006

2.ГрачеваЛ.В.Актерскийтренинг: теорияи практика .СПБ.: Речь, 2013.3.КипнисМ.Актерскийтренинг.Более100игр,упражненийиэтюдо
в,
которыепомогутвамстатьпервокласснымактером/МихаилКипнис.—М.:
ACT:ACTМОСКВА,СПб.Прайм-ЕВРОЗНАК,2012
4.
МорозоваГ.В.Бытовойэтикетиманерыповедениявстранах
ЗападнойЕвропы(X-XI,XVI-XIXвв.):
Пособиедляактеров,режиссерови
студентовтеатральныхшкол.-(«Явхожувмирискусств»),2014
5.
Э.СарабьянАктерскийтренингпосистеме
Станиславского.Актерскийтренингпо
системеСтаниславского.Настрой.Состояния.Партнер.Ситуации»:АСТ;Москва;
2011
6.
Электронныйресурсhttp://lib-drama.narod.ru/
7.
Электронныйресурсhttp://biblioteka.teatr-obraz.ru/text
Дляучащихся:
1.КуприяновБ.В.Организацияиметодикапроведение игрсподростками.2004
2.Электронныйресурсhttp://www.livelib.ru/selection/12035
3.Электронныйресурсhttp://www.razumniki.ru/stihi.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

Терминологическийсловарькпрограмме«Основытеатрального
искусства»
АВАНСЦЕНА—
передняячастьсцены(междузанавесомирампой).АКТ

—

законченнаячастьдраматическогопроизведенияили
театральногопредставления;тоже,чтои действие.
АКТЕР(актриса)—исполнитель(исполнительница)ролей.
АМПЛУА—
сходныепохарактеруроли,соответствующиедарованиюивнешним
даннымопределенногоактера.
АНТРАКТ—перерыв
междудействиями(актами)спектакля,междуотделениямиконцерта.
АНТРЕПРЕНЕР—
владелец,содержатель,арендаторчастноготеатра.АНТРЕПРИЗА—
частныйтеатр.
БАЛАГАН—
театральноепредставлениекомическогохарактера,показываемое
наярмаркахинародныхгуляньях(вРоссиисXVIIIв.).
БАЛКОН—
меставзрительномзале,расположенныеамфитеатромвразличныхяру
сах.
БУТАФОР—
театральныйработник,ведающийбутафорией.Изготовляетее

художник-бутафор.
БУТАФОРИЯ—предметы,специальноизготовляемыеиупотребляемые
вместонастоящихвещейвтеатральныхпостановках.
ГАСТРОЛИ—выступлениеактеровнавыездев
другихтеатра.ГЕРОЙ—главноедействующеелицовспектакле.
ГРИМ—
1)искусствоизменениявнешностиактера(преимущественнолица)спом
ощьюспециальныхкрасок,наклеек,парика,прическии др
ГРИМЕР—
специалист,занимающийсягримировкойактеров.ДЕКОРАЦИЯ
—художественноеоформление места действияна театральной
сцене,создающеезрительныйобразспектакля.
ДРАМАТУРГ—автордраматическихпроизведений.
ЖАНР-Родпроизведенийвпределахкакогон.искусства,отличающийсяособыми,только
емусвойственнымисюжетными,
стилистическимипризнаками
ИДЕЯ-Основная,главнаямысль,замысел,определяющий
содержание.КОНФЛИКТСтолкновение,серьёзноеразногласие,спор,переломный
момент.
КОМИК—
амплуаактера,исполняющегокомедийныероли.КУЛИСЫ—
плоскиечастидекорации(мягкие,натянутыенарамы),
располагаемыепобокамсцены.

КООРДИНАЦИЯ-процессы

согласованияактивности

мышцтела,направленныенауспешноевыполнениедвигательнойза
дачи.
ЛИРИК—
амплуаактера,играющеголирическиеперсонажи.МАРИОНЕТКА—
театральнаякукла,которуюкукловодприводитв
движениеприпомощинитей.М
ИМ—актерпантомимы.
МИМИКА—
одинизважныхэлементовискусстваактера,выразительноед
вижениемышцлица.
МОНОЛОГ—речь

актера,обращеннаяк

слушателямилисамомусебе.ПАНТОМИМА—
видсценическогоискусства,в котором
художественныйобразсоздается
безпомощислов,средствамивыразительногодвижения,жеста,мимики.
ПАРТЕР—
плоскостьполазрительногозаласместамидлязрителей,обычнонижеу
ровнясцены.
ПРЕМЬЕРА—
первый(илиодинизпервых)публичныйплатныйпоказновогоспектакля.
ПРИМАДОННА—актриса,исполняющаяглавныероли.
ПРОСТАК—амплуа актера,исполняющегопростодушногочеловека,
РЕЖИССЕР—постановщик спектаклей,наосновесобственного
замысласоздаетновуюсценическуюреальность,объединяяработуактеро
в,

художника,композитора.
РЕКВИЗИТ—предметы,используемыевтеатральныхпостановках.
РЕПЕТИЦИЯ—основная формаподготовкитеатрального
представления.
РЕПЕРТУАР—совокупностьпроизведений,исполняемыхвтеатре.
РЕПЛИКА—краткое высказывание,произносимоеоднимактеромв
ответнаслова другого.
СПЕКТАКЛЬ—театральноепредставление.Создаетсянаоснове
драматическогоилимузыкальносценическогопроизведениявсоответствиис
замысломрежиссерасовместнымиусилиями актеров,художникаидр.
СВЕРХЗАДАЧА-Главнаяпроблема,задача,подчиняющаясебевсе
остальные
СЦЕНА-1)Специальнаяплощадка,накоторойпроисходиттеатральное
представление;2)Отдельнаячастьдействия,эпизодвпьесе,повести,ром
ане.
СЦЕНИЧЕСКОЕПРОСТРАНСТВО-Промежутокнасценемеждучемнибудь,место.
ТЕАТР—
родискусства,специфическимсредствомвыражениякоторогоявляетсясц
еническое действие,возникающеевпроцессеигрыактерапередпубликой.
ТЕАТР КУКОЛ—видтеатральногозрелища,в котором действуют
куклы,управляемыеактерами-кукловодами.
ТЕАТРМИНИАТЮР—видтеатра,в
так

которомставятсяпроизведения

называемыхмалыхформ(одноактныепьесы,пародии,сценки,скетчи).
ТЕАТРТЕНЕЙ—видтеатральногозрелища,основанныйна
использованииплоскихкукол,которыенаходятсямеждуисточником
светаиэкраномилинакладываютсянанего.
ТЕМА - это основной вопрос, который ставит перед собой
авторосновное утверждение, которое он доказывает на протяжении
целого текста.
ТРУППА — актерский состав театра.
ФИНАЛ — завершающая часть спектакля.
ЭПОХА- Длительный промежуток времени, выделяемый по какому-н.
характерному явлению, событию.
ЭТЮД — в современной театральной педагогике упражнение для
развития
и
совершенствования
актерской
техники..

ПРИЛОЖЕНИЕМетодическиерекомендации
Программапредполагаетследующиеметоды:
1.

Мастер–класс–

этозанятиявигровойформе,гдеспомощьюразличныхсредствметодатеат
рализациибудетпроходитьизучениеосновтеатральногоискусства:
-культуры речи;
-сценического движения;
-работынадхудожественнымобразом;

-

вокальноеисполнение.
2.Репетиция–разборсюжетнойлинии.Определениерядасцен,работа
надисполнительскимпланом,работанадсценическимдвижением–«разводка» сцен.
3.Индивидуальныезанятия–работанадхудожественнымвоплощением
образа,вокальнымисполнениемилитанцевальнымномером.
4.

Показспектакля(другихформтеатрализации)

–публичное

выступление.
5.Воспитательныеформыработы–беседы,посещениетеатров,
совместныепраздники,вечераотдыха.Индивидуальнаяработасродителями–
беседы, консультации,приглашениянавыступления.
Различныеформыработынаправленынасплочениеребятводиндружный,
работоспособный

творческий

состав,

что

предполагаетразноуровневоеобщениеватмосферетворчества.
Раздел«Основытеатральнойкультуры»–направленнаознакомление
систориейвозникновениятеатра,профессиональнойтерминологией,культуройвос
приятияискусства.
Сюдавходяттемы:
 «Театркаквидискусства»,«Видытеатральногоискусства»,«Театральные
жанры»;

 «Зарождениеискусства»,«ТеатрДревнейГреции»,«Русскийнародныйтеатр»,
«Историярусскоготеатра.18век»,«ТеатритальянскогоВозрождения»,«Театр
Шекспира»,«Историярусскоготеатра.19-20век»;
 «Театральноезакулисье»,«Театризритель».
Длязнакомствасисториейтеатральногодвижениявродномгороде,областивпрогр
аммувключенатема«НатеатральныхперекресткахМурома»,гдеучащиесязнако
мятсясисториейродногогорода,созданием
первоготеатра,развитиемтеатральногодвижения,известнымитеатральнымидея
телями.
Дляуспешногоусвоенияматериалаиспользуются:беседа,наглядныйматериал,а
удиоивидеоматериалы,посещениеспектаклей,экскурсии.
Формаоценкизнанийпроходитввидетестов,викторин,конкурсов.
Раздел«Техникаикультураречи»–включаетвсебяработунад
техникойречиввидеречевоготренингаиработунадлитературнохудожественнымтекстом,Вработунадтехникойречивходитосвоение
приемовснятиямышечных
зажимовголосовогоаппарата,постановкаправильного дыхания,работанад
дикцией,выстраиваниелогико-интонационной
структурыречи.Дляэтогоиспользуютсяспециальныеупражненияитренинги
.Занятияпроводятсявгрупповойформе.
Речевойтренингвключаетвсебя:
Игрыиупражнениянаречевое
дыхание«Поклонениесолнцу»,«Играсосвечой»,«Мячинасос»идр.
Артикуляционнаягимнастика:длягуб,языка,челюсти.
Речеваягимнастика(Тон,тембр,высотазвучания,интонация,
диапазон)
Скороговорки.

Приработенадлитературнымтекстомпроводятсяиндивидуальные
занятия.Назанятияхиспользуютсяпроизведения
фольклора,стихотворения,произведениярусскихизарубежныхавторов.Формак
онтроля–конкурсы,творческиепоказы.
Раздел«Ритмопластика»–направленнаобучениенавыкам
освобождениямышц,снятиязажимов,развитияпластичности.
«Звезда»,«Мокрыекотята»,«Деревянныекуклы»,«Зеркало»,«КактусиИва»,«Релак
сация»идр.),пластическиеимпровизации(назаданнуютему).
Упражнениятренинганаправленынамаксимальноеразвитиевозможностейчелове
ческоготела,учатсаморегуляции,концентрацииирасслаблению.Учащиесядолжн
ыуметьпередатьпластическуюформуживойприроды
инеживогомира,коллективноииндивидуальнопередаватьзаданныйритм.
Упражнениятренингапостроены

поиндивидуально-

групповомуметодуобучения.Назанятияхиспользуютсямузыкальныепроизведени
я,которые

помогаютпогрузитьсявсобственный

мирвоображения,освободитьсвоетелоотзажимовиперейтик рождениюдвижения.
Занятиепоритмопластикесостоитизследующихблоков:
 Психофизическаяразминка(тренинг)
 Содержательнаячасть,включающаявсебясозерцание,импрови
зацию,этюды.
 Подведениеитогов.
Полученныенавыкивработенадосвобождениеммышципластическойвыразительн
остьютелаприменяются

детьмивработенадсозданиемобраза

персонажа.Атакжевгармонизациивзаимодействиясвоеготела,рациональногоиэмо
циональногоаппарата.Формаконтролязнаний–творческиепоказы.
Раздел«Актерскоемастерство»-направленнаосвоениенавыков
актерскогомастерства.
Основныетемыэтого блока:
 «Организациявнимания,воображения,памяти»
 «Сценическоедействие»

 «Творческаямастерская
 «Самостоятельнаятворческаяработа».
Последовательностьраспределенияматериалазаключаетсявтом,чтобы
втечениепервогогодаобученияпомочьдетямнаправить
своевниманиевтворческоерусло,снятьзажимыикомплексы,подготовитьучащихс
ядля

работы

втворческомколлективе.Открытьдляучащихсяиподростковповедение(действие)
как

основной

материалактерскогоповедения.Впроцессе

всегообученияиспользуются
Общеразвивающие
игры,специальныетеатральныеигрыиупражнения,направленныенаразвитиевним
ания,воображения,памяти,логикидействияиповеденияактера.Большинствоупра
жненийвыполняетсяколлективно,частов
кругу.Упражненияотзанятиякзанятиюварьируются,вводятсяновые.
Упражненияиигры,применяемыеназанятиях:«Знакомство–дразнилка»,
«Наслуховоевосприятие»,
«Снежныйком»,
«Поймайхлопок»,
«Невидимаянить»,
«Большоезеркало»,
«Суета»,
«Зернышко»,
«Поводырь»,
«Диспетчер»,
«Тень»,
«Профессионалы»,
«Картина»,
«Скульптура»,
«Стеклянныйшар»,
«Рецепты»,
«Надействияс

воображаемымипредметами»,
«Оправдайпозу»идр.
Отупражненийнаразвитиевнимания,воображенияучащиеся
переходят
косвоениюзаконовсценического действиянапримере этюдов.
Этюд
считаетсяазбукойискусства.Этонебольшойотрезок
сценическойжизни,созданныйвоображением«Если бы».
Этюдыделятсяна:одиночные,дуэтные,массовые.Начинаетсяобучение
сэтюдов«Явпредлагаемыхобстоятельствах».Этюдыбывают:насменупсихофизич
ескогосостояния,навынужденноемолчание,навынужденное
общение,наорганическоемолчание,этюд-импровизация.
Именнонаэтюдахивспециальныхупражненияхотрабатываютсялогика
словесныхибессловесныхдействий,логикаобщенияивзаимодействия.
Задачапедагогасделатьэтиупражненияприемлемымидляданноговозрастаучащи
хсяивложитьвэтиэтюды

мысльонеобходимости

самостоятельного

детскогоанализа.Тогдаэтюдпринимаетещеи

статус

социальнойигры.Этаиграимеетогромноезначениевсоциальномсозреванииучащ
ихся,так как онаявляетсяглавнымисточникомсоциальногоопыта.
Вэтуигрувступаюттеилииные

социальныеотношения,действуютразличные

социальныечувства–иэторасширяетиобогащаетвнутренниймирребенка.
Всеупражнениянаправленынаосвоениеглавного

языкасцены-языка

действия.Теоретическиезнанияусваиваютсячерезпрактическиезадачи.Все
учащиесяпроходятпутьотупражнения,этюда–кучастиювтворческойпостановке.
Занятиепоактерскомумастерствусостоитизследующихблоков:
 Тренинг(упражнениянавнимание,воображение).
 Содержательнаячасть,включающаявсебяспециальные
упражнения,этюдыпоосвоениютемызанятия.

 Подведениеитогов.
Впрограммеотдельновыделенатема«Творческаямастерская»,где
учащиесяимеютвозможностьдлятворческогопоискаиработы

над

самостоятельнойтворческойтемой.Учащиесяиподросткиполучаюттеоретические
знанияипрактическиенавыкивработенадтеатрализованнымипредставлениями,ко
нкурсноигровымипрограммами,чтопозволяетрасширитьдиапазонтворческойдеятельност
иучащихсяиподростков.
Итогданнойдеятельностипредставленв

конкретномвыходена

детскую

аудиторию(традиционныеконкурсноигровыепрограммынашкольныхканикулах,новогодниетеатрализованные
представленияиигровыепрограммыуелки,проведениетематических
конкурсныхпрограмм дляшколгорода,ДнейТеатра).
Изучениераздела«Актерскоемастерство»взаимосвязаносизучением
другихразделовпрограммы.Усваивая материалнапрактике,получая
теоретическиесведенияпо
меревозникновениявнихнеобходимости,участникитеатральногоколлективаучат
сядействиюивзаимодействиюв сценическихусловиях.
Степеньтворческогоразвитияучащихсяопределяетсяпоихактивности,умениювыс
троитьлогикуповедениянасценическойплощадке,органичностиповедениявуслов
ияхвымысла,развитостифантазииивоображения.
Дляоценкирезультатовобученияиспользуются:творческиепоказы,конкурсы,откр
ытыезанятия,участиевспектаклях.
Раздел«Работанадпьесойиспектаклем»-завершаетучебный
процессиявляетсясвоеобразнымитогомвпримененииполученныхуменийинавы
коввработенадспектаклем.
Основнойисточник
дляпостановок–
произведенияхудожественнойлитературыотечественныхизарубежныхавторов,п
ьесыдляучащихсяиподростков.Длявыборапостановочногоматериалаважноприви
тьдетямхорошийхудожественныйвкус.
Постановкаспектакля являетсяитогомтворческойработыколлектива.Оттекста–
к
действиюнасценическойплощадке,отдействиякпоследующему,болееглубокомуана
лизупьесы,кнаблюдениям,анализуаналогичных жизненныхявленийивозвращениек
творческимпробам–путьработынад
сценическимвоплощениемпьесы.Основная

формаработы-репетиционная.
Главнаяцельэтогораздела–
ввестиучащихсяватмосферупьесы,пробуждаяфантазиюивоображение,научитьопре
делять событийныйрядивыстраиватьлогикуповеденияперсонажа.
Работаянадспектаклем,учащиесяпробуютсебявсамыхразличныхвидахдеятельности
:изготавливаютдекорации,костюмы,учатсяработать с музыкальнойаппаратурой.
Участиеучащихсявпоказахспектакля,театральныхфестиваляхпозволяетпоказатьнет
олькорезультатработыколлектива,ноипознакомиться
сработойитворчествомдругихтворческихколлективов.

Календарно-тематический план 1 года
№
занятия

Всего
Наименование раздела, темы

часов

т

п

1

Техника безопасности на занятиях "Чиполлино"

1

1

2

Техника безопасности на занятиях "Чиполлино"

1

1

3

Знакомство с коллективом. Беседы о театре

1

1

4

Театры Древней Греции

1

1

5

Русские народные театры

1

1

6

Итоговое занятие

1

1

7

Упражнения для языка,челюсти,

1

губ
8

Строение голосового аппарата

1

9

Строение голосового аппарата

1

10

Постановка дыхания

1

11

Постановка дыхания

1

12

Артикуляционная гимнастика

1

13

Артикуляционная гимнастика

1

14

Упражнения для языка,челюсти, губ.Дикция. Тон

1

15

Интонация.Расширение диапазона голоса

1

16

Интонация.Расширение диапазона голоса

1

17

1

19

Упражнения на развитие речевых характеристик
голоса
Упражнения на развитие речевых характеристик
голоса
Скороговорки

20

Скороговорки

1

21

Итоговое занятие

1

22

Снятие

18

зажимов

1
1

и

комплексов

с

помощью

1

и

комплексов

с

помощью

1

ритмопластики
23

Снятие

зажимов

ритмопластики
24

Сценическое действие

1

25

Сценическое действие

1

26

Снятие

зажимов

ритмопластики

и

комплексов

с

помощью

1

27

Разминка

1

28

Разминка

1

29

Разминка

1

30

Разминка

1

31

Разминка

1

32

Разминка

1

33

Разминка

1

34

Разминка

1

35

Разминка

1

36

Разминка

1

37

Коммуникабельность.Избавление от комплексов

1

38

Коммуникабельность.Избавление от комплексов

1

39

Развитие индивидуальности. Музыка и движени.

1

Пластический образ живой и неживой природы
40

Развитие индивидуальности. Музыка и движени.

1

Пластический образ живой и неживой природы
41

Итоговое занятие

1

42

1

46

Внимание.Воображение.Память.Снятие зажимов и
комплексов
Внимание.Воображение.Память.Снятие зажимов и
комплексов
Общеразвивающие и театральные игры и
упражнения
Общеразвивающие и театральные игры и
упражнения
Элементы бессловестного действия

47

Элементы бессловестного действия

1

48

Элементы бессловестного действия

1

49

Элементы бессловестного действия

1

50

Вес.Оценка.Пристройка

1

51

Вес.Оценка.Пристройка

1

52

Работа со зрителем. Изготовление реквизитов,
костюмов
Работа со зрителем. Изготовление реквизитов,
костюмов

1

43
44
45

53

1
1
1
1

1

54

Итоговое занятие

1

55

1

59

Общеразвивающие и театральные игры и
упражнения
Общеразвивающие и театральные игры и
упражнения
Действие-язык
театрального
искусства.Выбор
драматического отрывка
Действие-язык
театрального
искусства.Выбор
драматического отрывка
Этюдные пробы. Показ и обсуждение

60

Этюдные пробы. Показ и обсуждение

1

61

1

63

Новогоднее
театрализованное
представление.
Работа над созданием образа сказочныхперсонажей
Новогоднее
театрализованное
представление.
Работа над созданием образа сказочныхперсонажей
Упражнения и этюды

64

Упражнения и этюды

1

65

Связь предлагаемых обстоятельств с поведением.

1

66

Связь предлагаемых обстоятельств с поведением.

1

67

Элементы бессловестного действия

1

68

Элементы бессловестного действия

1

69

Элементы бессловестного действия

1

70

Элементы бессловестного действия

1

71

Вес.Оценка.Пристройка

1

1

72

Вес.Оценка.Пристройка

1

1

73

Вес.Оценка.Пристройка

1

74

Вес.Оценка.Пристройка

1

75

Вес.Оценка.Пристройка

1

76

Практическое
овладение
логикой
действия.Конкурсно-игровые программы
Практическое
овладение
логикой
действия.Конкурсно-игровые программы
Практическое
овладение
логикой
действия.Конкурсно-игровые программы
Практическое
овладение
логикой
действия.Конкурсно-игровые программы
Работа со зрителем. Изготовление реквизитов,
костюмов

1

56
57
58

62

77
78
79
80

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

1

84

Работа со зрителем. Изготовление реквизитов,
костюмов
Работа со зрителем. Изготовление реквизитов,
костюмов
Работа со зрителем. Изготовление реквизитов,
костюмов
Итоговое занятие

85

Итоговое занятие

1

86

Итоговое занятие

1

87

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

88

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

89

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

90

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

91

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

92

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

93

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

94

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

95

1

97

Работа над созданием образа.Работа на сценической
площадке
Работа над созданием образа.Работа на сценической
площадке
Изготовление декораций. Костюмов

98

Изготовление декораций. Костюмов

1

99

1

101

Выбор музыкального оформления Репетиция как
творческий процесс
Выбор музыкального оформления Репетиция как
творческий процесс
Анализ пьесы по событиям

102

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

103

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

104

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

105

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

106

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

107

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы

1

108

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

109

Анализ сюжетной линии.Главные события

1

81
82
83

96

100

1
1
1

1
1

1
1

1

112

Определение
мотивов
поведения
героев.Выстраивание логической цепочки
Определение
мотивов
поведения
героев.Выстраивание логической цепочки
Творческие пробы. Показ и выступления

113

Творческие пробы. Показ и выступления

1

114

1

120

Работа над созданием образа.Работа на сценической
площадке
Работа над созданием образа.Работа на сценической
площадке
Работа
над
характером
персонажей.Поиск
выразительных средств
Работа
над
характером
персонажей.Поиск
выразительных средств
Работа
над
характером
персонажей.Поиск
выразительных средств
Работа
над
характером
персонажей.Поиск
выразительных средств
Изготовление декораций. Костюмов

121

Изготовление декораций. Костюмов

1

122

Изготовление декораций. Костюмов

1

123

Изготовление декораций. Костюмов

1

124

Оформление сцены. Создание декораций.

1

125

Оформление сцены. Создание декораций.

1

126

Оформление сцены. Создание декораций.

1

127

Оформление сцены. Создание декораций.

1

128

Оформление сцены. Создание декораций.

1

129

Прогонные репетиции

1

130

Прогонные репетиции

1

131

Прогонные репетиции

1

132

Прогонные репетиции

1

133

Прогонные репетиции

1

134

Прогонные репетиции

1

135

Прогонные репетиции

1

137

Прогонные репетиции

1

138

Премьера

1

110
111

115
116
117
118
119

1
1

1
1
1
1
1
1

139

Премьера

1

140

Творческие встречи

1

141

Премьера

1

142

Анализ показа спектакля

1

143

Анализ показа спектакля

1

144

Творческие встречи

1

Всего

144

8

136

т

п

Календарно-тематический план 2 года
№

Всего

занятия

Наименование раздела, темы

часов

1

Техника безопасности на занятиях "Чиполлино"

1

1

2

Техника безопасности на занятиях "Чиполлино"

1

1

3

Основы театральной культуры.Виды театров

1

1

4

Театр эпохи Возрождения.

1

1

5

История русского театра 19-20 век

1

1

6

Итоговое занятие

1

1

7

Теория.Техника речи. Речевой тренинг

1

1

8

Речевой тренинг

1

9

Итоговое занятие

1

10

Практика Техника речи. Речевой тренинг

1

11

Постановка дыхания

1

12

Артикуляционная гимнастика

1

13

Артикуляционная гимнастика

1

14

1

15

Упражнения для языка,челюсти, губ.
Дикция. Тон
Интонация.Расширение диапазона голоса

16

Интонация.Расширение диапазона голоса

1

17

Упражнения на развитие речевых характеристик

1

1

голоса
18

Упражнения на развитие речевых характеристик
голоса

1

1

19

Скороговорки

1

20

Скороговорки

1

21

Итоговое занятие

1

22

1

35

Работа
над
литературно-художественным
произведением
Работа
над
литературно-художественным
произведением
Работа
над
литературно-художественным
произведением
Работа
над
литературно-художественным
произведением
Работа
над
литературно-художественным
произведением
Работа
над
литературно-художественным
произведением
Работа
над
литературно-художественным
произведением
Работа
над
литературно-художественным
произведением
Работа
над
литературно-художественным
произведением
Работа
над
литературно-художественным
произведением
Работа
над
литературно-художественным
произведением
Работа
над
литературно-художественным
произведением
Работа
над
литературно-художественным
произведением
Теория Пластический тренинг

36

Пластический тренинг

1

37

Пластический тренинг

1

38

Пластический тренинг

1

39

Пластический тренинг

1

40

Сценическое действие

1

41

Сценическое действие

1

42

Сценическое действие

1

43

Сценическое действие

1

44

Практика Пластический тренинг

1

45

Пластический тренинг

1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

46

Пластический тренинг

1

47

Пластический тренинг

1

48

Пластический тренинг

1

49

Пластический тренинг

1

50

Пластический тренинг

1

51

Пластический тренинг

1

52

Пластический тренинг

1

53

Пластический тренинг

1

54

Пластический тренинг

1

55

Пластический тренинг

1

56

Пластический тренинг

1

57

Пластический образ персонажа

1

58

Пластический образ персонажа

1

59

Пластический образ персонажа

1

60

Пластический образ персонажа

1

61

Пластический образ персонажа

1

62

Пластический образ персонажа

1

63

Пластический образ персонажа

1

64

Пластический образ персонажа

1

65

Сценическое действие

1

66

Сценическое действие

1

67

Сценическое действие

1

68

Сценическое действие

1

69

Итоговое занятие

1

70

Организация внимания,воображения, памяти

1

71

Организация внимания, воображения, памяти

1

72

Организация внимания, воображения, памяти

1

73

Организация внимания, воображения, памяти

1

74

Организация внимания, воображения, памяти

1

75

Организация внимания, воображения, памяти

1

76

Организация внимания, воображения, памяти

1

77

Сценическое действие

1

78

Сценическое действие

1

79

Самостоятельная творческая работа

1

80

Самостоятельная творческая работа

1

81

1

82

Практика. Организация внимания, воображения,
памяти
Организация внимания, воображения, памяти

83

Организация внимания, воображения, памяти

1

84

Организация внимания, воображения, памяти

1

85

Организация внимания, воображения, памяти

1

86

Организация внимания, воображения, памяти

1

87

Организация внимания, воображения, памяти

1

88

Организация внимания, воображения, памяти

1

89

Актерское мастерство

1

90

Актерское мастерство

1

91

Актерское мастерство

1

92

Актерское мастерство

1

93

Сценическое действие

1

94

Сценическое действие

1

95

Сценическое действие

1

96

Сценическое действие

1

97

Сценическое действие

1

98

Сценическое действие

1

99

Сценическое действие

1

100

Сценическое действие

1

101

Самостоятельная творческая работа

1

102

Самостоятельная творческая работа

1

103

Самостоятельная творческая работа

1

104

Самостоятельная творческая работа

1

105

Итоговое занятие

1

106

Теория.Выбор и анализ пьесы

1

107

Выбор и анализ пьесы

1

1

1

108

Выбор и анализ пьесы

1

109

Выбор и анализ пьесы

1

110

Выбор и анализ пьесы

1

111

Выбор и анализ пьесы

1

112

Выбор и анализ пьесы

1

113

Выбор и анализ пьесы

1

114

Углубленный анализ событий

1

115

Углубленный анализ событий

1

116

Углубленный анализ событий

1

117

Углубленный анализ событий

1

118

Углубленный анализ событий

1

119

Углубленный анализ событий

1

120

Репетиции отдельных картин

1

121

Репетиции отдельных картин

1

122

Практика.Работа над пьесой и спектаклем

1

123

Работа над пьесой и спектаклем

1

124

Углубленный анализ событий

1

125

Углубленный анализ событий

1

126

Изготовление декораций, костюмов

1

127

Изготовление декораций, костюмов

1

128

Изготовление декораций, костюмов

1

129

Изготовление декораций, костюмов

1

130

Изготовление декораций, костюмов

1

131

Изготовление декораций, костюмов

1

132

Репетиции отдельных картин

1

133

Репетиции отдельных картин

1

134

Репетиции отдельных картин

1

135

Репетиции отдельных картин

1

137

Репетиции отдельных картин

1

138

Репетиции отдельных картин

1

139

Репетиции отдельных картин

1

140

Прогонные репетиции

1

141

Прогонные репетиции

1

142

Прогонные репетиции

1

143

Прогонные репетиции

1

144

Показ и обсуждение спектакля

1

Всего

144

8

Репертуарный план
№п/п

Наименованиепроизведения,жанр

Автор
произведения,постано
вщик
Детские рассказы коми
писателей

Инсценированиепроизведений детских коми
писателей

2.

Сказка «Красная
шапочка»

Музыкальная сказка по произведению
Ш.Пьеро

3

Сказка «Муха Цокотуха»

Музыкальная сказка по произведению
К.Чуковского

4.
5.
6.

Сказка «Морозко»

Музыкальная сказка
Спектакль
ИнсценированиебасенИванаКрылова
«ВоронаиЛиса»,«Стрекозаимуравей»»Марты
шкаиочки».

7.

Сказка «Снежная королева»

Музыкальная сказка по произведению
Г.Х.Андерсена

8.

«Золотой ключик»

По мотивам сказки А. Толстого
«Приключения Буратино»

1.

Экзамены и магия
Басни Крылова

136

Контрольные задания по освоению
дополнительной общеобразовательной
программы
«Чиполлино»
Год обучения по программе: 2 год
Ф.И.О. педагога
_____________________________
Вид контроля – промежуточная аттестация
Раздел

Требования выполнения практического
материала.
Показатели оценивания.
Практика
- отлично владеет навыками перевоплощения,
Роль в
передачи образа (исполнительского
спектакле.Читать, мастерства), демонстрируют свои способности
грамотно
в условиях публичного показа.
артикулируя;
- владеет навыками сценического
-Общаться в
перевоплощения, передачи образа, но не всегда
коллективе
справляется с волнением, эмоциями в условиях
сверстников,
публичного показа.
слушать и
- слабо владеет навыками перевоплощения,
слышать
передачи образа (исполнительского
партнера по
мастерства) или владеет, но теряется в
сцене
условиях публичного показа.

Количество
баллов
3 балла

2 балла

1 балл

Высокийуровень - «В» - 3 балла
Средний уровень - «С» - 2 балла;
Низкий уровень - «Н» - 1балл.
Год обучения по программе: 1 год
Ф.И.О. педагога __________________________________________________
Вид контроля – промежуточная аттестация

Раздел

Требования выполнения теоретического
материала.
Показатели оценивания.
- отлично владеет навыками перевоплощения,
передачи образа (исполнительского
мастерства), демонстрируют свои способности
в условиях публичного показа.
- владеет навыками сценического
перевоплощения, передачи образа, но не
всегда справляется с волнением, эмоциями в
условиях публичного показа.
- слабо владеет навыками перевоплощения,
передачи образа (исполнительского
мастерства) или владеет, но теряется в
условиях публичного показа.

Теория
Что собой
представляет
театр
(зрительный зал,
сцена,
раздевалка,
гримерная и т.д.)
-Техника и
культура речи
-средства
выразительного
чтения.
Высокий уровень - «В» - 3 балла;
Средний уровень - «С» - 2 балла;
Низкий уровень - «Н» - 1 балл.

Количество
баллов
3 балла

2 балла

1 балл


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».